Научно-исследовательская работа ученицы 9 класса о жизни и деятельности земляка и поэта - Панченко Веры Иосифовны.
Вложение | Размер |
---|---|
В.И. Панченко - земляк и поэт. | 186.74 КБ |
Негосударственное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа №51 ОАО «РЖД»
ст. Ульякан
Вера Иосифовна Панченко – поэт и земляк
Автор:
Денисова Екатерина Константиновна
9 класс
Чернышевский район ст. Ульякан
Научный руководитель:
Чукова Юлия Анатольевна,
учитель истории
школа №51
2014г.
Оглавление.
Введение……………………………………………………………………..3
Глава 1. Имя Веры…………………………………………………………..6
1.1. Детство ………………………………………………………………6
1.2. Годы студенчества…………………………………………………12
1.3. Латвия…………………………………………………………………14
Глава 2. «Я вижу ветром кованных далеких земляков»……….………17
2.1. Творческое становление………………………………………..……17
2.2. Родина в стихотворениях Веры ………….…………………………21
2.3. Значение деятельности Веры Панченко для общественности и ее вклад в развитие литературы …………………………………………….….27
Заключение…………………………………………………………………30
Список литературы……………………………………………….…………..32
Приложения…………………………………………………………………..34
Введение.
Вера Иосифовна Панченко – прекрасный поэт, общественный деятель, член Союза российских писателей в Латвии, известный наставник поэтической молодежи.
Почему для исследовательской работы была выбрана эта тема? Прежде всего, потому, что Вера Панченко человек с большой буквы, который заслуживает большего внимания со стороны своих земляков. Мы, земляки, должны знать и помнить такого человека, как Вера Иосифовна. Кроме того, я проживаю на станции Ульякан по улице Гагарина дом 22. В этом доме десятки лет назад проживала Вера. Здесь она провела всё детство и юность. Именно здесь она начала писать свои первые стихи.
Степень новизны данной темы достаточно высока, так как о деятельности Веры Панченко и её дальнейшей жизни односельчане знают немного. Об этом говорят данные социологического опроса, проведенного среди жителей села Ульякан разных возрастов (Приложение 1). Предшественников по теме моего исследования нет. Такого человека, как Вера Панченко должны знать не только односельчане, но и массовая публика района и края. Творчество этого человека не должно оставаться в тени. В 2013 году усилился интерес к данной личности не только небольшого круга учащихся во главе с учителем истории, но и районного краеведческого музея. Благодаря новейшим технологиям существует огромная возможность для коммуникации и взаимодействия с самой поэтессой.
История о том, как началась поисковая, исследовательская работа по данному направлению, началась около пяти лет назад. Печально, но к тому времени о том, что в Ульякане в середине XX столетия жила и творила знаменитая сегодня в Латвии поэтесса, знал небольшой круг односельчан. Подрастающее поколение, сверстники об этом абсолютно ничего не знали. Лишь иногда использовался отрывок из стихотворения «Полустанок» в качестве эпиграфа. Это были четыре строчки, которые передавались устно среди небольшого круга людей:
«Ульякан, Ульякан,
Думать не перестану,
Как Земля велика
И как мал полустанок…»
В сельской библиотеке хранился один экземпляр её поэтического сборника. Итак, работа закипела, среди жителей села нашлись те, кто до сих пор поддерживает связь с родственниками Веры Панченко. Так, благодаря её брату – Владимиру Панченко, в «молодом» музее нашей школы появились семь сборников стихотворений нашей поэтессы. Чуть позже были присланы еще. Кроме того, газетные статьи зарубежных и русских изданий передали братья Владимир и Николай. Оба брата Веры Иосифовны оказали огромную помощь в пополнении фонда школьного музея. Так в нашем музее появилась целая экспозиция, посвященная творчеству Веры Панченко. Позже завязалось общение и с самой поэтессой. Она пишет письма, присылает свои воспоминания, стихотворения и истинно считает, что «Родина – стержень души».
В написании данной работы большую помощь оказали воспоминания, написанные Верой и ее братом Владимиром. Стихотворения из разных поэтических сборников, статьи о творчестве поэта в различных зарубежных изданиях на русском языке, а также письма и рассказы, кроме того, привлекались ресурсы Интернет-сайтов.
Цель работы: изучить жизнь и деятельность земляка и поэта Панченко Веры Иосифовны.
Задачи:
- изучить литературу и источники по теме;
- провести поисковую работу, связанную с жизнью Веры Иосифовны в Ульякане;
- определить значение и вклад деятельности Веры Панченко в развитие культуры и для общественности;
- проследить связь с малой родиной, показать значение этой связи.
Основными методами исследования стали: анализ литературы и источников, поисковый, сопоставление и систематизация фактов.
Объект исследования: жизненный путь Панченко Веры Иосифовны.
Предмет исследования: творчество и личность поэта.
Практическая значимость данной работы заключается в пропаганде творчества поэта, ее связи с малой родиной. Память и уважение к поэту, гордость за людей своего села среди сельской, районной и краевой публики. Результат работы будет опубликован в районной газете и других изданиях, а также пополнит фонд школьного и районного музеев.
Исследовательская работа состоит из введения, двух глав: «Имя Веры» и «Я вижу ветром кованных далеких земляков», каждая глава разбита на параграфы, которые логично выстроены в соответствии с поставленными задачами. В заключении обозначены основные выводы исследовательской работы. Список литературы представлен в виде двух разделов: «источники» и «литература». В конце работы имеются необходимые Приложения.
Глава 1. Имя Веры.
