Актуальность исследования
Социально-политические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях современного общества.
В 90-е годы XX века предпринимались попытки осмысления воспитательного опыта различных видов, структур отечественного детского движения. Однако, детская общественная организация, как особый объект воспитательного пространства, не являлась предметом специального исследования. Особая значимость такого исследования заключается в том, чтобы, переосмыслив исторический воспитательный опыт детских общественных организаций с позиций современной теории воспитания, сформулировать и обосновать концепцию их деятельности, реализация которой на практике помогла бы детской организации занять достойное место в системе воспитания подрастающего поколения.
На современном этапе новые явления, происходящие в детском движении, требуют новых подходов в его исследовании.
В рамках представленных исследований затронуты отдельные аспекты, фрагменты проблемы социального воспитания в детской общественной организации.
Цель настоящего исследования – выявление и теоретическое обоснование роли детской общественной организации в социальном воспитании подростков.
Проблема исследования: основы использования потенциала детской общественной организации для решения задач социального развития подростка.
Объект исследования: феномен детской общественной организации как объекта социального воспитания.
Предмет исследования: детская общественная организация как пространство социального воспитания.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что:
Детская общественная организация обладает специфическими возможностями социального воспитания подростков.
В соответствии с поставленной целью и гипотезой исследования были сформулированы следующие задачи:
1. Провести теоретический анализ исследований сущности и возможностей социального воспитания подростков в пространстве детской общественной организации.
3. Изучить историко-педагогические аспекты развития детского движения как основы формирования современных представлений о социальном воспитании в пространстве детского движения;
4. Разработать концептуальные основы деятельности детской общественной организации в современных условиях;
5. Экспериментально проверить воспитательные возможности ДОО в формировании социальной инициативы и гуманистической направленности личности подростка.
Методы исследования:
Историко-педагогический анализ развития детского движения в России - выявление исторических тенденций социального воспитания в пространстве детского движения.
Научная новизна работы заключается в том, что:
Теоретически разработано содержание категории: «детская общественная организация», «социальное воспитание».
Теоретическая значимость работы заключается в том, что:
Теоретически обоснованы социальные и педагогические условия влияния ДОО на социальное развитие подростка, а также эффективность социального воспитания в пространстве детских общественных организаций.
Вложение | Размер |
---|---|
groza_lyovin_obshchestvozn.doc | 88.5 КБ |
organizatsii.pptx | 382.14 КБ |
Название работы: Роль детских организаций в воспитании подрастающего поколения.
Авторы работы: Гроза Антон , Лёвин Сергей
Место выполнения работы:
Ст. Григорополисская, МОУ СОШ № 18,
7 а класс
Научный руководитель работы:
Рябикина Ольга Михайловна,
учитель русского языка и
литературы, истории.
Оглавление:
Введение………………………………………………………………………….3
Глава 1..Детские общественные организации .
1.1.История детских молодёжных организаций………………………………3
1.2.Детское движение и детские объединения в настоящее время………….5
Глава 2. Перспективы детских организаций.
2.1.Опросы и исследования..………………………………………………………9
Заключение…………………………………………………………………………10
Список использованной литературы…………………………………………..10
Введение.
Социально-политические преобразования в России породили проблему, связанную с социальным становлением детей и подростков в условиях современного общества.
В 90-е годы XX века предпринимались попытки осмысления воспитательного опыта различных видов, структур отечественного детского движения. Однако, детская общественная организация, как особый объект воспитательного пространства, не являлась предметом специального исследования. Особая значимость такого исследования заключается в том, чтобы, переосмыслив исторический воспитательный опыт детских общественных организаций с позиций современной теории воспитания, сформулировать и обосновать концепцию их деятельности, реализация которой на практике помогла бы детской организации занять достойное место в системе воспитания подрастающего поколения.
На современном этапе новые явления, происходящие в детском движении, требуют новых подходов в его исследовании.
В рамках представленных исследований затронуты отдельные аспекты, фрагменты проблемы социального воспитания в детской общественной организации.
Цель настоящего исследования – выявление и теоретическое обоснование роли детской общественной организации в социальном воспитании подростков.
Проблема исследования: основы использования потенциала детской общественной организации для решения задач социального развития подростка.
Объект исследования: феномен детской общественной организации как объекта социального воспитания.
Предмет исследования: детская общественная организация как пространство социального воспитания.
Гипотеза исследования основана на предположении о том, что:
Детская общественная организация обладает специфическими возможностями социального воспитания подростков.
Глава 1. Детские общественные организации как субъект социальной работы
1.1.История детских молодёжных организаций.
Октябрята — ученики начальных классов.
Термин октябрята возник в 1923—24 гг., когда в Москве стали возникать первые группы детей, в которые принимались ребята — ровесники Великой Октябрьской социалистической революции.
