Исследовательская работа
Вложение | Размер |
---|---|
vozrozhdenie_peskovatskogo_khrama.rar | 2.68 МБ |
Десятый областной краеведческий конкурс
среди школьников и студентов
«Край Воронежский Православный»
ФИО конкурсанта:
Бородкин Алексей Константинович
Домашний адрес, телефон:
г.Лиски ул.40-лет Октября д.78 т:3-24-84
Название учебного заведения:
Областное Государственное Образовательное Учреждение Начального Профессионального Образование «Профессиональное училище №40 г. Лиски» г.Лиски ул.40-лет Октября д.78
т:3-24-84
Курс, группа:
II курс 23 группа
Тема исследования:
«Возрождение Песковатского храма»
Дата начала и окончания краеведческой работы:
21 ноября – 3 декабря
Педагог- руководитель краеведческой работы:
Жиляева Оксана Ивановна
преподаватель русского языка и литературы
СОДЕРЖАНИЕ:
1.Пояснительная записка………………………3
2. Духовное возрождение России…………….4-5
3. Возникновение села Песковатка…………...5-6
4. Покровская церковь………………………….6-7
5.Церковь – зернохранилище…………………...7-8
6. Варварский взрыв…………………………….8-9
7. Храм Новомучеников Воронежских………9-10
8.Храм в наши дни……………………………11-12
9. Заключение…………………………………..12-13
1.ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Православные святыни Воронежского края постигла трагическая судьба, как, впрочем, и многих городов центральной России. Были полностью разрушены монастыри, храмы и кафедральные соборы. Многие церковные здания были перестроены под склады, заводы, электростанции — так было и по всей России. Архивы — в том числе и церковные — погибли. И поэтому тема православия актуальна в наши дни.
Тема исследовательской работы «Возрождение Песковатского храма» неслучайна, так как и его постигла такая же участь, как и многие другие храмы. Он был разрушен и заново восстановлен.
При исследовании данной темы были использованы материалы, предоставленные историко-краеведческим музеем г. Лиски, архивы храма, книга по краеведению «Лискиведение», автором которой является Игорь Алексеевич Афанасьев, краевед г. Лиски, рассказы прихожан и чтеца Дмитрия.
Цель данного исследования состояла в том, чтобы проследить историю храма от его создания до нынешнего времени. А также совершенствование его в наши дни, значение для нынешнего поколения, влияние на духовность жителей города.
К работе прилагается презентация на CD диске.
2.ДУХОВНОЕ ВОЗРОЖДЕНИЕ РОССИИ.
Россия постепенно возвращает себе статус духовной державы. Начавшийся точечный процесс восстановления религиозных памятников архитектуры должен как можно скорее приобрести всеобъемлющий характер. Некоторое время назад Москва четко обозначила свои приоритеты – выйти на уровень одного из мировых лидеров. Во многом это будет зависеть от того, станет ли наша страна полноценной духовной державой или же предпочтет ограничиться своей энергетической мощью, которая, как показывает ход мирового кризиса, увы, не безгранична и не долговечна.
«Восстанавливая такие центры, мы помогаем возрождению наших корней и нравственных ценностей нашего народа. А без этого не решить ни одну из крупных задач, которые стоят сегодня перед нашим государством», – заявил Дмитрий Медведев, призывая в кратчайшие сроки восстановить Новоиерусалимский храм и обращаясь также к общественности и бизнесу с просьбой оказать содействие этому процессу.
Россия возвращает свой духовный авторитет. Начавшаяся реконструкция религиозных памятников архитектуры теперь, очевидно, подтолкнет этот процесс. Однако восстановления только Новоиерусалимского храма, который уже взяли под свой патронаж правительство РФ, не достаточно. В России остается еще целый ряд христианских памятников архитектуры, восстановление которых имеет не менее важное символическое значение, чем реконструкция «русской Палестины», и которые, к стыду страны, сегодня, находятся практически на грани уничтожения.
