Лексикон обучающихся 5 - 7 классов МБОУ СОШ №1 г. Моршанска
Вложение | Размер |
---|---|
leksikon.samdina_veronika.ppt | 2.16 МБ |
Слайд 2
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №1 (с углубленным изучением отдельных предметов)» ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА Автор: Самдина Вероника
Слайд 3
ЦЕЛЬ ИССЛЕДОВАНИЯ: проанализировать речь современных школьников с точки зрения использования ими общеупотребительной и ограниченной в употреблении лексики и определение путей пополнения словарного запаса обучающихся моей школы. ЗАДАЧИ: Определить, какое место занимает необщеупотребительная лексика- диалектизмы и профессионализмы в речи обучающихся. Определить понятие "сленг". Провести социологическое исследование (анкетирование) среди учеников среднего звена школы с целью определения : круга наиболее употребительных жаргонных слов, частотности употребления жаргонизмов, причин употребления школьниками жаргонизмов. Проанализировать результаты опроса и выводы разместить в диаграммах.
Слайд 4
ГИПОТЕЗА В речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика: сленг, жаргонизмы, употребление которых связано с желанием выделиться среди людей, быть современными.
Слайд 5
МЕТОДЫ И ПРИЁМЫ РАБОТЫ: чтение и анализ научной литературы; анкетирование; анализ анкет; сбор часто употребляемой ненормативной лексики.
Слайд 6
ОБЪЕКТ ИССЛЕДОВАНИЯ: обучающиеся 5 – 7 классов
Слайд 7
Стратегия и механизмы достижения поставленной цели Вид исследования Вопрос для исследования Форма отчётности Теоретические исследования Диалектная лексика Реферат Профессиональные слова Презентация Что такое сленг? Сообщение на уроке Практические исследования Анкетирование обучающихся 5- 7 классов Диаграммы
Слайд 8
ЛЕКСИКА Если слово в современном русском языке употребляется свободно не вошло в состав свободно употребляемой лексики общеупотребительная профес- диалектная жаргонная сиональная
Слайд 9
ДИАЛЕКТНАЯ ЛЕКСИКА К диалектной лексике относятся слова, распространение которых ограничено той или определённой территорией. В речи обучающихся моей школы присутствуют диалектизмы. В речь школьников они проникают благодаря общению со старшим поколением. В официальной обстановке ребята стремятся говорить на литературном языке, а дома некоторые используют диалект: кошёлка (корзина) цибарка (ведро) буряк (свёкла) Диалектов в речи наших школьников очень мало. В результате беседы с учениками моей школы я выделила причины редкого употребления диалектов: Одни утверждают, что диалектизмы – это лексика старшего поколения, людей пожилого возраста сельской местности. Другие считают, что в наши дни использовать диалектизмы неактуально и смешно.
Слайд 10
ПРОФЕССИОНАЛЬНЫЕ СЛОВА К специальной лексике ограниченного употребления относятся термины и профессионализмы. Слова, связанные с особенностями работы людей той или иной специальности, профессии, называют профессионализмами . Например , дефис, карбюратор, штемпель, товарооборот, скальпель . Термин - это научное обозначение понятия ( синтаксис, неравенство, климат, остров, монитор, подлежащее и другие). В результате анкетирования были выявлены некоторые профессиональные слова и выражения, которые знают и употребляют в речи учащиеся . Например, аккумулятор, радиатор, коробка передач , медикаменты , педиатр, окулист, лор .
Слайд 11
СЛЕНГ Сленг - это слова, которые часто рассматриваются как нарушение норм стандартного языка. Это очень выразительные, ироничные слова, служащие для обозначения предметов, о которых говорят в повседневной жизни.
Слайд 12
Молодёжный сленг – социальный диалект людей в возрасте 13-30 лет, возникший из противопоставления себя старшему поколению. На мой взгляд, школьный сленг - это разновидность речи, которая не совпадает с нормой литературного языка и используется узким кругом людей, объединённых общими интересами. Из этого определения следует, что сленг относится к лексике ограниченной сферы употребления и используется в устном общении.
Слайд 13
Сленг был, есть и будет в школьной лексике. Его нельзя ни запретить, ни отменить. Он меняется с течением времени, одни слова умирают, другие – появляются, точно так же, как и в любом другом языке. Конечно, плохо, если сленг полностью заменяет человеку нормальную речь. Но современного школьника совсем без сленга представить невозможно. Главные достоинства тут – выразительность и краткость.
Слайд 15
СЕМАНТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ СЛЕНГА ОБУЧАЮЩИХСЯ МОЕЙ ШКОЛЫ № Название группы Примеры 1. Части тела Грабли (руки), башня (голова), зенки (глаза), локаторы (уши), варежка (рот). 2. Профессии Училка (учительница), мент (полицейский), водила(водитель). 3. Бытовая техника Ящик (телевизор), мобила (телефон), видак (видеомагнитофон), комп (компьютер). 4. Родство людей Предки (родители), папан (отец), маман (мама), сеструха (сестра), братва (друзья). 5. Учёба Домашка (домашнее задание), контрошка (контрольная работа). 6. Деньги Бабки, бабло, баксы. 7. Слова - оценки Классно, ништяк, кайф, круто (отлично),прикольно (интересно), конкретно (точно), реально (правда), отстойно (плохо). 8. Глаголы Отвянь (отстань), приколоться (пошутить), очуметь (удивиться), оттянуться (отдохнуть), грузить(надоедать), слинять (сбежать)
Слайд 18
Стараетесь ли вы обойтись без жаргонных слов?
Слайд 20
ВЫВОД В своей работе я попыталась объяснить причины употребления сленга как элемента повседневной речи учащихся. Ребята моей школы активно используют нелитературную лексику в своей речи. Больше всего в речи ребята моей школы используют сленг как экспрессивное средство, считая его модным. Таким образом, они хотят создать свой мир, отличный от мира взрослых. Я выяснила, что сленг существует давно (ещё со времен наших мам и бабушек), но степень употребления этого явления в языке в наше время возросла. Следовательно, гипотеза, которую я выдвигала, верна - в речи обучающихся преобладает ограниченная в употреблении лексика. На первом месте - сленг, жаргонизмы, а диалектизмы и профессионализмы встречаются очень редко. Значит, наша задача - учиться уместно использовать данную лексику в соответствии с ситуацией общения.
Слайд 21
ИНФОРМАЦИОННЫЕ РЕСУРСЫ 1.С. И. Ожегов. – Словарь русского языка. - (под редакцией Н. Ю. Шведовой), - М.: «Русский язык», 2009 2.В. В.Волина.- Я познаю мир, Русский язык.- М.: АСТ, 2007. 3. Д. Э. Розенталь, М. А. Теленкова – Словарь лингвистических терминов (электронный вариант). 4. Л.И. Скворцов . Жаргоны / русский язык: энциклопедия.- М., 2000. 5. О.Л.Соболева. Справочник школьника. 5-11 классы. Русский язык/ М.: АСТ. 2010. 6. В.В.Соколова. Культура речи и культура общения.- М.: Просвещение, 1999. 7. Образовательные ресурсы Интернет
Плавает ли канцелярская скрепка?
Старинная английская баллада “Greensleeves” («Зеленые рукава»)
Рисуем зимние домики
Камилл Фламмарион: "Астрономия - наука о живой Вселенной"
Выбери путь