Работа состоит из трех разделов:
1.История развития статистики.
2.Статистические характеристики.
3.Исследовательская работа.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota.rar | 1.14 МБ |
Исследовательская работа по статистике "Среднестатистическая семья. Какая она?"
Цели работы:
Задачи работы:
План:
I. Введение:
II. Исследовательская работа:
Ход работы
I. Введение.
1. История развития статистики.
Статистика – от немецкого слова stalistik, от итальянского слова stato, позднелатинского status – государство.
Вид общественной деятельности направленной на получение, обработку и анализ информации, характеризующей коллектив, закономерности жизни, общества во всем её многообразии в неразрывной связи с её качественным содержанием.
Учет населения возник в глубокой древности в связи с налоговой и военной деятельностью государств и задачами их административного устройства.
Ещё в древнеиндийских законах Ману правителями предписывалось учитывать жителей, чтобы узнать свои силы и определить налоги.
В Египте учеты населения проводились, начиная с эпохи Древнего Царства (2800 – 2250 лет до н.э).
Имеются сведения о том, что учет населения велся в Древнем Китае и Древней Японии. На это время приходятся сведения о проведенных учетах населения в Месопотамии.
Известны учёты населения в Древней Греции, в Аттике, где еще в конце 4 века до н.э был проведен учет всех взрослых мужчин, и в Древнем Риме, где с 435 г. до н.э регулярно проводились цензы.
Первая публикация по статистике – это «Книга Чисел» в Библии, в Ветхом Завете, в которой рассказано о переписи военнообязанных, проведенной под руководством Моисея и Аарона.
Вначале под статистикой понимали описания экономического и политического состояния государства или его части. Например, к 1792 г. относится определение: «статистика описывает состояние государства в настоящее время или в некоторый известный момент в прошлом». В настоящее время деятельность государственных статистических служб вполне укладывается в это определение.
Однако постепенно термин «статистика» стал использоваться более широко. По Наполеону Бонапарту, «статистика – это бюджет вещей». Согласно формулировке 1833 г. «Цель статистики заключается в представлении фактов в наиболее сжатой форме».
Приведу еще два высказывания.
Статистика состоит в наблюдении явлений, которые смогут быть, подчинены или выражены посредством чисел (1895 г.).
Статистика – это численное представление фактов из любой области исследования в их взаимосвязи.
Статистические операции на Руси, как и в других странах, зародились в глубокой древности и были вызваны жизненными потребностями, прежде всего необходимостью сбора податей с населения. Однако история свидетельствует, что вплоть до 18 века статистические операции на Руси носили бессистемный характер.
На Руси первая перепись населения с фискальными целями была проведена в 1245 г.
В период царствования Петра I в России произошли изменения в развитии производительных сил, что привело к расширению учетно-статистических операций. При Петре I в России был введен текущий учет населения: регистрация церковных браков, рождений, смертей, а также ведение по приходам списков прихожан (православных), в которых содержались сведения о поле, возрасте, сословии граждан. Проводился также учёт городов, и городского населения; организован учет урожайности, цен на хлеб, налажен учет внешней торговли.
В 1741 г. были проведены специальные переписи рабочих, где учитывались происхождение, возраст, семейное положение, выполняемая работа, форма и размер заработной платы.
Проведение различных учетно-статистических операций способствовало приобретению опыта статистической работы, формированию кадров, разработке программ и организации наблюдения и т.д. К концу 18 века собираемые факты использовались для широкого обобщения, для характеристики отдельных сторон социально-экономической жизни.
В начале 19 века в России создаются министерства, на которые возлагалась обязанность собирать данные по различным отраслям.
В 1811 году было создано статистическое отделение при Министерстве полиции как центральный орган правительственной статистики.
В 1870 прошел первый статистический съезд в России.
Работа по проведению статистических исследований продолжалась:
После 1917 г. начала функционировать единая централизованная система государственной статистики в России.
Однако современный этап развития статистических методов можно отсчитывать с 1900 г., когда англичанин К. Пирсон основал журнал «Biometrika».
В ХХ в. статистику часто рассматривают, прежде всего, как самостоятельную научную дисциплину.