Один из таких погибающих памятников – старейшая христианская церковь на территории РФ – Синтинский храм в Карачаево-Черкессии, который был одним из религиозных центров в период Аланского царства. Храм был освящен в 965 году и расписан фресками, которые датируются X–XI веками. Однако в настоящий момент они разрушаются. Несмотря на то, что Синтинский храм сегодня фактически находится под федеральной охраной как архитектурный и археологический памятник, денег на его реставрацию не выделяется. Не хватает средств даже для того, чтобы сделать ворота в храм, которые бы защитили его от вандализма местных жителей и туристов, рисующих по фрескам газовыми баллончиками или царапающих на них надписи.
Однако сам процесс восстановления уже начался и скорее всего не благодаря желанию властей вывести страну на более высокий уровень, а вероятнее всего от желания самих людей загладить некоторую вину перед святынями, которые они не защитили, не отстояли во времена смуты, во времена гонения православных, во времена уничтожения веры, как таковой.
Слайд 2,3,4
3.ВОЗНИКНОВЕНИЕ СЕЛА ПЕСКОВАТКА.
Уютный городок, под названием, Лиски. Лискинцы привычно называют восточную окраину города Песковаткой, порой даже не подозревая, что тем самым они вспоминают бывшее село Песковатку, влившееся в 1958 году в состав города. Воспоминания эти базируются исключительно на народной памяти, так как, к сожалению, ни на карте города, ни в иных официальных документах никаких следов о бывшем селе не осталось.
Песковатка была старинным, крупным селом, хотя история его возникновения и развития изучена очень слабо, а уже после вхождения се5ла в состав города исследование его истории и вовсе прекратилось. Дата основания села Песковатка затеряна где-то в глубинах истории.
Деревушка динамично развивалась, в ней в 1854 году была постоена деревянная Покровская церковь и Песковатка стала селом.
Согласно «Списку населённых мест Воронежской губернии»,в Песковатке в 1859 году было 115 дворов и проживало 585 лиц мужского пола и 640 – женского.
В 1893 году, как сообщает «Памятная книжка Воронежской губернии» на этот год, в приходе Покровской церкви (как раньше назывался храм) села Песковатки было уже 688 мужчин и 741 женщины. При церкви имелось 33 десятины земли.
На стыке двух веков, в 1900 году, в Песковатке было 197 дворов, в коих проживало 1666 человек. А при образовании Лискинского района в 1928 году Песковатки составляло уже 2725 человек.
4. ПОКРОВСКАЯ ЦЕРКОВЬ.
Слайд 5.6,7
В 1914 году в Песковатке взамен обветшалой деревянной церкви была возведена каменная церковь во имя Пресвятой Богородицы – Покровительницы, именуемой Покровской. Строился храм более 9 лет. Его отличали изысканная красота, изумительная пластика пропорций. Храм имел богатейший уникальный иконостас.
Отделка храма выглядела , поистине великолепно. Каждый кирпичик на сопряжениях - разного цвета: красный, белый, желтый, темно-коричневый. Колонны шести окон купола тщательно облицованы и подогнаны. Огромный купол серебрился под солнцем, сверху возвышался еще один, а на нем сиял крест.
Вмонтированные в него цветные стекла, переливаясь, разбивали дневной цвет на радугу. В изящный кованый переплет больших нижних окон (до 5 метров) умелые мастера сумели вставить стекла. Возле алтаря, в основании фундамента, имелся глубокий извилистый ход подвала, идущий по всей площади церкви. В подвале через каждые 10-15 метров располагались отдушины типа «гармошки». В Великую Отечественную войну жители Песковатки прятались там от бомбежек. Рассказывают, что в подвале помещались стоя 200-300 человек. Алтарь и часть закрытого помещения церкви отапливались. На колокольне высотой около 30-ти метров висел массивный (два метра в диаметре) колокол. Звук его удара разносился окрест и «доставал» даже до Щучьего, «за двенадцать верст». Когда церковь закрыли и ставший ненужным колокол сбросили вниз, земля под ним застонала.
