Введение
Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Установлено противоречие между активным стремлением растущих людей к признанию их роли и значения в обществе и отсутствием условий и возможностей в утверждении новой социальной позиции.
Решение этой проблемы потребовало научного осмысления теории и практики социального воспитания и определения характера, принципов их эффективного взаимодействия.
Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.
Рассматривая детскую общественную организацию как субъект социальной работы, мы проанализировали работы, представляющие потенциал детских организаций как носителей социальной активности детей и молодежи (А.В. Волохов, М.З. Ильчиков, М.С. Комаров, В.Т. Лисовский, П. Митев, А.А. Реан, Б.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, И.И. Фришман). Детская общественная организация обладает специфическими возможностями социального воспитания подростков, к которым относятся:
־ социальная сущность детской общественной организации, включающей детей в широкий спектр общественных отношений, выводящей их на освоение определенных социальных ролей, норм, позиций;
־ общественная направленность деятельности детской общественной организации, в которой реализуются важнейшие потребности детей, отражающие их стремление к взрослению;
־ самодеятельный характер жизнедеятельности детей в организации, предполагающий саморазвитие личности;
־ субъект-субъектный характер отношений в ДОО, предполагающий реализацию воспитательных функций в системе взаимодействия детей друг с другом.
Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности.
Проведенный в 8 «в» классе социологический опрос показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят: в своей заботе о природе (43,5%), в помощи семье (20%); в заботе о старых и больных (8,5%), о младших (14%.), о детях-инвалидах (5%), в участии в научных открытиях, изобретениях (9%); в обсуждении различных вопросов вместе с взрослыми (10%); в воспитании в себе качеств настоящего гражданина (2%). В связи с данными результатами опроса у учителя биологии Бирюковой С.В. возникла идея создания детского общественного объединения экологической направленности. Так в 2012 году появилось ДОО «Зелёная планета». Это обеспечило сплочение коллектива класса вокруг общей идеи, но эффективность деятельности ДОО зависела от позиции педагога и уровня самодеятельности детей.
В 2012 году мы присоединились к Общероссийской программе с международным участием «Зеленые Школы России» http://tinyurl.com/ecoshola201314.
Цель программы - сформировать сообщество школ России и СНГ, ориентированных на непрерывное экологическое образование, внедряющих на своей базе конкретные экологические меры и реализующие экологические проекты и программы в местном сообществе. Одним из организаторов и партнеров Программы является межрегиональная общественная организация Зеленое движение России "ЭКА".
В 2013 году Светлана Валерьевна стала координатором Территориального штаба на базе лицея № 87 Движения «ЭКА» в Нижегородской области. Мы вместе разрабатываем и воплощаем в жизнь экологические проекты с конкретными измеримыми результатами, ищем единомышленников и развиваем наше сообщество http://ecamir.ru/reg_52/: реализация программы «Больше кислорода!» (посадка деревьев в школьных питомниках с активным участием учителей и школьников), ведение регулярной и систематической деятельности в своем регионе в рамках программ, проектов, акций, событий, которые реализует Движение ЭКА, отражение деятельности насайте в виде новостей http://ecamir.ru/division_103/.
Основные направления деятельности ДОО «Зелёная планета» связаны с формированием самостоятельной, активной, инициативной и ответственной личности. В формировании учебных компетенций особое внимание уделяется развитию исследовательских, рефлексивных и самооценочных умений и навыков, развитию познавательного интереса к вопросам сохранения всего многообразия жизни; раскрытию сущности происходящих экологических катаклизмов; пониманию современных проблем экологии; осознанию актуальности её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; стремлению принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Экологические проблемы крупных городов особо актуальны для каждого жителя такого крупного мегаполиса, каким является Нижний Новгород. Поэтому, программа детского общественного объединения «Зелёная планета» затрагивает прежде всего вопросы загрязнения городской среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям крупных городов – сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в городе, борьба с несанкционированными мусорными свалками, сохранение видового разнообразия городской экосистемы, сохранение здоровья человека, сохранение чистоты малых рек и озёр.
Причины загрязнения малых рек – стоки промышленных предприятий, объектов коммунального хозяйства, жилых домов, огородов, сливы бытовых сточных вод, загрязнение компонентами выхлопных газов автомобилей, поверхностный сток в результате выпадения кислотных дождей, поступлением загрязненных подземных вод. Это вызвано тем, что источниками загрязнения подземных вод являются отходы производства, участки инфильтрации загрязненных атмосферных осадков, промышленные площадки предприятий, места аккумуляции бытовых отходов и т.д.
Причины загрязнения территории города несанкционированными мусорными свалками - низкая культура жителей, которые выбрасывают ТБО на улицах города, тем самым загрязняя его, отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора, недостаточное количество урн и контейнеров для мусора.
