Исследовательская работа посвящена сохранению традиций русского танца на Урале и, в частности традиции народного танца в родном селе.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_stsenicheskiy_russkiy_tanets_na_urale.doc | 161.5 КБ |
Исследовательская работа ученицы 8 класса Домрачевой Марии
«Сценический русский народный танец на Урале»
СОДЕРЖАНИЕ.
Введение
Глава 1. Народный танец – важная составляющая русской культуры
1.1 Что такое танец?
1.2 История и становление русского народного танца
1.3 Особенности русского народного танца
1.4 Виды форм русского народного танца
1.5 Известные люди России о русском танце
Глава 2. Русский народный танец в современной России
2.1 Народный танец – основа профессионального творчества
2.2 Знаменитые ансамбли России
Глава 3. Русский народный танец на Урале
3.1 Уральские танцевальные коллективы
3.2 Русский танец в родном поселке
3.3 Моя семья и русский народный танец
Заключение
Список литературы
Приложения
Введение
Народная хореография всегда была тесно связана с жизнью общества, с его экономическим и социальным укладом, с верой, с эстетическими требованиями времени. Каждая эпоха как в зеркале отражается в танцевальной культуре народа. Фольклор наполняет душу каждого человека гордостью за свой народ, за свою страну. В современной России особенную остроту приобретает необходимость воспитания молодежи в духе патриотизма. Поэтому данная тема чрезвычайно актуальна.
Главные усилия автора направлены на исследование характера русского народного танца, истории танца на Урале и его места в жизни уральцев.
Объект исследования – русский народный танец.
Предмет исследования – развитие танцевального искусства на Урале.
Задачи:
Материалом исследования послужили следующие источники:
Климов А. Основы русского народного танца. Настоящее издание является первой попыткой создания учебника по русскому народному танцу. В нем дается описание основных элементов русского народного танца, их характера и различных вариантов, бытующих в тех или иных областях России. Рассматриваются основные виды русского народного танца, характер и манеры их исполнения.
Матвеев В. Русский народный танец. Пособие знакомит с основными элементами русского народного танца, характером их исполнения.
Книга Устиновой Т.А. «Русский народный танец», М., Искусство, 1976. Устинова Татьяна Алексеевна (р. 1908/09), российский балетмейстер, народная артистка СССР (1961). С 1938 в Русском народном хоре имени Пятницкого. Книга посвящена изучению становления русского народного танца и развитию традиций русской народной хореографии.
Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. www. КМ. Ru. Использованы справочные статьи о танце, термины и понятия, связанные с танцем вообще и истории русского танца.
Васильева-Рождественская М. В. Историко-бытовой танец. Книга дает им интересные и полезные сведения о происхождении танца, о технике историко-бытового танца, без детального знания которого нельзя себе представить современного артиста и хореографа.
Князева О.Н. Танцы Урала. Хореограф, первый балетмейстер и художественный руководитель танцевальной группы Уральского государственного академического русского народного хора, Заслуженный деятель искусств РСФСР, знаток русского народного танца Князева О.Н. знакомит читателя с особенностями и историей уральских танцевальных коллективов.
Малышев В. Артемовский район. Люди и время. Эта книга – путешествие по Артемовской земле в пространстве и во времени. Прошлое и настоящее уральской земли – это ее люди. Судьбы их переплетаются, индивидуальные истории сливаются в историю родного края. В книге рассказывается и о Елисеевой И.Н – основательнице коллектива народного танца в поселке Сосновый Бор.
1. Происхождение русского танца
1.1 Что такое танец
Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Почти все важные события в жизни первобытного человека отмечались танцами: рождение, смерть, война, избрание нового вождя, исцеление больного. История человечества показывает нам, что до того еще, как человек не знал искусства живописи, культовой архитектуры, искусство танца было естественным и заложенным в человеке самой природой. Люди передавали поэтическое видение красоты родной земли своими танцами, вызывали в воображении солнечный образ цветения природы, краски осени, красоту зелёного луга. Танцем выражались моления о дожде, о солнечном свете, о плодородии, о защите и прощении (приложение №1). Движения постепенно подвергались художественному обобщению, в результате чего сформировалось искусство танца, одно из древнейших проявлений народного творчества. В науке сложилось понятие танца.
Жюли Шарлотта анн Кэмп (Julie Charlotte Van Camp) в своей диссертации собрала основные элементы, из которых состоят определения танца: танец – это
Также она отмечает, что различные определения понятия «танец» единодушны только в первом пункте — то, что танец — это человеческое движение.[1]
Таким образом, танец (польский taniec, от нем. Tanz), вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Танец возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными впечатлениями человека от окружающего мира. Первоначально связанный со словом и песней, танец постепенно приобрёл самостоятельное значение. Основные средства выразительности в танце: гармонические движения и позы, пластика и мимика, динамика, темп и ритм движения, пространств, рисунок, композиция. Танец обогащается и конкретизируется костюмом, реквизитом. Измеряется танец теми же длительностями, что и музыка.[2]
1.2. История и становление русского народного танца
Русский народный танец один из наиболее распространенных и древних видов народного творчества. В танце народ передает свои мысли, чувства, настроения, отношения к жизненным явлениям. Русский народный танец – это яркое, красочное творение народа, являющееся эмоциональным художественным специфическим отображением его быта, характера, мыслей, чувств, эстетических взглядов и понимание красоты окружающего мира.
