Исследовательская работа по русскому языку посвящена насущной проблеме - использование в речи школьников слов-паразитов. В данной работе предложены конкретные практические советы по устранению данной проблемы.
Вложение | Размер |
---|---|
yazyk_v_opasnosti_nastupayut_slova_-_parazity.doc | 97.5 КБ |
Муниципальное казённое общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Алымовка»
Исследовательская работа по русскому языку
«Язык в опасности! Наступают слова — паразиты» (употребление слов - паразитов в речи школьников)
Работу выполнила:
Ученица 9 класса
Горбунова Диана
Руководитель:
Горбунова Н.В.,
учитель русского языка
и литературы
2014
Содержание
Введение …............................................................................................................3
Глава 1. Теоретическое содержание исследования
1.1. Определение термина слова — паразиты …......................................5 1.2. Причины употребления слов — паразитов …...................................6
1.3.Список литературных слов- паразитов …..........................................7
1.4. Как слова-паразиты характеризуют человека …...............................8
1.5. Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы..10
Глава 2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся
МКОУ «СОШ с. Алымовка» ….................................................................11
Глава 3. Способы избавления от слов-паразитов …..........................................15
Заключение …........................................................................................................17
Список литературы …...........................................................................................19
Приложение 1
Приложение 2
Приложение 3
Приложение 4
Приложение 5
Приложение 6
Введение
«Ну вот, значит, так сказать, вот я пришёл, и сами понимаете, ну, э-э-э, м-м-м, вот, так сказать, я вот хочу вам сказать».
Сегодня все чаще в речи подростков и взрослых людей стали «проскаль-зывать» лишние слова, так называемые слова-паразиты Слова, которые измени-ли речь не в лучшую сторону. Классические паразиты — те, которые в орга-низме или в природе живут за счет других. Паразиты же лингвистические живут своей жизнью, проникая в нашу речь, нанося ей при этом ощутимый смысло-вой урон. Мозг человека, который слушает «обогащенную» паразитами речь, не осознаёт важности мысли, которую хотят до него донести. Почему это про-исходит? Отчего это зависит? Как с этим бороться? Меня заинтересовали отве-ты на поставленные вопросы. За помощью я обратилась к своему учителю рус-ского языка, и мы вместе попытались разобраться в данном вопросе. Выбрав те-му своей работы «Язык в опасности! Наступают слова — паразиты», мы поставили следующую цель - доказать, что учащиеся школы достаточно часто употребляют в речи слова-паразиты и определить причины их употребления.
Поставленная цель определила и задачи:
По правилам языка все слова в высказывании должны участвовать в выражении его смысла. Слова, которые не несут определённого значения, назы-ваются паразитами (сорняками, пустышками), их употребление является нару-шением правил языка. Сами по себе такие слова не являются словами — парази-тами, а становятся ими, если их употребили в не свойственном им контексте. Этот класс слов мало изучен.
Актуальность проблемы исследования обоснована тем, что «наш прекра-сный, богатый, могучий» русский язык засоряется ненужными словами, речь становится неяркой, малопонятной, невыразительной. Не случайно проблема «чистоты» русского языка в последние годы приобрела острый характер и стала одной из центральных в обществе. Существование в нашей речи подобных слов нарушает четкое, ясное и правильное восприятие речи собеседника. Что же представляют собой слова-паразиты, как они появляются, когда и где употреб-ляются. Современные школьники в своей речи употребляют много слов — па-разитов. С этим явлением нужно бороться.
Объект исследования: речь учащихся МКОУ «СОШ с. Алымовка»
Предмет исследования: употребление слов-паразитов
Методы исследования:
1.Изучение теоретического материала о словах-паразитах;
2. Наблюдение за речью учащихся на уроках и вне уроков;
3.Анкетирование;
4. Устный опрос;
5. Анализ полученных результатов
Гипотеза: если специально привлекать внимание школьников к вредной привычке употреблять слова-«паразиты», то, возможно, учащиеся будут более внимательны к своей речи и к собеседникам.
