Рассказ об уроженце города Балакова, известном артисте Е.А.Лебедеве.
Вложение | Размер |
---|---|
lebedev_evgeniy_alekseevich_avdeeva_darya_9_g.docx | 503.85 КБ |
Самый Добрый Детский Фестиваль - 2014
«КУЛЬТУРА НАЧИНАЕТСЯ С ТЕБЯ»
Номинация «Краеведение»
Секция «Вами гордится город»
Лебедев Евгений Алексеевич
Работу подготовила
ученица 9 класса «Г»
МАОУ Лицей №1
Авдеева Дарья
(конт. телефон 89270536907)
Руководитель
Аюпова Алия Якуповна
(конт. телефон 89603417303)
Лебедев Евгений Алексеевич — советский и российский актёр театра и кино, педагог.Народный артист СССР (1968), Лауреат Ленинской премии СССР (1986, за театральную работу), Лауреат Государственной премий СССР (1950, 1968, за театральную работу), Лауреат Государственной премии РСФСР имени братьев Васильевых (1980, за исполнение роли Королева в фильме «Блокада»).
Детство
Родился 2 (15) января 1917 г. в Балакове в семье дьякона Иоанно-Богословской (Кладбищенской) церкви. Несмотря на то, что в Балакове он жил совсем недолго, воспоминания о родном городе остались в его сердце навсегда. Даже через много лет он с особой нежностью вспоминал о годах, прожитых на балаковской земле.
«Я родился ночью. С первым словом «мама» во рту у меня был крест, я сосал его вместо соски. С крестом были связаны мои первые слова, их меня научили произносить. Первое, что увидел, кроме лиц отца и матери, - крёстное благословение. Первое, что запомнил: «Бог накажет». До двенадцати лет я узнал все грехи, за которые он меня накажет…
Помню, как привели меня в первый раз на пристань. У пристани стоял маленький пароход, я сначала смотрел на него сверху, с горы. Я тогда и не понял, что это настоящий пароход. Вблизи он мне показался страшным животным. От него шёл пар, как от кипящего самовара. Но вдруг он засвистел, из длинного шипящего столба пара вырвался оглушительный звук. Что мне представилось в этом звуке, не помню, помню только, что бежал с пристани по песчаной дороге домой, песок задерживал ноги, они утопали в нём, а мне казалось, что меня хватает сзади это чудовище с оглушительным гудком. Отец и мать бежали за мной и почему-то хохотали, мне было обидно, что они смеются, когда мне страшно.
Потом я привык и полюбил пароходные гудки, в них мне стала слышаться жизнь пароходная. Песни распевал человек, распевал песни и гудок, у каждого парохода, как и у человека, свой голос имелся. Раньше по гудкам узнавали название парохода, как по голосу узнают имя человека…»
Невероятно искренний мальчик с чистым, невинным сердцем, которое было открыто для всего самого светлого и прекрасного; мальчик, что впитывал, казалось бы, совершенно неприметные, по мнению обычных людей, вещи, но такие важные и неповторимые в своей красоте для него.
Неисповедимы пути Господни
«Я читаю Евангелие, почти каждое воскресенье причащаюсь, и если можно было бы каждый день это делать, то я с большой охотой подходил бы и проглатывал горько-сладкую ложечку красного вина и запивал подкрашенной водичкой. И потому бы ещё я это делал, что после этого тебя поздравляют и дают тебе пять копеек на сладости. Неклюдова, такая сдобная старушка, имела свою кондитерскую. Она очень меня любила. И я её тоже очень любил. Она приносила мне к причастию вкусные булочки и пирожки, и ради одного этого я готов был причащаться чаще, чем полагается. Вообще, я считал себя ближе к Богу: ведь у меня папа священник! Мы же не простые люди!»
Скитания семьи Лебедевых
В середине 1920-х годов «непростой» семье пришлось уехать в Кузнецк Саратовской губернии (теперь Пензенской области) А затем она буквально скиталась по Саратовскому правобережью: Красный Яр, Белокаменка, Красный Кут, с. Ренево недалеко от Балашова, сам Балашов.
Сам Лебедев, вынужденный скрывать своё происхождение, с 1927 г. воспитывался у деда в Самаре, где учился сначала в сш №13 им. Чапаева, а затем в ФЗУ при заводе «Кинап», где увлёкся художественной самодеятельностью. В 1932 г. Лебедев поступил в местный Театр рабочей молодежи (ТРАМ). В 1933 г. его объявили «поповским сыном» и едва не отправили в трудовой лагерь, как «враждебный элемент».
