Социально-исследовательский проект «Социальные сети – вызов современному обществу?»
Научный руководитель: Вильданова Э.Р.
2013/2014 уч.г.
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnye_seti_-_vyzov_sovremennomu_obshchestvu_troyan_r.a.doc | 845 КБ |
Направление: обществознание
Тема: «Социальные сети – вызов современному обществу?»
Троян Романа Алексеевича
МБОУ СОШ №5 г.Пыть-Ях
10 класс
Научный руководитель:
Вильданова Эльвира Рашитовна,
учитель истории и обществознания
муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения
средней общеобразовательной школы № 5.
г. Пыть-Ях, 2013/2014 учебный год
Оглавление
1.1. Социальная сеть в современном понимании
1.1.1. Что есть социальная сеть
1.2. Возможности и проблемы, которые создают социальные сети
1.2.1. Возможности
1.2.2. Проблемы
1.3. Регулирование и контроль социальных сетей как части Интернета. Опыт Китайской Народной Республики
II. Предложения по решению проблемы регулирования социальных сетей и обеспечения медиабезопасности детей и подростков
Список использованной литературы
Проблема: использование социальных сетей дает не только огромные возможности коммуникации в сетевом пространстве, но и представляет собой реальную угрозу личной безопасности детей и подростков, бросая вызов современному обществу.
Современный век ознаменован динамичным внедрением новых технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности. Развитие глобального информационного пространства открывает ряд новых возможностей, но вместе с тем создает новые угрозы для человечества. Интернет играет все большую роль в жизни человека. С уверенностью можно говорить об Интернете как основном источнике информации. На сегодняшний день сложно представить себе человека, не использующего ресурсы всемирной паутины. В настоящее время количество социальных сетей в Интернете и численность их участников растет в геометрической прогрессии. Чтобы убедиться в растущей популярности и масштабности проникновения социальных сетей в жизнь человека, мною был проведен социологический опрос среди 100 учащихся 1-11 классов средней общеобразовательной школы города. Полученные результаты (см. приложение) подтверждают существование множества проблем, связанных с использованием социальных сетей у детей и подростков: 1) сети вызывают зависимость (мнение 43% опрошенных), 2) сети вытесняют реальное общение (мнение 91% опрошенных), 3) почти 80% респондентов признались, что сталкивались с проблемами, вызванными использованием социальных сетей.
Социальные сети – реальная проблема современности, которая касается всех и каждого.
Гипотеза: отсутствие действенных регуляторов сетевого пространства создает почву для опасных социальных проблем, нарушений прав и свобод личности.
Цель проекта: изучив влияние социальных сетей на жизнь современного человека, предложить решение по нивелированию несущих ими угроз на различных уровнях.
Задачи проекта:
Методы исследования: теоретические (поиск, сбор, группировка и анализ информации по теме проекта), эмпирические (социологический опрос).
Форма реализации проекта:
Результатом исследования социальных сетей как феномена современного мира и детального изучения сфер негативного влияния стало комплексное предложение инструментария по регулированию социальных сетей как части глобального Интернет-пространства, проведение классных часов и выступление на общешкольном собрании.
Современный век ознаменован динамичным внедрением новых технологий во все сферы человеческой жизнедеятельности. Развитие глобального информационного пространства открывает ряд новых возможностей, но вместе с тем создает новые угрозы для человечества.
Библиография: ввиду отсутствия масштабных исследований, научной теоретической базы по исследуемому вопросу исследование осуществлялось преимущественно на основе материалов электронных источников.
Интернет играет все большую роль в жизни человека. С уверенностью можно говорить об Интернете как основном источнике информации. На сегодняшний день сложно представить себе человека, не использующего ресурсы всемирной паутины. Пользователей интернета с каждым годом становится все больше, а значит, что и число предлагаемых им интернет-услуг растет. Обычный просмотр статичного текста и мультимедиа в браузере уже не устраивает людей: популярность приобретают такие сайты, где посетитель может активно взаимодействовать с остальными посетителями средствами этого сайта. Чем более разносторонне такое взаимодействие, тем лучше: возможность обмениваться сообщениями, комментировать статьи, размещать фотографии и видео делают сайты более привлекательными для посетителей. Подобные сайты (текстовые, видео- и аудиоблоги, живые журналы, социальные сети) составляют вместе одно понятие – Веб 2.0, о котором уже достаточно много статей и книг.
Один из наиболее интересных элементов Веб 2.0 – социальные сети, которые совмещают достаточно много вариантов пользовательского взаимодействия и, пожалуй, наиболее популярны среди посетителей.
В настоящее время количество социальных сетей в Интернете и численность их участников растет в геометрической прогрессии. По данным компании Nielsen Online, социальные сети сегодня посещает более чем две трети онлайн-аудитории во всем мире, и это четвертая по популярности онлайн-категория после поисковых порталов, информационных порталов и программного обеспечения, которая опережает даже электронную почту. Взрыв популярности социальных сетей становится серьезным поводом для дискуссий ученых со всего мира. Чем являются социальные сети Интернета для современного человека - злом или благом? Способен ли человек контролировать сеть?
1.1. Социальная сеть в современном понимании
1.1.1. Что есть социальная сеть[1]
Социальная сеть (от англ. social networking service) — платформа, онлайн сервис или веб-сайт, предназначенный для построения, отражения и организации социальных взаимоотношений, визуализацией которых являются социальные графы.
Характерными особенностями социальной сети являются:
Поэтому ошибочно считать социальными сетям такие сервисы как livejournal (площадка блогов), foursquare, Twitter (площадки микроблогов), т.к. они имеют узкий спектр возможностей и не ставят в приоритет сообщение пользователями реальных данных о себе и максимального числа информации о себе.