6 мая 1934 года на станции Бушулей Чернышевского района Читинской области в семье Иосифа Моисеевича и Любови Григорьевны Панченко появилась на свет прекрасная девочка Вера.
«По-ребячьи доверчивой
Я должна быть, наверно,
Коль домашнее вече
Дало имя мне Вера…»
«…Не могу стать иною:
Верю полною мерой.
Ведь однажды весною
Дали имя мне Вера».[1]
Ниточка родословной Веры Иосифовны тянется далеко на Запад – в Чистопольский уезд Казанской губернии.[2] Когда маме Веры было всего 4 года, ее перевезли на Дальний Восток, куда несколько ранее переехал на заработки отец мамы Григорий Егорович Окороков в село Игнашино. Как и в любой семье, нажитое к началу революции хозяйство было разрушено, а после гражданской войны семья потеряла все. Позже состоялся переезд семьи в Урушу, а потом в Ундургу.
Мама и папа Веры Иосифовны стали жить в Бушулее Чернышевского района. Детские годы жизни Вера помнит с трех лет. Старший брат – Володя и младшая сестренка Галя. В семье Панченко 1930-е годы выдались с испытаниями, но все же семья выстояла, даже радость, обыкновенная детская радость , имела место быть. Вера помнит, что «фрукты нам перепадали» или «нарядное платьице в розовых цветочках» от дедушки.
С нескрываемой скорбью вспоминает Вера Иосифовна о том, что в возрасте двух лет умерла сестра Галя от скарлатины. «Как в замедленной съемке вижу эту картинку, но тогда я ничего не поняла».[3]
В детстве Вера испытывала много страхов. Всегда мучительно ей было оставаться одной в квартире. Страхи всякого рода сопровождали Веру до 10 лет, до тех пор, пока не научилась о них рассказывать. Маленькая Вера до трех лет не могла говорить. «Володя был ранним ребенком, а я, напротив, поздним».
Помнит Вера и то, каким был Бушулей в те годы. Из ярких воспоминаний: детский лагерь посреди поселка, водонапорная башня возле путей, концлагерь, который назывался БАМ. Это те заключенные, которые занимались строительством второго пути железной дороги.
Семья Панченко в 1939 году переехала в Ульякан. Это был первый приезд, второй состоялся в 1947 году. Они разместились в квартире дома, который располагался за железной дорогой почти напротив станции. В так называемой казарме. По другую сторону железной дороги располагался основной поселок, где находились магазин, школа и это создавало определенные неудобства.
Осенью брат Володя пошел учиться в школу и маленькую Веру раздирало любопытство по этому поводу. Однажды она отправилась туда самостоятельно. Школа произвела на нее очень сильное впечатление и Вера стала посещать ее часто. До тех пор, пока не наложили запрет.
Уже через год семья Панченко вынуждена переехать обратно в Бушулей, так как по долгу службы (работы) отца снова вызвали туда. В своих воспоминаниях Вера и Владимир Панченко всегда с теплом и благодарностью говорят о своих родителях. О том, что папа «на все руки мастер» и «в нечастые минуты отдыха папа был веселым и общи тельным». А мама «всегда в домашней работе», умела шить на машинке «Зингер» и постоянно находилась в хлопотах. Таким образом, родители смогли заложить в детях глубокие нравственные ценности, которые, я думаю, всегда были рядом с ними, помогали жить и работать. В свою очередь дети в семье Панченко всегда были помощниками по хозяйству. Голодные сороковые семья прожила в Бушулее. «В эти годы спасало нас неуемное родительское трудолюбие». Они сажали много картофеля и овощей, охотились, «тянули» свое хозяйство. Помнит Вера и «хлеб по карточкам».
В Бушулее Вера пошла в 1 класс. Помнит она, что читать она научилась гораздо раньше. А в школе сложной казалась арифметика и чистописание. Летом «ходили за саранкой», «били ягоду», «собирали грибы», «пололи огород с братом», «ходили на покос». «Зимой все ребятишки катались на лыжах и санках с сопки…». Позже мама стала работать на электростанции.
В 1947 году состоялся второй приезд в Ульякан. Иосиф Моисеевич (отец) уехал раньше, «купил домик крайний за речкой». Тот самый дом, в котором сейчас живу я.
Новая жизнь в Ульякане началась тяжело, Вера вспоминает: «были послевоенные голодные годы, к тому же лето выдалось засушливым, урожая не было. Помню, как изобретались экономичные рецепты. Один из них: класть в суп картошку не порезанную, а молотую на мясорубке – больше крахмала и суп гуще. Весной – постоянные походы за сочным и сладковатым мангиром… как и в войну, хлеб выдавался по карточкам, сколько граммов не помню, но за один день приносилось из магазина полкирпичика на семью».[4] В то время на личные подворья был введен повышенный налог, который сдавался натуральными продуктами. «Сметана, масло, яйца – мы этого добра не ели». Даже Вере приходилось отвозить этот налог на велосипеде «под рамкой» в Ундургу – сборочный пункт в 8 километрах от Ульякана. Трудности были неотъемлемым характером повседневной жизни.
В Ульякане в те годы была начальная школа, а в 5 класс Вера стала ездить в Зилово, где школьники с периферии жили в интернате. «Из ульяканских моих сверстников ездил еще Саша Белов». Их семья тоже жила за речкой, только ближе к другому концу улицы.
