Научно-исследовательская работа на тему «Волонтерство как форма социальной активности молодежи» посвящена проблеме изучения социальной активности молодежи.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. В 2006 г. постановлением Правительства РФ были утверждены основные направления государственной молодежной политики на период до 2016 г., одним из приоритетов которой названо системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.
Исследование проводилось на примере групп студентов техникума.
В основу метода решения поставленной цели положен системный анализ и комплексный подход, позволяющие определить главные элементы среди множества взаимосвязанных факторов с целью выявления и осознания основного противоречия указанной проблемы.
Научно-исследовательская работа содержит иллюстративный материал, основана на статистических данных, при выполнении изучены отечественные и зарубежные источники, а также использована информация интернет и официальных сайтов.
Вложение | Размер |
---|---|
Социальная активность молодежи | 224.26 КБ |
минобрнауки челябинской области
государственное бюджетное образовательное учреждение среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Южноуральский энергетический техникум»
ГБОУ СПО (ССУЗ) ЮЭТ
Научно-исследовательская работа
Гуманитарное направление
Тема: «Волонтерство как форма социальной активности молодежи»
Автор: Есина С.А., студентка 30 группы, специальность «Электрические сети, станции и системы» Руководитель: Есина О.В., преподаватель социально -экономических дисциплин, высшей категории |
Южноуральск, 2014
АННОТАЦИЯ
Научно-исследовательская работа на тему «Волонтерство как форма социальной активности молодежи» посвящена проблеме изучения социальной активности молодежи.
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. В 2006 г. постановлением Правительства РФ были утверждены основные направления государственной молодежной политики на период до 2016 г., одним из приоритетов которой названо системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи.
Исследование проводилось на примере групп студентов техникума.
В основу метода решения поставленной цели положен системный анализ и комплексный подход, позволяющие определить главные элементы среди множества взаимосвязанных факторов с целью выявления и осознания основного противоречия указанной проблемы.
Научно-исследовательская работа содержит иллюстративный материал, основана на статистических данных, при выполнении изучены отечественные и зарубежные источники, а также использована информация интернет и официальных сайтов.
Оглавление
Введение 3
Глава 1. Теоретические основы социальной активности 5
1.1 Социальная активность молодежи: понятие, виды и формы 5
1.2 Волонтерская деятельность: основные характеристики 10
1.3 Волонтерство и социальная активность: точки соприкосновения 19
Глава 2. Исследование социальной активности студентов 23
2.1 Анализ социальной активности студентов 23
2.2 Рекомендации по развитию социальной активности студентов 27
Заключение 32
Список используемой литературы 35
Приложения 36
Введение
Актуальность проблемы исследования обусловлена тем, что в современных условиях волонтерство является одной из основных форм проявления социальной активности граждан во всем мире. В 2006 г. постановлением Правительства РФ были утверждены основные направления государственной молодежной политики на период до 2016 г., одним из приоритетов которой названо системное вовлечение молодежи в общественную жизнь, развитие и поддержка молодежных инициатив, направленных на организацию добровольческого труда молодежи. Вместе с тем, показатель вовлечения граждан в добровольческую деятельность пока не превышает 9%, хотя в обществе имеется множество социально значимых задач, реализация которых напрямую связана с развертыванием волонтерского движения. Только для работы на прошедшей зимней Олимпиаде в городе Сочи было привлечено более 25 тысяч волонтеров, из них 518 волонтеров были волонтеры из Челябинской области.
Актуальность настоящего исследования, таким образом, определяется наличием противоречия между необходимостью развития социальной активности молодежи, без которой невозможно дальнейшее экономическое, политическое и культурное преобразование российского общества, и недостаточной разработанностью основ волонтёрского движения в техникуме.
В связи с этим, проблема исследования социальной активности в волонтерской деятельности требует своего решения.
Целью исследования является изучение влияния волонтерской деятельности на социальную активность студентов.
Объектом исследования является студенческое сообщество техникума очной формы обучения 1-4 курсов.
Предметом исследования является социальная активность студентов в волонтерской деятельности.
Ход исследования определялся следующей гипотезой: волонтерское движение может быть рассмотрено как механизм социализации молодежи.
В соответствии с целью и гипотезой в исследовании ставились следующие задачи:
1. Изучить и обосновать зависимость развития молодежной социальной активности студентов от её участия в волонтерском движении.
2. Уточнить сущность понятия «волонтерское движение» и определить его возможности в развитии социальной активности молодежи, функции и принципы.
3. Выявить и проверить факторы развития социальной активности молодежи.
4. Разработать программу развития волонтерского движения в техникуме.
Развитие волонтерской деятельности рассматривалось разными учеными. Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на социальной активности молодежи, а волонтерская деятельность рассматривается как ее способ проявления. Далее, исходя из выводов исследований C.B. Алещенок [2], Е.С. Азаровой [1], JI.B. Вандышевой [3], С.В. Тетерского [5] и др., волонтерскую деятельность можно рассматривать как психолого-педагогический ресурс для приобретения участниками определенного жизненного и практического опыта, реализации ими своего творческого потенциала, развития нравственных ценностей, воспитания профессионально значимых личностных качеств.
Для решения поставленных задач и проверки выдвинутой гипотезы использовались следующие методы исследования. Теоретические методы: анализ нормативных документов, исторический анализ, понятийно-терминологический анализ, системный анализ. Эмпирические методы: исследование и обобщение эффективного опыта молодежных общественных объединений, анкетирование, экспертное оценивание, статистические методы обработки данных и проверки выдвигаемой гипотезы.
Исследование охватило несколько взаимосвязанных этапов:
На первом этапе изучалась литература, анализировался отечественный и зарубежный опыт работы волонтеров, результаты междисциплинарных исследований по проблеме развития социальной активности личности.
На втором этапе с целью проверки гипотезы, была организована исследовательская работа, проводился констатирующий этап эксперимента по определению состояния проблемы и выявлению возможностей и перспектив ее решения в условиях волонтерского движения.
На третьем этапе систематизировались и обобщались полученные результаты, уточнялись выводы, и разрабатывалась программа волонтерского движения техникума.
Теоретическая значимость исследования заключается в том, что: уточнена характеристика понятия «волонтерское движение».
Практическая значимость работы заключается в том, что ее материалы и программа волонтерской деятельности могут быть использованы в организации волонтерской деятельности студентов техникума.
Глава 1. Теоретические основы социальной активности
1.1 Социальная активность молодежи: понятие, виды и формы
Исследуя проблему развития социальной активности молодежи в волонтерском движении, мы пришли к необходимости ее осмысления в теории и практике. Это позволило нам проследить эволюцию теоретических представлений об изучаемом объекте и определить их значение для нашего исследования.
Анализ научной литературы показал, что разработка вопросов развития социальной активности молодежи всегда была в центре внимания.
Термин «активность» широко используется в различных сферах науки как самостоятельно, так и в качестве дополнительного в различных сочетаниях. Причем в некоторых случаях это стало настолько привычным, что сформировались самостоятельные понятия. Например, такие как: активный человек, активная жизненная позиция, активное обучение, активист. Понятие активности приобрело такой широкий смысл, что при более внимательном отношении его использование требует уточнений. Словарь русского языка дает общеупотребительное определение «активного» как деятельного, энергичного, развивающегося. В литературе и бытовой речи понятие «активности» часто употребляется как синоним понятия «деятельность».1 В физиологическом смысле понятие «активности» традиционно рассматривается как всеобщая характеристика живых существ, их собственная динамика. Как источник преобразования или поддержания ими жизненно значимых связей с окружающим миром. Как свойство живых организмов реагировать на внешние раздражения. Активность при этом соотносится с деятельностью, обнаруживаясь как ее динамическое условие, как свойство ее собственного движения.
В философском словаре под редакцией И.Т. Фролова социальная
1.Ожегов С. И, Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Институт русского языка им. В. В. Виноградова – 4-е изд., дополненное. – М.: ООО «ИТИ ТЕХНОЛОГИИ», - 2003. С 94.
активность – понятие, отображающее функционирование индивида в обществе и связана с превращением интереса в фактор действия, с познанием, целеполаганием и преобразованием действительности, обусловлена деятельной природой человека, противоречием между условиями существования и объективными потребностями личности и направлена на ликвидацию несоответствия между потребностями и условиями бытия человека.2
С нашей точки зрения, социальная активность - устойчивое свойство личности и совокупность социально значимых действий, направленных на интенсивное, осознанное взаимодействие с социальной средой, осуществляющее в процессе деятельности по преобразованию себя и социума в соответствии с задачами общественного развития.
