Исследовательская работа посвящена изучению архитектурных особенностей с. Арзгир. Для написания работы были использованы книги, Интернет- ресурсы, устные источники об архитектуре села.Цель: собрать и систематизировать образцы архитектурных особенностей жилых строений села Арзгир как памятников материальной культуры крестьянских поселений середины XX века.
Отечество - 2014 год
Муниципальное казенное образовательное учреждение дополнительного образования детей Центр детско-юношеского туризма и экскурсий
Арзгирского района Ставропольского края
«Активисты школьного музея»
Всероссийский конкурс исследовательских краеведческих работ учащихся «Отечество»
Номинация «Этнография»
Сельский дом: традиции и современность.
Подготовила:
Вязина Дарья Васильевна,
учащаяся 10 В класса
МБОУ СОШ №1 с.Арзгир,
ул. Калинина, 356570
воспитанница МБОУ СОШ №1,
с. Арзгир, ул. Мира, 191
E-mail:shkolapalaguta@yndex.ru
Руководитель:
Динейкина Оксана Николаевна,
учитель истории МБОУ СОШ №1
E-mail: shkolapalaguta@yndex.ru
Адрес:
356570, Ставропольский край,
Арзгирский район, с. Арзгир
ул. Калинина, 2
тел.(8-86560)3-14-96
МБОУ СОШ №1
Содержание
Введение | 3 |
I.Обзор используемой литературы и устных источников | 4 |
II. Материал и методика исследования | 5 |
III. Краткая физико-географическая характеристика исследования (регион исследования) | 5 |
IV. Результаты исследования | 6-13 |
4.1. Палисадник | 6-7 |
4.2. Ставни | 8-9 |
4.3. Крыльцо | 10 |
4.4. Терраса | 11 |
4.5. Мансарда | 12-13 |
Выводы | 13-14 |
Заключение | 14 |
Список используемой литературы | 15 |
Приложение | 16 |
Введение.
На занятии краеведческого кружка мне запомнилась «историческая прогулка» по одной из улиц нашего села Арзгир. Учитель показала нам, какими деталями отличаются старинные дома от более современных. Первоначальный вид некоторых из них уже утрачен. Здания стареют, и их снаружи штукатурят, обивают сайдингом, вставляют пластиковые окна, и т.д.
У многих из них раньше была скромная отделка. Но со временем могут исчезнуть архитектурные особенности и декоративные
элементы строений. Например, на фотографиях одного и того же дома видно, что на месте старого крыльца сохранилась только дверь (см. приложение 1).
А ведь такие красивые элементы можно использовать и в современном строительстве.
Мне захотелось узнать, есть ли ещё оригинальные образцы строений в нашем селе? Что изменилось в их внешнем виде? Эти изменения носят лишь декоративный характер, или функциональный, в том числе? А нужно ли людям сохранять эти традиции в архитектуре и сочетать их с современностью. Все эти вопросы, вдруг, заинтересовали меня, поэтому я начала работать над этой темой.
Цель: собрать и систематизировать образцы архитектурных особенностей жилых строений села Арзгир как памятников материальной культуры крестьянских поселений середины XX века.
Задачи:
- сбор литературных и устных источников об архитектурных особенностях строений с. Арзгир;
- изучить источники по теме;
- сбор фотоматериала;
- беседы с жителями с. Арзгир и владельцами домов;
- обобщение собранного материала;
- анализ собранного материала с последующими выводами.
I. Обзор используемой литературы.
Исследовательская работа посвящена изучению архитектурных особенностей с. Арзгир. Для написания работы были использованы книги, Интернет- ресурсы, устные источники об архитектуре села.
II. Материал и методика исследования.
Материалом для моего исследования послужили литературные источники, информация Интернет - сайтов, а также устные источники- мнения жителей с. Арзгир, общественности.
Методика исследования: выбор темы, определение цели и задач, сбор материала, изучение, анализ, сопоставление, сравнение, анкетирование, беседы, обобщение, выводы.
III. Краткая физико – географическая характеристика исследования (регион исследования).
Своё исследование я проводила в селе Арзгир, расположенном на северо–востоке Ставропольского края, климатические условия резко континентальные.
Село находится в зоне рискованного земледелия, здесь часто случаются суховеи, пыльные бури, засухи.
Село основано в 1876 году переселенцами из Малороссии и южных губерний России ( 6 ).
Через село протекает степная речушка Чограй, делящая его на 2 части: северную и южную. Название села образовалось от словосочетания «Арз» и «гир». «Арз» - это имя собственное и не переводится, «гир» - это ручей. Летом река почти пересыхает, в половодье иногда выходит из берегов, затапливая прибрежные долины и землянки ( 1 ).
