Тема: Устаревшая лексика в современном русском языке»
ЦЕЛЬ: Установить связь слов устаревшей лексики с современным русским языком.
ЗАДАЧИ:
· Ознакомиться с понятием «устаревшая лексика».
· Научиться правильно произносить слова устаревшей лексики.
· Сравнивать слова устаревшей лексики с их аналогами в современном русском языке.
· Разделить слова устаревшей лексики на тематические группы и научиться использовать их в определенных ситуациях.
· Воспитывать уважение к русской старине, к устаревшему слову, любовь к Родине, ее самобытности.
Для этого использованы следующие методы:
Вложение | Размер |
---|---|
titulnyy_list.doc | 25.5 КБ |
ustarevshaya_leksika_v_sovremennom_russkom_yazyke.doc | 90 КБ |
prezentatsiya_ustarevshaya_leksika.ppt | 1.58 МБ |
IX городская научно - практическая конференция школьников
Секция: литературное чтение
Тема: «УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА В СОВРЕМЕННОМ РУССКОМ ЯЗЫКЕ»
Автор работы: Белова Мария
Место выполнения работы:
г.Невинномысск
МОУ СОШ №3, 4 класс.
Научный руководитель: Ворукова Фатимат Инальевна, учитель начальных классов,
МОУ СОШ №3
Невинномысск, 2010г.
ОГЛАВЛЕНИЕ
Тема: Устаревшая лексика в современном русском языке»
ЦЕЛЬ: Установить связь слов устаревшей лексики с современным русским языком.
ЗАДАЧИ:
Для этого использованы следующие методы:
1. ВВЕДЕНИЕ
Читая сказку В.Жуковского «Спящая красавица» я встретила незнакомые мне слова: «чародейка», «веретено», «покои», хорунжий», «свита», «ланит», «чело», «очи», «уста». На вопрос, что означают эти слова, учительница мне ответила, что это устаревшие слова. Потом я стала обращать внимание на то что, подобные слова встречаются и в других произведения известных русских писателей, а также на уроках истории. Мне захотелось узнать об устаревшей лексике по больше. Меня заинтересовал и другой момент. Если эти слова устарели, то какими же словами их можно заменить. Данными вопросами я заинтересовала и своих одноклассников, которые активно помогли мне в подготовке данного проекта.
2.ОСНОВНАЯ ЧАСТЬ
2.1. ЗНАЧЕНИЕ ПОНЯТИЯ УСТАРЕВШАЯ ЛЕКСИКА
Устаревшие слова - это слова, вышедшие из постоянного употребления, но
сохранившиеся в старом словаре и в большинстве своем понятные людям, употребляющим эти слова в своей речи (аршин, монарх, вече, лапоть, прялка, соха). Устаревшие слова образуют в языке систему устаревшей лексики, структура которой определяется различной степенью ее устарелости, различными причинами устарелости и характером использования. По степени устарелости выделяются:
1) слова, значение которых непонятно носителям современного языка без соответствующих без соответствующих пояснений (кичка – «старинный женский головной убор»; скора – «шкура»; лока-«лужа» и т.д.);
б) слова, понятные носителям языка, но находящиеся в составе старого словаря и употребляющиеся с определенными, прежде всего стилистическими целями. Многие устаревшие слова сохраняются в фразеологических сочетаниях («ни зги не видно», «ни гласа, ни воздыхания»).
2.2. РАЗРЯДЫ УСТАРЕВШИХ СЛОВ ПО ПРОИСХОЖДЕНИЮ
По происхождению устаревшие слова, например, для современного русского языка могут быть исконно русскими (шелом, хоробрый, оный, сполох), старославянскими (вран, вещать, лобзать), заимствованными (пехота, инфантерия). В зависимости от причин устарелости устаревшие слова делятся на два разряда: историзмы и архаизмы (архаизмы – это оборот речи, грамматическая форма, пережиток прошлого устаревшее слово).
Историзмы как обозначения понятий, предметов или явлений прошлого, потерявших свою значимость (необходимость) в настоящее время, вышли из постоянного употребления, переместились в пассивный (старый) словарный состав, однако сохраняют при этом разного рода связи с лексикой постоянного словаря.
