На территории Мордовии много сел, и у каждого есть своя история. Одни из них прославились тем, что когда-то, здесь проходили важные исторические события. Другие являются родиной знаменитых людей. Третьи стали известны благодаря труду их жителей.
Вложение | Размер |
---|---|
mokshaley.docx | 946.42 КБ |
Введение
Народы мордовского края – мокшане, эрзяне, русские и другие – издавна славились многовековой историей. Большими усилиями они создавали и оставили нам, своим потомкам, в наследство материальную и духовную культуру.
Как и сейчас, в старину люди жили не только городах, но и в селах. Село – это собрание нескольких крестьянских домов, вокруг которых нет стены или ограды, а его жители занимаются сельским хозяйством или ремеслом. Деревней (от слова «драть» - рассчитать землю от леса, распахивать целину) считалось не большое поселение, где жили землепашцы, рыболовы, бортники. Большое, заселенное крестьянами место, в котором была церковь, имело статус село. Оно было центром для ближайших деревень. Так обычно размещалась лавка (магазин), проводились ярмарки, жили мастеровые люди.
На территории Мордовии много сел, и у каждого есть своя история. Одни из них прославились тем, что когда-то, здесь проходили важные исторические события. Другие являются родиной знаменитых людей. Третьи стали известны благодаря труду их жителей.
Давайте познакомимся с историей одного из сел Мордовии.
В Чамзинском районе республики, в окружении лесов, находится село Мокшалей.
Историко-литературный справочник говорит о том, что Мокшалей – мордовское село, где когда-то проживало 812 жителей, центральная усадьба колхоза «Красная Мордовия», сельский Совет. Расположено в южной части района на стыке четырёх районов республики: Чамзинского, Большеберезниковского, Лямбирьского и Ромодановского, не далеко от речки Мокшалей, которая впадает в приток реки Инсар. С востока и Севера к лесу примыкают большие лесные массивы.
В своей работе я поставил себе такие цели и задачи:
-ознакомиться самому и познакомить других с историей становления и развития жизни мордвы на селе.
- придать историческим знаниям большую конкретность и личную значимость, показать, что каждый человек - соучастник бытия прошлого, настоящего и будущего, частичка живой ткани, нити времен и поколений;
- содействовать развитию творческих способностей одаренных детей;
- познакомиться с истинными сынами и дочерьми, прославивших свою малую Родину преданным трудом, героическим подвигом, достижением в области науки и вооруженных силах, обеспечивших свою страну славой и благодарной памятью потомков;
- развивать любовь к родному краю, к своей земле, к родному дому;
- воспитывать стремление к сохранению и приумножению культурного наследия;
В ходе работы выяснилось, что данная тема оказалась для меня очень актуальной и интересной. В процессе исследования я встречался с известными людьми этого села: с Сухарниковым Н. А., Цыганкиным Д. В., которые мне поведали историю возникновения села; беседовал с жителями села, из воспоминаний которых были видны все тяготы и лишения, происходившие в их жизни; много работал со старыми документами, которые подтверждали слова моих односельчан; собрал много фотографий, на которых изображена тяжёлая и в то же время счастливая жизнь моих односельчан.
Узнав историю своих предков, я лучше стал знать самого себя, ответил на многие вопросы, на которые раньше ответа не знал. С уверенностью хочу сказать, что каждый человек уважающий себя свой народ, должен обязательно познакомиться с историей своей малой Родины, с историей своего народа, с историей своей родословной.
Глава 1.
Из истории возникновения села…
Пиже садсо Мокшалей, -
Аздан, косто пачкодсь тей!
Тесэ ломантне пек колт.
Прок зеркалат, валдо селтт
Тесэ цитнить кизэнь перть,
Эйсэст тешттне вень-веньберть…
Калтнэ уйнить – сиянь налт.
Палт чинть ало, веле, палт!
(Н. Эркай)
На отрогах Приволжской возвышенности, восточнее города Саранска (35 км.) затерялось в лесах и оврагах село Мокшалей.