В настоящие время в селе проживает около 16 тысяч человек, это люди разных национальностей и вероисповеданий, их более 27 (русские, украинцы, туркмены, даргинцы, кумыки, лакцы, азербайджанцы, армяне, евреи, эстонцы). Приток населения увеличился с начала перестройки и боевых действий на Кавказе ( 3 ).
В селе высокий уровень безработицы, поэтому коренные жители часто в поисках заработка выезжают на работу в крупные города.
IV. Результаты исследования.
4.1.Палисадник.
Как это не удивительно у множества людей понятие палисадник ассоциируется с бабушкой, ее уютным садом. Именно бабушки называют свои цветники палисадниками, они украшают территорию между домом и штакетником. До сих пор приезжая в гости к родственникам в деревню первым гостей встречают палисадники, которые помимо всего остального добавляют ощущения уюта и спокойствия, вызывают приятные воспоминания из детства.
В латинском языке бытовало слово palus, которое в переводе означало "кол". (Сравните с русским словом палка). Суровые ряды римлян прошли по всей Европе, покоряя народы, прокладывая дороги и возводя военные укрепления - частоколы из заострённых кверху толстых брёвен и кольев. Во французском языке эти укрепления получили название палисад.
Палиса́д, или частокол (фр. palissade, итал. palizzata, лат. palus) — препятствие или стена из ряда столбов высотой в несколько метров, вертикально врытых или вбитых в землю вплотную или на небольшом расстоянии и соединённых между собой для прочности одним-двумя горизонтальными брусьями ( 14 ).
Шли века, росли и разрушались рыцарские замки, на смену тяжёлым мечам приходили тонкие рапиры, мощные стены сменились ажурными решётками. Палисадом стали называть лёгкий сквозной забор, отгораживающий небольшой сад перед домом, а также сам такой сад.
В России в палисадах, в отличие от огородов, где выращивали овощи, - стали сажать цветы, чтобы дом выглядел нарядным и приветливым. Само слово обзавелось суффиксом -ник-и стало звучать почти по-русски: палисадник. В нём так и хочется услышать русский корень сад. Так возникла и народная этимология, то есть версия о происхождении слова, созданная не учёными, а простыми людьми. Палисадник объясняют как "неполный сад, полусадик" перед домом, а настоящий сад - тот, где растут фруктовые деревья, - как правило, располагается за домом. Такие старые палисадники сохранились в нашем селе очень редко (см. приложение 2).
В наши дни палисадник существенно видоизменился. Прежде всего, он потерял свое ограждение в виде такого привычного глазу забора из штакетника, а значит, стал полностью открытым. Другой вариант – ограждение сделано не из дерева, а из металла или пластика (см. приложение 3). Изменились и размеры палисадника – он либо совсем крошечный - 2-3 кв. метра, либо вытянут вдоль всего кирпичного забора участка, а это, как правило, не меньше 50 кв. метров. Все эти изменения существенно отложились на оформлении палисадника. В виду своей «открытости», теперь это своеобразная визитная карточка домовладельца. И полет фантазии может быть безграничным. Хотя граница все-таки есть – финансовая. В любом случае, палисадник должен быть ухоженным и
радовать глаз свой и соседей. И, что очень важно (как показывает практика), требовать минимум времени на уход и содержание.
Итак, мы видим, что палисад изменился, но все также он придает эстетический вид и декоративность жилому помещению.
4.2 Ставни.
С незапамятных времен человек стремился защитить свое жилище от погодных явлений: ветра, холода, жары и солнца. Как только был построен первый дом, появились первые приспособления защиты этого дома от стихий.
Наиболее древний вид солнцезащитной продукции, известный человечеству с незапамятных времен - это ставни. В древности люди изготавливали ставни из цельных материалов - шкур убитых животных, позднее, с освоением ремесленного искусства появились ставни из дерева и камня. Такие ставни были распространены в северных землях, с суровым климатом, где была необходима защита от ветра и холода. В южных землях, человеку, напротив, была нужна защита от жары и палящего солнца. Ставни южных земель изготавливали из множества неподвижных планок, расположенных под углом 45 градусов. Такие ставни защищали от солнца, но в то же время давали возможность свободному проветриванию помещения. Например, в древней Греции такие ставни делали из мрамора, а в Арабских эмиратах из дерева. Собственно говоря, подобные ставни дожили и до наших дней без изменений.
