Научно-исследовательская работа по литературоведению. Основана на сравнении произведений Л. Чарской и Д. Емца.
-
Идейно-художественное своеобразие
литературы для подростков
начала ХХ и начала XXI века
(на материале произведений Л. Чарской и Д. Емца)
Автор: Иськив Ксения Александровна,
7 класс, МБОУ г. Мурманска гимназия № 8
Руководитель: Колычева Вера Леонидовна,
учитель русского языка и литературы,
МБОУ г. Мурманска гимназии № 8
Мурманск
2013 г.
Оглавление
Введение.................................................................................................................... 3
Глава 1. Идейно-художественный анализ литературного произведения............ 5
Глава 2. Сравнение основных характеристик произведений для подростков начала ХХ — начала XXI века................................................................................ 6
2.1. Выбор объекта исследования……………………………………………...… 6
2.2. Сравнение по идейному содержанию……………………………………..... 6
2.3. Сравнение по художественной форме……………………………………..... 7
Заключение............................................................................................................... 9
Список литературы................................................................................................. 10
Введение
Сто лет... Много это или мало? Для человеческой жизни — срок огромный, но для истории, пожалуй, совсем небольшой. Хотя если эти сто лет приходятся на ХХ век, донельзя насыщенный событиями, изменения, произошедшие в мире, очень заметны. А изменился ли человек, его потребности и чувства? Как отразились эти изменения в художественной литературе, которая по сути является индикатором общественных настроений? Эти вопросы послужили поводом для проведения представляемого исследовательского проекта.
Актуальность работы обусловлена прежде всего отсутствием развернутых исследований на этом поле. Кроме того, приближающийся 140-летний юбилей Л.А. Чарской заставляет пристальнее вглядываться в ее творчество, пытаться понять, почему ее произведения остаются востребованными и в наше время.
Объектом данного исследования являются произведения Л. Чарской и Д. Емца как представителей литературы для подростков начала ХХ и начала XXI века соответственно, а предметом — их идейно-художественное своеобразие.
Источниками исследования послужили тексты произведений, представленные в следующих изданиях:
Цель работы — выявление общих черт в литературе для подростков начала XX и начала XXI века на примере отдельных произведений Л. Чарской и Д. Емец.
Достижению поставленной цели способствует решение ряда задач:
При проведении исследования использованы следующие методы:
В качестве гипотезы данного исследования выдвигается утверждение о том, что за прошедшие сто лет проблематика литературы для подростков практически не изменилась.
Практическая значимость проведенной работы состоит в возможности использования ее результатов руководителями детского чтения (преподавателями, родителями, библиотекарями) и самими подростками для более глубокого проникновения в авторский замысел и систему ценностей.
В тексте работы выделяются следующие структурные элементы: введение, теоретическая глава, в которой рассматриваются компоненты идейно-художественного содержания литературного произведения; исследовательская глава, посвященная изучению идейно-художественных особенностей произведений Л. Чарской и Д. Емца; заключение, список использованной литературы, включающий 10 названий, а также приложения, иллюстрирующие основные положения работы.
Глава 1. Идейно-художественный анализ литературного произведения
При анализе художественного произведения различают идейное содержание и художественную форму.
Идейное содержание включает в себя:
В художественной форме выделяют:
Как справедливо замечает А. Б. Есин, «в практическом литературоведении мы почти во всех случаях имеем дело с анализом выборочным, когда анализируются не все элементы произведения, а лишь те, которые представляются важными. В принципе это правильный и плодотворный путь...» [5: 28]
Глава 2. Сравнение основных характеристик произведений для подростков начала ХХ и начала XXI века
2.1. Выбор объекта исследования
Изучив различные источники, мы узнали, что особой популярностью в начале XX века среди подростков (особенно девочек) пользовались книги Лидии Чарской. «По отчету одной библиотеки дети требовали в минувшем году сочинения: Чарской — 790 раз,
Жюля Верна — 232 раза», - отмечал в своей статье «Лидия Чарская» К.И. Чуковский. [10] Одним из двух объектов исследования мы выбрали ее книгу «Записки институтки».
Чтобы определить самую популярную книгу среди подростков начала XXI века, мы провели анонимный опрос среди учащихся гимназии № 8 города Мурманска. В нем приняли участие 84 ученика 6-8 классов. Респондентам были предложены следующие вопросы:
Проанализировав результаты опроса, мы обнаружили, что первое место среди читаемых авторов занимает Дмитрий Емец (он набрал 16 из 84 голосов). Второе место делят Кир Булычев, Дарья Донцова и Николай Колычев (по 6 голосов). На третьем месте - Дина Сабитова (4 голоса). Остальные читают произведения других авторов, каждый из которых набрал по 1-2 голоса.
Серию «Таня Гроттер» Дмитрия Емца назвали любимой 12 человек из 84, на втором месте - серия «Мефодий Буслаев» Дмитрия Емца (4 голоса), на третьем – книга Дины Сабитовой «Где нет зимы» (3 голоса). Остальные 65 респондентов предложили другие книги, каждой из которых отдали по 1-2 голоса.
По результатам опроса определился явный лидер среди книг. Им стала серия «Таня Гроттер» Дмитрия Емца. Одну из книг этой серии, а именно «Таня Гроттер и магический контрабас», мы и выбрали вторым объектом исследовательской работы.
