Вложение | Размер |
---|---|
issledovanie.doc | 246.5 КБ |
НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКИЙ ФОРУМ «МОЛОДЕЖЬ И НАУКА»
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«СОТНИКОВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
Тема: Исследования межличностных конфликтов в подростковом возрасте
Тип работы: исследовательская работа
Направление работы: социально-гуманитарные и экономические науки
(психология и педагогика)
Сотниково, 201
Сотниково 2014
Содержание
Введение………………………………………………………..…………....……3
Глава I. Теоретические аспекты исследования межличностных конфликтов в подростковом возрасте……………………………………...................................5
1.2. Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте.....9
Глава II. Эмпирическое исследование особенностей межличностных конфликтов среди подростков…………………………………………………15
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования………………15
2.2. Анализ результатов исследования особенностей межличностных конфликтов подростков ………………………………………………………...17
Заключение………………………………………………..……..…....................24
Литература……………………………………………………………………….26
Приложение………………………………………………..……..………….......28
ВВЕДЕНИЕ
Конфликты играют важнейшую роль в жизни человека, развитии личности, семьи, жизнедеятельности, школы, и любой другой организации, государства, общества и человечества в целом. Конфликт, как социально-психологический феномен, является закономерной и естественной характеристикой социальных отношений.
Социальное благополучие общества на различных уровнях его организации влияет на проявление конфликтности во взаимоотношениях всех его членов и, в частности, подростков, осуществляющих поиск способов «взрослого поведения». Недостаток социальных умений и навыков способствует обращению подростка к моделям поведения, используемым окружающими. Действия и поступки взрослых часто рассматриваются и воспринимаются им как примеры, предлагаемые обществом для подражания. В этой связи актуальна проблема овладения оптимальными способами реагирования в ситуации конфликта, особенно в подростковом возрасте.
Наряду с социальными факторами и недостатком компетентности в общении, межличностные конфликты подростков обусловлены спецификой возрастного кризиса. Несмотря на расхождения в подходах к содержанию подросткового возраста, психологи единодушны в том, что конфликты этого периода и их разрешение или неразрешение оказывают значительное влияние на формирование личности и ее социализацию.
Между тем, практика показывает, что межличностное взаимодействие в ситуациях конфликта вызывает затруднения у подростков, в их отношениях преобладают деструктивные тенденции. Зачастую вместо анализа проблемы и поиска оптимальных путей ее решения подросток пытается интенсивным способом повлиять на объект противоречия и производит действия, ведущие к эскалации конфликта. Это связано, прежде всего, с недостатком коммуникативной и социальной компетентности подростков.
В связи с актуальностью целью исследовательской работы является исследование особенностей межличностных конфликтов подростков.
Объект исследования: общение подростков со сверстниками .
Предмет исследования: особенности межличностных конфликтов подростков.
Гипотеза: особенности межличностных конфликтов подростков обусловлены их личностными характеристиками.
Задачи:
Для проведения исследования использовался комплекс методов:
Теоретические методы: анализ, синтез и обобщение научной и методической литературы по проблеме исследования;
Эмпирические методы: опрос, тестирование.
Для проведения тестирования использовались следующие методики:
Практической базой исследования являются учащиеся 7,9,10,11-го классов в возрасте 11-17 лет в количестве 30 человек.
ГЛАВА I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ИССЛЕДОВАНИЯ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПОДРОСТКОВОМ ВОЗРАСТЕ
1.1 Психологическая сущность межличностных конфликтов
В психологии понятие «конфликта» применяется достаточно широко, фактически адресуясь ко всем разнородным явлениям, связанным с психикой людей. Конфликтом называют и межличностные трудности, и внутриличностные переживания, и кризисные явления (предмет психотерапевтической работы), и столкновение алгоритмов решения учебных задач у обучающегося и др.
Приведем наиболее распространенные определения данного понятия в психологической науке. «Психологический словарь» определяет конфликт как трудно разрешимое противоречие, связанное с острыми эмоциональными переживаниями. В. В. Дружинин и его соавторы дают следующее определение конфликта: «Конфликт – способ разрешения коренных противоречий, неразрешимых другим (логическим) путем» [8].