Предшественники жителей села Мокшалей до 17 века жили в Арзамаском округе вблизи города Арзамаса. Чтобы спастись от закрепощения и быть свободным, многие мордовские семьи бежали на юг. Одним из населённых пунктов, который образовался из беглецов было село Мокшалей. Местом для поселения избрали леса, которые примыкали к теперешним сёлам Б.-Маресево и М.- Маресево. Это было живописное место в лесу, где текли два мощных ключа с хорошей водой. Рядом находилось свободное, незанятое лесом поле (чама пакся). Строили земляные и рубленые дома. Главным занятием Мокшалейских крестьян было земледелие. Сеяли рожь, горох, просо, овёс. Разводили лошадей, крупный рогатый скот, овец.
В 17-18 веках жители села вели натуральное хозяйство. Орудия труда делали сами. Из дерева делали сохи, бороны, посуду. Многие предметы быта и домашнего хозяйства изготавливали из глины. Одежду шили из самотканых материалов из конопли. Обувь готовили из лыка. Жители села долгое время сохраняли языческие верования. Верили, что существуют различные божества: Вирьава, Ведьава, Норовава, Ковава. Языческие верования крестьян были связаны с сельскохозяйственными работами.
В начале 17 века русское государство проводило работы по укреплению юго-восточных границ. Это было вызвано частыми нападениями крымских татар. Чтобы предотвратить нападения на юго-восточные границы русского государства в 1638 году было начато строительство «засечной черты» от Сурского отрога на село Атемар-Саранск. Строительство сторожевых черт было тяжёлым временем для жителей села. Крестьян принудительно заставляли работать в районе села Атемар. Это отвлекало крестьян от своих хозяйств, отнимало много времени. Крестьяне разорялись. Но укрепление границ русского государства благоприятно отразилось на развитии хозяйства. Были установлены связи с русскими крестьянами-ремесленниками. Началось развитие торговли. В конце 17 века в начале 18 века дальнейшее развитие у жителей села получило сельское хозяйство, были освоены новые земли. Выкорчевывали леса под поле в районе теперешнего села Пянгилей, освоили земли до границы села М.-Маресево. Дальнейшее развитие получает трёхпольный севооборот, улучшается орудия труда. В конце 17 века в селе Мокшалей было приблизительно 160-170 хозяйств с населением 685-700 человек.
Крестьяне с. Мокшалей участвовали в крестьянской войне под предводительством С.Разина. Осенью 1670 года повстанцы под руководством атамана Харитонова взяли крепость Атемар. Когда весть дошла до с. Мокшалей, часть крестьян поехала в Атемар и примкнули к восставшим. Они участвовали в разгроме помещичьих имений, расправлялись с ненавистными помещиками. По преданиям жителей с. Мокшалей крестьяне участвовали в захвате Саранска. В первой половине 18 века население села увеличивалось и составляло приблизительно 875-900 человек. Основной трудовой деятельности оставалось земледелие. Основными орудиями обработки почвы оставались соха и деревянная борона. Урожаи оставались низкими (35-38 пудов) с пахотной десятины. Крестьянский надел составлял примерно 4-5 десятин. Земли были малоплодородные, щебенчатые.
Постоянные войны России в 17 веке, рост расходов на армию, флот, управление государством привели к увеличению государственных налогов. В первой половине 18 века в России вводится подушная подать. Большим событием в жизни сельчан явилось насильственное принятие христианства. С начала 18 века жители села Мокшалей были насильственно крещены.
Усиление эксплуатации, национальный гнёт вызвали многочисленные стихийные волнения в стране, которые в 70г. 18 века вылились в крестьянскую войну под руководством Е. Пугачёва. В эти грозные годы крестьяне с. Мокшалей приняли активное участие в борьбе с крепостничеством. Отряды Пугачёва из г. Алатыря прошли через Чамзинку, Б. Маресево, Протасово на Атемар. Многие крестьяне участвовали в походе Пугачёва до Саранска, громили помещичьи усадьбы. После ухода Пугачёва из Саранска, жители с. Мокшалей участвовали в борьбе с войсками под руководством сподвижника Пугачёва казака Суходольского и потерпели поражение у Новотроицка. За участие в антиправительственном движении многие крестьяне были казнены, сосланы на каторгу, выпороты.