В Ульякане был клуб – сельский культурный центр. Киномехаником работал тогда Виктор Симухин. «Мой младший брат Коля пацаном начал бегать к Виктору в кинобудку, движимый тягой к технике. Кроме кино, была я там и на танцах, и на каких-то собраниях… В этом клубе мы, интернатцы в восьмом классе выступили со спектаклем «Молодая гвардия»». Директором клуба в то время был А.О. Дрижанов. Однажды он посоветовал Вере «идти в искусство». После Вера часто «таскала домой тоненькие книжки с одноактными пьесами», т.к. при клубе имелась неплохая библиотека драматической литературы.
Отец Веры постоянно что-нибудь строил, изобретал, ковал, городил. Так в этом доме сделал капитальный ремонт, расширил огород, отстроил стайки. Он первый (и единственный) в Ульякане выписал из Читинского питомника несколько саженцев стелющихся яблонь разных сортов. Необходимо учитывать, что уход за яблонями в условиях суровой забайкальской зимы требует много сил и терпения. К слову сказать, эти яблони по сей день радуют нашу семью (Приложение). У Веры Иосифовны есть даже стихотворение, посвященное яблоне:
«Отец развел фруктовый сад
На вечной мерзлоте –
Купил пятнадцать лет назад
Он саженцы в Чите.
Деревья не стремятся ввысь,
Как кустики мелки.
Атакам бурь не поддались,
Плоды – что кулаки…»[5]
Дом семьи Панченко находился (и находится по сей день) под горой. «Эту сопку можно назвать моим двором – она обшаривалась мною многократно. Но и на соседнюю заглядывала – она тоже была интересной, например: на самой ее вершине имелась природная охра. Мама копала там желтую землю и красила полы». Там же в зимние каникулы, Вера каталась на санках.
Читая произведения Веры Панченко, а также ее воспоминания, понимаешь, насколько этот человек тянется к природе. Корни этого заложены еще в детстве. Обшаривая близлежащие пеньки, перекаты и сопки, она таким образом знакомилась с природой, познавала ее. На сопке «рос замечательный цветок, пушистый, серенький… этот цветок был известен в качестве снадобья от расстройства желудка. И каково же мое удивление, когда узнала, что у него красивое название «эдельвейс»…». У Веры есть стихотворение об этом цветке с такой строфой:
«…Под синью уплывших небес,
За самой запретной границей,
Спит детство.
Осталась частица –
Пушистый цветок эдельвейс».
Рядом с домом Панченко протекает река Белый Урюм. Именно здесь Вера в детстве прыгала по перекату. «В камнях прячутся раки, на мокрых каменных боках растут мхи – здесь тоже раскрывается прекрасная книга природы. Но плес – это особая статья, это мое черное море, мой сказочный дворец…. …Каждое лето я знала все извилины дна».
Помнит Вера и большое наводнение, которое всегда вселяет страх. И кладбище, которое находилось на склоне соседней сопки. Ходить приходилось «вблизи кладбища. Неуютно, но – деться некуда».
Именно здесь, в Ульякане, Вера начала писать свои первые стихи. Она уединялась и начинала складывать рифмы с 11 лет.
Таким образом, детство Веры Иосифовны Панченко пришлось нелегким. Однако, изучив стихи, а также воспоминания, можно заметить: детство было счастливым. Любовь родных, их трудолюбии, близость к природе – вот то, что делало Веру счастливой.
«Детство – не преддверие жизни, а сама жизнь, которая не станет разбираться, сколько тебе лет. От ее беспощадности может спасти только хороший настрой в семье. Нам эта защита была обеспечена полностью».[6]
Вера Иосифовна Панченко закончила 10 классов в поселке Аксеново-Зиловское и поступила в Читинский государственный педагогический институт на историко-филологический факультет. Приезжие студенты проживали в общежитии на улице Бутина, рядом с учебным корпусом института.
«На нашем курсе было очень много интересных ребят: категоричная Тамара Макарова, решительная и смелая Надя Гичан, много повидавший Артем Власов, добрейший и красивый Иван Тарасов, побывавшая уже в роли учителя Эльза Сурикова, очень сдержанный Цыбен Мункуев – все они из нашей группы».[7] Многолетняя дружба завязалась с Тамарой Шавельской из другой группы. Часто Вера Панченко была у нее в гостях и даже радовалась тому, что могла пользоваться их богатой библиотекой. Вместе с Тамарой Вера провела не только студенческие годы, но и время после окончания института.
В сентябре студенты выезжали в какой-нибудь колхоз на уборку урожая – собирали картошку или сушили зерно.
«Я не буду ахать, что молодость была прекрасной – она была трудна. И даже не суровостью жизни, а отсутствием той духовной высоты, которая поднимает человека над самотеком жизни и формирует аналитическое отношение к ней. Сейчас пытаюсь взвесить на критических весах то образование, что мы в те годы получали. У нас было много замечательных преподавателей по русской, зарубежной и древней литературам, по литературоведению, по русскому, старославянскому и церковнославянскому языкам, по культуре речи, и это было нашим счастьем, ибо этими специалистами культура прививалась нам вопреки советской идеологии, которая довлела в остальных дисциплинах. Но и классическую литературу идеология загоняла в свое прокрустово ложе, а о советской литературе даже говорить не приходится… …я интуитивно тянулась к духовному поиску».[8]
По окончанию четвертого курса, то есть последнего курса, произошло распределение выпускников по местам будущей работы. Многие оказались в школе. Только Вера Панченко оказалась в должности ответственного секретаря районной газеты «Хилокский рабочий» по направлению обкома. А Тамару Шавельскую (подругу) пригласили в издательство на должность редактора. Прежде чем отправиться на поставленную работу в Хилок, Веру определили на стажировку в областную газету «Комсомолец Забайкалья», где она трудилась один месяц.