На основе изучения теоретических подходов к понятию «социальная активность», социальных и возрастных характеристик студентов системы среднего профессионального образования, а также разработок ученых-педагогов (В. Ф. Бехтерев, Т. Г. Емельянова, И. П. Подласый и др.) о критериях социальной активности и стадиях усвоения социального опыта (Б. Д. Парыгин), были выделены ее компоненты: совокупность структурных признаков социальной активности, качества личности и социальный опыт личности (рис 1). Социальная активность
качества структурные признаки социальный опыт
гуманистические познавательный опыт взаимодействия
гражданские поведенческий освоенность социальных
ролей
деловые эмоциональный
социальная позиция
Рисунок 1– Содержание социальной активности студентов
2. Философский словарь (под ред. Фролова). - 7-е издание, переработанное и дополненное.–2001
Структура и виды социальной активности будут различными для каждого вида деятельности субъекта, т.е. социальная активность может рассматриваться только совместно с определенным видом деятельности. Традиционно выделяют такие виды социальной активности как трудовая, общественно-политическая и познавательная.
Рассмотрим основные виды социальной активности студенческой молодежи. Познавательная активность направлена на приобретение определенного набора знаний, умений и навыков, необходимого для достижения личностью поставленных целей и реализуется как в учебном процессе, так и в самостоятельной деятельности индивида направленной на получение знаний, умений и навыков.
К объективным показателям социально-политической активности относятся следующие: участие в общественных и политических объединениях (политические партии, молодежные движения, студенческие сообщества и др.); участие в выборах; выполнение общественно полезной деятельности; проявление инициативности в общественной деятельности; временные затраты на социально-политическую деятельность и т.д. К субъективным показателям относятся: отношение к социально-политической деятельности; осознание важности и значимости собственной социально-политической деятельности и т.д. Уровень социально-политической активности при этом может быть охарактеризован следующим образом:
- Высокий уровень социально-политической активности – студент регулярно занимается общественно полезной деятельностью, состоит в общественных объединениях, систематически участвует в работе собраний. Положительно относится к социально- политической деятельности, осознает ее важность, разделяет цели объединений, в которых участвует.3
3.Социальная активность молодёжи как условие развития со- временного общества: сборник научных трудов по итогам Всероссийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – в 2-х ч. : Ч. 2. – 307 с.
- Средний и низкий уровень социально-политической активности (в зависимости от степени выраженности критериев) – участие в общественно полезной деятельности несистематическое, собрания общественных объединений посещает редко, по необходимости. Инициативы не проявляет, либо проявляет редко. Преследует собственные цели, независимо от согласованности с целя ми группы.
- Пассивность – общественно полезной деятельности не выполняет, в общественных объединениях не участвует, либо по необходимости. Считает, что ничего в общественно-политической жизни изменить не способен.
Трудовая деятельность может быть направлена как на получение определенного опыта в профессиональной сфере, умений и навыков, направленных на перспективу дальнейшего карьерного роста, так и только на получение заработка независимо от вида деятельности и дальнейших целей.
Социальная активность может стимулироваться под условием внешних и внутренних факторов. К внутренним факторам, прежде всего, относятся мотивы личности и психологические качества, к внешним – условия среды, позволяющие данную активность проявлять и совершенствовать себя в ней. Стимулирование социальной активности личности – это процесс создания стройной системы ситуаций и мотивов, включающих в себя общественно ценные цели, оптимальные формы и методы, а так же социально-значимые изменения в личности, проявляющиеся в активной, сознательной и самостоятельной деятельности и поведении.4
Сегодня проблема стимулирования социальной активности актуальна для молодежи и детей ввиду нескольких причин. Это и потребность в общении, потребность в самореализации, потребность в идентификации себя с социальными группами, потребность в самостоятельной деятельности. Однако, целью социальной активности молодежи может быть результат
4.Социальная активность молодёжи как условие развития со- временного общества: сборник научных трудов по итогам Всерос- сийских социально-педагогических чтений им. Б.И. Лившица, 2 – 3 февраля 2010 г. / Урал. гос. пед. ун-т, Екатеринбург. – в 2-х ч. : Ч. 2. – 307 с.
деятельности и общения, когда они являются средством для достижения узко-личностных целей. Включение молодежи в социально-значимую деятельность может быть мотивировано и прагматическими мотивами: карьерный рост, перспективы, получаемые благодаря особым возможностям участия в престижной молодежной организации, в образовательных программах, получение рекомендации при трудоустройстве. Как показывают исследования прошлых лет, мотив благополучия был в числе основных мотивов участия подростков и юношей в общественной работе в техникуме.
Существуют различные подходы к определению форм социальной активности. Наиболее распространенные и выделяемые формы социальной активности можно определить следующим образом: участие в различных культурно-досуговых мероприятиях; участие в жизни своего города, работа волонтером, проведение благотворительных акций; организация мероприятий в рамках техникума.
Степень социальной активности можно определить, сопоставляя следующие характеристики субъектов:
5. Хулин А. А. Добровольчество как вид благотворительности / А. А. Хулин Социальная работа. – 2003. - №3. – С. 51-54.
К одной из наиболее распространенных форм социальной активности молодежи относится волонтерская деятельность. Добровольчество, как осуществление благотворительной деятельности в форме бескорыстного труда, содействует: подготовки молодежи к жизни в условиях меняющегося общества, формированию личности, способной адаптироваться к социально-экономическим переменам, устойчивую к воздействию негативных факторов внешней среды. Социальная активность молодежи, участие в волонтерских движениях может способствовать развитию социальной работы с различными категориями населения (группами социального риска).
1.2 Волонтерская деятельность: основные характеристики
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. Добровольная помощь, оказываемая человеком или группой людей обществу в целом или отдельным людям, основана на идеях бескорыстного служения гуманным идеалам человечества и не преследует целей извлечения прибыли, получения оплаты или карьерного роста. Она может принимать различные формы: от традиционных видов взаимопомощи до совместных усилий тысяч людей, направленных на преодоление последствий стихийного бедствия, урегулирование конфликтных ситуаций, искоренение бедности. Добровольная помощь включает в себя действия, предпринимаемые на местном, общенациональном и международном уровнях, а также на уровне международного сообщества в целом, которые осуществляются, невзирая на границы.
Добровольцы играли и продолжают играть значительную роль в развитии прогресса и повышении общего уровня благосостояния индустриально развитых и развивающихся стран, как в рамках национальных программ, так и программ ООН по оказанию гуманитарной помощи, технического содействия, соблюдению прав человека, демократизации общества и укреплению мира. На идеях добровольной помощи основана деятельность многих неправительственных организации, профессиональных ассоциаций, профсоюзов и других гражданских организаций. Многие кампании по ликвидации безграмотности, иммунизации населения, защите окружающей среды в значительной степени зависят от усилий, предпринимаемых добровольцами.
Вовлеченность в добровольчество не имеет религиозных, расовых, возрастных и даже политических границ. Многочисленные транснациональные платформы и сети добровольческих некоммерческих организаций привлекают в свои проекты и программы свыше сотни миллионов людей ежегодно.
Волонтер - человек, действующий по доброй воле, а не из материального или финансового интереса или под воздействием внешнего социального, политического или экономического давления.6
Российский социолог Е.И. Холостова дает следующее определение понятию «волонтер»: «Волонтеры (от англ. volunteer - доброволец) - это люди, делающие что-либо по своей воле, по согласию, а не по принуждению. Они могут действовать либо неформально, работать бесплатно, как в государственных, так и частных организациях медицинской, образовательной сферы, либо социального обеспечения, или являться членами добровольческих организаций… Волонтеры в современном значении этого слова - это члены общественного объединения социальной направленности».7
Основные характеристики, присущие волонтерской деятельности:
Вознаграждение. Волонтер не должен заниматься волонтерской деятельностью главным образом с целью получения финансовой прибыли, и
6.Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. – 2006. №7. С. 6-9.
7. Циткилов П. Я. Информационно – методические материалы по организации работы с волонтерами / П. Я. Циткилов // Социальная работа. – 2007. - №5. – С. 58-60.
любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Организационная структура. Волонтерство может быть организованным или неорганизованным, осуществляться индивидуально или в группе, общественных или частных организациях.
Неорганизованное волонтерство - это спонтанная и эпизодическая помощь друзьям или соседям: например, уход за ребенком, оказание помощи в ремонте или стройке, выполнение мелких поручений, аренда оборудования или отклик на стихийное или созданное людьми бедствие. Это преобладающая форма волонтерства во многих культурах.
Организованное волонтерство осуществляется в некоммерческом, государственном и частном секторе, и, как правило, более систематично и регулярно.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Выделяют несколько различных видов волонтерства:
Взаимопомощь или самопомощь. Люди осуществляют волонтерскую деятельность, чтобы помочь другим членам своей же социальной группы или сообщества.