Театр в жизни Лебедева
Лебедев практически бежал в Москву, где поступил в студию при Театре Красной армии. Годы в Москве – череда театральных училищ: Центральный техникум театрального искусства (ЦЕТЕТИС, будущий ГИТИС) – 1936-37 гг., училище Камерного театра, где учился у известного актера МХАТа В.В. Готовцева - 1937 г. В том же году был репрессирован отец, позже – мать. Долгие годы Лебедеву пришлось скрывать, что он – сын «врагов народа», чего впоследствии очень стыдился.
Ведь пришедшие к власти в 1917 году большевики объявили религию «опиумом для народа». Гонения на церковь на долгие годы стали составной частью внутренней политики страны Советов. Уже в январе 1918 года был опубликован декрет «Об отделении церкви от государства», и эти акты положили начало массовому разграблению и разрушению храмов, репрессиям против священнослужителей и преследованию верующих за религиозные убеждения.
В 1938 г. училище Камерного театра объединили с двумя другими театральными училищами при московских театрах и стали называть Московским городским театральным училищем. Его Лебедев и закончил в 1940 г. Одновременно работал грузчиком, разнорабочим, вальцовщиком, бутафором в Камерном театре. Вера и глубина души не давали ему сломаться.
В 1940 г. Лебедев начал работать в Русском театре юного зрителя им. Л.М. Кагановича в Тбилиси. Первые же роли сделали его ведущим актером театра. Разнообразие его творческого потенциала поражает: Митя («Бедность не порок» А.Н. Островского), Митрофанушка («Недоросль» Д. Фонвизина), Баба-Яга («Василиса Прекрасная» Е. Черняка), Труффальдино («Слуга двух господ» К. Гольдони), Сергей Тюленин («Молодая гвардия» по А. Фадееву), Павел Корчагин («Как закалялась сталь» по Н. Островскому) и т.д.
Одновременно Лебедев преподавал в Грузинском театральном институте актёрское мастерство (класс Г. Товстоногова), руководил драмкружком в 16-й женской школе Тбилиси. Кроме того, вместе с группой артистов театра Лебедев выступал с шефскими концертами в воинских подразделениях, госпиталях, на заводах, за что в 1945 г. был награждён медалью «За оборону Кавказа», а 1946-м – медалью «За доблестный труд в Великой Отечественной войне».
В 1949 г. Лебедев недолго работал в Театре промкооперации в Москве, а потом перешёл в Ленинградский театр им. Ленинского комсомола, по приглашению его руководителя Г.Товстоногова, с которым они вместе работали ещё в Тбилиси. Первая роль – Саня Григорьев («Два капитана» В. Каверина и З. Юдкевича). Вторая роль – Сталин в спектакле Товстоногова по пьесе Ш. Дадиани «Из искры…» За эту роль Лебедев в 1950 г. получил Сталинскую премию I степени.
В «Ленкоме» окончательно сформировалась актёрская индивидуальность Лебедева: его склонность к эксцентрике, гротеску никогда не мешала глубокому психологизму создаваемых образов. Работа над ролью Тихона в ленкомовской «Грозе» А.Н. Островского положила начало теме маленького человека, характерной для зрелого Лебедева. Ведьма в «Аленьком цветочке» по С.Т.Аксакову оказалась столь ярким гротеском, что осталась концертным номером, исполнявшимся актёром впоследствии на эстраде.
Во время работы в ЛенинградскомЛенкоме Лебедев избирался депутатом Ленгорсовета, вступил в Союз театральных деятелей (Всесоюзное театральное общество), получил звание «Заслуженный артист РСФСР».
В 1956 г. Лебедев вслед за Товстоноговым перешел в Большой драматический театр им. М. Горького (БДТ), актёром которого оставался до конца жизни. В БДТ первой ролью Лебедева стала мадемуазель Куку («Безымянная звезда» М. Себастьяна) - небольшая комедийная женская роль, блистательная гротескная зарисовка.
И вновь на балаковской земле
14 августа 1957 г. Лебедев, ставший известным на всю страну после выхода на экраны фильма «Два капитана», где он сыграл роль Ромашова, приезжал в родной город Балаково (единственный раз за свою жизнь), совершая поездки вместе с группой артистов Ленинградского отделения Всероссийского гастрольно-концертного объединения по целинным совхозам и колхозам Перелюбского, Ивантеевского и других районов Саратовской области.