Чистота нашего города зависит от многих факторов: и от органов власти, и от работы организаций жилищно-коммунального хозяйства. Но, в первую очередь, - от жителей города, от их личного отношения к окружающей среде и к проблеме образования и утилизации твердых бытовых отходов.
Как гласит пословица «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят». Поэтому одним из наиболее оптимальных путей решения данной проблемы является пропаганда природоохранных знаний и формирования на этой основе культуры взаимоотношений населения и окружающей среды.
Процесс формирования экологической культуры может быть успешным, если в него вовлечены не только взрослые, но и дети, начиная с дошкольного возраста. Наряду с просветительской деятельностью, эффективным методом повышения экологической культуры становятся практические природоохранные мероприятия – трудовые акции по благоустройству и санитарной очистке территории города.
Цель и задачи проекта
Цель: реализовать детскую потребность в самовыражении и творчестве в области экологической деятельности, тем самым создать благоприятную почву для проявления у учащихся мотивации к углублению своих знаний в области экологии.
Задачи:
• Углубление и расширение имеющихся у школьников бытовых знаний экологии и знаний о природе, полученных в школе на уроках окружающего мира, природоведения, биологии.
• Формирование экологического взгляда на мир, целостного представления о взаимодействии живой и неживой природы с человеком, т.е. с самими учащимися, как частью природы.
• Воспитание экологической культуры, которая поможет учащимся сейчас и в будущем жить в гармонии с окружающей средой, убережет их от разрушительных для экосистем действий.
• Овладение учащимися знаний о живой природе, общими методами ее изучения, учебными умениями
• Формирование на базе этих знаний и умений научной картины мира как компонента общечеловеческой культуры
• Гигиеническое воспитание и формирование здорового образа жизни, способствующего сохранению физического и нравственного здоровья человека
• Формирование экологической грамотности людей, знающих биологические закономерности, связи между живыми организмами, их эволюцию, причины видового разнообразия
• Установление гармоничных отношений с природой, обществом, самим собой, со всем живым как главной ценностью на Земле.
Механизмы реализации проекта
Исследовательская деятельность учащихся: проектирование и создание информационных ресурсов, трудовая, воспитательная и эколого-краеведческая деятельность.
Предполагаемые результаты, их социальная значимость
Учащиеся приобретут знания основных экологических проблем города, района, области, форм и методов охраны окружающей среды, получат возможность реализации своих творческих идей, приобретут навыки коллективного творческого труда и проектной деятельности.
Вложение | Размер |
---|---|
kuznetsova.docx | 59.44 КБ |
Администрация города Нижнего Новгорода
Департамент образования
муниципальное бюджетное образовательное учреждение
лицей № 87 имени Л.И. Новиковой
Россия , 603047, г. Нижний Новгород, ул. Красных Зорь, д.14а
Тел/факс: /831/ 224-03-82 , 224-48-04
«Благоустройство территории лицея № 87 имени Л.И.Новиковой и берегов р. Левинка. Организация экологических акций и социальных проектов»
Выполнила – Кузнецова София
ученица 8 «в» класса
МБОУ лицей № 87 имени Л.И.Новиковой
города Нижнего Новгорода
Научный руководитель - Бирюкова С. В.
учитель биологии
Нижний Новгород 2014 год
Содержание
1. Введение …………………………………....………………………………..3-5
2. Цели и задачи проекта………………………………………………….…5-6
3. Механизмы реализации проекта. Предполагаемый результат…………………………………………………………………………6-7
4. Реализация проекта в 2012\2013гг……………………..…………………..7-15
5. Реализация проекта в 2013\2014гг……………………………………......15-20
6. Выводы. Возможные пути решения экологических проблем………...20-21
7. Список литературы……….………………………………………………..21-22
8. Приложение…………………………………………………………………23-42
Введение
Социально-политические и экономические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях демократизации российского общества. Установлено противоречие между активным стремлением растущих людей к признанию их роли и значения в обществе и отсутствием условий и возможностей в утверждении новой социальной позиции.
Решение этой проблемы потребовало научного осмысления теории и практики социального воспитания и определения характера, принципов их эффективного взаимодействия.
Детское движение, являясь выражением общественно направленной организованной самодеятельности детей, обладает огромным социальным и воспитательным потенциалом. Детские общественные организации являются наиболее стабильной и структурированной частью детского движения, представляя собой особый социальный институт воспитания.
Рассматривая детскую общественную организацию как субъект социальной работы, мы проанализировали работы, представляющие потенциал детских организаций как носителей социальной активности детей и молодежи (А.В. Волохов, М.З. Ильчиков, М.С. Комаров, В.Т. Лисовский, П. Митев, А.А. Реан, Б.А. Смирнов, Д.И. Фельдштейн, И.И. Фришман). Детская общественная организация обладает специфическими возможностями социального воспитания подростков, к которым относятся:
־ социальная сущность детской общественной организации, включающей детей в широкий спектр общественных отношений, выводящей их на освоение определенных социальных ролей, норм, позиций;
־ общественная направленность деятельности детской общественной организации, в которой реализуются важнейшие потребности детей, отражающие их стремление к взрослению;
־ самодеятельный характер жизнедеятельности детей в организации, предполагающий саморазвитие личности;
־ субъект-субъектный характер отношений в ДОО, предполагающий реализацию воспитательных функций в системе взаимодействия детей друг с другом.
Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности.
Проведенный в 8 «в» классе социологический опрос показал, что возможность своего участия в общественной жизни дети видят: в своей заботе о природе (43,5%), в помощи семье (20%); в заботе о старых и больных (8,5%), о младших (14%.), о детях-инвалидах (5%), в участии в научных открытиях, изобретениях (9%); в обсуждении различных вопросов вместе с взрослыми (10%); в воспитании в себе качеств настоящего гражданина (2%). В связи с данными результатами опроса у учителя биологии Бирюковой С.В. возникла идея создания детского общественного объединения экологической направленности. Так в 2012 году появилось ДОО «Зелёная планета». Это обеспечило сплочение коллектива класса вокруг общей идеи, но эффективность деятельности ДОО зависела от позиции педагога и уровня самодеятельности детей.
В 2012 году мы присоединились к Общероссийской программе с международным участием «Зеленые Школы России» http://tinyurl.com/ecoshola201314.
Цель программы - сформировать сообщество школ России и СНГ, ориентированных на непрерывное экологическое образование, внедряющих на своей базе конкретные экологические меры и реализующие экологические проекты и программы в местном сообществе. Одним из организаторов и партнеров Программы является межрегиональная общественная организация Зеленое движение России "ЭКА".
В 2013 году Светлана Валерьевна стала координатором Территориального штаба на базе лицея № 87 Движения «ЭКА» в Нижегородской области. Мы вместе разрабатываем и воплощаем в жизнь экологические проекты с конкретными измеримыми результатами, ищем единомышленников и развиваем наше сообщество http://ecamir.ru/reg_52/: реализация программы «Больше кислорода!» (посадка деревьев в школьных питомниках с активным участием учителей и школьников), ведение регулярной и систематической деятельности в своем регионе в рамках программ, проектов, акций, событий, которые реализует Движение ЭКА, отражение деятельности насайте в виде новостей http://ecamir.ru/division_103/.
Основные направления деятельности ДОО «Зелёная планета» связаны с формированием самостоятельной, активной, инициативной и ответственной личности. В формировании учебных компетенций особое внимание уделяется развитию исследовательских, рефлексивных и самооценочных умений и навыков, развитию познавательного интереса к вопросам сохранения всего многообразия жизни; раскрытию сущности происходящих экологических катаклизмов; пониманию современных проблем экологии; осознанию актуальности её как для всего человечества, так и для каждого человека в отдельности; стремлению принимать личное участие в преодолении экологического кризиса, в решении экологических проблем.
Экологические проблемы крупных городов особо актуальны для каждого жителя такого крупного мегаполиса, каким является Нижний Новгород. Поэтому, программа детского общественного объединения «Зелёная планета» затрагивает прежде всего вопросы загрязнения городской среды, проблемы, с которым приходится сталкиваться жителям крупных городов – сохранение и поддержание экологически чистой обстановки в городе, борьба с несанкционированными мусорными свалками, сохранение видового разнообразия городской экосистемы, сохранение здоровья человека, сохранение чистоты малых рек и озёр.
Причины загрязнения малых рек – стоки промышленных предприятий, объектов коммунального хозяйства, жилых домов, огородов, сливы бытовых сточных вод, загрязнение компонентами выхлопных газов автомобилей, поверхностный сток в результате выпадения кислотных дождей, поступлением загрязненных подземных вод. Это вызвано тем, что источниками загрязнения подземных вод являются отходы производства, участки инфильтрации загрязненных атмосферных осадков, промышленные площадки предприятий, места аккумуляции бытовых отходов и т.д.
Причины загрязнения территории города несанкционированными мусорными свалками - низкая культура жителей, которые выбрасывают ТБО на улицах города, тем самым загрязняя его, отсутствие четкой системы сбора и утилизации мусора, недостаточное количество урн и контейнеров для мусора.
Чистота нашего города зависит от многих факторов: и от органов власти, и от работы организаций жилищно-коммунального хозяйства. Но, в первую очередь, - от жителей города, от их личного отношения к окружающей среде и к проблеме образования и утилизации твердых бытовых отходов.
Как гласит пословица «Чисто не там, где метут, а там, где не сорят». Поэтому одним из наиболее оптимальных путей решения данной проблемы является пропаганда природоохранных знаний и формирования на этой основе культуры взаимоотношений населения и окружающей среды.
Процесс формирования экологической культуры может быть успешным, если в него вовлечены не только взрослые, но и дети, начиная с дошкольного возраста. Наряду с просветительской деятельностью, эффективным методом повышения экологической культуры становятся практические природоохранные мероприятия – трудовые акции по благоустройству и санитарной очистке территории города.