Н. В. Гришина [6] рассматривает конфликт как биполярное явление – противостояние двух начал, проявляющее себя в активности сторон, направленной на преодоление противоречия, причем каждая из сторон конфликта представлена активным субъектом (субъектами).
А. Я. Анцупов и А. И. Шипилов [3] предлагают следующее определение: «Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями».
Известный отечественный социальный психолог А. Г. Ковалев пишет, что конфликт как естественное противоречие, возникающее между людьми, порождается проблемами личной и социальной жизни, противоречиями интересов, взглядов, социальных установок людей [10, с. 195].
Под межличностным конфликтом понимают открытое столкновение взаимодействующих субъектов на основе возникших противоречий, выступающих в виде противоположных целей, не совместимых в какой-то конкретной ситуации[14].
Межличностный конфликт проявляется во взаимодействии между двумя и более лицами. В межличностных конфликтах субъекты противостоят друг другу и выясняют свои отношения непосредственно, лицом к лицу. Это один из самых распространенных типов конфликтов. Они могут происходить как между сослуживцами, так и между самыми близкими людьми.
В межличностном конфликте каждая сторона стремится отстоять свое мнение, доказать другой ее неправоту, люди прибегают к взаимным обвинениям, нападкам друг на друга, словесным оскорблениям и унижениям и т.п. Такое поведение вызывает у субъектов конфликта острые негативные эмоциональные переживания, которые обостряют взаимодействие участников и провоцируют их на экстремальные поступки. В условиях конфликта становится трудно управлять своими эмоциями. Многие его участники после разрешения конфликта еще долго испытывают негативное самочувствие.
Межличностный конфликт выявляет отсутствие согласия в сложившейся системе взаимодействия между людьми. У них появляются противоположные мнения, интересы, точки зрения, взгляды на одни и те же проблемы, которые на соответствующем этапе взаимоотношений нарушают нормальное взаимодействие, когда одна из сторон начинает целенаправленно действовать в ущерб другой, а та, в свою очередь, осознает, что эти действия ущемляют ее интересы, и предпринимает ответные действия. Такая ситуация чаще всего приводит к конфликту как средству ее разрешения. Полное разрешение конфликта будет осуществлено в том случае, когда противоборствующие стороны вместе вполне осознанно устранят причины, породившие его. Если же конфликт разрешится победой одной из сторон, то такое состояние окажется временным и конфликт обязательно в какой-то форме заявит о себе при благоприятных обстоятельствах[8].
Любое урегулирование конфликта или его предупреждение направлены на сохранение существующей системы межличностного взаимодействия. Однако источником конфликта могут оказаться такие причины, которые ведут к разрушению сложившейся системы взаимодействия. В связи с этим выделяют различные функции конфликта: конструктивные и деструктивные.
При системном изучении конфликтов в них выделяют структуру и элементы. Элементами в межличностном конфликте являются: субъекты конфликта, их личностные характеристики, цели и мотивы, сторонники, причина конфликта. Структура конфликта — это взаимосвязи между его элементами. Конфликт всегда находится в развитии, поэтому его элементы и структура постоянно изменяются[8].
Сам конфликт состоит из трех периодов:
1) предконфликт (возникновение объективной проблемной ситуации, осознание объективной проблемной ситуации, попытки решить проблему неконфликтными способами, предконфликтная ситуация);
2) конфликт (инцидент, эскалация, сбалансированное противодействие, завершение конфликта);
3) послеконфликтная ситуация (частичная нормализация отношений, полная нормализация отношений).
Таким образом, для возникновения межличностного конфликта необходимо наличие противоречий (объективных или мнимых). Противоречия, возникшие из-за несовпадения во взглядах, оценках людей по самым различным явлениям, ведут к ситуации спора. Если она представляет угрозу одному из участников, то возникает конфликтная ситуация.
Важным вопросом в социально-психологическом исследовании проблемы конфликтов и их природы является выявление их причин.
Среди причин межличностного конфликта, выделяют причины связанные с психологическими особенностями человеческих отношений. Это взаимные симпатии и антипатии людей, ведущие к их совместимости или несовместимости; неблагоприятная психологическая атмосфера в коллективе; плохая психологическая коммуникация.