Сайт социальной сети можно определить по наличию следующих возможностей:
1.2. Возможности и проблемы, которые создают социальные сети
1.2.1. Возможности
Социальные сети – двигатель торговли?
В условиях современной реалии представляется возможным перефразировать известный афоризм: «Реклама – двигатель торговли». Одним из ключевых инструментов в коммерции становятся социальные сети. Какой функционал предлагает платформа социальных сетей?
Коммерциализация. Размещение рекламы[2].
Коммерческие социальные сети ориентированы на поддержку бизнес-транзакций (сделок) и формирование доверия людей к брендам на основе учёта их мнений о продукте, о том как сделать его лучше, тем самым позволяя потребителям участвовать в продвижении продукта и расширяя их осведомленность.
В последние несколько лет социальные сети стараются интегрироваться с Интернет-магазинами и создавать инструменты для торговли между пользователями. Это очень интересный сегмент для социальных сетей: сейчас рынок электронной коммерции имеет обороты в сотни миллиардов долларов, а у социальных сетей есть сотни миллионов потенциальных покупателей. Осталось только найти эффективный инструмент продавать этим покупателям товары и услуги. Как и с контентом, есть два пути развития: интеграция с существующими Интернет-магазинами и создание собственных платформ.
Для рекламодателей социальные сети предоставляют уникальные возможности непосредственного контакта с потребителями. Ежедневно миллионы пользователей ведут беседы о компаниях, их товарах и услугах, делясь своим мнением и впечатлениями. В результате отдельно взятый участник сетевого сообщества может испортить (или наоборот улучшить) репутацию компании с многомиллионным оборотом.
Объём рынка рекламы в социальных сетях неуклонно растет. В 2007 году, по оценкам аналитической компании eMarketer, он достиг отметки в 1,225 млрд долларов. Согласно недавнему исследованию eMarketer, общая выручка социальных сетей от рекламы по итогам 2011 года достигнет 5,54 млрд долларов. По прогнозам eMarketer, к 2013 году объём рынка рекламы в социальных сетях удвоится.
В настоящее время наибольший интерес к социальным сетям проявляют компании таких секторов, как потребительские товары, производители спиртных напитков, автопроизводители, компании индустрии развлечений.
Рост рекламы в социальных сетях ведёт к перетягиванию бюджетов. Столь популярные площадки для размещения рекламы, как поисковые сети, веб-сайты крупных газет и журналов, интернет-СМИ, теперь вынуждены сокращать рекламные бюджеты или подстраиваться под реалии Web 2.0, оптимизируя свои сайты под функционал социальных медиа[3].
Деловой мир.
Сервисные социальные сети позволяют пользователям объединяться в онлайн режиме вокруг общих для них интересов, увлечений или по различным поводам. Бизнес в современном мире использует социальные сети практически во всех сферах деятельности, а не только для привлечения клиентов, как многие до сих пор думают. В целом использование сетевого механизма можно разделить на действие внутри компании и вне компании. Вне компании в деловом мире ряд сайтов предоставляет собой сервисы, с помощью которых пользователи могут размещать для общего доступа персональную информацию, необходимую для поиска партнеров. В мировой практике растет число работников, принятых на работу посредством социальных сетей: LinkedIn, ВКонтакте, Twitter и др. Популярность ресурса среди работодателей растет ввиду своей дешевизны: поиск и наем персонала требует минимальных финансовых затрат.
Персонализация. Таргетинг (персонализированная реклама).
Любая социальная сеть имеет огромные возможности для персонализации своей работы под конкретного пользователя. Она может отслеживать его поведение, интересы, местоположение и на основе всей этой информации выдавать персонализированный контент любого характера. Сам принцип персонализации очень востребован, сегодня в Интернете огромное количество информации, большинство из которой бесполезно, а данный инструмент позволяет подобрать необходимую информацию именно для определенного человека, в определенный момент времени и в определенном месте. Тенденция развивается уже более 5 лет, но до сих пор даже на половину не исчерпала потенциальных возможностей, поэтому в ближайшие годы можно ожидать её дальнейшее развитие.
Социальные сети уже научились давать персонализированную рекламу (таргетинг), выделять нужный ему контент (например, интересный сервис Discover Facebook Pages, который позволяет искать интересные страницы под определенного человека, на основе данных, которые он дал сети), узнавать важных для человека людей и т.д.
1.2.2. Проблемы
Наряду с предложением мощного инструментария для развития различных сфер жизни человеку социальные сети бросают ему вызов. Социальные сети – реальная проблема современности. Результаты многочисленных исследований по всему миру демонстрируют масштаб и всю серьезность проблемы.
Д. Бойд на основании материалов опросов в 16 штатах США сделала вывод о двух основных «страхах», вызываемых социальными сетями: сексуальные домогательства и конфиденциальность информации. Контент-анализ периодической печати в Дании позволил М. Ларсен составить список наиболее часто упоминаемых проблем в связи с социальными сетями, куда входят: сексуальное насилие и педофилия, запугивание и преследование, угрозы и насилие, распространение националистических идей. К.Фукс в ходе онлайн опроса немецких и австрийских студентов получил следующий список рисков: конфиденциальность данных, распространение спама, возможность потери личной информации, создание негативного имиджа, интернет-зависимость. С. В. Бондаренко на материале исследования виртуальных сетевых сообществ юга России сделал вывод о наличии следующих форм проявления девиантного поведения: хакерство, нарушение режима секретности, диффамация, кибертерроризм, компьютерная педофилия. Опрос, проведенный на портале ГУ-ВШЭ, показал, что, по мнению респондентов, сети «затягивают» и отнимают слишком много времени, вытесняют реальное общение, обеспечивают «избыточность общения и информации». «Вопросы конфиденциальности — упоминается в отчете, — беспокоят пользователей социальных сетей в меньшей степени. В основном эти страхи связаны с легкой доступностью контактной информации для спамеров, а не с работой спецслужб». В работе «Аутопойезис социальных сетей в интернет-пространстве» было проиллюстрировано как социальные сети распределяют, интегрируют и задают рамки психологических рекурсий, они расходуют смоделированный психикой код посредством перенесения все большего числа элементов частной жизни во всеобщее тотальное поле взаимодействий[4].