Со временем подобные ставни распространились по всему средиземноморью и обосновались в Европе. По этому поводу есть красивая легенда о ревнивом муже и его красавице жене. От ревности он готов был заточить любимую жену в подземелье, лишь бы на нее никто не смотрел. Тут как нельзя, кстати, пришлась заморская новинка - ставни из планок, дающие скрытность от посторонних глаз, не превращая помещение в темницу. Подобные ставни очень полюбились аристократии, а люди, видя подобные конструкции на окнах домов, говорили: "В этом доме живет ревность!". Так и получили заморские ставни новое название - жалюзи, что в переводе с французского означает ревность.
История популярности ставень насчитывает тысячелетия. В античные времена они помогали изнеженным римским патрициям и греческим философам спасаться от жары и южного солнца. В средневековье Прекрасные Дамы распахивали их навстречу своим Рыцарям. На мусульманском Востоке богатство и пышность орнамента створок ставень были наглядной иллюстрацией успешности и социального статуса жильца. В России ставни были непременным элементом избы, до сих пор сохранились дома, чьи окна защищают створки, украшенные восхитительной резьбой.
В нашем селе также имеются дома со ставнями. Они прямоугольной формы с несложной декоративной резьбой и орнаментом. Основным материалом служило дерево (см. приложение 4).
Архитектурные тенденции начала и середины двадцатого века отличались стремлением к исключению лишних, нефункциональных элементов. Вместе с прогрессом пришли распашные окна, центральное отопление, многоэтажные дома, ленточное остекление. Всё это свело на нет эксплуатационную ценность и практическую необходимость ставень, они вышли из моды и несколько десятилетий прибывали в относительном забвении. Однако, сегодня ставни переживают ренессанс, они снова в почете благодаря удобству в использовании и дизайнерской вариативности, которая позволяет привносить в дома оригинальность и особый, неповторимый шарм. Современные ставни делают из пластиков, анодированной стали, экструдированного алюминия (см. приложение 5).
Ставни можно сравнить с веками, которые надежно охраняют глаз от внешних агрессий. Так и створки защищают окна и жилище от пыли и чрезмерного солнца, механических повреждений и холода, нескромных взглядов и попыток проникновения. Ставни по желанию хозяев готовы плотно закрыться (зажмуриться) или широко распахнуться, впустив в помещение свет и свежий воздух.
Таким образом, увеличивается роль ставень. Они до сих пор защищают от холода, пыли и чрезмерной жары.
4.3. Крыльцо.
Крыльцо парадного входа — это визитная карточка дома, можно сказать, его лицо. Оно может быть приветливым или хмурым, веселым или мрачным — все зависит от того, как оно сделано. В старые времена рачительные хозяева любовно украшали крыльцо резными перилами, затейливым навесом или крышей-кокошником с деревянными кружевами. Недаром его называют «красное крыльцо», то есть красивое, нарядное.
Крыльцо – это настолько привычная в нашем обиходе вещь, что уже мало, кто задумывается, что же входит в это понятие.
Крыльцо — наружная пристройка (часто крытая) при входе в дом, через которую осуществляется вход и выход из помещения. Помимо практической надобности (защита входа от атмосферных осадков) имеет и декоративную функцию — часто навес, перила и другие части крыльца выполняются с использованием резьбы либо украшены другими способами ( 13 ).
Если вдуматься, то можно поймать себя на мысли, что домов без крыльца не бывает. Крыльцо, в первую очередь, выполняет переход человека с уровня земли на уровень пола в доме, ведь пол всегда выше. В связи с тем, что пол не бывает вровень с землей, обязательной деталью крыльца будут ступени. Ряд ступеней заканчиваются небольшой площадкой, которая должна быть просторной и могла вместить несколько человек.
Заинтересовавшись темой своей исследовательской работы, я ловлю себя на том, что более внимательно всматриваюсь в облик некоторых домов, когда иду по улицам села. Так я увидела у одного здания старое крыльцо с крышей-кокошником и деревянными перилами (см. приложение 6). Но таких образцов почти не осталось. Современное крыльцо несколько видоизменилось, начиная от материала и заканчивая аксессуарами.
Крыльцо может быть небольшим, а может быть объединено с террасой, что будет смотреться выгодно и органично, и позволит проводить время на свежем воздухе в любую погоду. Важным элементом крыльца будет кровля, которая сможет защитить от непогоды людей и саму площадку (см. приложение7). При его оформлении часто используют декоративные колонны, цветы в горшочках, скульптуры. Дизайн крыльца в первую очередь должен соответствовать общему архитектурному стилю дома. Помимо этого крыльцо выполняет санитарную функцию, ведь там располагается коврик для вытирания обуви. Таким образом, крыльцо дома – это не только архитектурный элемент дома, но и зона отдыха, и своеобразная санитарная зона.