Другая группа причин связана с личным своеобразием членов коллектива. В этом случае имеются в виду личные особенности, способствующие возникновению конфликтных ситуаций. К ним относятся:
неумение контролировать свое эмоциональное состояние; низкий уровень самоуважения; агрессивность; повышенная тревожность; некоммуникабельность; чрезмерная принципиальность.
К конфликту также приводит сама неподготовленность человека к эффективным действиям. Он может не знать о том, что существует несколько способов и десятки приемов бесконфликтного выхода из предконфликтных ситуаций без ущерба для собственных интересов. Человек может иметь представление об этих приемах и способах, но не иметь навыков и умений их применения на практике[15].
Кроме субъективных факторов на возникновение конфликтной ситуации оказывают большое влияние ситуационные факторы. Дж. Форгас делает следующее замечание: «настроение оказывает большое влияние на наше мышление в неординарных, нестандартных случаях» [2, с. 145].
Понимание объективно – субъективного характера причин конфликтов отражается весьма полезным при определении способов предупреждения конфликтов, выработке оптимальных стратегий поведения людей в типичных конфликтах.
1.2 Особенности межличностных конфликтов в подростковом возрасте
Подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности.
Р. Бенедикт основную причину кризисности подросткового возраста видела в различиях норм поведения для взрослых и детей. Согласно ее точке зрения, причина конфликтов в подростковом возрасте - неразвитость детских форм поведения [4].
По мнению психологов психоаналитического направления, явления подростковой конфликтности неизбежны, поскольку попытки личности интегрировать новые сексуальные импульсы приводят к внутренним переворотам, личностным нарушениям и снижению социальной адаптации. Для уменьшения негативных последствий столкновения сексуальных импульсов с социальными табу, подросток "использует" механизмы психологической защиты (подавление, вытеснение, проекция, идентификация, рационализация и сублимация), искажающие восприятие ситуации, что может выступать как один из факторов возникновения межличностных конфликтов.
К. Левин в трактовке феноменов подросткового возраста исходил из своей теории поля. Это обусловило выделение им в качестве основной характеристики этого возрастного периода своеобразный "когнитивный дисбаланс", вызываемый изменением групповой принадлежности в связи с переходом из сообщества детей в сообщество взрослых. Сообщество взрослых, по мнению К. Левина, выступает для подростка как незнакомая область жизненного пространства, область, когнитивно - неструктурированная, в которой подросток не может различать четкие, дифференцируемые области. В связи с этим причину конфликтного поведения подростков он видел в отсутствии ясности: подросток не уверен в том, правильно ли он поступает, поскольку находится в незнакомом окружении. Эта неуверенность возрастает, если ребенка держали в неведении относительно взрослого мира[3].
Последний тезис относительно негативных последствий отсутствия у подростка представлений о нормах взрослой жизни имеет, с точки зрения изучения межличностных конфликтов подростков, весьма важное значение. Ссылаясь на него, мы позволим себе утверждать, что стремление обеспечить подросткам бесконфликтное существование, оградить их от возможных межличностных конфликтов в своей возрастной среде и на уровне «подросток – взрослый», психологически безосновательны и педагогически опасны. Проектируя бесконфликтную педагогическую среду, мы лишаем подростка возможности, говоря словами Е.А. Климова, «прощупать, прогнозировать, узнать и всесторонне понять разные варианты эмоционального и практического реагирования на ход событий.., обрести ориентировку»[9, с. 52].
Роль конфликтов в подростковом возрасте достаточно велика. Как и в любом другом возрасте, конфликты подростков носят как позитивный, так и негативный варианты исхода. С усложнением системы общественных отношений, с включением индивида в разнообразные общности, потребность в принадлежности к какой-либо группе удовлетворяется только при подчинении разнообразным общественным нормам и предписаниям, удовлетворяя при этом социальные ожидания окружающих. Постепенно на этой основе вырабатывается потребность следовать нормам, обычаям, традициям группы, поскольку в противном случае личность неизбежно вступает в постоянный устойчивый конфликт с окружающими и, в конечном счете, будет отторгнута группами, к которым она принадлежит [11].