В ноябре 1775 г. царское правительство принимает указ о проведении губернской реформы. Село Мокшалей вошло в Пензенскую губернию Саранского уезда Атяшевской волости. Во второй половине18 века в селе было 250 дворов с населением 1000 человек. Крестьяне входили в разряд государственных, они были лично свободными. Летом 1812 г. для защиты страны от Наполеона на территории Саранского уезда формировался полк ополчения. Из Мокшалей ушли в ополчение 18 человек
Мордовия, как и другие национальные районы страны, были краем двойного угнетения. В революционных выступлениях 1905-1906 годов жители села отказались приносить государству налоги, выполнять различные повинности. В марте 1907 года крестьяне села разгромили имение помещика Никитина, который сильно притеснял их. Разгромили дом, амбар, хозяйственные постройки. Организаторами этого выступления были Наумкин Лукьян, Цыганкин А. М, Сыркин и др. Для расправы с восставшими из Саранска прибыла рота солдат. Было адресовано свыше 50 человек, 42 человека было осуждено судом на разные сроки. Первая русская революция завершилась поражением. В годы первой мировой войны из Мокшалей было призвано около200 человек, с фронта не вернулось около 60 человек, многие были искалечены. После февральской революции 1917 года. В апреле из села были выгнаны староста, пристав. Под руководством учителя школы эсера Антипова И. М. был создан комитет бедноты. Весной 1917 года крестьяне села захватили у землевладельца Уварова земли, сенокосные, лесные орудия.
25 октября (7 ноября) 1917 года было свергнуто временное правительство. На установление власти Советов в с. Мокшалей сыграла победа Советов в г. Саранске в декабре 1917 г. В январе 1918 г. в с. Мокшалей возник Совет крестьянских депутатов. Представителем совета был призван Ларькин А. К. в 1918 г. была создана и партийная ячейка, во главе которой стоял первый коммунист села Девяткин С. Е. В годы гражданской войны жители села участвовали в освобождении Симбирска, Самары, Уфы. Активными участниками гражданской войны были Арзамаскин Ф. А., Цыганкин В. П., Письмаркин А. Ф., Сатункин И. М., Федоскин Я. П., Девяткин А. Е. В годы гражданской войны погибло на фронте более 70 человек. Летом 1923 г. из состава с. Мокшалей отделилось более 100 дворов и переместились на место с. Пянгилей, в 7 км. восточнее Мокшалей. Зимой 1931 года 56 хозяйств села решили объединиться в колхоз. Колхоз назвали «Красная Мордовия». Первым председателем был избран житель с. М.-Маресево Моськин Кузьма Максимович, бригадиром был избран Девяткин Алексей Кузьмич. Массовое вступление в колхоз началось весной 1932 г. В этом же году был получен первый трактор.
Большим испытанием для жителей села была Великая Отечественная война 1941-1945 год. За годы войны было мобилизовано всего 380 человек в Красную Армию. В первые месяцы войны в колхозе была создана женская тракторная бригада. Трактористками стали Письмаркина А. М., Боброва А. К., Федоськина Е. Е., Артюшкина А. Е., Ларькина А. И., Городнова М. П. В 1943 г. колхоз «Красная Мордовия» был разделен на два колхоза: «Красная Мордовия» и колхоз им. Фрунзе. Войну на границе встретили рядовые Галчатников С. П., Цыганкин Е. И., Кильдюшов И. П., Инсаркин М. Г., Сатункин Г. Рядовые Явкин А. Е., Симькин А. Н., Чернов Е. Ф. сражались в битве под Москвой. В боях за Сталинград отличились Письмаркин Н. А., Солодовников П. П. В сражениях за Берлин и другие города героически сражались Девяткин П. Г., Письмаркин М. К., Девяткин С. В., Артюшкин С. Е., Торогаев А. П. На полях Великой Отечественной войны погибло 210 жителей села.
Глава 2.
Только он не вернулся из боя…
Мы не видели глаз войны,
Мы не знаем, как рвутся гранаты,
Но от имени всей страны
Низко кланяемся солдатам.
Родился Владимир 12 июня 1965 г. в с. Мокшалей Чамзинского района. Судьба Владимира мало чем отличалась от тысячи судеб его сверстников. В семье он был самым младшим. Был шустрым, смелым, крепким мальчиком. В семь лет пошел в Мокшалейскую среднюю школу. Учился без особого желания. Но уроки трактора посещал с огромным удовольствием. По словам учителей, это был безобидный мальчуган, который с детства привык отвечать за свои поступки. Еще в детстве, как и у многих его ровесников, зародилась мечта стать шофером. В 1982 г. он закончил 8 классов и поступил на курсы водителя в ДОСААФ. После окончания, которых работал в школе трактористом. В работу вкладывал всю душу, выполнял ее добросовестно и с огромным удовольствием.