Развитие русского народного танца тесно связано со всей историей русского народа. Каждая новая эпоха, новые политические, экономические, административные и религиозные условия отражались в народном творчестве и, конечно же, в русском народном танце.
Русский народный танец развивался в различных направлениях. В языческие времена он был необходимой принадлежностью культовых обрядов. Славянское язычество развивалось по разным руслам: одни племена верили в силы космоса и природы; другие – в Рода и Рожаница, третьи – в души умерших предков и в духов; четвёртые – в тотемных животных и т. Д. Одни хоронили своих умерших предков в земле, считая, что те потом помогают живым с того Света, оставляли им что-нибудь в пищу. Другие – сжигали умерших в ладьях, отправляя их души в небесное плавание, полагали, что, если тело сжечь,– душа быстрее поднимется на небо и там преставится каждая к своей звезде. Для сжигания умерших и для приношения языческих жертв в древности у славян существовали определённые места – алтари под открытым небом в виде треугольника, квадрата ила круга, которые именовались крада (ср. санскритская священная жертва в честь мёртвых), крадой назывался также горящий жертвенный костёр. «Крады и требища идольские»,– писал Нестор-летописец. Было и божество, охранявшее алтарь, вероятно, оно называлось Крада. Естественно эти ритуальные действия всегда сопровождались определенными танцами призванными облегчить переход души в иной мир, призвать милость богов на жертвенный огонь и т.д. Этот танец назывался также от имени алтаря-крада – Крадица. Танец танцевали преимущественно женщины, неторопливыми и плавными движения описывая жизнь потустороннего мира, куда отлетают души умерших. Существовало поверье, что сожжённый уносится в рай-вырий немедленно, на глазах любящих его близких. Душа ассоциировалась с дыханием и дымом и своими движениями рук танцовщицы как бы помогали подниматься дыму вверх. Далее душу подхватывали жаворонки, первые птицы, прилетавшие весной из вырия-рая – движения танца становятся похожими на взмахи крыльев стаи птиц и называется танец Радуница
О древности танцев на Руси говорят дошедшие до наших дней предания о свайных постройках на Ладожском озере в дохристианский период. На них собирали девицы и молодцы «хороводились и играли кругами»
В V – VII веках народный танец исполняли в лоне «игрищ» (сходбищ). На их характер налагали отпечаток древне-языческого представления. В дохристианской Руси были широко распространены игрища, которые приурочивались к календарным языческим праздникам. Например, Ярилин день – праздник Солнца, Таусень – Новый год, Обжинки – сбор урожая, коляда – зимний праздник и разные другие. Многие из общих для славян черт характера – свободолюбие, неукротимость воли, миролюбие, страстное тяготение к искусствам, гостеприимство и веселость нрава – особенно заметно проявлялись в играх, плясках, хороводах.
В VIII – IX веках складывается первое древнерусское государство – Киевская Русь. Принятие христианства способствовало развитию культуры: возводятся храмы, развивается письменность. Первое официальное упоминание о русском народном танце относится к 907 году, когда князь Вещий Олег праздновал свою победу над греками в Киеве. На торжественном приёме для гостей выступали 16 танцоров ряженых медведями и четыре медведя, одетых танцорами. После окончания обеда согласно повелению князя медведей было велено отпустить на все четыре стороны, а танцоров казнить. Как выяснилось позже, подслеповатый Князь Олег принял танцоров за послов Северян, задолжавших ему несколько сотен шкурок куницы.
В 1068 году в летописи «Повесть временных лет» впервые появляется слово «скоморох»[3]. Это были плясуны, музыканты, песенники и острословы. Эй, народ, соберись, Скоморохам подивись, И нашим и вашим – И споем и спляшем! Скоморохи сыграли значительную роль в развитии, совершенствовании, а главное, в популяризации русского народного танца. Они несли в себе неистощимый заряд веселья, остроумия, энергии; зарождали в народе вольнолюбивые мысли. А еще сочиняли новые песни, игры, пляски, хороводы, прививали любовь к русскому искусству, к своей Родине.
Начиная с Ивана Грозного, царя, известного своим скверным характером и любовью к искусству, стало принято держать при дворе шутов, певцов, гусляров и плясунов. Придворные артисты считались дворовыми людьми наравне с кухарками и конюхами. Когда царю надоедало шоу, все артисты отправлялись в солдаты или в острог. Танцоры Ивана Грозного целыми днями выдумывали новые трюки и постановки, а остальное время репетировали. Именно придирчивый Иван Грозный издал указ, запрещающий танцовщикам исполнять в одном платье разные номера программы. Непокорным рубили головы.