Многие подростки испытывают затруднения в контактах со сверстниками и переживают свое одиночество болезненно. Любые трудности в социальной сфере приводят к нарушению деятельности, отношений, порождают негативные эмоции и переживания, вызывают чувство дискомфорта. Всё это может иметь неблагоприятные последствия для развития личности ребенка [1, с. 124].
Однако, наряду с деструктивными функциями, межличностный конфликт обладает существенным конструктивным потенциалом. К конструктивным функциям межличностных конфликтов в среде подростков можно отнести следующие:
- межличностный конфликт является важным источником личностного развития, а также развития внутригрупповых отношений;
- межличностные конфликты способны позитивно изменить и расширить сферу и способы межличностного взаимодействия;
- через открытую конфронтацию межличностный конфликт освобождает группу от негативных факторов ее развития;
- межличностный конфликт способствует развитию взаимопонимания между подростками, развивает их социальный интеллект [12].
Более того, позитивный смысл конфликта состоит в раскрытии для самого подростка его собственных возможностей, в активизации личности как субъекта предупреждения, преодоления и разрешения межличностных конфликтов. Психологический дискомфорт в классе, напряженные взаимоотношения с учителями, а затем и с родителями, способствуют тому, что отрицательные формы поведения закрепляются и могут перейти в черты характера. Кроме того, деформация взаимоотношений с окружающими неизбежно ведет к снижению познавательной активности подростка. Может возникнуть общее негативное отношение к школе и к учебной деятельности вообще [7, с.298]. В оценке подростками сверстников физические недостатки, как считает В. Н. Лозовцева, какие-либо сложности характера или неуспех в учебе отступают на второй план, если они соблюдают коллективные нормы, «кодекс товарищества» [13, с. 26]. Что касается «кодекса товарищества», то В. Н. Лозовцева определяет важнейшие его нормы следующим образом: это равенство, честность, верность, помощь товарищу, уважение [13, с. 30]. Тех, кто не соблюдает этот кодекс, кто не желает вести себя на равных, кто противопоставляет себя коллективу, подростки резко осуждают. Кроме того, подростки ценят умение постоять за себя. Здесь кроется другая проблема – проблема поведения в конфликте, выборе стратегии поведения. Стремление кого-то из подростков защитить себя с помощью взрослых также вызывает осуждение сверстников. Большая часть конфликтов среди подростков возникает из-за претензий на лидерство в микрогруппах. Межличностные конфликты могут возникать между устоявшимся лидером и набирающим авторитет лидера членом микрогруппы. Конфликтные ситуации могут возникать при взаимодействии лидеров микрогрупп, каждый из которых может претендовать на признание его авторитета всем классом. Лидеры могут втягивать в конфликты своих сторонников, расширяя масштабы межличностного конфликта. Конфликтные ситуации между учениками устраняются руководителем класса, который должен найти каждому лидеру свою специфическую сферу лидирования, иногда вместе с родителями. Также возможным негативным результатом межличностных конфликтов, как с взрослыми, так и со сверстниками, наряду с недоеданием, недосыпанием, эмоциональной холодностью близких подростку людей и ощущением своей ненужности, покинутости, наряду с чувством лишнего в семье или обществе (группе), можно выделить обострение взаимоотношений со всеми взрослыми, в том числе и с учителями (если конфликт происходил с родителями или иными близкими людьми), формирование негативного отношения к учебной деятельности и к школе в целом. Указанные причины приводят к усилению недоброжелательных отношений с ближайшим окружением, в том числе и со сверстниками, создают ситуацию хронического психологического дистресса, который, в свою очередь, отражается на психическом и физическом состоянии [5, с. 38], приводя к неврозам или, в крайнем случае, к суицидам.
Что касается позитивной роли межличностного конфликта в подростковом возрасте, то мы хотим отметить, что для развития личности необходимы конфликты. Только преодолевая конфликтную ситуацию, разрешая конфликт, противоречие, внутреннее или внешнее, индивид выходит на новую ступень своего развития. Таким образом, во-первых, практически общепризнанной является мысль об объективной основе подростковой конфликтности; а, во-вторых, межличностный конфликт может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д. И, наконец, поскольку конфликты в подростковой среде - явление неизбежное, предметом пристального внимания педагогов должно стать не только наличие конфликтов и конфликтное поведение, но и их отсутствие. Видимо, есть основания утверждать, что отсутствие конфликтов так же опасно для позитивного личностного становления подростка, как и наличие деструктивных, хронических конфликтных внутригрупповых отношений.