Группы октябрят создавались в первых классах школ и действовали до вступления октябрят в пионеры и образования пионерских отрядов. При вступлении в ряды октябрят детям выдавался нагрудный значок — пятиконечная рубиновая звезда с портретом Ленина в детстве. Символом группы был красный октябрьский флажок. Группа октябрят состояла из нескольких подразделений, называемых «звёздочками», каждая из которых включала обычно по 5 детей — символ пятиконечной звезды. Как правило в «звёздочке» каждый октябрёнок занимал одну из должностей — командир, цветовод, санитар, библиотекарь или физкультурник.
ЦК ВЛКСМ утвердил набор «правил» для октябрят:
Деятельность октябрят проходила преимущественно в игровой форме и организовывалась учителями и вожатыми. Ежегодно 16—22 апреля проводилась всесоюзная неделя октябрят. В школе для октябрят могли организоваться «ленинские чтения», когда 22-го числа каждого месяца назначенный старшеклассник приходил в класс и читал рассказы о В. И. Ленине (его день рождения 22-го апреля 1870 г.). Для октябрят издавались всесоюзные («Весёлые картинки» и «Мурзилка») и республиканские журналы. Например, в Молдавской ССР издавался журнал «Стелуца» («Звёздочка») на молдавском и русском языках. Материалы, предназначенные для октябрят, публиковали и пионерские газеты. Ежегодно для октябрят издательством «Малыш» выпускался настольный календарь «Звёздочка».
Пионеры — ученики средних классов школы.
Пионерская организация — это детская коммунистическая организация.
На протяжении всей своей истории пионерская организация горячо откликалась на призывы партии и комсомола принять посильное участие в решении задач, стоявших перед страной на том или ином этапе ее истории. За активное участие в строительстве социализма большая группа пионеров была награждена правительственными орденами и медалями. Более 40 тысяч детей и подростков только Ленинграда и Москвы получили ордена и медали за боевые подвиги на фронтах в годы Великой Отечественной войны.
Во всей жизни и работе пионерская организация неуклонно следует принципу учета возрастных и индивидуальных особенностей детей и подростков, стремится обеспечить романтику, и занимательность пионерских дел
Всесоюзный марш «Всегда готов!», многообразные дела в связи с различными маршрутами («В страну знаний», «Равнение на пионерское знамя»), увлекательные операции — «Зеленый друг», «Золотой колос», «Пионерская сталь», «Чукотка» и другие, военизированные игры н походы, краеведческие походы и экскурсии, рейды разведчиков — красных следопытов и многие другие формы работы прочно вошли в практику работы пионерской организации.
Одной из главных задач пионерской организации является содействие школе в выполнении закона о восьмилетнем всеобуче и в осуществлении перехода ко всеобщему среднему образованию.
Комсомольцы — молодёжь в возрасте от 14 до 28 лет.
За воспитание Всесоюзной пионерской организации, объединяющей в своих рядах 25 миллионов детей и с гордостью носящей имя великого Ленина, несут ответственность школьные комсомольские организации Постановление ЦК КПСС, посвященное 50-летию пионерской организации, отмечает, что она является важным звеном в системе коммунистического воспитания подрастающего поколения, активно способствуя воспитанию в каждом школьнике лучших черт советского гражданина. «Она оказывает, — говорится в этом постановлении, — повседневную помощь школе в борьбе за глубокие и прочные знания, в приобщении детей к общественно полезному труду, охране природы, широкой тимуровской работе».
Следуя ленинским заветам, комсомол всегда стоял в первых рядах на самых трудных и опасных участках в годы гражданской и Отечественной войн, на ответственных и нелегких работах в годы мирного труда на заводах и фабриках, в сельском хозяйстве и на транспорте, в шахтах и на строительных лесах, в области культурного строительства и идеологической борьбы.
1.2.Детское движение и детские объединения в настоящее время.
Классификация
В соответствии с действующим законодательством России, общественное объединение — это добровольное самоуправляемое некоммерческое формирование, созданное по инициативе граждан на основе общности их интересов для реализации совместных целей.
В настоящее время в России действует большое число детских общественных объединений самых разных видов и форм.
Кроме того специалисты выделяют спортивные детские общественные объединения, объединения досугового характера (самодеятельные кружки по интересам, клубы общения, любителей современной музыки и др.), а также временные общественные объединения, создаваемые для участия детей в международных, федеральных, региональных программах социально-образовательного содержания.
«Школа безопасности»
Всероссийское детско-юношеское общественное движение «Школа безопасности» было создано при содействии МЧС России в 1994 году для формирования у детей и молодёжи сознательного и ответственного отношения к вопросам личной и общественной безопасности, получения практических навыков действий в чрезвычайных, опасных, негативных ситуациях, гражданско-патриотического, морально-психологического и физического воспитания, пропаганды и популяризации здорового образа жизни
«Интеллект будущего»
Общероссийская детская общественная организация Малая академия наук «Интеллект будущего» зародилась в середине 1980-х годов. Членами организации являются педагоги, стремящихся к улучшению системы образования, и одарённые дети, которые делают первые шаги в науку и стремятся к интеллектуальному развитию.
