Проект по мировой художественной культуре выполнен к районному конкурсу проектов
Вложение | Размер |
---|---|
proekt2.doc | 153.5 КБ |
Муниципальное общеобразовательное казенное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа с. Сальское»
Дальнереченского района Приморского края
Проект
«Реальный мир Василия Григорьевича Перова»
Предмет: мировая художественная культура
Тема предмета: «Реализм в искусстве»
Проект выполнила ученица 11 класса
Бахметьева Дарья Эдуардовна
Педагог-консультант: учитель ИЗО и МХК
Ламбантова Лада Викторовна
2013г
Содержание
Вводная часть.....................................................................................................3-5
Основная часть.........................................................................................6-13
1. Реализм в искусстве
1.1. Понятие «реализм»...........................................................................................6
1.2. Особенности русского реализма второй половины 19 века.........................6
1.3. Принципы реализма.........................................................................................6
2. Биография Василия Григорьевича Перова....................................................6-8
3. Василий Григорьевич Перов – художник-передвижник
3.1. Деятельность в работе объединения...........................................................8-9
3.2. Причины выхода художника из объединения...............................................9
4. Реализм в творчестве Василия Григорьевича Перова
4.1. Принципы реализма в картинах художника............................................9-12
4.2. Современники о творчестве В.Г. Перова...............................................12-13
5. Значение творчества Перова в русском искусстве.........................................13
Заключительная часть.......................................................................................14
Источники информации....................................................................................15
Вводная часть
Обоснование выбора темы проекта
На уроках МХК мы знакомились с творчеством многих русских художников. Одной из последних тем, которую мы проходили на уроках, была тема «Реализм в искусстве». Мы знакомились с появлением направления, его основателем Густавом Курбе, говорили об особенностях русского реализма второй половины 19 века. Я получила задание выбрать тему для проекта, связанную с развитием направления реализм в русском изобразительном искусстве. Подумав, я остановила свой выбор на творчестве замечательного русского художника Василия Григорьевича Перова. Отсюда и тема проекта – «Реальный мир Василия Григорьевича Перова».
Актуальность проекта
Современные дети очень мало знают о культурном прошлом России. А ведь знать свою национальную культуру, оценивать ее уникальность и неповторимость, воспринимать ее как неотъемлемую составляющую культуры мировой, необходимо любому здравомыслящему человеку. Картины Василия Григорьевича Перова всегда вызывали неоднозначный интерес. Одних они приводили в восторг, другие, наоборот, подвергали их критике. До сих пор к его творчеству проявляют внимание во всем мире. Чем же интересны произведения нашего соотечественника? Почему при изучении темы «Реализм в искусстве» творчество Перова стоит на первом месте? Найти ответ на эти вопросы, думаю, я смогу, выполнив проект.
Основополагающий вопрос
В чём заключается своеобразие произведений Василия Григорьевича Перова?
Гипотеза
В.Г. Перов был художником реалистом, поэтому его произведения рассказывали о реальной жизни людей такой, какой она была в действительности
Проблемные вопросы
Цель проекта
Доказать, что В.Г. Перов был художником реалистом, подготовить материал и сделать буклет «Реализм Василия Григорьевича Перова»
Задачи проекта:
выяснить
познакомиться с
Продукт проекта
Буклет «Реализм Василия Григорьевича Перова»
Этапы проекта
Подбор источников информации: знакомство с Интернет-ресурсами, с журналами по искусству, поиск информации в энциклопедии.
1. Основная работа по плану.
2. Анализ информации, её обработка.
3. Работа в программе Microsoft Word, подготовка продукта проекта (буклета) в Microsoft Publisher.
4. Подготовка к защите проекта, выполнение презентации для защиты, работа в Microsoft Power Point.
Публичная защита проекта, представление продукта проекта
Сроки работы над проектом
4 урока, 4 недели
первая неделя: выбор темы и обсуждение проблемных вопросов проекта, подбор источников информации;
вторая неделя: основная работа, сбор и анализ всей необходимой информации, работа в Microsoft Word, Microsoft Publisher;
третья неделя: подготовка к защите проекта, работа в Microsoft Power Point; четвёртая неделя: публичная защита проекта.
Основная часть
1. Реализм в искусстве
1.1. Понятие «реализм»
В Большой советской энциклопедии понятие реализма трактовано как - реализм в литературе и искусстве, правдивое, объективное отражение действительности специфическими средствами, присущими тому, или иному виду художественного творчества.
