Исследовательская работа включает в себя методы: изучение литературы и СМИ, составление анкеты и проведение анкетирование, подготовка и проведение лекций и познавательных бесед о туберкулезе, повторного анкетирования
Вложение | Размер |
---|---|
Исследовательская работа по изучению заболевания туберкулеза | 280 КБ |
МОУ « Красноузельская средняя общеобразовательная школа»
Исследовательская работа
Осведомленность подростков о туберкулезе.
Выполнила ученица
МБОУ « Красноузельская СОШ»
Ромодановского района РМ
Калинкина Дарина Петровна
Руководитель: учитель биологии
Косякова Татьяна Дмитриевна
п. Красный Узел
2012 г
Оглавление
I. Введение……………………………………………………………………………стр. 3
II. Практическая часть……………………………………………………… ………стр. 5
2.1. Изучение ситуации в республике, районе по страницам ПП, Интернет…..стр 5-7
2.2. Изучение заболеваемости туберкулезом в районе и поселке Красный Узел
по данным Ромодановской районной больницы…………………………………….стр.7
2.3. Изучение профилактических мер против заболевания туберкулезом на территории поселка Красный Узел. ……………………………………………………………….стр 8.
2.4. Исследование осведомлённости школьников о заболевании……………….стр 8-9
III. Результаты исследования
3.1. Анализ результатов первого анкетирования ………………………………..стр 10
3.2. Анализ результатов контрольного анкетирования …………………………стр.11
3.3. Сравнение результатов первого и контрольного анкетирования ………….стр 12
IV. Выводы……………………………………………………………………………..стр 13
I. Введение
Во всем мире туберкулез остается одной из серьезных медико-социальных проблем. В начале 21 века эксперты ВОЗ вынуждены признать, что это заболевание несет угрозу не только для отдельных стран, но и для всего человечества. Ежегодно в мире заражаются 8 миллионов человек, причем 75% больных составляют лица трудоспособного возраста. Туберкулез дает значительно больше смертельных исходов, чем любое другое инфекционное заболевание, и уносит ежедневно 5 тысяч жизней.
Россия входит в наибольшее число стран, до сих пор не располагающих национальной стратегией в области охраны здоровья своих граждан. Следовательно, каждый из нас должен иметь собственную программу по сохранению и укреплению своего здоровья, а самое главное – реализовать её в течение жизни. Я считаю, что особое место в этой программе должно быть уделено профилактике легко распространяемых инфекционных заболеваний. «Почётное место» среди них на сегодняшний день занимает туберкулёз.
Сейчас в борьбе с туберкулёзом в России участвуют органы Здравоохранения, Красного Креста, Красного Полумесяца, а также лечебно-профилактические учреждения. Я считаю, что этого недостаточно. Всё население Республики Мордовия, нашего района, поселка должно занять активную жизненную позицию, самим соблюдать профилактические меры, вести просветительскую работу. Этой исследовательской работой я хочу привлечь внимание общественности к данной проблеме, а в первую очередь учащихся своей школы, а также всю молодежь, потому что здоровые дети – здоровая нация. И, так как первичное заражение туберкулёзом наступает в настоящее время у большинства в юношеском и молодом возрасте, следовательно, необходимо проводить вовремя профилактическую работу. Каждый учащийся ещё в школе должен узнать как можно больше об этом заболевании, особенно о факторах, способствующих болезни, так как некоторые из них очень широко распространены в молодёжной среде.
Цели исследования:
Изучить состояние заболевания туберкулезом в РМ, в Ромодановском районе, в п. Красный Узел, провести срез осведомлённости о причинах, симптомах и опасности туберкулёза среди учащихся, найти эффективные способы распространения информации об этом опасном заболевании, провести контрольный опрос.
Задачи исследования:
Актуальность проблемы.
Широкое распространение заболевания туберкулезом в РМ, Ромодановском районе, поселке Красный Узел Ромодановского района РМ. В районе состоит на учете один подросток – больной туберкулезом, а он проживает именно в нашем поселке. А дети и подростки являются индикаторной группой по заболеваемости туберкулезом, ухудшение показателя детского населения свидетельствует о неблагоприятном течении эпидемического процесса туберкулеза.
Методика работы
1. Изучение литературы о туберкулезе.
2. Изучение заболевания туберкулезом в республике, районе, поселке.
( по страницам ПП, Интернет, консультации в ЦРБ)
3. Анкетирование учащихся.
4. Разработка плана мероприятий по осведомленности учащихся о туберкулезе.