Проведя собственное исследование вопроса, я выделил представляющие собой наибольшую угрозу проблемы, порожденные сетевым пространством[5].
1. Интернет—зависимость.
Сайты социальных сетей могут вызвать зависимость: ими очень просто пользоваться, они открывают вам целый мир информации, непознанной до сих пор. Социальные сети дают вам возможность заявить о себе на весь мир. Вы можете много раз в день заходить на свои страницы в ВКонтакте, Одноклассниках, Facebook и проводить несчетное количество времени, проверяя свои аккаунты или просто читая о том, что происходит в жизни ваших друзей. Вы можете тратить на это рабочее время и уделять меньше времени семье и друзьям.
Все чаще звучат мнения экспертов об асоциальном характере сетевого общения, так как вместе с личностью Интернет способен разрушить те социальные связи (общественные отношения), которые были ею созданы. Результаты проведенного мною опроса (приложение1) красноречиво говорят о существовании проблемы: более половины опрошенных респондентов тратят по 3-4 часа в день на социальные сети, 19% опрошенных признались, что «сидят в сети» по 5-6 часов в день! Для понимания степени угрозы следует принять во внимание юный возраст опрашиваемых. Нужно ли нам приносить в жертву реальное детство и реальную юность виртуальному, искусственному пространству?
Для представления проблемы в масштабе обратимся к статистике, предоставленной пресс-службами российских социальных сетей[6]. Ядро аудитории социальной сети Одноклассники (около 60%) составляют пользователи в возрасте 25-34 лет, до 25 лет - около 20%. Более 30% пользователей ВКонтакте младше 25 лет. Таким образом, преобладающая часть аудитории российских социальных сетей - молодежь, как известно, самая экономически и социально незащищенная, в первую очередь, ощущающая на себе самые различные виды неблагополучия, негативных перемен современного общества часть населения.
2. Детская уязвимость.
Социальные сети особенно вредны для детей, т.к. содержат большое количество информации, от которой их нужно отгораживать. Психиатры полагают, что у детей, активно пользующихся социальными сетями, может развиться «потенциально опасный» взгляд на окружающий мир. Такое мнение было высказано на ежегодном собрании в британском Королевском колледже психиатров. По мнению специалистов, люди, ведущие активную социальную жизнь в сети, могут быть склонны к занижению ценностей жизни реальной. Они добавляют, что дети, рожденные после 1990 года, не знают мира без Интернета. Медики отмечают, что увлечение социальными интернет-сайтами может увеличить риск совершения бесконтрольных поступков и даже самоубийств.
Незащищенность детей в сетях также является серьезной проблемой. Наиболее остро стоит вопрос пропаганды педофилии в сети. В августе 2009 года пресс-секретарь управления «К» МВД России Ирина Зубарева выступила с заявлением, что более 50% детской порнографии, выявленной в рунете, находилось в социальной сети ВКонтакте[7]. По данным ООН, Россия вместе с США и Таиландом входит в тройку лидеров по темпам распространения детской порнографии в сети[8]. Педофилы в сети ВКонтакте имеют свои информационные группы, пропагандирующие педофилию и осуждающие борьбу с ней.
В выпуске петербургской ежедневной информационной газеты от 10 марта 2013 г. Metro вышел материал «Детскую моду» в Сети обвиняют в педофилии (фото 16+)», ключевой темой которого стал скандал в петербургских Интернет-ресурсах, разгоревшийся вокруг сообщества «Детская мода. Для мальчиков» в известной сети ВКонтакте[9]. В альбомах группы размещены фотографии и видео детей в недвусмысленных эротичных позах. Группа существует всего лишь с 27 февраля, однако на нее подписалось уже более полутора тысяч человек. Среди подписчиков – мужчины, чьи взгляды открыто указаны как гомосексуальные. Из материалов статьи становится понятным, что существование такой группы в открытом доступе вызвало широкий общественный резонанс, большинство пользователей считают содержание группы недопустимым. Однако Администрация сайта ВКонтакте на запрос корреспондента Metro о легальности размещения сомнительного контента ответила следующее: «Мы прекрасно понимаем, насколько подобные сообщества провокационны, но пока в них нет непосредственно детской порнографии, блокировать их мы не имеем законного права, потому что запрещена законом именно детская порнография. А тут дети одеты. В данный момент у нас нет оснований для блокировки, но будьте уверены, что мы внимательно следим за всеми публикуемыми материалами и оперативно принимаем меры. Команда поддержки ВКонтакте». Своим мнением также поделился депутат Законодательного Собрания Виталий Милонов: «Мы давно следим за этой группой, однако, к сожалению, формально они действительно не нарушают действующее законодательство. Студия, где делаются фотографии этой группы, находится на территории Украины. По сути дела, наше законодательство оставляет нас безоружными перед такими группами. Но лично я считаю, что разводить руками, сетуя на то, что у нас нет правовой базы для борьбы с ними, нельзя. Может быть, надо поступать, как в Америке - менее демократично. То есть законодатели, парламентарии просто должны сесть за один стол и решить: это плохо. Принять решение, что раз такой контент большинству людей кажется ненормальным, а девиантным, то его публикацию надо запретить. Лично я, как отец, свирепею, когда вижу подобные фото. Потому что всем психологам очевидно: пристрастие к подобного рода детской эротике – это предвестник очень серьезных преступлений. Вся Россия ищет несчастных пропавших без вести детей… А не будь предыдущего этапа, таких вот групп в социальных сетях – возможно, не было бы и массовой педофилии».[10]
Пока в России не приняты законы, прямым образом регулирующие такого рода отношения и информацию в сетях, социальные сети будут и дальше представлять собой свободную площадку для размещения сомнительного контента, воздействие которого может иметь серьезные последствия для подрастающего поколения.