Выводы
Глава II. ЭМПИРИЧЕСКОЕ ИССЛЕДОВАНИЕ ОСОБЕННОСТЕЙ МЕЖЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ СРЕДИ ПОДРОСТКОВ
2.1. Методическое обеспечение и организация исследования
В процессе анализа психолого-педагогической литературы была выдвинута следующая гипотеза: особенности межличностных конфликтов младших и старших подростков обусловлены их личностными характеристиками.
В соответствии с обозначенной целью, предметом и объектом исследования поставлены следующие задачи:
1.Анализ и обобщение литературы по проблеме исследования;
2.Рассмотреть особенности межличностных конфликтов среди подростков;
3.Обработать и проанализировать результаты эмпирического исследования.
4.Сделать выводы по данной проблеме.
Исследование проводилось в несколько этапов:
На первом этапе нами была определена проблема. Актуальность исследования определяется высокой значимостью формирования конструктивных форм взаимоотношений среди подростков как основы гармоничного развития личности, социализации и адаптации.
На втором этапе был сформулирован методологический аппарат: цель, задачи, объект, предмет, были выдвинута гипотеза.
На третьем этапе нами была определена выборка испытуемых. Испытуемыми являются учащиеся 7-10 - х классов в возрасте 11-16 лет, в количестве 30 человек.
Четвертый этап исследования состоял в подборе методик для проведения обследования.
Для определения особенностей межличностных конфликтов личностных особенностей подростков использовались следующие методики:
- тест на оценку уровня конфликтности личности;
- тест на оценку собственного поведения личности в конфликтной ситуации;
-тест на оценку склонности к конфликту (методика В.Алексеенко).
Для определения особенностей межличностных конфликтов подростков была составлена анкета. Приложение 4
На пятом этапе была проведена обработка первичных данных. Определены количественные показатели особенностей межличностных конфликтов и личностных характеристик, проведен статистический анализ данных.
Описание методик исследования
1. Тест на оценку уровня конфликтности личности. Тест содержит 14 вопросов с тремя вариантами ответов, испытуемому предлагается выбрать один вариант ответа и записать его. Обработка результатов проводится по ключу, где каждый вариант имеет балловое выражение (1,2,3 балла), максимальное количество - 42 балла, минимальное – 14, методика предлагает выделение 9 уровней конфликтности, в нашем исследовании выделено 3 уровня (низкий, средний, высокий) Приложение 1
2. Тест на оценку собственного поведения личности в конфликтной ситуации
Учащимся предлагается ответить на вопрос: «Как вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации?» Если подобным образом вы ведете себя часто - поставьте 3 балла; от случая к случаю- 2 балла; редко – 1 балл. Кроме того учащимся предложены 15 вариантов ответов Приложение 2. Подсчитав количество баллов под определенными номерами были выяснены типы поведения подростков в конфликтной ситуации и определен стиль их поведения.
3. Тест на оценку склонности к конфликту (методика В. Алексеенко). Учащимся предлагается выполнить тест, содержащий 10 пар утверждений, и шкалу самооценки Приложение 3. Работа сводится к следующему. Учащимися оценивается каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отмечают кружочком, на сколько баллов в них проявляется свойство, представленное в левой колонке. Оценка проводится по 7- бальной шкале. 7 баллов означает, что оцениваемое свойство проявляется всегда, 1 балл указывает на то, что это свойство не проявляется вовсе.
2.2 Анализ результатов исследования особенностей межличностных конфликтов подростков
Для оценки уровня конфликтности подростков было проведено тестирование. Результаты исследования конфликтности представлены в таблице 1, на рисунке 1.