В 1954 г. академик АН УССР Б.В Гнеденко дал следующее определение :
«Статистика состоит из трех разделов: сбор статистических сведений, статистическое исследование полученных данных, разработка приемов статистического наблюдения и анализа статистических данных»
Внутренняя структура статистики как науки была выявлена и обоснована при создании в 1990 г. Всесоюзной статистической ассоциации
После распада СССР и образованием самостоятельного Российского государства главным статистическим органом страны становится Государственный Комитет Российской Федерации по статистике.
Статистические методы управления качеством и сертификации продукции сейчас весьма актуальны.
Результаты обработки статистических данных стали представлять виде таблиц и диаграмм, как это и делает Федеральная служба государственной статистики России (Росстат.) РФ.
В настоящее время статистическая обработка данных проводится, как правило, с помощью соответствующих программных продуктов.
Во многих странах мира — Японии и США, Франции и Швейцарии, Перу и Ботсване и др. — статистическим методам обучают в средней школе, ЮНЕСКО постоянно проводят конференции по вопросам такого обучения. В современной школе России введено изучение статистики и её элементов, начиная с 7 класса.
2. Статистические характеристики.
Виды и способы статистического наблюдения.
Статистическое наблюдение различается по видам и по источникам сведений.
Виды статистического наблюдения.
Виды статистического наблюдения могут быть сплошными и не сплошными.
Сплошным называется наблюдение, учитывающее все без единицы изучаемой совокупности.
Не сплошное наблюдение ориентируется на учет некоторой достаточно массовой части единиц наблюдения.
В статистической практике применяются различные виды не сплошного наблюдения:
Качество не сплошного наблюдения уступает результатам сплошного.
Для получения представительной характеристики всей статистической совокупности по некоторой части ее единиц применяют выборочное наблюдение, основанное на научных принципах формирования выборочной совокупности. Случайный характер отбора единиц совокупности гарантирует беспристрастность результатов выборки.
Способы статистического наблюдения.
В зависимости от источников собираемых сведений различают наблюдение:
Непосредственным называют наблюдение, осуществляемое путем подсчета, измерения значений признаков, снятия показаний приборов специальными лицами, осуществляющими наблюдениями, иначе говоря - регистраторами.
Документальное наблюдение – это такое наблюдение, когда запись ответа на вопросы формуляра наблюдения производится на основании соответствующих документов.
Опрос – это наблюдение, при котором ответы на вопросы формуляра наблюдения записываются со слов опрашиваемого.
Сбор и группировка статистических данных.
Для изучения различных общественных и социально-экономических явлений, а также некоторых процессов, происходящих в природе, проводятся специальные статистические исследования. Всякое статистическое исследование начинается с целенаправленного сбора информации об изучаемом явлении или процессе. Этот этап называется этапом статистического наблюдения.
Для обобщения систематизации данных, полученных в ходе статистического наблюдения, их по какому-либо признаку разбивают на группы, и результаты группировки сводят в таблицы.
Наглядное представление статистической информации.
Для наглядного представления данных, полученных в результате статистического исследования, широко используются различные способы их изображения.
Одним из хорошо известных вам способов наглядного представления ряда данных является построение столбчатой диаграммы (рис.1).
Столбчатые диаграммы используют тогда, когда хотят проиллюстрировать динамику изменения данных во времени или распределение данных, полученных в результате статистического исследования.
Для наглядного изображения соотношения между частями исследуемой совокупности удобно использовать круговые диаграммы (рис.2).
Для построения круговой диаграммы круг разбивается на секторы, центральные углы которых пропорциональны относительным частотам, определенным для каждой группы данных.
Динамику изменения статистических данных во времени часто иллюстрируют с помощью полигона. Для построения полигона отмечают в координатной плоскости точки, абсциссами которых служат моменты времени, а ординатами – соответствующие им статистические данные. Соединив последовательно эти точки отрезками, получают ломанную, которую называют полигоном (рис.3).
Рис.1 Рис.2 Рис.3
Основные статистические характеристики.
3. Основные понятия переписи населения: Что это?