3. Распространение националистических идей.
Аудитория социальных сетей – миллионы пользователей во всех уголках земного шара. Информационные потоки преодолевают колоссальные расстояния со скоростью в секунды. Информация в сети распространяется очень быстро среди огромного числа пользователей по всему миру. В связи с этим, особую опасность представляют пользователи, использующие социальные сети как инструмент для достижения политических, идеологических, религиозных или иных подобных целей.
Существуют различные механизмы контроля и борьбы с распространением такого рода информации в Интернете, в частности, в социальных сетях. Технические и юридические службы ВКонтакте и Одноклассники ведут мониторинг потоков информации в сетях, к модераторам сети всегда можно обратиться, сообщив о существовании профилей, сообществ, оскорбляющих национальные чувства, сеющих межнациональную рознь, глумящихся над ветеранами и др. Также существует практика обращений в государственные правоохранительные органы: Роскомнадзор, УВД (отдел по борьбе с экстремизмом) и другие. Однако необходимо объективно оценивать всю сложность осуществления контроля такой структуры: информация в сетях способна мгновенно покрывать большие территориальные зоны, многомиллионные аудитории пользователей.
На страницах ВКонтакте мною были обнаружены тысячи сообществ, содержащих информацию, явно провоцирующую межнациональные конфликты: только по запросу «Россия для русских» (один из лозунгов русских националистов) было найдено 1474 сообщества, участники которых исчисляются десятками тысяч (см. рис. 1).
Рис. 1. Поисковый запрос ВКонтакте.
В содержании таких сообществ находится масса видеороликов, фотографий провокационного характера.
Так, разжигание межнациональной розни в социальных сетях становится проблемой государственного масштаба. Идеология, распространяемая таким образом, прежде всего, способствует вовлечению молодежи, в том числе несовершеннолетних граждан, в экстремистскую деятельность, что в дальнейшем может провести к совершению преступлений экстремистской направленности и существенно повлиять на межнациональную обстановку, целостность и безопасность Российской Федерации.
4. Проблемы приватности.
Размещая информацию о себе в социальных медиа, вы должны быть готовы к тому, что ее может увидеть большое количество людей. В итоге, ваша частная жизнь становится достоянием общественности. Многие люди не понимают, что информация, размещенная ими в социальных сетях, может быть найдена и использована кем угодно, в том числе, не обязательно с благими намерениями. Информацию об участниках социальных сетей могут найти их работодатели, родители, дети, бывшие или настоящие жены или мужья, сборщики долгов, преступники, правоохранительные органы и так далее.
5. Конфиденциальность.
Даже если вы принимаете все меры для того, чтобы оградить информацию о себе от незнакомых вам людей, эти попытки, в конечном итоге, могут оказаться бесполезными. Есть множество хакерских программ, которые помогают подбирать пароли к популярным веб—сайтам и взламывать их. Защищенность информации в сети крайне низкая.
6. Виртуальные двойники.
Время от времени вы раскрываете информацию о себе: вашу дату рождения, информацию о вашей семье, ваших занятиях, предпочтениях в области литературы и кинематографа, поездках, которые вы совершаете, людях, с которыми вы работаете, месте, где вы живете и др. Кто-то может украсть эти данные, собрать их воедино и создать вашего виртуального двойника. Далее – от Вашего имени размещать контент непредсказуемого характера.
Таким образом, исследование феномена социальных сетей привело меня к выводу: угрозы, кроющиеся за использованием социальных сетей, несопоставимы с предлагаемыми сетевым пространством выгодами. Масштаб и серьезность проблемы не оставляют сомнения. Ввиду отсутствия законодательной базы в вопросах регулирования социальных сетей существует острая необходимость в решении проблемы на государственном уровне. В следующей главе рассматривается опыт зарубежных стран, государственное регулирование деятельности Интернета в которых доказало свою эффективность.
1.3. Регулирование и контроль социальных сетей как части Интернета. Опыт Китайской Народной Республики
Вопросы целесообразности и выбора способов регулирования Интернета давно обсуждаются на мировом уровне, однако единого, универсального решения не найдено. Позиции сторон (государств, государственных и негосударственных организаций, игроков Интернет-рынка, экспертов и др.) в вопросе регулирования Интернет-пространства представляют собой великое многообразие, но сводятся в общем счете к двум противоположным мнениям: отношения в виртуальном пространстве вообще не нуждаются ни в каком регулировании, и Интернет нуждается прежде всего в правовом регулировании.
