Человек живет в мире символов, знаков, которые сопровождают его всю жизнь. Свойство символа – кратко выражать глубинный смысл основополагающих понятий мироздания. У любого предмета, имеющего какое-то знаковое выражение, можно обнаружить скрытый смысл, слитый с образом этого предмета, но ему не равный, иной. В этом и заключается основы символизации – многогранное восприятие и понимание того или иного предмета. Символика – это символическое значение, приписываемое чему-нибудь.
Вложение | Размер |
---|---|
simvolika_derevev_v_romane_l.n.tolstogo_voyna_i_mir.docx | 38.31 КБ |
Символика деревьев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Автор работы: Мякшунова Виктория
Россия, Забайкальский край, Тунгокоченский район, пос. Вершино-Дарасунский
Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа
10-а класс
Краткая аннотация
Человек живет в мире символов, знаков, которые сопровождают его всю жизнь. Свойство символа – кратко выражать глубинный смысл основополагающих понятий мироздания. У любого предмета, имеющего какое-то знаковое выражение, можно обнаружить скрытый смысл, слитый с образом этого предмета, но ему не равный, иной. В этом и заключается основы символизации – многогранное восприятие и понимание того или иного предмета. Символика – это символическое значение, приписываемое чему-нибудь.
Символика деревьев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Автор работы: Мякшунова Виктория
Россия, Забайкальский край, Тунгокоченский район, пос. Вершино-Дарасунский
Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа
10-а класс
Аннотация
Деревья как образы тематической группы «растения» являются одним из основных компонентов символики русского фольклора и литературы. Л.Н.Толстой в романе «Война и мир» использует символику деревьев. Что же символизируют деревья в романе «Война и мир»? Зачем Л.Н.Толстой к ним обращается? На эти вопросы мы и попытаемся дать ответ в данной работе.
Цель работы: исследование символики дерева и ее роли в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
Задачи:
культуре;
мир».
Объектом исследования является роман Л.Н.Толстого «Война и мир».
Предмет исследования– символика деревьев.
Методы: В качестве основных методов исследования использованы описательный и метод концептуального анализа, а также когнитивный подход, предполагающий изучение способов приобретения, переработки и использовании информации человеком.
Вывод:символика дерева играет огромную роль и несет в себе важную смысловую нагрузку в произведении, поскольку может «подсказать» читателю дальнейшее развитие сюжета, ускорить его, а так же помогает в создании психологической характеристики героя.
Символика деревьев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Автор работы: Мякшунова Виктория
Россия, Забайкальский край, Тунгокоченский район, пос. Вершино-Дарасунский
Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа
10-а класс
План исследования
В последнее время все больше возрастает интерес человека к своему прошлому, культуре и языку, который сохранил ее. Культура и природа существуют, взаимодействуя друг с другом. Природа проходит сквозь призму понятий, схем, методов, теорий, выработанных культурой. Человек – это связующее звено между природой и культурой.
Древесные мотивы интересны тем, что в них лучше всего обнаруживается взаимосвязь природы и культуры. Психологи доказывают, что дерево вошло в нашу память. Некоторые ученые полагают, что это и есть Мировое дерево, дерево жизни – место встречи человека во Вселенной, их общий смысл – символ любого целого, составленного из частей.
Архетип мирового дерева символизирует связь низа и верха, подземной и земной сфер; единство животных, людей, мифических существ и богов. Он несет в себе семантику роста, развития, приобщения к высшей мудрости, истинному знанию и добру.
Актуальность темы работы определяется необходимостью глубоко и всесторонне исследовать символику дерева в романе Л.Н.Толстого «Война и мир», изучить феномен дерева в культуре.
Гипотеза:Если исследовать символическое значение деревьев в культуре, мифологии, то можно определить роль этого значения в романе Л.Н.Толстого «Война и мир».
В настоящей работе будут использованы работы Беляковой Г.С. , Наделяевой О.Е. и Лотмана Ю.М.
Символика деревьев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Автор работы: Мякшунова Виктория
Россия, Забайкальский край, Тунгокоченский район, пос. Вершино-Дарасунский
Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа
10-а класс
Научная статья
Исключительная роль деревьев в русской культуре определяется их особой значимостью в календарных обрядах, связанных с древним растительным тотемизмом, истоки которого уходят в мифы. В зависимости от контекста дерево может актуализировать различные значения: выступать как защитная сила, а также как и вредоносная. В мифологии и русском фольклоре дерево может выступать как средство ритуальной цели, заместитель человека и его свойств, система пространственных и духовных координат.