1.2. Особенности русского реализма второй половины 19 века
В русской живописи второй половины 19 века утверждение реализма неразрывно связано с демократическим подъемом общественной мысли: пристальное изучение натуры, глубокое сочувствие к жизни и судьбе народа сочетаются здесь с обличением существующего государственного строя.
Обращение художников-реалистов к повседневной жизни простых людей, пристальное внимание к индивидуальным характерам, сатирическое изображение общественных нравов в творчестве, были обусловлены идеями Просвещения.
Русский реализм — в главном своем направлении никогда не опускался до «производства» хорошо сделанных холстов, не одухотворенных мыслью о человеке, болью за него, долгом, совестью, гражданственностью, величие его притязаний приводили его к незавершенности многих начинаний, срывам и падениям. Все это наблюдается в творческом наследии Перова. Перов не только формировал реализм, но и сам, в свою очередь, подвергался его влиянию, впитывал многое из достижений современников, но силой своего таланта поднимал эти достижения на гораздо более высокий социальный и эстетический уровень.
1.3. Принципы реализма
2. Биография Василия Григорьевича Перова
Перов Василий Григорьевич родился 21 декабря 1833 года в Тобольске. Незаконный сын барона Г. К. Криденера; все его братья получили титул барона и фамилию «Криденер», Перов же был записан под фамилией своего крестного отца – «Васильев». Фамилия «Перов» возникла как прозвище, которое дал будущему художнику заштатный дьячок, который вместе с матерью занимался его начальным обучением. Прозвище он получил за пристрастие к каллиграфии, оно намертво «приросло» к нему и стало фамилией, под которой художника узнал мир.
Отец Перова был человеком образованным. Он общался с декабристами, исповедовал передовые идеи, мечтал о справедливом обществе. Убеждения отца во многом повлияли на мировоззрение сына.
Окончив Арзамасское уездное училище, Перов поступил в местную художественную школу академика живописи А.В. Ступина. Он много читал, хорошо знал русскую литературу. Его любовь к Гоголю отразилась в ряде его рисунков: «Погребение Гоголя его героями», «Тарас Бульба», «П. П. Петух со своим поваром». По содержанию и направленности ему были близки поэзия Некрасова, ранние произведения Достоевского, комедии Островского, творчество Тургенева и Л. Н. Толстого. Из иностранных писателей его особенно интересовал В. Гюго. Там он провёл три года (с 1846 по 1849гг). Уже тогда Ступин разглядел в нём «искру Божью», он говорил: «Васенька не пропадёт, у него талант, из него выйдет художник».
В 1853 году Перов начал обучение в Московском училище живописи и ваяния. В формировании художественного сознания Перова сыграло роль не только училище, но и сама Москва того времени с ее напряженной общественной борьбой, развернувшейся вокруг реформ. Подъем общественной жизни не мог не захватить художественную молодежь. Он, безусловно, оказал влияние и на Перова. В 1856 году получил малую серебряную медаль за представленный в Императорскую академию художеств этюд головы мальчика. Впоследствии Академия присуждала ему и другие награды: большую серебряную медаль за картину «Приезд станового на следствие», малую золотую медаль за картины «Сцена на могиле» и «Сын дьячка, произведенный в первый чин», большую золотую медаль за картину «Проповедь в селе».
Вместе с большой золотой медалью он получил право на зарубежную поездку за казённый счет, Перов отправился в 1862 году в Европу, посещает ряд городов Германии, а также Париж. К этому периоду относятся картины, изображающие европейские сцены уличной жизни.
Вернувшись раньше срока в Москву, Перов с 1865 по 1871 год создал одни из самых знаменитых своих картин: «Проводы покойника», «Тройка», «Приезд гувернантки в купеческий дом», «Последний кабак у заставы», «Птицелов», «Рыболов», «Охотники на привале» и др.
В 1878 году пишет картину «Христос в Гефсиманском саду», в 1880 «Первые христиане в Киеве».
В 1866 году он получил степень академика, а в 1871 году — место профессора в Московском училище живописи, ваяния и зодчества.
Примерно в это же время он примыкает к Товариществу передвижных художественных выставок. В 1878 году вышел из Товарищества. В 1874 году художник заболел чахоткой.