При царе Михаиле Романове была создана «Потешная палата», в которую вошли наиболее талантливые скоморохи. А в 1629 году среди них появился первый известный в истории учитель танцев на Руси – Иван Лодыгин.. В 1648 году под влиянием церкви царь Алексей Михайлович издает указ о преследовании скоморохов.
Однако, несмотря на притеснения и угрозы, тяжелую жизнь, не остановилось развитие талантливого русского народа. Восемнадцатый век – это эпоха, связанная с именем Петра I, блестящего реформатора. В этот период произошли серьезные преобразования в культуре: танец приобретает более светский характер. И лишь в народе русский танец не только сохраняется, но и развивается, принимая новые разновидности.
После Октябрьской революции новым проявлением танцевального творчества народа стали профессиональные ансамбли танца, а также самодеятельные коллективы. Художественная самодеятельность стала достойным преемником и продолжателем вековых традиций русской народной хореографии. Если раньше русские танцы исполнялись в основном на праздниках, игрищах, свадьбах, то теперь они занимают большое место в репертуаре многих российских профессиональных театров.
1.3 Особенности русского народного танца
Формируясь, за века русский танец на основе традиций культурного пласта обрёл сценические формы и многообразие жанров. Мастера – исполнители, хореографы, исследователи – постепенно сформировали то, что стало, с одной стороны, золотым фондом русского сценического танца, с другой – создали систему обучения его лексике и манере исполнения. Естественно, что в единый пласт русского танца вошло всё многообразие его областных и композиционных видов: от северных ходючей до карагодов юга, от многообразия кадрилей до шестёр и восьмёр Урала, от хороводов до топотух и моталок… Да, всего и не перечислить. Но есть главное, что позволяет без ошибки отличить русский танец от танца любого другого народа, даже близкого славянского От стати, поэтичности и грусти, к раздольному веселью и лихости русских исполнителей народного танца писалось немало.
Анна Павлова, к примеру, была убеждена, что русские люди – прирожденные танцоры.. И действительно, поют, чинно и музыкально шествуя, хороводницы в своих «ходючах», лихо «бьют дроби» исполнители озорных частушек, песней определяются замысловатые переходы участников кадрилей. А уж об обрядах и говорить нечего – и русская свадьба, и святочные гуляния, и проводы масленицы. Словом, все они – подлинные вокально-хореографические представления, красочные, темпераментные, с последовательно выстроенной драматургией. И когда в 1911 году в Москве, в Дворянском собрании фольклорист и этнограф Митрофан Ефимович Пятницкий вывел на концертную эстраду крестьян-певцов из Воронежской, Рязанской, Смоленской губерний, то они восхитили слушателей не только своим пением, но и гармонией своих пластических действий. «Сыграть песню» - такое выражение издавна бытует в русском языке. И возникло оно не случайно: в глубокой древности родился этот обычай - «играть песню», то есть сопровождать пение пляской. [4]
В незапамятные времена родилась и живет до сей поры традиция – раскрывать содержание песни выразительными движениями, красноречивыми жестами, цепью ярких пластических поз, что и сформировало ту гармонию глубокого смысла и поэтичной одухотворённости, которая отличает русскую хореографию в целом – от академических танцев на балетной сцене до самых простых бытовых плясок на праздниках, вечеринках, гуляниях.
1.4 Виды форм русского народного танца
Трудно определить, сколько народных плясок и танцев бытует в России. Их просто невозможно сосчитать. Они имеют самые разнообразные названия: иногда по песне, под которую танцуются («Камаринская», «Сени»), иногда по количеству танцоров («Парная», «Четверка»), иногда название определяет рисунок танца («Плетень», «Воротца»).
Н.С Трубецкой, изучавший основы русского танца, отмечал: «Романо-германские танцы отличаются обязательной наличностью пары – кавалера и дамы, танцующих одновременно и держащихся друг за друга, что дает им возможность производить ритмические движения одними лишь ногами, причем самые эти движения (па) и у кавалера и у дамы одинаковы. В русских танцах ничего подобного нет. Пара необязательна, и даже там, где танцуют двое, эти двое не принадлежат непременно к разным полам и могут танцевать и не одновременно, а по очереди, во всяком случае, не держась друг за друга руками. Движения мужчины определенно непредуказаны, и предоставляется большой простор импровизации в рамках определенного ритма; движения женщины представляют собой стилизованную походку. Плясовой мотив является короткой музыкальной фразой, ритм которой достаточно отчеканен, но дает большой простор вариационной разработке»[5].
Русские танцы сильно различаются между собой по настроению, по рисунку и по темпу. Классифицируя русский народный танец, определяя его виды, за основу берется не исполнение танца по определенным праздникам или временам года, а их хореографическую структуру, их устойчивые признаки. Русский народный танец делится на два основных жанра – хоровод и пляска, которые в свою очередь состоят из различных видов.