Дерево всегда считалось «носителем жизненной энергии, связывающей в единое целое мир человека, природы и космоса» (2). В мифах, объясняющих происхождение и устройство мира, существует образ мирового дерева – опоры, обеспечивающей стабильность миропорядка. Всем народам с глубокой древности было свойственно одухотворение и почитание деревьев. Люди верили, что деревья являются живыми существами, в них перешли души умерших, которые защищают человека от злых сил и неблагоприятных природных явлений. В зависимости от географических и климатических условий, а также местных традиций возникал культ дерева определенной породы. Объектом поклонения могли быть дуб, сосна, кипарис, ясень, эвкалипт и прочие деревья, в наибольшей степени характерные для той или иной климатической зоны. При этом считалось, что духи находят себе пристанище по преимуществу в наиболее раскидистых и высоких деревьях (2). Особое предпочтение обычно отдавалось вечнозеленым растениям: сосне, ели, можжевельнику, кипарису и другим, поскольку наполненность вечной силой проявляется в них в большей степени, чем у лиственных деревьев. Так в Греции главным священным деревом считался кипарис; в Риме поклонялись фиговому дереву. Признаки увядания этих деревьев вызывали чувство ужаса, это связывали с болезнью живущего в дереве духа, который заболевает и умирает вместе с деревом
Образ дуба предстает перед нами в романе-эпопее Л.Н. Толстого «Война и мир».Дуб –это символ могущества, силы, долговечности, славы, прочной веры. В Древнем Риме венки из дубовых листьев были отличительным знаком древнеитальянских правителей, также дуб - одно из наиболее почитаемых у славян деревьев. Образ дуба связан с идеей мира- дуб выступает как мировое дерево, на нем держится весь мир. У волхвов и друидов особое значение приобретали священные дубовые рощи. В представлениях древних славян дуб часто отождествлялся не только с громовержцем Перуном, но и человеком, что объясняет восприятие этого дерева князем Андреем. У человека отрубившего или сломавшего ветвь дуба, по поверьям могла «отсохнуть» рука; ветви дуба, выраставшего около дома какой-либо семьи, хозяева дома называли именами своих детей; если засыхал дуб около дома, хозяину жилища грозила опасность.
Мамврийский дуб в долине близ Хеврона почитался в древности иудеями как место, около которого жил Авраам, у христиан дуб – эмблема Христа (по некоторым версиям христианского предания, крест распятия был сделан из дуба). В русских народных песнях дуб- символ добра молодца.
Князь Андрей, в сознании которого каким-то таинственным образом сохраняются самые архаические мистические представления о мире, воспринимает дуб с точки зрения первобытного человека. Обломанная кора и старые раны дерева могут быть символами неудач и разочарований Болконского, но более вероятно, что это наблюдение князя Андрея- результат его самоотождествления с дубом, потому что аустерлицкая рана Болконского плохо заживала. Дуб обладает целительной силой, и даже, что в дереве живет дух, вступающий во взаимодействие с человеком, или верящего, что дуб-это само по себе высшее существо, в котором заключена душа человека. «Это был огромный в два обхвата дуб с обломанными, давно видно, суками и с обломанной корой, заросшей старыми болячками. С огромными своими неуклюжими, несимметрично-растопыренными, корявыми руками и пальцами, он старым, сердитым и презрительным уродом стоял между улыбающимися березами. Только он один не хотел подчиняться обаянию весны и не хотел видеть ни весны, ни солнца».
А.Ф. Лосев писал о том, что в «картине дуба нет никакой мифологии»; отмечая, что «Структура образа дуба и структура жизни Болконского вполне тождественны», ученый рассматривает дуб как символ. Но оставаясь символом судьбы князя, его внутреннего мира, исканий духа, живой жизни, дуб еще и наделенное душой существо, собеседник князя Андрея, каким была для него вся природа.
