Научно-исследовательская работа ученицы 6 "А" класса МБОУ СОШ №132 г.о. Самара, представленная на Международные Славянские чтения, ежегодно проходящие в г. Самаре
Вложение | Размер |
---|---|
sravnenie_povestey.doc | 82 КБ |
Сравнительный анализ «Повести о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» и повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»
Работа
ученицы 6 класса
МБОУ СОШ № 132
Ленинского района
г.о. Самара
Зобниной Дианы Дмитриевны
Научный руководитель:
Дроздова Ирина Валентиновна,
учитель высшей категории
МБОУ СОШ № 132
Самара, 2011г.
Содержание
1. Введение ………………………………………………………………….3.
2. «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» и повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством» …4-10.
3. Заключение.…………………………………………...………………11-13.
4. Список использованной литературы. ………………………………..14.
Введение.
Объект и предмет исследования: «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» и повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Целью исследовательской работы является сравнительный анализ «Повести о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» и повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
Для достижения данной цели были поставлены следующие задачи:
При рассмотрении данной темы использовался литературоведческий и сравнительный метод работы.
Гипотеза исследования: В повести Н.В. Гоголя трансформируется мотив путешествия на бесе, лежащий в основе древнерусской христианской легенды «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим».
Актуальность и новизна исследования. Ведущие ученые страны (Манн Ю. В., Гуковский Г. А., Лотман Ю. М, Эйхенбаум Б. М. и др.) анализировали творчество Н. В. Гоголя. Но нет работ, в которых давался бы сравнительный анализ повести «Ночь перед Рождеством» с «Повестью о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим». Таким образом, актуальность предпринятого исследования вызвана недостаточной разработанностью данного вопроса в литературоведении.
2. «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» и повесть Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством»: общее и различия.
2.1.С именем первого новгородского архиепископа Иоанна (умер 07.11.1186 г.), который был очень популярен в Новгороде, связано несколько христианских легенд, бытовавших в устной и письменной традиции.
Рассказ о путешествии Иоанна – самое фантастическое и наиболее популярное из всех преданий о первом новгородском архиепископе.[1]
Однажды, во время ночной келейной молитвы Иоанна, бес, искушая святого, забрался в его рукомойник. Но архиепископ перехитрил лукавого, осенив рукомойник крестным знамением, Иоанн заключил в нем беса. В награду за освобождение от заклятья повелел Иоанн бесу в течение одной ночи перенести его из Великого Новгорода в Иерусалим, поставить у церкви, где находится гроб Господень и из Иерусалима вернуть обратно в Новгород. За время пребывания в святом городе Иоанн успел помолиться у гроба Господня. Бес требует от Иоанна никому не рассказывать о случившемся, но тот, не называя своего имени, рассказывает новгородцам о чудесном путешествии. Бес начинает мстить Иоанну: он «наваждением» показывает приходящим к святому посетителям предметы женского одеяния в его кельи, наконец, в виде «блудницы» выбегает от Иоанна на улицу. Новгородцы обвиняют архиепископа в блуде и изгоняют его из города: сажают Иоанна посередине реки на плот и пускают плот по течению. Но, никем не подталкиваемый, плот движется вверх по реке Волхове к новгородской святыне – Юрьеву монастырю. Иоанн же молится о новгородцах, говоря: «Господи, не вмени этого им во грех, ибо не ведают сами, что творят!».[2]
Люди, увидев такое чудо, поняли, что согрешили, неправедно поступили, осудив Иоанна, и что все это произошло по наваждению беса. Посрамленные горожане умоляли святого простить их неверие и вернуться на свой святительский престол. На том месте, куда приплыл на плоту святой, поставили каменный крест, который и до настоящего времени там стоит, как свидетельство о преславном чуде святого в назидание всем жителям Великого Новгорода, чтобы вновь не поступали столь поспешно и необдуманно осуждать и изгонять невинных.
В настоящее время трудно встретить человека, который бы не был знаком с героями повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством».