2.2. Сравнение по идейному содержанию
Прочитав оба произведения, мы не могли не отметить их невероятного сходства по целому ряду параметров.
Эти повести очень близки по тематике. Они посвящены одному из важнейших периодов в жизни человека – периоду взросления. Их в полной мере можно назвать произведениями о воспитании (а иногда и самовоспитании) девочек-подростков. Каждая из них волею судьбы оказалась одна, без родных и друзей, в новой, незнакомой обстановке.
Людочка Влассовская («Записки институтки») попадает из крохотного украинского хутора в столичный Петербург, где поступает в Институт благородных девиц. Ее отец героически погиб на войне, а мама не имеет достаточно средств, чтобы часто навещать героиню.
Таня Гроттер вообще сирота, которая воспитывалась дальними родственниками. Она также отправляется на учебу в закрытое учебное заведение Тибидохс. Только школа эта совсем необычная – магическая.
Проанализированные повести сходны и по проблематике. Перед оказавшимися в новом месте и новом окружении девочками встают одни и те же вопросы. Как привыкнуть к новым требованиям? Подчиняться или протестовать? Как поставить себя среди сверстников? Как жить в коллективе? Как завести и, главное, как сохранить друзей?
В плане идейного содержания произведения отличаются, пожалуй, лишь эмоциональным отношением авторов к созданным характерам. Если для Л. Чарской характерно сентиментальное созерцание, даже любование своей героиней и событиями, вокруг нее происходящими, то произведение Д. Емца скорее исполнено героического пафоса. Его героиня — на самом деле героиня, ведь ее предназначение — сражаться со злом, в каком бы обличии оно не являлось.
2.3. Сравнение по художественной форме
Образы Люды и Тани выписаны авторами с большой любовью и тоже во многом перекликаются. Девочки одинакового возраста (обеим героиням по 11 лет). Даже внешне они похожи. «Смуглое, кудрявое, маленькое существо с двумя черешнями вместо глаз и черной шапкой смоляных кудрей», - такой предстает перед читателями повести Л. Чарской Людочка Влассовская. Таня Гроттер Д. Емца так же смугла, хрупка и невелика ростом, вот только кудри у нее ярко-рыжие.
В характерах героинь наблюдаются общие четы, такие как отзывчивость и отвага. Они способны сопереживать окружающим их людям и очертя голову вставать на защиту несправедливо обиженным. Достаточно вспомнить эпизод, в котором Люда берет на себя чужую вину за принесенную в класс раненую ворону и потом стойко переносит суровое наказание. [9: гл 11]
Любимый прием Чарской - прием контраста: богатство и бедность, возвышенно прекрасное и уродливое, жизнь и смерть. По этому же контрасту строилась жизнь институтов, как правило, расположенных в бывших монастырях. [7: 124] Этот прием она использует и при создании системы образов. Поэтому некоторые герои в ее повести по-сказочному однолинейны, как, например, классные дамы фрейлейн Генинг и m-lle Арно. Одна - воплощение доброты, искренней заботы и нежности; другая — чопорный сухарь, неукоснительно следующий предписаниям.
В этом плане группировка образов в повести Д. Емца изначально построена по сказочному принципу (добрые маги и злые маги), что неудивительно в жанре фэнтези.
Жанровая природа исследуемых произведений диктует и целый ряд существенных отличий. Они касаются прежде всего сюжетных линий и языка. Кроме того, сентиментальная повесть Л. Чарской направлена на описание внутреннего мира главной героини, ее чувств и переживаний, а фэнтези Д. Емца — это больше события внешней жизни, действия, передвижения и т. д.
Таким образом, на примере повестей Л. Чарской «Записки институтки» и Д. Емца «Таня Гроттер и магический контрабас» мы отмечаем, что литература для подростков начала ХХ и начала XXI века, несмотря на жанровые и языковые отличия, имеет очень много общего.
Заключение
При анализе художественного произведения различают идейное содержание и художественную форму, каждый из которых включает в себя несколько компонентов. Но в практическом литературоведении чаще всего используется анализ выборочный, когда анализируются не все элементы произведения, а лишь те, которые представляются важными.
Как изменился человек, его потребности и чувства за прошедшие сто лет? Как отразилось это в художественной литературе, ориентированной на читателя-подростка?Гипотезой данного исследования было заявлено утверждение, что проблематика литературы для подростков за это время практически не изменилась. И она нашла свое подтверждение. В настоящее время, как и сто лет тому назад, молодых людей волнуют вопросы взаимоотношений со сверстниками, дружбы и предательства, поиска своего места в обществе, переживания одиночества, справедливости и т. д.
Более того, в ходе проведенного исследования удалось выявить, что литература начала ХХ и начала XXI века имеют и другие точки пересечения. Общие черты также находим в тематике произведений, образах главных героев, принципе выстраивания системы образов, используемых приемах формирования сюжета.
Разработка темы, конечно, не может быть исчерпана исследованием единичных произведений отдельных авторов, поэтому в перспективе мы планируем расширить круг авторов и список произведений для анализа. Просмотрев более широкий пласт литературных источников, мы надеемся окончательно убедиться в истинности наших выводов.
Список литературы
Интересные факты о мультфильме "Холодное сердце"
Есть ли лёд на других планетах?
Тигрёнок на подсолнухе
Муравьиная кухня
Рисуем тыкву