У Толстого князь Андрей обращается к дубу, мысленно говоря «мы», «наша»… Дуб по-своему и отвечает. Разумеется, не сразу, а через некоторое время, когда Болконский вновь проезжает мимо него. Для дуба, прожившего 300, может быть, и более лет, несколько дней все равно, что несколько минут, которые нужны для размышления и реплики в диалоге. Ответом была распустившаяся зелень, счастливое выражение «лица»: «сам того не зная, не узнавая его, любовался тем дубом, которого он искал. «Старый дуб, весь преображенный, раскинувшись шатром сочной, темной зелени, млел, чуть колыхаясь в лучах вечернего солнца».
Не понявшие Толстого первые рецензенты «Войны и мира», издевавшиеся над толстовской манерой описания человеческого общения и взаимосвязей человека с природой, увидели что-то необычное именно в сцене с дубом и поместили сатирической «Искре» карикатуры на дуб и на Болконского, причем фигура Болконского напоминает ствол дерева.
Дуб во многих индоевропейских традициях – священное дерево, небесные врата, через которые божество может появиться перед людьми. В «Войне и мире» моделируется ситуация явления князя Андрея как пророка, а может божества, отождествленного с дубом и возродившегося вместе с ним. Уход в иной мир также связан с дубом (через дупло, как это происходит со сказочными героями, через Голгофу- крест распятия изготовлен из дуба). Недаром ведь, беседуя с Пьером в Богучарове, князь Андрей говорит, что он заглянул в пропасть и убедился в существовании иного мира. Это чувство радости и обновления, которое испытал князь Андрей, увидев зазеленевший дуб, и его слова о единении людей: «Надо… чтобы не для одного меня шла моя жизнь…». Этимология доказывает, что слова «дерево», «друг» или «Русь» связаны своим происхождением. Итак, в русском языке дерево имеет отношение не только к міру («мировое дерево»), но и к миру, дружбе, единению. Когда-то значения «друзья», «дружина», и «лесок», «роща» выражались одним словом. Так что дуб князя Андрея в известной степени центральный персонаж «Войны и мира», объединяющий значение слов «мир» и «мір», а также значения слов «единение» и «Русь».
Дуб также являетсяи масонским символом. В первоначальных редакциях «Войны и мира» Андрей Болконский, как и Пьер, вступает в масонскую ложу, но в окончательном варианте Толстой отказывается от этого и не раз подчеркивает отношение князя Андрея к масонским увлечениям Пьера. Однако внимательные читатели всегда спрашивают, что означает обращенная к Пьеру фраза Андрея о «женских перчатках», «которые давались вновь избранному брату для вручения любимой женщине». Ведь Пьер догадывается, что его друг полюбил Наташу. На следующий день разговор Пьера и князя Андрея продолжается, и некоторые слова Болконского можно воспринять в духе масонской символики, к примеру, характерное для масонской мистики противопоставления света и тьмы. Перед приездом князя Андрея собравшегося говорить с другом о Наташе, Пьер был занят масонскими изысканиями: переписывал « подлинные шотландские акты».
Толстой много читал о масонстве в период работы над «Войной и миром». В целом, относясь к масонству иронически, он берет его лучшие стороны: нравственное самосовершенствование и братская любовь, проповедуемые масонами, хотя и показывает, насколько сами масоны были далеки от проповедуемого ими идеала.
Итак, образ дуба в повествовании играет несколько ролей. Он не только приоткрывает нам завесу тайны над внутренним миром героя, но и является персонажем, который находит свой путь возрождения князя Андрея Болконского к новой прекрасной жизни. В то же время образ дуба дает возможность автору показать нам те качества героя, которые нельзя было бы показать через описание внешности.
Помимо дуба в романе упоминаются другие деревья – это ель и береза.
В русской культуре ель наделена сложным комплексом символических значений. Внешние свойства ели и места ее произрастания обусловили связь этого дерева с образами низшей мифологии (чертями, лешими и прочей лесной нечистью), отразившуюся в известной пословице: «Венчали вокруг ели; а черти пели», указывающей на родство образа ели с нечистой силой. Слово «ёлс» стало одним из имен лешего, черта: «А коего тебе ёлса надо?», а «еловой головой» принято называть глупого и бестолкового человека.Первоначально в образе ели люди Древней Руси не видели ничего поэтического: еловый лес («ельняк большой глухой») из-за своей темноты и сырости отнюдь не радовал глаз. Произрастая по преимуществу в сырых и болотистых местах, называвшихся в ряде губерний «елками», это дерево с темно-зеленой колючей хвоей, неприятным на ощупь, шероховатым и часто сырым стволом (с которым иногда сравнивалась кожа бабы-яги), не пользовалось особой любовью.