Студенчество – это то время, которое оказало значительное влияние на формирование внутреннего мира Веры. Именно в этот период выходят первые публикации ее стихотворений.
В феврале 1961 года Вера Иосифовна Панченко переехала жить в Латвию. Ее дочери Любе тогда исполнилось всего один месяц. Весной Вера стала посещать Союз писателей Латвии (точнее, Латвийское отделение Союза писателей СССР). Познакомившись с молодыми литераторами стала регулярно принимать участие в творческих обсуждениях. Через год Вера Иосифовна стала сотрудничать в газете «Советская молодежь», но «совершенно не помню когда там впервые опубликовала свои стихи».
Практически каждый год летом Вера приезжала сюда, в Читинскую область. В 1964 году приезжала к родителям в Ульякан. Ее дочери тогда было уже 4 года. В то лето она виделась с геологами и договорилась, что на следующий год «приеду поработать в их партии». В 1965 году с весны и все лето работала у геологов (начальник отряда Николай Иванович Желдак) в Могочинском районе, на Тунгире. «Забрасывали в тайгу вертолетом».
Летние поездки Вера Иосифовна совершала и на Байкал, и на Шикотан, и в Приморье. К 1972 году вышли уже три книги авторских стихов «Мое имя», «Однолюбы», «Ветка снега». С выходом последней книжки Вере Иосифовне предложили вступить в Союз писателей. Все время в Латвии ее книги выходили в издательстве «Лиесма». В 1972-1973 годах всей семьей ездили на Байкал, где жили в поселках Выдрино, Таежный, Танхой.
Все годы жизни в Риге Вера занималась переводами, так как это и являлось основным заработком, поскольку книги выходили не часто.
В 1982 году Вера Иосифовна побывала по приглашению друзей в Берлине и Дрездене, в 1984 – по туристической поездке, организованной Союзом писателей СССР, ездила в Индию, Малайзию и Сингапур, в 1989 – в Финляндию, Швецию и Данию. В каждой стране для поэтов были организованы встречи с местными писателями.
В Риге Вера Иосифовна жила на четвертом этаже многоквартирного дома и всегда мечтала «поселиться пониже, поближе к молчанью травы». Постоянная тоска по природе сделала свое дело: в 1982 году был куплен хутор. На хуторе «полная возможность пожить на земле, а не на асфальте, окунуться в лес и насладиться небом…». В тот же год стала работать в штате Союза писателей консультантом-референтом по русской литературе. Нашему поэту удавалось совмещать работу в штате и жизнь на хуторе. Выйдя на пенсию, Вера Иосифовна жила на хуторе четыре года, но позже обстоятельства заставили вернуться в Ригу.
С 1985 года наступил тридцатилетний период непубликации. Тяжелый, но Вера Иосифовна справлялась. За эти годы было написано множество стихотворений, которые будут опубликованы позже.
В 2000-х годах Вера Панченко побывала на малой родине в Ульякане, ездила и в Приморье.
В репертуаре Веры Иосифовны есть множество стихотворений о Риге, о природе Латвии, о достопримечательностях этой страны. Много написано о людях, которые так или иначе сыграли свою роль в жизни поэта.
Живя на Западе, Вера Панченко постоянно слышит зов Родины. На одном из поэтических вечеров, в 2009 году, она так начала свое выступление:
«Там детство сторожит меня, как пес,
Здесь жизнь моя спешила на износ,
Там цельность времени – лишь родине дано
Весь воздух жизни сбраживать в вино.
Здесь отпрыски мои – и, как стеной,
Отрезан дальний голос призывной…
Двумя пространствами богата я –
Насмешливым подарком бытия».[9]
Два пространства поэтессы – это Латвия, где она сформировалась как творец, где выросли ее дети и внуки, другое пространство – Россия, где Вера родилась в деревне в Читинской области, где прошли детские годы.
Говоря о семье Веры Иосифовны Панченко, то следует отметить, что старшая дочь профессиональный художник Любовь Зих. Она занимается живописью, батиком. Участвует в выставках, оформляет книги, занимается с учениками. У Любы трое детей. Старшая Ксеня закончила университет в Санкт-Петербурге, модельер. Настя учится там же на искусствоведа. Савва заканчивает музыкальное училище, аккордеонист. Младший сын Веры Иосифовны Николай занимается аудио-видеосъемкой, создает рекламные фильмы, музыкант, организатор рок-ансамбля и сам в нем играет на бас-гитаре. Часто выступает на гастролях в Латвии. Его дочь Эльвира танцует в эстраде, училась в Рижском балетном училище.
Таким образом, семья Веры Иосифовны – это деятели искусства, творческие люди. Они связали свою жизнь с творчеством, культурой и это заслуживает восхищения. Как и то, что сама Вера не только талантливый русскоязычный поэт в Латвии, но и автор девяти поэтических сборников, публицист, литературный редактор, член Союза писателей Латвии, глава латвийского филиала Союза писателей России и просто общественный деятель. О ее творческом становлении речь пойдет в следующей главе.
Глава 2. «Я вижу ветром кованных далеких земляков».
2.1. Творческое становление.
«У поэта всегда должность одна и на всю жизнь…» - так написала в одном из писем нам Вера Панченко.