Новизна работы заключается в представлении некоторых рекомендаций для снижения риска появления слов-паразитов в речи
Глава 1. Теоретическое содержание исследования
1.1. Определение термина слова - паразиты
Чистая речь – это речь, в которой нет языковых элементов, чуждых лите-ратурному языку, а также отвергаемых нормами нравственности слов и словес-ных оборотов. Чистота речи предполагает соблюдение не только языковых, но и этических норм.
В литературе встречаются разные термины: «незнаменательная лексика», лишние слова», «пустые частицы», «слова-сорняки».
«Слова-паразиты» — лингвистическое явление, выраженное в употреблении лишних и бессмысленных в данном контексте слов вроде «типа», «например», «как бы», «это самое» и других.
Слова-паразиты – это слова или словосочетания, вносимые в речь, но не несущие никакой смысловой нагрузки. Такое явление наблюдается или в связи с недостаточной речевой культурой говорящего, или в связи с тем, что говорящий затрудняется в выборе слова, не решается определённо высказать мысль. Л.В. Щерба называл подобные словечки «упаковочным материалом» - люди как бы суют их между значимыми словами, чтобы не дать им разбиться друг о друга.
В качестве слов-паразитов чаще всего выступают: частицы (указательная вот, ну, модальная пожалуй, утвердительная так, вопросительная да, эмоци-онально-экспрессивные просто и прямо и сравнительная как бы), модальные слова (конечно, наверное, вероятно, кажется), вводные единицы (вообще, в общем-то, в принципе, допустим, значит, короче, например, понимаешь, слушай, собственно говоря, стало быть, так сказать) и местоимения (указа-тельное местоимение это, сочетание указательного и определительного место-имений это самое, сочетание вопросительного местоимения что и частицы ли, сочетание местоименного наречия и предметно-личного местоимения как его, местоименное наречие там.
1.2. Причины употребления слов - паразитов
Большинство лингвистов считают, что «слова-сорняки» используются из-за бедности словарного запаса и связанных с этим регулярных заминок, однако в ряде случаев на эти слова возникает своего рода «мода». Поэтому их могут использовать и люди, не имеющие проблем с речью. Иногда «слова-сорняки» используются для того, чтобы «выиграть время», например, чтобы подумать хотя бы несколько секунд над заданным вопросом и поэтому, в отдельных случаях, могут быть использованы даже людьми с богатым словарным запасом.
Некоторые люди намеренно употребляют паразиты в своей речи. Роль слов-паразитов в данном случае – тактическая. Если человек не хочет отвечать на «неудобный» вопрос, а отвечать все-таки надо, он старается потянуть время. Пока человек произносит нараспев свои «видите ли», «понимаете какое дело», «ну как сказать» и т.п., он лихорадочно думает над тем, что и как ответить.
Особенно часто человек, имеющий в своем активном словаре паразитов, начинает употреблять их, когда волнуется или торопится произнести свою речь. В этом случае слова-сорняки говорят о психологических особенностях человека – о том, что он нервный, беспокойный, торопливый.
Самыми распространенными и часто употребляемыми словами-сорняками являются матерные слова. Наличие в лексиконе матерных слов-паразитов свидетельствует о низкой культуре человека.
Есть и звуки-паразиты. Многие люди имеют привычку, подбирая нужное слово, тянуть «э-э-э», «а-а-а» или «м-м-м». Эта привычка обычно очень раздражает слушателей.
Проанализировав различную литературу, проведя исследование среди учащихся нашей школы, я могу сделать вывод, что слова-паразиты - это пустые слова, которые сбивают ритм речи. Говорящий человек их обычно не замечает.