ИСТОРИЗМЫ
Выделяют историзмы:
1) лексические - вышедшие из постоянного употребления в связи с исчезновением обозначаемых понятий и неиспользуемые современным языком для обозначения новых понятий (барщина, дворовые, купец, кафтан);
2) семантические - у которых одно (или более) значение выходит из широкого употребления вследствие исчезновения слов, с другими значениями данное многозначное слово употребляется в постоянном словаре (ярлык – «грамота, письменный указ ханов Золотой Орды», кабша –«одна из форм феодальной эксплуатации»).
Историзмы не имеют синонимов в современном русском языке.
АРХАИЗМЫ
Архаизмы - это слова, называющие существующие понятия, но вытесненные по каким-либо причинам из постоянного употребления другими словами, их синонимами. Выделяются два типа архаизмов:
1) лексические архаизмы, включающие в себя:
а) собственные лексические архаизмы -. это слова, устаревшие целиком как определенные звуковые комплексы, (выя – «шея», глумно –«возможно», зане – «так как, потому что», комоно – «конь»);
б) лексико-словообразовательные архаизмы - это слова, отличающиеся от синонимичных слов современного языка только словообразовательным элементом, чаще всего суффиксом (безлюдство – «безлюдий» , белость –«белизна», рыбарь – «рыбак», гнильство – «гнилость»);
в) лексико-фонетические архаизмы это слова, отличающиеся от современных вариантов лишь несколькими звуками (аглицкий – «английский», воробий - «воробей», воспа - «оспа», крап – «укроп»);
2) семантические архаизмы - устаревшее значение существующих в постоянном словаре слов (гость – «иноземный торговец, купец», позор – «зрелище», человечество – «человечность»).
2.3 ИСПОЛЬЗОВАНИЕ УСТАРЕВШИХ СЛОВ
а) В УСТНОМ НАРОДНОМ ТВОРЧЕСТВЕ
Устаревшие слова различаются характером использования. Историзмы используются и как нейтральные слова - при необходимости назвать обозначавшиеся ими реалии (например, в исторических работах), и как стилистическое средство, например: «Возьму гусли звонкие, яровчатые да настрою гусли на старинный лад, заведу старину стародавнюю, бывальщину о деяньях славнорусского богатыря Добрыни Никитича» (Ш класс, «Устное народное творчество»).
б) В ИСТОРИЧЕСКИХ РАССКАЗАХ
Архаизмы употребляются только с определенными стилистическими целями. В исторических повестях, рассказах - для воссоздания реальной исторической обстановки, речи героев:
« ... И был он (князь) (Приложение 1) незлобив, как дитя, хотя в сражениях страшен бывал, пустошных бесед не вёл, злых людей сторонился, а добрых и мудрых к себе приближал»
(А Старостин "Куликовская битва").
в) В ПУБЛИЦИСТИЧЕСКОЙ И ХУДОЖЕСТВЕННОЙ РЕЧИ
В публицистической и художественной речи архаизмы используются для создания высокоторжественного стиля:
«О ветер ветрило! Зачем ты господин, веешь на встречу?...»
(«Слово о полку Игореве», Плач Ярославны»
… И отступая перед князем,
Бросая копья и щиты,
С коней валились немцы наземь,
Воздев тяжёлые персты ...
( К. Симонов «Ледовое побоище».)
г) В ПОЭТИЧЕСКОЙ РЕЧИ.
Очень выразительны архаизмы в поэтической речи, особенно в сочетании с лексикой постоянного запаса:
... Гремят раскаты молодые,
Вот дождик брызнул, пыль летит,
Повисли перлы дождевые,
И солнце нитью золотит.
( Ф Тютчев «Весенняя гроза») (Приложение 2)
2..4. ОСНОВНЫЕ МЕТОДЫ ПРИ ОБЪЯСНЕНИИУСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ
Как видно из приведенных примеров, устаревшая лексика достаточно широко представлена в учебниках по чтению для начальной школы (программа 1-4). Из всех учебников по чтению нами выявлено около 312 устаревших слов, из них на 1 класс приходится около 50 слов, на 2 - около 60, на 3 - около 90, на 4 – около 112слов. Преобладают устаревшие слова в жанре «Устное народное творчество» (около60 слов), из писателей больше всего их у А. С. Пушкина (около 60).
Что же предлагает авторы учебников по чтению для работы с устаревшими словами?
