Исследовательская работа посвящена теме зарождения дипломатических отношений между Россией и Англией. Выдвинутая авторами гипотеза не нашла подтверждения. Учащимися был прочитан и исследован большой объём информации. В результате кропотливой работы был найден ответ на интересующий вопрос.
Вложение | Размер |
---|---|
Исследование | 41.42 КБ |
Презентация | 1.58 МБ |
Англия - Россия: зарождение дипломатических отношений (первая встреча)
Исследовательская работа
Выполнена ученицами
7 “A” класса
МИОО СОШ №169
Романенковой Марией и Романенковой Наталией
Научный руководитель:
Учитель английского языка
Решетникова Ольга Ивановна
Г.Москва,2013
Содержание.
1. Введение
В прошлом году мы посетили Старое Английское Подворье. Мы узнали много интересного, но, чем больше узнаешь, тем больше вопросов возникает. Нам стало любопытно, когда, как и при каких обстоятельствах установились отношения между двумя государствами.
Наша гипотеза: страны обменялись дипломатами в результате долгих переговоров, переписки на высоком уровне, как это обычно происходит между двумя большими государствами.
Цель работы: исследование вопроса установления дипломатических отношений между Московским государством и Англией.
Задачи:
В ходе работы по теме мы использовали следующие методы:
2. Основная часть
l. Исторические предпосылки установления отношений
Итак, мы задались целью узнать, как установились дипломатические связи между нашими государствами и произошла первая встреча. Прочитав несколько статей, мы обнаружили, что в истории долгое время существовал любопытный парадокс. Большинство европейских стран не имело представления о том, что на их континенте находится огромная страна, которая сейчас называется Россия. Дипломатические отношения с Россией поддерживали только граничившие с ней страны, например Польша.
То, что в 16 веке в Англии не знали о такой стране свидетельствуют документы об экспедиции, целью которой было открытие Северо - Восточного прохода из Европы в Индию и Китай. В книге В. Киприянова «Рассказы об Архангельске» (сноска « Книга первая, Архангельск 1992г., стр. 42. 43,) мы находим такие строчки: «…была организована экспедиция для исследования и открытий в северных частях света новых неизведанных государств, с которыми можно было бы успешно развивать торговые отношения». Дальше на стр. 43 мы читаем « …сможем ли мы хоть несколько вопросов из всего придуманного в инструкции задать предполагаемым живым существам. На карте мрак и неизвестность».
Мы нашли карту начала 16 века.(ссылка). Возможно, такая карта была у участников экспедиции. Она была сделана на основе географических знаний ещё времен Марко Поло. На ней видно название «Тартария» и что по воззрениям средневековых картографов расстояние через север "Тартарии" на восток не так велико что ,возможно, воодушевило организаторов экспедиции и вселило надежду на успешный исход экспедиции. Кстати, косвенное упоминание о Тартарии, а не о Московии мы находим в выше указанной книге: «Когда уже почти всё было готово к отплытию и чуть ли не каждый матрос ознакомился с инструкцией путешествия, одному из капитанов пришла в голову интересная мысль: нет ли возможности кого-нибудь расспросить о быте и нравах народов, населяющих восточные страны, куда направляется экспедиция?... Привели двух татар, служивших в ту пору в королевских конюшнях, но оказалось, что татары почти ничего не смыслят по-английски. Они даже не знали, откуда они родом и как оказались в Англии» (стр.46).
Какие же были причины для организации экспедиции англичан и как она была осуществлена? Выяснение этого вопроса нам показалось существенным, потому что ,как мы поняли, именно её результатом и было установление связей между нашими государствами.