В октябре 1983 г. Владимира призвали в армию. Полгода служил в Волгограде. Часто писал письма домой. На службу никогда не обижался. Писал, что у него все хорошо.
После учебки Володя по собственному желанию ушел на войну в Афганистан. Где был сначала корректировщиком, а затем шофером. Все шло хорошо, оставалось еще немного до окончания службы, вот-вот долгожданная встреча с родным домом, родителями, друзьями. Все было бы именно так, если бы его машина не попала по обстрел. Машина загорелась и взорвалась. Володя был смертельно ранен осколком. Погиб 5 июня 1985 г. Похороны были 12 июня, в день, когда ему исполнилось бы 20 лет. Хоронили всем селом, от мало да велика, потому что не было такого человека, чье сердце не затронуло это горе.
Владимир посмертно награжден орденом Красной Звезды, медалями «Воину – интернационалисту», «Воину – интернационалисту от благородного Афганскогонарода».
Глава 3.
Нам нужна одна победа
Большим испытанием на стойкость и лишения явилась для жителей села Мокшалей Великая Отечественная война. Мирный труд был прерван нападением гитлеровской Германии на нашу страну. Жители села поднялись на защиту Родины. В первые месяцы войны были мобилизованы с 1910-1922 года рождения. Всего за годы войны было мобилизовано и отправлено в Советскую армию 327 человек. Большое количество граждан старшего поколения было отправлено на сооружение укреплённых районов на реке Сура на военные заводы и тыловые организации. Многие войны села встретили войну на границе. Рядовые: С. П. Галчатников, Е. И. Цыганкин, И. П. Кильдюшов, М. Г. Инсаркин, Г. Сатункин. Они в первые часы войны приняли бой с фашистами. Рядовые: А. Е. Явкин, А. Н. Смолькин, Е. Ф. Чернов сражались в битве под Москвой. Войны села Мокшалей служили в 326стрелковой дивизии, которая с декабря 1941 года сражалась под Москвой. В боях за Сталинград отличились Н. А. Письмаркин, П. П. Солодовников. В освобождении многих городов и сёл нашей страны участвовали Н. М. Письмаркин, А. И. Почанкин, С. В. Девяткин, С. Е. Артюшкин, А. П. Шатаев. В сражениях за Берлин героически сражались наши земляки: П. Г. Девяткин и т.д. На полях Великой Отечественной войны погибло210 жителей села. Многие войны вернулись тяжелоранеными и искалеченными.
Бывшие фронтовики, к счастью, ещё живы и живут рядом с нами. Это скромные люди, которые не думали на войне о том, что совершают подвиг. Они честно выполняли свой долг, долг солдата, долг сына своей Родины.
Глава 4.
Наши талантливые земляки
Севастьянов Дмитрий Тимофеевич
Контр-адмирал Севастьянов Дмитрий Тимофеевич родился 30 октября 1919 года в селе Мокшалей. Закончил Мокшалейскую среднюю (не полную) школу, потом учился на Мордовском рабфаке (1938 - 1937). В 18 лет стал комсомольцем. В сентябре 1937 года Дмитрий Тимофеевич поступил на физико-математический факультет Казанского университета. В 1938 году по специальному набору в ЦК ВЛКСМ его направляют на учёбу в Высшее военно-морское училище имени Фрунзе в Ленинграде. Окончил его в 1941 году и был направлен на Тихоокеанский флот, где служил на крейсере командиром и помощником командира военно-морской базы. В 1945 году был направлен на Аляску в США для приёма Американских кораблей. В послевоенные годы командовал кораблями соединенными и военно-морской базы «Балтика», был представителем главнокомандующего военно-морских сил (по Варшавскому договору) Балтийского флота в Англии. С 1974 года по 1976 является советником. В Болгарии и служит помощником первого ранга на корабле. В городе Варшаве был представлен главнокомандующего сил военно-морского флота. Дмитрий Тимофеевич удостоен боевых наград-орденов Отечественной войны, Красного знамени, двух орденов Красной Звезды. Умер в 1982 году. Похоронен в Эстонии в городе Таллине.
Цыганкин Дмитрий Васильевич
Один из ведущих финно-угроведов, крупнейший специалист по эрзянскому и мокшанскому языкам, доктор филологических наук, профессор.