Таблица 1 Результаты исследования уровня конфликтности подростков
Показатели | Уровень конфликтности | ||
Высокий | Средний | Низкий | |
Количество человек | 2 | 24 | 4 |
% | 7% | 80% | 13% |
Результаты исследования уровня конфликтности показали, что высокий уровень конфликтности выражен у 7% подростков. Для подростков с высоким уровнем конфликтности свойственно мелочность, стремление найти поводы для споров, большая часть которых излишня. Они любят критиковать, но только когда это выгодно им, стремятся навязать свое мнение, даже если они не правы.
80% подростков имеют средний уровень конфликтности. О таких подростках говорят, что они конфликтные люди. Они настойчиво отстаивают свое мнение, невзирая на то, как это повлияет на их отношения с окружающими, однако за это качество их уважают окружающие.
13% подростков не склонны к конфликтам. Они умеют их сгладить, легко избежать критических ситуаций. Когда им приходится вступать в спор, они склонны учитывать, как это может отразиться на их отношениях с окружающими, так как стремятся быть ими приятным.
Рис. 1
Для определения собственного поведения подростка в конфликтной ситуации был проведен тест Приложение2]. Результаты исследования ведущих стратегии поведения в конфликте у подростков представлены в таблице 2.
Тип решения конфликтов | Жесткий | Демократичный | Компромиссный | Мягкий |
Кол-во человек | 12 | 9 | 7 | 2 |
% | 40% | 30% | 23% | 7% |
Таблица 2
40% учащихся относятся к «жесткому» типу решения конфликтов и споров. Ученики данного типа до последнего стоят на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало стремятся выиграть. Это тип человека, который «всегда прав».
30% учащихся относятся к «демократичному» типу. Они придерживаются мнения, что всегда можно договориться. Во время спора пытаются предложить альтернативу, ищут решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
23% учащихся склонны к «компромиссному» стилю. С самого начала они согласны на компромисс.
7% учащихся относятся к «мягкому» стилю. Своего противника они «уничтожают» добротой. С готовностью встают на точку зрения противника, отказываясь от своей.
Анализ теста на оценку склонности к конфликту (методика В.Алексеенко) показал, что высокая склонность к конфликту у 13% школьников, выраженная 70%, ничтожная 17%.
(высокая) 13% 17%(ничтожная)
70% (выраженная)
Для определения кто является инициатором конфликтов среди подростков, ними был задан соответствующий вопрос, результаты ответа на который отражены на рисунке 2.
Рис. 2. Ответы подростков на вопрос «Кто является инициатором конфликтов?»
Анализ результатов показал, что 83%(25 чел.) подростков склонны винить других детей в возникновении конфликтов и лишь 17% (5 чел.) признают себя виновными в конфликтах. Такие результаты могут свидетельствовать об осознании негативной роли конфликтов и отрицании причастности к их возникновению, также как и других плохих поступков.
Результаты исследования причин конфликтов среди подростков представлены на рисунке 3.
Рис. 3 . Представления подростков о том, что является причинами их конфликтов со сверстниками
Как мы видим из рисунка 3, 23% (7 чел.) подростков считают, что причинами их конфликтов со сверстниками является несправедливый поступок или обман. Это говорит о том, что у подростков начинает формироваться система ценностей и рефлексия как личных поступков, так и поступков других. Наряду с ростом нравственного сознания и морили, они начинают на сознательном уровне дифференцировать «плохие» и «хорошие» поступки, выражать свое несогласие с «плохими» посредством конфликтов.
Грубость и оскорбление является чаще всего причиной конфликтов, по мнению 27% (8 чел.) подростков. Подростки очень восприимчивы к оценке их личности, и проигнорировать грубый выпад сверстников не могут. Именно это и становится довольно часто причиной деструктивных отношений.
43% (13 чел.) подростков считают, что причиной их конфликтов является несовпадение точек зрения на что-либо. Для данных детей является принципиально важным дружба только с единомышленниками и с теми, кто разделяет их вкусы, взгляды, идеи, если этого не происходит, то дружеские отношения прекращаются, и начинается конфликт.
7% (2 чел.) подростков видят причинами конфликтов со сверстниками рассогласование ролевых позиций и стремление одних занять лидирующую позицию по отношению к другим и несогласие последних с данным обстоятельством («А почему я должен делать, так как он хочет », «Почему он командует» и прочие можно услышать во время подобных конфликтов)
Результаты опроса подростков по поводу того, кто идет первым на примирение, представлены на рисунке 4.