Хорово́д — древний народный круговой массовый танец-игра. Танцоры движутся кругом, взявшись за руки. Распространён в основном у славян, но встречается (под разными названиями) и у других народов. Танец обычно сопровождается песней (песня-танец) и иногда — инструментальным сопровождением. Характерная черта хороводной песни — припев. Основой хоровода является совместное исполнение хороводной песни всеми его участниками. Участники хоровода держатся, как правило, за руки, иногда за платок, шаль, пояс, венок. В некоторых хороводах участники за руки не держатся, а движутся друг за другом или рядом, сохраняя строгий интервал, иногда идут парами. Фигуры могут образовываться одними девушками, или парнями, или парнями и девушками вместе, которые могут быть разнообразно выстроены (приложение №2).
Если в тексте песни, сопровождающей хоровод нет конкретного действия, ярко выраженного сюжета, действующих лиц, то это орнаментальный хоровод. Участники хоровода ходят кругами, рядами, заплетают из хороводной цепи различные фигуры, согласую свой шаг с ритмом песни, являющейся лишь музыкальным сопровождением. В рисунках орнаментальных хороводов очень силен элемент изобразительности - «завивание капустки», «заплетение плетня».
Хоровод, в песне которого имеются действующие лица, игровой сюжет, конкретное действие, то содержание песни разыгрывается всеми участниками хоровода одновременно – игровой. Исполнители с помощью пляски, мимики, жестов создают различные образы и характеры героев. В игровых хороводах главным является – раскрытие сюжета, столкновение характеров и интересов действующих лиц. В действие хоровода органично входят платочек, лента, венок, палка и т.д. Эти предметы иногда служат и символами. Так венок символизирует брачный союз, платочек заменяет подушку, перину и т.д.
Пляска – это наиболее распространенный и любимый жанр русского народного танца. Пляска родилась в хороводе и вышла из нее. Пляской можно выражать различные состояния человека. Каждые движения в пляске наполнены смыслом. У исполнителя русской пляски очень выразительны руки, голова, плечи, лицо, кисти рук. Пляска отличается от хоровода более богатой и сложной лексикой танцевальных движений. Пляски идут не только под песни, а под аккомпанемент различных музыкальных инструментов. Песни называют плясовыми. Пляска может идти в сопровождении многих русских народных инструментов. Инструментальное сопровождение – это еще одна особенность, отличающая пляску от хоровода.
Одиночная пляска основана на импровизации исполнителя. Исполнители пляски своими движениями могут передавать радость и веселье, глубокое любовное чувство и юмор, также исполнители привносят движения, связанные с трудовыми процессами, образами птиц, зверей и т.д. Одиночная пляска начинается с движения по кругу – проходки – или с выхода в круг и исполнения какого-либо движения на месте – с выходки. Это начало пляски, затем следует ее развитие и пляска достигает кульминации, и следует финал. О происхождении пляски существуют в истории интересные легенды (приложение №5) .
Парную пляску исполняют в основном парень и девушка, реже мужчина и женщина, но пожилые люди в ней участия не принимают. Содержание парной пляски – как бы сердечный разговор, диалог влюбленных. Чаще всего это свадебные пляски. В основном парные пляски очень лиричны. Они не имеют строго установленного рисунка, бурного нарастания и энергии исполнения. Она ровная по темпу.
Перепляс – это соревнование в силе, ловкости, изобретательности. Это показ индивидуальности исполнителя. В старинном русском переплясе участвовали два парня или двое мужчин, девушки участия не принимали. Перепляс начинался медленно, а заканчивался в быстром темпе. С изменением бытового уклада перепляс стали исполнять все желающие (женщины, мужчины, пожилые люди), но участвуют всего двое. Перепляс исполняется под общеизвестные распространенные мелодии, иногда под частушки.
В массовой пляске нет ограничения ни в возрасте, ни в количестве участников. Массовый пляс чаще всего исполняют в парах – один против другого. Пляшут по одному, по трое, по четверо, но у каждого исполнителя пляса есть своя задача – не только показать себя, но и сплясать лучше, чем стоящий рядом. Каждый исполнитель может войти и выйти из пляса в любом месте, не дожидаясь окончания. Исполнитель может плясать в любом месте площадки и с любым участником пляса. На сцене массовый пляс встречается редко.
В групповой пляске может участвовать много народа, но чаще ее состав ограничивается небольшой группой исполнителей. Групповая пляска имеет установленное построение. Групповые пляски очень разнообразны по рисункам, сюжету и содержанию. Каждая местность имеет свои традиционные темы для плясок, формы построения, манеру и местный колорит. Все фигуры пляса круговые: исполняются против часовой стрелки.
