П
П Первоцветы нашего села, занесенные в Красную книгу Адыгеи» - так называется моя научно-исследовательская работа. Что представляют собой исчезающие раннецветущие растения,
гд где они обитают, какими видами они представлены во флоре нашего села Еленовское, как они переносят воздействия человека и как человек относится к ним? Это и явилось главной целью моего и исследования.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_ekologii.docx | 25.11 КБ |
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение-
средняя общеобразовательная школа № 6
Научно-исследовательская работа:
«Первоцветы нашего села, занесенные в Красную книгу Адыгеи»
Номинация: «Природа- бесценный дар, один на всех»
Выполнила учащиеся 9 класса:
Атажахова Дана.
«Либо мы одумаемся и откажемся от технократической ереси,
либо следующая цивилизация
будет теряться в догадках:
«Обитал ли кто-нибудь на Земле до нее?».
И. Яницкий
«Первоцветы нашего села, занесенные в Красную книгу Адыгеи» - так называется моя научно-исследовательская работа. Что представляют собой исчезающие раннецветущие растения, где они обитают, какими видами они представлены во флоре нашего села Еленовское, как они переносят воздействия человека и как человек относится к ним? Это и явилось главной целью моего исследования.
Мои исследования проводились на территории лесного массива в центре села Еленовское, Красногвардейского района, Республики Адыгея.
На территории нашего села произрастают растения, занесенные в красную книгу Адыгеи. Но перед тем как я взялась за изучение данной темы, были определены следующие задачи:
Образовательные: узнать, чем первоцветы, отличаются от других цветковых растений, в чём их особенности;
подробно изучить видовой состав первоцветов, встречающихся в окрестностях села, отметить доминирующие виды, их биологическое состояние;
составить геоботанические описания местообитаний первоцветов и биологические характеристики для каждого вида;
отметить частоту встречаемости, особенно ярко цветущих видов, выявить влияние антропогенного фактора на их жизненность;
познакомить учащихся нашей школы с первоцветами окрестностей нашегосела.
Воспитательные: воспитание любви к природе родного края;
воспитание экологической культуры.
Методы: словесные;
наглядно-демонстрационные;
практические.
Виды деятельности: учебно-игровая, исследовательская.
Актуальность. После затянувшейся зимы, первые вестники пробуждения природы, раннецветущие растения, вызывают необыкновенное чувство восхищения, радуя взгляд пестротой окраской на фоне еще только просыпающегося серого леса.
Подсне́жник,или Галантус ( Galanthus) — род многолетнихтравсемейства Амариллисовые.
Проле́ска (Scílla) —
род невысоких многолетних луковичных растений семейства Спаржевые (ранее их относили к семейству Лилейные).
К сожалению, под влиянием деятельности человека, (вырубка леса, распахивание земель) большая часть этих растений уничтожается, а популяции растений оказались раздробленными. Данные изменения коснулись и нашего села.
Первоцветами называют растения, у которых период массового цветения приходится на раннюю весну. В окрестностях нашего села первоцветы цветут с середины февраля, до конца апреля (в этом году цветение первых подснежников пришлось на начало февраля)
В своей практической части я решила провести геоботаническое исследование раннецветущих растений, окрестностей нашего села, занесенных в Красную книгу.
Исследования проводились с 1 февраля по 15 марта 2013 года. Перед началом исследования мною было проведено изучение флоры - составление списка произрастающих в данной местности растений. Составление списка видов растений проводилось на заранее намеченном маршруте. Я выбрала 4 наиболее типичные лесные площадки, за которыми раз в неделю проводились наблюдения. Площадки выбраны на территории лесного массива с.Еленовское : 1- окраина леса, 2- лесная поляна, 3- лесная дорога, 4- лес. В процессе работы были сфотографированы все раннецветущие растения для определения их видового названия. Работа проводилась в следующем порядке:
1.В полевом дневнике указывается номер точки;
2.Описываются физические особенности местообитания и особенности растительного сообщества;
3.Записывается перечень всех видов растений, произрастающих на данной точке.
Описания фитоценозов производились на пробных площадях, размеры которых 1м на 1м, в определённой последовательности на бланках. На бланке геоботанического описания указывалось название, географическое положение площадки, общий характер рельефа, особенности микрорельефа.
На основе собранных данных я составила описание пробной площади, характерное для исследуемой мною территории леса.
Первое цветение наблюдалось у подснежников 1 февраля, через 5 дней зацвели пролески.
По итогам геоботанического описания можно сделать выводы, что к более часто встречаемым первоцветам нашего села можно отнести пролеску сибирскую. В гораздо меньшем количестве встречается подснежник.
Если рассматривать количественный состав первоцветов на отдельных площадках, то можно сказать, что на площадках №2- лесная поляна и №4- лес встречается наибольшее количество растений. На площадках же №1- окраина леса, №3- лесная дорога количество пролесков не велико, а подснежник отсутствует полностью. Скудность и отсутствие растений на площадках №1 и №3 можно объяснить человеческим фактором, много растений срывается приходящими сюда людьми, вытаптывается транспортными средствами людей, приезжающих в лес отдохнуть.
С целью формирования экологического мышления учащихся, творческого развития личности и популяризации эколого-биологических знаний в преддверии весны мною была проведена природоохранная акция «Сохраним первоцветы нашего села», в рамках которой в школе был проведен конкурс листовок, подготовлена и проведена линейка. Лучшие листовки были розданы жителям нашего села.
Также были подготовлены и проведены интегрированные уроки по окружающему миру и технологии в 2-4 классах, на которых дети не только приобщались к бережному отношению к природе, но и могли самостоятельно изготовить открытку с изображением Пролески сибирской и подснежника, шаблоны которых были подготовлены заранее.
По итогам уроков была проведена выставка готовых работ.
Итогом проделанной работы стало не только написание научно- исследовательской работы, но и выпуск газеты «Исчезающие первоцветы нашего села», на страницах которой я изложила цели и задачи моей работы и результаты проделанной работы.
Список использованной литературы:
1.Басов В.М., Капитонов В.И. Летний полевой практикум по экологии
2.Ботаника: Морфология и анатомия растений./А.Е. Васильев, Н.С. Воронин, А.Г. Еленевский и др.- Москва: Просвещение, 1988.
3.Талалова С.В. Принципы исследовательской работы в области экологии и биологии. Журнал « Биология в школе», №4, 2010г.
Самодельный телефон
Как нарисовать небо акварелью
Муравьиная кухня
Мост Леонардо
Нора Аргунова. Щенята