«Лезгинка» - вызов обществу или достояние кавказской культуры
Минцева Татьяна Викторовна
МКОУ «СОШ №10», Ставропольский край, Нефтекумский район,
село Ачикулак
Лезгинка самый популярный танец на Кавказе. Без него здесь не обходится ни один праздник, ни одно знаменательное событие. Почему же сегодня этот элемент культурного достояния Кавказа вызывает столько негативных эмоций. В своем исследовании мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Цель и задачи исследования. Главной целью исследования является комплексное и всестороннее освещение темы.
Для решения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
- выяснить и подтвердить фактами, что лезгинка – культурное достояние Кавказа;
- использовать источниковедческую и историографическую базу изучаемой проблемы
Актуальность темы. Наша страна – многонациональная. Так было и будет всегда. Для мира на Кавказе и в России необходимы добрососедские отношения между народами. Без уважения к другой культуре, наладить эти отношения невозможно. А как уважать то, о чем имеешь самое приблизительное представление.
Значимость темы исследования объясняется отсутствием специальных и комплексных исследований по теме.
Данная работа имеет практическое значение. Она обогатит архив музея «Наследие» МОУ СОШ №10. Изучив историографию темы, мы можем сделать вывод, что подробной систематизации материала в современный исторический период уделяли мало внимания. Данный материал предполагается использовать в качестве учебно-методической разработки для проведения занятий по истории и внеклассных тематических мероприятий. Материал имеет важное воспитательное значение для порастающего поколения.
Вложение | Размер |
---|---|
lezginka_-_vyzov_obshchestvu_ili_dostoyanie_kavkazskoy_kultury.docx | 30.83 КБ |
Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 10
Традиционная нематериальная культура
Тема: «Лезгинка» - вызов обществу или достояние кавказской культуры»
Автор работы:
Минцева Татьяна Викторовна,
ученица 8А класса
МКОУ «Средняя общеобразовательная школа №10»
Содержание
Введение
I.Танец «Лезгинка» ....................................................................................с.4
1.1 История танца ......................................................................................с.4
1.2 Музыка..................................................................................................с.4-5
1.3 Движения. Постановка танца...............................................................с.5
2. Танец «Лезгинка» в культуре России и мира.......................................с.6-7
3. Танец «Лезгинка» в литературе и искусстве........................................с.7-8
4. Танец в жизни Кавказа..........................................................................с.8-9
4.1 Главные достижения танца..................................................................с.9-10
5. «Лезгинка» в нашей школе....................................................................с.11
Введение
Жемчужина России....Так издревле люди называют Кавказ. Испокон веков он притягивал к себе бесчисленное количество путешественников, художников, поэтов и писателей. Сколько красивейших легенд пришло к нам из этих мест, сколько достойнейших выходцев прославляли не только свой род, но и Россию в целом...
Однако сегодня, говоря о регионе, люди часто применяют негативную лексику. Разрозненность, стремление сделать что-то назло друг другу, спровоцировать на противоправное действие... Все чаще из средств массовой информации мы узнаем, что молодые люди «кавказской национальности», часто применяют танец для возмущения спокойствия граждан. Танцуют по ночам под окнами жилых домов или перекрывают пешеходные дорожки, мешая движению людей. Лезгинка самый популярный танец на Кавказе. Без него здесь не обходится ни один праздник, ни одно знаменательное событие. Почему же сегодня этот элемент культурного достояния Кавказа вызывает столько негативных эмоций. В своем исследовании мы попытаемся ответить на этот вопрос.
Цель и задачи исследования. Главной целью исследования является комплексное и всестороннее освещение темы.
Для решения поставленной цели в работе выделены следующие задачи:
- выяснить и подтвердить фактами, что лезгинка – культурное достояние Кавказа;
- использовать источниковедческую и историографическую базу изучаемой проблемы
Актуальность темы. Наша страна – многонациональная. Так было и будет всегда. Для мира на Кавказе и в России необходимы добрососедские отношения между народами. Без уважения к другой культуре, наладить эти отношения невозможно. А как уважать то, о чем имеешь самое приблизительное представление.