«Зелёная планета»
Общероссийское общественное детское экологическое движение «Зелёная планета»создано 27 ноября 2003 года. Участником движения можно стать с 8 лет. Основная цель — объединение юных граждан России и детских организаций для решения экологических проблем. Сферы деятельности — экологическое образование, просвещение и воспитание, вовлечение подрастающего поколения в природоохранную деятельность, формирование здорового образа жизни.
Детский орден милосердия
Региональная общественная организация инвалидов «Детский орден милосердия»[создана в 1996 году. Участники организации — дети, молодёжь и взрослые. По программе «Детского ордена милосердия» работают объединения в разных регионах России, все программы ордена направлены на социально незащищённых детей и детей с ограниченными возможностями здоровья.
ДИМСИ
Общероссийская общественная организация «Детские и молодёжные социальные инициативы» (ДИМСИ) — волонтёрская организация, объединяющая подростков и молодёжь с активной социальной позицией, которые хотят быть полезными своей стране, людям, неравнодушных к проблемам сверстников и взрослых. Создана в 1995 году, девиз: «Дружба! Милосердие! Вдохновение!» ДИМСИ имеет региональные отделения в большинстве субъектов РФ. Её членами являются более 60 тыс. человек старше 8 лет. Сферы деятельности: профориентация и вторичная занятость, культура, спорт, досуг и образование, социальная поддержка проблемных групп детей, пропаганда здорового образа жизни, гражданское и патриотическое воспитание.
Лига юных журналистов
Лига юных журналистов создана в августе 1992 года, является ассоциированным членом Союза журналистов России. Объединяет более 20 тыс. юных журналистов из 42 регионов России, которые создают более 2 тыс. региональных и школьных изданий с суммарным тиражом более 1,5 млн экземпляров, около 30 редакций региональных детских телепрограмм и 12 радиопрограмм. Основная цель Лиги — дать возможность юным гражданам России выражать своё мнение, быть услышанными и понятыми обществом, влиять на социальные процессы.
Неформалы
Стихийно возникающие группы детей, объединенных общими занятиями, интересами и ценностями, как правило, называют неформальными организациями, чтобы противопоставить официально зарегистрированным детским общественным объединениям. При развитости и относительной устойчивости направления и деятельности таких групп образуются соответствующие субкультуры. Как замечают специалисты по молодёжным субкультурам, большинство неформалов — школьники и студенты из вполне благополучных семей, они чувствуют необходимость обособиться, противопоставить привычному миру свои ценности. Так, в начале 1950-х годов в США появились «битники», в середине 1960-х годов — «хиппи», «рокеры», в 1970—1980-е годы — «панки» и т.д.
Сегодня существует несколько ответвлений субкультуры.
Готы — молодые люди и девушки в одежде преимущественно тёмных тонов, с мрачным макияжем, обилием украшений и аксессуаров в средневековом стиле с рунами, иероглифами и магической символикой, в том числе браслетами, ошейниками с шипами, обильным пирсингом. Мировоззрение готов — это мистический романтизм, поиск красоты в самых мрачных вещах и явлениях, в их одежде преобладает чёрный цвет. Субкультура готов — это прогулки по кладбищам, мрачные истории про вампиров, готический рок и классика.
Эмо
Эмо (англ. еmo, сокращение от «эмоциональный») — особый вид музыки, основанной на сокрушительно сильных эмоциях в голосе вокалиста. Отличительные особенности этого стиля — манера вокала, включающая в себя визг, плач, стоны, шёпот. Отличительная особенность «эмо» — косые разноцветные чёлки и многочисленные значки. Мировоззрение «эмо» — свобода в выражении эмоций, пацифизм, инфантилизм.
Глава 2. Перспективы детских организаций.
2.1. Опросы и исследования.
В развитии детского движения в современной России эксперты видят серьёзные проблемы: отсутствие единой методической службы, малочисленность новых детских общественных объединений, утрата налаженных систем подготовки, переподготовки и повышения квалификации кадров, проблемы финансового обеспечения. На федеральном уровне нет единого исполнительного органа, объединяющего представителей всех или большинства ныне действующих организаций.
По заказу Министерства спорта, туризма и молодёжной политики России в 2009 году было проведено социологическое исследование «Детское общественное движение в России как инструмент влияния на качество будущего человеческого капитала». В результате выяснилось, что 83 % учащихся 4—11-х классов не вовлечены ни в какие детские организации. 7 % детей являются участниками туристических объединений, 5 % — члены детских общественных организаций, а ещё 5 % входят в неформальные движения.