II. Повод и причины организации экспедиции
Английская католическая церковь преобразовалась в англиканскую. Это привело к разрыву с папским престолом. И в период с 1529–1533 года Англия оказалась в изоляции от остальной Европы. А после захвата Францией в 1558–1562 годах принадлежавших англичанам Кале и Гавра Британия «стала островом». В Северном море и на Балтике в это время хозяйничали голландцы. К 1550 году их корабли обеспечивали самую большую долю перевозок между Северной Европой и Пиренеями. В 1560 году голландцы владели 70 процентами грузоперевозок по Балтийскому морю, были первой державой Европы в зерновой торговле. Да и морское могущество Испании еще не было до конца сломлено. Все эти обстоятельства побуждали англичан реализовывать свои колониальные замыслы на северо-востоке, а также на сухопутных коммуникациях, которые вели в глубь Евразии. (В начале 16 века в погоне за ведущими морскими державами - Испанией и Португалией - англичане ищут путь на восток, в Китай и Индию. Они решают отправиться туда северным путем, вдоль побережья Евразии) Исследовавший историю русско-английских отношений Ю. В. Толстой, впервые опубликовал в 1875 году документы, относящиеся к проникновению англичан в Россию во времена Ивана IV Васильевича (Грозного). Он утверждал: «В половине XVI века английские купцы увидели, что запрос на английские произведения значительно уменьшился… Некоторые из славных граждан лондонских… собрались для обсуждения средств к отвращению такого упадка английской торговли и остановились на мысли, что им следует, по примеру испанцев и португальцев, искать новых источников к обогащению открытием новых стран и учреждением новых торговых сношений…
Постановили снарядить эскадру для отыскания и открытия на северо-востоке пути в новые и неведомые дотоле страны. Для снаряжения этих кораблей решено было составить общество, каждый член которого должен был внести не менее 25 фунтов стерлингов. Скоро собрано было 6 тысяч фунтов, на которые куплены, исправлены и снаряжены 3 корабля». Так было положено начало лондонскому «Обществу купцов, искателей открытия стран, земель, островов, государств и владений, неизвестных и доселе не посещавшихся морским путем». Патроном «Общества» выступил король Англии Эдуард VI,(сноска 1) а поэтому затеянное англичанами предприятие было делом государственной важности. В честь короля было названо одно из судов. Забегая вперёд, именно оно благополучно достигло берегов Московии. С непосредственным участием королевского советника по морским делам Себастьяна Кабота (знаменитый исследователь, участвовал в плавания в Америку, выходил в поисках северо-западного пути в Тихий океан, плавал с испанцами в Южную Америку) разрабатывается план экспедиции, составляются подробные инструкции. Именно в этой инструкции Кабот указывает на постоянное ведение судового журнала, который позднее становится обязательным на каждом судне. Общество приобретает три корабля, водоизмещением 120, 160 и 90 тонн: «Бона Конфеденция» (« Доброе Доверие»), «Эдуард Бонавентура»(«Эдуард – Благое Предприятие»), «Бона Эсперанца» («Добрая Надежда).
Во главе был поставлен Хью Уиллоуби. Он стал начальником экспедиции с полномочиями адмирала. Вторым лицом в экспедиции был главный кормчий. Им стал Ричард Ченслер, бывалый моряк, он славился многими морскими путешествиями, но ещё больше он был известен своим умом и предприимчивостью, благодаря чему со славой выходил из многих тяжких и непредвиденных обстоятельств.
Корабли загрузили на 18 месяцев. Хью взял под свою команду не самый большой из 3-х приобретённых для путешествия кораблей. Адмиральский корабль"Бона Конфиденция" был возмещением 120 тонн, тогда как второй корабль ( “Эдуард Бонавентура”), был водоизмещением 160 тонн. Его возглавил Ричард Ченслер. Третий корабль «Бона Эсперанца» был ещё меньше первого – всего 90 тонн водоизмещения. При каждом корабле были два вспомогательных гребные судна – пинаса и бот, на которых можно было идти и под парусом. Каждое из трёх судов было вооружено батареей пушек достаточной силы для защиты от пиратского посягательства.
На борту всех кораблей находится 105 человек, среди них 11 купцов, много товаров.