Значимость темы исследования объясняется отсутствием специальных и комплексных исследований по теме.
Данная работа имеет практическое значение. Она обогатит архив музея «Наследие» МОУ СОШ №10. Изучив историографию темы, мы можем сделать вывод, что подробной систематизации материала в современный исторический период уделяли мало внимания. Данный материал предполагается использовать в качестве учебно-методической разработки для проведения занятий по истории и внеклассных тематических мероприятий. Материал имеет важное воспитательное значение для порастающего поколения.
1. Танец «Лезгинка»
...Друг, друга взглядом лишь касаясь
Их танец в музыке парит
Дует, в поэму превращаясь
Из Большой Советской Энциклопедии – «Лезгинка, народный танец лезгин, распространён по всему Кавказу. У кабардинцев, осетин, аварцев, чеченцев, ингушей и др. - свои разновидности Л. Музыкальный размер 6/8. Мелодия чёткая, динамичная. Темп быстрый. Лезгинка - танец-соревнование, демонстрирующий ловкость, виртуозность, неутомимость танцовщиков.»[1]
1.1 История танца
.... Знаменитый танец лезгин - лезгинка (известен также в Иране под названием лезги и в Грузии как лекури - лека «лезгин, дагестанец»), который почти в неизменном виде распространен среди всех без исключения кавказских народов, является ничем иным, как отголоском древних языческих верований и ритуалов, одним из основных элементов которых являлся образ орла. Этот образ совершенно точно воспроизводится танцором, особенно в тот момент, когда он, поднявшись на носки и горделиво раскинув руки-крылья, плавно описывает круги, словно собираясь взлететь. Название похожего танца грузин картули, по всей вероятности, также происходит от слова кард и означало первоначально соколиный, орлиный танец. Закономерным является то обстоятельство, что лезгинка названа так в соответствии с древним тотемом лезгиноязычных народов и является исконным национальным и древним ритуальным танцем лезгин (отсюда и название лезги/лезгинка).
1.2 Музыка
Старинная горская музыка и танцевальная культура оказала большое влияние на формирование культуры на всем Кавказе. Внимательно прислушиваясь ко многим старинным мелодиям армянского и грузинского народа, можно найти много общего. Иначе не могло быть, поскольку эти народы тысячелетиями жили по соседству, помогая друг другу в беде и радости, между собой обогащая друг друга, особенно в музыке и танцах. «Лезгинка» своя у каждого из кавказских народов, есть свои отличия в танце…
Можно с уверенностью утверждать, что самым известным и распространенным музыкальным инструментом у горских народов является – кавказский барабан.
1.3 Движения. Постановка танца.
Танец начинается с удара в барабан под темп, напоминающий тревогу, затем темп его нарастает. И вот уже с характерно поднятыми руками, в центр круга влетает молодой горец, и твердой уверенной поступью в такт зурны начинает обходить круг в ожидании, пока в пару ему выйдет одна из девушек…
Наконец, выходит одна. Поправив головной убор, и кокетливо расставив свои руки, прикрытые длинными и широчайшими рукавами, она несется по кругу. Джигит, словно только этого и ждал. Воспрянув, точно ужаленный, с проворством и легкостью серны, завертелся он около девушки, ни на миг, не отводя от нее сверкающих (О, это надо видеть!) глаз. Он то настигает ее мерной поступью на кончиках пальцев, то, обернувшись и выходя ей навстречу, останавливаясь на мгновение и выбивая затем сложную и невыразимую дробь ногами, что для этого, как сказал некогда Дюма-отец, видевший этот танец в Дагестане, «нужно, чтобы в каждой ноге сидело по тысяче чертей!»