5. Проведение бесед, лекций, консультаций с учащимися. Оформление стенда о
туберкулезе..
6. Повторное анкетирование.
7. Обработка данных, составление таблиц
8. Методы сравнения и анализа.
9. Выводы об эффективности подачи информации о данной болезни.
После внимательного изучения всех возможных источников сведений о туберкулёзе была разработана анкета, которая включает 15 закрытых вопросов (приложение № 2).
Перед первым анкетированием учащиеся были ознакомлены с целями проведения работы и правилами заполнения анкет. Во время заполнения анкет на вопросы учащихся, которые могли бы повлиять на возможности аудитории, отвечать было нельзя. После того, как все анкеты были собраны, можно было задавать любые вопросы.
После завершения первого анкетирования были составлены таблицы распределения ответов по каждому вопросу, произведён анализ ответов (приложение 3) и разработан план проведения профилактических мероприятий, составлены лекция. Беседы, памятки.
Продолжением работы явилось повторное контрольное анкетирование, которое было проведено примерно через два месяца после первого.
Целью повторного анкетирования явилось закрепление полученной информации в сознании учащихся и определение эффективности такой формы подачи сведений, как лекция. Беседа, памятка.
По объёму лекция, беседа рассчитана на 10 минут изложения самой актуальной информации о туберкулёзе, и ещё 5-6 минут занимали ответы на вопросы ребят.
Затем проводилось само анкетирование по тем же правилам, что и первое.
По завершению контрольного анкетирования вновь были составлены таблицы распределения ответов и произведён их анализ.
Эффективность проведенных бесед определялась через сравнение количества правильных ответов на вопросы по первому и второму анкетированию.
Анкетированием было охвачено в первый раз 25 учащихся, во второй – 25 учеников.
2. Практическая часть
2.1. Изучение ситуации в стране, республике, районе по страницам ПП, Интернет.
Не случайно не первый год подряд Всемирная организация здравоохранения объявляет проведение Всемирного дня борьбы с туберкулёзом.
Основная причина увеличения распространённости этой болезни – повсеместно большой резервуар инфекции. В настоящее время на Земном шаре инфицировано около 2 млрд. человек. Причём у большинства из них инфекция протекает в латентной (скрытой) форме. Ежегодно у 9 млн. человек развивается активная форма туберкулёза и 2 млн. умирают из-за этого заболевания.
В России отмечается очень большая распространённость туберкулёза. Хотя в последнее время происходит некоторая стабилизация данного показателя, нельзя забывать о том, что, к сожалению, стабилизация произошла на высоких цифрах, обусловленных резким подъёмом заболеваемости туберкулёзом с начала 90-х годов ХХ-го века. Большую часть составляют заключенные (до 60 %) и мигранты. Недаром туберкулёз относится, прежде всего, к социальным заболеваниям..
В Республике Мордовия за последние пять лет заболеваемость впервые выявленным активным туберкулезом стабилизировалась на высоком уровне: в 2007 году показатель в целом по Российской Федерации составил 74,10 на 100 тыс. населения, по Республике Мордовия территориальный показатель составил 68,6 на 100 тыс. населения, показатель среди постоянно проживающего населения составил 64,1 на 100 тыс. населения, что на 2,1 % ниже, чем в 2006 г. Показатель заболеваемости бациллярными формами туберкулезом составил за 2007 г. – 24,0 на 100 тыс. населения, что на 17,8 % ниже 2006 года.
В 2007 г. на 12 административных территориях (из 23) заболеваемость туберкулезом превышала среднереспубликанский уровень и составила по Атюрьевскому району 128,8 на 100 тыс. населения, Ковылкинскому району – 99,1 на 100 тыс. нас., Торбеевскому району – 95,5 на 100 тыс. нас., Инсарскому району – 89,1 на 100 тыс. нас., Атяшевскому району – 86,3 на 100 тыс. нас., Б-Березниковскому району – 81,8 на 100 тыс. нас., Кочкуровскому району – 80,8 на 100 тыс. нас., Ромодановскому району – 80,2 на 100 тыс. нас., Ардатовскому району – 77,4 на 100 тыс. нас., Рузаевскому району – 76,1 на 100 тыс. нас., Ичалковскому району -74,0 на 100 тыс. нас., Ельниковскому району -71,7 на 100 тыс. населения.