Художник скончался в 1882 году от этой болезни в маленькой подмосковной больнице на территории усадьбы Кузьминки (ныне это территория г. Москвы). Похоронен был на монастырском кладбище в Даниловом монастыре. Прах его перезахоронен на монастырском кладбище в Донском монастыре.
3. Василий Григорьевич Перов – художник-передвижник
3.1. Деятельность в работе объединения
До 70-х г. 19 века в России государственными заказами и ежегодными выставками картин ведала Императорская Академия художеств. Художникам предлагали писать картины, далекие от реальной жизни. К этому времени в России были художники, стремившиеся к правдивому изображению современной им жизни. Они решили выйти из подчинения Академии и организовали Товарищество передвижных художественных выставок.
Знаменитый «бунт 14-ти», оказавшийся организационным началом нового этапа отечественного искусства, произошёл без участия Перова, на тот момент он был за границей. Но сам этот бунт во многом опирался на уже созданные им произведения, которые во многом предвосхищали принципы передвижничества.
Не случайно в 1871 году вместе с И. Н. Крамским, Н. Н. Ге, Г. Г. Мясоедовым Перов встал у его руля Товарищества.
Когда в 1869 году художник Григорий Григорьевич Мясоедов предложил организовать товарищество для устройства выставок самими художниками, Перов первый ухватился за эту мысль. Будущие выставки должны были «передвигаться» по разным городам России, знакомить широкие массы с произведениями художников, организовать продажу картин. Перов горячо взялся за дело. Вместе с Мясоедовым и другими художниками написал он о новом товариществе в Петербург Крамскому; Крамской и петербургские художники с радостью приняли это предложение. Но не так-то легко было в те годы получить разрешение на устройство такого товарищества. Царские чиновники, которые постоянно запрещали выставлять картины неугодных художников, не одобряли нового общества, Академии художеств затея эта также мало нравилась. Перов, Мясоедов, Крамской и другие художники решили не отступать. Начались бесконечные хлопоты. Через год разрешение было получено, а затем был утвержден и устав товарищества. Надо было готовиться к первой выставке, которую предполагалось открыть в Петербурге.
Первая выставка, организованная самими художниками, была огромным событием в общественной жизни страны, и Перов отлично это понимал. 29 ноября 1871 года, выставка нового товарищества, которое стало называться Товариществом передвижных художественных выставок, была открыта. Перов поставил на выставку портрет А.Н.Островского, заказанный ему Третьяковым, еще два портрета и две бытовые картины: «Привал охотников» и «Рыболов».
Картины Перова имели огромный успех. Особенно часто останавливались зрители у картины «Охотники на привале».
После картин «Охотники на привале» и «Рыболов» Перов написал еще несколько картин: «Ботаник», «Голубятник», «У могилы сына» - печальную поэтическую картину, навеянную романом Тургенева «Отцы и дети». Этими картинами он как бы продолжил рассказ, начатый картиной «Птицелов», - рассказ о жизни простых, обыкновенных людей, об их радостях и огорчениях, об их любви к родной русской природе с ее тихими опушками лесов, перелесками, серенькими облаками...
Через несколько месяцев на выставке, которая переехала в Москву, зрители увидели новый портрет - портрет купца Камынина. Казалось, написав портрет Островского, Перов задался целью показать и одного из героев его «темного царства». Какой-то фельетонист, увидев портрет, пришел от него в восторг и написал статью, в которой так прямо и говорил: «Вот он, Тит Титыч». Камынин обиделся, оскорбились и все его родственники и с тех пор не разрешали ставить портрет ни на одну выставку.
С этих пор работы его более уже не появлялись на академических выставках, за то все передвижные выставки изобиловали ими. Вся его «критическая» живопись соответствовала идеологии этого художественного общества.
3.2. Причины выхода художника из объединения
Перов был одним из деятельных членов Товарищества и в течение семи лет являлся членом Правления. Однако, в 1878 году он вышел из объединения. Мироощущения художника к этому времени изменились, он пробовал себя на новых художественных путях и столкнулся с непониманием бывших единомышленников.
Перов утверждал, что Товарищество изменило своей первоначальной программе, во главе которой будто бы стояло регулирование материальных сборов от продажи картин, и увлеклось привитием зрителям совершенно определенных идей. Впрочем, столь резкая реакция в какой-то мере объяснима «кризисностью» мироощущения Перова в конце 1870-х годов. Он несколько потерялся, пробуя себя на новых художественных путях и столкнувшись с фатальным непониманием бывших единомышленников.