Д. В. Цыганкин родился 22 октября 1925 года в селе Мокшалей Чамзинского района Республики Мордовия в крестьянской семье. Закончил семилетнюю школу в селе Мокшалей и в 1940 году поступил в Большемаресевскую среднюю школу, но закончить её не успел. В 1943 году в возрасте 17 лет был призван в ряды Красной армии, попал на Западный фронт. Службу закончил в звании младшего сержанта. Награждён медалью «За отвагу». Победу встретил в Германии, под Кёнигсбергом. В рядах Советской армии прослужил ещё 5 лет. Потом закончил среднюю школу. В 1950 году поступает в Мордовский педагогический институт на историко-филологический факультет. В 1954 году заканчивает институт, получает диплом учителя русского языка и литературы и направляется в аспирантуру при институте языковедения, где изучал основы финно-угроведения, проводил научные исследования по диалектам эрзянского языка. После окончания аспирантуры в 1957 – 1962 году Дмитрий Васильевич был переведён во вновь организованный пединститут на должность проректора по учебной и научной работе.
Дмитрий Васильевич принимал активное участие в организации нового института. Почти 20 лет (1972 - 1991) Цыганкин заведовал кафедрой Мордовских языков. С 1980 по 1987 год являлся деканом филологического факультета МГУ им. Огарёва.
В 1978 году защитил докторскую диссертацию. В 1979 году утвержден в учёном звании профессора. Цыганкин заведует лабораторией финно-угорских языков МГУ.
За научные заслуги Д. В. Цыганкин имеет почётные звания «Заслуженный учитель школы Мордовской АССР», «Заслуженный деятель науки МАССР».
Из воспоминаний... Война. В июне 1941 года мне не было и 16-ти. Хорошо помню, как 22-го, утром, отец отправил меня на лошади с двумя мешками ржи в деревню Пянгелей (6 км. от села Мокшалей Чамзинского района). Там, на реке, в 30-ые годы была построена водяная мельница, которая всегда исправно работала. Но в этот день желающих попасть на мельницу оказалось много - образовалась очередь, и мне пришлось ждать до трех часов. О начале войны никто из присутствовавших не знал. Наконец, я смолол зерно и отправился домой. День был теплый, даже жаркий. Приехав в село, я заметил на улицах что-то неладное, тревожное. Смотрю, навстречу бежит мать и кричит: «Митя, война!».
На следующий день многие мужчины были мобилизованы, их ждали дороги войны, траншеи жизни и смерти. Сколько мне пришлось увидеть слез! Это нельзя описать словами. Сейчас в центре моего села установлен памятник павшим в Великой Отечественной войне. Здесь имена 243 мокшалейцев, отдавших свои жизни ради победы. На моих глазах на фронт, по приказу, отправили лучших лошадей колхоза и единственную, только что приобретенную, грузовую машину - «полуторку». Кстати, такие же машины были в распоряжении нашей звукометрической батареи. С декабря 1943 по апрель 1945 гг. мы проехали на них сотни и сотни километров по дорогам войны. На фронте оказались все здоровые мужчины моего села. В конце 1944г. в возрасте 45 лет на работу на Казанском авиационно-фанерном заводе был призван мой отец. Вернулся домой в конце 1947-го. В селе оставались только женщины и старики. Все тяжести жизни легли на их плечи.
Один на один со слезами,
С несжатыми в поле хлебами
Ты встретила эту войну.
И все без конца и без счета-
Печали, труды и заботы
Пришлись на тебя на одну.
Так писал о женщинах военных лет в своем стихотворении «Русской женщине» М. Исаковский. Война продолжалась. Жизнь моего села кое-как тоже…
Из воспоминаний... Фронтовая жизнь. Мое вхождение в армейско-фронтовую жизнь имеет свою историю. Я дважды прощался с родной хатой. По первой повестке (это было в феврале 1943 года) я не смог из-за дальности расстояния прибыть в указанный срок в Чамзинский военкомат. Команду призывников отправили без меня. Пришлось ждать другой. Меня отпустили домой до середины февраля. И снова печальные проводы - отец на санях везет меня в Чамзинский военкомат, оттуда на поезде я отправляюсь в Рузаевку, где формировалась команда призывников для отправки на фронт. И вот, с Рузаевского вокзала я поднимаюсь в сторону военкомата. Вдруг, откуда ни возьмись, появляется группа юнцов, и мой мешок (в нем были сухари, теплые носки, лапти) оказывается пуст, - его просто растерзали. На земле остались только лапти. Из Рузаевки на второй день наша команда была отправлена на Саранский сборный пункт (он находился у Республиканского военкомата, отсюда - на станцию Лобня (Московская область). Здесь нас одели во все новое, зимнее. Кроме команды из Саранска, здесь были многие другие, и во всех - юноши, которым исполнилось 18. На станции Лобня мы погрузились в товарные вагоны, и наш эшелон отправился в сторону Западного фронта. Не доехав до Смоленска, получили приказ о возвращении эшелона под Москву, - кто-то из высших чинов догадался, что не обученные военному делу юноши никакой пользы фронту не принесут. Меня и многих других направили в школу младших командиров артиллерийской инструментальной разведки.