С января по октябрь 2009 года агентством «Юнпресс» и СПО-ФДО была проведена интернет-дискуссия, в которой приняли участие более 80 тыс. человек в возрасте от 10 до 17 лет. Обнаружилось, что 48 % её участников убеждены, что детское движение должно быть союзом многообразных самостоятельных организаций, ещё 46 % видят детское движение объединением всех детей в одной организации. 64 % опрошенных считают, что управлять этой организацией должны совместно дети и взрослые. Более 90 % убеждены, что деятельность организации должна строиться с учётом интересов детей и быть полезной для людей. 70 % выступают за государственную материальную поддержку детских организаций.
Объединяясь в различные группы, компании, команды и т.д., чаще с участием взрослых, дети сосредоточивают свои силы для достижения конкретных целей в разнообразных видах деятельности. Проведенный нами опрос показал, что возможность своего участия в общественной жизни ученики нашей школы видят :
־ в своей заботе о природе (45%), о старых и больных (60%), о детях-инвалидах ((99%), о младших (70%.), о родной станице(90%);
־ в помощи семье (40%);
־ в работе в фирмах, частных хозяйствах (30%);
־ в дружбе с ребятами разных стран (80%);
־ в борьбе за мир (100%), с недостатками в окружающей жизни (95%);
־ в участии в научных открытиях, изобретениях (30%);
־ в обсуждении различных вопросов вместе со взрослыми.(70%);
־ в воспитании в себе качеств настоящего гражданина (99%).
На вопрос: «Нужны ли детские организации, подобные пионерской, сейчас?» 99% учащихся ответили, что нужны.
Заключение.
Для воспитания демократической культуры детей большое значение имеет работа детских общественно-политических объединений. Быть политически развитым, обладающим демократической культурой человеком означает, в первую очередь, способствовать согласию, гармонизации разнонаправленных интересов, существующих в обществе, быть нацеленным на поиск компромиссов, способствующих конструктивному решению задач, стоящих перед обществом, социальными слоями, индивидами. Это означает быть готовым следовать принципу определяющей воли большинства, защищая права личности, которые считаются «естественными», «неотъемлемыми» и т. д.
Чтобы думать и действовать таким образом, человеку необходимы исторические, философско-мировоззренческие, экономические, политологические, психологические, культурологические знания о той общественной среде, в которой он действует. Большое значение для воспитания детей имеют их временные объединения, которые обладают особыми воспитательными возможностями: создаются реальные условия для динамичного и интенсивного общения ребенка со сверстниками, предоставляются разнообразные варианты реализации его творческой активности. Интенсивность общения и специально заданная деятельность позволяют ему изменять свои представления, стереотипы, взгляды на самого себя, сверстников, взрослых.
Список используемой литературы.
1. Конвенция ООН «О правах ребенка» (принята 28ноября 1989)
2. Федеральный Закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации» (24июля 1998г. .№124-ФЗ)Закон РФ об образовании (12.05. 1995)
3. Закон РФ “Об общественных объединениях” (19мая 1995г. №82-ФЗ).
4. Закон РФ “О государственной поддержке молодежных и детских общественных объединений” (28 июня 1995г. №98 –ФЗ).
5. Актуальные проблемы современного детства: Сб. научных трудов. Вып. 4.
6. Богомолова Л.В., Голубева Т.Л. Подростковая культура. На подступах к диалогу. - М., 1992.
7. Борисова Л.А. Детское движение в современном обществе: концепция развития и воспитательные возможности // Народная школа. 1995. №6.
8. Быков А.К. // Социальные Технологии, Исследования, №2,2005. - с. 58-63
9. Детское движение. Вып.4Под руководством Т.А.Васильевой.Сост. и ред.:Т.В. Трухачева – М.,2004
10. Вишневский Ю.Р., Шапко В.Т. Социология молодежи. - Н. Тагил, 1995.
11. Детское движение Москвы Ресурсы развития. Материалы социологического исследования. Сборник статей / под редакцией М.Е Кульпединовой. - М.: ИСПС РАО, 2005.
12. Детское движение. Вып.1. Сост. Т.В. Трухачева – М.,2004
Слайд 2
Как было раньше
Слайд 3
Что есть у нас сейчас Лагерь скаутов Школа безопасности
Слайд 4
ОПРОСЫ и исследования Детское общественное движение в России как инструмент влияния на качество будущего человеческого капитала
Слайд 5
интернет-дискуссия ПРОВЕДЁННАЯ АГЕНСТВОМ « Юнпресс » Результаты
Слайд 6
Проведенный нами опрос показал, что возможность своего участия в общественной жизни ученики нашей школы видят
Слайд 8
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ
Рождественский венок
Тупое - острое
Убунту: я существую, потому что мы существуем
Вода может клеить?
Если хочется пить...