Проект помог изучить особенности строения словарных статей в лингвистических словарях и составить словарь, рассказывающий о жизни класса.
Гипотеза проекта: если составить словарь слов, которые имеют отношение к классу, то мы сможем лучше узнать и понять друг друга.
Вложение | Размер |
---|---|
kollektivnyy_proekt_lingvisticheskiy_slovar_klassa_.doc | 68.5 КБ |
Коллективный проект по русскому языку
«Что такое 5б, или Лингвистический словарь нашего класса».
По словам французского мыслителя и писателя Вольтера, «...словарь — это вселенная в алфавитном порядке.
Цель проекта: изучить лингвистические словари и составить словарь, рассказывающий о жизни класса.
Задачи проекта:
Гипотеза проекта: если мы составим словарь слов, которые имеют отношение к нашему классу, то мы сможем лучше узнать и понять друг друга.
Работа над проектом складывалась из этапов:
1. Опрос одноклассников.
2. Составление словника (набора слов).
3. Работа с лингвистическими словарями.
4. Распределение слов по группам.
5. Написание словарных статей.
6. Оформление результатов работы.
При отборе слов учитывалась частотность употребления слова одноклассниками.
Были изучены особенности строения словарных статей таких словарей:
|
|
|
|
|
|
|
|
Слова, вошедшие в словник класса, сгруппированы по определенным признакам:
Во-первых, принадлежность данного слова к виду лингвистического словаря.
Во- вторых, расположение слов в словнике класса по алфавиту.
В – третьих, возможность рассказать с помощью этих слов о том, каким мы видим наш класс.
Какой результат получен?
Этимологический словарь (в него вошли слова гитара, доска, карандаш, микрофон, парта, пенал, тетрадь) помогает нам не только найти ответы на вопросы о том, когда и откуда появилось слово в русском языке, что обозначало изначально, но и определить круг тех слов, которые называют предметы нашей школьной жизни. Например, привычное слово «тетрадь» является древнерусским заимствованием из греческого языка. И произошло это в XI веке. В греческом языке это слово обозначало « лист бумаги, папируса или пергамента, сложенный вчетверо и разрезанный таким образом, чтобы получилась книжечка».
Обращение к словарю синонимов – это и возможность расширить словарный запас и нарисовать коллективный портрет нашего класса. Вот так выглядит страничка словника.
Активный | Деятельный, энергичный. |
Бегать | Мчаться, носиться, скакать. |
Веселый | Задорный, шутливый. |
Добрый | Хороший, добродушный, мягкосердечный. |
Индивидуальность | Неповторимость. |
Отлично | Ладно, классно, здорово, недурно, прикольно. |
Сильный | Могучий, богатырский, крепкий, жизнеспособный. |
Трудолюбивый | Работящий. |
Не случайно первое слово –характеристика нашего класса – активный. Это слово имеет такие синонимы, как деятельный, энергичный. Именно про наш класс стихотворение Бориса Заходера «Перемена».
В словообразовательный словарь вошли словообразовательные гнезда таких слов, как баскетбол, друг, учить, спорт, танец, музыка, класс. По этим словам вы можете понять, каков мир наших увлечений.
Самое главное слово на этой странице, как мы думаем, это слово друг. Слова нашего класса (друг, дружить, дружба, дружный, дружеский, дружелюбный) образованы от основы этого слова суффиксальным способом, а слово дружелюбный – способом сложения и суффиксальным.
Словарь антонимов – это словарь, в котором собраны слова, имеющие противоположное лексическое значение:
Двойка | Пятерка |
Интересный | Скучный |
Мальчишки | Девчонки |
Разногласие | Согласие |
Робкий | Смелый |
Тихий | Шумный |
Толковый словарь мы считаем, пожалуй, самым главным словарем. Слово «толковый» означает дельный, разумный, с толком (человек). Применительно к словарю — содержащий в себе толкование, объяснение. В толковом словаре классе слова наука, коллектив, команда, свет, сила, ум. Словарная статья слова «коллектив» содержит не только толкование слова, но и указание на морфологические признаки слова, грамматические формы, дает примеры употребления слова и примеры однокоренных слов:
Коллектив,
сущ. м.р., р.п. коллектива, мн.ч.им.п.-ы,р.п.-ов.
Группа лиц, объединенных общими целями, интересами, общей деятельностью.
Мы понимали: успех школы зависит от каждого ученического коллектива.
Коллектив-н-ый, коллективная работа.
В словарь иностранных слов мы включили пока только два слова:
(англ. hacker) – компьютерный хулиган, проникающий в чужие информационные системы из озорства, с целью овладения информацией, введения в них ложных данных.
(англ. hooligan , от Hooligan = фамилия семьи преступников, живших в Лондоне в 18 dtrt) – тот, кто грубо нарушает общественный порядок, устраивает бесчинства.
Со временем здесь будет гораздо больше слов, потому что люди разных национальностей обмениваются друг с другом предметами, а значит и словами. Этот словарь похож на этимологический словарь. С помощью этого словаря мы узнали, что слово «хулиган» (к сожалению, мы таким бываем!) было когда – то именем собственным и пришло к нам из английского языка.
Орфографическим словарем мы начинаем пользоваться раньше всех других словарей. Его назначение – дать сведения о правописании слова. В нашем орфографическим словаре слова, называющие те профессии, которыми ребята нашего класса хотят овладеть в будущем.
Мы мечтаем стать автомобилистами, банкирами, бизнесменами, биологами, визажистами, врачами, гонщицами, дикторами, директорами, журналистами, компьютерщиками, массажистами, менеджерами, милиционерами, начальниками, парикмахерами, писательницами, президентами, полицейскими, поварами, продавцами, прокурорами, путешественниками, тренерами, художницами.
Таким мы видим словарь нашего класса. Он будет пополняться в дальнейшем. Возможно, мы обратимся к электронным словарям. Они в последнее время получили широкое распространение. Как правило, это электронные аналоги уже существующих «бумажных» словарей. Вместе с тем, они обладают и многими интересными особенностями. Поиск слов в электронных словарях осуществляется во много раз быстрее.
Итак, словари:
Работая над этим проектом, мы смогли ответить на вопросы:
Для чего необходимы словари?
Какую помощь человеку может оказать словарь?
Каково назначение лингвистических словарей?
Какую информацию о слове можно получить в словаре?
И самое главное, мы посмотрели на своих одноклассников внимательнее. А значит, смогли лучше узнать друг друга. Поэтому гипотеза проекта подтвердилась.
Серебряное копытце
Одеяльце
Сказки пластилинового ослика
Рисуем белые грибы пастелью
Машенька - ветреные косы