Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее во время не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что ребенок держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают осанку исправить, но при этом очень важно понимать причины, которые ведут к ее искривлению.
Сколиоз и нарушенная осанка являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств, здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, процент числа детей с нарушениями осанки очень велик.
Вложение | Размер |
---|---|
dirko_alyonaosanka.zip | 17.57 КБ |
Проектно-исследовательская работа
тема: «Изучение влияния внешних факторов на изменение осанки школьников»
Руководитель: Пацевич Татьяна Константиновна, учитель географии и биологии, БОУ ВМР «Алмозерская ООШ».
Содержание:
Введение………………………………………………………… 3
Гл. 1. Теоретическая часть………………………………………4
Гл. 2. Практическая часть……………………………………….4
2.1. Наблюдение за осанкой школьников на уроке, на перемене………………………………………………………….6
2.2. Измерение массы тела, веса школьного портфеля………..7
2.3. Гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии……………………………………………………8
Гл. 3. Заключение………………………………………………..9
3.1. Рекомендации………………………………………………..9
3.2. Выводы……………………………………………………….10
Список, используемой литературы………………………………11
Приложение………………………………………………………12-20
Введение.
Моя проектно – исследовательская работа «Изучение влияния внешних факторов на изменение осанки школьников».
Неправильная осанка - это не просто эстетическая проблема. Если ее во время не исправить, она может стать источником болезней позвоночника и не только. Однако не стоит впадать в панику, заметив, что ребенок держит спину не совсем ровно. Чаще всего своевременные меры помогают осанку исправить, но при этом очень важно понимать причины, которые ведут к ее искривлению.
Сколиоз и нарушенная осанка являются наиболее распространенными заболеваниями опорно-двигательного аппарата у детей и подростков. Эти заболевания служат предпосылкой для возникновения ряда функциональных и морфологических расстройств, здоровья в детстве и оказывают отрицательное влияние на течение многих заболеваний у взрослых. По последним данным, процент числа детей с нарушениями осанки очень велик.
Я в своей работе решила изучить влияния внешних факторов на изменение осанки школьников. Для этого я изучила различную литературу по данной теме, провела ряд экспериментов и произвела статистическую обработку данных.
Гипотеза моей работы такова: Нарушение осанки у школьников и возникновение сколиоза, возможно, предотвратить, сохранив тем самым здоровье подрастающего поколения.
Актуальность выбранной темы обусловлена тем, что всё больше и больше людей выбирают для себя работу, которая заставляет их проводить много часов сидя за столом в неудобной позе и на неподходящем для долгого сидения стуле. Дети все чаще делают выбор в пользу просиживания у компьютеров, чем занятиям активными физическими упражнениями. А ведь развитие болезней спины начинается постепенно и незаметно. Сами дети обычно не замечают искривлений или иных нарушений. Данные Всероссийской диспансеризации, проведенной Минздравом России в 2011 году, таковы: 5% детей признаны здоровыми, 42% - имеют небольшие функциональные отклонения, 53% - дети с хроническими заболеваниями (приложение №1). На здоровье ребенка влияет огромное количество факторов: это и окружающая среда, питание, образ жизни, наследственность, инфекционный фон, медицинское обслуживание, условия обучения в школе. Последний, школьный фактор, имеет важнейшее значение, на его долю приходится 25 % всевозможных причин ухудшения здоровья ребенка.
Своим исследованием я хочу обратить внимание на факторы, влияющие на формирование осанки школьников.
Цель моего проекта: Выявление причин, вызывающих нарушение осанки школьников.
Чтобы достигнуть цели, я ставила перед собой следующие задачи:
Глава 1. Теоретическая часть.