Заболеваемость детей туберкулезом по Российской Федерации составила 15,34 на 100 тыс. детей, по Республике Мордовия данный показатель составил 14,0 на 100 тыс. детей. Отмечается рост заболеваемости среди подростков республики в 2007 г. показатель заболеваемости составил 16,0 на 100 тыс. населения, что в 3 раза превышает показатель 2006 г. Дети и подростки являются индикаторной группой по заболеваемости туберкулезом, ухудшение показателя детского населения свидетельствует о неблагоприятном течении эпидемического процесса туберкулеза.
Высокой остается смертность от туберкулеза. Около 80% от общего числа летальных исходов от инфекционных заболеваний приходится на долю туберкулеза. В 2007 году по Республике Мордовия она составила 10,8 на 100 тыс. населения (в 2006г.- 12,8 на 100 тыс. населения) (по РФ – 19,5 на 100 тыс. нас.).
Отмечается низкий охват населения республики профилактическими осмотрами. В 2007 году было обследовано лишь 73,9% (2006г.-74,7%) от подлежащего осмотрам взрослого населения (по РФ -61,5%).
Часть населения республики не обследуется в течение двух и более лет, таких лиц в 2007 г. составило 5 % населения старше 15 лет (2006 г. – 6,4 %).
В результате неудовлетворительной работы по раннему выявлению больных, ошибок в диагностике туберкулеза, в том числе у детей и подростков, возрастает количество тяжелых и распространенных форм туберкулеза, представляющих наибольшую эпидемиологическую опасность для окружающих.
В недостаточном объеме проводятся профилактические и противоэпидемические мероприятия в очагах туберкулезной инфекции.
2.2. Изучение заболеваемости туберкулезом в районе и поселке Красный Узел
по данным Ромодановской районной больницы.
Изучив данные, полученные в ЦРБ, я заполнила таблицу и выяснила, что действительно обстановка по данному заболеванию в нашем поселке неудовлетворительная.
Сравниваемые данные больных туберкулезом
в поселке Красный Узел и по Ромодановскому району.
Рассматриваемые данные | 2007 год | 2008 год | 2009 год | |
Общее число больных | по району | 105 | 95 | 96 |
по поселку | 8 7,6% | 5 | 3 | |
Из них детей | По району | 1 | 1 | 1 |
По поселку | 1 100% | 1 100% | 1 100% | |
Встали на учет в этом году | По району | 16 | 17 | 26 |
По поселку | 2 (1 ребенок) 12,5% | 3 | 1 | |
Снято с учета в этом году | По району | 30 | 6 | 21 |
По поселку | 2 6,7% | 1 | 2 | |
Умерло в этом году | По району | 7 | 1 | 4 |
По поселку | 2 29% | 1 100% | 1 25% |
В 2008 году умер 1 человек от туберкулеза в районе, житель нашего поселка. В 2009 году смертность по туберкулезу в поселке составила 25% от района. Настораживает и тот факт, что единственный ребенок, который состоит на учете с данным заболеванием, также из нашего поселка.
2.3. Изучение профилактических мер против заболевания туберкулезом на территории поселка Красный Узел.
В процессе беседы с заведующей ФАП поселка Красный Узел Цыплаковой Г.В., мы выяснили, какое количество жителей поселка прошли флюорографические обследования за последние три года, а также количество детей поселка имеют положительную реакцию Манту. Данные в таблице:
Год | Численность жителей всего | Старше 15 лет | Прошли флюорографию | % отношение | Число детей ( реакция Манту) | Число детей с положительной реакцией | % отношение |
2006 | 604 | 507 | 443 | 87% | 97 | 38 | 39% |
2007 | 606 | 510 | 450 | 88% | 96 | 22 | 22% |
2008 | 606 | 510 | 470 | 92% | 96 | 22 | 22% |
Проанализировав, данные мы видим, что население поселка более ответственно стало относиться к своему здоровью, так как рентгено-флюорографическим обследованием в 2008 г. охвачено 470 человек, что составляет 92%, хотя по РМ –520538 человек, что составляет – 73,9% от населения старше 15 летнего возраста. Для сравнения приведу пример: в 2007 году было обследовано 450 человек ( 88%), а по Республике Мордовия (2007г.- 68,2%). Учитывая такие меры по профилактическому осмотру можно надеяться, что в поселке Красный Узел будет наблюдаться спад данного заболевания в ближайшие годы.
2.4. Исследование осведомлённости школьников о заболевании
Исследование осведомлённости производилось на основе проведения анкетирования среди 7 -11 классов МОУ «Красноузельская СОШ». Классы были выбраны не случайно. Именно семиклассниками в преподавании биологии изучается материал о бактериях, в том числе рассматриваются патогенные бактерии как туберкулезная палочка.