По количеству исполнителей кадриль можно отнести к групповым пляскам, но ее более позднее возникновение и появление в быту русского человека отличают кадриль от традиционных плясок. Поэтому кадриль выделяется в самостоятельную форму. Кадриль ведет свое происхождение от салонного французского танца. Французская кадриль начала распространятся в русском народе в начале XIX столетия. Русский народ сделал кадриль разнообразной по рисунку, введя в нее многие фигуры русских хороводов и плясок.
Во всех этих столь различных танцах есть что-то общее, характерное для русского танца вообще: это широта движения, удаль, особенная жизнерадостность, поэтичность, сочетание скромности и простоты с большим чувством собственного достоинства (приложение №10).
1.5 Известные люди России о русском танце
Многие русские писатели, поэты, музыканты, учёные-исследователи, да и просто культурные и образованные личности относились к русскому танцу, как и ко всему творчеству русского народа, с пристальным вниманием и искренним уважением. А ещё внимательно изучали, пропагандировали и, будучи плоть от плоти возросшими на национальной русской культурной почве, талантливо совершенствовали и развивали своё искусство. Державин и Жуковский, Лермонтов и Белинский, Гоголь и Некрасов, Тургенев и Л.Толстой, Чехов и Чайковский, Римский-Корсаков и Рахманинов, Твардовский, Горький. Невозможно перечислить всех, кто оставил множество восторженных строк, посвящённых народному творчеству и, в частности, русскому танцу, как выразителю самого сокровенного, самой души народа. Вот, например, Державин:
«Зрел ли ты, певец тииский,
Как в лугу весной бычка
Пляшут девушки российски
Под свирелью пастушка?
Как, склоняясь, главами, ходят,
Башмачками в лад стучат,
Тихо руки, взор поводят
И плечами говорят?» [6]
А.М. Горький в повести «Детство» вспоминал, как преображалась его бабушка во время танца: «…Бабушка не плясала, а словно рассказывала что-то. Вот она идёт тихонько, задумавшись, покачиваясь, поглядывая вокруг из-под руки, и всё её большое тело колеблется нерешительно, ноги щупают дорогу осторожно. Остановилась, вдруг испугавшись чего-то, лицо дрогнуло, нахмурилось и тотчас засияло доброй приветливой улыбкой. Откачнулась в сторону, уступая кому-то дорогу, отводя рукой кого-то; опустив голову, замерла, прислушиваясь, улыбаясь всё веселее,- и вдруг её сорвало с места, закружило вихрем, вся она стала стройней, выше ростом, и уж нельзя было глаз отвести от неё…»[7].
Л.Н. Толстой, доказывая, как близка к народу в русской пляске Наташа Ростова, пишет: «Где, как, когда всосала в себя из того русского воздуха, которым она дышала, - эта графинечка, воспитанная эмигранткой-француженкой, - этот дух, откуда взяла она эти приемы, которые pas de chale давно бы должны были вытеснить? Но дух и приемы были те самые, неподражаемые, неизучаемые, русские, которых и ждал от нее дядюшка[8]» (приложение №3).
А вот какое свидетельство мы находим у интересного персонажа русской культуры, немца по национальности, Якоба Штелин. Прибыв в Россию в 26-летнем возрасте, он остался здесь навсегда. Штелин был исследователем многих областей русской культуры, а в музыке он по праву считается первым исследователем-музыковедом. Он отмечает неповторимость русского танца: «Простой русский деревенский танец – по-видимому, древнего славянского происхождения с некоторой примесью татарщины. Он заключается в изящном и медленном движении дамы и в частых глубоких сгибаниях и выпрямлениях кавалера или в его приседаниях, при которых ноги в коленях быстро вытягиваются и снова сгибаются. Так как Россия уже в древние времена имела соседями на южных и восточных границах китайцев, бухарцев, монголов и других, то её неподвижный танец издавна перемешался с танцами этих народов, отразив их танцевальные движения. …Он и сейчас привлекателен своею милой непосредственностью, весёлостью и выразительной прелестью». А вот ещё: «Во всём танцевальном искусстве Европы не сыскать такого танца, который бы мог превзойти русскую
деревенскую пляску, и никакой другой национальный танец в мире не сравнится по привлекательности с этой пляской»[9]!
А ведь действительно – в русском танце и северная напевная лирика, и горячий темперамент южан, и цыганская страсть, и восточная вязь… Да в русском танце есть все! Не здесь ли кроется тайна «загадочной» русской души? Русский танец и есть широкая и прекрасная народная душа.
2. Русский народный танец в современной России
2.1 Народный танец – основа профессионального творчества
Народное искусство всегда было основой, фундаментом прогрессивного профессионального творчества. Народное искусство, сформировавшееся в среде простых тружеников, конечно, во многом отличается по характеру от профессионального, но не уступает ему. Русский народный танец, отличающийся строгой соразмерностью мелодической линии, благородством пропорций, выразительностью, способствует развитию более тонкого музыкального вкуса, вырабатывает умение красиво танцевать, слаженно взаимодействовать с другими участниками танца.