Благотворительность или служба на благо других. Первичным бенефициарием является не участник группы, членом которой является волонтер, а третья сторона.
Участие и самоуправление. Роль отдельных лиц в процессе управления - от представительства в совещательных органах правительства до участия в местных проектах развития.
Просвещение или пропаганда каких-либо вопросов, касающихся определенных групп общества.
Мотивы участия в волонтерской деятельности основываются на ряде потребностей личности, которые группируются следующим образом:
1) потребность в признании - люди хотят, чтобы их работа или проявленные способности высоко оценивались другими;
2) потребность в достижении - людям нравится ощущать, что они выполняли что-то важное;
3) потребность в самоконтроле - многим людям хочется ощущать себя независимыми, чувствовать, что они несут ответственность за свою жизнь и поступки;
4) потребность в разнообразии - людям, как правило, надоедает делать одно и то же;
5) потребность в росте - люди стремятся к развитию, расширению и обогащению своего опыта, знаний и повышению своего жизненного статуса;
6) потребность в общении - потребность человека принадлежать какой-то группе, быть признанным, любимым, сотрудничать с другим человеком или группой. Для этих людей важно работать в команде, получать групповые задания;
7) потребность в развлечении - хотя это может показаться несерьезным, но потребность в развлечении и приключениях очень сильна, иногда сильнее всех остальных;
8) потребность быть единственным - это потребность чувствовать себя особенным и значимым.
На основании исследований мотивации добровольцев можно выявить некоторые тенденции: молодежь стремится получить какие- либо нефинансовые выгоды, люди среднего возраста хотят работать в хорошо организованной группе, а старшее поколение - получить эмоционально-психологический комфорт.
Для удовлетворения потребностей той или иной группы необходимо и достаточно более или менее длительное участие в волонтерской деятельности. По этому основанию выделяются волонтеры на долгий и короткий срок. Мотивация добровольца на долгий срок – достижение цели и сопричастности. Лучшее признание для него выражается в предоставлении большей возможности участия в решении проблемы. Ключевым моментом в работе с таким добровольцем будет совместное планирование деятельности, а стилем взаимоотношений - равноправное партнерство. Характерные черты добровольца на добрый срок: преданность идее или организации, которая позволяет ему испытать чувство сопричастности; такой волонтер, как правило, находит работу сам либо «растет» внутри организации, стремится самостоятельно определять расписание и продолжительность своей работы, приспосабливает свое время и расход сил так, чтобы достигнуть успеха в решении проблемы «глобального » характера.
Мотивация добровольца на короткий срок - признание личного достижения, а не статус в группе. Признательность ему может быть выражена подтверждением его личного вклада. Ключевой момент в работе с таким добровольцем- подготовка для него четкого задания, поддержание в нем уверенности, что время, которое он жертвует, направлено на достижение конкретных результатов. Характерная черта добровольца на короткий срок- общая, но не очень глубокая заинтересованность в организации или проблеме. Это сочувствующий, но не соратник; предпочитает четко определенную работу в ограниченном отрезке времени.8
8.Левдер И. А. Добровольческое движение как одна из форм социального обслуживания / Левдер И. А. // Социальная работа. – 2006. -№2. – С. 35-38.
В качестве черт характера, которые наиболее часто наблюдаются у людей, занимающихся волонтерской деятельностью выступают: честность, порядочность, доброжелательность, стремление к знаниям, искренность, справедливость, милосердие, целенаправленность, ответственность, великодушие, щедрость, смелость, толерантность, чувство юмора, аккуратность, порядочность, тактичность, сочувствие, уравновешенность, независимость, инициативность, позитивное мышление, вера в себя, пунктуальность, умение доверять, благодарность, терпеливость, убеждённость, оптимизм.
Диапазон личностных качеств человека очень большой и широкий. У каждого человека свой характер, индивидуальные психические свойства, собственный жизненный опыт, который обогащается и наслаивается в процессе общественной деятельности. Человек стремится усовершенствовать себя, найти свое предназначение и место в жизни. Волонтерская деятельность - это путь самопознания и самопроверки. Поэтому в добровольной работе принимают участие различные категории волонтеров.
Согласно возрасту, социальной роли и социального статуса можно выделить следующие группы добровольных помощников:
Дети и подростки. Для подростков главной причиной участия в волонтерской деятельности есть возможность самоутвердиться в глазах сверстников, родителей, учителей, желание найти новых друзей, возможность общения со сверстниками, возможность приобрести новых навыков и знаний и проведения собственного досуга.
Профессиональная квалификация волонтеров-подростков обычно достаточно низкая, однако они обладают иными качествами и способностями, поэтому эта категория волонтеров является незаменимой в практической деятельности.
Волонтеры-специалисты - это психологи, педагоги, социальные педагоги, социальные работники, юристы, врачи, оказывают консультативную помощь социальным работникам и другим волонтерам или практически помогают различным клиентам социальных служб.
Клиенты. Волонтерами могут быть и те, кому оказывается помощь - клиенты конкретной организации, например, пациенты клиники или слушатели воспитательного центра, родители клиентов, а также те, кто был клиентом раньше и хочет работать волонтером в различных программах.
Члены организации. Волонтеры-члены общественных организаций предоставляют широкий спектр социальных услуг разным категориям населения.
Студенты различных учебных заведений разного типа в подавляющем большинстве работают как волонтеры в организациях во время прохождения практики. У студентов-волонтеров особые мотивы для добровольной социальной работы. Прежде всего их интересуют профессиональные проблемы. Они могут быть как формальными - получение зачета, прохождения практики, так и реальными - приобретение профессиональных знаний по будущей специальности, наработки навыков общения с клиентами. Студентов-волонтеров интересуют только те виды социальной работы, непосредственно связанные с будущей профессией. Они предпочитают индивидуальной работе и работе в небольших группах - это исследование или групповое консультирование и т.д.
Родители. Мотивация участия волонтеров-отцов в социальной работе - желание помочь себе лично, а вместе с тем и другим семьям с другими проблемами и др.
Итак, волонтером может быть человек, любого пола и возраста, с любым образованием, или без нее, которая способна чувствовать определенные потребности других людей и на добровольных началах помогать им.9
9.Ершова Н. Н. Модель привлечения волонтеров к социально – профессиональной работе в подростковой и молодежной среде / Н. Н. Ершова // Беспризорник. – 2007. - №2. – С. 20-23.
Можно выделить ряд технологических этапов организации волонтерского движения и реализации добровольческой программы.
Предварительный этап: сбор информации о мотивации, интересах и потребностях потенциальных волонтеров; определение потребностей организации в добровольцах; формирование и принятие полномочий руководителя добровольческой программы.
Начальный этап: проведение собеседования, составление описания работы, назначение индивидуальных кураторов для добровольцев.
Основной этап: выполнение работы.
Завершающий этап: оценка эффективности проделанной работы, поощрение добровольцев, планирование дальнейшей деятельности.
Эффективность реализации данной технологии во многом зависит: от степени ясности представлений о будущей деятельности у организаторов и добровольцев; от степени эффективности взаимодействия между добровольцами и штатными сотрудниками; от качественных характеристик предлагаемой работы и учета индивидуальных интересов, потребностей и способностей добровольца; от форм поощрения добровольцев.
Принципами добровольческой деятельности являются:
1) добровольность: волонтером можно стать только по желанию.
2) независимость: возможность принимать собственные решения.
3) единство: много идей, но одна цель.
4) универсальность: равные возможности каждого.
5) неординарность: полет фантазии не ограничен.
6) заинтересованность: волонтерство - это работа, за которую не нужно платить, потому что в ней самой содержится вознаграждение.
Таким образом, для развития волонтерского движения необходим ряд условий:
- наличие группы единомышленников, выступающих инициаторами и координаторами волонтерской деятельности;
- учет специфики мотивационной структуры добровольцев по отношению к участию в волонтерской деятельности;
- обеспечение благоприятного морального климата, престижности, создание «моды» на волонтерское движение;
- использование значимой для добровольцев деятельности как основы волонтерства;
- использование волонтерства как способа повышения социального статуса человека.