Рис. 4. Ответы подростков на вопрос: «Кто чаще идет на примирение в конфликтах?»
Как мы видим из рисунка 4, среди подростков в почти равном количестве представлены ответы, которые отражают, как личное стремление к примирению и готовность первым сделать шаг на встречу, так и ожидание первого шага со стороны других, так и обоюдное стремление к примирению.
Выводы
Межличностные конфликты среди подростков возникают довольно часто, но отличаются небольшой продолжительностью, при этом подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Конфликты можно считать неотъемлемым компонентом любой сферы человеческой деятельности. Конфликт — это всегда сложный и многоплановый социальный феномен. Под конфликтом понимается наиболее острый способ решения значимых противоречий, возникающих в процессе взаимодействия, заключающийся в противодействии субъектов конфликта и обычно сопровождающийся негативными эмоциями. Проведенный анализ онтогенеза конфликтного поведения показывает, что подростковый возраст является наиболее напряженным с точки зрения возникновения межличностных конфликтов. Повышенная конфликтность подростков во многом определяется особенностями и значением подросткового возраста в развитии личности. Межличностный конфликт у подростков может быть рассмотрен как ситуация интенсивного личностного развития, связанного с переструктурированием когнитивных образований, динамикой мотивов, ценностей и т.д.
Выявив психологическую значимость межличностных конфликтов в подростковом возрасте, в практической части работы с помощью эмпирических методов исследовались особенности межличностных конфликтов подростков. Предположив, что существует взаимосвязь между личностными характеристиками подростков и особенностями межличностных конфликтов у них.
Для проверки данной гипотезы были изучены особенности межличностных конфликтов у младших подростков со сверстниками, а также личностные характеристики и сопоставлены результаты исследования. В ходе исследования было установлено, что межличностные конфликты среди подростков возникают довольно часто. Однако данные конфликты не отличаются большой продолжительностью. Подростки часто отрицают свою причастность к их возникновению, отмечают основными их причинами несправедливые поступки и оскорбления. В конфликте большинство подростков демонстрируют активные стратегии поведения, целью которых является, как поиск взаимоудовлетворяющих решений противоречивых ситуаций, так и стремление при взаимодействии настоять на своем путем открытой борьбы за свои интересы. Установлено, что чем более конфликтны подростки, чем выше их самооценка и чем более они стремятся к конкуренции, тем чаще у них возникают конфликты со сверстниками, тем более они стремятся других обвинить в возникновении конфликта и тем продолжительнее конфликты.
В связи с этим и учитывая, что в подростковом возрасте многие временные состояния закрепляются и становятся устойчивыми свойствами личности, педагогам, родителям, психологам при организации и осуществлении воспитательного процесса важно, не подавлять конфликты между подростками, а развивать у них коммуникативные качества, объективную самооценку и здоровую критичность к окружающим, формировать навыки конструктивного взаимодействия. Все это поможет преодолеть высокую конфликтность свойственную подросткам, сделать отношения в подростковых группах более гармоничными, а их воспитательный и развивающий потенциал более высоким.
Таким образом, считаем, что задачи данной исследовательской работы выполнены, цель достигнута. Результаты исследования могут представлять интерес для специалистов, работающих в сфере образования.
ЛИТЕРАТУРА
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
ТЕСТ «Уровень конфликтности личности»
А) да Б) затрудняюсь ответить В) нет
А) да Б) скорее всего да В) нет
Обработка результатов тестирования.
Все ответы к каждому вопросу имеют свою оценку в баллах. Замените выбранные буквы баллами и подсчитаете общую сумму набранных баллов.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 | 11 | 12 | 13 | 14 |
А | 1 | 3 | 1 | 3 | 3 | 3 | 3 | 3 | 2 | 3 | 2 | 3 | 2 | 1 |
Б | 2 | 2 | 3 | 2 | 2 | 2 | 2 | 2 | 1 | 1 | 1 | 2 | 1 | 2 |
В | 3 | 1 | 2 | 1 | 1 | 1 | 1 | 1 | 3 | 2 | 3 | 1 | 3 | 3 |
14-17 баллов - очень низкий
18-19 баллов – низкий
20-23 балла – ниже среднего
24-26 – ближе к среднему
27-29 – средний
30-32 - ближе к среднему
33-35 – выше среднего
36-38 – высокий
39-42 – очень высокий
ПРИЛОЖЕНИЕ 2
ТЕСТ «Оценка собственного поведения в конфликтной ситуации»
ВОПРОС: «Как вы обычно ведёте себя в конфликтной ситуации?»