Самая передовая в мире, российская хореография, достигла огромных успехов в профессиональном искусстве, сделала немало и в сфере народного танца. Неутомимые собиратели и знатоки отечественной классики: И.А. Моисеев, П.П. Вирский, Т.А. Устинова, О.Н. Князева, В.В. Окунева, А.Э. Чижин, Н.С. Надеждина, И.А. Чарнадская, Ф.К. Сударкин, С.Д. Рудыева, М.Д. Яницкая, А.И. Перчихина и многие другие постоянно пополняют запас русской народной хореографии.
Создатель первого Государственного ансамбля танца А.И. Моисеев верно и перспективно определил его задачи и творческие особенности. Моисеев ставил перед собой задачу – бережно сохранять и пропагандировать народное танцевальное искусство, создавать сценические формы на основе подлинных народных движений и ритмов.
2.2 Знаменитые ансамбли России
Самодеятельные коллективы активно включаются в творческую работу, и не один прекрасный танец видим мы на сцене в их исполнении. Благодаря этому русская народная хореография пережила как бы второе рождение, и русский народный танец зажил во всем своем многообразии на сцене.
В 1937 году балетное искусство обогатилось новым жанром, существование которого в условиях дореволюционной России было невозможным. Этот жанр получил название ансамбля народного танца.
Ансамбль народного танца Игоря Моисеева. Вначале коллектив состоял из 30 танцоров и небольшого оркестра народных инструментов. Современная труппа ансамбля – 140 артистов, а также малый симфонический оркестр. Самым молодым исполнителям ансамбля -17 лет, самому зрелому – 62 года. Бессменным художественным руководителем ансамбля на протяжении 70 лет был сам Игорь Моисеев. Государственный ансамбль народного танца гастролирует по всему миру. Игорь Моисеев со своим ансамблем представлял лицо России и сделал для поднятия престижа Родины больше, чем тысячи политиков и дипломатов. Ансамбль И. Моисеева - «танцевальная энциклопедия народной жизни». ( приложение №12)
На весь мир прославились советские хореографический коллектив «Березка» (художественный руководитель – Н. Надеждина) (приложение №4) с июня 2000 года носящий имя его создателя — Государственный академический хореографический ансамбль «Берёзка» имени
Н.С.Надеждиной. Название ансамбля взято от первой постановки русского девичьего хоровода «Берёзка» (1948) на музыку русской народной хороводной песни «Во поле берёзонька стояла…». Надеждинская «Берёзка» явилась настоящим открытием в сценическом воплощении русского народного танца. Она — родоначальница не только совершенно особенного ансамбля, но и нового стиля в современной хореографии Выступления ансамбля «Берёзка» имели и имеют большой успех в России и в зарубежных странах.
Можно многое рассказать о знаменитых коллективах страны: о Государственном русском народном хоре им. Пятницкого (художественный руководитель – Кузьмин П.М. и М.В. Коваль), Северном русском народном хоре (художественный руководитель – А. Колотинова) и многих других.
Программы ансамблей народного танца восторженно приветствуют зрители нашей Родины и зарубежных стран. Этот вид хореографического искусства наиболее близок самым широким массам зрителей. Прекрасные танцевальные композиции, созданные на основе народных творчеств и составляющие репертуар этих коллективов, вошли в золотой фонд нашей сокровищницы искусств.
В последнее время растут всевозможные танцевальные школы и студии. Каждый руководитель такой студии стремится во что бы то ни стало заявить о себе и о своем «направлении» чем-то особенным, необычным.
3. Русский народный танец на Урале
3.1 Уральские танцевальные коллективы
Наша уральская земля славится русскими танцевальными традициями.
Множество танцевальных коллективов прославили родной Урал своим творчеством, победами в конкурсах, смотрах, фестивалях. Остановим ваше внимание лишь на некоторых из них.
Уральский государственный академический русский народный хор существует уже более шестидесяти лет. Уральский хор под руководством народного артиста России Ивана Пермякова является многократным лауреатом международных конкурсов в Германии, Греции, Испании, СССР. Сегодня в его составе работают музыканты высочайшего профессионального уровня, в том числе 7 заслуженных артистов Российской Федерации и 2 народных артиста. В 1951 году коллектив получил свой первый международный приз в Берлине, в 1980 году принимал участие в культурной программы Олимпиады в Москве. С середины прошлого века по сей день Уральский хор успешно гастролирует, собирая залы подлинных ценителей фольклорной музыки в Германии, Франции, Англии, Швеции, Чехии, Корее, Японии и других странах. Самобытны композиции на темы русского творчества в Уральском хоре. Русские уральские танцы, поставленные О.Кищевой, отличаются более сдержанным характером и колоритом.
( приложение №6).