Цель и задачи проекта
Исследовательская деятельность учащихся: проектирование и создание информационных ресурсов, трудовая, воспитательная и эколого-краеведческая деятельность.
Предполагаемые результаты, их социальная значимость
Учащиеся приобретут знания основных экологических проблем города, района, области, форм и методов охраны окружающей среды, получат возможность реализации своих творческих идей, приобретут навыки коллективного творческого труда и проектной деятельности.
№ п/п | Предполагаемый результат |
1. | Организация социально-значимой общественной деятельности школьников |
2. |
|
3. | Приобщение к здоровому образу жизни как важной составляющей экологической культуры |
4. | Создание гуманистической развивающей среды жизнедеятельности обучающихся, представление им дополнительных возможностей для саморазвития, самоутверждения, самовыражения |
5. | Создание благоприятных условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся, повышение экологической культуры и развитие организаторских способностей учащихся. |
Реализация проекта в 2012/2013 учебном году
Исследовательская деятельность учащихся
Содержание исследовательской деятельности | Сроки | Задачи деятельности |
1. Создание проектной группы учащихся 7 «в» класса по сбору информации об экологическом состоянии реки Левинка. | 1-3.06.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, систематизации и анализа экологической и природоохранной информации. |
2. Проведение социологического опроса жителей ул. Люкина, Красных Зорь, Большевистской об их отношении к проблемам реки Левинка. | 3-8.06.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для проведения социологического опроса, экологических исследований. |
3. Измерение и химическое исследование воды из реки Левинка | 14-20.06.2013. | Формирование навыков исследовательской деятельности, экологических исследований, совместной работы в команде, формирование ценностного отношения к природе. |
4. Обработка материалов исследований учащихся, создание компьютерной презентации, оформление результатов проекта в проектную папку. Использование возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при разработке и реализации проекта. | 21-30.06.2013. | Формирование навыков исследовательской деятельности, совместной работы в команде, формирование ценностного отношения к живой природе. Получение навыков работы с ИКТ, создания программных продуктов (презентаций), имеющих практическое значение. |
Содержание исследовательской деятельности | Сроки | Задачи деятельности |
1. Создание проектной группы учащихся 7 «в» класса по сбору информации о проблеме образования, сбора, хранения и переработки твердых бытовых отходов, образующихся в процессе жизнедеятельности человека, поиск оптимальных путей решения данной проблемы | 6-10.05.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для самостоятельного поиска, систематизации и анализа экологической и природоохранной информации. |
2. Проведение анализа состава мусора в лицее, социологическое исследование - опрос среди администрации лицея, педагогического состава, технического персонала и среди учащихся 7-11 классов | 6-10.05.2013. | Формирование умений и навыков, необходимых для проведения социологического опроса, экологических исследований. |
3. Проведение конкурса экологического рисунка; выставки «Вторая жизнь отходов»; буклетов по теме "НЕТ МУСОРУ!"; дня без полиэтиленовых пакетов; дня без мусора. | 11-25.06.2013. | Формирование навыков исследовательской деятельности, экологических исследований, совместной работы в команде, формирование ценностного отношения к природе. |
4. Обследование территории лицея на предмет обнаружения свалок | 11-25.06.2013. | Формирование навыков исследовательской деятельности, совместной работы в команде, формирование ценностного отношения к живой природе. |
5. Обработка материалов исследований учащихся, создание компьютерной презентации, оформление результатов проекта в проектную папку. Использование возможностей информационных и коммуникационных технологий (ИКТ) при разработке и реализации проекта. | 26-30.05.2013. | Формирование навыков исследовательской деятельности, совместной работы в команде, формирование ценностного отношения к живой природе. Получение навыков работы с ИКТ, создания программных продуктов (презентаций), имеющих практическое значение. |
Трудовая деятельность учащихся
В рамках проектной деятельности организована трудовая экологическая вахта, включающая в себя очистку от мусора берегов реки Левинка в районе ул. Красных зорь, около лицея № 87 имени Л.И.Новиковой; проведён сбор макулатуры, в котором приняли участие педагоги и учащиеся лицея (всего собрано 600 кг макулатуры).
8 сентября 2012 года учащиеся лицея, педагоги и родители приняли участие во Всероссийской Акции "Блогеры против мусора", силами которых была очищена от мусора река Левинка в районе улицы Красных Зорь.
Взяв в руки грабли и пакеты для мусора, участники акции провели генеральную уборку территории вокруг водоёма. На берегу реки валялись пластиковые бутылки, древесный и прочий мусор. Прочесывая территорию берега реки Левинка, участники акции собрали около 20 мешков мусора. Мы попытались разделить мусор. Нами было собрано 5 кг пластика. В результате переработки пластика – это 3 пластиковых ведра.