Перепись населения – единый процесс сбора, обобщения, анализа и публикации демографических, экономических и социальных данных, относящихся по состоянию на определённое время ко всем лицам в стране или чётко ограниченной её части. В понятие переписи населения иногда включают также процессы сводки, обработки и публикации данных.
Программа переписи населения – перечень характеристик людей, семей, домохозяйств или сведений о них, собираемых при переписи, микропереписи или обследовании населения. В соответствии с программой переписи в переписной лист (бланк обследования или вопросник) включается ряд вопросов или признаков, позволяющих получить нужные сведения: адресные сведения, вопросы, связанные с учётом категорий населения, демографические признаки (пол, возраст, состояние в браке), гражданство, этнические характеристики (к какому народу или этнической группе себя относит, язык), вероисповедание, образование и обучение, социально-экономические характеристики (род деятельности, занятие, положение в занятии), характеристики брака и числа детей, сведения о миграциях и т. д. Признаки выбираются с таким расчетом, чтобы их сочетание позволяло получить при разработке материалов переписи всестороннюю характеристику состава населения и его социально-демографических групп.
Основные принципы проведения переписи населения:
Методы проведения переписи:
опрос регистратором;
анкетный.
Главной задачей переписи населения является управление и планирование экономической жизни общества. При переписи населения выясняются множества разных сведений обо всех сторонах общественной жизни людей.
Это позволяет прогнозировать дальнейшее развитие общества.
Зачем перепись населения проводить в школе?
Школа – это маленькая страна со своими порядками, обязанностями, общественной жизнью, законами, которые отражают характеристики населения всей России в целом.
Это я хочу показать, сделав определенные выводы, в своей работе, опираясь на данные, которые получила.
Основной целью проекта является сбор статистической информации об учащихся и их семьях, обработка и анализ результатов.
В переписи приняли участие учащихся МБОУ СОШ № 2 и члены их семей 1-11 классов.
II. Исследовательская работа.
Этапы выполнения исследовательской работы:
I. Сбор данных.
Включает в себя:
II. Группировка данных.
Включает в себя:
III. Анализ данных.
Включает в себя:
IV. Отчет.
И так, какая она – среднестатистическая семья МБОУ СОШ № 2 г.Кольчугино?
Обработанные данные можно использовать:
Литература:
Приложение 1
Среднестатистическая семья
МБОУ СОШ № 2
КАКАЯ ОНА?
Мама – Папа –
Мама – Папа –
Мама – Папа – Дети –
Да - Нет -
Да – Нет –
Мама- Папа-
Да - Нет -
Да - Нет -
Мама – Папа – Дети –
Мама – Папа – Дети –
Мама – Папа –
Да - Нет -
Мама – Папа – Дети –
Да - Нет -
Кошка – Собака - Другие - Птицы -
Приложение 2
ТАБЛИЦА РЕЗУЛЬТАТОВ АНКЕТИРОВАНИЯ
мама | папа | дети | |||||||||||||||||||
Образование | Высшее | 42 | 20 | - | |||||||||||||||||
Средне специальное | 202 | 164 | - | ||||||||||||||||||
Неполное | 35 | 25 | - | ||||||||||||||||||
Социальное положение | Рабочий | 157 | 150 | - | |||||||||||||||||
Служащий | 94 | 70 | - | ||||||||||||||||||
Пенсионер | 7 | 1 | - | ||||||||||||||||||
Инвалидность | 3 | 4 | - | ||||||||||||||||||
Домохозяйка | 10 | - | - | ||||||||||||||||||
