Жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Они могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек погружается в стрессовое состояние. Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям.
Проблема проекта:
Крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие.
Цель проекта: проделав информационно-исследовательскую работу, я надеюсь получить полезную информацию о том, как бороться со стрессами и поддержать свое здоровье в норме. Также я хочу донести до слушателей важность данной проблемы, а именно проблемы частых явлений стрессов в жизни людей. Я надеюсь, что результатом мой работы будет положительный отклик слушателей и восприятие данной информации ими как полезной и поучительной.
Проектный продукт: полезные здоровье сберегающие советы.
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_stressovlimasova_d.docx | 51.1 КБ |
limasova_diana._referativno-issledovatelskaya_rabota.ppt | 1.43 МБ |
Муниципальное образовательное учреждение Бутурлиновская средняя
общеобразовательная школа № 1
Фестиваль исследовательских и творческих работ учащихся
«ПОРТФОЛИО»
Информационно-исследовательский проект
Тема: «Как влияет стресс на здоровье и долголетие человека?».
Автор проекта: Лимасова Диана, ученица 11 класса.
Руководитель проекта: Искра Ольга Юрьевна, учитель биологии.
Бутурлиновка, 2012
Содержание.
1.Введение. Цель проекта.
2.Обзор литературы о влиянии стресса на здоровье и долголетие человека.
2.1 Историческая справка.
2.2 Влияние стрессов на системы органов.
2.3 Удивительные факты влияние стресса у мужчин на выбор женщин.
2.4 Влияние стрессов на женщин.
2.5 Влияние стрессов на детей.
3. Статистические данные.
4.Проектный продукт. Полезные советы.
5. Общие выводы. Рефлексия
6. Литература.
1.Введение.
Я выбрала тему влияния стрессов на жизнь и долголетие человека, потому что она является актуальной в наше время для современного общества, т.к. люди постоянно сталкиваются со стрессами на работе, на улице, дома, в школе.
Стресс является неотъемлемой частью человеческого существования, надо только научиться различать допустимую степень стресса и слишком большой стресс. Проблема его в последние годы становится одной из самых актуальных тем в мировой психологической науке и практике.
Жизнь состоит из ожидаемых или неожиданных событий. Они могут быть приятными или нет. Мы на них реагируем в зависимости от наших потребностей и от знания ситуации. В тех случаях, где информации достаточно, мы способны реагировать спокойно. Напротив, недостаток нужных сведений заставляет нас волноваться. Но иногда человек должен быть готов к событию слишком неожиданному и важному для него, о котором он ничего или почти ничего не знает. В этом случае реакция организма может усилиться до такой степени, что возникнут серьезные нарушения, как в физиологическом, так и в психологическом плане. Тогда обычный набор эмоций уступает место беспокойству или тревоге: человек погружается в стрессовое состояние. Множество конфликтов, сопровождающих нашу жизнь, приводит достаточно часто к дополнительным нервным нагрузкам на человека, к стрессовым ситуациям.
Проблема проекта:
Крепкое здоровье и благосостояние человека является залогом качества его жизни в целом. Если любой из нас испытывает огромное количество стрессов, нервного напряжения, мы подрываем наше здоровье, счастье и благополучие.
Цель проекта: проделав информационно-исследовательскую работу, я надеюсь получить полезную информацию о том, как бороться со стрессами и поддержать свое здоровье в норме. Также я хочу донести до слушателей важность данной проблемы, а именно проблемы частых явлений стрессов в жизни людей. Я надеюсь, что результатом мой работы будет положительный отклик слушателей и восприятие данной информации ими как полезной и поучительной.
Проектный продукт: полезные здоровье сберегающие советы.
2. Обзор литературных источников.
2.1. Историческая справка.
Стресс (от англ. Stress — давление, нажим, напор; гнёт; нагрузка; напряжение) — неспецифическая (общая) реакция организма на воздействие (физическое или психологическое), нарушающее его гомеостаз, а также соответствующее состояние нервной системы организма (или организма в целом). В медицине, физиологии, психологии выделяют положительную (эустресс) и отрицательную (дистресс) формы стресса. По характеру воздействия выделяют нервно-психический, тепловой или холодовый, световой, антропогенный и другие стрессы.
Впервые термин «стресс» в физиологию и психологию ввел Уолтер Кэннон (англ. Walter Cannon) в своих классических работах по универсальной реакции «бороться или бежать» (англ. fight-or-flight response).
Знаменитый исследователь стресса канадский физиолог Ганс Селье в 1936 году опубликовал свою первую работу по общему адаптационному синдрому, но длительное время избегал употребления термина «стресс», поскольку тот использовался во многом для обозначения «нервно-психического» напряжения (синдром «бороться или бежать»). Только в 1946 году Селье начал систематически использовать термин «стресс» для общего адаптационного напряжения.
Впервые физиологический стресс описан Гансом Селье как общий адаптационный синдром. Термин «стресс» он начал использовать позднее.
