Лапта игра коллективная, где действует принцип «один за всех и все за одного». В команде дети и подростки учились действовать слаженно, выручая друг друга, помогая, вырабатывали «чувство локтя», учились понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда. У деревенской молодежи вырабатывались и формировались такие качества как быстрота, ловкость, сила, выносливость, скорость реакции, точность движений, умение действовать в паре.
Вложение | Размер |
---|---|
лапта - русская народная игра | 35 КБ |
Областной детский экологический центр
Проект «Имя Саратова на карте страны»
Областной конкурс «Саратовский край в прошлом, настоящем и будущем: духовно – экологическое пространство»
Номинация: Саратовский фольклор
Лапта
Русская народная игра
Автор: Задорова Дарья ученица 10 класса МОУ СОШ №2 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
Руководитель: Задоров Николай Алексеевич учитель ОБЖ, руководитель кружка «Я и мир вокруг» МОУ СОШ №1 р.п. Новые Бурасы Новобурасского района Саратовской области»
р.п. Новые Бурасы
2009 год
Лапта
Русская народная игра
Вступление
У меня есть два деда: Задоров Николай Алексеевич и Булатов Александр Владимирович. Они родились и выросли в Турковском районе Саратовской области: дедушка Коля в селе Студеновка, а дедушка Саша в Турках, районном центре. Они в детстве играли в лапту и рассказывали мне, что это за игра.
Описание игры
Весной, когда зеленела трава, в погожий денек, парни и девушки с мелкой детворой, собирались на околице села, на ровной и открытой лужайке размером с футбольное поле, на поляне где нет кустов, деревьев и других препятствий.
Перед началом игры все вместе определяли двух «вожаков», капитанов будущих команд. Они «канались», определяя какая команда будет «бить» - начинать игру, а какая «подавать» мяч для игры. «Канались» капитаны по бите (лапте), специально выструганной палке длиной от одного до полутора метров, захватывая кистями рук поочередно биту снизу доверху. Тот капитан у кого кисть оказывалась вверху, становился руководителем команды начинающей игру, а другой выбирал, «отгадывал» игроков.
Двое участников игры «загадывались», определяя себе названия. Потом подходили к вожаку и предлагали выбор: «сено» или «солома», а также иные, например «дуб» или «береза». Тот игрок, чье слово выбирал вожак, переходил в его команду, а другой игрок шел в команду вожака, начинающей игру.
Обычно в игре принимали участие до двадцати игроков, по 7 – 10 человек в каждой команде. Впрочем, количество игроков могло быть иным. Это зависело от размеров площадки, возраста игроков. Иногда играли по принципу «улица на улицу», или по названию «микрорайонов»: «студеновские» против «веченских», «нижние» на «верхних» и другие.
Для игры готовили мячи диаметром примерно 5 -7 сантиметров из плотной резины, вырезали из автомобильных, или тракторных покрышек. Иногда использовали «покупные» мячи для большого тенниса. Игроки могли использовать свои биты, или били по мячу по очереди одной битой.
На одном конце площадки проводили черту, за которой собиралась одна команда, игроки которой начинали игру. Игроки второй команды выстраивались напротив, так чтобы поймать мяч с лету (или на лету), или схватить мяч, отскочивший от земли. Расстановкой игроков руководил вожак. От расстановки игроков на площадке зависел ход и результат игры. Как правило, впереди стояли младшие участники игры, дальше стояли игроки повзрослее и повыше ростом. Самые опытные, рослые, крепкие, ловкие и быстрые игроки стояли в конце площадки и по бокам, чтобы поймать мяч от игрока - соперника с сильным ударом.
Игра начиналась с подачи мяча. Подавал мяч игрок из команды, которая находилась в поле. Стоя на черте, он подбрасывал мяч вверх на 10 -50 сантиметров для игрока из команды соперника. Игрок другой команды должен был битой ударить по мячу как можно точнее и сильнее. Если игроку не нравилась подача, он пропускал ее и просил повторить, уточняя как для него надо подбросить мяч: «повыше» или «пониже». Как правило, это можно было сделать не более трех раз. Если игрок при ударе промахивался битой по мячу, он передавал биту другому игроку своей команды, а сам становился на черту или за спиной подающего, или напротив него. На другом конце площадки была еще одна черта. Надо было добежать до нее и обратно игрокам «бьющей» команды, тем, кто бил по мячу и промахнулся, а также, тем, кто попал по мячу. Сделать это можно было при точном и сильном ударе по мячу, пока он находился в полете, или отскакивал от поверхности земли. Игроки, пробежавшие от одной черты до другой, получали право на удар по мячу битой.
Игра продолжалась до тех пор, пока мяч не ловил с лету один из игроков команды находящейся в поле. Тогда команды менялись местами. Те игроки, которые били по мячу, шли в поле, один шел «подавать», а которые ловили мяч, шли «бить». Если мяч не удавалось поймать с лету, его как можно быстрее надо было поймать при отскоке от земли и попасть им с размаху в игрока команды соперника, который находился в пространстве между одной и другой чертой. Бывало так в игре, что большая часть игроков успевала добежать до одной черты. Игроки другой команды, передавали броском мяч подающему, он его подавал для удара оставшимся игрокам. Если они промахивались, то их товарищи должны были рисковать, пробежать во время подачи от черты до черты. В таких случаях подающий игрок при промахе соперника подхватывал мяч и бросал в бегущего соперника, или передавал мяч своим товарищам в поле для более точного попадания.
Когда мяч попадал в игрока соперника, игроки команды находящейся в поле, должны были оказаться за чертой. Часть игроков оказывалась за чертой, где велась подача, они и продолжали игру. Другие игроки, оказавшиеся за дальней чертой , должны были бежать во время удара к ближней черте. Вожаку давали право на три удара подряд. Как правило, вожаки обладали умением мощно бить по мячу так, что пока он летел, вся команда могла сбегать от одной черты до другой, приобретая право на удар по мячу. А некоторые игроки успевали сбегать от черты до черты несколько раз, пока соперники ловили мяч, или искали его в траве. Они получали право на дополнительные удары.
Игра велась по счету – сколько раз команда была «бьющей», до решающего счета. В игре ценились игроки умеющие сильно и точно бить по мячу, так и те которые умели ловить летящий мяч, а также те, кто умел быстро бегать.
Заключение
Лапта игра коллективная, где действует принцип «один за всех и все за одного». В команде дети и подростки учились действовать слаженно, выручая друг друга, помогая, вырабатывали «чувство локтя», учились понимать друг друга с полуслова, с одного взгляда. У деревенской молодежи вырабатывались и формировались такие качества как быстрота, ловкость, сила, выносливость, скорость реакции, точность движений, умение действовать в паре. Вожаки приобретали качества лидеров, руководителей, вырабатывая и усваивая стратегию и тактику игры. Таким образом дети и подростки приобщались к здоровому образу жизни.
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Басня "Море и река"
Центральная часть Млечного пути приоткрывает свои тайны
Прекрасное далёко
Рисуем одуванчики гуашью (картина за 3 минуты)