Девушка носится в то же время тем особым ходом танцующих горянок, который напоминает плавные круги лебедя, когда она идет навстречу, и мелкий, быстрый, суетливый бег куропатки, когда она ускользает от кавалера. Варьируя эти движения, мужчина демонстрирует всю свою ловкость и проворство, а женщина – плавность и грацию.
«Под маской грации стыдливой
Она чарует и пленяет
И, вызвав бурю с гордой миной,
Сама, сгорая, убегает», - так писал поэт о горской девушке.
2. Танец «Лезгинка» в культуре России и мира.
Имя этого человека произносят с воодушевлением, используя эпитеты – «патриарх мировой хореографии», «маэстро танца», «мэтр хореографического искусства».
Махмуд Алисултанович Эсамбаев. Можно говорить долго и много об этом человеке, но тем не менее этого окажется недостаточно. Приведу лишь некоторые факты из жизни Махмуда Алисултановича:
- родился 15 июля 1924 года в селении Старые Атаги Чечено-Ингушской АССР
- уже в 12 лет выступал в составе цирка, который кочевал по аулам республики (узнав об этом, отец Махмуда пришел в ярость, он считал занятия танцами недостойным настоящего мужчины)
- в 1939 году поступил в Грозненское хореографическое училище и стал участвовать в концертах Чечено-Ингушского ансамбля
- во время Великой Отечественной войны Махмуд в составе ансамбля уехал на фронт, где во время выступления был ранен в ногу. Лечащий хирург сказал, что танцевать он больше не сможет, но это не сломило Махмуда
- уже в 1943 году он своим талантом так покорил администрацию театра оперетты Пятигорска, что ему сразу же предложили несколько ролей
- в 1957 году Эсамбаев возвращается на родину после департации и работает в республиканской филармонии
- в 1959 году Эсамбаев выступил в Москве со своей программой и был приглашен в коллектив «Звезды советского балета». Именно тогда полностью раскрылся талант гениального танцора. Он стал танцором мира: «Чабан» (узбекский танец), «Охотник и орёл» (монгольский), «Воин» (башкирский)и другие.
- в 1974 году он стал Народным артистом СССР (а в последствии еще и Народным артистом 8 республик)
- бесчисленное количество раз становился лауреатом международных конкурсов и фестивалей
- в 1999 году – кавалер ордена «За заслуги перед Отечеством» III степени
- неоднократно избирался Президентом Международного союза деятелей эстрадного искусства
- стал академиком Международной академии танца
- именем Эсамбаева назван астероид 4195 (Esambaev)
- создан Всемирный благотворительный центр им. Махмуда Эсамбаева
На весь мир прославил М. А. Эсамбаев знаменитый кавказский танец, семел придать ему новое современное звучание, сохранив, при этом этнический колорит танца.[2] (см. Приложение 3)
3. Танец «Лезгинка» в литературе и искусстве.
О «Лезгинке» имеется большое количество литературных, живописных и фотоматериалов. Возник вопрос: чем она могла так очаровывать и вдохновлять многих художников и поэтов? Каким особым шармом обладали исполнители танца, владевшие изысканной пластикой танцевального языка? Все, кто видел его на Кавказе, в том числе и приезжие из-за рубежа, воспринимали «Лезгинку», как танец горцев и горянок - дерзкие и величественные, в нем находят своё отражение нравы и даже обычаи горских народов. Поэтому и сохранила история, столько его великолепных литературно-живописных и фотозарисовок её замечательного танцевального образа: у Пушкина, Георгия Эристави, Григола Орбелиани, Михаила Лермонтова, Григория Гагарина, Пауля Франкена, Якова Полонского, В.В.Верещагина и мн. др. (см. Приложение 2)
Прелесть и красоту танцующих этот танец грузинок Пушкин описал в «Путешествии в Арзрум». Лермонтов в «Демоне»: «На кровле, устланной коврами, сидит невеста меж подруг: средь игр и песен их досуг проходит (…) В ладони мерно ударяя, они поют – и бубен свой берет невеста молодая. И вот она, одной рукой кружа его над головой, то вдруг помчится легче птицы, то остановится… ». У Лермонтова также имеется рисунок, изображающий девушку с дайрой, исполняющую на кровле «Лезгинку». «Вдруг звучно в бубны ударяла подруга быстрою рукой, и дева робко выступала как пава мерною стопой…» [3].(см. Приложение 2)
Расул Гамзатов свои впечатления о танце описал в своем произведении «Лезгинка»: «В танце нас, увидев, и старцы в пляс пойдут, забудут про возраст. Мертвые восстанут из праха…»
4. Танец в жизни Кавказа.
