В современном обществе приобретают огромное значение владение навыками полемики, доказательность аргументов, терпимости к чужому мнению, .. данные требования успешно реализуются в рамках проблемно-диалогического обучения.
Вложение | Размер |
---|---|
защита курсовой работы | 21.55 КБ |
презентация к защите | 2.51 МБ |
Автореферат
Студентки гр. Ш-31, школьного отделения Ружинской Ангелины;
Руководитель: преподаватель методики русского языка Гаврилова В.Ю.
Слайд №2. Изменение целей современного образования повлекло за собой изменение всех составляющих методической системы учителя. Это означает переход с объяснительно-иллюстративного способа обучения на деятельностный, при котором ребенок становится активным субъектом учебной деятельности. Чтобы это получилось, учитель должен уметь моделировать урок в разных технологиях.
В современном обществе приобретают огромное значение владение навыками доказательной полемики, доказательность аргументов, терпимость в отношении к чужому мнению, тем более, к противоположному, данные требования успешно реализуются в рамках проблемно-диалогического обучения [14-22; 33].
Слайд №3. Проблемное обучение это не абсолютно новое педагогическое явление, о нем упоминается в трудах Сократа, Ж-Ж. Руссо, Ушинского и др.
Значительный вклад в раскрытие проблемы интеллектуального развития, проблемного и развивающего обучения внесли П. Я. Гальперин, Н. Ф. Талызина, И. Я. Лернер, М. И. Махмутов, И. С. Якиманская и др.
Большинство ученых признают, что развитие творческих способностей школьников и интеллектуальных умений невозможно без проблемного обучения; несмотря на то, что данная проблема достаточно обстоятельно рассматривается в психолого-педагогической и методической литературе, но в практике школы должное внимание получила только с введением ФГОС НОО.
Слайд №4. Поэтому было принято решение работать над темой: «Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка в начальной школе».
Исследование носит опытно-практический характер. Целью работы является изучение теоретических аспектов проблемного обучения в школе; разработка и апробирование конспектов уроков на основе проблемно-диалогической технологии.
Автором выдвинуто предположение, что овладение технологией проблемно-диалогического обучения будет способствовать интеллектуальному и творческому развитию учащихся; повышению интереса к предмету, и реализации требований ФГОС НОО.
Таким образом, структура курсового исследования представлена двумя главами, выводами по главам, заключением, библиографией из 37 источников и приложениями с образцами уроков.
Первая глава посвящена проблемно-диалогическому обучению, как педагогическому явлению, его особенностям и видам.
Слайд №5. Основными понятиями проблемного обучения являются проблемная ситуация и учебная проблема.
А. М. Матюшкин характеризует проблемную ситуацию как «особый вид умственного взаимодействия объекта и субъекта, который требует обнаружения (открытия или усвоения) новых, ранее субъекту неизвестных знаний или способов деятельности».
Во второй главе представлена методика организации проблемно-диалогических уроков, описаны методы и приемы создания проблемных ситуаций, и способы их разрешения.
Слайд №6. На основе многолетних отечественных исследований в двух самостоятельных областях - проблемном обучении [И.А. Ильницкая, В.Т. Кудрявцев, М.И.Махмутов и др.] и психологии творчества [А.В. Брушлинский, A.M. Матюшкин, А.Т. Шумилин и др.] - разработана технология проблемно-диалогического обучения, которая позволяет заменить «урок объяснения нового материала» уроком «открытия» знаний.
В сложном прилагательном «проблемно-диалогическое» первая часть означает, что на уроке изучения нового материала должны быть проработаны два звена: постановка учебной проблемы и поиск решения. Постановка учебной проблемы – это этап формулирования темы урока или вопроса для исследования. Поиск решения – это этап формулирования нового знания. Слово «диалогическое» означает, что постановку учебной проблемы и поиск ее решения осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога.
Слайд №7. Технология проблемного диалога универсальна, т.е. применима в любом предметном содержании и на любой ступени. Рассмотрим на конкретном примере урока литературного чтения
ФРАГМЕНТ УРОКА
Слайд №8.
Слайд №9 (предметные). В заключении необходимо отметить, что данная технология позволяет получить результаты в терминах нового стандарта:
Побуждающий диалог развивает творческие умения осознавать противоречие и формулировать проблему, выдвигать и проверять гипотезы. Подводящий диалог формирует логические умения сравнивать, анализировать, обобщать. Оба вида диалога и все продуктивные задания развивают речь, формируют знаково-символические умения. Обязательное использование опорного сигнала формирует знаковые умения. Коммуникативные действия осваиваются преимущественно за счёт варьирования форм обучения. Поскольку проблемно-диалогические методы и продуктивные задания позволяют работать и в парах, и в группах, школьники учатся слушать другого, договариваться, распределять роли.