Всем участникам на память остались футболки, косынки и магниты, на которых изображен протест мусору. Хочется отметить, что акция «Блогеры против мусора» отличается хорошей организацией и централизованным снабжением всем необходимым для её проведения, её спонсорами выступают крупные компании.
В акции приняли участие 400 человек (учащиеся лицея, их родители и педагоги).
Воспитательная деятельность учащихся
Содержание воспитательной деятельности | Сроки | Формы работы с учащимися |
Игра «Счастливый случай»: «Природа планеты» Задачи: Развивающие: применять имеющиеся знания в поисках решения проблемных ситуаций в условиях новых учебных задач, максимально используя творческие способности детей, развивать географическое мышление школьников, устную речь. Воспитательные: воспитывать в детях чувство товарищества, дружбы, умение работать в коллективе, сопереживать другому. | 4.06.2013. | Интеллектуальная игра |
"Меньше мусора - меньше проблем" (в форме игры - научной конференции «Выбор пути в будущее») Цель и задачи: Образовательная – сформировать представление учащихся о проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) и возможных путях ее решения, расширить знания по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами, сформировать понятие о проблемах обращения с отходами на территории Нижегородской области. Развивающая – продолжить обучение умениям устанавливать причинно – следственные связи, делать выводы, самостоятельно работать с дополнительной литературой. Воспитательная – способствовать формированию чувства ответственности за сохранение равновесия в природе, воспитанию экологически грамотного человека. | 7.06.2013. | Игра-научная конференция |
"Путешествие по экологической тропе" (в Сормовском парке культуры и отдыха) Цели и задачи: формирование представлений и элементарных знаний об экологии; анализ позитивного опыта по взаимодействию с окружающей средой; воспитание бережного отношения к природе; формирование познавательных интересов учащихся. | 8.06.2013. | Экскурсия |
Эколого-краеведческая деятельность учащихся
(Школьная комплексная экологическая экспедиция на базе учебно-исследовательского стационара "Сережа" вс. Пустынь Арзамасского р-на г. Нижнего Новгорода).
Одним из действенных и эффективных методов работы с детьми являются длительные выездные экологические экспедиции. Исследовательская работа в природе поднимает экологическое образование и воспитание на более высокий уровень, способствует закреплению полученных знаний, формированию субъектного, нравственно-эмоционального отношения к природе.
Задачи экспедиции:
1. организация учебно-познавательной среды для освоения навыков полевых исследований;
2. обеспечение условий оздоровления учащихся во время проведения экспедиции;
3. организация взаимодействия участников экспедиции.
Прогнозируемые результаты.
1. Сформированность экологической культуры учащихся.
2. Приобретение учащимся практических экологических и природоохранительных навыков.
3. Формирование умений правильного поведения в природе.
4. Выполнение простейших экологических исследований в полевых условиях.
5. Активная жизненная позиция школьников.
6. Развитие креативности, нестандартного мышления учащихся.
7. Тиражирование опыта:
- оформляют полевой дневник;
- представляют наработанные материалы в ходе исследовательской деятельности по выбранной тематике;
- подготовка отчета о проделанной работе, представление своих работ, выступление с результатами исследований;
- участие в научных конференциях, конкурсах, публикация заметок и статей на сайте лицея и в социальных сетях.
Содержание эколого-краеведческой деятельности | Сроки | Формы работы с учащимися |
Заезд. Вводное занятие и инструктаж. Обзор биоценозов окрестностей Пустынских озер. Стартовое занятие по исследовательским проектам школьников. Методы фиксирования, обработки и демонстрации результатов исследований. Методы художественного фиксирования результатов наблюдений. Использование фото- и видео-записи. Использование информационных технологий в исследовательской деятельности. Общая протяженность маршрута дня – 3 км. | 9.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Экскурсии, походы одного дня. |
Занятие по освоению технологии спутниковой навигации. GPS-навигатор и работа с ним. Занесение координат основных ориентиров села Старая Пустынь и экологических маршрутов. Основы туризма. Ориентирование на местности. Работа с географическими картами. Составление маршрутов. Практическая работа «Водные экосистемы». Краснокнижные виды водных животных и растений. Астрономические методы ориентации на местности. Изучение звездного неба. Общая протяженность маршрута дня – 4,5 км. | 10.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Экскурсии, походы одного дня. |
Экскурсия «Наземные экосистемы». Заливные и суходольные луга. Краснокнижные виды лугов: растения и животные. Основы туризма. Бивуак: организация, структура. Изучение звездного неба. Основы картирования. Поход в юго-восточном направлении в пойму реки, общая протяженность маршрута – 5 км. | 11.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Практическая работа по направлениям исследований. Экскурсии, походы одного дня. |
Болота как уникальные экосистемы. Верховые и низовые болота. Флора и фауна болот. Поход на болото Козье, общая протяженность маршрута – 6 км. | 12.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Практическая работа по направлениям исследований. Изучение звездного неба. Практическая работа по карте. Экскурсии, походы одного дня. |