Безработный | - | 11 | - | ||||||||||||||||||
Коренной ли житель | Коренной | 98 | 80 | - | |||||||||||||||||
Не коренной | 95 | 79 | - | ||||||||||||||||||
Возраст | До 10 лет | - | - | 160 | |||||||||||||||||
10-15 лет | - | - | 166 | ||||||||||||||||||
15-20 лет | - | - | 63 | ||||||||||||||||||
20-30 лет | 45 | 20 | 37 | ||||||||||||||||||
30-40 лет | 137 | 101 | 3 | ||||||||||||||||||
Более 40 лет | 76 | 52 | - | ||||||||||||||||||
Рост | До 1 метра | - | - | 43 | |||||||||||||||||
1-1,5 метра | 17 | 2 | 174 | ||||||||||||||||||
1,5-2 метра и более | 230 | 160 | 216 | ||||||||||||||||||
Вес | До 30 кг | - | - | 90 | |||||||||||||||||
30-40 кг | 1 | - | 69 | ||||||||||||||||||
40-50 кг | 21 | 7 | 64 | ||||||||||||||||||
50-60 кг | 53 | 41 | 24 | ||||||||||||||||||
Более 60 кг | 132 | 126 | 88 | ||||||||||||||||||
Цвет волос | Русые | 142 | 110 | 198 | |||||||||||||||||
Шатен | 43 | 45 | 39 | ||||||||||||||||||
Блондин | 22 | 14 | 30 | ||||||||||||||||||
Рыжий | 10 | 4 | 9 | ||||||||||||||||||
Брюнет | 25 | 25 | 31 | ||||||||||||||||||
Цвет глаз | Голубые | 69 | 76 | 105 | |||||||||||||||||
Зеленые | 74 | 41 | 69 | ||||||||||||||||||
Карие | 73 | 69 | 112 | ||||||||||||||||||
Серые | 30 | 26 | 37 | ||||||||||||||||||
Национальность | Русские | 110 | 101 | - | |||||||||||||||||
128 | 150 | - | |||||||||||||||||||
6 | 5 | - | |||||||||||||||||||
Украинцы | 13 | 11 | - | ||||||||||||||||||
Белорусы | 5 | 8 | - | ||||||||||||||||||
другие | 8 | 4 | - | ||||||||||||||||||
Активность в жизни школы | Участвует | 73 | 37 | - | |||||||||||||||||
Не участвует | 98 | 107 | - | ||||||||||||||||||
Увлечения и хобби | Спорт | 27 | 37 | 93 | |||||||||||||||||
Музыка, танцы | 27 | 4 | 34 | ||||||||||||||||||
Творчество | 63 | 19 | 69 | ||||||||||||||||||
Другое | 99 | 82 | 64 | ||||||||||||||||||
Нет хобби | 16 | 25 | 13 | ||||||||||||||||||
Состав семьи | полная | неполная (мама) | неполная (папа) | опекуны | |||||||||||||||||
198 | 71 | 11 | 6 | ||||||||||||||||||
Доход семьи (зарплата) | до 3000 рублей | 3000-6000 рублей | более 6000 рублей | ||||||||||||||||||
47 | 111 | 56 | |||||||||||||||||||
Кол-во детей | 1 ребенок | 2 ребенка | 3 и более детей | ||||||||||||||||||
116 | 140 | 41 | |||||||||||||||||||
Бабушки и дедушки | только бабушка | только дедушка | и бабушка и дедушка | ||||||||||||||||||
112 | 17 | 129 | |||||||||||||||||||
жилье | неблагоустроенное | частично благоустроенное | благоустроенное | частный сектор | снимают жилье | ||||||||||||||||
30 | 81 | 108 | 63 | 5 | |||||||||||||||||
Дома есть компьютер | есть компьютер дома | ||||||||||||||||||||
450 | |||||||||||||||||||||
Личный автотранспорт | 6сть личный автомобиль в семье | ||||||||||||||||||||
260 | |||||||||||||||||||||
Домашняя библиотека | есть домашняя библиотека | ||||||||||||||||||||
180 | |||||||||||||||||||||
Отдых | отдыхают вместе | отдыхают врозь | |||||||||||||||||||
220 | 130 | ||||||||||||||||||||
Занятие в кружках и секциях | занимаются | не занимаются | |||||||||||||||||||
260 | 86 | ||||||||||||||||||||
Животные | кошки | собаки | птицы | другие | нет животных | ||||||||||||||||
115 | 84 | 8 | 58 | 21 |
Три орешка для Золушки
Любили тебя без особых причин...
Большое - маленькое
Сказки пластилинового ослика
Кто чем богат, тот тем и делится!