Следовательно, именно в этом классе учащиеся должны получить некоторые знания о распространении туберкулеза, о способах сохранения и укрепления своего здоровья. А в последующие годы эти знания должны расширяться и углубляться.
После внимательного изучения всех возможных источников сведений о туберкулёзе была разработана анкета, которая включает 15 закрытых вопросов (приложение № 1- 2).
Перед первым анкетированием учащиеся были ознакомлены с целями проведения работы и правилами заполнения анкет. Во время заполнения анкет на вопросы учащихся, которые могли бы повлиять на возможности аудитории, отвечать было нельзя. После того, как все анкеты были собраны, можно было задавать любые вопросы.
Результаты анкетирования показали, что учащиеся имеют недостаточную информацию о данном заболевании. Я думаю, что причиной этого является несовершенство учебной программы по биологии, где достаточно много времени уделяется теоретическим вопросам в ущерб практическим знаниям. К сожалению, в старших классах нет специального курса, в котором рассматривались бы проблемы, связанные со здоровьем. А ведь именно эти проблемы в настоящий момент являются для общества самыми актуальными. Поэтому я считаю жизненно необходимым в каждой школе в обязательном порядке ввести преподавание соответствующего курса в форме кружка или элективного курса. Всё это подтверждают результаты анкетирования. Например, учащиеся в основном считали, что туберкулёз поражает исключительно органы дыхания – лёгкие, и никак не может поражать кожу, глаза, кишечник. А это не так! Очень жаль, что более 50% опрощенных не связали возможность заболевания туберкулёзом с состоянием иммунной системы. А ведь именно высокий иммунитет обеспечивает надёжную защиту от многих инфекций, в том числе и от туберкулёза.
Для того, чтобы компенсировать недостаток знаний по исследуемой проблеме, я с помощью руководителя разработала текст лекции о туберкулёзе, беседу для учащихся 9-11 классов « Туберкулез и наследственность», оформила стенд « Памятка школьнику о туберкулезе». Данный стенд находился в течение месяца в кабинете биологии, следовательно, он был постоянно перед глазами учащихся. По объёму лекция, беседа рассчитана на 10 минут изложения самой актуальной информации о туберкулёзе, и ещё 5-6 минут занимали ответы на вопросы ребят. С целью определения эффективности проведенных профилактических мероприятий, провела повторное анкетирование в тех же классах, где проводилось первое анкетирование. Повторное анкетирование проводилось примерно через неделю после прослушивания лекции. В анкетировании принимало участие учащихся 7-11 классов в составе 25 человек.
По завершению контрольного анкетирования вновь были составлены таблицы распределения ответов и произведён их анализ.
Эффективность проведенных бесед определялась через сравнение количества правильных ответов на вопросы по первому и второму анкетированию.
3. Результаты исследовательской работы
Первое анкетирование проводилось с 15 по 16 сентября 2009 г. Количество участников анкетирования составило 25 человек. Возрастной состав 13 – 17 лет.
Самостоятельно разработанные лекция и беседа были представлены слушателям в период с 15 по 19 октября 2009 г. Кроме проводимой лекции был оформлен стенд « Памятка школьнику о туберкулезе». Который в течение месяца находился в кабинете биологии и был доступен для учащихся 7-11 классов. Для учащихся 9-11 классов дополнительно провела беседу « Туберкулез и наследственность», так как в этих классах изучаются вопросы генетики. Респонденты проявили большой интерес к исследуемой мною теме и задали множество вопросов. После ответов на вопросы было проведено контрольное повторное анкетирование по тем же вопросам, что и первое. Группа респондентов составила 25 человек.
С целью проверки эффективности лекции результаты первого и второго анкетирования подверглись перекрёстному сравнительному анализу.
3.1. Анализ результатов первого анкетирования
В целом, осведомлённость учащихся об особенностях заболевания следует считать неудовлетворительной:
1) у респондентов нет представления о биологии бактерий и вирусов. Например, 92% респондентов правильно определили туберкулёз как инфекционное заболевание. Однако, лишь половина респондентов (20%) считают, что возбудитель имеет бактериальную природу;
2) респонденты не понимают значения термина «инкубационный период», также всего 24% знают степень устойчивости возбудителя во внешней среде;
3) респонденты ошибочно продолжают считать, что туберкулёз поражает только лёгкие, верных ответов лишь 28 %;
4) очень неприятным обстоятельством является то, что респонденты совершенно безоружны перед опасностью туберкулёза:
a) лишь 40% считают, что не все больные туберкулёзом опасны;
b) лишь 36% знают, что больные животные также опасны;
c) лишь 44% понимают связь между состоянием иммунитета и здоровьем человека;
d) лишь 44% понимают смысл пробы Манту;
e) лишь 12% понимают чем занимается фтизиатр.