Составители учебников многие устаревшие слова объясняют в сносках. Но количество объясненных слов не велико (25% от общего количества устаревших слов). Некоторые объяснения к тому же являются слишком лаконичными, не раскрывающими для учащихся всего содержания устаревшего слова. Например, в "Сказке о рыбаке и рыбке" А. Пушкина при описании старухи, ставшей столбовой дворянкой, (Приложение 3) дети встречаются с незнакомыми словами душегрейка и кичка, (Приложение 3) которые в сносках объяснены следующим образом: душегрейка – «теплая короткая кофта без рукавов», кичка – «старинный женский головной убор». Согласитесь, что первокласснику без дополнительных объяснений учителя очень трудно представить себе старинную одежду, еще труднее понять, что такое «столбовая дворянка»
Иногда помогают иллюстрации, репродукции картин, изображающие события, героев давно ушедших лет. В учебниках по чтению имеются замечательные репродукции картин В. Васнецова («Иван-царевич на Сером волке», «Богатыри»). Но помогают они понять значение слова только в том случае, если не ограничиваться тем, что предлагает учебник, а самостоятельно находить объяснение значения устаревшего слова, истории той или иной вещи в толковых словарях или узнавать у взрослых.
Основные методы при объяснении устаревшей лексики - словесные и наглядные. Слово, данное вне текста, даже если его хорошо объяснил учитель, трудно запомнить. Поэтому мы решили использовать тематическую классификацию устаревшей лексики в качестве одного из приемов работы над ней. Ее можно оформить в виде таблицы (желательно с рисунками) и регулярно пополнять новыми словами, встретившимися в учебниках по чтению, либо в произведениях для внеклассного чтения. Такая таблица хорошо запоминается и помогает нам пополнять наш словарный запас, повышает интерес к чтению исторической литературы.
2.5. ТЕМАТИЧЕСКИЕ ГРУППЫ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ.
Мы выделили некоторые тематические группы устаревшей лексики.
Военная лексика:
1) названия древних воинов: богатырь, дружинник, ратник, витязь, воевода, паробок, хорунжий; (Приложение 4)
2) доспехи и вооружение воинов: латы, кольчуга, шлем, меч, щит, копьё, булат, ножны, лук, стрелы, колчан, палица, колесница. (Приложение 5)
Бытовая лексика:
1) дома и дворы: терем, горница, погребица, светёлка, овин, куртины, каретник, студенец;
2) средства передвижения: дровни, кибитка, колымага, гуж, поклажа;
3) одежда, обувь: кушак, кичка, душегрейка, зипун, кафтан, саван, лапти, красные сапоги; (Приложение 6)
4) названия мер длины, веса, расстояния: аршин, сажень, верста, пуд, полпоприще;
5) музыкальные инструменты: гусли яровчатые.
Государственная лексика:
1) названия сословий: вельможа, владыка, князь, царь, царица, царевич, бояре, столбовые дворяне, купец, хан, казак, помещик, крестьяне, дьяк;
2) названия профессий: стражник, воевода, дровосек, ямщик, кучер, дворовые, челядь, приказчик;
3) территория: град, стольный град, волость, слобода, удел;
4) атрибуты государства: острог, барщина, лобное место, званый пир,
Части тела человека: очи, уста, ланиты, чело, персты и т.д.
2.6 ФОРМЫ РАБОТЫ СО СЛОВАМИ УСТАРЕВШЕЙ ЛЕКСИКИ.
Работа с такой таблицей может стать достаточно разнообразной, например: провести викторину на классном часе. Вот примерные вопросы, которые можно использовать:
1) К какой тематической группе можно отнести следующие устаревшие слова: землянка, царские палаты, котомка, чёрная крестьянка и т.д.?
2) Мог ли князь надеть на себя зипун, подвязаться кушаком?
3) Можно ли молвить перстами, сверкать устами, перебирать очами?
В конкурсы, литературные викторины можно включать задания типа:
1) нарисовать булат, палицу, колчан, шишак древнего воина;
2) найти "лишнее" слово: кучер, ямщик, каретник; богатырь, ратник, вельможа; аршин, сажень, овин и т.д.