По словам пресс-секретаря компании «Комстар-ОТС» Екатерины Невской, регулирование Сети — это очень сложный на сегодняшний день вопрос, который необходимо серьезно изучать. «С одной стороны, Интернет — это свободная среда, и регулирование по «китайскому варианту» не совсем здесь подойдет. С другой стороны, зачастую в нем присутствует негатив, особенно часто направленный против детей. Неприемлемы оба варианта — как все разрешить, так и все запретить. Мы, как операторы связи, приняли для себя решение руководствоваться действующим законодательством и в первую очередь решать вопросы, связанные как раз с возможным негативом в отношении подрастающего поколения».[11]
Секретарь Совбеза России Николай Патрушев полагает, что в России возможно «разумное регулирование» Интернета. В пример он привел США и Китай. «Разумное регулирование, конечно, должно осуществляться и в России, как это уже делается в США, Китае и во многих странах мира», - сказал Патрушев в интервью российским СМИ. «Как известно, в Китае, в отличие от США, запрещены многие социальные сети, популярные платформы блогов и видеохостинги, в том числе Facebook, Twitter, LiveJournal и YouTube. Информация об акциях протеста, прошедших в России после думских выборов 4 декабря, в основном распространялась через социальные сети Facebook и ВКонтакте, а также сайт микроблогов Twitter». В то же время секретарь Совбеза России говорит, что не против общения граждан в сети. «Попытки пресекать общение людей в принципе контрпродуктивны и даже аморальны. Однако нельзя игнорировать использование интернета преступниками и террористическими группировками», - сказал «Аргументам и Фактам» Патрушев. Он предлагает в качестве принципов регулирования сети использовать разработанную ранее Россией концепцию конвенции об обеспечении международной информационной безопасности[12].
Социальные сети являются частью всемирной паутины, обеспечение регулирования подобной структуры крайне сложно. Однако опыт некоторых стран демонстрирует успешное выполнение данной задачи.
«Золотой щит», он же «Великий китайский фаервол» – это система фильтрации Интернет-контента в Китае, разработка которой началась в 1998 году, а официальный запуск состоялся в 2003-м. Задачей «Золотого щита» является блокирование доступа пользователей из материкового Китая к некоторым Интернет-ресурсам, расположенным на серверах за пределами страны. Список запрещенных ресурсов формируется непосредственно в Пекине, и в него входят как сайты политической направленности, так и, что более важно, ведущие мировые социальные сервисы, неподконтрольные пекинским властям.
Известно примерно о 2600 сайтах, доступ к которым заблокирован при помощи системы «Золотой щит». Среди этих сайтов 45 ресурсов, входящих в список 1000 самых посещаемых в мире интернет-сайтов по версии сервиса статистики Alexa. Так, в списке заблокированных находятся Facebook.com, Youtube.com, Twitter.com, Blogspot.com, Blogger.com, Vimeo.com, Nytimes.com, WordPress.com, а также крупнейшие порнографические ресурсы Сети. Крупнейшие российские социальные сети ВКонтакте и Одноклассники доступны китайским пользователям, однако лишь потому, что местные жители ими практически не пользуются.
В стране действуют законы, запрещающие Интернет-пользователям распространять материалы о вредных культах, суеверия, слухи и клевету и посещать сайты, посвященные азартным играм, насилию, порнографии. Также запрещено распространение политического контента: ресурсы антиконституционного содержания, представляющие угрозу государству, территориальному объединению и т.д.
На первый взгляд, может показаться, что система контроля Интернета в Китае (ограничение доступа китайцев к ряду сайтов, фильтрация контента в сети, блокировка поиска нежелательной информации, а также законодательно закрепленные правила пользования сетью) ввиду масштабности глобальной сети не справляется с поставленными задачами («за всем и всеми не уследить») и является отчасти ущемлением прав китайских граждан. Но регулирование в таком ключе возможно, более того, оно доказало свою эффективность.
Принципы функционирования и задачи китайской Интернет-цензуры не так просты, как это принято считать. Анализ фильтруемых сообщений показал, что целью китайской Интернет-цензуры не является тотальное искоренение какой-либо политической или общественной критики в социальных сетях. Китайские пользователи не меньше прочих, в том числе и российских, оставляют критические сообщения в адрес правительства и чиновников, и эти сообщения не цензурируются. Цензоры начинают действовать, когда негативный для китайских властей информационный повод приобретает «вирусные» черты, грозя перерасти в массовые политические выступления, панику или политическое движение, в том числе виртуальное. Задачей является «срезать» информационную волну, снизив масштаб и накал обсуждения, а также предотвратив дальнейшие общественные волнения и конфликты. Более того, действие правовых и технических регуляторов позволяет так или иначе производить фильтрацию Интернет-контента.
II. Предложения по решению проблемы регулирования социальных сетей и обеспечения медиабезопасности детей и подростков
Социальные сети, представляя собой многогранное явление, требуют комплексного подхода в выборе инструментов регулирования и соответствующего выделения ответственных сторон. На мой взгляд, ключевыми «регуляторами» социальных сетей как части Интернета должны стать государство, общественность, неформальные институты (в том числе, международные) и образовательные учреждения.
В России не так давно начал функционировать «Мониторинговый центр по выявлению опасного и запрещенного законодательством контента», представляющий собой неформальное образование, созданное с целью мониторинга и сбора информации о лицах, совершающих преступления против половой неприкосновенности малолетних. Сбор этой информации осуществляется в сети Интернет. Также проводится постоянная работа по внесению в Госдуму предложений по совершенствованию законодательной базы. В рамках проекта развивается региональная сеть команд быстрого реагирования, состоящих из юристов, психологов, журналистов и волонтеров, задача которых будет вовремя помогать семьям и детям в сложных ситуациях связанных с насилием и продолжать борьбу за ужесточение наказания за разного рода издевательства и преступления против детей.[14] Здесь также необходимо отметить, что деятельность неформальных объединений непосредственных участников Интернет-рынка (например, крупных провайдеров Интернет-услуг, руководство социальных сетей) может способствовать упорядочению технических и нормативных мер регулирования.