3.2. Анализ результатов повторного анкетирования
В целом, ситуация выглядит неплохо. Думаю, её можно считать удовлетворительной, так как 92% респондентов теперь считают туберкулёз бактериальной инфекцией.
Одной из причин роста заболеваемости туберкулёзом является живучесть возбудителя, и это уже понимают 80% респондентов.
Не все учащиеся понимают суть термина «инкубационный период», но результат ответа считаю удовлетворительным.
Отличные знания респонденты показали по симптоматике (100%) и возможности поражать другие органы, кроме лёгких (92%),
Достигнут неплохой результат по разъяснению опасности больных людей для окружающих.
Не удалось компенсировать недоработки учебной программы, так как понимают значение иммунной системы лишь 88% респондентов.
Вопрос о летальности являлся одним из основных, так как именно он определяет побудительные мотивы действий личности в отношении профилактики болезни. Правильно ответили 84%.
Казалось, что о реакции Манту все слышали с детства. Но даже после прочитанной лекции не все респонденты смогли связать пробу Манту с туберкулёзом. 12% опрошенных связывают с анализом крови и мочи.
О методах профилактики, народных способах лечения, методах оказания первой помощи сегодня, к великому сожалению, знает далеко не каждый. Но как можно не знать – к какому врачу обратиться в случае необходимости (?!) 16% респондентов этого так и не узнали. Для меня 4% ответов: «мне всё равно – заражусь я или нет» показались самыми тревожными. Это говорит о том, что для этих людей жизнь обесценена и потеряла всякий смысл.
3.3. Сравнительный анализ верных выборов
первого и второго анкетирования и оценка эффективности лекции
Таблица. Сравнение верных ответов первого и второго
анкетирования в процентном отношении
№ вопроса | Верные выборы анкетирования (%) | Эффективность лекции (II/I) | |
первая(I) | вторая(II) | ||
1 | 92 | 96 | 1.04 |
2 | 68 | 92 | 1,4 |
3 | 20 | 80 | 4 |
4 | 24 | 64 | 2,7 |
5 | 92 | 100 | 1,1 |
6 | 28 | 92 | 3,3 |
7 | 44 | 80 | 1,8 |
8 | 28 | 88 | 3 |
9 | 36 | 100 | 2,8 |
10 | 52 | 80 | 1,3 |
11 | 44 | 88 | 2 |
12 | 44 | 84 | 1,9 |
13 | 44 | 88 | 2 |
14 | 12 | 84 | 7 |
15 | 92 | 90 | 0,9 |
Среднее | 53 | 87 | 1,7 |
Приятно отметить, что работа в течение данного времени, дала хороший результат. Какая разница наблюдается в ответах №14. При контрольном анкетировании выяснила, что ребятам стало известно, что туберкулез лечит фтизиатр. Хорошие изменения в ответах на вопросы: 3,4,6,8,9,11,12,13. В целом коэффициент эффективности лекции, беседы, памятки составили – 1,7.
4. Выводы:
Очень многое в профилактике и лечении данного заболевания зависит от знаний,
сознательности, ответственности каждого человека. А знания необходимо дать как
можно раньше, так как основное количество заболевших туберкулёзом приходится на
молодой возраст.
Приложение 1.
№ 1. Таблицы распределения ответов первого анкетирования:
Вопрос № 1. Что такое туберкулёз?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | d | ||
по вариантам | 23 | -- | 2 | 25 | |
в процентах (%) | 92 | 8 | 100 |
Анализ: 92% респондентов дали верный ответ. Это очень хороший результат.
Вопрос № 2. Кто является возбудителем туберкулёза?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 5 | 17 | 3 | 25 |
в процентах (%) | 20 | 68 | 12 | 100 |
Анализ: Лишь 20% дали верный ответ, это показывает, что знания, полученные на уроках биологии недостаточны.
Вопрос № 3. Насколько устойчив возбудитель во внешней среде?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | d | ||
по вариантам | 5 | 10 | 5 | 5 | 25 |
в процентах (%) | 20 | 40 | 20 | 20 | 100 |
Анализ: 80% респондентов не имеют представления об устойчивости возбудителя, а следовательно, не могут верно оценить его опасность.