Ель традиционно считалась у русских деревом смерти, о чем сохранилось множество свидетельств. Существовал обычай: самоубийц зарывать между двумя елками. В некоторых местах был распространен запрет на посадку ели около дома из опасения смерти члена семьи мужского пола. Из ели, как и из осины, запрещалось строить дома. (1) Еловые ветви использовались и до сих пор широко используются во время похорон.
В романе «Война и мир» елки в весеннем лесу кажутся князю Андрею неприятными, потому что напоминают о зиме «своей грубой вечной зеленью» Но через месяц, когда Болконский на обратном пути проезжает лес, он замечает, что ели стали «подделываться» под общий характер, потому что «все было полно, тенисто и густо». Одним словом, ели, как и другие деревья в представлении князя Андрея, ведут себя совершенно по-человечески, и каждое дерево обладает своим характером. Князь Андрей проницательно подмечает двойственность ели: это дерево символизирует вечную жизнь и в то же время является знаком смерти, траура, похорон(рубленый еловый лапник в качестве похоронного атрибута подчеркивает скоротечность, неполноту земного существования, а рождественская елка- символ новой жизни).
Дуб и отдельные елки встретились князю Андрею в березовой роще.У восточных славян особо почитаемым деревом была береза, что объяснялось ее распространенностью, красотой и изяществом. Береза считалась средоточием животворных сил, символом возрождения. Береза- символ красной девицы в народной поэзии. В роще, через которую проезжал князь Андрей, березы и дуб сначала выглядели антиподами: дуб старше, выше зазеленевших берез, он еще лишен листьев; березы улыбаются, дуб сердит, берез много, дуб одинок. После знакомства Болконского с Ростовыми князь Андрей даже не сразу замечает дуб на фоне берез, зазеленевший дуб почти не отличается от них. Конечно, и отношения князя Андрея с Ростовыми претерпевают подобные изменения: прежде князь Андрей «строго судил» все семейство, а теперь у него возникает безотчетная симпатия к ним, и Ростовы замечают, что князь Андрей и Наташа очень похожи внешне.
У берез в той роще был праздник, поэтому их было так много и они были такие нарядные. Князь Андрей возвращается к дубу, как сказано у Толстого, в начале июня. На начало июня приходится так называемый семик (седьмая неделя по Пасхе), пятидесятый день после пасхи (Троица) и Духов день. Существовал языческий обряд «завивания» березок. «Завивание» березки состояло в завязывании ее веток таким образом, что получались венки. Иногда нижние ее ветви сплетали с травами для того, чтобы передать траве и земле ту животворную силу, которая содержится в только, что распустившемся дереве. Из березовых ветвей плели венки, которые бросали в воду, что стало одним из самых распространенных способов гадания в этот период года. Опустив венок в реку, девушки долго следили за тем, как он плыл по течению, замечая, потонет он или нет, прибьется к берегу или же беспрепятственно уплывет вниз по реке. Они стремились угадать свое будущее: утонувший венок предвещал близкую смерть той девушке, которой он принадлежал; прибитый к берегу – свидетельствовал о том, что в текущем году владелица венка не выйдет замуж, а уплывший по течению означал предстоящее в ближайшее время замужество. В лесу около березки девушки «кумились» — целовались через березовые венки и обменивались крестиками, что означало вступление их в духовное родство друг с другом. Все эти обряды означали смену весны летом и стимулирование жизненных сил природы. Языческий обряд и христианский праздник(в Троицу апостолам сообщается особая способность- способность проповедовать слово Божие) сливаются по времени,что было довольно обычно на Руси. Вот и Андрей, апостол Толстого, чувствует, что «на него вдруг нашло беспричинное весеннее чувство радости и обновления»» и стремление к объединению людей, а это главное в учении Толстого. О настроении князя Андрея в день посещения березовой рощи Толстой говорит почти теми же словами: «нашло чувство»…
Береза, которую видит князь Андрей лунной ночью в Отрадном, не названа березой и описана как магическое дерево « с ярко- белым стволом». Мотив света вводится и в этот эпизод, береза в народной поэзии символизирует свет. «Я не могу любить без света», - говорит князь Андрей. Свет- это для Болконского и Наташа, и береза, и победа жизни, и символ духовности.