Немаловажное значение приобретает общественный контроль, для повышения эффективности работы которого должны быть созданы определенные условия. Необходимо широкое информирование граждан о правовых аспектах регулирования Интернета (в рамках какого правового поля действуем), о деятельности регулирующих организаций (куда обращаться в случае правонарушений) и другое.
Принимая во внимание факт, что наиболее незащищенными в сети оказываются дети и подростки, считаю необходимым участие образовательных учреждений в обучении основам медиабезопасности для воспитания информационно грамотного населения. Просвещение подрастающего поколения, знание ребенком элементарных правил отбора информации, а также умение ею пользоваться способствует развитию системы защиты прав детей.
«Зачастую дети принимают все, что видят по телевизору и в Интернете, за чистую монету. Они не всегда умеют распознать манипулятивные технологии в рекламе, не анализируют степень достоверности информации и подлинность ее источников. Мы же хотим, чтобы ребята стали полноценными гражданами своей страны – теми, кто может анализировать и критически относиться к информационной продукции», - говорит П.А.Астахов, «…нам предстоит всем испытать на себе действие закона с 1 сентября 2012 года, связанного с защитой детей от негативной информации. Считал бы необходимым предложить Министерству образования ввести специальный курс обучения детей, возможно, даже и родителей, так называемой «Медиабезопасность детей и подростков». Это вполне возможно предусмотреть в обычном курсе основ безопасности жизнедеятельности. Это будет связано непосредственно с выработкой навыков у детей безопасного Интернета и профилактики Интернет-зависимости, о которой так много говорится. Это действительно страшное явление».[15]
К сожалению, предложенная Уполномоченным при Президенте РФ по правам ребенка идея введения специального курса медиабезопасности для школьников не получила широкой реализации в учебных заведениях страны.
Резюмируя, отмечу наиболее эффективные, на мой взгляд, векторы развития в регулировании Интернета. Во-первых, адаптация действующего законодательства к Интернет-реалиям, которая должна происходить в форме дополнения существующих правовых норм сетевым компонентом. Во-вторых, международное взаимодействие, направленное, в частности, на создание единых нормативных правил. Речь идет об интеграции правовых систем для единообразной регламентации Интернета как международной компьютерной сети и установлении единого механизма юридической ответственности. В-третьих, сотрудничество государственной власти (прежде всего исполнительной) с неформальными институтами (сообществами игроков Интернет-рынка, общественных объединений и др.) для разработки нормативных правил пользования Интернетом. В-четвертых, мера ответственности должна определяться самим Интернет-сообществом при поддержке государства и последующим его подтверждением. Наконец, воспитание информационно грамотного поколения, предупрежденного об опасностях сетевого пространства на уровне образовательных учреждений.
Я убежден, что использование предложенного инструментария для регулирования глобального сетевого пространства позволит избежать проявления серьезных нарушений прав и свобод личности, а также упорядочить сетевые общественные отношения.
Заключение
В жизни многих современных людей социальные сети играют едва ли не главную роль. На фоне взрыва популярности социальных сетей развернулось огромное количество споров о том, чем хороши и чем плохи подобные сервисы, как они влияют на общество, существует ли вообще возможность контроля в рамках сети.
Изучив природу социальных сетей, однозначно ответить на вопрос, заданный на начальном этапе исследования, что же являют собой социальные сети - добро или зло, невозможно. Социальные сети как медаль, у которой, как известно, две стороны, представляет собой и зло, и благо. Пользователи социальных сетей могут общаться, обмениваться новостями или какими-нибудь файлами не выходя из дома. Через социальные сети можно знакомиться и переписываться с людьми из других городов, что тоже весьма ценно. Сети позволяют человеку делиться своими мыслями, демонстрировать свои таланты, стать известным хотя бы в узком кругу и занять свое место в медиа-пространстве. Кроме того, площадки социальных сетей создают новые перспективы развития для бизнеса: наем персонала, таргетинг, e-commerce (электронная коммерция), более низкие затраты на рекламу, широкий охват аудитории и др. В то же время, невозможно игнорировать угрозы от использования сетей. С ростом популярности и числа пользователей увеличивается и круг проблем: сексуальное насилие и педофилия, запугивание и преследование, угрозы и насилие, распространение националистических идей, зависимость, проблемы приватности, конфиденциальность размещаемой в сети информации. В связи с неограниченностью возможностей социальных сетей (скорость передачи информации, масштаб аудитории) особую опасность представляют пользователи, распространяющие информацию провокационного характера (высокая угроза масштабных социальных конфликтов).
Таким образом, целесообразность регулирования Интернет-пространства не вызывает сомнений. И только высокая степень ответственности и неравнодушие всех членов современного общества, на мой взгляд, способны противостоять вызову, брошенному социальными сетями.
Список использованной литературы
Приложение 1.
1.Социологический опрос: анкета, результаты.
Объем выборки: 100 человек.
Респонденты: учащиеся 1-11 классов МБОУ СОШ № 5 г.Пыть-Ях.
1). Являетесь ли Вы пользователем социальных сетей?
2). Какие социальные сети Вы чаще всего используете?
3). Сколько часов в день Вы тратите на социальные сети?
4). С какой целью Вы чаще всего используете социальные сети?
5). Возникали ли у Вас когда-либо проблемы, связанные с социальными сетями?
6). Ваше отношение к социальным сетям?
7). Считаете ли Вы, что использование социальных сетей вытесняет реальное общение?
8). Знаете ли Вы, что пользоваться социальными сетями небезопасно по той или иной причине (личные данные, находящиеся в свободном доступе; реклама; «интернет-зависимость» и пр.)?