Сегодня добровольцы - это люди, которые не ограничиваются оплачиваемой работой и исполнением обычных житейских обязанностей, а расходуют время и силы на дела, не приносящие им материальной выгоды. Они делают это потому, что их работа полезна другим, а также приносит удовлетворение им самим.10
1.3 Волонтерство и социальная активность: точки соприкосновения
Участие студентов в социально значимой неоплачиваемой деятельности прививает им стремление к ответственности не только за собственную жизнь, но и за благополучие общества в целом, не дает развиваться инфантильным и иждивенческим настроениям. Добровольчество способствует формированию у волонтеров таких качеств, как милосердие, доброта, стремление прийти на помощь ближнему. Немаловажным результатом участия в социальном добровольчестве становится понимание возможности и собственности изменить что-то в обществе, в окружающем мире в лучшую сторону. В свою очередь, осознание такой необходимости самым положительным образом сказывается на развитии самоуважения, уверенности в себе, определении собственного места в жизни, как в настоящем, так и в будущем - тех самых факторах, на которых базируется успешность человека как личности.
10.Щелина Т. Т. Организация и содержание волонтерской деятельности студентов / Т. Т. Щелина // Вестник. – 2006. №7. С. 6-9.
Характерная особенность участия студентов в добровольческой деятельности - возможность увидеть результаты собственного труда - улыбку воспитанника детского дома после благотворительного праздника, посаженные деревья в парке, благодарность людей за приведенные в порядок могилы безымянных участников войны и т.д. Добровольческая деятельность за счет названного фактора формирует у человека привычку, потребность в деятельности, приносящей созидательные плоды, дающей неоспоримый результат. Закрепляясь, такая потребность в будущем станет ориентировать сегодняшнего студента на достижение поставленных целей, доведение начатого дела до желаемого результата.
Участие в организации добровольческих акций развивает у студентов необходимые и в жизни, и в профессиональной работе лидерские качества: умение привлечь к делу, заинтересовать людей, организовать людей, организовать себя, добиться поддержки от государственных и коммерческих структур и т.п. В процессе добровольческой деятельности студенты пополняют профессиональный опыт, расширяют свой кругозор, повышают культурный уровень, развивают социальный интеллект, творческие способности и т.д.
Положительные моменты организации волонтерской деятельности студентов заключается также в следующем:
1) студенты чувствуют, что с ними считаются и предоставляют им известную свободу;
2) студенты работают с более четкой мотивацией и большей отдачей;
3) им удается избежать неприятного чувства, которое возникает всякий раз, когда их заставляют заниматься чем-то против их воли.11
Волонтерство выполняет ряд функций, которые и определяют его место в системе социализации в техникуме:
11.Волонтерский менеджмент: пособие для сотрудников и молодежных лидеров БОКК / сост. В. Колбанов. – М.: Политиздат, 2010. – 74 с.
– организационно-регулирующую: вовлечение студентов в волонтерскую деятельность обеспечивает разноуровневые связи техникума с социальной средой. За счет их включения в созидательный процесс происходит перестройка жизнедеятельности и взаимоотношений студентов, корректировка ценностей и эталонов;
– технологическую, определяющую возможность создания и применения технологических процедур оперативного реагирования студентов на решение социальных проблем;
– мотивационную, обусловленную основным предназначением добровольческой деятельности в форме безвозмездного труда;
– прогностическую, способствующую проектированию индивидуальных траекторий развития личности.
Бесспорно, перечисленными выше функциями не исчерпывается роль волонтерства. Однако, доминирование этих функций оказывает значительное влияние на развитие добровольческого ресурса в системе техникума. В этом смысле функции волонтерства соответствуют смыслу любой гуманистически направленной деятельности. Кроме того, волонтерское студенческое движение – это реализация социально- значимой проектной деятельности, в основе которой лежат лучшие традиции студенчества, коллективный поиск различных форм активности и индивидуальный выбор пути профессионального становления.12
12. Организация волонтерской работы в вузе: научно-популярное издание / Г.В. Гатальская и др.. – Гомель: БТЭУ, 2007. – 260 с.
Глава 2. Исследование социальной активности студентов 2.1 Анализ социальной активности студентов
С целью изучения параметров и дифференциации характеристик социальной активности и волонтерской деятельности молодежи было проведено исследование. В исследовании приняли участие 117 студентов с1 по 4 курс специальности 140407 «Электрические станции, сети и системы».
В процессе исследования студентов попросили написать определения: «социальная активность молодежи» и «волонтерская деятельность», а так же выделить основные качества необходимые студентам для участия в волонтерских движениях. Полученная информация была обработана и изучена при помощи анализа.
Большинство респондентов связали понятие «социальной активности» со словами «общественный», «социальный» (первые пять рангов). Некоторые студенты связывали это понятие скорее с собственными интересами («Получение образование», «Активный досуг» и др.), другие с политической активностью и гражданской позицией («Участие в политической жизни общества», «Активность на выборах», «Социальная мобильность», и др.) и с видами деятельности («Деятельность, направленная на: повышение статуса, социального уровня; социальное благополучие; снижение социальной напряженности в обществе» и др.) (минимальное количество выборов). Данные представлены в таблице 1 (приложение 1).
Свои определения «волонтерской деятельности» студенты строили на основе «помощи нуждающимся». Ключевые слова «благо», «благотворительность», «безвозмездный» (первые четыре ранга). Но все же достаточное количество респондентов включили в определения индивидуальный выбор: «Желанная для себя работа (внутреннее желание человека помогать), «без показухи», с удовольствием» и др. (минимальное количество выборов). Данные представлены в таблице 2 (приложение 2).
По оценке респондентов, основными качествами, присущими волонтеру, должны быть: доброжелательность, ответственность, умение общаться с детьми и взрослыми (общительность), альтруизм, активность, терпимость, толерантность. Наименее значимыми оказались следующие качества: уверенность, пунктуальность, лидерство, инициативность, креативность, самостоятельность.
Студенты первого курса имеют достаточно четкое представление о волонтерской деятельности. Студенты старших курсов ЮЭТ участвуют в различных волонтерских движениях. Так, например, в городе они были инициаторами акции «Мы за здоровый Южноуральск», участвовали в реставрации памятника «Вечный огонь», к 9 мая на безвозмездной основе; в дне донора и озеленении города.
Возросший интерес среди молодежи к добровольческой деятельности, говорит о необходимости изучения и совершенствования системы привлечения студентов к волонтерской деятельности и о необходимости их последующего сопровождения.
Студентам были заданы вопросы, касающиеся различных аспектов социальной активности студенческой молодежи в волонтерской деятельности. По результатам данного исследования, можно сказать, что студентами волонтерская деятельность понимается как бесплатная, безвозмездная помощь в проведении мероприятий, в оказании услуг нуждающимся слоям населения. Из 117 респондентов, 43 студента могут назвать себя волонтерами, но при этом 33 человека не занимается волонтерской деятельностью. По мнению 60 респондентов, современное общество скорее нуждается в волонтерах, чем не нуждается. 30 респондентов считают, что современное общество нуждается в волонтерах и 27 респондентов считают, что современному обществу волонтеры скорее не нужны. Из числа всех опрошенных 14 респондентов трудились последние три года бесплатно. Таким образом, можно сказать, что волонтерская деятельность недостаточно развита на территории г. Южноуральска, и требует научного объяснения и выявления факторов, влияющих на активность студентов в волонтерской деятельности.
С целью изучения состояния социальной активности студентов осуществлено сравнительное исследование в четырех группах энергетического техникума. Объем выборочной совокупности составил 117 студентов с первого по четвертый курс. Был проведен опрос на основе методики самооценки социальной активности студентов.13 Данные полученные по ряду вопросов представлены в таблице. Для изучения владения студентами компетенцией определять собственные приоритеты в учебно-профессиональной деятельности с учетом социальных норм и ценностей студентам были заданы вопросы о том, каковы их жизненные приоритеты, что может изменить молодой человек в окружающем мире, согласуют ли они свои приоритеты с общественными нормами и требованиями, и другие. Приоритеты студентов, ориентированы на достижение обеспеченности у 27% опрошенных, спокойной жизни в свое удовольствие – 26%, на достижение профессионализма – 40% и у 9 % студентов – на совершенствование окружающего мира (приложение 3).
41 % опрошенных студентов полагает, что проявляемая ими социальная активность влияет на изменение окружающего мира и изменение самого себя; 15 % считают, что можно изменить только себя; 11 % отрицают возможность изменений, но из них большая часть полагает, что проявляемая активность позволяет устроиться в рамках существующих обстоятельств. О согласовании личных приоритетов с социальными нормами не задумываются 16 % студентов; 24 % – не согласуют их целенаправленно, но полагают, что они не противоречат общественным нормам и требованиям; только 20 % целенаправленно их согласуют и 40 % ориентированы на общественные нормы и требования в их определении. Анализируя результаты сравнительного исследования самооценки студентами социальной активности, можно сделать вывод о том, что в освоении социальной активности трудности связаны с тем, что преобладает индивидуалистическая,
13. Харланова Е.М. Развитие социальной активности будущих специалистов: психолого-педагогический аспект: учеб. пособие. Челябинск, 2009.