III. Путь на северо-восток
20 мая 1553 года три корабля вышли из Лондона и взяли курс на северо-восток. Не все проходило гладко, - корабли встретились с плохими погодными условиями и достигли Норвегии только в начале августа 1553 года. Здесь во время шторма корабли разлучились, и Ченслер продолжил плавание самостоятельно. И их пути в дальнейшем проходили независимо друг от друга. Он проходит мимо северной оконечности материка и дает имя мысу Нордкап, это название и осталось до сих пор.(карта) Ченслер неделю ожидает остальные суда, затем идет в Белое море. Уиллоби же с двумя кораблями причаливает в норвежском поселении Варде, (карта) затем продолжает движение на северо-запад. Если Уиллоби правильно определил широту, то через некоторое время он должен достичь западного побережья Новой Земли. «На широте 72° лежит земля, вся покрытая льдами и необитаемая», – записывает он в судовом журнале. Приняв её за неизведанную землю, он называет её «Землей Уиллоуби»
На одном из кораблей обнаружилась течь, и они, пройдя определенное расстояние вдоль берегов Новой Земли, вынуждены были выйти в открытый океан и повернуть на запад, а потом на юг. Англичане добрались до устья реки Варзины на Мурманском побережье, где и остались на зимовку. Посланные Уиллоуби отряды не обнаружили поблизости ни жилья, ни людей. Зимой 1554 г. поморы случайно натолкнулись на вмерзшие в лед суда, на которых оставалось в живых еще несколько человек. Но спасти их не удалось. Вскоре погибли все без исключения. «Корабли стоят на якорях в становищах, а люди на них все мертвы, и товаров на них много», - так говорит о находке двинская летопись. Поморы не успели совсем немного, ещё в январе большая часть моряков была жива, - это следует из записей, обнаруженных на кораблях. В 1555 г. английскому торговому агенту в Москве были переданы оба корабля с прахом команды, а также все оставшиеся товары и съестные припасы. Кроме того, вся документация, найденная на кораблях, также была передана английской стороне.
Отбившийся в бурю корабль Ченслера ждала более счастливая судьба. Он двигается на юг по Белому мору и 24 августа 1553 года корабль капитана Ричарда Ченслора вошел в устье Северной Двины и пристал к острову Ягры в бухте св. Николая, близ Николо - Корельского монастыря
IV. Первая встреча. Приём у царя.
Северная Двина- это река, на которой расположен город Архангельск. Нам показалось естестественным, что в музеях этого города должен быть материал об событии.
Мы списались с заведующей отдела Архангельского Краеведческого музея. Нас интересовал вопрос, сохранились ли какие-нибудь записи об этом событии. Мы получили ответ, в котором нам посоветовали обратиться к документу, называемом «Двинская Летопись», потому что поморы уже в 16 веке считались грамотными людьми и вели хронологические записи. У нас появился вектор нашей дальнейшей деятельности. Мы вышли на книгу Валентин а Пикуля « Дорогой Ричарда Ченслера », прочитали следующее : «Сохранился подробный рассказ летописца о приезде в Холмогоры на «малых судах» посла «Рыцарта» (Ричарда) «от английского короля Эдварда» с гостями (купцами). “Двинская летопись” бесстрастно отметила для нашей истории: “Прииде корабль с моря на устье Двины реки и обославься: приехали на Холмогоры в малых судах от английского короля Эдварда посол Рыцарт, а с ним гости”. Был август 1553 года. Архангельска еще не существовало, но близ Холмогор дымили деревни, на зеленых пожнях паслись тучные стада, голосили по утрам петухи, а кошки поморов признавали только одну рыбку – перламутровую семгу. В сенях крестьянских изб стояли жбаны с квасами и сливочным маслом; завернутые в полотенца, под иконами свято береглись рукописные книги “древнего благочестия” (признак грамотности поморов)».
Итак, 24 августа он достиг устья Северной Двины. Этой реки не было на английских картах. Капитан решил обследовать местность. На берегу англичане встретили каких-то людей. Это были русские рыбаки. Они бросились бежать, но моряки догнали их и объяснили, что пришли с миром. Англичане думали, что находятся неподалеку от Китая. Останавливаться здесь надолго они не намеревались. Им надо было всего лишь закупить провизии. Но слухи о людях, говорящих на странном языке, быстро распространились по окрестностям. На побережье прибыли ученые дьяки и бояре из города Холмогоры (сейчас это село в Архангельской области). От них англичане узнали, что находятся не на подступах к Китаю, а во владениях великого князя Московского, царя всея Руси Ивана IV Васильевича.
Ченслер попросил у бояр разрешения на торговлю с местными жителями. Ричард Ченслер убеждал воеводу, что король Эдуард VI направил его для искания дружбы с царем московским. Обычно отношения между государствами устанавливаются на уровне дипломато. А Ченслер Не был таковым. Он был мореплавателем. Но очевидно, он поступал вполне разумно, самозванно выдавая себя за посла Англии.