4. Реализм в творчестве Василия Григорьевича Перова
4.1. Принципы реализма в картинах художника
Если мы захотим представить себе наиболее типичную картину шестидесятых годов 19 века, то, наверное, представим эту, небольшую по размерам, с литературно развитым сюжетом — «Приезд гувернантки в купеческий дом» (1866), с постоянной туповатой скукой, подглядывающими, подслушивающими людьми.
Перов, улавливает в картине сложные отношения социального и эстетического, анализирует жизнь и скорбит о ее несовершенстве.
Эта картина рисует тяжелое положение людей, вынужденных путем наемной работы сплошь и рядом становиться в унизительное положение. В 1860-е годы Россия превращалась в капиталистическую страну, и новый хозяин жизни - купец, фабрикант, разбогатевший крестьянин - становился рядом с прежним хозяином-помещиком, стремясь урвать свою долю власти над угнетенным русским народом.
Все в этой картине выглядит необычно: чистая, светлая комната с кружевными портьерами, золотые звездочки на обоях, гирлянды зелени, полированная мебель, портрет одного из представителей рода. Но у зрителя сразу, же возникает ощущение, что; это всего лишь фасад, декорация, а истинная жизнь дома напоминает о себе темными проемами дверей и сгрудившимися в них людьми. В центре общего внимания - молодая девушка, скромно, но со вкусом одетая в темно-коричневое платье и капор с голубой шелковой ленточкой. Вся купеческая семья высыпала навстречу бедной гувернантке. «Сам» так торопился встретиться с будущей воспитательницей своих чад, что даже не потрудился одеться поприличнее: как был в домашнем малиновом халате, так и вышел в переднюю. «Моему нраву не препятствуй» - читается во всей его самодовольной фигуре. За спиной купца столпились его жена и дочери. Тучная купчиха высокомерно и враждебно смотрит на юную гувернантку, а купеческие дочки посматривают на молодую девушку с каким-то бессмысленным испугом.
Тяжело придется в этом семействе интеллигентной, образованной девушке, и немного нужно прозорливости зрителю, чтобы догадаться: промаявшись, какое-то время с купеческими чадами, сбежит она от них, куда глаза глядят.
Унижение человеческого достоинства, столкновение душевной тонкости и сытого мещанства, попытка купца «склонить гордость» раскрываются у В. Перова с такой полнотой сочувствия и презрения, что и сегодня ее принимают все близко к сердцу.
Будучи выставленной в 1862 году на постоянной выставке Общества поощрения художеств в Петербурге, картина «Сельский крестный ход на пасхе» (1861г) произвела эффект взорвавшейся бомбы.
Эта картина — подлинный манифест критического реализма. Все в ней ново: и принципиальное обращение к неприкрашенной, даже грязной действительности, и скорбно-бичующая интонация. Бездуховность церковных пастырей, темнота, невежество и безверие народа - содержание этого произведения, по силе обличения не знающего себе равных в предшествующей русской живописи.
На фоне хмурого деревенского пейзажа разворачивается нестройное пьяное шествие с образами после праздничной пасхальной службы. С жестким реализмом Перов передает не столько физическое, сколько духовное убожество этих людей. Картина произвела на современников убийственное впечатление контрастом между смыслом обряда и тем почти животным состоянием, до которого может опуститься человек.
Перов отвечал на общественный запрос – антицерковные настроения были необыкновенно характерны для радикально настроенной интеллигенции 1860-х годов. Но его нельзя назвать антирелигиозным, в этом убеждают пронзительные образы Христа, созданные им в конце жизни.
Его также можно назвать и художником «детства». Образы детей интересовали Василия Григорьевича Перова на протяжении всего его творческого пути. Дети являются активными участниками действия в большинстве произведений Перова. Художника не занимала благополучная жизнь детей привилегированных классов. Его, бытописателя народа, волновали те поистине ужасающие условия, в которых протекало утро жизни простого русского человека. В ряде своих работ Перов повествует о жизни крестьянских и городских детей, уделом которых были холод, голод, непосильный труд, жалкое нищенское существование. Среди произведений Перова, посвященных детской теме, «Тройка», или, как называл эту картину сам автор, «Ученики-мастеровые везут воду», принадлежит к числу наиболее известных. Она получила всеобщее признание современников и принесла Перову звание академика. Но лучшей похвалой художнику был все же восторженный отзыв В. В. Стасова и приобретение картины Павлом Михайловичем Третьяковым.