практическая направленность студентов в ее проявлении при низкой готовности к включению в решение общественных задач, обязательному выполнению законов и социальных норм. Студенты преимущественно проявляют социальную активность в рамках реализации актуальных для них целей, отдают предпочтение конкурентным способам взаимодействия перед сотрудничеством.
Для определения основных видов социально значимой деятельности, в которой современные студенты проявляют активность, участникам опроса было предложено оценить (по десятибалльной шкале) меру проявления активности в 25 разных видах деятельности. Для анализа результатов был использован статистический метод факторного анализа, позволивший выявить пять основных групп факторов: 1) профессионально-продуктивный (профессиональная, проектная, трудовая, научно-исследовательская деятельность и др.); 2) учебно-профессиональный (учебная, учебно-профессиональная, интеллектуальная, общение деловое и др.); 3) художественно-творческий (художественная, творческая, культурно-досуговая, прикладная, реализация своего хобби); 4) общественный (общественная, организаторская, волонтерская, добровольческая деятельность, межличностное общение); 5) оздоровительно-бытовой (забота о сохранении здоровья, семейно-бытовой труд, игровая, спортивная деятельность). Данные средних арифметических оценок студентами из разных групп включенности в проявление социальной активности в разных видах социально значимой деятельности, сгруппированных по факторам (в соответствии с их нумерацией в тексте), представлены на диаграмме (приложение 4).
В целом наиболее высока включенность студентов в проявление активности в учебно- профессиональном факторе, наиболее низкая – в профессионально-продуктивном. Данный результат закономерен, так как учебно- профессиональная деятельность является ведущей для студентов, а профессионально- продуктивная займет ведущее место после завершения ими обучения, с началом их трудовой деятельности.
Исследование уровней сформированности социальной активности студентов предполагало проведение комплексной диагностики ее структурных признаков (когнитивного, эмоционально-ценностного, мировоззренческого и поведенческого), личностных и профессиональных качеств, социального опыта студентов и осуществлялась посредством анкетирования, бесед, наблюдения. Установлено, что наибольшее количество студентов — 39,7% — имеют удовлетворительный уровень сформированности социальной активности, 25,4% — неудовлетворительный, 21,5% — достаточный уровень (приложение 5).
Замер одного из аспектов социальной активности — участия в общественной жизни техникума, показал, что активно участвуют лишь половина опрошенных студентов (57,3%). Из них 49,5% участвуют в традиционных внеучебных мероприятиях техникума (концерты, конкурсы, выездные мероприятия, слеты, посещение театров и др.), 19,6% занимаются оказанием социальной помощи нуждающимся, 13,6% — участвуют в патриотических мероприятиях, 6% — участвуют в волонтерском движении.
По результатам индивидуальных бесед, анкетирования и интервью с людьми пожилого возраста и инвалидами - клиентами центра социальной защиты, выявлено, что волонтерская помощь, является необходимым и значимым элементом жизнедеятельности клиентов Центра, способствующим, с одной стороны, поддержанию их жизненного тонуса, а с другой, повышению социальной активности молодежи. Как отмечают сами студенты, участвующие в единичных волонтерских акциях, такая деятельность позволяет им стать социально активными, способствует формированию навыков общения и взаимодействия с категорией людей пожилого возраста, инвалидов. В процессе волонтерской работы, по мнению студентов, изменяется социальная ситуация людей престарелого возраста и инвалидов, нуждающихся в постоянном внимании, заботе и опеке.
Таким образом, полученные данные показали необходимость организации и вовлечения студентов в волонтерскую деятельность с целью решения следующих задач: повышение уровня социальной активности студентов; формирование готовности к осуществлению волонтерской деятельности.
2.2 Рекомендации по развитию социальной активности студентов
Таким образом, мы видим, что потенциал для развития волонтерского движения в техникуме существует. Вопрос состоит в том, каким образом этот потенциал перевести в реально действующую силу. Ситуация в техникуме свидетельствует о том, что в них постепенно зарождаются и оформляются определенные формы волонтерских объединений. Однако на данный момент мы можем наблюдать лишь то, что волонтерская деятельность подобна кружкам по интересам и носит разовый местечковый характер, отсутствует системная деятельность.
Следует отметить, что инициатива волонтерской деятельности может исходить как «сверху» (от администрации техникума, органов государственной власти, в ряде случаев – от бизнеса), так и «снизу» (непосредственно от молодежи).
Если инициатива исходит «снизу-вверх», то есть от самих студентов, то группе волонтеров необходимо пройти этапы, описанные ниже.
На этом этапе необходимо ответить на следующие вопросы: Кто мы? (наша уникальность, название и статус); Во имя чего? (цель и ценности объединения); Для кого? (целевая группа); Где? (географический район, на который распространяется деятельность); Что мы делаем? (направления деятельности, методы работы).
Миссия должна быть выполнимой, носить побудительный мотив и должна быть узнаваемой.
Разработать проект положения о волонтерском объединении, отличительные знаки (эмблема, футболки, значки). Положение должно быть не просто написанной бумагой, а оно должно быть побудительным мотивом к действию. Волонтеры должны разделять общие ценности и принципы. На этом этапе происходит согласование мест расположения своей деятельности с администрацией техникума; организационной и информационной поддержки.
Необходимо написать программу развития волонтерского объединения, примерный план мероприятий/проектов, чтобы деятельность носила более организованный характер.
В сети Интернет возможно создать сайт волонтерского объединения, страничку в социальной сети (www.vkontakte.ru , www.vc.com), зарегистрировать себя и свое объединение на www.jaba-point.ru. Организовать рассылку приглашений о вступлении в группу. Для освещения деятельности волонтерского объединения можно провести пресс-конференцию для городских СМИ. Организовать промо-акцию волонтерского объединения на перерывах между занятиями.
Разработать анкету волонтера.
Волонтерская работа должна быть защищена с точки зрения юридической и правовой защиты; обеспечения безопасности деятельности; создание необходимых условий труда; социально защищенной. В целях безопасности необходимо одного из волонтеров обучить инструктажу по охране труда. Перед проведением мероприятий, выезда он должен проинформировать остальных волонтеров о правилах поведения в том или ином месте.
Необходимо установить время проведения «летучек», где проговаривают информацию о текущих делах, обозначают основные моменты и собраний, на которых более подробно разбирают конкретные проекты, внутренние дела волонтерского объединения (например, «летучки» можно провести во время большого перерыва, а собрание назначить в вечернее время в начале недели).
Для ведения учета волонтеров (банк волонтеров) нужно организовать систему регистрации (журнал, в который записывают данные волонтеров.
Помимо банка волонтеров, необходимо создать базу волонтерских практик (помощь в проведении субботника, телефон доверия, благотворительная помощь и другое).
Для освещения своей деятельности можно организовать информационный стенд, где разместить данные и контакты о руководителях, историю возникновения, цели и задачи объединения, программу мероприятий, обучения и многое другое (зависит от размера стенда и количества информации).
Необходимо продумать программу обучения волонтеров. Она во многом зависит от задач, стоящих перед объединением, запланированных проектов. Как правило, в программу входят тренинги на командообразование, лидерство, коммуникативный тренинг.
Важную роль в деятельности волонтерского объединения играет привлечение и отбор волонтеров. Привлечение волонтеров, как отмечалось выше, можно организовать путем оформления информационных стендов, объявлений в газетах, сайтах, проведения промо-акции с раздачей визиток волонтерского объединения, публичных выступлений на поточных лекциях во время перемены. Лучше всего звать ребят на собрание, нежели на «летучку». Если приглашают на проведение мероприятия, то информация должна быть краткой и точной (описание места и времени мероприятия; работы, которую надо выполнить; что может волонтер получить от этого мероприятия (футболку, знакомство с известным человеком, хорошо провести время и другое).
Для информационного обеспечения рекомендуется подготовить информационный пакет для волонтеров. Содержание пакета может быть следующим:
– краткое описание миссии, целей, задач, основных направлений деятельности организации (кратко);
– текущие и будущие проекты;
– волонтеры-организаторы (наставники, руководители направлений) и их обязанности;
– ФИО и контактная информация руководителя волонтерского объединения; человека, отвечающего за работу с волонтерами;
– описание работы волонтеров (та работа, которую можно предложить для выполнения);
– форма договора с волонтером, включающая в себя права и обязанности волонтера;
– формы поощрения волонтеров (вручение футболки, значка на общем собрании волонтеров по итогам проделанной работы);
– визитная карточка волонтера (бейдж);
– ежегодный отчет волонтерского объединения.