Вопрос № 4. Каков инкубационный период заболевания?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | d | ||
по вариантам | -- | 6 | 6 | 13 | 25 |
в процентах (%) | -- | 24 | 24 | 52 | 100 |
Анализ: Предполагаю, что все выборы случайны, потому что чёткого понятия «инкубационный период» у респондентов нет.
Вопрос № 5. Какие основные симптомы заболевания?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | d | ||
по вариантам | 23 | -- | -- | 2 | 25 |
в процентах (%) | 92 | -- | -- | 8 | 100 |
Анализ: Почти все респонденты сделали правильный выбор, вероятно потому, что другие варианты были явно из другой области.
Вопрос № 6. Может ли туберкулёз поражать глаза, кожу, кости, кишечник?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 7 | 4 | 14 | 25 |
в процентах (%) | 28 | 16 | 56 | 100 |
Анализ: К сожалению, лишь 28% респондентов наивно полагают, что туберкулёз – это заболевание, поражающее многие органы. Более половины не имеют об этом представления.
Вопрос № 7. Может ли в человеке находиться возбудитель туберкулёза без проявления симптомов болезни?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 11 | 4 | 10 | 25 |
в процентах (%) | 44 | 16 | 40 | 100 |
Анализ: Больше половины респондентов не имеют представления о скрытой форме туберкулёза.
Вопрос № 8. Все ли больные являются заразными для окружающих?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 7 | 10 | 8 | 25 |
в процентах (%) | 28 | 40 | 32 | 100 |
Анализ: Только 28% считают, раз возбудитель находится в организме, то путём передачи он может попасть в другой организм.
Вопрос № 9. Может ли человек заразиться от больных животных?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 9 | 5 | 11 | 25 |
в процентах (%) | 36 | 20 | 44 | 100 |
Анализ: Вопрос вызвал интерес, это было видно по лицам ребят, хотя правильно ответила менее половины респондентов.
Вопрос № 10. Возможна ли передача возбудителя от больной матери плоду?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 13 | 4 | 8 | 25 |
в процентах (%) | 52 | 16 | 32 | 100 |
Анализ: Радует, что более половины респондентов ответили правильно.
Вопрос № 11. Влияет ли состояние иммунной системы на развитие болезни?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | d | ||
по вариантам | 4 | 11 | -- | 10 | 25 |
в процентах (%) | 16 | 44 | -- | 40 | 100 |
Анализ: Представление об иммунитете – одно из важнейших для всей будущей жизни. Но менее половины респондентов ответила правильно, что очень огорчает.
Вопрос № 12. Возможен ли при отсутствии лечения летальный исход?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 11 | 4 | 10 | 25 |
в процентах (%) | 44 | 16 | 40 | 100 |
Анализ: Хотя вариант ответа а) настолько проработан, но результат ответа плохой.
Вопрос № 13. Как можно обнаружить носителя инфекции?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | D | ||
по вариантам | 5 | 5 | 11 | 4 | 25 |
в процентах (%) | 20 | 20 | 44 | 16 | 100 |
Анализ: Менее половины учащихся дали правильный ответ, хотя ежегодно среди школьников проводится данная реакция.
Вопрос № 14. В случае подозрения на туберкулёз, к какому врачу обратиться?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | D | ||
по вариантам | 3 | 3 | 3 | 16 | 25 |
в процентах (%) | 12 | 12 | 12 | 64 | 100 |
Анализ: 64% респондентов не имеют понятия о фтизиатре, поэтому смогли дать правильный ответ только 12 %.
Вопрос № 15. Боитесь ли вы заразиться туберкулёзом?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 23 | 2 | -- | 25 |
в процентах (%) | 92 | 8 | -- | 100 |
Приложение 2.
№ 2. Таблицы распределения ответов контрольного
анкетирования:
Вопрос № 1. Что такое туберкулёз?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | d | ||
по вариантам | 24 | 0 | 1 | 0 | 25 |
в процентах (%) | 96 | 0 | 4 | 0 | 100 |
Анализ: Результат очень хороший.
Вопрос № 2. Кто является возбудителем туберкулёза?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 23 | 2 | 0 | 25 |
в процентах (%) | 92 | 8 | 0 | 100 |
Анализ: Результат тоже хороший, следовательно профилактическая работа дала положительный результат.
Вопрос № 3. Насколько устойчив возбудитель во внешней среде?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | d | ||
по вариантам | 20 | 2 | 3 | 0 | 25 |
в процентах (%) | 80 | 8 | 12 | 0 | 100 |
Анализ: Подача информации оказалась не очень эффективной. Хотя об этом говорилось ив памятке, и в лекции.