3) образовать словосочетание, состоящее из прилагательного (тороватый, ратный, полонённый, беспорочный, торный, столбовой) и соответствующего ему по значению существительного, представленного в таблице;
4) какие существительные, обозначающие лица, могли совершать действия, названные следующими глаголами: молвить, осердиться, наречься, внимать, вопрошать, гневаться, порешить, опочивать, полонить, преставиться, призреть, приторочить, сказывать, ратовать, сокрыть?
Конечно, такого рода задания можно проводить только после достаточно кропотливой работы по объяснению устаревших слов.
Я предлагаю некоторые фрагменты бесед, рассказов, описаний, которые мы проводили в работе с устаревшими словами. С первоклассниками мы читали сказку А. С. Пушкина «Сказка о рыбаке и рыбке».
С этой сказки мы начали работу над тематической группой «Старинная русская одежда и обувь». Вспомним пушкинские строки:
... На крыльце стоит его старуха
В дорогой собольей душегрейке,
Парчовая на маковке кичка,
Жемчуги огрузили шею,
На руках золотые персты,
На ногах красные сапожки… (Приложение 7)
Можно значительно расширить объяснения данных устаревших слов, представленных в сносках.
Кичка - старинный женский головной убор. Его еще называли по-другому - кика. Она состояла из кцки, огибавшей голову, как широкой лентой, и соединялась концами на затылке; верх был из картона, покрывался цветной тканью. Какая ткань на старухиной кичке? (Парча, парчовая кичка.) Передняя часть кички украшалась запонами, перьями с жемчугом и драгоценными камнями. Сзади к кикам пришивался бархат или соболь. Под кикой пряталась женская коса, символ брачной жизни. В Х в. голову замужней женщины покрывал платок, а чуть позже кичка или, как называли в других областях, кокошник, сорока.
Душегрейка - теплая короткая кофта без рукавов. (Приложения 3, 7) На старухе не простая душегрейка, а дорогая, соболья. Меха - одно из основных богатств Руси на протяжении многих веков. Кроме соболя, одежду богатых людей шили из меха куницы, горностая, лисы, белки (для наглядности учитель использует образцы с кусочками разного меха).
Нашли в тексте ответ на вопрос: «Как называли старуху, одетую в соболью душегрейку?» (Столбовой дворянкой). О принадлежности старухи к высшему дворянскому сословию говорит не только одежда, головной убор, но и обувь - красные сапожки. (Приложение)
Сапоги не были в общем употреблении у русских людей даже в 10 веке. Простолюдины носили «лапти». Сапоги были только у князей, старейшин, т.е. у людей высших сословий. Их шили из сафьяна, мягкой козьей или овечьей кожи, окрашенной в яркий цвет (красный, желтый, черный). Носки сапог были острыми, загнутыми кверху. Позже нарядные сапоги стали украшать золотыми и серебряными прошивками, узорами; унизывали жемчугом, драгоценными камнями, делали высокие каблуки.
Во 2 классе при чтении отрывка из стихотворения Н. Некрасова "Дед Мазай и зайцы" мы дополнили данную тематическую группу следующими названиями русской одежды:
... Глядь, у куста копошится зайчиха –
Еле жива, а толста, как купчиха!
Я её, дуру, накрыл зипуном…
Значение слова зипун представлено в сноске – «крестьянский кафтан из грубого толстого сукна». (Приложение 6)
Многие из нас не знают, что зипун и кафтан - это виды традиционной русской одежды. На протяжении многих веков одежда на Руси не имела больших изменений, потому что русский народ в этом отношении очень постоянен. Все сословия носили одежду одного типа, отличавшуюся лишь богатством материала и украшениями.
Основным типом мужской одежды был кафтан - верхняя одежда с длинными рукавами, с пуговицами или кляпышами с петлицами, застегивалась впереди посреди груди. Кафтаны носили все. Только у богатых людей кафтаны были из шелка или бархата, у среднего сословия – из сукна, у бедных - из холста и сермяги (грубого некрашеного сукна). К нарядным кафтанам пришивали или пристегивали нарядный воротник, сзади воротника - отложное ожерелье. Зад кафтана иногда шился несколько короче переда, чтобы видны были задки нарядных сапог.
Кафтан с короткими петлицами назывался зипун.