Озерные экосистемы. Знакомство с гидробионтами озер и реки. Поход на сточное озеро Арбус, общая протяженность маршрута – 8 км. Баня. | 13.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Экскурсии, походы одного дня. Камеральные работы. |
Экскурсия «Наземные экосистемы». Лесные биоценозы. Дубравы. Краснокнижные виды лесных животных и растений. Экскурсия в широколиственный лес поймы реки Сережа, общая протяженность маршрута – 5 км. | 14.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Практическая работа по направлениям исследований. Изучение звездного неба. Экскурсии, походы одного дня. |
Экскурсия «Карстовые явления». Экосистема карстовых провалов. Поход в карстовые «пещеры» на протоке близ озера Святое, общая протяженность маршрута – 5,5 км. | 15.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Практическая работа по направлениям исследований. Камеральные работы. Экскурсии, походы одного дня. |
Экскурсия в пойменные леса, посещение озера Паровое с организацией спортивного турнира на лесной площадке, общая протяженность маршрута – 6,5 км. Вечером - презентация исследовательских проектов школьников. Подведение итогов конкурса исследовательских проектов. | 16.06.2013. | Занятия (лекции, практикумы). Научно-исследовательская работа учащихся. Экскурсии, походы одного дня. Общая (итоговая) конференция. |
Свертывание и демонтаж оборудования. Уборка территории лагеря. Отъезд. | 17.06.2013. | Трудовой десант по уборке территории лагеря. |
Результаты экспедиции в следующих взаимосвязанных направлениях:
- учебное (овладение новыми методиками и технологиями, приемами практических работ, получение новых знаний, совместная работа в творческих коллективах, самостоятельное выполнение проектов и т.д.);
- научно-исследовательское (получение значимых результатов, данных, выводов, обобщений; выявление закономерностей; вынесение рекомендаций и пр.);
- оздоровительное (укрепление физического и психо-эмоционального здоровья, освоение навыков туризма);
- коммуникативное (формирование навыков продуктивной и толерантной работы в малых группах и в коллективе; освоение психологических и коммуникативных навыков и приемов и пр.)
Результаты экспедиции будут использоваться далее в учебно-исследовательской работе лицея в течение учебного года (на олимпиадах, конференциях, при оформлении стендов, на уроках и тематических мероприятиях и т.д.).
План мероприятий заключительного этапа
1. Анализ полученных результатов и обобщение опыта для научной работы.
2. Издание материалов проектной деятельности и методических разработок.
3. Организация работы с учащимися по подготовке презентации проекта.
4. Обобщение опыта работы.
5. Издание газеты с информацией о результатах деятельности по реализации проекта.
6. Подведение итогов проекта.
Реализация проекта в 2012/2013 учебном году
http://www.lyceum87.nnov.ru/new/index.php/novosti-i-obyavleniya
Реализация проекта в 2013/2014 учебном году
Каждый год большое количество деревьев вырубают браконьеры, часть лесов сгорает и попросту нещадно уничтожается. Кто, если не человек, поможет восстановить природе свой баланс. Бесспорно, польза от одного дерева не велика, но если к движению прислушаются многие, результат превзойдет все ожидания. http://ecamir.ru/division_103/.
В ходе дискуссии на тему экономного использования энергии учащиеся предлагали разные способы сокращения затрат энергии: выключать электроприборы из сети, сократить время работы за компьютером, разогревать еду на плите, а не в микроволновой печи, использовать обычный чайник вместо электрического, заменить лампы накаливания на энергосберегающие, закрывать водопроводный кран, чтобы из него не капала вода, выключать воду, когда чистишь зубы, писать на обеих сторонах бумажного листа, покупать отечественные продукты, употреблять в пищу больше свежих овощей и фруктов, так как на производство, доставку и приготовление пищи требуется израсходовать значительно больше энергии. Закончился День энергосбережения отключением электроэнергии во всех школьных кабинетах, коридорах, рекреациях, оставив только необходимое освещение на 1 этаже и камеру видеонаблюдения.
Такие мероприятия действительно необходимы для школьников. Дети узнают много интересной и важной информации, да и для учителей советы по энергосбережению являются очень полезными.
http://ecamir.ru/division_103/.
В этот день прошли мастер-классы и творческие мастерские по изготовлению кормушек из пластиковых бутылок, упаковок из-под сока, банок и других подручных средств. Учащиеся 4-х классов изготавливали кормушки из дерева вместе с родителями. Все изготовленные ребятами кормушки были развешаны на территории лицея. Ребята сразу насыпали в свои кормушки корм – ягоды рябины, кусочки белого хлеба, семечки подсолнечника, пшено, и др. Всего участники акции изготовили и развешали 60 кормушек для зимующих птиц. Помочь птицам выжить могут только люди. Регулярная ежедневная зимняя подкормка может спасти довольно много птичьих жизней, это один из самых важных способов их привлечения. Мы рады, что смогли позаботиться о братьях наших меньших и помочь хотя бы небольшой части из армии пернатых жителей нашего города. http://ecamir.ru/news/Sdelali-2013-v-litsee-87.html
Цель конкурса: привлечение учащихся к решению практических экологических задач в местах их проживания
Задачи конкурса:
- Пропаганда бережного отношения к природе во всех ее проявлениях.