Но бояре побоялись самовольно помогать иностранцам и отправили гонцов в Москву, к царю. Ответ пришел только через несколько месяцев. Иван IV написал, что желал бы видеть путешественников при своем дворе. 23 ноября Ченслер и его спутники отправились в Москву
Ченслер благополучно добрался до Москвы. Иван IV Грозный устроил английскому мореплавателю торжественный прием. Столица Руси очень заинтересовала путешественника. Он провел в ней почти год и все это время записывал в дневник свои впечатления. Одна из первых записей посвящена впечатлениям от города: «Сама Москва очень велика. Я считаю, что город в целом больше, чем Лондон с предместьями. Но она построена очень грубо и стоит без всякого порядка. Все дома деревянные, что очень опасно в пожарном отношении. Есть в Москве прекрасный замок, высокие стены которого выстроены из кирпича. Царь живет в замке, в котором есть девять прекрасных церквей и при них духовенство».
Ричард подал Ивану Грозному грамоту, написанную английским королем Эдуардом VI на разных языках. В ней английский монарх обращался «ко всем Северным и Восточным государям» и просил радушно встречать его подданных, оказывать всяческое содействие в установлении торговых сношений.
Иностранца впечатлила роскошь, с какой царь принимает гостей, как проходят званые обеды, как одевается сам государь и его бояре. Ченслер познакомился с нравами царского двора и бытом Москвы. Обласканный русским царем, Ченслер вернулся в Англию, где опубликовал книгу «Новое плавание и открытие царства Московии по северо-восточному пути в 1553 году». Этим он возбудил живейшее любопытство к Московскому государству, о котором говорил как о вновь открытой стране. Он рассказал о великолепии Царского двора, о величественной наружности государя и об огромных богатствах Русской Земли. Любопытно одно из наблюдений этого искателя приключений о служении русских православному московскому государю: «Если бы русские знали свою силу, никто бы не мог соперничать с ними». Сравнение было не в пользу лондонских «странствующих купцов — искателей приключений», а также их собратьев — испанских и португальских конкистадоров. Все эти дерзкие и предприимчивые хищники не отделяли торговли от пиратства и войны. Заинтересовался Ченслер и российской армией. «Этот князь, – писал он об Иване Грозном, – повелитель и царь над многими странами. Он в состоянии выставить в поле 200 или 300 тысяч человек» (в те времена в Европе крупными считались армии численностью в 20–30 тысяч человек).
Ченслер не только изучал местные нравы, но и вел деловые переговоры. Русский царь выразил желание установить торговые отношения с Англией. В марте 1554 года Ченслер покинул Москву, получив грамоту на право свободной торговли с Московским государством, и благополучно вернулся в Лондон. Весной он отплыл домой; Иван Грозный вручил ему грамоту, предлагая английским властям сотрудничество. Английская королева заинтересовалась предложением русского царя. Она приказала организовать Московскую компанию, которая должна была развивать торговлю Англии с Россией. Пункты «Московитской компании» были созданы также в Архангельске, Нарве, а также в Ярославле и других волжских городах, вплоть до Астрахани.
26 февраля 1555 года «Московская (русская) компания» направила Ченслера своим представителем в новую экспедицию в Белое море. Ричард Ченслер снова отправился в Россию – уже по делам Московской компании. В пути его сопровождали королевские послы, которым предстояло поселиться при российском дворе. В ноябре 1555 года Ченслер вновь прибыл в Москву. Переговоры длились почти всю зиму. В результате был заключён торговый договор с русским правительством. Иван Грозный дал англичанам большие привилегии. Купцам Московской компании разрешалась торговля на всей территории Руси. Для них построили палаты в Китай-городе, рядом с Кремлем. На территории этих палат действовали только английские законы.