Под влиянием нашествия монголо-татаров на Руси появилась запашная одежда: одна пола закидывалась на другую. (Приложение 6) Кафтан немного видоизменился и стал различаться по покрою. По употреблению кафтаны были разные: столовые, ездовые, дождевые и прочие. Были кафтаны теплые с горностаевым, собольим, песцовым подбоем или холодные, без подкладки. Кафтан сохранился до времен Петра 1. Даже в начале царствования сам Петр носил русский кафтан и шапку. Но дальнейшие его преобразования принесли изменения в быт, речь народа и, конечно, в одежду. Люди стали по купать или шить одежду европейского типа: панталоны, чулки, туфли, платья и Т.д.
К кафтану пришивались пуговицы, служившие украшением одежды. Делали их из золота, серебра, с позолотой. Пуговицы могли быть: бирюзовые, хрустальные, медные, обнизанные жемчугом. Ценность, вид и красота пуговиц сочетались с нарядом. Число пуговиц на одежде было неодинаково: на кафтане могло быть по 3, 8, 9, 11, 13 пуговиц, на шубе - от 8 до 16, на зипуне - от 11 до 16 пуговиц. Вместо пуговиц иногда пришивались кляпыши, завязки.
Со 2 классом мы читали сказку С. Аксакова «Аленький цветочек». В ней нашли выделили строки об украшениях русских женщин Древней Руси. Старшая дочь хочет получить от отца-купца в подарок венец (Приложение8) «из кaменьев самоцветных, и чтоб был от них такой свет, как от месяца полного, как от солнца красного ...». Я объясняю:
- Славянские женщины носили на голове в виде украшения серебряные и бронзовые венчики. Надо заметить, что украшения делались из серебра, бронзы, золото же почти отсутствовало в украшениях.
Голова женщины украшалась волосяными кольцами из тонкой серебряной и бронзовой проволоки. Такие женщины носили серьги, большинство из которых по своей величине и тяжести невозможно было выдержать ушам; поэтому серьги вплетали в волосы или надевали на тонкий ремешок, а потом ремешок с серьгами надевали на ухо.
Шею женщины украшали гривнами - металлическими обручами, или привесками. Они носили разнообразные бусы и ожерелья, серебряные и ажурные. К числу более редких украшений можно отнести фибулу, или пряжку, которую носили на груди или плечах.
Руки женщин украшали браслеты, сделанные из металлической пластинки с узорами. На пальцы надевались перестни из серебра, меди, железа, олова, перстни были с драгоценными камнями, дарственными надписями, узорами. После смерти жены муж должен был отдать всю ее одежду и украшения родственникам жены.
Интересной стала викторина с тематической группой «Доспехи и снаряжение русского богатыря (воина)», знакомство с которой начинается с 1 класса. В произведении А. Старостина "Куликовская битва" довольно большое количество слов данной тематической группы. Учитель в беседе по содержанию прочитанного расширяет представления учащихся:
Воевода- начальник войска в Древней Руси, управляющий городом или округом. Давайте подробнее рассмотрим его доспехи. Мы видим на голове воина шлем. Он нужен для защиты головы от стрел, меча, копья. тело, ноги воина защищает кольчуга, латы. (Приложение 9) Все эти доспехи были сделаны из железа. Представляете, какой силой должен был обладать воин, чтобы не просто носить на себе это обмундирование, но и сражаться, защищаться и нападать. У воина были меч, щит, лук, стрелы.
Меч - древнейшее ручное оружие, известное на Руси с 9 века. Состоял меч из прямой булатной или стальной железной полосы и крыжа (рукояти в виде креста). Мечи носили в ножнах, которые пристегивали к поясу. Ножны могли быть деревянными или железными, украшались серебром и золотом.
Щит - воинское оружие, которым прикрывались во время нападения неприятеля. Изготавливался из булата, железа, меди, дерева, иногда обтягивался кожей. По форме щиты были разные: круглые, треугольной формы. (Приложение 5)
Очень часто воины пользовались луком со стрелами. Древко лука называли кибить, оконечность - рог, от одного конца к другому идет тетива - туго натянутая веревка или бечева из шелка разных цветов. Лук называли бухаринский, едринский, крымский, турский, московский в зависимости от места его изготовления.
Стрелы в зависимости от материала могли быть тростниковые, камышовые, березовые, яблоневые, кедровые, кипарисные. Стрелы имели на одном конце острое железо в виде наконечника, на другом - ушко и перо.