- Повышение информированности населения Нижегородской области о локальных экологических проблемах.
- Привлечение школьников и педагогов к участию в практической деятельности по решению локальных экологических проблем.
Номинация «Суперэколагерь» представляет собой конкурс десятиминутных выступлений агитбригад экологических лагерей, проведенных летом 2013 года при поддержке министерства экологии и природных ресурсов Нижегородской области.
Организаторы конкурса преследовали следующие цели:
-вовлечение подрастающего поколения в природоохранную деятельность,
-повышение экологической культуры и правовой грамотности учащихся,
-воспитание бережного отношения к природе,
-становление активной гражданской позиции по сохранению среды обитания и здоровья человека.
На конкурс пришло около двухсот работ. Учащимся были предложены четыре номинации:
1) Проекты предложений по совершенствованию законодательства в области охраны окружающей среды,
2) Эссе на тему «Экологические законы Нижегородской области»,
3) Плакат на тему соблюдения природоохранных законов,
4) Небольшой детский рассказ/сказка на тему соблюдения природоохранных законов.
Луковникова Лиза и Кошкина Алина заняли в конкурсе 2 и 3 места.
К концу акции (7 февраля) было собранно более 300 кг макулатуры. Не плохой результат! Ведь, как известно, 60 кг макулатуры спасают 1 дерево, следовательно, 300 кг макулатуры, собранной благодаря этой акции, предотвратили вырубку более 5 деревьев.
Собранная бумага, картон и газеты были сданы во вторичную переработку компании Исток НН, которая выступает за бережное отношение к экологии и к повторной переработке отходов вторсырья, особенно к бумажным отходам и полимерной продукции, так как это способствует значительному снижению вырубки лесов и захоронению полимеров. В результате переработки получаются материалы для производства санитарной, типографской бумаги, упаковки и материалов для строительства. Сбор макулатуры прошел в рамках всероссийской акции «Субботка–переработка», организатором которой является Движение ЭКА. «Субботка–переработка» - это уникальная экологическая акция, направленная на продвижение раздельного сбора отходов, их глубокой переработки. И хотя на прошедшей акции принимались только бумажные отходы, в дальнейшем мы планируем принимать для переработки также пластик, стекло и алюминий.
Пункт приема макулатуры располагался в холе первого этажа лицея. Учащиеся и педагоги были заранее оповещены о планируемом мероприятии. В дни проведения акции ребята приносили старые тетради, газеты, учебники и ненужные книги. Каждому принявшему участие в акции были вручены магнитики и листовки, информирующие о важности переработки отходов.
Подобные мероприятия должны проводиться чаще, тогда мы научимся более рационально использовать то, что у нас есть.
http://ecamir.ru/news/Subbotka-Pererabotka-300kg-makulaturyi-i-5-derevev.html
Приобщение коллективов учреждений к воспитанию экологической культуры через создание экологически комфортной среды в школах.
Воспитание у обучающихся эстетического вкуса, позитивного отношения к комнатным растениям.
Фестиваль «Здравица» прошёл в разных форматах – в 4-х классах в виде игры-викторины «Полезная химия в овощах и фруктах». Всем ребятам, правильно ответившим на вопросы викторины, раздавались фрукты и овощи, а также воздушные шарики. Дети были просто в восторге! В 8-х классах прошли лекции с защитой проектно-исследовательских работ по теме "Класс, свободный от курения". В 7-х классах состоялись беседы с мультимедийной презентацией по здоровому питанию. Все мероприятия направлены на то, чтобы показать, что связь между здоровьем (физическим, психологическим, духовным) и экологичностью как тоже своего рода здоровьем (планеты и человека в гармонии с планетой) является очень тесной.
Такого рода обмен не просто дает новую жизнь вещам, он еще и позволяет значительно сократить затраты ресурсов, денег и сил на производство, упаковку и доставку новых товаров. Дармарка была приурочена к юбилею лицея, которому в этом году исполнилось 25 лет! Польза «ДАРМАРКИ» с экологической точки зрения в том, что предметы, которыми мы перестали пользоваться, могут пригодиться другим людям. Бесплатный обмен вещами сокращает необходимость производить и покупать новые, помогает найти применение «устаревшим».
Участники активно делились не только вещами, но и талантами! В честь юбилея в лицее прошёл праздничный концерт!