«Творческое становление – это длительный и сложный процесс: постоянное самообразование, самовоспитание, накопление профессионального опыта. Этот процесс требует сильного характера. И не только. Когда приходит самосознание, то начинаешь осознавать, что нет понимания своего творчества в контексте всей русской культуры, а чтобы найти этот контекст, надо, прежде всего, знать ее, русскую культуру…».[10]
С одиннадцати лет Вера начала писать стихи. Они были о природе, о том речном плесе, о маме, о тех местах и людях, которые были рядом. В момент, когда приходило вдохновение, она уединялась где-нибудь и начинала «творить».
В студенческие годы стихотворения Веры начали публиковаться. Сначала в газетах, а в 1958 году в Читинском книжном издательстве вышел сборник стихов молодых поэтов под названием «Первые стихи». В этом сборнике представлено четыре стихотворения В. Панченко: «Мой город», «Родина», «Багульник», «Тишина». «Стихи Веры Панченко… Они задушевны, лиричны. С любовью описывает молодая поэтесса и наш город, и тайгу, и людей, которые живут и трудятся в Забайкалье».[11] Тогда был сделан первый шаг начинающей поэтессы, которая вступила в поэтическую жизнь. Все остальное зависело от ее дальнейшей работы. И работа продолжилась. Такой талант не могли не заметить в поэтической среде и молодую Веру стали приглашать на поэтические и литературные встречи.
В 1965 году, когда Вера Панченко приехала на лето в Читинскую область, ее пригласили на совещание молодых писателей Сибири и Дальнего Востока. «Георгий Граубин, один из инициаторов и организаторов этого масштабного мероприятия… прислал мне официальное приглашение».[12] Этот семинар проводили московский поэт Дмитрий Михайлович Ковалев и Владивостокский детский поэт Виталий Коржиков. Работа в семинаре шла напряженно и очень плодотворно. К стихам В. Панченко отнеслись очень благожелательно. Вера Иосифовна на всю жизнь запомнила это совещание. Говорили в ее адрес с похвалой и это стало огромной психологической поддержкой. Леонид Соболев называл много имен «урожая совещания», в их числе были: Роман Солнцев, Ростислав Филиппов, Анатолий Щитов и, конечно, Вера Панченко.
Так, окрыленная поддержкой, Вера по приезду в Ульякан «засела за работу». Чтобы уединиться уходила со своими бумажками в баню.
В 1966 году, в Риге, вышла первая книжка Веры Панченко с говорящим названием «Мое имя», в этот сборник стихотворений вошли те стихи, которые были написаны в бане. Через год Восточно-Сибирское издательство выпустило сборник стихов «Антология сибирской поэзии» в него вошло и одно из стихотворений нашей поэтессы. В 1968 году, в Иркутске, вышла вторая книжка нашего земляка под редакцией Н.Глаголевой, называлась она «Однолюбы». В этот сборник вошли стихи, написанные по дальневосточным впечатлениям. Третья книга под названием «Ветка снега» вышла в 1972 году. В нее вошли такие циклы, как «Латгальский» (осень 1968 года В. Панченко провела в Латгалии) и «Яблоня» - стихи о маме, земляках, и все, что было написано на Байкале. После выхода этой книжки, Вере предложили вступить в Союз писателей.
Теперь уже поэтические встречи, выступления, поездки по стране и за рубеж не были редкостью. В 1977 году выходит книга «Вкус познанья», в 1981 – «Мельница», в 1984 – «Прозрачные колокола».
Когда наступил период непубликации, который затянулся почти на тридцать лет, Вера Иосифовна продолжала «творить». За эти годы было написано много книг, которые так и не были опубликованы. «Ковшик», «Тавро», «Становье», «Весло», «Каменья дней», «Не расцветай, бутон печали», «Тропинка взгляда» остались неопубликованными сборниками стихотворений нашей поэтессы.
«Через несколько лет сидения дома, стала понимать, что нужна общественная активность» - говорит Вера Панченко. Так Вера Иосифовна становится организатором поэтических выступлений. Когда удалось выйти на спонсора, провели республиканский молодежный конкурс, выявили молодые таланты, подготовили издания их произведений. Так была издана книга стихов о Риге «Тринадцатый зонтик». Редактором и составителем которой является Вера Панченко.
«Мы с Володей Новиковым и Гарри Гайлитом создали отделение Союза российских писателей в Риге».[13] С тех пор, как Вера Панченко занялась общественной работой, она написала еще одну рукопись, которая была опубликована в Риге в 2011 году. В этот сборник вошли стихотворения, написанные с 2006 по 2011 годы. Презентация книги прошла с широким размахом, оказалось, что зал «слишком мал для того, чтобы вместить всех рижских любителей поэзии и поклонников русской культуры».[14] Этот сборник под названием «Из пазухи дня» Вера Панченко прислала и нам, в школу, с такими строчками, написанными рукой самой Веры: «Ульяканской школе – с любовью. Родина – это стержень души. В. Панченко». Именно этим сборником стихотворений «Из пазухи дня» открылся проект поддержки современной русской литературы в Латвии.
Поэзия Веры Иосифовны Панченко очень тонка, очень глубока, проникновенна и широка. Иногда ее стихи ироничны, чаще всего – по-философски осмысленные строчки. В своих стихах Вера Панченко обращается и к людям, и к природе, и к Всевышнему. Часто заглядывает внутрь себя, ищет, ищет, ищет…
В стихах поэта любовь к Родине, любовь к природе, к маме и к жизни. «В стихах Панченко не шум и грохот, а шорохи и рокот».[15] Ее поэзия – поэзия «шороха трав и рокота глубин». Вера Панченко стихами живописует картины природы. В каждой строчке дыхание, в каждом стихотворении присутствие человека, в каждом сборнике – размышления.