Слайд №10 (личностные). Регулятивные действия формируются благодаря центральным компонентам технологии. Методы постановки проблемы развивают целеполагание, поскольку проблема – это и есть цель урока открытия нового материала. Методы поиска решения учат планированию и контролю, потому что учебное открытие можно спланировать, а открытое знание нужно сверять с учебником. Продуктивные задания стимулируют оценивание, таким образом формируются метапредметные результаты.
Слайд №11 (картинка или тема). Учёные пришли к выводу, что на сегодняшний день проблемно-диалогическое обучение – единственная технология, обеспечивающая тройной эффект обучения: более качественное усвоение знаний, мощное развитие интеллекта и творческих способностей, воспитание активной личности. Следовательно, если учитель желает получить такой тройной эффект, он должен осваивать проблемно-диалогическую технологию, так как
Она действительно обеспечивает достижение установленных результатов и является эффективным средством реализации ФГОС, что и требовалось доказать.
Таким образом, гипотеза подтверждена, цели и задачи достигнуты,
Новизна исследования заключается в том, что автор впервые сталкивается с проблемой реализации требований новых стандартов, следовательно, должен владеть разными подходами к обучению, в том числе, проблемно-диалогической технологией.
Накопленная информация и практические материалы и рекомендации представляют практическую значимость для будущей профессиональной деятельности; и прохождения государственной практики.
Слайд 1
Проблемно-диалогическое обучение на уроках русского языка в начальной школе Работу выполнила Студентка группы Ш-31 Ружинская Ангелина Руководитель: Гаврилова Валерия ЮрьевнаСлайд 2
Проблемно-диалогическое обучение В. Оконь под проблемным обучением понимает «совокупность таких действий, как организация проблемных ситуаций, формулирование проблем, оказание ученикам необходимой помощи в решении проблем, проверка этих решений и, наконец, руководство процессом систематизации и закрепления приобретенных знаний » . Сущность проблемного обучения И. Я. Лернер видит в том, что «учащийся под руководством учителя принимает участие в решении новых для него познавательных и практических проблем в определенной системе, соответствующей образовательно-воспитательным целям школы»
Слайд 3
М. И. Махмутов : «Проблемное обучение - это тип развивающего обучения, в котором сочетаются систематическая самостоятельная поисковая деятельность учащихся с усвоением ими готовых выводов науки, а система методов построена с учетом целеполагания и принципа проблемности; процесс взаимодействия преподавания и учения ориентирован на формирование познавательной самостоятельности учащихся, устойчивости мотивов учения и мыслительных (включая и творческие) способностей в ходе усвоения ими научных понятий и способов деятельности, детерминированного системой проблемных ситуаций»
Слайд 4
Для достижения цели, были определены задачи: Изучить литературу по теме исследования, раскрыть сущность проблемного обучения. Разработать уроки с элементами проблемно-диалогического обучения; составить подборку проблемных заданий, способствующих интеллектуальному развитию школьников.
Слайд 5
Проблемная ситуация это средство организации проблемного обучения, начальный момент мышления, вызывающий познавательную потребность учения и создающий внутренние условия для активного усвоения новых знаний и способов деятельности.
Слайд 6
Проблемно-диалогическое обучение Осуществляют ученики в ходе специально выстроенного учителем диалога Постановка учебной проблемы + поиск решения
Слайд 7
15.04.2014. 1 «а» класс, школа №11, учитель Лобачева Н.И. разработчик: Ружинская А.А.
Слайд 8
С казка Петух и собака Русская народная Бытовая Анималистическая
Слайд 9
Результаты технологии Предметные: методы постановки проблемы обеспечивают познавательную мотивацию, методы поиска решения – понимание материала, продуктивные задания – осознанное воспроизведение
Слайд 10
Результаты технологии Личностные : инициативность , смелость, трудолюбие. Активная позиция деятеля, а не созерцателя, усиливает познавательную мотивацию учения, ценность творческой деятельности. Отношения сотрудничества, а не подчинения формируют доброжелательность и уважение к людям.
Ах эта снежная зима
Ночная стрельба
Чья проталина?
Под парусами
Зимняя сказка