Причины употребления слов- паразитов можно разделить на четыре группы:
1.3. Список литературных слов-паразитов
и так далее | прямо | |
блин | как бы | скажем |
буквально | как говорится | собственно говоря |
ведь | как его | |
видишь / видите (ли) | как сказать | так |
в натуре | короче | так вот |
в некотором роде | можешь/ете вообразить | так сказать |
в общем (-то) | можешь/ете представить | там |
вообще (-то) | на самом деле | типа |
вот | на фиг | типа того |
в принципе | того | |
в самом деле | нет | только |
все такое | ну | то есть |
в целом | ну вот | уже |
дело в том, что... | правда | это |
ёшкин кот | понимаешь | это самое / эт самое |
знаешь / знаете (ли) | послушай | я имею ввиду |
значит | прикинь | (я) скажу |
итак | просто |
1.4. Как слова-паразиты характеризуют человека
Есть интересная теория о том, что слово-паразит, живущее в лексиконе человека, может рассказать о его натуре, сущности мышления и видения мира.
Если человек употребляет слово-паразит «просто», значит, он считает, что в жизни все должно быть просто, разумно, даже банально и никаких сложностей!
Употребляющий слово-паразит «на самом деле» желает открыть людям глаза на правду жизни - этакий борец за истину.
«Короче» – человек не расположен к общению, он не любит разговоры, поэтому хочет сократить свою речь. Однако из-за этого бесконечного «короче» эффект достигается обратный.
У молодежи в ходу словечко «как бы». Оно означает условность. Молодежь так и живет – как бы пойдем, а как бы и не пойдем; как бы будем, а как бы и не будем. Молодежь не обременена ответственностью, это сказывается и на речи.
Слова «типа», «короче», «значит» употребляют люди, настроенные несколько агрессивно.
«Кстати» говорит как раз о том, что человек чувствует себя неловко и некстати. Но с помощью этого замечания пытается привлечь к себе внимание и придать словам значимость.
«Это самое» украшает речь людей с плохой памятью или ленивых, кто зачастую даже и не старается вспомнить нужное слово. Интеллектуальный труд подыскивания нужного слова они перекладывают на собеседника. Впрочем, они склонны и остальные свои дела и обязанности перекладывать на других.
«На самом деле» используют люди, считающие, что их внутренний мир богаче, взгляд – зорче, а мысли и догадки – интереснее, чем у всех остальных. Это люди, постоянно открывающие другим глаза на действительность. Безусловно, они свято уверены, что их мировоззрение единственно верное.
«Как бы» используется одинаково и подростками (наравне с «типа» и «значит»), и художественными натурами, ценящими в жизненных ситуациях неопределенность.
«Практически» – менеджерское слово. Очень быстро прилипает к людям, живущим конкретными целями, особенно не задумывающимся о философском смысле жизни. Им, простите, не до таких пустяков.
«Вообще-то» – словечко людей не уверенных в себе, быстро теряющих самообладание, вечно ищущих во всем происходящем подвох, и тех, кто даже из-за ерунды готов затеять словесную перепалку.
«Так сказать» и «собственно» – используют в речи интеллектуалы.
«Типа» - 1. Желание выделиться. 2. Заменитель паузы
«Чё» - вопрос – недоумение.
«Щас» - нежелание что-либо делать.
«Это» - пауза во время говорения или употребления каких-то слов.
«Вообще, ваще!» - 1.Лёгкое возмущение. 2.Итог речи.
«Как его, ну как его, как это» - Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить.
Употребляя слова-паразиты, человек:
1.5. Таблица наиболее употребляемых слов-паразитов в разные годы
70-е годы |
80-90-е годы | 2000-е годы |
На самом деле | Как бы | Ну, ну ваще |
Типа | Да? | Короче |
Так сказать | Блин | Прикинь |
Вот, вот так, ну вот | Это самое | Шикарно |
Практически | М-м-м | Пипец |
Фактически |
| Да не вопрос, без базара |
Глава 2. Исследование употребления слов-паразитов в речи учащихся
МКОУ «СОШ с. Алымовка»
На уроках литературы, истории, географии в результате наблюдения было отмечено: каждый раз, вставая из-за парты для ответа, учащимися 9 класса приходилось делать над собой усилие, чтобы не протянуть «ну-у-у», пытаясь собраться с мыслями и сформулировать собственное высказывание. Школьникам достаточно трудно построить ответ, не употребляя слов-паразитов. А что знают ученики об употреблении этих слов?