Я думаю, что крыльцо - очень важный элемент любого дома. Его роль возрастает, люди все больше внимания уделяют эстетическому виду крыльца.
4.4. Терраса.
Бродим по еще пустому участку и мечтаем: здесь будет гостиная, тут каминный зал, там комната для гостей, а на втором этаже — детская и спальня. Но вот дом обретает реальные очертания, и оказывается, что чего-то не хватает. Казалось бы, есть все для комфортной жизни — нет только помещения, где можно было бы отдыхать, пить чай и кофе и чувствовать себя при этом одновременно в доме и на природе.
Террасы — помещения, пристраиваемые к зданию вдоль главного фасада или торца дома, появились недавно, в XIX веке. Эти пристройки к домам использовались как место дневного отдыха, не отапливались и с приходом холодов закрывались до наступления нового дачного сезона. Терраса – это простейшее открытое помещение, не имеющее окон. Характер ограждающих ее конструкций в основном зависит от климатических условий.
В нашем селе сохранившиеся террасы, как правило, имеют крышу и частичное боковое ограждение, чаще всего встречаются в виде открытых площадок, ограниченных по периметру декоративной балюстрадой или декоративными стенками-перголами (см. приложение 8).
В зданиях с капитальными стенами и перекрытиями терраса может быть выполнена в виде лоджии, огражденной аналогичными конструкциями. Терраса может строиться и отдельно от дома, соединяясь с ним крытой галереей, выполняющей функцию перехода. По периметру такая терраса может быть ограждена зелеными насаждениями. Открытая терраса в виде дощатого помоста или с полами из керамической плитки является прекрасной возможностью расширить внутреннюю площадь дома, создать естественный переход от природной среды к жилой, от открытого пространства к закрытому. Такие сооружения удобны еще и тем, что их полы приподняты над холодной и сырой землей. Используют террасы как уголок отдыха на открытом воздухе, детскую - игровую, столовую, а в теплую летнюю ночь часто терраса превращается в спальню ( 11 ).
. Таким образом, изменилось устройство открытой террасы. Стали использовать комнатные цветы, оригинальные «живые» изгороди.
4.5. Мансарда.
История мансарды началась в XVII веке. Связана она с именем знаменитого французского архитектора Франсуа Мансара. Именно зодчий Франсуа Мансар создал мансарду и сделал ее достоянием для всех людей. С тех пор мансарда путешествует по свету, неся в себе поэзию и романтику. Однако, главной причиной популярности мансарды стала возможность получить дополнительное пространство, не вкладывая значительные средства при переоборудовании в новом доме или перестройке в жилые комнаты старого чердачного помещения. Ведь главное в мансарде – это пространство под крышей, которое получается в результате того, что крыша имеет двойные скаты с каждой стороны (нижний скат намного длиннее и круче верхнего).
Несмотря на то, что до Мансара французские архитекторы использовали высокие французские крыши для устройства в них жилых помещений, именно он наиболее часто стал использовать их для достижения декоративных эффектов. Одним из первых он снабдил крышу красивыми окнами и превратил чердак в апартаменты для не очень знатных гостей. Идея получила широкое распространение в Париже. Стало модно иметь жилую мансарду, а главное очень выгодно. Городские власти Парижа собирали налоги с домовладельца в зависимости от этажности. Но чердак этажом не считался, поэтому денег за него не брали.
В Россию мода на мансарды пришла в XVIII веке. В проевропейском Санкт-Петербурге многие здания стали проектировать и строить именно с мансардами. Но в это время они больше напоминали тёмные и душные «скворечники». Ведь тогда в практике строительства применялись громоздкие люкарны и дормеры — своеобразные домики со слуховыми окнами. Много света они дать не могли, полноценно освещая только прилегающее к ним пространство ( 12 ).
В нашем селе есть также еще дома со старыми мансардами. По улице Мира я обнаружила такой дом. У него прямоугольная симметричная, не выступающая за границы крыши, мансарда. Она имеет ленточное остекление с деревянными, ажурными перегородками (см. приложение 9).
В XX веке, в эпоху индустриального домостроения, когда в архитектуре доминировали плоские кровли, про мансарды практически забыли. Но с первой половины 1990-х гг., с появлением новых строительных материалов и технологий, мансарды в России стали приобретать большую популярность.