Виды поддержки (поощрения) волонтеров:
При создании волонтерского объединения и организации его деятельности стоит помнить о ряде моментов:
1) Волонтеры и их объединения вовлекаются в волонтерские проекты на основании личного решения, инициативы и уверенности в задачах и идеалах волонтерства. Волонтеры не являются «дешевой рабочей силой», их инициатива и энергия реализуются в работе по их собственному желанию и являются движущей силой всего проекта.
2) Нужно учитывать личностные особенности, необходимые для успешной волонтерской деятельности: высокий уровень социального интеллекта, способность к саморегуляции, высокие самооценочные характеристики, активная жизненная позиция, эмоциональная устойчивость, креативность, стрессоустойчивость, адаптационный потенциал.
3) Необходимо помнить об особенностях ценностно – мотивационной сферы волонтера (совокупности мотивационных образований: мотивов, потребностей и целей, ценностных ориентаций).
К основным мотивам волонтерской деятельности можно отнеси: помощь другим, реализация социальной активности, возможность попробовать разные жизненные стили, реализация личностных ценностей, стремление к самоактуализации, получение признания других, мотивы власти, поиск работы.
Успех выполнения всех вышеперечисленных технологий зависит от работы руководителя волонтерского движения.
Заключение
Во всем мире волонтерская деятельность давно получило широкое распространение. Социальные, экономические, политические и культурные изменения, происходящие в современном российском обществе, предъявляют новые требования к молодому поколению. Российскому развивающемуся обществу необходимы инициативные люди, отличающиеся духовными качествами, например как милосердия, сострадания, справедливость, гуманность, отзывчивость, обладающими чувством ответственности за судьбу страны, за ее духовное и культурное процветание.
Развитие волонтерской деятельности рассматривалось разными учеными. Некоторые авторы в своих исследованиях делают акцент на социальной активности молодежи, а волонтерская деятельность рассматривается как ее способ проявления.
По данным ВЦИОМ: добровольно и бесплатно на пользу обществу в течение последних трех лет хотя бы однажды трудился каждый второй россиянин (53%). В топ-пять добровольческой деятельности преобладают занятия, направленные на восстановление окружающей среды, заботу о природе: озеленение (18%), уборка территорий (16%), помощь бездомным животным и заповедникам (10%). Также к наиболее популярным видам добровольчества относятся благотворительность (18%) и целенаправленная помощь социально незащищенным категориям граждан (12%).
Итак, в рамках представленной работы был проведен анализ отношения студентов к волонтерской, общественной деятельности, сделана попытка объяснить сложившуюся ситуацию в молодежной среде.
Так, студенты специальности 140407 «Электрические станции, сети и системы» на вопрос «в какой общественной деятельности вы готовы участвовать», в целом, демонстрируют очень благоприятную ситуацию: примерно 15% респондентов «ни в чем подобном участие принимать не собираются», примерно 15% - согласны на «Сбор средств, вещей, книг для нуждающихся», около 14% - конкретно указывают на волонтерскую деятельность, чуть больше 12% - ссылаются на общественные организации и др.
Только 14,43% респондентов показывают отрицательное отношение к какой-либо общественной деятельности.
В силу особенностей интересов и характера развития молодежи - участие в волонтерской деятельности является важным компонентом успешного социального развития, способным оказать содействие в решении актуальных социально-экономических проблем государства и повысить качество жизни людей.
В ходе анализа волонтерской деятельности в г. Южноуральске выяснилось, что для успешного развития волонтерства среди молодежи необходимо преодолеть ряд трудностей, а именно: популяризировать этот вида деятельности, координировать волонтерские организации, привлекать к активному участию в социально-значимых проектах волонтерской деятельности.
Для решения вышеперечисленных проблем нами были предложены следующие мероприятия: 1) разработка положения о волонтерской деятельности (приложение 6), 2) создание программы волонтерского движения (приложение 7).
В целом, волонтерская деятельность позволяет человеку не только стать профессионалом в той или иной деятельности, предоставляя почву для самореализации и самоорганизации, являясь источником интересного досуга и социальных связей, но и способствует реализации одной из главных задач инновационного образования - актуализация "человеческого в человеке" на основе ценностно-смыслового самоопределения студенческой молодежи.
Список используемой литературы
Приложение 1
Таблица 1– Определение социальной активности молодежи
Мнения респондентов | Ранги | Количество выборов | Пример определения |
Включенность (участие) молодежи в общественную жизнь | 1 | 27 |
|
Участие в общественных (молодежных) организациях, проектах, акциях, мероприятиях | 2 | 26 | |
Активность молодежи в социальной сфере | 3 | 31 | |
Показатель заинтересованности молодежи в жизни общества | 4 | 18 | |
Помощь нуждающимся (не защищенным слоям населения) | 5 | 15 |
Приложение 2
Таблица 2– Определение волонтерской деятельности
Мнения | Ранги | Количество выборов | Пример определения |
Безвозмездная помощь не защищенным слоям населения (социальным группам) | 1 | 50 | «Волонтерская деятельность - это не профессиональная социальная работа, помощь людям на безвозмездной основе».
|
Участие в благотворительных мероприятий, акциях | 2 | 36 | |
Общественные работы – безвозмездные | 3 | 24 | |
Помощь человеку в благотворительной организации, в контексте соц. программ | 4 | 7 |
Приложение 3
Таблица 1– Распределение ответов студентов по вопросам методики самооценки социальной активности (%)
Варианты ответов | 1 курс, 31 чел. | 2 курс, 29 чел. | 3 курс, 30 чел. | 4 курс, 27 чел. |
1.Насколько ваши приоритеты соответствуют общественным нормам? | ||||
Не задумываюсь об этом | 12 | 9 | 9 | 8 |
Ориентированы преимущественно на социальные нормы | 5 | 7 | 5 | 5 |
Ориентированы на мои желания, но не противоречат социальным нормам | 9 | 6 | 5 | 4 |
Соответствуют моим желаниям и социальным нормам | 4 | 7 | 11 | 10 |
2. Реализация ваших целей повлияет на улучшение … | ||||
Моей жизни | 8 | 3 | 3 | 3 |
Моей жизни и жизни моих близких | 7 | 6 | 5 | 6 |
Жизни определенного круга лиц | 6 | 6 | 8 | 3 |
Жизни общества | 10 | 10 | 14 | 15 |
3. Соблюдать социальные нормы и законы… | ||||
Необязательно | 4 | 7 | 3 | 5 |
Их нужно знать, чтобы уметь обходить при необходимости | 6 | 8 | 7 | 5 |
Следует на них ориентироваться, но по- ступать по совести | 5 | 6 | 8 | 4 |
Их нужно выполнять в любой ситуации | 16 | 8 | 10 | 13 |
4. Имеете ли вы опыт реализации социальных инициатив? | ||||
Нет, не имею | 15 | 4 | 3 | 11 |
Нет, но хотел бы | 10 | 12 | 10 | 9 |
Да, реализовал ее сам | 1 | 5 | 6 | 5 |
Да, для ее реализации привлек единомышленников | 5 | 8 | 11 | 2 |
5. На какую оценку вы оцениваете свои достижения? | ||||
Неудовлетворительно | 3 | 4 | 4 | 5 |
Удовлетворительно | 19 | 13 | 8 | 18 |
Хорошо | 4 | 9 | 15 | 3 |
Отлично | 5 | 3 | 3 | 1 |
Приложение 4
Рисунок 2– Диаграмма проявления студентами активности в социально значимой деятельности
Приложение 5
Рисунок 3 – Среднее значение уровней сформированности социальной активности студентов
1 — оптимальный уровень; 2 — достаточный уровень; 3 — удовлетворительный уровень; 4 — недостаточный уровень; 5 — негативный уровень.
Приложение 6
ПОЛОЖЕНИЕ (проект)
о волонтерском движении студентов
Настоящее Положение определяет и регламентирует организационно-
содержательную основу деятельности волонтерского движения студентов
1. Общие положения
1.1. Волонтерское движение студентов Южноуральского энергетического техникума организуется студенческим самоуправлением.
1.2. В своей работе волонтерское движение студентов ЮЭТ руководствуется Конституцией Российской Федерации, действующим законодательством Российской Федерации, Всемирной декларацией добровольчества (2001г.), а также настоящим Положением.
1.3. Волонтерское движение студентов ЮЭТ представляет собой неоплачиваемую добровольную социально-значимую деятельность направленную на благополучателя (нуждающегося).
1.4. Волонтерское движение студентов ЮЭТ может иметь свою символику и атрибутику.
1.5 Настоящее Положение утверждается приказом директора техникума.
2. Основные направления деятельности волонтерского движения студентов
2.1. Основные направления деятельности волонтерского движения формируются в соответствии с целями и задачами, определенными настоящим Положением и планом воспитательной деятельности ЮЭТ, утверждаемым ежегодно, связанной с оказанием помощи при формировании жизненной позиции у молодежи путем возрождения нравственных идеалов и ценностей.