Для проведения исследования составлена анкета «Слова-паразиты в вашей речи», проведены эксперимент «Частота употребления слов-паразитов» и исследование «Употребление слов-паразитов обучающимися разных возрастных групп».
В анкетировании и устном опросе принимали участие 30 учащихся 5-9 класса МКОУ «СОШ с. Алымовка».
Опрошенным были предложены следующие вопросы:
1. Знаете ли Вы, что такое слова-паразиты?
2. Какие Вы знаете слова-паразиты?
3. Какие из этих слов вы чаще всего употребляете?
4. Замечаете ли Вы в своей речи слова-паразиты?
5. Встречали ли Вы в своей жизни человека, который не употреблял в своей речи слова-паразиты?
6. Какие способы борьбы Вы можете предложить?
Результаты анкетирования «Слова – паразиты в вашей речи» показали:
2. почти все учащиеся школы употребляют в своей речи слова – паразиты;
3. наиболее употребляемое слово-паразит в среде подростков – слово ну, ну чё; на втором и третьем местах по частоте употребления – короче и блин (Приложение 2);
4. многие ученики не замечают употребление в своей речи слов-паразитов (Приложение 3);
5. не все школьники встречали в своей жизни человека, который не употребляет в своей речи слова — паразиты (Приложение 4);
6. многие учащиеся не смогли назвать никаких способов борьбы со словами - паразитами в речи, чаще всего предлагают следить за речью и читать больше книг. Они писали, что нужно применять физические методы искоренения слов - паразитов («отрезать язык», «пол банки перца на язык»). Другие считают, что «нужно меньше говорить». Только 2 ученика отметили, что нужно повышать культуру речи (Приложение 5). Следовательно, большинство учащихся нашей школы не знают, что такое слова-паразиты, не замечают их в речи и не знают способов борьбы с ними.
На основании наблюдений на уроках и внеурочное время (с ноября 2013 г. по январь 2014 г) я составила частотный словарь слов-паразитов.
Самым распространенным и общеупотребительным из слов-паразитов в 9 классе является чё (его использовали в день 16 раз); блин (использовали 8 раз в день); короче (5 раз в день).
Слова-«паразиты», употребляемые учащимися нашей школы |
ну – 65% чё - 65% блин – 55% короче – 47,5% так– 37,5% это – 35% ваще – 30% как бы – 27,5% типа – 25% это самое – 12,% |
Я проанализировала слова-паразиты, часто встречающиеся в речи учащихся на уроке и во внеурочное время. Приведу некоторые из них.
1. | Короче | Резкость, желание быстрее закончить речи | Короче, дело было так... |
2. | Как бы | Неуверенность в том, что говорит; приблизительность | Мы уже как бы читали эту книгу |
3 | Типа | Желание выделиться Заменитель паузы | Типа, ты кто такой? |
4 | Это | Пауза во время говорения или употребления каких-то слов | Есенин... это... любил... это... животных. Он... это... посвятил им много стихотворений... |
5 | Как его, ну как его, как это | Вместо каких-то слов; попытка что-то вспомнить | Динозавры... как его... в процессе эволюции... как это ... вымерли. |
6 | Понимаешь, понимаешь ли | Обращение к собеседнику при желании подтвердить свои слова | Я, понимаешь, иду, слышу крики, обернулся, понимаешь, а там... |
7 | Вообще, ваще! | Лёгкое возмущение Итог речи | Идёшь в школу? - Ну ты, ваще! Вообще, я сначала хотел… |
Глава 3. Способы избавления от слов-паразитов
В литературе я нашла несколько интересных способов избавления от слов-паразитов. Вот некоторые из них.
1. Не нужно бояться тишины. Вы совершенно напрасно пытаетесь заполнить паузы, вы просто не привыкли молчать во время выступления. Ничего страшного в этом нет. К тому же, вы даете время слушателям осознать сказанное вами.