Крепили на колокольне и малые колокола, музыкальный перезвон которых созывал людей к празднику.
Шесть окон звонницы примерно на треть затянуты были снизу фигурной решеткой: и глаз радует, и безопасно. С трех сторон храма - большие церковные ворота.
По рассказам - «в церкви все сияло!».
Богатый иконостас переливался золотом. Кстати, многие жители и по сей день хранят у себя его осколки. У меня тоже есть кусочек этого великолепия.
Пол был выложен из плитки различной формы. На обратной стороне их оттиснуто: «Харькив». По словам очевидцев, немало строителей храма приехало с Украины. Шестигранные, квадратные, треугольные плитки разных оттенков создавали изумительный узор... И кому только такая красота помешала?
5. ЦЕРКОВЬ – ЗЕРНОХРАНИЛИЩЕ.
Уже в 34-35-ых годах, церковь закрыли, а помещение храма начал использовать образовавшийся колхоз «Волна революции». Эта самая «волна» накрыла всю красоту «насущными потребностями пролетариата». В храме в лучших революционных традициях устроили зернохранилище, колхозную кузницу.
Зимой 1942—1943 годов на звоннице находился красноармеец, артиллерист-корректировщик. С церкви как на ладони открывался вид на село Залужное и хутор Никольский, где уже стояли немцы. Немецкие орудия ежевечерне обстреливали Песковатку, намереваясь попасть в храм, превращенный в наблюдательный пост. Однако метровые стены здания выдержали мощь снарядов. С южной стороны церкви осталась полуметровая ниша от орудийного попадания. Но кладку пробить не удалось. Лишь оконный проем над главным куполом после прямого попадания утратил свои точеные колонки. Весь храм посекло осколками, и тем не менее он устоял.
Что было после, оказалось ещё более тяжёлой долей, как и для самого храма, так и для жителей всё ещё остававшихся верными себе и своим духовным ценностям. После войны в церкви некоторое время показывали кино. Потом решили использовать ее под школу. Уже и сруб внутри поставили. Потом отменили это двусмысленное по тем годам мероприятие, а сруб разобрали.
6. ВАРВАРСКИЙ ВЗРЫВ.
Слайд 8
Храм стоял неприкаянным до 1965 года, пока городские власти размышляли, на что бы приспособить такое добротное здание. И, не найдя ему достойного применения, решили, что наибольшую пользу храм принесет, если... стереть его с лица земли лискинской. Труд и красота в счет не брались.
Против варварства никто достойно не выступил. Умирать за веру несколько подразучились, а может быть, и устали. На то ведь время это было уже не впервые на Русской земле.
Целый месяц Покровский храм готовили к взрыву. Целый месяц сверлили в стене через каждые полметра по высоте и длине шурфы, в которые закладывали взрывчатку. Целый месяц лискинцы с тревогой ожидали дня, когда должны были взорвать церковь. И он наступил.
Двадцать седьмого мая, в четверг, в 17 часов, когда жители близлежащих домов покинули свои хаты и отошли за 15.0 метров к западной стороне от церкви, когда старушки плакали и причитали: « Не надо взрывать!», а дед Леонов, удерживаемый милицией, рвался в церковный подвал: «Взрывайте вместе со мной!» - вот тогда и раздался глухой стон.
Подрывники запустили свои машинки. Храм качнулся и тяжело ухнул. Поднялось огромное облако красной пыли (от кирпича), которое пошло на Лиски. Закричали голуби, что жили под куполом, - они потеряли надежный кров. Закричали люди, навечно утратившие красу и гордость Песковатки - Покровскую церковь.
После, этому кирпичу ещё нашли применение, но, увы, не на новую церковь, а на новую школу.