Ансамбль танца «Радость» создан в 1937г. На базе Дворца пионеров и школьников города Екатеринбурга. С 1987г. Ансамбль в полном составе и участники, и педагоги работает в ЦК «Урал». В 1987г. Коллективу присвоено звание «Народный». В коллективе ансамбля 7 разновозрастных групп от 4 до 25 лет. Занятия проходят в просторных балетных классах и на сцене концертного зала Центра Культуры «Урал». «Радость» - настоящая школа хореографии. Репертуаре коллектива более 70 танцев. Это танцы народов России , сюжетные танцевальные миниатюры, хореографические композиции, танцы народов мира, современные танцы (степ, джаз), танцевальные сюиты: «Красная площадь»(танцы народов мира), «Радуница» (русские напевы), «Казачья сюита»… Ансамбль был участником фестивалей в 40 странах: Америка, Китай, Турция, Англия, Франция, Швеция, Финляндия, Индия, Болгария, Чехия, Германия, Венгрия, Испания, Тунис и другие страны. В 2005 г. Старшая группа ансамбля «Радость» в составе правительственной делегации во главе с Мэром г.Екатеринбурга А.М.Чернецким (культурная программа) посетила Италию г.Генуя , за что получила благодарственное письмо о высоком профессиональном уровне коллектива. Ансамбль победитель Международных, Российских фестивалей, областных, городских конкурсов. (приложение №7)
Ансамбль «Улыбка» - один из лучших хореографических коллективов России, создан в 1979 году. Ансамбль танца «Улыбка» - Обладатель Гран-При, Лауреат и Дипломант Всероссийских и Международных конкурсов и фестивалей . За четверть века юным артистам рукоплескали в лучших концертных залах Японии, Туниса, Чехии, Италии, Израиля, Индии, КНР, Бельгии, России, Украины. В репертуар ансамбля включены игровые детские номера, сюжетные постановки на основе русского народного танца и современной хореографии. За презентацию программы «Уральская мозаика» коллектив и его руководитель награждены премией Губернатора Свердловской области в 1997 году. В 2007 году зрителю представлен большой мультимедиапроект «Танцующий мир».В копилке последних достижений коллектива – победа на престижном хореографическом конкурсе «Танцевальный Олимп» в г. Берлине в феврале 2008 года, Гран-при на международном фестивале – конкурсе «Мелодии Шварцвальда» в г. Баден-Баден (Германия) в августе 2008 года. (приложение №8).
Народный ансамбль танца имени Александра Поличкина – из старейших коллективов «Дворца молодежи» города Екатеринбурга, создан в 1942 году. Основатель ансамбля и его бессменный руководитель до 1999 года – народный артист Российской Федерации, почетный гражданин города Екатеринбурга – Александр Петрович Поличкин. Ансамбль – Лауреат Международных конкурсов, участник пяти Всемирных фестивалей молодежи и студентов. Его ансамбль «Сказ» неоднократно становился участником всемирных фестивалей и лауреатом международных и многих всесоюзных конкурсов. Сегодня ансамбль возглавляет Михаил Матвеевич Пермяков – балетмейстер, педагог высшей квалификации, заслуженный работник Российской Федерации. (приложение №9)
Представим историю другого творческого коллектива, который в Артемовском городском округе известен каждому. Это Покровский народный ансамбль песни танца. Первое организационное выступление пожилых колхозниц со старинными уральскими песнями состоялось на новогоднем бал-маскараде в Покровском Доме культуре еще в 1938 году 1 января. Первый состав 16 человек. Руководители – директор Дома культуры В.П. Гостюхин и учитель М.В.Хорьков. вплоть до 1993 года он существует, как хоровой коллектив, но с 1993 года Покровский хор стал называться «Покровский народный ансамбль песни танца». Покровский хор награждён Дипломом 1 степени областного фестиваля «Уральские россыпи» за создание программы «Уральские вечера». Покровский ансамбль –лауреат Всероссийского фестиваля «Поёт село родное» за исполнение вокально-хореографических композиций «Зимнее гуляние» и «Веночек русских народных песен» г.Омск. 1996 год. Покровскому коллективу присвоено звание «Покровский народный образцовый ансамбль песни и танца». 2000 год. За разработку программы «На уральской стороне» В.Н.Касюку присвоено звание «Лауреат премии губернатора Свердловской области. Подтверждено звание народного и образцового ансамбля (приложение№11).
Появление множества самодеятельных ансамблей на Урале вызвано в первую очередь, как своего рода реакция на деятельность профессиональных коллективов, стремящихся в большинстве своем к эстрадной развлекательности, почти полному исключению народных плясок.
3.2. Русский танец в родном поселке
История моего родного поселка неразрывно связана с историей культуры на селе. В 1970 году в поселке открылся роскошный по тем временам дворец культуры. Тогда же его руководителем стала Ирина Николаевна Елисеева, получившая впоследствии звание заслуженного работника культуры. А ее детище – танцевальный ансамбль «Сосновоборочка» известен далеко за пределами Артемовского района.[10]
На селе развлечений немного – людям хотелось и петь, и танцевать. Ирина Николаевна по образованию – хореограф, поэтому она первым делом стала создавать танцевальный коллектив. Поначалу не было даже танцевального класса, и Ирина Николаевна приспособила под класс помещение буфета и оборудовала его по всем правилам ( приложение №..). Вот уже сорок лет в этом танцклассе и происходит чудо рождения танца.