2.2.Основными направлениями деятельности волонтерского движения являются:
- гражданское и патриотическое воспитание молодежи;
- пропаганда здорового образа жизни;
- пропаганда бережного отношения к историко - культурному наследию России, Челябинской области, г. Южноуральска;
-профилактическая работа по предупреждению девиантного поведения в студенческой среде;
- сотрудничество с социальными центрами и службами по вопросам организации и проведения социально значимых мероприятий;
- пропаганда волонтерского движения студентов в студенческой среде через средства массовой информации и социальные сети;
- взаимодействие с государственными органами, общественными и коммерческими организациями, заинтересованными в осуществлении деятельности волонтерского движения студентов.
3. Цели и задачи волонтерского движения студентов
3.1. Цель волонтерского движения студентов ЮЭТ состоит в развитии и социальной самореализации студентов путем ознакомления с различными видами социальной активности, привлечение студентов во Всемирное добровольческое движение.
3.2. Для достижения указанной цели решаются следующие задачи:
- популяризация идей добровольчества в студенческой среде, осуществление рекламно-информационной деятельности;
- создание оптимальных условий для распространения волонтерского движения и активизации участия студентов ЮЭТ в социально-значимых акциях и проектах;
- привлечение студентов в проекты, связанные с оказанием социально-психологической и социально-педагогической поддержки различных групп населения;
- участие в подготовке и проведении массовых социально-культурных, информационно-просветительских и спортивных мероприятий;
- реализация программ профилактической и информационно-пропагандистской направленности;
- привлечение студентов к участию в добровольной безвозмездной помощи благополучателям (нуждающимся) , а также социальных учреждений и г. Южноуральска;
- налаживание сотрудничества с социальными и коммерческими партнерами для совместной социально значимой деятельности;
- создание и использование межрегиональных и международных связей с другими общественными (волонтерскими) организациями для совместной социально-значимой деятельности;
- организация обучающих семинаров для участников волонтерского движения ЮЭТ;
- воспитание у студентов ЮЭТ активной гражданской позиции, формирование лидерских и нравственно-этических качеств, чувства патриотизма и др.;
- поддержка и реализация социальных инициатив студентов;
- подготовка и поддержка молодежных лидеров;
- координация деятельности волонтерского движения студентов.
4. Управление деятельностью и структура волонтерского движения студентов
4.1. Высшим органом управления волонтерского движения студентов является Общее собрание, в которое входят члены волонтерского движения (имеющие книжки волонтеров ЮЭТ).
4.2. Полномочия Общего собрания распространяются на:
- определение стратегии развития волонтерского движения;
- утверждение плана работы волонтерского движения на учебный год;
- организация и проведение выборов Председателя;
- утверждение символики и атрибутики волонтерского движения;
- разрешение конфликтных ситуаций.
4.3. Общее собрание проводит заседания не менее 1 раза в месяц.
4.4. Все решения считаются правомочными при присутствии на Общем собрании более половины числа членов волонтерского движения (которая определяется регистрацией волонтеров), в заседании Общего собрания могут принимать участие сторонние участники (эксперты, специалисты социальных учреждений, государственных структур, коммерческих организаций) без права голоса.
4.5. Председатель избирается открытым голосованием на Общем собрании сроком на 1 год. Его полномочия распространяются на:
- проведение заседаний Общего собрания с правом решающего голоса;
- представление интересов волонтерского движения перед администрацией техникума , а также руководством социальных учреждений, государственных структур, коммерческих организаций.
4.6. В обязанности Председателя волонтерского движения студентов ЮЭТ входит:
- разработка стратегии развития волонтерского движения студентов;
- предоставление плана работы волонтерского движения студентов на учебный год;
-предоставление отчета о деятельности волонтерского движения студентов.
4.7. Деятельность волонтерского движения осуществляется посредством создания рабочих групп из числа его постоянных членов для осуществления проектов (проектная группа).
4.8. Участники волонтерского движения могут работать над несколькими проектами одновременно (1 проект – 1 проектная группа).
4.9. Каждая проектная группа избирает для себя руководителя проекта на время его (проекта) подготовки и реализации, а также привлекает к реализации сторонних участников (заинтересованных студентов, сотрудников Южноуральского энергетического техникума, экспертов, специалистов социальных учреждений, государственных структур, коммерческих организаций и др.)
4.10. Состав проектных групп может меняться в зависимости от направленности проекта.
4.11 Координация деятельности волонтерского движения студентов осуществляется органом студенческого самоуправления.
5. Права и обязанности членов волонтерского движения студентов
5.1 Права и обязанности членов волонтерского движения студентов основываются на целях, задачах и направлениях деятельности, определенных Положением.
5.2 Члены волонтерского движения студентов имеют право:
- представлять Южноуральский энергетический техникум на слетах студенческих отрядов и соревнованиях разных уровней, а также на других волонтерских мероприятиях;
- осуществлять мотивацию молодых людей к оказанию помощи, проявлению действенной инициативы в решении проблем людей, нуждающихся в помощи и поддержке;
- формировать механизмы вовлечения молодых людей в многообразную общественную деятельность, направленную на улучшение качества жизни россиян;
- развивать и поддерживать молодежные инициативы, направленные на организацию добровольческого труда молодежи;
- поручать каждому деятельность, наиболее соответствующую индивидуальным возможностям и потребностям, обеспечивая необходимое обучение и помощь;
- обеспечивать регулярное подведение итогов деятельности и их обнародование;
- обеспечивать свободный доступ к волонтерской деятельности, используя материально-технические ресурсы техникума.
5.3 Члены волонтерского движения студентов должны:
- быть ознакомленными с настоящим Положением;
- действовать в соответствии с целями и основными задачами волонтерского движения студентов;
- принимать действенное участие в работе, планировании и проведении мероприятий волонтерского движения студентов;
-активно поддерживать волонтерское движение студентов, быть осведомленным о стратегии и тактике волонтерского движения студентов;
- не разглашать конфиденциальную информацию, касающуюся персональных данных благополучателей (нуждающихся) если таковая предполагается характером деятельности;
- выполнять все решения Общего собрания волонтеров;
- выполнять требования данного Положения и взятые на себя обязательства;
6. Внесение дополнений и изменений в настоящее Положение
В ходе деятельности волонтерского движения студентов Южноуральского энергетического техникума в настоящее Положение могут вноситься изменения и дополнения, которые утверждаются приказом директора техникума, на основании решения педагогического совета по представлению Общего собрания волонтеров.
Приложение 7
Министерство образования и науки Челябинской области
Государственное бюджетное образовательное учреждение
среднего профессионального образования
(среднее специальное учебное заведение)
«Южноуральский энергетический техникум»
(ГБОУ СПО (ССУЗ) «ЮЭТ»)
ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ
ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ
Разработчик: С.А. Есина, студентка группы 30 Руководитель : О.В. Есина, преподаватель экономических дисциплин высшей категории |
Южноуральск, 2013
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование программы | ЦЕЛЕВАЯ ВОСПИТАТЕЛЬНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ ВОЛОНТЕРСКОГО ДВИЖЕНИЯ |
Правовое основание для разработки программы | 1.Всеобщая декларация прав человека 2.Декларация прав ребенка 3.Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2011-2015 гг. 4.Закон РФ «Об образовании». 5.Методические рекомендации по профилактике и противодействию экстремизму в молодежной среде (разработаны Минспорттуризмом России совместно с МВД России и ФСБ России). 5. Законопроект "О добровольчестве (волонтерстве)" №300326-6 |
Исполнители программы | Волонтерский отряд Южноуральского энергетического техникума |
Цель программы | Пропаганда волонтерского движения и распространение опыта добровольческой деятельности среди студентов техникума как социально – значимого движения современности. Создание благоприятных условий для самореализации молодежи, их социальной адаптации и повышение социальной активности. |
Задачи программы |
|
Сроки реализации | май 2014 года – май 2015 года |
Управление и контроль реализации программы | Орган студенческого самоуправления |
Ожидаемые конечные результаты реализации программы: | 1.Повышение сознательности и активности студентов техникума в решении социально-значимых вопросов посредством разработки и реализации социальных проектов, участия студентов в добровольческих акциях, мероприятиях города, области. 2.Увеличение числа социальных партнеров, увеличение числа благополучателей. 3.Активизация работы органов студенческого самоуправления. |
ОБОСНОВАНИЕ АКТУАЛЬНОСТИ ПРОГРАММЫ
В настоящее время социокультурная ситуация характеризуется целым рядом негативных процессов, наметившихся в сфере духовной жизни – утратой духовно-нравственных ориентиров, отчуждением от культуры и искусства детей, молодежи и взрослых, существенным сокращением финансовой обеспеченности учреждений культуры. Процесс трансформации общества приводит к обострению социальных проблем. В этих условиях важным фактором помощи незащищенным слоям и группам населения становится благотворительность, развитие волонтерской деятельности.