Для народов Кавказа национальные танцы - это совсем не забытое прошлое. Лезгинка, к примеру, звучит на различных праздниках и банкетах, при открытии разнообразных комплексов, а также наразного рода культурных мероприятиях. А самое главное, что и молодёжь с удовольствием продолжает традиции предков в условиях современной жизни.
Не одна свадьба на Кавказе не обходится без Лезгинки. Ведёт свадебное застолье тамада. Он приглашает желающих поздравить молодожёнов по старшинству, сопровождая это шутками, свадебными песнями, розыгрышами. Заканчивается свадьба танцами. Во время танца «лезгинка» родственники дают жениху и невесте - денежные купюры разного достоинства – кому, сколько не жалко. Свадьба заканчивается под утро, пока не разойдутся последние гости.
Сыграй, гармонист! – “Лезгинку” давай!
И ты, нагарист, – За дело возьмись!
Спляшем “Лезгинку”! – Шире круг!
Танцуют даже – Деревья вокруг!
Жених и невеста! – Честь вам и место!
Руки раскиньте, – Дружки, сватья!
Свадьба не свадьба – Без “Лезгинки”!
Громче, звонче – Стук-перестук.
Шире, шире – Раздвинем круг!
Близкий, далёкий, – Вставай, не ленись!
“Лезгинку” ещё раз – Сыграй, гармонист!
Бейте в ладоши, – Люди хорошие,
Мира, согласья – Вам от души!
Земля вселенная, – С нами пляши!
***
В ладони мерно ударяя, – они поют.
И бубен свой – Берёт невеста молодая.
И вот она, одной рукой – Кружа его над головой,
То вдруг помчится легче птицы, – То остановится, глядит.
И влажный взор её блестит – Из-под завитливой ресницы.
4.1 Главные достижения танца.
И эти достижения, можно сказать, повлияли на ход истории и развитие многих народов.
Что это за достижения?
В последние десятилетия почти все народные танцы мира (русские, украинские, молдавские и так далее) претерпели очень большие изменения. Это происходит из этого, что сегодня народный танец поглощен сценическим. Истинно народный танец потерял свою самобытность и практически исчез у всех народов. Посмотрите, на Кавказе с малых лет детям прививается ритм народного танца. Именно поэтому, подавляющее большинство кавказцев могут танцевать лезгинку. Конечно же, не все кавказцы владеют этим танцем в совершенстве, но вы можете себе представить, что русская молодежь собралась для того, чтоб станцевать русский народный танец? Даже смешно читать, не правда ли? Но кавказцы делают это! Другое дело, что нужно делать это так, чтоб не мешать спокойствию окружающих. Но сам факт! Лезгинку танцуют все!!! Главная причина – это консерватизм кавказских народов. Причем, консерватизм во всем: в быту, в отношениях полов, в культуре.