Подтверждением того, что мансарды все больше входят в современную жизнь является дом по улице Калинина в нашем селе. Здесь мы видим, что в мансардном строительстве использовались самые современные материалы. Данная мансарда может нести не только функциональную нагрузку (можно обустроить наполненную светом библиотеку или удобный кабинет), но и, несомненно, она улучшает внешний облик здания (см. приложение 10).
Таким образом, исследовав назначение мансард, я пришла к выводу, что в наше время роль и значение мансард возросла, увеличилась их функциональность.
Выводы.
В результате моего исследования мне удалось собрать и изучить литературные и устные источники об архитектурных особенностях в сельской местности, особенно меня интересовало мое село.
Так как я мало была знакома со многими терминами и названиями в архитектурном строительстве, мне пришлось обратиться к справочной литературе и Интернет – ресурсам.
Мы знаем, что материальная культура неразрывно связана с историей места (села, района), поэтому я занялась более подробным знакомством с историей с. Арзгир.
Вооружившись фотокамерой, я с большим интересом открывала для себя свое село заново, собирая фотоматериал для исследовательской работы. Я обнаружила, что в Арзгире сохранились как старые образцы архитектурных элементов, сделанные еще в 50-60-х годах XX века, но появились и новые архитектурные конструкции из современных материалов.
Встретившись с некоторыми жителями села, я узнала историю строительства их домов, их мнение о назначении и роли таких архитектурных деталей, как крыльцо, палисадник, терраса, ставни. Одни считают, что эти элементы имеют только декоративное значение, служат украшением их жилищ. Другие, напротив, делают упор на их функциональную сторону ( 10 ). В любом случае, я пришла к выводу о возрастании роли этих незначительных, на первый взгляд, элементов архитектуры. Моей работой заинтересовались одноклассники, затем ребята из других классов. Мы создали инициативную группа, с целью проведения просветительской работы среди учащихся о достоинствах и плюсах материальной культуры нашего села. Ребята посетили классные часы, где показали фотографии и выступили с презентацией «Сельский дом: традиции и современность».
Все это я обобщила и изложила в исследовательской работе. Тема оказалась очень интересной и объемной. Но я пришла к выводу, что недостаточно просто изучать материал по теме, недостаточно увидеть множество изменений в архитектурном облике родного села. Время неумолимо, многие дома обветшали, на смену им придут новые здания. Я хочу запечатлеть на своих фотографиях эти образцы старой архитектуры, чтобы сохранить в будущем связь традиций и современности своей малой родины. В связи с этим, мною был определен круг проблем:
Поэтому я планирую в последующие годы продолжить работу в этом направлении.
Заключение.
Человек не рождается, не живет и не формируется вне влияния окружающих его сред: культурной, языковой, бытовой и в том числе архитектурной. Мы можем не слышать музыки, не бывать в музеях, не наслаждаться живописью и скульптурой, не читать, но мы ежедневно ходим по улицам и площадям, ездим в разные места нашей страны, находимся во дворах наших жилищ и ежедневно сталкиваемся с архитектурой.
Влияние этой среды особенно чувствуется в старорусских городах и селениях, где уцелели хотя бы отдельные островки старой застройки. Эта среда может тихо радовать, возбуждать, вдохновлять, она навсегда стала частью пейзажа России. Эту чистую красоту наши пращуры во многом сохранили и донесли до нас. Позже многое было утрачено.
Эта архитектура была созвучна человеческому космосу, не подавляла его «я», не угнетала гигантизмом, ощущениями неуютности и потерянности. Конечно, на смену одному времени с его вкусами, модой, приходило другое, принося с собой новые критерии красоты, градостроительные решения, материалы. Менялись стили, но оставалось уважение к прошлому, как нравственной ценности.
В нашем селе, несмотря на возникшие в последнее время типовые застройки, можно еще ощутить красоту ландшафта с его холмами, оврагами, тропинками и улочками, пробирающимися в зелени.
Закрыта еще одна страница истории моего села, но не книга. Новые находки, новые факты дадут ей продолжение.
Список используемой литературы.
Приложение
Приложение 1.
Исчезнувшее крыльцо.
Приложение 2.
Старый палисадник.
Приложение 3.
Современный палисадник.
Приложение 4.
Ставни.
Приложение 5.
Современные ставни (рольставни).
Приложение 6.
Крыльцо.
Приложение 7.
Современное крыльцо.
Приложение 8.
Терраса.
Приложение 9.
Мансарда.
Прложение 10.
Современная мансарда.
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Сказка "12 месяцев". История и современность
Как зима кончилась
Соленая снежинка
Горячо - холодно