Содействие развитию и распространению волонтерства в соответствии с Концепцией долгосрочного социально-экономического развития Российской Федерации на период до 2020 года, утвержденной распоряжением Правительства Российской Федерации от 17 ноября 2008 г. N 1662-р, отнесены к числу приоритетных направлений социальной и молодежной политики.
Добровольческая деятельность является сферой, дающей простор созидательной инициативе и социальному творчеству студенчества, обеспечивающей важный вклад в достижение целей воспитания активной гражданской позиции и социальной ответственности молодого человека.
Занятие студентов волонтерской деятельностью позволяет сохранять и укреплять человеческие ценности; способствует личностному росту и развитию социальных связей.
Волонтерское движение – институт воспитания семейственности, честности, справедливости, дружбы, верности, милосердия, ответственности, созидательности, терпимости, трудолюбия, добра. Волонтерское движение представляет собой добровольную консолидированную социально полезную деятельность самоуправляемых, открытых молодежных объединений.
Студенты, активно занимающиеся добровольчеством, получают навыки и умения организации мероприятий, акций, тренингов общения с различными категориями населения, что в последствие делает их более конкурентоспособными на рынке труда.
Помимо личного развития волонтеры активно помогают в решении социальных проблем общества, в том числе и окружающих их студентов.
Актуальность развития волонтерского и лидерского движения в молодежной общественной организации обосновывается необходимостью формирования позитивного социального опыта растущего человека третьего тысячелетия, его гражданского становления посредством лидерской и волонтёрской деятельности.
НАПРАВЛЕНИЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ И ФОРМЫ РАБОТЫ
Направлениями волонтерской деятельности являются:
Указанные выше направления могут расширяться в зависимости от существующих проектов действующих волонтерских формирований.
Волонтерская деятельность имеет следующие формы: разовые мероприятия и акции, проекты и гранты, целевые программы, лагеря, благотворительные сезоны, осуществление благотворительной помощи на постоянной основе.
ОЖИДАЕМЫЕ КОНЕЧНЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Качественные критерии эффективности программы
Ожидаемый результат | Методики диагностики |
Формирование ответственной, социально-активной личности, на основе созидательной соорганизованности. | Анкетирование. Методика диагностики «Самооценка» Методика КОС (коммуникативно- организаторские способности) |
Распространение в молодежной среде культуры здорового образа жизни. | Анкетирование Опрос Тестирование Мониторинг |
Привлечение внимания общественности и СМИ к социальным проблемам | Мониторинг |
Количественные критерии эффективности реализации программы
Увеличение числа студентов, занимающих активную жизненную позицию; увеличение охвата подростков и молодежи, участвующих в проектах; увеличение количества акций, мероприятий социально-значимой направленности; повышение уровня культуры здорового образа жизни, сокращение негативных (общественно опасных) проявлений в молодежной среде; улучшение положения отдельных категорий молодежи, находящихся в ТЖС.
№ | Показатели | 2014 | 2015 |
1 | Увеличение количества волонтеров | ||
2 | Разработка и внедрение проектов | ||
3 | Активно работающие волонтеры (% от общего числа зарегистрированных волонтеров) | ||
4 | Количество проведенных волонтерских акций |
План мероприятий на 2014-2015 учебный год
№ | Мероприятия | Сроки проведения | Ответственные |
Модуль 1 . Подготовительно-организационный | |||
1 | Организация и проведение встреч со студентами, с целью информирования их о деятельности волонтерского движения и вовлечения в ряды волонтеров. | апрель-май 2014 г. | классные руководители, старостат |
2 | Формирование волонтерских групп по направлениям деятельности. | апрель-май 2014 г. | старостат |
3 | Создать информационную базу для студентов техникума по ознакомлению с волонтерским и благотворительным движением. | течение всего периода реализации программы | старостат классные руководители |
4 | Обучение лидеров волонтерского движения | 2014г | Руководитель волонтерского движения |
5 | Взаимодействие с социальными партнерами в рамках реализации программы | течение всего периода реализации программы | старостат классные руководители |
Модуль 2. Практический | |||
1 | Разработка и реализация социально–значимых проектов | течение всего периода реализации программы | командиры волонтерских отрядов |
2 | Разработка и реализация социально–значимых акций: «Наш уютный двор» «Поздравь город!» «Тропа здоровья» «Брось сигарету!» «В омуте наркомании» «Георгиевская лента» «Свеча памяти» | течение всего периода реализации программы | командиры волонтерских отрядов |
3 | Организация и проведение работы со студентами и семьями «группы риска» | течение всего периода реализации программы | командиры волонтерских отрядов, социальный педагог |
4 | Организация и проведение Дня открытых дверей. | ежегодно | командиры волонтерских отрядов |
5 | Организация и проведение круглых столов по развитию волонтерского движения. | течение всего периода реализации программы | командиры волонтерских отрядов |
6 | Организация профилактических мероприятий к календарным датам с участием волонтеров движения за здоровый стиль жизни. 23 ноября - День матери Всемирный день отказа от табака (3-й четверг ноября). 1 декабря – Всемирный день борьбы со СПИДом 3 декабря -Международный день инвалидов 7 апрель- День здоровья 31 мая - Всемирный день борьбы с курением 1 июня - Всемирный день защиты детей 26 июня – Всемирный день борьбы с наркотиками | течение всего периода реализации программы | командиры волонтерских отрядов |
7 | Благотворительные новогодние представления и концерты Концертная деятельность в рамках социального заказа | течение всего периода реализации программы | командиры волонтерских отрядов |
Организация мероприятий к календарным датам: День учителя - октябрь День пожилых людей - октябрь День защитника Отечества -февраль День здоровья – 7 апрель День Победы – 9 мая, Всемирный день охраны окружающей среды -5 июня, День молодежи - июнь | течение всего периода реализации программы | командиры волонтерских отрядов | |
Проведение опросов, анкетирования среди молодежи об отношении к социальным проблемам. | течение всего периода реализации программы | Волонтеры | |
Модуль 3 Аналитический | |||
1 | Диагностика студентов и анализ итогов реализации программы. | октябрь 2015 | командиры волонтерских отрядов |
2 | Участие в конкурсах социальных проектов | течение всего периода реализации программы | социальный педагог |
3 | Анализ результатов и планирование деятельности по итогам реализации программы на следующий период работы. | течение всего периода реализации программы | командиры волонтерских отрядов |
ГЛОССАРИЙ
Добровольцы — граждане, осуществляющие благотворительную деятельность в форме безвозмездного труда в интересах благополучателя, в том числе в интересах благотворительной организации. Благотворительная организация может оплачивать расходы добровольцев, связанные с их деятельностью в этой организации (командировочные расходы, затраты на транспорт и другие).
Благополучатели — лица, получающие благотворительные пожертвования от благотворителей, помощь добровольцев».
Добровольческая (волонтерская) деятельность — это форма социального служения, осуществляемая по свободному волеизъявлению граждан, направленная на бескорыстное оказание социально значимых услуг на местном, национальном или международном уровнях, способствующая личностному росту и развитию выполняющих эту деятельность граждан (добровольцев).
Молодежное добровольчество — практическая добровольческая деятельность молодежи по предметному решению общественных проблем, осуществляемая без принуждения и оказывающая социализирующее влияние на субъект деятельности.
Добровольческие ресурсы — совокупность трудовых, временных, интеллектуальных, профессиональных, материальных и иных ресурсов, источником которых являются добровольцы.
Добровольческой организация — некоммерческая организация, привлекающая к своей деятельности добровольцев и осуществляющая добровольческие программы и проекты.
Система поддержки социального добровольчества — комплекс мер, мероприятий и специализированной инфраструктуры, ориентированных на стимулирование, поддержку и развитие добровольчества на основе мобилизации и консолидации общественных и государственных ресурсов.
Координатор добровольцев ответственное лицо в организации, имеющее специальную подготовку и отвечающее за привлечение добровольцев, органы«ицию их работы и координацию их деятельности.
Добровольческая программа — гуманитарная программа, ориентированная на потребности граждан и гражданского общества, в которой основным способом ее реализации является добровольная работа людей, а главной задачей — эффективная организация добровольной работы.
Бородино. М.Ю. Лермонтов
Сторож
Как нарисовать зайчика
Кто чем богат, тот тем и делится!
Почта