Когда я спрашиваю людей, живущих здесь, о том, почему же так получилось, что духовный дом, который целых девять лет возводился праведным трудом жителей Песковатки, за несколько мгновений превратился в неуклюжую груду кирпича. Все как один горестно качают головами. Они сами себя корят, что тогда побоялись и не вступились за Святыню. Они чувствуют вину и всё, после взрыва, начинает им напоминать об этом: когда школа была построена, из оставшегося, поломанного, не годного для строительства, кирпича выложили проезжую дорогу. И когда машина проезжала по ней, бельё, что вешали люди, сушится, окрашивалось в кроваво-красный цвет. Будто в упрёк тому, что дали взорвать храм.
7. ХРАМ НОВОМУЧЕНИКОВ ВОРОНЕЖСКИХ.
Именно от того, что люди всё же хотели исправить эту, казалось бы, непоправимую ошибку, на месте этого храма возвели новый. Начав с маленького вагончика, люди мало-помалу построили восхитительный храм, теперь уже, Новомучеников Воронежских.
Слайд 9-13
4 июня, в День Святого Духа, в Песковатке состоялось освящение закладного камня и креста на месте будущего храма. Сюда пришли с крестным ходом и те, кто молился за праздничной литургией, соборно отслуженной духовенством Каширского благочиния в Покровском храме города Лиски, и те, кто присоединился к ним по пути – всего более тысячи лискинцев. Многим из них за семьдесят, и они помнят, как 36 лет назад на этом месте возвышался Покровский храм.
- Сегодня, по благословению митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия мы совершаем освящение закладного камня и креста нового храма – в честь Новомучеников и исповедников Воронежских, - обратился к собравшимся благочинный Каширского округа протоиерей Петр Петров. - Несмотря на то, что мы прошли семь с лишним километров, душа наша радуется, потому что мы восстанавливаем историческую справедливость. В том, что мы не смогли отстоять свою святыню в 1965 году, наверное, есть и наша вина – мы были безмолвными свидетелями происходившего. «Да стояли… Силы не было… А плакали как…» - раздается из толпы.
После молебна, когда окропленные святой водой верующие прикладывались к кресту, отец Александр Королев, настоятель храма, сказал:
- То, что сегодня произошло – это чудо. Просто чудо. Опять будет возрождаться храм. А другое чудо – это люди: они сами пришли в храм и сами стали звать священников. И то, что храм во имя Новомучеников Воронежских – их благодатная помощь чувствуется. Представляете: у меня уже есть блоки на весь фундамент. Ну не чудо ли?
Появление храма Новомучеников Воронежских в Песковатке не случайно – все происходит по Промыслу Божию. Один из Новомучеников – архимандрит Тихон (Кречков) часто бывал в лискинских селах. На допросах, когда следователь интересовался – куда ездил архимандрит Тихон и не вел ли он во время поездок антисоветских бесед, отвечал: «Состоя в сане архимандрита Алексиевского монастыря, я периодически выезжал в села бывшей Воронежской губернии. В последнее время я больше всего ездил в села: Лиски, Песковатка, Щучье…».
Архиепископы Воронежские Петр (Зверев), и Тихон (Никаноров), архимандриты Игнатий (Бирюков), Иннокентий (Беда), 8 священнослужителей Алексиево-Акатова монастыря, миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников – все они пострадали за веру православную. И по их молитвам, по их благодатной помощи на этом святом месте будет храм.
Это не только дань и поклонение святым подвижникам, но и символ покаяния жителей Песковатки за свои заблуждения, за грехи разрушавших храмы и истреблявших веру в сердцах близких. О спасении их душ, по милости Божией, будут молиться их потомки.
8. ХРАМ В НАШИ ДНИ.
Храм Новомучеников Воронежских благоустраивается и в нынешние дни.
Слайд14-19
Именно на том месте, где был алтарь старого храма, построена крестильня. Называться она будет Покровская церковь, как прежний храм. От старого храма остались две иконы, которые украшают алтарь.