«Кто из нас не знает «Тройку» Перова,— писал В. В. Стасов,— этих московских ребятишек, которых заставил хозяин таскать по гололедице на салазках громадный чан с водой. Все эти ребятишки, наверное, деревенские родом и только пригнаны в Москву на промысел. Но сколько они намучились на этом «промысле»! Выражения безысходных страданий, следы вечных побоев нарисованы на их усталых бледных личиках; целая жизнь рассказана в их лохмотьях, позах, в тяжелом повороте их голов, в измученных глазах...»
Художник вложил в образы детей-тружеников свое горячее сочувствие бедному люду.
Василий Григорьевич - замечательный портретист (в основном писал портреты писателей того времени). В портрете Ф. М. Достоевского Перов просто и точно выразил психологическое состояние, которое передает словесная формула «уйти в себя». Фигура, как бы сжатая в темном пространстве холста, изображена чуть сверху и сбоку. Поворот головы, сомкнутые черты лица, взгляд, устремленный в невидимую точку за пределами картины, создают ощущение глубокой сосредоточенности. Руки нервно сцеплены на колене — замечательно найденный и, как известно, характерный для писателя жест, замыкая композицию, служит знаком внутреннего напряжения. Зная, кто изображен на портрете, можно понять, что скрыто за внешним аскетизмом образа.
Есть у него и картины исторические, например «Суд Пугачёва»…
Творчество Перова формировало общественные настроения, указывало на социальные язвы. Оно было «серьезным» и «больно кусалось», как писал Стасов. Соединение документально правдивого, порой критического свидетельства о личности и высокого представления о том, какой она должна быть. И хотя нельзя воспринимать буквально слова Н. П. Собко: «Перов — это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе», — в них, верно, почувствованы значение и направленность творчества Перова.
«Проводы покойника» — это картина, которая определила бесспорную роль Перова как лидера нового движения, формирующегося идейного реализма. В этой картине закладывались основные принципы передвижничества, открывалось новое понимание живописи, ее социальная направленность и назначение, ведущая прямо к народу. После этой картины критика нарекла Перова «отцом русского жанра».
4.2. Современники о творчестве В.Г. Перова
В тридцать восемь лет, Перов был знаменитым художником. Вокруг его имени было много самых разнообразных толков, его страстно любили и не менее страстно ненавидели, как это бывает с человеком, который вносит в жизнь свое, новое. О себе он часто говорил, что он самый обыкновенный человек со всеми человеческими слабостями и что необыкновенна только его страсть к искусству. Необыкновенна была и его требовательность к себе как к художнику. «Хорошо, хорошо, - говорил он, когда хвалили его картины,- но думаю, что можно и могу лучше написать».
Вот что написал о портрете М.Ф.Достоевского И.Крамской: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще...»
Высокую оценку произведениям Перова давал В.В. Стасов. Вот что написал он о «Птицелове» художника: «Много ли наших картин можно сравнить с его нынешним «Птицеловом»? Ведь это точь-в-точь будто отрывок из лучшего и талантливейшего, что есть в охотничьих очерках Тургенева».
Интересен отзыв Д.В.Григоровича о картине «Проводы покойника»: «Перед нами сани с женщиной и детьми; видна только спина женщины. Как сделал художник, мы не знаем: это тайна его высокого таланта, но глядя на одну эту спину, сердце сжимается, хочется плакать».
А вот как написал о портрете М.Ф.Достоевского И.Крамской: «Портрет этот не только лучший портрет Перова, но один из лучших портретов русской школы вообще...»
И.Ф. Репин о творчестве художника писал: «При беспристрастном взгляде на искусство Перова, можно видеть и у него большую пластическую мощь».
Н. П. Собко сравнивал Перова с известными писателями: «Перов — это Гоголь и Островский, Достоевский и Тургенев русской живописи, соединенные вместе».
Ботин Б.Н. об обаянии художника: «Постоянное стремление к жизненной правде, полная мучительных сомнений, трудная внутренняя ломка, иногда тяжелое разочарование... В этом заключается тайна обаяния, которое имел он...»