Вопрос № 4. Каков инкубационный период заболевания?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | d | ||
по вариантам | 1 | 16 | 5 | 3 | 25 |
в процентах (%) | 4 | 64 | 20 | 12 | 100 |
Анализ: Вновь следует сказать, что лекция не достигла цели. Несмотря на то, что инкубационный период в 1-2 недели конкретно назван, всего лишь 64% респондентов смогли его выбрать.
Вопрос № 5. Какие основные симптомы заболевания?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | d | ||
по вариантам | 25 | 0 | 0 | 0 | 25 |
в процентах (%) | 100 | 0 | 0 | 0 | 100 |
Анализ: Эта часть лекции оказалась понятной. Осведомлённость идеальна.
Вопрос № 6. Может ли туберкулёз поражать глаза, кожу, кости, кишечник?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 23 | 2 | 0 | 25 |
в процентах (%) | 92 | 8 | 0 | 100 |
Анализ: Считаю, что результат хороший.
Вопрос № 7. Может ли в человеке находиться возбудитель туберкулёза без проявления симптомов болезни?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 20 | 5 | 0 | 25 |
в процентах (%) | 80 | 20 | 0 | 100 |
Анализ: Результаты неплохие, но 1/5 – выбрала неверные варианты, поэтом не даёт успокоения.
Вопрос № 8. Все ли больные являются заразными для окружающих?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 22 | 3 | 0 | 25 |
в процентах (%) | 88 | 12 | 0 | 100 |
Анализ: Результат 88% может быть назван удовлетворительным.
Вопрос № 9. Может ли человек заразиться от больных животных?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 25 | 0 | 0 | 25 |
в процентах (%) | 100 | 0 | 0 | 100 |
Анализ: Результат ответа на этот вопрос очень хороший.
Вопрос № 10. Возможна ли передача возбудителя от больной матери плоду?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 20 | 2 | 3 | 25 |
в процентах (%) | 80 | 8 | 12 | 100 |
Анализ: Данный вопрос в лекции был отчетливо выражен. Но респонденты на 1/4 так и остались несведущи. Необходимо акцентировать эту часть лекции.
Вопрос № 11. Влияет ли состояние иммунной системы на развитие болезни?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | D | ||
по вариантам | 1 | 22 | 0 | 2 | 25 |
в процентах (%) | 4 | 88 | 0 | 8 | 100 |
Анализ: Основная масса респондентов выбрали правильный ответ, но удручает непонимание сущности иммунитета у 12% учащихся, а ведь это «краеугольный камень» фундамента здоровья. Хотелось бы добиться 100% результата.
Вопрос № 12. Возможен ли при отсутствии лечения летальный исход?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 21 | 2 | 2 | 25 |
в процентах (%) | 84 | 8 | 8 | 100 |
Анализ: В лекции о смертельной опасности туберкулёза говорится достаточно. Возможно, 16% респондентов, не сумевших правильно ответить, не понимают значения слова «летальный».
Вопрос № 13. Как можно обнаружить носителя инфекции?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | D | ||
по вариантам | 2 | 1 | 22 | 0 | 25 |
в процентах (%) | 8 | 4 | 88 | 0 | 100 |
Анализ: Лекция недостаточно эффективна, так как мы не смогли добиться 100% результата.
Вопрос № 14. В случае подозрения на туберкулёз, к какому врачу обратиться?
Количество выборов | Варианты | Всего | |||
a | b | c | D | ||
по вариантам | 4 | 9 | 23 | 2 | 122 |
в процентах (%) | 2 | 7 | 84 | 7 | 100 |
Анализ: 16% респондентов не смогли дать правильный ответ. Несколько успокаивает то, что направление к специалисту может дать участковый врач общей практики.
Вопрос № 15. Боитесь ли вы заразиться туберкулёзом?
Количество выборов | Варианты | Всего | ||
a | b | c | ||
по вариантам | 110 | 7 | 5 | 122 |
в процентах (%) | 90 | 6 | 4 | 100 |
Анализ: Цели запутать респондентов не было. По результатам видно, что респонденты не боятся высказывать своё мнение.
Приложения 3.
Лекция « Туберкулез – инфекционное заболевание»
Туберкулез – инфекционное и социально зависимое заболевание. Туберкулез известен с древнейших времен. Еще 2250 лет до нашей эры о нем упоминали древние египтяне. Врачи древности Гиппократ и Гален не только знали о туберкулезе, но и писали о его заразности. На всех языках эту болезнь называют чахоткой, от слова «чахнуть», и, действительно, заболевший туберкулезом чахнул, медленно угасал, иногда сгорал быстро. Действенных мер помощи не было.