9). Бывали ли у Вас случаи кражи вашей личной информации в социальных сетях, рассылка спама на Вашу страницу и т.д.?
10). Укажите, с какой проблемой в социальных сетях Вы встречались наиболее часто?
Тема выступления на общешкольном родительском собрании:
«Медиабезопасность детей и подростков»
Цель: рассказать родителям, какие угрозы несут социальные сети и как их избежать.
Оборудование: текст выступления, презентация, проектор, памятки-буклеты.
Текст: «Ваши дети дома?» Незатейливый вопрос, адресованный родителям, каждый вечер звучит в телеэфире. Дети дома, но в безопасности ли они?
С тех пор, как социальные сети перестали быть роскошью и пришли буквально в каждый дом, они стал неотъемлемой частью жизни не только взрослых, но и детей.
Даже родители, некогда расценивавшие доступ во Всемирную сеть как баловство, вынуждены признать: Интернет содержит массу полезной для ребенка информации, помогает в выполнении школьных заданий, расширяет кругозор и является своеобразным «окном в большой мир».
С другой стороны, только очень наивный взрослый не знает, сколько в Сети ресурсов, которые отнюдь не назовешь безопасными – особенно для детей, любопытных и жадных до новых знаний. Судите сами: программы, запрещающие доступ к «плохим» ресурсам, не оправдывают надежд, поскольку просто не в силах фильтровать все вредоносное содержимое.
Как должны родители помочь детям снизить эти риски? Простого ответа не существует. Риски могут быть разными в зависимости от возраста и компьютерной грамотности ребенка. Вот вы, родители, на данный момент знаете, какими сайтами пользуются ваши дети? Нет? Очень печально. Именно с этого надо начинать работу с безопасным использованием социальных сетей.
Для детей и молодежи социальная сеть главным образом является социальной средой, в которой можно не только встречаться с друзьями, но и с незнакомцами. В социальных сетях пользователя могут обидеть, запугать или даже оскорбить. Лучшей защитой является руководство собственным здравым смыслом. Наиболее важной задачей является предупреждение детей об опасностях Интернета, чтобы они вели себя осторожно. Кроме того, необходимо обсуждать с детьми все вопросы, которые могут у них возникнуть при использовании социальных сетей. Не отвергайте детей, а наоборот, постарайтесь как можно ближе расположить их доверие. Тогда вы будете в курсе той информации, которой владеют ваши дети.
Что за угрозы подстерегают наших детей в виртуальном мире? Этот вопрос задают многие родители, которые ещё не сталкивались с проблемами использования интернета. Поэтому целью собрания является рассказать, какие угрозы несут социальные сети и как их избежать.
Даже случайный клик по всплывшему баннеру или переход по ссылке может привести на сайт с опасным содержимым!
Итак, что же подстерегает наших детей с экрана монитора:
Порнография
Опасна избыточной информацией и грубым, часто
извращенным, натурализмом. Мешает развитию естественных
эмоциональных привязанностей.
Депрессивные молодежные течения
Ребенок может поверить, что шрамы – лучшее украшение, а
суицид – всего лишь способ избавления от проблем.
Наркотики
Интернет пестрит новостями о “пользе” употребления
марихуаны, рецептами и советами изготовления “зелья”.
Сайты знакомств, социальные сети, блоги и чаты
Виртуальное общение разрушает способность к общению
реальному, “убивает” коммуникативные навыки, которые мы
невольно приобретаем с самого раннего детства.
Секты
Виртуальный собеседник не схватит за руку, но ему вполне по
силам “проникнуть в мысли” и повлиять на взгляды на мир.
Экстремизм, национализм, фашизм
Все широкие возможности Интернета используются
представителями экстремистских течений для того, чтобы
заманить в свои ряды новичков.
Говоря о безопасности детей в социальных сетях, акцент следует сделать на то, что самое главное – это доверие между родителями и ребенком, готовность взрослых к диалогу, обсуждению непростых вопросов, да и просто разговорам о том, «что такое хорошо и что такое плохо».
Договоритесь с ребенком о соблюдении им следующих правил:
1. Сообщить родителям свое регистрационное имя и пароль, если ребенку разрешено участвовать в чатах или блогах, e-mail адрес и пароль почтового ящика.
2. Никому, кроме родителей, эти сведения сообщать категорически нельзя.
3. Не сообщать без разрешения родителей для каждого отдельного случая личную информацию (домашний адрес, номер телефона, номер школы, место работы родителей).
4. Не отправлять без разрешения родителей свои фотографии или фотографии членов семьи другим людям в социальной сети.
5. Сразу обратиться к родителям, если ребенок увидит нечто неприятное, тревожащее, угрожающее на сайте или в электронной почте.
6. Не соглашаться лично встретиться с человеком, с которым ребенок познакомился в социальной сети.
7. Если кто-то предлагает ребенку какой-то "секрет" - тут же сообщить об этом родителям.
8. Не скачивать, не устанавливать, не копировать ничего с дисков или из Интернета без разрешения родителей на каждый отдельный случай.
9. Не делать без разрешения родителей в социальной сети ничего, что требует оплаты.
10.Проявлять уважение к собеседникам в социальной сети, вести себя так, чтобы не обидеть и не рассердить человека.
Методическая разработка классного часа на тему:
(4 – 7 классы)
Цель: познакомить обучающихся с опасностями, которые подстерегают их в социальных сетях и помочь их избежать.
Оборудование: компьютер, проектор, презентация, памятки-буклеты обучающимся.
Ход занятия
Вопрос 1. «Какие опасности подстерегают нас в социальных сетях?»