В повести описан Сочельник – вечер накануне Рождества. Согласно Библии, Рождество знаменует появление на свет Иисуса Христа. В народе с давних времен Сочельник считался магическим временем. В это время происходило зарождение иной, неведомой жизни, а всему новому и неизвестному люди всегда приписывают необычайные свойства. Так и ночи перед Рождеством приписывается способность наделять обычные предметы волшебной силой. Кроме того, считалось, что в этот вечер с наибольшей полнотой проявляет себя всякая нечистая сила. Переживание Рождества как мистического события знаменует для сельчан преодоление ветхого, смертного состояния и возможность духовного обновления.
Начало произведения – это подлости, которые творит черт, похожий и на немца, и на свинью, и на губернского стряпчего одновременно. Начинается ночь перед Рождеством и черт, увидев на небе величавый месяц, решает его украсть, что ему удается. Затем черт задумывает очередную подлость – столкнуть сельского кузнеца Вакулу и казака Чуба, за чьей дочерью ухаживает казак. В это время кузнец идет в гости к дочери Чуба – Оксане, зная, что ее отец приглашен в гости. Но Чуб, заблудившись в темноте, попадает к Солохе, матери кузнеца, которая несмотря на свои сорок лет умела причаровывать к себе самых степенных казаков. А у Солохи в гостях – черт. Приходит Чуб, принимается обхаживать Солоху, но раздается стук в дверь и Солоха прячет Чуба в мешок, где уже сидит черт. Снова стук в дверь – входит дьяк. Снова стук – и дьяк оказывается в том же мешке, где и Чуб. В избу входит кузнец, и, видя непонятные мешки, выносит их в кузнецу. По дороге он думает о своей печальной судьбе, о том, что гордая и своенравная Оксана согласна быть его женой лишь в том случае, если он принесет ей черевички самой царицы. Вдруг на его пути встречается сама Оксана с подружками. Кузнец говорит ей, что она его больше не увидит. В действительности же он отправляется к запорожцу Пацюку, знающему всех чертей. От него кузнец узнает, что черт за его спиной и ловит черта. Вакула пугает черта, что начнет его крестить, и черт в страхе соглашается помочь кузнецу добыть царские черевички. В то же самое время прекрасная Оксана опечалена словами Вакулы. Теперь-то она понимает, что любит и сама Вакулу… Хуторяне находят валяющиеся на дороге мешки, развязывают их и оттуда вываливаются злые Чуб и дьяк. А что же происходит с нашим кузнецом? Оседлав черта, он летит в Петербург. Здесь он встречает земляков – запорожцев, которые идут по делам во дворец. Вакула при помощи черта уговаривает их, и они берут его с собой. Во дворце он просит царицу подарить свои черевички, и, к всеобщему удивлению, она соглашается. Затем кузнец на черте возвращается в хутор. Он идет в дом к Оксане, делает ей предложение и подает царские черевички. Оксана очень рада, но признается, что любит Вакулу и без черевичек.
В финале этого произведения мы узнаем о счастливой судьбе героев, о покаянии Вакулы за то, что общался с чертом.
2.2. «Легенда об Иоанне, заклявшем крестным знамением беса и заставившем его тем служить себе, восходит к сказочному фольклору Древней Руси»[3], - пишет Д. С. Лихачев. Этот сказочно-легендарный мотив (мотив заключения, "пленения" святым беса, который вынужден исполнять требования подвижника) широко распространен в мировом фольклоре.
Святой Иоанн отпускает беса на условиях договора: нечистый обязан перенести архиепископа в Иерусалим и обратно, что бес и делает, обернувшись огромным черным конем. В сказании присутствует традиционный сюжетный мотив помощи герою обязанного ему жизнью чудесного существа. Этот мотив характерен, в частности, для волшебных сказок. Но в «Повести» он трансформирован: бес — помощник поневоле, а по существу враг Иоанна. Парадоксален сюжетный мотив путешествия, паломничества в Иерусалим — Святой город — на бесе.
Мотив путешествия святого на бесе известен и западноевропейской средневековой книжности: в латинском Житии епископа Безансонского, мученика Антидия рассказывается о его путешествии на бесе из Безансона в Рим и обратно.