Обычно нарушение осанки возникает в периоды бурного роста: в 11-12 лет. Это время, когда кости и мышцы увеличиваются в длину, а механизмы поддержания позы еще не приспособились к произошедшим изменениям. Существует множество факторов, которые провоцируют искривление позвоночника. Например, неправильное питание и болезни зачастую нарушают правильный рост и развитие мышечной, костной и хрящевой тканей, что отрицательно сказывается на формировании осанки. Немаловажным фактором являются врожденные патологии опорно-двигательного аппарата. Большую роль в образовании отклонений играет неравномерное развитие определенных групп мышц, особенно на фоне общей слабости мускулатуры. Все эти причины ведут к усилению или уменьшению существующих физиологических изгибов позвоночника. В результате меняется положение плеч и лопаток, возникает асимметричное положение тела. Неправильная осанка постепенно становится привычной и может закрепиться.
Обязательно следует обратить внимание на то, как ребенок сидит за столом во время занятий: не подкладывает ли одну ногу под себя. Возможно, он сутулится или «перекашивается» на одну сторону, опираясь на локоть согнутой руки. К неправильному положению тела при сидении, следует отнести посадку, при котором туловище повернуто, наклонено в сторону или сильно согнуто вперед. Причина такого положения может быть в том, что стул далеко отставлен от стола или сам стол чересчур низок. Асимметричное положение плечевого пояса может сформироваться в результате привычки сидеть, высоко подняв правое плечо (приложение №2).
Привычка стоять с отставленной в сторону и полусогнутой ногой, как и кривая посадка, вырабатывает асимметричное положение тела.
Физическое развитие отражается на осанке – привычной позе человека в положении сидя и стоя. При правильной осанке голова и туловище находятся на одной вертикальной линии, плечи развернуты, лопатки прижаты к грудной клетке. Физиологические изгибы позвоночника выражены оптимально, соразмерно с его длиной, грудь слегка выпуклая, живот подтянут, ноги вытянуты в тазобедренных и коленных суставах.
В норме позвоночник имеет четыре физиологических изгиба: два передних (лордозы) – шейный поясничный и два задних (кифозы) – грудной и крестцовый. При преобладании одних изгибов над другими говорят об аномальных деформациях позвоночного столба. Деформации позвоночника приводят не только к внешним нарушениям, но и ведут к смещению внутренних органов, нарушению их функций, иногда могут вызывать хронические заболевания. Борьба за красивую осанку – это борьба за здоровье человека. А нарушение гигиенических норм нередко может обернуться нарушением осанки ( Приложение №3).
Глава 2. Практическая часть.
2.1. Наблюдение за осанкой школьников на уроке, на перемене.
В ходе своего исследования я провела ряд экспериментов, демонстрирующих то, что большинство учеников имеют нарушения осанки. Для этого я посещала некоторые уроки в нашей школе с различными целями.
Для начала я решила просто посмотреть, как дети сидят за своими школьными партами на уроках. Далее, на переменах, во фронтальной плоскости (при осмотре со стороны спины) в норме позвоночник должен был быть прямым. В норме глубина лордоза в шейном и поясничном отделах позвоночника соответствует толщине ладони ученика.
Занимаясь этой частью исследования, я сделала несколько фотографий, которые подтверждают актуальность моего проекта (Приложение №4).
Даже на первый взгляд можно сделать вывод, что у большинства детей есть видимые признаки нарушения осанки.
Также на этом этапе работы мной были выведены следующие данные: из общего количества обучающихся в нашей школе (65) часть детей (4)(по данным медпункта п. Волоков мост, но на самом деле их больше) имеют различные нарушения осанки. И, как ни прискорбно это говорить, всего 20 детей занимаются в спортивной секции, которая улучшает осанку и способствует профилактике сколиоза ( Приложение №5).
2.2. Измерение массы тела, веса школьного портфеля.
Следующий этап моего исследования заключался в том, чтобы в научных целях взвесить школьные портфели учеников пятого класса. Затем мне было необходимо узнать вес самих учеников и понять, превышает ли вес их портфеля допустимые нормы для их возраста .