Преступники в социальных сетях.
Вредоносные программы.
Интернет-дневники.
Интернет-хулиганство.
Недостоверная информация.
Вопрос 2. «Как этих опасностей избежать?»
Преступники в социальных сетях.
Никогда не соглашайтесь на личную встречу с людьми, с которыми вы познакомились в социальных сетях.
Вредоносные программы.
А) Никогда не открывайте никаких вложений, поступивших с электронным письмом, за исключением тех случаев, когда вы ожидаете получение вложения и точно знаете содержимое такого файла.
Б) Скачивайте файлы из надежных источников и обязательно читайте предупреждения об опасности, лицензионные соглашения и положения о конфиденциальности.
В) Регулярно устанавливайте на компьютере последние обновления безопасности и антивирусные средства.
Интернет-дневники.
Никогда не публикуйте в них какую-либо личную информацию, в том числе фамилию, контактную информацию, домашний адрес, номера телефонов, название школы, адрес электронной почты, фамилии друзей или родственников, свои имена в программах мгновенного обмена сообщениями, возраст или дату рождения. Никогда не помещайте в журнале провокационные фотографии, свои или чьи-либо еще, и всегда проверяйте, не раскрывают ли изображения или даже задний план фотографий какую-либо личную информацию.
Интернет-хулиганство.
Игнорируйте таких хулиганов. Если вы не будете реагировать на их воздействия, большинству это, в конце концов, надоест и они уйдут.
Недостоверная информация.
Всегда проверяйте собранную в Сети информацию по другим источникам. Для проверки материалов обратитесь к другим сайтам или СМИ – газетам, журналам и книгам.
Чтобы разобраться, какой информации в Интернете можно, а какой нельзя доверять, следуй простым советам:
1. Относись к информации осторожно. То, что веб-сайт здорово сделан, еще ни о чем не говорит. Спроси себя: за что этот сайт выступает? В чем меня хотят убедить его создатели? Чего этому сайту не достает?
2. Как предоставлять достоверную информацию? Будь ответственным – и в реальности, и в Сети. Простое правило: если ты не будешь делать что-то в реальной жизни, не стоит это делать в онлайне.
5. Сообщая о неприемлемом контенте, ты не становишься доносчиком. Наоборот, ты помогаешь делу безопасности Интернета.
6. Когда ты грубишь в социальной сети, ты провоцируешь других на такое же поведение. Попробуй оставаться вежливым или просто промолчать. Тебе станет приятнее.
7. Все, что ты размещаешь в социальной сети, навсегда останется с тобой – как татуировка. Только ты не сможешь эту информацию удалить или контролировать ее использование. Ты ведь не хочешь оправдываться за свои фотографии перед будущим работодателем?
8. Защищай себя – сейчас и в будущем. Подумай, прежде чем что-либо разместить в Интернете.
И помните, социальные сети могут быть прекрасным и полезным средством для обучения, отдыха или общения с друзьями. Но – как и реальный мир –они тоже могут быть опасны!
[1]Электронный ресурс. Википедия — свободная энциклопедия: http://ru.wikipedia.org/wiki/%D1%EE%F6%E8%E0%EB%FC%ED%E0%FF_%F1%E5%F2%FC
[2] Электронный ресурс. На основе анализа данных каталога социальных сетей «Будь в сети!»: http://www.keep-intouch.ru/files/files-social-web.htm
[3] По материалам источника 1.
[4] Электронный ресурс. Интернет-журнал «Новые информационные технологии и программы», материалы статьи «Опасности в социальных сетях»: http://pro-spo.ru/social/3079-2012-03-21-07-08-47
[5] Здесь и далее произведен анализ материалов источника 5.
[6] Электронный ресурс. Лайкни - информационный портал: http://www.likeni.ru/events/Polzovateli-socsetey-vozrast-dohodi-obrazovanie/
[7] Электронный ресурс. Педофилия в зеркале прессы: http://bl-antidot.info/3439.html.
[8] Электронный ресурс. Сетевое издание «РИА Новости»: http://ria.ru/ocherki/20131030/973628749.html?utm_source=vk1#13832333751984&message=resize&relto=login&action=removeClass&value=registration.
[9] Электронный ресурс. Официальный сайт газеты Metro: http://www.metronews.ru/novosti/detskuju-modu-v-seti-obvinjajut-v-pedofilii/Tpomcj---YLmS1P2Kkhvkg/
[10] Электронный ресурс. Официальный сайт газеты Metro: http://www.metronews.ru/novosti/detskuju-modu-v-seti-obvinjajut-v-pedofilii/Tpomcj---YLmS1P2Kkhvkg/
[11] Электронный ресурс. Интернет-журнал: http://www.paranoiac.ru/2010/04/regulirovanie-interneta/
[12] Электронный ресурс. Материалы статьи «В России должно осуществляться разумное регулирование в Интернете»: http://www.km.ru/tekhnologii/2011/12/16/problemy-tsenzury-i-kontrolya-nad-smi/v-rossii-mogut-vvesti-internet-tsenzuru.
[13] Электронный ресурс. На основе материалов статьи «Мифы о китайской сети»: http://fishki.net/210116-mify-o-kitajskoj-seti-9-fototekst.html.
[14] Электронный ресурс. Государственная поддержка некоммерческих неправительственных организаций: http://grants.oprf.ru/winners/rec3834/
[15] Электронный ресурс. Информационный портал Неделя: http://www.nedelya.ru/view/92813.
Рисуем белые грибы пастелью
Почему люди кричат, когда ссорятся?
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Аэродинамика и воздушный шарик
Ласточка. Корейская народная сказка