Два перемещения Иоанна в пространстве — путешествие-паломничество в Иерусалим и плавание на плоте против течения — внешне противоположны по смыслу: первое — проявление торжества святого над нечистой силой; второе — следствие клеветы, мести беса Иоанну, унижение святителя. Это не добровольное путешествие, а изгнание. Но именно изгнание архиепископа превращается в окончательную победу над бесом. На глубинном смысловом уровне два "путешествия" оказываются сходными, они повторы одной и той же ситуации — победы над дьяволом.
Этот сказочно-легендарный мотив нашел отражение еще в двух древнерусских литературных памятниках, вторичных по отношению к «Повести»: в “Житии Авраамия Ростовского” и в “Повести о Василии, епископе Муромском” Ермолая-Еразма.
Отразился он и в новой русской литературе—в повести Н. В. Гоголя “Ночь перед Рождеством”. Н.В. Гоголю была хорошо знакома эта тема, поскольку он был верующим и набожным человеком. Именно этот сюжет был использован им при написании повести «Ночь перед Рождеством». Его главный герой кузнец Вакула так же, как и Святой Иоанн, подчинил себе нечистую силу и совершил путешествие на бесе. Но несмотря на общий сюжет, «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» и повесть «Ночь перед Рождеством» имеют значительные отличия.
Данные повести написаны в разных жанрах. «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» - это древнерусская христианская легенда (элемент жития святого). Легенды складываются в народе, как поэтическое предание о каком-либо историческом или героическом событии. А легендарные личности всегда овеяны славой и вызывают восхищение.
Во второй половине XVII в. жанр повести занял ведущее положение в системе литературных жанров. Если древнерусская традиция обозначала этим словом любое "повествование", то, что в принципе рассказывается, повесть как новый литературный жанр наполняется качественно иным содержанием. Его предметом становится индивидуальная судьба человека, выбор им своего жизненного пути, осознание своего личного места в жизни. Уже не так однозначно, как раньше, решается вопрос об авторском отношении к описываемым событиям: голос автора явно уступает место сюжету как таковому, а читателю предоставляется самому сделать вывод из этого сюжета.
Повесть «Ночь перед Рождеством» - это литературное произведение, созданное автором. Основной темой творчества Н.В. Гоголя была тема народа. Эту же тему он любовно отразил и в повести, живописно воссоздал в своем произведении образ украинцев, их быт, традиции и обычаи. В то же время, с помощью умелой сатиры, автор изображает мир, в котором господствует черствость, корысть, умственная ограниченность, злоба, ложь, неразличение добра и зла и высмеивает подобные человеческие пороки, от которых надо избавляться. Автор не декларирует мысль о том, что союз с нечистой силой имеет печальные последствия, приносит несчастье. Он преподносит ее в образной форме, демонстрируя ее справедливость всем ходом развития действия.
Главным героем христианской легенды является святой архиепископ, посвятивший свою жизнь служению Богу и народу. Он повелел бесу доставить его в Иерусалим, чтобы помолиться у гроба Господня. Во все века в этот город стремились церковные иерархи, пастыри, монахи и многочисленные миряне для того, чтобы поклониться православным святыням и вознести перед ними горячую молитву. Путешествие к святым местам – это важная часть православного образа жизни. Финал «Повести» – это победа Бога над Дьяволом, торжество добродетели и единение человека с Богом.
Главный герой повести Гоголя Вакула – «самый наибожнейший человек в селе» и одновременно «бесовский кузнец».[4] Подчеркнутая двойственность главного героя находит опору в древней традиции, согласно которой образ кузнеца связан как с божественным миром, так и с нечистой силой. В христианской традиции кузнец мог отождествляться с дьяволом. Но сохранился и его особый, верховный статус: в средневековом фольклоре Христос, святой Петр, святой Николай и святой Илья были кузнецами, исцеляющими больных и омолаживающими стариков. Поэтому у Вакулы особая роль в «рождественском» сюжете: одоление нечистых сил и восстановление изначального, божественного миропорядка.