Часто - поставьте 3 балла От случая к случаю- 2 балла Редко -1балл
ВАРИАНТЫ ОТВЕТОВ:
Обработка результатов теста
Подсчитайте количество баллов под номерами 1,6.,11 – это тип поведения «А». После чего определите свой стиль.
Тип «А» - сумма ответов 1,6,11.
Тип «Б» - сумма ответов 2,7,12.
Тип «В» - сумма ответов 3,8,13.
Тип «Г» - сумма ответов 4,9,14.
Тип «Д» - сумма ответов 5,10.15.
Если вы набрали больше всего балов под буквами:
«А» - «жесткий тип решения конфликтов и споров. Вы до последнего стоите на своем, защищая свою позицию. Во что бы то ни стало вы стремитесь выиграть. Зто тип человека, который «всегда прав».
«Б» - «демократичный» стиль. Вы придерживаетесь мнения, что всегда можно договориться. Во время спора вы пытаетесь предложить альтернативу, ищите решения, которые удовлетворили бы обе стороны.
«В» - «компромиссный» стиль. С самого начала вы согласны на компромисс.
«Г» - «мягкий» стиль. Своего противника вы «уничтожаете» добротой. С готовностью вы встаёте на точку зрения противника, отказываетесь от своей.
«Д» - «уходящий» стиль. Ваше кредо – «вовремя уйти». Вы стараетесь не обострять ситуацию, не доводить конфликт до открытого столкновения.
ПРИЛОЖЕНИЕ 3
ТЕСТ «Оценка склонности к конфликту»
Оцените каждое утверждение левой и правой колонки. При этом отметьте в кружок, на сколько баллов (по 7-бальной шкале) в вас проявляется свойство, представленное в левой колонке.
1 | Рвётся в спор | 7654321 | Уклоняется от спора |
2 | Свои выводы сопровождает тоном, не терпящим возражений. | 7654321 | Свои выводы сопровождает извиняющимся тоном |
3 | Считает, что добьётся своего, если будет рьяно возражать. | 7654321 | Считает, что проиграет, если будет возражать. |
4 | Не обращает внимания на то, что другие не принимают доводов. | 7654321 | Сожалеет, если видит, что другие не принимают доводов. |
5 | Спорные вопросы обсуждает в присутствии оппонента. | 7654321 | Рассуждает о спорных проблемах в отсутствии оппонента. |
6 | Не смущается, если попадает в напряженную обстановку. | 7654321 | В напряженной обстановке чувствует себя не ловко. |
7 | Считает, что в споре нужно проявлять свой характер. | 7654321 | Считает, что в споре не нужно демонстрировать свои эмоции. |
8 | Не уступает в споре. | 7654321 | Уступает в спорах. |
9 | Считает, что люди в спорах легко выходят из конфликтов. | 7654321 | Считает, что люди с трудом выходят из конфликтов. |
10 | Если взрывается, то считает, что без этого нельзя. | 7654321 | Если взрывается, то вскоре ощущает чувство вины. |
Итого баллов____________
Обработка результатов
70 баллов – очень высокая
60 баллов – высокая
50 баллов – выраженная
11-15 – ничтожная
ПРИЛОЖЕНИЕ 4
АНКЕТА
Подросткам предлагалось ответить на следующие вопросы:
1. Часто ли возникают у тебя конфликты со сверстниками:
2. Кто является инициатором данных конфликтов?
3. Что является причиной данных конфликтов?
4. Кто чаще идет на примирение в конфликтах?
Астрономы наблюдают за появлением планеты-младенца
Рождественские подарки от Метелицы
Рисуем подснежники гуашью
Кто самый сильный?
Астрономический календарь. Май, 2019