«Стресс есть неспецифический ответ организма на любое предъявление ему требования… Другими словами, кроме специфического эффекта, все воздействующие на нас агенты вызывают также и неспецифическую потребность осуществить приспособительные функции и тем самым восстановить нормальное состояние. Эти функции независимы от специфического воздействия. Неспецифические требования, предъявляемые воздействием как таковым, — это и есть сущность стресса». — Ганс Селье, "Стресс жизни".
Еще в 1920е годы, во время обучения в Пражском университете, Селье обратил внимание на то, что начало проявления любой инфекции одинаково (температура, слабость, потеря аппетита). В этом, в общем-то, известном факте он разглядел особое свойство — универсальность, неспецифичность ответа на всякое повреждение. Экспериментами на крысах было показано, что они дают одинаковую реакцию как на отравление, так и на жару или холод. Другими исследователями была обнаружена сходная реакция у людей, получивших обширные ожоги.
При стрессе, наряду с элементами адаптации к сильным раздражителям, имеются элементы напряжения и даже повреждения. Именно универсальность сопровождающей стресс «триады изменений» — уменьшение тимуса, увеличение коры надпочечников и появление кровоизлияний, и даже язв в слизистой желудочно-кишечного тракта — позволила Г. Селье высказать гипотезу об общем адаптационном синдроме (ОАС), получившим впоследствии название «стресс». Работа была опубликована в 1936 году в журнале «Nature». Многолетние исследования Г. Селье и его сотрудников и последователей во всем мире подтверждают, что стресс является неспецифической основой многих заболеваний.
2.2. Влияние стрессов на системы органов.
Стресс воздействовал на человека с самого момента появления человечества, разве что тогда он был немного в другой форме. Ну вот сами представьте, пещерный человек с дубиной в руках идет охотиться на мамонта – как тут не волноваться – все равно страшно, несмотря на то, что охотников много, мамонт-то все равно большой и сильный, может покалечить или убить. Здесь стресс является биологическим фактором выживания и несет положительную роль, в кровь выбрасывается адреналин, который учащает сердцебиение и кортикостероиды, которые помогают уменьшить обмен веществ и сохранить энергию. Для древнего пещерного человека это то, что нужно – чем более быстрый и выносливый, тем дольше проживешь.
О психологическом стрессе во времена древних людей говорить не приходилось – мамонтов было еще вдоволь, и проблем с работой и коллегами не возникало. Но как только труд начал переходить из физического в интеллектуальный количество и качество психологических стрессов значительно увеличилось.
Тем не менее, человек генетически предрасположен любой стресс переносить в первую очередь как физический – в кровь так же выбрасывается адреналин и кортикостероиды.
Вашему вниманию представлен перечень систем органов, на которые влияет стресс:
2.3. Удивительные факты влияния стресса у мужчин на выбор женщин.
Ученые доказали, что в состоянии стресса мужчины обращают внимание на женщин, черты лица которых не похожи на их собственные, в то время как в спокойном расположении духа мужчин больше привлекают женщины, имеющие схожие с ними черты. Об этом говорится в статье исследователей, принятой к публикации в журнале Proceedings of the Royal Society. То, что мужчины больше предпочитают женщин, похожих внешне на них самих или их матерей, было известно ученым из большого количества предыдущих исследований. Считается, что причиной этому является стремление мужчин к возможности доверять своей избраннице при установлении у них долговременных отношений. Чтобы показать, что эти предпочтения отходят на второй план у мужчин в состоянии стресса, Ласс-Хеннеманн задействовала в исследовании 50 добровольцев: белых мужчин, следящих за своей внешностью, не носящих усов или бороды и не имеющих татуировок или пирсинга на лице. Добровольцам предлагались к просмотру 30 изображений эротического содержания, лица женщин на которых были изменены таким образом, что часть из них напоминала черты лица самих испытываемых мужчин. Стресс заставлял мужчин менять свои предпочтения на противоположные. Половина добровольцев при просмотре изображений помещала руки в ванну с теплой водой, и настраивалась таким образом на умиротворенный лад, тогда как вторая часть добровольцев была вынуждена опускать руки в ванну с обжигающе холодной водой, что вводило их в состояние стресса. Это состояние контролировалось Ласс-Хеннеманн с помощью наблюдения за частотой пульса и кровяным давлением добровольцев, а также за уровнем слюноотделения - индикатором выделения "гормона стресса" кортизола. Оказалось, что мужчины в спокойном состоянии, как и следовало ожидать, предпочитают женщин с чертами лица, похожими на их собственные, тогда как стресс заставлял мужчин менять свои предпочтения на противоположные. Ласс-Хеннеманн полагает, что эта реакция отражает защитный механизм, выработавшийся в ходе эволюции людей. Согласно этому механизму, мужчины при наступлении сурового времени, выбирают сильно отличающихся от них женщин, более далеких от них с генетической точки зрения, что делает вероятность межродственного скрещивания более низкой и повышает шансы на выживание у их потомства. Напомним, в начале марта психиатры из США назвали депрессию средством активизации аналитических способностей человека.
2.4. Влияние стрессов на женщин.
Женщины более уязвимы перед влиянием стресса, чем мужчины, как выяснилось в ходе исследования. Это связано с тем, что во время сильных волнений в организме человека вырабатывается определенный гормон, и дамы в два раза более чувствительны к нему, чем представители сильного пола.