Во время этой части я также посчитала количество обучающихся в школе, которые имеют ранцы и сумки. Как выяснилось, ученики начального звена все без исключения носят ранцы, а, начиная с пятого класса, ученики предпочитают носить сумки (Приложение №6). Ведь ни для кого не секрет, что ношение сумки только способствует появлению и развитию сколиоза. По результатам опроса выяснилось, что большинство ребят при выборе портфеля обращают внимание на цвет и форму, а не на вес портфеля и наличие у него ортопедической спинки. Также ребята в своих пожеланиях высказали свои предложения по уменьшению веса портфеля. Это: 1) Наличие двух комплектов учебников – один дома, а другой в школе; 2) Электронные учебники. Но если второй вариант требует больших денежных затрат, то первый вариант более приемлемый.
2.3. Гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии.
Последним этапов практической части моего проекта является гигиеническая оценка осанки методом соматоскопии. Этот опыт мне разрешили провести в пятом классе. Во всех классах не получилось, так как процесс такой оценки занимает относительно много времени.
В идеале гигиеническую оценку осанки производят при соматоскопическом осмотре спереди, сбоку, со спины и при ходьбе по кабинету. При этом отмечают положение головы, уровень плеч, положение лопаток, изгибы позвоночника, состояние переднебрюшной стенки, кривизну коленных суставов.
Помимо соматоскопических методов оценки осанки выявить возможные нарушения возможно и другим образом. Им-то я и пользовалась, когда изучала осанки учеников пятого класса. Встают к стене так, чтобы голова, плечи, ягодицы и пятки касались ее. При нормальной осанке в данной позе между стеной и поясницей кулак проходить не должен. Осанку следует считать нормальной, если между стеной и поясницей проходит ладонь.
Результат последнего опыта был таков: из семи учеников пятого класса у двоих я смогла найти отклонения от осанки, которую принято считать правильной, у двоих – сумки, а не ранцы, у одного ученика вес портфеля превышает норму (Приложение №7).
Глава 3. Заключение.
3.1. Рекомендации.
1.Для улучшения и профилактики сколиоза существуют различные физические упражнения.
2. Во время работы над проектом, мною были разработаны правила по выбору портфеля (приложение №9).
3.2. Выводы.
Итак, сколиоз – это боковое искривление позвоночника, которое отличается от нарушения осанки тем, что изменения затрагивают и костную, и мышечную структуру, тогда как при нарушении осанки наблюдается лишь повышенный мышечный тонус с одной стороны.
Исследования доказали, что сколиоз встречается у 15-20% детей, причем девочки чаще мальчиков входят в группу риска, так как ведут менее подвижный образ жизни. Наиболее опасным возрастом для развития сколиоза считается период от 10 до 14 лет, когда скелет еще не сформировался, а ребенку приходится чаще, чем раньше, сидеть за столом за уроками и т.д.
В ходе моего исследования все поставленные предо мной задачи были выполнены, поэтому я считаю, что достигла цели. Мне удалось выявить причины, вызывающие нарушения осанки школьников. В нашей школе это: неправильная посадка за партой; слишком большое количество учебников, которое дети вынуждены носить ежедневно; и, наконец, преобладание «сумок над ранцами» в среднем и старшем звене.
Также я считаю, что выдвинутая гипотеза о том, что нарушение осанки у школьников и возникновение сколиоза, возможно, предотвратить, сохранив тем самым здоровье подрастающего поколения, подтвердилась.
В ближайшем будущем мне бы хотелось выступить на педсовете в нашей школе со своим проектом и сообщить всем учителям результаты экспериментов. Необходимо, чтобы каждый учитель на своем уроке следил за правильной посадкой учеников за партой. Также важно уделять несколько минут на уроке для физкультминуток, включая в комплекс упражнения на формирование правильной осанки.
Внешние факторы оказывают очень большое влияние на изменение осанки школьников, но если произвести ряд преобразований в школьной жизни, то, я думаю, можно предотвратить нарушения осанки учеников.
Список, используемой литературы.
Сторож
Сказка "Дятел, заяц и медведь"
Извержение вулкана
Сочные помидорки
Смекалка против Змея-Горыныча