Любовь к искусству, требовательность к себе он, прежде всего, старался воспитать в своих учениках. Но и любовь к искусству, и требовательность к себе - это еще не все, чтобы быть художником, говорил он, нужно изучать жизнь, нужно воспитать ум и сердце, художник- это поэт, мечтатель, а самое главное - неусыпный труженик.
Шли месяцы, годы, уходили одни ученики, на их место приходили другие. И все они - М.В.Нестеров, А.Е.Архипов, Н.А.Касаткин, А.П.Рябушкин - и многие, многие другие художники сохранили светлую память о своем учителе.
Вот как отзывался о нем М.В. Нестеров, после смерти: «Перова больше нет среди нас. Осталось его искусство, а в нем его большое сердце». А вот ещё строки Нестерова: «В Московской школе живописи, где когда-то учился Перов, а потом, в последние годы жизни, был профессором в натурном классе, все жило Перовым, дышало им, носило отпечаток его мысли, слов, деяний. За редким исключением все мы были преданными, восторженными его учениками».
5. Значение творчества Перова в русском искусстве
Василий Григорьевич Перов - автор глубоконародных по содержанию картин, проникнутых гражданской болью за бесправное положение крестьянства, за обездоленных людей. Он выступал борцом против угнетения народа.
Вклад Перова в русское искусство, значение его творчества огромны. Один из основоположников критического реализма, он прошел весь трудный путь развития искусства от рубежа 50-60-х и до начала 80-х годов прошлого века. Определяя суть его творчества, как художественного явления в истории русской культуры, В.В.Стасов писал: «Он мало был наклонен расплываться в красивых и сладких ощущениях. Он был полон негодования на то, что видел, его волновали до корней души целые толпы русских типов и личностей, постоянно везде стоявшие около него, его потрясали сцены и события, около которых слишком многие проходят не замечая. У него натура была одной породы с Гоголем, у него тоже были две главные ноты: юмор и трагедия ... У него и люди, и сцены, и лица, и тела были живые копии с того, что, в самом деле, есть на свете».
Заключительная часть
1. Выводы
Можно с уверенностью сказать, что жизненный путь Перова повлиял на формирование его творческих взглядов. В детстве на его мировоззрение повлияли убеждения отца, который был человеком образованным, общался с декабристами, исповедовал передовые идеи, мечтал о справедливом обществе. Любовь юноши Перова к русской литературе, к произведениям Гоголя, Некрасова, Достоевского, Гюго и другим известным писателям отразилась в ряде его ранних рисунков. В формировании его молодого художественного сознания сыграло огромную роль Московское училище, сама Москва с ее напряженной общественной борьбой, развернувшейся вокруг реформ. Мироощущения художника изменялись на протяжении всей его жизни, он пробовал себя в разных жанрах. Но все его произведения объединяла правдивость изображения, реальность без прикрас.
Василий Григорьевич Перов – не просто один из крупнейших художников-реалистов второй половины 19 века. Это фигура, стоящая рядом с такими мастерами, как П. Федотов, А. Венецианов, И. Репин, чье творчество знаменовало рождение новых художественных принципов, становилось вехой в истории искусства. Его роль в организации и деятельности творческого объединения художников-передвижников огромна. Именно Перов стоял у истоков зарождающегося в России реализма.
В его произведениях прослеживаются все принципы данного направления.
Я думаю, что решила все проблемные вопросы и доказала свою гипотезу. Василий Григорьевич Перов действительно – художник - реалист. А его произведения пронизаны жизненной правдой так, как ни у одного художника... Наверное, именно в этом и есть секрет неувядающего интереса к творчеству этого замечательного художника!
2. Самооценка
Цель проекта достигнута, буклет по материалам проекта сделан.
Я узнала много интересного об истории развития искусства в нашей стране, о жизни и творчестве одного из самых выдающихся художников направления реализм.
Я приобрела навыки исследовательской деятельности и самостоятельной работы с большими объемами информации, научилась оформлять результаты работы с помощью современных информационных технологий. Думаю, все эти знания обязательно пригодятся мне в будущем.
Источники информации
Интернет-ресурсы:
Литература:
По морям вокруг Земли
Именинный пирог
Кактусы из сада камней
Свадьба в Малиновке
Рождественские подарки от Метелицы