Неврологи полагают, что результаты этого исследования могут предоставить "биологическую" причину того, почему женщины чаще мужчин склонны страдать от депрессий и стрессовых расстройств. Это объясняется не только более высокой чувствительностью к гормону стресса кортикотропин-рилизинг-гормон (КРГ), но и, кроме того, меньшей способностью справляться с высоким уровнем КРГ.
Данное исследование проводилось на крысах, но известно, что гормон стресса КРГиграет существенную роль в организмах всех млекопитающих, включая и человека. "Хотя совершенно очевидной представляется необходимость проведения дополнительных исследований по поводу влияния стресса на человека, уже полученные результаты могут объяснить, почему женщины в два раза более уязвимы перед стрессовыми расстройствами, чем мужчины", - заявила автор исследования доктор Рита Валентино, невролог из Детского госпиталя в Филадельфии.
У женщин фиксируется более высокий уровень депрессий, расстройств, связанных с посттравматическим стрессом и других проблем, чем у мужчин. До последнего времени наука не могла дать точного объяснения, почему именно так происходит.
В ходе исследования ученые заставили крыс плавать, чтобы вызывать в их организме состояние стресса. Наблюдение за грызунами показали, что нейроны у самок более чувствительны к гормону стресса. Что до самцов, то они быстрее адаптируются к стрессу, так как демонстрируют меньшую чувствительность к гормону.
2.4. Влияние стрессов на детей.
На протяжении длительного времени ученые проводили исследования иммунитета подростков, в жизни которых имели место стрессовые ситуации, и подростков, которые таковых не испытывали, в результате чего были сделаны неутешительные выводы — стресс оказывает негативное влияние на здоровье детей. При этом следует отметить, что негативное влияние стресса имеет не кратковременный характер, а продолжительный, т.е. сказывается на протяжении многих лет после перенесенной стрессовой ситуации.
Для того чтобы прийти к подобным выводам, ученые сравнивали количественное содержание антител во время проникновения инфекции в организм подростков, не сталкивавшихся никогда со стрессовыми ситуациями, и подростков, которые пережили стресс. Они отметили, что если иммунитет первой категории подростков может самостоятельно справиться с инфекцией, проявляя лишь слабовыраженные признаки борьбы с инфекцией – легкое недомогание, то у второй – ослабленная иммунная система начинает вырабатывать специальные антитела, необходимые для борьбы с инфекцией.
Следовательно, обнаруженные во время инфицирования организма антитела у лиц, испытывавших в детстве стресс, позволили сделать вывод о том, что психическое состояние оказывает непосредственное влияние на здоровье человека и его иммунную систему. Таким образом, иммунитет человека зависит, в первую очередь, от того, в какой среде он рос, и какие воспитательные меры в отношении его применялись.
3. Статистические данные.
Стрессу подвержен любой человек вне зависимости от занимаемой им должности, положения в обществе и материального достатка.
4. Проектный продукт (полезные советы).
В моей работе много сказано о том, какой вред наносят стрессы здоровью людей, но тут же возникает вопрос: «как же бороться со стрессами»?
Предупредить события, которые приводят к стрессу, не всегда возможно, но мы можем изменить свою реакцию на них. Каждый человек индивидуален и в зависимости от многих факторов по-разному реагирует на стрессовую ситуацию.
Существует несколько стратегий снятия стресса в зависимости от ситуации:
5. Общие выводы (рефлексия).
В наше время, как оказывается, стресс является болезнью. А болезнь отрицательно сказывается на здоровье, человека его духовном состоянии и благополучии. Поэтому теме стрессов отводится особая, важная, роль. Со стрессами нужно бороться, а еще лучше предупреждать их, но т.к. второе за редким случаем нам удается сделать, к первому нужно отвести особое внимание. Борьба со стрессами – это помощь себе, своему здоровью, и чем бережнее вы относитесь к своему здоровью, тем крепче оно у вас будет, и тем приятнее и ярче будет казаться вам жизнь. Так что в завершении своей работы мне бы хотелось дать один большой совет всем: «Живите полной жизнью, ведь она дается один только раз! Не позволяйте негативным моментам влиять на этот дар, боритесь, что есть сил за право полновластно распоряжаться ею!».
Данный информационно-исследовательский проект помог мне узнать много нового о влиянии стресса на здоровье человека. На основе полученных данных мне удалось дать достаточно полезных советов, соблюдение которых позволит любому человеку сохранить здоровье и продлить свою жизнь.
К проекту подготовлена презентация из 8 слайдов.
6. Литература.
1. Селье Г. Очерки об адаптационном синдроме. — М.: Медгиз, 1960. — 255 с.
2. http://barmin-aleksandr.ru/stress-management/stress-vliyanie-stressa/
3. http://www.mamba.ru/diary/post.phtml?user_id=63027174&post_id=186
4.http://www.medikforum.ru/news/medicine_news/2591-vliyanie-stressa-na-zhenshhin-silnee.html
Что такое музыка?
Две лягушки
Снежный всадник
Весёлые польки для детей
Хризантема и Луковица