В условиях внедрения ФГОС НОО предметное содержание перестает быть центральным звеном, главное становится формирование УУД, меняются понятие оценивания, подход к анализу и оценке результативности образовательного процесса.
Вложение | Размер |
---|---|
защита курсовой работы | 44 КБ |
zashchita_.ppt | 2.87 МБ |
Автореферат
Студентки гр. Ш-31, школьного отделения Латыш Екатерины Юрьевны;
Руководитель: преподаватель методики русского языка Гаврилова В.Ю.
Слайд №2 (задачи). Целью данного исследования стала подборка и систематизация диагностического инструментария для оценивания результатов начального образования в условиях компетентностного подхода.
Для достижения цели были поставлены задачи (представлены на слайде).
Объектом исследования является организация учебно-воспитательного процесса в начальной школе в условиях ФГОС НОО. Предметом контроль и оценка на уроке, диагностика планируемых результатов.
В работе высказано предположение о том, что комплексность оценки может быть обеспечена, если учитель будет регулярно отслеживать (в рамках мониторинга) не только усвоение учеником предметных умений, но и формирование метапредметных способов деятельности, личностное развитие ученика. Оценочные процедуры должны проводиться регулярно, начиная со стартовой диагностики (на этапе приема ребенка в школу) и заканчивая итоговой диагностикой, позволяющей сделать заключение об уровне развития ученика и его готовности к продолжению образования на следующей ступени обучения.
Практическая значимость исследования определяется возможностью использования подобранных диагностик в профессиональной деятельности учителя начальной школы.
Структура курсового исследования представлена двумя главами, выводами по главам, заключением, библиографией из 25 источников и приложениями с образцами диагностических работ.
В первой главе раскрываются теоретические основы организации системы оценивания планируемых результатов в начальной школе. Вторая глава посвящена практической реализации контрольно-оценочной деятельности на уроках русского языка и литературного чтения: указываются направления диагностики результатов обучения выпускников начальной ступени; описываются место и роль итоговой комплексной работы в системе оценочной деятельности учителя; даются методические рекомендации по проведению комплексной итоговой работы.
Слайд № 3.В условиях введения Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) приоритетной целью школьного образования становится формирование умения учиться. Традиционно учитель был обязан дать ученику глубокие и прочные знания по предметам. Жизнь меняется быстро, и ни учитель, ни родитель, ни сам ученик не в состоянии предугадать, какие знания и умения понадобятся в будущем. Отсюда возникает необходимость в умении обучаться и развиваться в течение всей жизни. И как следствие, вместо передачи суммы знаний школьное образование ориентируется на развитие личности учащегося на основе усвоения способов действий.
Слайд №4. Меняются приоритеты. Ориентиром для начальной школы становится не «знаниевый» критерий, а «деятельностный», «функциональный». Предметное содержание перестаёт быть центральной частью стандарта, главным становится формирование универсальных учебных действий (УУД); меняется понятие оценивания, подход к анализу и оценке результативности образовательного процесса .
Изменения, происходящие в настоящее время в начальном образовании, не могут не влиять на систему контроля и оценки образовательных достижений. Существенное расширение составляющих понятия «качество образования» и спектра образовательных достижений требует обновления подходов к оцениванию, поиска новых методов и форм контроля и оценивания. Введение в российскую начальную школу нового Федерального государственного образовательного стандарта (далее ФГОС) делает эту задачу ещё более актуальной.
Слайд №5. В современной школе необходимы такие средства оценки учебных достижений, которые будут определять продвижение самого ученика относительно собственного уровня.
Диагностический подход к оценке достижений учеников позволяет системно отслеживать индивидуальный путь развития каждого ученика, выявлять его проблемы и трудности, оказывать необходимую помощь. Именно диагностика развития ученика в образовательном процессе составляет основу разработки системы оценки результатов начального образования в условиях компетентностного подхода.
Слайд №6 (образцы заданий).
Диагностический подход предполагает измерение сформированности отдельных умений и действий либо их комплекса с помощью специальных диагностических заданий. Для его реализации подбирается (конструируется) пакет диагностических заданий, отражающих сформированность каждого из выделенного выше перечня умений. Задания, как правило, строятся на конкретном предметном материале, что позволяет органически включить их в любой урок.
Педагогическая диагностика проводится учителем с целью:
Достоинства диагностического подхода заключаются в том, что он позволяет достаточно объективно оценить степень сформированности общеучебных умений детей.
Слайд 7 На основе анализа имеющейся литературы и периодической печати было установлено, что учитель начальной школы имеет в своем арсенале стандартизированные итоговые комплексные работы с 1 по 4 класс издательства «Просвещение», серии «Работаем по новым стандартам» и «Мои достижения: Стандарты второго поколения»; а также имеется опыт разработки собственных диагностических комплексных работ, авторы: Ковалева С.Г., Кузнецова М.И., Маслова С.В., Шакина Г.В. и др.
Итоговые комплексные работы разработаны для всех классов начальной школы — с 1-го по 4-й. Все они имеют схожую структуру и строятся на основе несплошного (с иллюстрациями) текста, к которому дается ряд заданий по русскому языку и чтению, математике, окружающему миру. Задачи комплексной работы — установить уровень овладения ключевыми умениями (сформированность навыков чтения, умение работать с текстом, понимать и выполнять инструкции), позволяющими успешно продвигаться в освоении учебного материала на следующем этапе обучения.
Слайд 8 Целью исследования была подборка диагностического инструментария для оценивания результатов начального образования в условиях компетентностного подхода.
Таким образом цель курсовой работы достигнута, гипотеза не опровергнута. Спасибо за внимание.
Подарок
Как нарисовать зайчика
Император Акбар и Бирбал
Алые паруса
Весёлая кукушка