2. Практика, практика и еще раз практика. Читайте вслух ваш доклад, можно стоя перед зеркалом. Вы сразу почувствуете те проблемы, которые возникают в вашей речи, и с практикой начнете правильно расставлять акценты, обретете уверенность в себе. Вы увидите, что начали говорить спокойно, естественно и уверенно. А с неуверенностью возникают и слова-«паразиты».
3. Как только вы захотите сказать «эээмм», сделайте вдох, пауза лучше, чем ваши слова-«паразиты».
4. Посчитайте. Зачитайте доклад своему другу, а он пусть посчитает, сколько раз вы произнесли слова-«паразиты». И тогда вы поймете, насколько остро стоит проблема.
5. Научитесь делать паузы в речи, делайте её размеренной. Слушателю куда сложнее слышать бессмысленный поток. На месте запятых делайте небольшие паузы. А в конце предложения – долгие.
6. Пытайтесь контролировать свою речь, анализировать поток слов, правильно расставляя интонацию.
7. Обретайте спокойствие. Слова-«паразиты» – результат волнения. Но вы просто представьте, насколько портят речь в кульминационных моментах такие слова.
8. Потренируйтесь ясно, грамотно и лаконично выражать свои мысли. Помните, лучше промолчать и додумать мысль, чем употреблять слова-«паразиты»!
9. Спланируйте те моменты речи, когда вы начинаете нервничать. Например, если вы хотите сделать деловое предложение, четко продумайте, в какую часть речи вам его вставить.
10. Краткость – сестра таланта. Чем объемнее доклад, тем больше слов-«паразитов» вы начинаете произносить. Сократите его, сделайте более информативным, не лейте «воду», и тогда у вас не останется места для слов-«паразитов».
11. Больше читайте художественную литературу.
Заключение
Изучая употребление слов-«паразитов» учащимися нашей школы, я:
4) в результате анкетирования, наблюдения и эксперимента проанализировала наиболее употребляемые школьниками слова-паразиты и составила частотный словарь;
5) Выпущен буклет-памятка «Рекомендации школьникам. Способы избавления от слов-паразитов» (Приложение №6).
На основании результатов данного исследования можно сделать вывод, что слова – паразиты засоряют речь говорящего, затрудняют её понимание, отвлекают внимание от содержания высказывания. Как компьютерные вирусы разрушают операционную систему, так и слова- паразиты портят наш язык. Чаще всего слова-паразиты используются учащимися из-за скудности словарного запаса. Иногда на эти слова возникает мода, поэтому их могут использовать и ученики, не имеющие проблем с речью.
В ходе исследовательской работы я убедилась, что среди подростков нашей школы существует такая проблема, как употребление слов-«паразитов». Данная исследовательская работа может иметь большую практическую значимость при организации школьного учебного курса и поможет обратить внимание школьников на бережное отношение к родному языку.
Я уверена, что если каждый из нас задумается над этой проблемой, то успех обеспечен. И пусть как призыв звучат слова великого русского писателя И.С.Тургенева: «Берегите чистоту языка, как святыню. Русский язык так богат и гибок, что нам нечего брать у тех, кто беднее нас».
Есть только один путь заставить человека говорить грамотно –
научить его любить свой язык.
Народная мудрость
Список литературы
1. Дараган. Ю. В. Функции слов-«паразитов» в русской спонтанной речи, juliadar@mail.ru.
2. Левонтина И.Б. «О словах-паразитах» журнал «РЯШ» №15, 2004
3. Ожегов С. И. «Толковый словарь русского языка», М. 2004г.
4. «Слова — паразиты» - «Википедия»
5. «Энциклопедический словарь юного филолога», М. «Педагогика», 1984г.
Есть ли лёд на других планетах?
Флейта и Ветер
Заколдованная буква
Кто грамотней?
А. Усачев. Что значит выражение "Белые мухи"?