Она находилась в городе Бронницы (Московская область). Здесь нас обучали определять координаты вражеских орудий по их выстрелам, точнее, по звуковым колебаниям, возникающем при залпе. Мы усваивали трудную военную науку. К концу октября 1943 года наше обучение закончилось, и мы оказались в Саранске, Здесь, в Красных казармах (теперь военная кафедра МГУ) сформировался для отправки на фронт наш дивизион артиллерийской инструментальной разведки. В конце декабря 1943 года мы снова погрузились в товарные вагоны - и на фронт, под город Орша. Для проведения наступательной операции советским командованием здесь была создана группировка в составе трех Белорусских фронтов. Как я помню, мы довольно долго стояли в обороне. Наш дивизион занял свои позиции, - мы обустроили землянки, развернули звукометрические базы и начали определять координаты действовавших с вражеских сторон артиллерийских орудий и тут же передавать их нашим артиллеристам.
Немало вражеских орудий было уничтожено по нашим данным. В этом была и моя заслуга как дешифровщика и вычислителя.
Наконец, мы дождались наступления наших войск. Войска 3-го Белорусского фронта 23 июня устремились через Оршу и Борисов на город Молодечно, одновременно наши части подвижными соединениями наносили удар на Минск. В начале июля 1944 года он был освобожден. Город оказался практически полностью разрушен. Мы на своих «полуторках» ехали по улицам, где вместо домов остались только развалины.
После Минска - снова фронтовые дороги. Они вели на территорию Польши и далее - в восточную Пруссию. На этих дорогах наша звукометрическая батарея «засекла» вражеские орудия, а наш гаубичный полк их уничтожал. За точность определения местонахождения нескольких вражеских артиллерийских орудий и подавления их по моим данным, я был награжден медалью «За отвагу». Для меня война закончилась 15 апреля, когда была уничтожена кенигсбергская группировка вражеских войск.
Закончил войну под Кенигсбергом (ныне - Калининград). Награжден медалями «За отвагу» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 23 февраля 1945г.), «За победу» над Германией в Великой Отечественной войне 1941-1945гг.» (Указ президиума Верховного Совета СССР от 9 мая 1945г.), «За взятие Кенигсберга» (Указ Президиума Верховного Совета СССР от 9 июня 1945 г.).
С января 1946 по апрель 1948 года Д. В. Цыганкин служил в войсковой части №62204 Белорусского военного округа (г. Поставы) а с апреля 1948 по июнь 1950 года - в войсковой части №16447, дислоцировавшейся в г. Галле.
Заключение.
«Изучая предков, узнаём самих себя,
без знания истории мы должны
признать себя случайностями,
не знающими, как и зачем пришли мы в мир,
как и для чего мы живём, как и к чему мы
должны стремиться.»
В. О. Ключевский
Моя исследовательская работа охватывает панораму событий, явлений общественной жизни, духовной и материальной культуры мордовского народа, в частности жизни моих земляков. В ней собран уникальный исторический материал, позволяющий по крупицам воссоздать целостную картину жизни моих земляков, их мировосприятия и систему ценностей.
Народ только тогда жив, когда жива его история. Культура только тогда жива, когда она плодоносна, когда бережно сохраняются духовные, нравственные устои и традиции.
Знание истории своего народа, обогащает нас пониманием того, во имя чего мы живём.
Моя исследовательская работа, будет полезна для всех, кто интересуется историей, настоящим и будущим нашего народа, нашей республики.
Список использованной литературы:
Приложение
Солдатская шинель
Снежный всадник
Одеяльце
Какая бывает зима
Под парусами