Сегодня общественная работа Веры Иосифовны Панченко вошла в колею, получила признание. Последние три года поэтесса снова живет на хуторе. Лишь иногда выбирается в город. «Активность русских сейчас получила большой размах, проводятся Дни русской культуры, поэтических выступлений полно, а мне можно и вернуться, как говорится, к своим баранам» - так пишет Вера Панченко в одном из писем.
Таким образом, согласившись с утверждением, что у поэта «должность одна и на всю жизнь» отметим, что Вера Иосифовна Панченко не только состоялась творчески, но и получила признание общественности, выполнила свою миссию.
2.2. Родина в стихах Веры.
Родина для Веры Иосифовны Панченко – стержень души, а значит стержень самого человека. В данной работе мы обращаемся к этой теме прежде всего потому, что именно малая родина – Ульякан – является «сутью» и, которая дала «индивидуальную форму бытия».
Действительно, Вера Панченко в своем творчестве часто обращается к теме «Родина». К этому сама она относится с глубокой верностью и трепетом. В одной из бесед с поэтессой она так определила то, чем является для нее Ульякан: «это отчина». То место, где остался отчий дом, воспоминания о родителях и своем детстве. Многое можно понять из стихотворения, посвященного Ульякану под названием «Становье».
«Полустанок, стан, становье
За хребтом Становым,
Ты – пристанище сыновье,
Ты – молчанье, малословье
С перехватом горловым.
Ты остался осью мира,
Сбалансировав пути
Поздней зеленью мангира,
Ранним холодом с Тунгира
И моховинкой в горсти.
Не осознавая тягот,
Жил на выдох, на излом.
Бочками – грибов и ягод,
Все запасы в подпол лягут,
Дом наполнится теплом.
В детстве речка нас крестила,
На руках листвяк носил.
Радость дома, крепость тыла,
На все стороны хватило
Наших простодушных сил.
Продубилась наша кожа,
Просмолилось естество,
С лиственничным стало схоже.
Нынче прошлое итожа,
Что добавить? Ничего.»
В первой книжке «Мое имя» есть стихотворения об Ульякане, Алгаче (ручей), земляках (запись этих стихотворений из уст самой Веры, по нашей просьбе она нам прислала). И в последующие годы в ее творчестве малая родина постоянно присутствовала. Много стихотворений поэтесса посвятила ульяканской природе, дому, маме, даже «яблоньке». Когда читаем стихи о родных местах, то понемногу начинаешь понимать, что значит для нашего поэта и земляка слово «Родина».
Полустанок
Ульякан, Ульякан.
Думать не перестану,
Как Земля велика
И как мал полустанок
Вдалеке, вдалеке –
Ехать надо неделю –
Он зажат в кулаке
У хребтов беспредельных…
…С горизонтов любых
Дом увидится крупно,
Где начало судьбы
Так светло и так трудно.
По ночам снится мне
Ерниковый кустарник...
Как велик на земле
Небольшой полустанок.[16] (отрывок)
Природа родных мест оживает в стихотворениях Веры. Но с каким глубоким чувством обращается к ней поэтесса:
«Как флот, осевший на мели,
Крутые сопки над аяном.
О, каменный венок Земли
С холодной лентою тумана…»
Читая стихотворения нашего земляка, вглядываешься, не промелькнет ли что-то уже до боли знакомое. Как, например, в стихотворении «Улица»:
Душно пахнет прелою ботвой.
Улица с пеньком посередине.
Вместе с голопятой братвой
Здесь я мяла лебеды седины.
Было слез и радостей в избытке,
Измеренья сил и правоты,
Улица манила за калитку,
Наводила дальние мосты…
…Улица идет через поселок.
В жизни став такою же сквозной.
Где вы люди, крепкого посола,
Связанные улицей одной?
Вера Иосифовна искренне переживала за родной дом, родителей. Так в сборнике «Мое имя» читаем стихотворение с такими строчками: «я заболела тревогой о доме» и там же: «как там живете в морозном тумане?».
Поэтесса в своих стихах говорит о том, что она «дочь тайги, на плечи взявшей небо…, дочь каменистой речки за поселком». Ее малая родина – это край, где «полнеба на исходе дня забрызгано брусничным соком…». В строчках ее стихов «свой», таежный запах и вкус.
От стихотворений поэта часто веет грустью и страданием:
«Ах, как плохо мне, плохо
Без родного угла.
Не ждала я подвоха,
Поднимая крыла.
Что пойдет он по следу,
Дом, где жизнь начала,
Где во время обеда
Звенела пчела…».
И о маме со скорбью:
«…Ой, как холодно сердцу, как холодно.
Горячо только горьким слезам.
Кто-то плачет со мною, как родный,
Кто-то варежки дал и платком повязал.
Вот пришло ко мне бремя дочернее
За тобой тихо в гору идти.
Свет октябрьский, свет предвечерний,
Путь родительский освети».
И еще:
«Тебя, отцовский угол, не могу
Я петь – так боль моя сильна.
Мои там слезы стынут на снегу,
И на крестах – родные имена».
«Малая родина – это дом родной, глубина родственных отношений, позитивная платформа жизни. Но и не только. Это – моя глубинная суть, давшая мне индивидуальную форму бытия. Все это сказано метафорически в стихах» - говорит сама Вера Панченко. Очень трогательно и призывно звучит стихотворение Веры, которое она посвятила своей племяннице Наталье Панченко «Люби, Наташа, Ульякан»:
Люби, Наташа, Ульякан,
Забытый Богом и властями,
Тайгою прибранный к рукам,
Там время поймано в капкан
Тоской о доме и о маме.