И это действительно достижение вселенского масштаба. Миллионы политиков и философов всю историю человечества бьют головы над тем, как же объединить те или иные народы. А танец лезгинка, как бы невзначай, взяла и объединила под своим флагом свыше 100 народов. И это не преувеличение. Только в Дагестане проживает 36 коренных (всего 102) народа. И все они танцуют лезгинку! Но, есть еще кабардинцы, балкарцы, адыги, чеченцы, карачаевцы, дигорцы, осетины, черкесы, грузины, абхазы, армяне, ингуши и так далее. Не важно, какой нации человек – даргинец, аварец, кумык или азербайджанец, услышав звуки лезгинки, любой кавказец пускается в пляс. И его поддержат все остальные, пусть хоть возгласом «Асса». И тут лезгинка выступила в качестве «культурного мостика» между кавказскими народами. На самом деле, культура народов Кавказа разительно отличается друг от друга.
Наверное, не все поняли, что я подразумеваю под словом «универсальный». Танец лезгинка уже давно применяется в классическом балете и на оперной сцене. Мало какой танец может похвастаться таким достижением. Вспомните хотя бы оперу М.И. Глинки «Руслан и Людмила» или знаменитый балет Арама Хачатуряна «Гаяне». В этих постановках искусство танца поднято просто на немыслимый уровень, постичь который очень сложно.
Это ли не свидетельство уникальности этого удивительного танца. Чтобы там ни говорили, похвастаться такими же успехами и исторически важными достижениями, как танец лезгинка, сегодня не может ни один народный танец.[4]
5. «Лезгинка» в нашей школе.
В МКОУ СОШ №10 с. Ачикулак уделяют большое внимание формированию национальной и общей культуры школьников. Третий год в школе проходит конкурс «Минута славы». Неизменным успехом на нем пользуется исполнение Лезгинки. Лучшими исполнителями названы: Гаджиатаева Индира, Магомедова Хадижат, АбдулкеримоваМадина, Гасанова Мадина. Ребята неоднократно принимали участие в фестивале «Мир на Кавказе», проведении праздников День села Ачикулак и День Нефтекумского района. (см. Приложение 4)
Заключение
Мы можем утверждать, что современная молодежь плохо знает историю и культуру народа, к которому принадлежит. При проведении анкетирования среди учащихся 7-х классов было выявлено, что учащиеся не знают историю происхождения танца, ничего не знают о его значении. (см. Приложение 1)
А уважать, то о чем имеешь самое приблизительное представление – трудно. Поэтому и применяет молодежь древний танец Кавказа, как повод для разжигания межнациональной розни. Мы все должны услышать обращение Президента Республики Ингушетия Юнус–Бека Баматгиреевича Евкурова к молодежи с убедительными словами вести себя в многонациональных коллективах не "по-хамски вызывающе", а с уважением и толерантностью к представителям других наций. "На чьей арбе едешь, те песни и пой", – процитировал народную поговорку ингушский лидер. Вспоминается при этом русская пословица – «В чужой монастырь со своим уставом не ходят». Мудрость народная неоспорима.
Каждый народ вкладывает свою лепту в развитии общей культуры Кавказа. И лезгинка – это танец, который должен объединять все народы Кавказа потому, что именно в единстве наша сила! Национальное самосознание неразрывно связано с народной культурой, а значит с духовными ценностями, нормами поведения, традициями и обычаями, которые играют стабилизирующую роль в жизни народа. Танец способствует сохранению преемственности в национальном развитии, придавая культуре и образу жизни своеобразный национальный колорит. Танец еще и могущественное средство национального воспитания и сплочения народа в одно духовное целое. Он объединял народ не только географически, но и исторически уходя вглубь веков. Все мусульмане чтят 5 столпов Ислама, так же у всех народов Кавказа - столпы лезгинки схожи. Мы должны прославлять свои традиции и культуру теми путями, которые не противоречат культуре других народов, дабы не слышать по новостям, что где-то снова запретили лезгинку.
[1] Большая советская энциклопедия
[2] http://tanci-kavkaza.ru/maxmud-esambaev-genij-tancealnogo-iskusstva/
[3] П. Санковский
Сказка "Узнай-зеркала"
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Повезло! Стихи о счастливой семье
Алые паруса