Выводы. Возможные пути решения экологических проблем, затронутых в проекте
1. Основными мерами по решению экологических проблем малых рек должны стать: переход на водосберегающие технологии и полная очистка хозяйственно-бытовых и промышленных стоков; ужесточение контроля за соблюдением природоохранных нормативов сброса загрязняющих веществ в водные объекты; установление водоохранных зон для всех водных объектов;
ограничение сбросов промышленных вод в реки, озера и другие водные объекты; очищение русел и пойм рек и озер от скопившегося мусора;
совершенствование технологий производства и технологий утилизации отходов; предотвращение попадания в реки удобрений и ядохимикатов с полей, а также фекальных масс; посадка леса вдоль русел малых рек и примыкающих к речным долинам оврагов; проведение разъяснительных мероприятий с населением по основам рационального природо- и водопользования.
2. Надо развивать абсолютно все методы снижения массы мусора как на стадии его образования (на предприятиях), так и на стадии потребления продукции. Здесь пригодны все меры, которые вы придумаете. Прямое материальное поощрение дворников и домовладельцев за разделение потока мусора на две части: «сухой» мусор, то есть пригодный для прямой переработки и сепарации, и «мокрый», который требует другой переработки (компостирование, пиролиз и др.), даст огромную выгоду на стадии сепарации мусора. Сюда же относится сбор макулатуры у населения и другие сходные и хорошо известные еще лет десять назад способы.
3. Повсеместно внедрить прессование мусора. Если подготовлен рынок сбыта, то должна проводиться сепарация. Если рынок сбыта не подготовлен, надо прессовать неразделенный мусор. Это резко снизит потребность в полигонах, и, кроме того, предлагается закрывать плотными брикетами старые свалки и карты илов от очистки сточных вод.
4. Мусорные свалки в их теперешнем виде должны быть уничтожены. В каждом городе, в каждом регионе должны быть сооружены современные полигоны для захоронения мусора, чтобы не было нам стыдно перед внуками.
5. Строительство МСЗ должно быть запрещено, а печи сжигания опасных отходов закрыты. Для опасных веществ есть иные способы обезвреживания. Ну, и, конечно же, сам человек должен следить за собой!
В последнее время учёные нашли в окружающей среде микроорганизмы способные использовать углерод полиэтилена в своём метаболизме в качестве источника углерода. Это даст возможность использовать этот метод для переработки полиэтилена.
Воронежский изобретатель Владимир Комаров разработал уникальную технологию переработки твёрдых бытовых отходов. Он из подручных средств сконструировал молекулярный реактор. Мусор, попадая туда, просто испаряется при температуре 1500 градусов, образуя синтетический газ (близкий к метану), на котором могут работать и котельные и автомобили. Его работой заинтересовались представители разных Министерств.
Материалы данной учебно-исследовательской работы были использованы на внеклассном занятиидля детей среднего школьного возраста 5-8 класса по теме "Меньше мусора - меньше проблем" (в форме игры - научной конференции «Выбор пути в будущее» с целью формирования представления учащихся о проблеме твердых бытовых отходов (ТБО) и возможных путях ее решения, расширения знаний по теме раздельного сбора ТБО и проблемам в сфере обращения с отходами.
Занятие проходило в форме игры, где каждый ученик становился участником научной конференции «Выбор пути в будущее», в ходе, которой узнавал об актуальной экологической проблеме в сфере обращения с твёрдыми бытовыми отходами в Нижегородской области. В рамках научной конференции учащиеся научились правильно рассортировывать мусор и использовать полученные фракции для того, чтобы своими руками попробовать переработать некоторые из видов отходов – сделать бумагу из макулатуры, поделки из бросового материала.
Список использованной литературы
1. Величковский В.Т. Здоровье человека и окружающая среда. - М: Новая школа, 1997.
2. Винокуров Ю.Е. Экологическое право РФ /Курс лекций. - М: МНЭПУ,1997.
3. Зверев Д. Практические занятия по экологии. - М: Просвещение, 1998.
4. Жигарев А. и др. Основы экологии /сборник задач, упражнений, практических работ. - Дрофа, 2002.
5. Колосков А.В. Фотографирование как метод экологического воспитания и образования. - МГДТДЮ, 1998.
6. Криксунов Е.А. и др. Экология. - Дрофа, 2001г.
7. Ошмарин А.П. и др. Экология /Школьный справочник. - Ярославль, Академия развития, 1998.
8. Пугал Н.А. Экология эстетика пришкольного участка /Школьные технологии, № 3, 1998.
9. П. Ревелль, Ч. Ревелль. Среда нашего обитания. – Мир, 1995.
10. Чернова Н.М. и др. Основы Экологии, 10(11). - М: Просвещение, 2002.
11. Экология. Краткий справочник школьника, 9-11 кл. – Дрофа, 1997.
Этот древний-древний-древний мир!
Сладость для сердца
Император Акбар и Бирбал
"Морская болезнь" у космонавтов
Рисуем лошадь акварелью