Возникает вопрос, где же хранились стрелы? Как это называется? (Стрелы хранились в колчане.) Колчан или туль делался из кожи или сафьяна. У богатых людей обтягивался атласом, бархатом, парчой. Пристегивался с правой стороны к поясу. Вообще вооружение людей высшего сословия отличалось роскошью. Вот как описывается вооружение богатыря в «Сказке о Михаиле Казариновиче»:
Ещё с ним тугой лук разрывчатый,
А цена тому луку три тысячи,
Потому цена луки три тысячи:
Полосы были булатные,
А жилы олени сохатыя,
А рога красна золота,
А тетивочка шелковая.
Белого шелку шамаханского;
И колчан с ним калёных стрел,
Всякая стрела по пяти рублёв.
Знакомство со старинными доспехами продолжается во 2 классе при изучении «Сказки о царе Салтане» А. С. Пушкина:
Море вздуется бурливо,
Закипит, подымет вой,
И очутятся на бреге,
В чешуе, как жар, горя,
Тридцать три богатыря ...
И снова непонятное слово – чешуя.
Это слово объяснено в сноске: чешуя - это кольчуга - доспех вроде рубашки из мелких плотно сплетенных железных колец. Поэтому кольчуга напоминает рыбью чешую, которая состоит из мелких, плотно прижатых друг к другу колечек-чешуек. Кольчугу делали с разрезом впереди - у шеи и подола. На груди кольчуги - круглые бляхи. Посмотрите на рисунок (Приложение9), здесь изображены воины. На них доспехи - шлем, кольчуга, латы, копьё.
Латы - доспехи из металлической чешуи, нашитой на кожу. Они состояли из двух досок: нагрудной и наспинной, которые на плечах и боках соединялись застежками или крюками с петлями.
Копьё - оружие воина с тремя или четырьмя гранями из булата, стали или железа. Разновидность копья – сулица - острое оружие с острыми оконечностями вверху и внизу.
В 3 классе при чтении стихотворения К. Симонова «Ледовое побоище» нам встречается слово шишак:
... Как в бурю гневные барашки,
Среди немецких шишаков
Мелькали белые рубашки,
Бараньи шапки мужиков ...
В сноске дано такое объяснение: шишак - железный шлем.
В старину говорили по-разному: шлем, шелом, шолом. Шлемы были разного рода, но наиболее известными являются мисюрка, шлем-шишак, ерихонка...
Мисюрка - египетский, или арабский шлем. Имел вид черепа со стальным, медным, железным наголовьем. Верхняя часть шлема называлась навершьем. для защиты лица от поперечных ударов мечом или саблей к передней части шлема приделывалось забрало, но у большей части шлемов это просто металлическая полоса - нос, для прикрытия и защиты ушей и затылка привешивались с соответствующих сторон наушки и затылок. У некоторых шлемов сзади прикреплялись кольчужные железные сетки - бармицы, которые прикрывали даже плечи.
Ерихонки, или шапки ерихонские шлем азиатской формы. У такого шлема имелся металлический стержень для защиты носа, железные «уши» и железные пластины для защиты шеи. Название шлема происходит от города Иерихона, где он изготовлялся.
Шлем-шишак отличался от других шлемов высоким навершьем, которое имело вид длинной трубки и оканчивалось яблоком или шишом, от этого и произошло название.
Старинные шлемы украшались золотом, драгоценными камнями, надписями, у некоторых шлемов затылок и стороны покрывались бархатом или атласом.
3. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
После такого подробного знакомства с устаревшей лексикой мы провели в начальной школе выставку рисунков на тему «Древний воин в его боевом снаряжении». Подвели итог полученных знаний на классных часах на тему «Богатырский бой», «Русские богатыри» «Женские украшения, одежда и обувь» с использованием костюмов, сделанных нами на уроках труда и рисования.
Провели анкетирование, которое показало, что устаревшая лексика встречается лишь в литературе и исторических документах, а в речи учащихся не используется. Взрослые употребляют устаревшую лексику редко и лишь, для того чтобы ярче выразить свои эмоции, поэтому мы предлагаем в каждом классе оформить таблицу устаревших слов и пополнять её в процессе работы, чтобы через этот вид деятельности воспитывать в детях уважение к Русской старине и к Родине в целом.
Простые новогодние шары из бумаги
Круговорот воды в пакете
Сказка об осеннем ветре
Вода может клеить?
Свадьба в Малиновке