Поначалу коллектив назывался просто – танцевальный коллектив совхоза Красногвардейский. Дети подрастали, совершенствовали свои способности. Начались выступления в области, о коллективе начали писать в газетах, были победы на конкурсах. Необходимо было переименовать коллектив. Так в 1994 году пришло новое название – «Сосновоборочка».
«Сосновоборочка» обросла коллективами, из которых вырастают танцоры. Начальная подготовка в подготовительной группе « Мозаика». Далее дети танцуют в коллективе-спутнике ансамбля, и только потом дорастают до «Сосновоборочки» выпущено уже 6 составов ансамбля, а каждый состав занимается по 10 лет».[11]
Решили защищаться на звание народного коллектива и добились своего. Ансамбль стал именоваться народным с 1995 года.( приложение №)
Прежде совхоз Красногвардейский был богатым, костюмы шили даже в Киеве. Но пришло время, и денег не стало. Приходилось всем коллективом перешивать костюмы из того, что было раньше. Ирина Николаевна вспоминает: «Было даже так. Покупаем ткань для полотенец и шьем из нее. Ткань дешевая, но яркой расцветки, на сцене выглядит впечатляюще. Нам даже в Екатеринбурге говорили: «Такие замечательные костюмы, а вы на бедность жалуетесь».[12] И по сей день костюмы помогают шить родители, ребята проявляют в этом деле смекалку и сами.
Жители села проводят досуг интересно. Поводы зимы, Масленица, День села… Без «Сосновоборочки» не обходится ни одно мероприятие. В течение 40 лет у коллектива была большая гастрольная деятельность. Стало уже традицией пригашать наш танцевальный коллектив на праздники в любом уголке Артемовского городского округа, и даже в Екатеринбурге. ( привести пример). ( приложение №)
Традиционным стало участие в фестивалях, конкурсах разного уровня. Неоднократно участники награждались дипломами лауреатов ( приложение №), поездками в Донецк, Санкт-Петербург, Таганрог. Одна из таких поездок в международный лагерь «Салют» особенно запомнилась детям: в «Салюте» собрались тогда лучшие творческие коллективы Свердловской области, Санкт-Петербурга, Москвы. Ребята не только отдыхали целую смену, но и давали концерты-презентации.
Добавить о конкурсах, наградах)
В нашем Центре досуга (так сейчас называется прежний Дом культуры) и сегодня собирается как молодежь, так и старшее поколение. В других клубах и Центрах Досуга не знают, как заманить людей, а в Сосновом Бору зал Центра Досуга всегда полон. Собираются жители на конкурсы, концерты, и, конечно же, для того, чтобы еще раз насладиться искусством народного танца. Народный танец очень популярен в поселке. Об этом свидетельствует даже то, что одновременно занятия посещают до 70 человек в разных возрастных группах.
3.3 Моя семья и русский народный танец
Заключение
Русский народ, создавший на протяжении своей многовековой трагически-прекрасной истории великолепные произведения искусства, создал также яркие и очень-очень разнообразные танцы.
Литература
Научная литература.
М.-Л.,Музгиз,1958
М.: Искусство. 1963
Публицистическая литература
Изд-тво Урал.университета. 2002.403с.
Периодические издания
Интернет-ресурсы
Неопубликованное
[1] Julie Charlotte Van Camp Philosophical problems of dance criticism. PhD dissertation (1981).
[2] Большая энциклопедия Кирилла и Мефодия. www. КМ. ru
[3] Фаминцын А. «Скоморохи на Руси», СПб., 1889 с 19
[4] Советский балет 1/87 «Славная страница», с23
[5] Трубецкой Н. C. Верхи и низы русской культуры. (Этническая основа русской культуры) Впервые опубликовано // сборнике «Исход к Востоку», София, 1921, с. 86-103
[6] Г.Р. Державин Водопад. Избранные стихотворения. М. Детская литература.1977. с.91.
[7] М.Горький Детство. В людях. Мои университеты. «Эльбрус». Нальчик.1974. с33
[8] Л.Н. Толстой Собрание сочинений в 12 томах. Т.4. М. Правда. с.275-276.
[9] Якоб Штелин. Записки об изящных искусствах в России. В 2-х томах. Составление, перевод с немецкого, вступительная статья, предисловия к разделам и примечания К. В. Малиновского. — М.: Искусство. 1990 с 98
[11] Вопоминания Елисеевой И.Н. Танец в моей жизни. с.6
[12] Малышев В.П. «Артемовский район. Люди и время.Екатеринбург. Изд-тво Урал.университета.2002. с388.
Сорняки
Н. Гумилёв. Жираф
Как нарисовать китайскую розу
Вокруг света за 80 дней
Серебряное копытце