20 июля 1556 года Ченслер вместе с первым русским послом в Англии Осипом Григорьевичем Непеей (вологодским наместником,) приближенным Ивана Грозного, вышел из порта Св. Николая в Англию. Ченслер отбыл с четырьмя богато нагруженными судами .Русское посольство сопровождали 10 холмогорских купцов. На подходе к берегам Шотландии корабль Ченслера попал в сильный шторм. Ченслер и его сын погибли, спасая русское посольство. Осип Непея чудом спасся, долго скитался по Европе, но все-таки сумел добраться до Британских островов. О.Г. Непею удалось прибыть к английскому двору. В марте 1657 года прошли знаменательные переговоры, а в апреле была подписана Декларация об установлении дружественных отношений между Англией и Россией. В соответствии с ней английские купцы получили право беспошлинной торговли в России, а русские – в Англии. В мае О.Г. Непея вернулся в Москву с отчетом о поездке. «Московская компания» английских купцов просуществовала свыше 300 лет до конца XIX века, ее агенты вплоть до 1819 года совмещали обязанности английских консулов в Архангельске.
А на берегу Белого моря в 1998 году установили памятный камень с надписью: «Ричарду Ченслеру, капитану “Эдуарда Бонавентуры”, Лондон, с чьим приходом сюда 24 августа 1553 года начались регулярные отношения России с Англией».
Вывод:
Итак, наша гипотеза оказалась неверной. В результате исследования литературных источников мы выяснили, что страны не знали о существовании друг друга и установили дипломатические отношения в ходе экспедиции на северо-восток. Мы сделали много открытий для себя, прочитав большое количество публицистических статей и художественных книг. И рады были представить вам нашу работу, чтобы поделиться знаниями, которые мы получили.
Библиографический список
Слайд 1
Англия-Россия: установление дипломатических отношений. Первая встреча.Слайд 2
Старое Английское Подворье Старое Английское подворье на Варварке.(ул.Варварка,4а).
Слайд 3
Карта мира 16 века Карта начала 16 века, сделана на основе географических знаний ещё времен Марко Поло. Видно, что по воззрениям средневековых картографов расстояние через север " Тартарии " на восток не так велико.
Слайд 4
Ещё одна карта 17 века Карта плаваний на восток 1610 года.
Слайд 5
Карта востока 17 века Карта плаваний на восток 1691 года.
Слайд 6
Карта севера 17 века Карта плаваний на север 1691 года.
Слайд 7
Эдуард VI Снарядил торговую экспедицию. Один из кораблей экспедиции был назван в честь него(Эдуард Благое Предприятие).
Слайд 8
Себастьян Кабот( Sebastian Kabot ) Знаменитый исследователь и опытный мореплаватель, совершивший плавания в Америку с целью найти северо-западный путь в Тихий океан. Он разработал план экспедиции на северо-восток.
Слайд 9
«Эдуард Бонавентура » Парусное судно Ричарда Ченслера “ Эдуард Бонавентура ” .
Слайд 10
Хью Уиллоби (Willoughby Hugh) Возглавлял торговую экспедицию.
Слайд 11
Ричард Ченслор ( Richard Chancellor ) Капитан корабля «Эдуард Бонавентура ».
Слайд 12
Путь на северо-восток Экспедиция англичан в Китай и Индию.
Слайд 13
Николо - Корельский монастырь Остров Ягра , бухта Святого Николая, Николо - Корельский монастырь .
Слайд 14
Холмогоры 16 века 24 Августа корабли англичан прибыли к устью Северной Двины. После чего попали в город Холмогоры.
Слайд 15
Прибытие Ричарда Ченслера в Москву Такой Москву и её жителей увидел Ричард Ченслер .
Слайд 16
Встреча царя Руси и Ричарда Ченслера Так видели встречу Ричарда Ченслера и Ивана Грозного англичане.
Слайд 17
Осип Непея Первый русский посол в Англии.
Слайд 18
Крушение корабля с Осипом Непеей Осип Непея чудом спасся, долго скитался по Европе, но все-таки сумел добраться до Британских островов.
Слайд 19
Старое Английское подворье Так оно выглядело в 16 веке…
Слайд 20
Старое Английское Подворье …И так оно выглядит сейчас.
Слайд 21
Памятник Ричарду Ченслеру Памятный камень Ричарду Ченслеру .
Слайд 22
Визит королевы Елизаветы II 19 октября 1994 года Старый Английский двор посетила королева Великобритании Елизавета II во время своего визита в Москву.
Смекалка против Змея-Горыныча
Ветер и Солнце
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
В поисках капитана Гранта
Заяц, косач, медведь и весна