Твой дядя и отец, и я –
Мы там намыливали пятки
От сладостной морковной грядки,
Послевоенные заплатки
Сменить на прочность бытия.
Там, как всегда, шумит река
На каменистом перекате,
И камня мокрая щека
Сверкала нам издалека,
Пока мотало нас, пока
Крутило кстати и некстати…
Люби, Наташа, Ульякан
За перевалами крутыми,
Там плес и сопка-великан
Приладили к своим вискам
Не чье-нибудь, а наше имя.
Там роща бережет в тени
Лик величавый на эмали,
Покой не делится на дни.
Там вся земля тебе сродни,
И нас туда ведут ступни
Тоской о доме и о маме.
«Думаю, что состоялась творчески и духовно лишь благодаря тому, что никогда не изменяла себе. Моя суть – в природе, я деревенский человек. …я дитя своей малой родины, на природе выросла и сформировалась и, слава богу, слышу ее зов…».
На протяжении всей жизни Вера Иосифовна Панченко «всей душой причастна к разъезду Ульякан» и видит «ветром кованых далеких земляков».
2.3. Значение деятельности Веры Панченко для общественности и ее вклад в развитие литературы.
Вера Иосифовна Панченко – человек «отдающий, а не берущий». Разумным было в данной работе выделить отдельным параграфом значение ее деятельности для общественности и творческий вклад в развитие русской литературы за рубежом.
Прежде всего, следует отметить, что ее деятельность в Латвии связана с литературным подвижничеством, с делами, по организации профессионального литературного процесса в Латвии, воспитанию талантливой молодежи. В большей степени всю организационную работу, редактирование брала на себя Вера Панченко.
«Талантливый, настоящий, проникновенный поэт и редактор, она с 2004 года возрождает в Латвии большую русскую литературу как процесс».[17] Вера Панченко являлась одним из авторов проекта общественной премии «Признание». «Вера Панченко – творец, энтузиаст и трудоголик и все, за что берется, старается сделать на отлично, не давая себе ни единой поблажки».[18]
В современной международной ситуации, в частности, – русско-латвийские отношения, в основном, требуют желать лучшего. Хотя это, по большому счету, касается политики. В культуре все же дела обстоят немного лучше. Таким образом, Вера Иосифовна, наш земляк, является одной из ключевых фигур, которые стремятся укрепить и восстановить русскую культуру в Латвии. В одном из интервью Вера Иосифовна свое мнение выразила так: «У нас сегодня литературный процесс скорее мертв, чем жив. Преобладает литература любительская, а профессиональная – тоненький ручеек… Мы же должны не только поддерживать, но и развивать русскую культуру, а для этого нужны высокие образцы, желание иметь эти высокие образцы перед глазами, на виду общества, меня просто преследует… Нашу русскую культуру в Латвии нужно системно восстанавливать. Качественная пирамида должна быть все выше и выше…».[19]
Этой маленькой хрупкой женщине принадлежит и огромная роль в создании филиала Союза русских писателей в Латвии, она же являлась председателем этого союза, глава объединения «Метафора». Как отмечают нашего поэта: «Вера Иосифовна – наш «локомотив»».
У Веры Иосифовны в копилке 7 опубликованных и столько же неопубликованных профессиональных поэтических книг. Эти стихи являются огромным вкладом в развитие русской литературы. Кроме того, ею написано множество публицистических статей и очерков. Она внесла определенный вклад в эти отрасли литературы.
Примечательным является и тот факт, что на стихи нашего земляка сложены романсы, спеты песни. Так, например, стихотворение «Мой город» о Чите, было положено на музыку. Кроме того, мы располагаем песней «Посветлело» поет Н. Васильева, слова В. Панченко.
Большую помощь и поддержку Вера Иосифовна оказала краеведческой работе. Сотрудничая с краеведами Чернышевского района: В. Шевченко, Ю. Чуковой, Ю. Егоровым и другими. Вместе с братом Владимиром написали замечательные воспоминания своего детства, из которых можно почерпнуть любопытные факты из истории нашей малой родины.
Кроме того, оба брата нашей поэтессы люди такой же души, как и сама Вера. Они с момента создания нашего школьного музея постоянно пополняют его фонд. Владимир Панченко проживает в Чите, но часто навещает Ульякан. Брат Николай живет на станции Ингода. Не смотря на это, находит способ для сотрудничества. Старые фотографии, газетные статьи, литература и (даже!) радиоустановка в отличном рабочем состоянии, привезенная Николаем, брат Веры – Владимир Иосифович активно сотрудничает с руководителем музея: присылает книги, фотографии, делится всем, чем сам располагает.
Сама Вера Панченко, благодаря современным технологиям, делится своими рукописями, присылает необходимый материал по электронной почте, отправляет подборки стихотворений, аудиофайлы. Книги поэтических стихов Веры были переданы в школьный музей братом Владимиром. Таким образом, Вера Иосифовна и ее братья – люди, которые внесли огромный вклад в развитие ульяканского школьного исторического музея, оказали помощь в исследовательской работе.
Конечно же, творчество Веры Иосифовны достойно уважения со стороны земляков. Ее стихотворение «Полустанок», написанное об Ульякане будет положено на музыку и, таким образом, появится песня о нашем селе.
Заключение.
Вся жизнь, творческая и общественная деятельность нашего земляка, поэтессы - Панченко Веры Иосифовны достойна внимания и глубокого уважения.