Одолев беса, Вакула стремиться попасть в Петербург, где он выдерживает испытания, заданные Оксаной, и добывает для нее царские черевички, только для того, чтобы жениться на ней. Петербург с его обитателями представляется читателю и автору дьявольским местом: «Боже мой! стук, гром, блеск; по обеим сторонам громоздятся четырехэтажные стены; стук копыт коня, звук колеса отзывались громом и отдавались с четырех сторон; домы росли и будто подымались из земли на каждом шагу; мосты дрожали; кареты летали; извозчики, форейторы кричали; снег свистел под тысячью летящих со всех сторон саней; пешеходы жались и теснились под домами, унизанными плошками, и огромные тени их мелькали по стенам, досягая головою труб и крыш. С изумлением оглядывался кузнец на все стороны. Ему казалось, что все домы устремили на него свои бесчисленные огненные очи и глядели. Господ в крытых сукном шубах он увидел так много, что не знал, кому шапку снимать. "Боже ты мой, сколько тут панства! - подумал кузнец. - Я думаю, каждый, кто ни пройдет по улице в шубе, то и заседатель, то и заседатель! а те, что катаются в таких чудных бричках со стеклами, те когда не городничие, то, верно, комиссары, а может, еще и больше».[5]
Возвращение из Петербурга на хутор, где начинается церковная служба, должно завершить рождественскую идею перехода от тьмы к свету, единения человека с Богом. Но Вакула пропускает праздничную службу. Таким образом, в финале повести восстанавливается тождество кузнеца и черта (вместо церкви Вакула идет к Чубу, у которого просит прощения и «милость» («помилуй, батько, не гневись»).[6] Чудесное добывание черевичек не приводит к обновлению души и единению человека с Богом. Напротив, в повести описывается икона, на которой изображен плачущий на руках у матери младенец и нарисованный «сбоку» в церкви черт - это символ прорыва демонических сил в человеческий мир.
Таким образом, можно сделать вывод о том, что «Повесть о путешествии Иоанна Новгородского на бесе в Иерусалим» - литературный предшественник повести Н.В. Гоголя «Ночь перед Рождеством». Но в современном мире, где на первый план выходят материальные ценности, где стираются границы между добром и злом, не может существовать житийный сюжет с его положительным финалом.
3. Заключение.
Итак, сопоставив две повести, можно сделать следующие выводы:
Таким образом, Н.В. Гоголь, используя в повести «Ночь перед Рождеством», мотив путешествия на бесе, сюжет заключения сделки с дьяволом, приводит нас к выводу о том, что в современном мире, где на первый план выходят материальные ценности, где стираются границы между добром и злом, не может существовать житийный сюжет с его положительным финалом.
[1] - Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.404-413, 750-751 (прим.) – Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Повести…» и прим. Л.А.Дмитриева.
[2] - Изборник (Сборник произведений литературы Древней Руси). – М.: Худож. лит., 1969. – С.404-413, 750-751 (прим.) – Сер. «Библиотека всемирной литературы». Подготовка текста «Повести…» и прим. Л.А.Дмитриева.
[3] История русской литературы X — XVII вв. Под ред. Д. С. Лихачева, Глава 4. ЛИТЕРАТУРА КОНЦА XIV — ПЕРВОЙ ПОЛОВИНЫ XV ВЕКА., - М.: Просвещение, 1980. — 462 с.
[4] - Н.В. Гоголь. Собрание сочинений в 7-ми томах. М., «Художественная литература» т.т. 1-4, 1976,1977 гг. С. 50-71 «Ночь перед Рождеством».
[5] Н.В. Гоголь. Собрание сочинений в 7-ми томах. М., «Художественная литература» т.т. 1-4, 1976,1977 гг. С. 50-71 «Ночь перед Рождеством».
[6] - Н.В. Гоголь. Собрание сочинений в 7-ми томах. М., «Художественная литература» т.т. 1-4, 1976,1977 гг. С. 50-71 «Ночь перед Рождеством».
[7] - Н.В. Гоголь. Собрание сочинений в 7-ми томах. М., «Художественная литература» т.т. 1-4, 1976,1977 гг. С. 50-71 «Ночь перед Рождеством».
Басня "Две подруги"
Дерево в снегу
Сочини стихи, Машина
Что такое музыка?
Мороз и заяц