Перед Бородинским сражением полк Болконского стоит возле «полосы берез». Почему-то князь Андрей знает, что эти березы «тридцатилетние», т.е. примерно ровесники его.При виде берез он вспоминает Наташу, но «яркий свет» какого-то «внутреннего огня», который раньше он видел в Наташе, заменился «холодным белым светом»извне, осветившим « грубо намалеванные фигуры», которые рисуют на стенах «волшебного фонаря». Наверное, в этой сцене реализуется еще одно мифологическое представление о березе: березы – это души умерших (под березой находит свою смерть и Платон Каратаев).
Итак, образ дерева связан с образами князя Андрея и Наташи,а также с мотивом просветления. В буддийской традиции символом просветления считалось священное дерево «Бодхи», под этим деревом просветление пришло к медитирующему Будде .
В Евангелии чудо со смоковницей обсуждает с Христом апостол Петр. В книге Толстого камердинер Петр, сопровождающий в поездке Болконского, обращает его внимание на весенний лес. Дуб в «Войне и мире», оживающий (в отличие от смоковницы) при обращении к нему, рассказывает смысл евангельских предсказаний. Дуб говорит герою Толстого, что наступает лето,т.е. зрелость, пора осуществления главного дела жизни. Это и выражено в словах: «Надо…чтобы не для одного меня шла моя жизнь», чтобы все(люди, природа, небо) «жили со мною вместе!» Для осуществления этой гигантской задачи- объединить, спасти и даровать жизнь вечную людям- пришел Христос; создавая в сцене с дубом несомненный аналог чуда со смоковницей, Толстой в «Войне и мире» присоединяет к мировой гармонии и «всякую тварь».
Объединив дерево Бодхи, евангельскую смоковницу, русский дуб, Толстой создал мощнейший сплав духовно-природных энергий, который должен послужить митраическому единению всего человечества и природы.
Кроме реальных деревьев, в «Войне и мире» есть и символические. Во-первых, родословное дерево Болконских, единственное из всех деревьев, вызывающее у князя Андрея насмешку, по-видимому, своей ненатуральностью. Во-вторых, дерево познания добра и зла, о котором упоминает князь Андрей накануне Бородинского сражения. Это и понятно: дерево познания добра и зла- аналог древа жизни.
В скандинавских мифах аналогом древа жизни является Иггдрасиль (гигантский ясень), дерево жизни, символ умиротворения зла. Кроме того, самым трудным и является разграничение добра и зла. Об этом говорили Пьер и князь Андрей в Богучарове, об этом и их последний разговор. Князь Андрей вспоминает и рассказ Наташи о том, как она заблудилась в лесу, когда размышляет о своих собственных заблуждениях. В лес уходили каяться, его отождествляли с « чающей магического преображения материей».
В результате исследования я пришла к выводу, что в мифологии дерево всегда считалось «носителем жизненной энергии, связывающей в единое целое мир человека, природы и космоса» (1), что всем народам с глубокой древности было свойственно одухотворение и почитание деревьев. Крупный размер дуба, плотность и прочность его древесины, белый цвет наружного слоя коры берёзы и раннее яркое распускание, колючая хвоя и густота зарослей ели - вот те основные признаки, которые получили в культуре особый статус и, преображённые, выступают в качестве основания для серии ритуальных, языковых и художественных образов. Также было выявлено, что эти деревья в романе «Война и мир» играют несколько ролей. Они не только приоткрывает нам завесу тайны над внутренним миром героев, но и являются персонажами, «подсказывают» читателю дальнейшее развитие сюжета, ускоряют его, а также помогают в создании психологической характеристики героя.
Символика деревьев в романе Л.Н.Толстого «Война и мир»
Автор работы: Мякшунова Виктория
Россия, Забайкальский край, Тунгокоченский район, пос. Вершино-Дарасунский
Вершино-Дарасунская средняя общеобразовательная школа
10-а класс
Литература
Есть ли лёд на других планетах?
Отчего синичка развеселилась
Как выглядело бы наше небо, если вместо Луны были планеты Солнечной Системы?
Госпожа Метелица
Самодельный телефон