В первый же день Лебедев дал концерт в обеденный перерыв для рабочих в механосборочном цехе завода им. Дзержинского. Кроме того, вместе с артистами Майей Забулис и Николаем Воропаевым, он выступил в клубах завода им. Дзержинского, СРЗ и парке культуры и отдыха, а перед отъездом по местному радио.
Несмотря на очень трудное детство, проведенное в Балакове, Лебедев всегда с теплотой вспоминал родной город, всей душой стремился к волжским берегам:
«Здесь я целыми днями пропадал на Волге и Балаковке около плотины, бегал на ярмарки. Как сейчас помню, разговоры в доме отца о театре, об игре артистов.
Ещё в раннем детстве мать часто брала в театр, но он меня не интересовал. Моей заветной мечтой было – стать капитаном. Я спал и видел себя на борту парохода то матросом, то кочегаром. А самое главное это - Волга. Она до сих пор волнует меня. Все последующие 30 лет своей жизни, пока не был в Балакове, я стремился увидеть волжские просторы, свой родной город.
Время, прожитое здесь, дало мне многое для актерской деятельности, особенно при работе над ролями в пьесах Островского и Горького».
Но удалось ему здесь побывать лишь однажды – с гастролями в 1957 году.
Навеки в наших сердцах
С 1958 года Евгений Лебедев преподавал в Ленинградском институте театра, музыки и кино, был там доцентом. Лебедев активно работал в кино в 1970-е и 1980-е годы.
Когда случившийся инсульт лишил актера речи, вера, завещанная отцом Евгения, сдвинула горы: «Трудись - и воздастся тебе, стучи - и откроются тебе двери познания жизни, ищи - и найдешь... Не обижай людей, ибо в человеке есть Бог. Бог - это человек». Чудо преодоления свершилось. Лебедев заново научился ходить и говорить. Знаменитая роль Холстомера была сыграна Евгением Лебедевым после инсульта.
В 1987 году народному артисту присвоили звание почетного гражданина г.Балаково. Он был очень тронут, прислал благодарственную телеграмму, в которой просил передать всем балаковцам, что гордится этим званием.
Творчество
Роли в театре
Тбилисский ТЮЗ
Ленинградский театр им. Ленинского комсомола
Большой драматический театр имени М.Горького
Малый драматический театр
Евгений Лебедев снялся в более чем в 70 фильмах. Это были и второстепенные, и главные роли, но сыграны они были всегда талантливо и очень правдиво.
Евгений Лебедев ушёл из жизни 9 июня 1997 года в Санкт-Петербурге, и был похоронен на Литераторских мостках Волковского кладбища в Санкт-Петербурге.
В Балакове сохранился одноэтажный деревянный дом на три окна, в котором родился будущий народный артист. В год смерти Лебедева на этом доме была установлена мемориальная доска. А в 2001 году перед зданием Балаковского драматического театра установлен памятник Е.А.Лебедеву. В Музее истории г.Балаково работает выставка «Я родился на Волге», на которой представлены многочисленные фотографии, автографы, тексты ролей с пометками и рисунками на полях, а также один из сценических костюмов актера и несколько его книг. Подробнейшая биография Евгения Лебедева изложена на нескольких страницах Балаковской народной энциклопедии.
Источники
Материалы сайта www.kinoexpert.ru
Материалы сайта http://ru.wikipedia.org/wiki/%CB%E5%E1%E5%E4%E5%E2,_%C5%E2%E3%E5%ED%E8%E9_%C0%EB%E5%EA%F1%E5%E5%E2%E8%F7
Материалы сайта http://www.aktery.org/russkie-akteri/94-aktyor-evgeniy-lebedev
Материалы сайта http://www.memo.ru/history/religion/index.htm
Материалы сайта http://www.teatrbalakovo.ru/index.php?vm=20
Материалы сайта http://foto.rg.ru/photos/2d9b701f/2.html#1
Материалы сайта http://www.balakovo.ru/news.view.php?num_news=9761
Литература:
Рабинянц Н. Евгений Лебедев. Л., 1969
Беньяш Р. Без грима и в гриме. Л., 1971
Яснец Э. Евгений Лебедев. Л., 1984
Лебедев Е. Испытание памятью. Л., 1989; Великий лицедей. Рассказы, дневники, воспоминания. М., 2002
Материалы балаковской периодической печати и Балаковской народной энциклопедии.
Интересные факты о мультфильме "Моана"
Басня "Две подруги"
Астрономический календарь. Ноябрь, 2018
Привередница
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