Слайд 20
Сам алтарь – это работа лискинского мастера Евгения.
Слайд 21-22
Когда он возвёл из дерева купол храма, жестянщики удивились его мастерству, как всё умело, что даже не надо и железом крыть купол. В будущей Покровской церкви уже проводится обряд крещения.
Во дворе построена библиотека – читальня. Прихожане не только читают книги там, но и могут посмотреть документальные фильмы. Отец Александр проводит занятия с детьми, читает закон божий.
Слайд 23-25
Также во дворе храма функционирует воскресная детская школа, где учат детей читать церковные книги, разучивают песни, проводятся уроки рисования, уроки мастерства. Дети с удовольствием посещают школу, их рисунки и поделки украшают стены класса.
Слайд26-29
В классе висит большая и красивая люстра, которая подарена одним из жителей г.Лиски, выигравшего приз в игре «Поле чудес».
Слайд 30
Благоустройство храма продолжается и будет ещё не один год совершенствоваться. Планируется установить ещё винтовую лестницу на колокольню. На великий праздник Пасхи батюшка разрешает всем желающим подняться на колокольню и позвонить в колокола.
Слайд 31-33
Во дворе храма стоит маленький деревянный домик, в котором красуется фарфоровый иконостас, расписанный разноцветной глазурью.
Слайд 34-35
Гордость, краса и диво города – Храм Новомученников Воронежских.
Слайд 36-39
Архиепископы Воронежские Петр (Зверев), и Тихон (Никаноров), архимандриты Игнатий (Бирюков), Иннокентий (Беда), 8 священнослужителей Алексиево-Акатова монастыря, миряне Ефим Гребенщиков и Петр Вязников – все они пострадали за веру православную. И по их молитвам, по их благодатной помощи на этом святом месте возведён храм.
9.ЗАКЛЮЧЕНИЕ.
От чего же всё - таки это стало происходить? Почему стали так рьяно уничтожать то, что людям было дорого? Как же вышло так, что нашу духовную державу в миг почти опустошили, путём уничтожения источников проповедования? Всегда, когда я начинаю об этом задумываться, то в сравнение почему-то приходит Византия. Ведь всё было прекрасно! Отчего величайшее в мировой истории и необычайно жизнеспособное государство с какого-то момента стремительно стало утрачивать жизненные силы?
Ответ прост: Никакие враги не одолели бы Византию, если бы она не была побеждена тем внутренним врагом, который «появился в духовных недрах византийского общества и сокрушил дух великого народа». Исторические поражения Византии происходили тогда, когда сами византийцы изменяли основным принципам, на которых держалась их империя. Эти великие принципы были просты и с детства известны каждому византийцу: верность Богу, его вечным законам, хранящимся в Православной церкви, и безбоязненная опора на внутренние традиции и силы.
Измена этим принципам была причиной крушения не только Византийской империи. Благо Россия вовремя одумалась, и сейчас, пошло только её восстановление, только становление на ступень выше к тем духовным ценностям, какими обладала Византия. Россия показала пример духовного устроения цивилизованной жизни, предполагавшие нравственную ответственность, за судьбу Церкви и самой России – как единственного государственного оплота Церкви после гибели Византийской империи.
И так же, ввиду обобщения, стоит отметить, что власть хоть и играет немало важную роль в этом процессе, всё же большая часть ответственности лежит на людях, которым потом жить в этой стране, в этом мире. Людям, которые не построили в своей душе небольшой храм, не будет проку от построенного храма в его городе, это будет просто архитектурная постройка, не более, ведь пользы он не будет давать никакой. Так что для начала нужно привести порядок у себя в душе, тогда и будет порядок в стране.
Россия сохранится только в том случае, если народ сохранит свою веру.
Усатый нянь
Загадочная система из шести экзопланет
О падающих телах. Что падает быстрее: монетка или кусочек бумаги?
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись
Любили тебя без особых причин...