Изучив ее стихотворения, воспоминания, литературу, статьи и очерки, можно четко выстроить ее жизненный путь. Он был достаточно сложным и интересным. Появляется возможность с уверенностью сказать, что человек на протяжении всей жизни был созидающим.
Детство было нелегким, но семья Панченко смогла выстоять тяжелые годы благодаря трудолюбию, которому можно по-доброму завидовать. С детских лет Вера начала писать стихи, а вдохновляла ее природа и краски малой родины.
В студенческие годы Вера Панченко многое переосмыслила, а стихи молодой поэтессы стали публиковаться в газетах и их даже включают в поэтический сборник стихов молодых писателей. Некоторое время Вера работала журналистом, закончив историко-филологический факультет Читинского государственного педагогического института.
Эмоционально тяжелым для Веры Панченко был переезд в Ригу. Но, постепенно Латвия становится для нее «вторым пространством». Одна за одной появлялись книги ее стихов. Поэзия Веры получила большой размах, во многом благодаря поддержке читинских писателей. Вера практически ежегодно после отъезда посещала малую родину.
В Латвии Вера Иосифовна стала заметным человеком. Ее общественная деятельность тоже приносила свои плоды. И многое, за что бралась поэтесса, ей удавалось на «отлично».
Таким образом, по теме исследования были изучены всевозможные источники и литература. Поисковая деятельность по данному направлению проводилась на протяжении нескольких лет. Данная работа является ее результатом.
Оценить деятельность Веры Панченко можно только с положительной стороны. Эта тема раскрыта в параграфе под названием «Значение деятельности Веры Панченко для общественности и ее вклад в развитие литературы». Ее вклад в развитие русской литературы в Латвии имеет огромное значение. Так же, как и сотрудничество с краеведами района.
Особое внимание в исследовании были уделены стихотворениям Веры Панченко о малой родине – Ульякане. В них и тоска, и печаль, и, конечно же, любовь.
Вера Иосифовна Панченко – человек, который состоялся творчески и получил признание общественности. Любовь к искусству, творчество она сумела передать и своим детям. Сильная духом, имеющая непреодолимое желание помогать людям, активная и отзывчивая женщина. В 2014 году нашей поэтессе исполняется 80 лет. В этот юбилейный год пожелаем ей крепкого здоровья и долгих лет жизни.
Наши земляки, ульяканцы, должны знать и помнить таких людей, как Вера Иосифовна. В своих стихах она воспела родину так, как никто другой. Мы гордимся достижениями и творчеством нашего земляка. Именно здесь, в Забайкалье она выросла, чтоб совершать свою миссию за рубежом. На таких людях держится эпоха.
Данная работа будет интересна писателям и поэтам, станет хорошим подспорьем в краеведческой работе и, конечно же, пополнит фонд школьного и районного музеев. Поможет в пропаганде любви к малой родине, памяти и гордости за знаменитых земляков.
Список литературы.
№2. – с.10.
Т. 5. – с. 21.
марта. – С.10.
1972. – 117 с.
1977. – 148 с.
1981. – 72 с.
Приложение 1.
Результаты социологического опроса
Всего опрошено 37 жителей села Ульякан в возрасте от 10 до 63 лет.
Приложение 2.
Сборники стихотворений Веры Панченко
Приложение 3.
Семья Панченко. Мама – Любовь Григорьевна, брат Владимир, Вера, младший брат Николай и папа Иосиф Моисеевич. Ульякан.
Вера Иосифовна Панченко
[1] Панченко В. Мое имя: стихи/В.И. Панченко. – Рига: Лиесма, 1966. с. 14.
[2] Воспоминания Панченко Веры Иосифовны. «Ткань времени». 2013 г.
[3]1 Воспоминания Панченко Веры Иосифовны. «Ткань времени». 2013 г.
[4] Воспоминания Панченко Веры Иосифовны. «Ткань времени». 2013 г.
[5] Панченко В. Мое имя: стихи/В.И. Панченко. – Рига: Лиесма, 1966. С. 36.
[6] Воспоминания Панченко Веры Иосифовны. «Ткань времени». 2013 г.
[7] Панченко В. Предвкушала я встречу. //Слово Забайкалья. – 2013. №2 (23). - С.19
[8]Панченко В. Предвкушала я встречу. //Слово Забайкалья. – 2013. №2 (23). - С.19
[9]Лебедева Н. В дар - два пространства.//Вести сегодня (Рига). - 2009. – 12 февраля. – С.10.
[10] Воспоминания Панченко Веры Иосифовны 16.11.2013 г.
[11] Первые стихи. – Чита: Читинское кн. изд-во, 1958. – с. 4.
[12] Панченко В. Предвкушала я встречу. //Слово Забайкалья. – 2013. №2 (23). - С.20.
[13] Лебедева Н. Желание высоких образцов.//Вести сегодня. – 2009. – 12 июня. – С.10.
[14] Лебедева Н. Поэзия спускается с небес.//Вести сегодня. – 2011. – 19 июля. – С.10
[15] Нукневич Л. Четки Веры.// Ракурс. – 2009. – 31 февраля. – С.8.
[16] Панченко В. Мое имя: стихи/В.И. Панченко. – Рига: Лиесма, 1966. С. 37.
[17] Лебедева Н. Желание высоких образцов.//Вести сегодня. – 2009. – 12 июня. – С.10.
[18] Там же.
[19] Лебедева Н. Желание высоких образцов.//Вести сегодня. – 2009. – 12 июня. – С.10.
О чем поет Шотландская волынка?
Хитрый коврик
Астрономический календарь. Февраль, 2019
Что общего у травы и собаки?
Астрономический календарь. Июнь, 2019