Название «туберкулез» появилось в начале прошлого столетия, когда в органах умерших от туберкулеза людей были обнаружены изменения в виде бугорков. Бугорок на латыни – «туберкул». В 1882 году германский бактериолог Роберт Кох открыл возбудителя туберкулеза, которого назвали бациллой Коха. В настоящее время пользуются термином «микобактерия туберкулеза». На заседании Физиологического общества в Берлине 24 марта 1882 года Кох сделал доклад «Этиология туберкулеза», в котором представил убедительные данные об открытии им возбудителя туберкулеза. За это открытие Кох был удостоен высших наград. В 1905 году ему была присуждена Нобелевская премия. Столетие со дня открытия Кохом возбудителя туберкулеза в 1982 году было широко отмечено в разных странах, а день 24 марта объявлен официальным Всемирным днем борьбы с туберкулезом. Одновременно выяснилось, что основным источником распространения инфекции является больной туберкулезом человек, выделяющий при кашле, чихании, смехе мелкие капельки мокроты и слюны, которые рассеиваются вокруг, попадают в дыхательные пути и заражают окружающих.
Микобактерии туберкулеза обладают значительной устойчивостью к различным физическим и химическим агентам, холоду, теплу, влаге и свету. В естественных условиях при отсутствии солнечного света они могут сохранять свою жизнеспособность в течение нескольких месяцев. Высохшие микобактерии остаются способными вызывать заболевание в течение 1-1,5 года, в уличной пыли сохраняются 10 дней. На страницах книг они могут оставаться активными в течение 3-х месяцев. В воде сохраняются очень долго – до 5 месяцев. Солнечный свет убивает микобактерии туберкулеза через – 1-1,5 часа, при кипячении они погибают через 10-20 минут, в замороженном состоянии могут оставаться жизнеспособными до 30 лет.
Известно три способа заражения туберкулёзом. Первый способ называется «капельный». При разговоре больной туберкулёзом выделяет в воздух мельчайшие капли мокроты и брызги слюны. Они могут распространяться до 2-ух метров от рта больного.
Второй путь – «пылевой». Частицы слюны, мокроты могут попасть на пол, вещи окружающие больного, на его бельё, посуду, пищу. Высыхая, брызги превращаются в мельчайшую пыль, содержащую возбудитель. Вместе с ней туберкулёзная палочка попадает при дыхании в лёгкие людей.
Третий путь заражения называется «контактный». Заражение происходит при непосредственном контакте с больным через рукопожатия, поцелуи, посуду, бельё больного.
Туберкулёз может передаваться через сырое молоко больной коровы, поэтому молоко нужно кипятить. Ещё палочки Коха могут переноситься мухами. По наследству туберкулёз не передаётся. Люди заболевают, только от туберкулёзных больных.
При попадании бактерий в организм человека они в большинстве случаев погибают благодаря сопротивлению организма (иммунитету). Заболевают, в основном, дети (в виду несформировавшегося иммунитета), а также люди, организм которых ослаблён тяжелой болезнью, пожилые люди. Пьянство, курение, плохое питание, частые аборты, хроническая усталость также могут создавать условия для благоприятного развития вируса туберкулёза.
Признаки болезни на ранней стадии заболевания может не проявляться – слабость, плохое самочувствие, невысокая температура.
По своему течению туберкулёз может напоминать грипп или воспаление лёгких, так как температура до 40 – 41 градуса по Цельсию, потливость, кашель, боли в груди, кровохаркание, похудение. Больной раздражителен, плохо спит, его мучает головная боль, ломота в теле. Всё это результат поражения нервной системы. Но не всегда за подобными симптомами скрывается туберкулёз. Только врач может поставить правильный диагноз. Как же медики обнаруживают туберкулёз? Ранее выявление туберкулёза у детей осуществляется с помощью пробы Манту.
У взрослых, начиная с 15 лет, проводится флюорографическое обследование. В случае выявления туберкулёза, больные направляются в противотуберкулёзный диспансер, где проходят 1 – 2- летнее лечение.
Флюорографическое обследование население является исключительно важным. Оно позволяет не допустить распространения туберкулёза.
В целях профилактики туберкулёза предлагаю:
Извержение вулкана
Астрономический календарь. Июнь, 2019
Рисуем тыкву
Яблоко
Хризантема и Луковица
Комментарии
Исследовательская работа
Исследовательская работа по изучению туберкулеза стала победителем на научно-практической конференции по эколого-этногафическому проекту "Дерево Земли, на которой я живу"