Создание школьной газета позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, происходит более гибкая социализация подростков. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии
Вложение | Размер |
---|---|
проект | 164.94 КБ |
Локалиный документ МОСШ п. Лыхма, регламентирующий деятельность по изданию школьной газеты | 34.44 КБ |
Муниципальное автономное образовательное учреждение
Белоярского района
«Общеобразовательная средняя (полная) школа посёлка Лыхма»
Проект в номинации
«Социальные проблемы»
Тема проекта:
«Школьная газета «ШКОЛЬНЫЙ ГЛАШАТАЙ»
Авторы проекта: Андриевских Диана, ученица 8 класс Купцов Дмитрий, ученик8 класс Муравлева Алина, ученица 8 класс Бызов Дмитрий, ученик 11 класс Сиялова Евгения, ученица10 класс Руководитель проекта: Бызова Наталья Валентиновна Социальный педагог |
п. Лыхма
Белоярский район
2014 г.
Вид проекта – социальный
Проект рассчитан на обучающихся МОСШ п. Лыхма, жителей сельского поселения Лыхма.
Школа – это маленькое государство, и как во всяком государстве, в школе должны быть свои средства массовой информации.
Что же такое – школьная газета? Школьная газета – современное средство воспитания патриотизма, формирования активной гражданской позиции, а также средство повышения интереса к учёбе. Она моделирует собой ситуацию взрослой жизни, позволяет охватить достаточно широкий круг учащихся, различных и по возрасту, и по интересам, и по социальному положению, способствует сплоченности детей, совершенствованию межличностных отношений через умение считаться с мнением, интересами и желаниями своих товарищей.
Школьная газета играет большую роль в жизни издающих её подростков. Она способствует взрослению ребят, их воспитанию. В результате работы каждый: и пишущий, и читающий – чувствует собственную значимость и причастность к решению школьных задач. Ещё одним важным качеством, которое «взращивает» газета, является ответственность. Ведь работа в команде - дело серьёзное и трудное. Каждый берётся за ту работу, которая ему по плечу.
Создание школьной газета позволяет установить более тесные микросоциальные связи внутри школы. Участие учащихся в школьной редколлегии поддерживает их индивидуальное развитие, так как помогает организовать себя, выразить свои мысли, распространить их среди других людей, помогает лучше познать себя, открыть мир. В процессе совместной деятельности по созданию газеты между представителями разных поколений устанавливаются отношения взаимопонимания, происходит более гибкая социализация подростков. Кроме того, подобная практика оказывает влияние на выбор профессии
1.1 Актуальность проекта:
Происходящие в нашем обществе перемены проявляются в том, что новые рыночные отношения требуют от современного человека таких личностных качеств, как инициативность, толерантность, патриотизм. К сожалению, реальная ситуация свидетельствует о том, что в обществе остро стоит проблема, связанная с отсутствием нравственных критериев оценки поступков человека по отношению к себе и к обществу, в котором он живет. С учетом всего выше сказанного актуальность проекта заключается в соответствии проекта требованиям современного общества и государственного заказа на воспитание социально активной личности, самодостаточной, социально ориентированной, играющей важную роль в жизни общества.
Перед школьником как субъектом коммуникативной деятельности, овладевающим информационной культурой, ставятся следующие цели: научиться читать, писать, слушать и говорить. Достижение этой цели приводит, с нашей точки зрения, к овладению культурой чтения, культурой письма, культурой слушания, культурой речи. В совокупности эти четыре компонента составляют коммуникативную основу информационной культуры личности.
Школьная газета для родителей: Это возможность почувствовать сопричастность к школьной жизни своего ребенка.
Это осознание того, что ребенок понимает актуальность своей роли и учится принимать решения.
1.2 Цель проекта:
Создание живой, активно работающей информационной среды через издание школьной газеты, оперативно и достоверно освещающейй события и факты школьной жизни.
1.3 Задачи проекта:
1.3.1 Развитие активной гражданской позиции учащихся, формирование чувства гражданской ответственности и понимания личной социальной значимости подростков в решении актуальных проблем местного сообщества в сотрудничестве с органами местного самоуправления.
1.3.2 Привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении.
1.3.3 Издание периодической печатной газеты «Школьный глашатай» малым тиражом (10 экземпляров 1 раз в четверть) для обучающихся, родителей и жителей сельского поселения Лыхма с целью духовно- нравственного совершенствования населения, повышения уровня социальной активности учащейся молодежи и населения сельского поселения Лыхма в целом.
1.3.4 Создание дополнительного информационного пространства с целью актуализации социальной значимости подрастающего поколения в жизни поселка посредством вовлечения в общее дело по организации работы школьной печати, развитие коммуникативных способностей и познавательной активности учащихся.
1.3.6 Содействие развитию местных муниципальных малотиражных органов печати, способных более информативно в сравнении с районными и областными газетами рассказать о проблемах и событиях муниципального поселения.
1.3.7 Повышение авторитета школы в общественной жизни поселка.
1.4 Значимость проекта на уровне школы и социума
Организация социально-значимой общественной деятельности школьников, способствующей приобретению участниками проекта навыков социального поведения и применению их в повседневной жизни, сплочению коллектива учащихся, их саморазвитию и самовыражению.
Значимость детской инициативы по решению конкретной социальной проблемы.
Осуществление комплексного подхода к воспитанию гражданственности, патриотизма, информационной культуры.
Объединение в совместной творческой и полезной деятельности не только обучающихся школы, но и учителей, представителей власти местного самоуправления, жителей поселка, что будет способствовать духовному сближению детей и взрослых, рождению общих интересов и увлечений.
Приобщение учащихся к социальным проблемам поселка, как важной составляющей активной жизненной позиции подрастающего поколения, повышение самостоятельности и активности школьников в процессе реализации конкретного социально значимого дела.
Привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении.
- развитие грамотной устной и письменной речи учащихся, орфографической зоркости.
- повышение ИКТ компетентности учащихся в процессе освоения новых компьютерных программ, необходимых в издательском деле, способность грамотно использовать в своей деятельности современные средства ИКТ (умение работать на ПК, знание основ офисных информационных технологий, умение использовать компьютерные сети).
- повышение информационной культуры учащихся и населения поселка в целом, их читательской активности.
- развитие умений учащихся работать с различными источниками информации и навыков работы с различными компьютерными программами.
- развитие инициативы и творчества школьников через организацию работы по изданию школьной газеты «Школьный глашатай» под патронажем администрации сельского поселения Лыхма социально значимой для жителей поселка.
- создание благоприятных условий для развития эстетических, нравственных качеств личности учащихся.
- решение задач в области гражданского, патриотического воспитания молодежи;
- активизация социальной активности учащихся;
- развитие сотруднических отношений: ученики – учителя – общественность;
- объединение талантливых, инициативных учащихся в единую команду независимо от возраста, воспитывать непосредственный интерес, чуткость и внимание ко всему происходящему.
- регулярный выпуск школьной газеты «Школьный глашатай» 1 раз в четверть малым тиражом;
- привлечение внимания населения к социальным проблемам поселка;
- привлечение внимания органов местного самоуправления к социальным инициативам молодежи и оказание поддержки в их осуществлении;
- участие в районных, областных конкурсах.
1.6 Механизм реализации проекта
Составление положения «О школьной газете» и плана работы по созданию выпусков школьной газеты «ШКОЛЬНЫЙ ГЛАШАТАЙ»
Основные направления проекта.
Система функционирования данной модели, реализуется через следующие направления: кружок «Министерства СМИ – школьная газета» и образовательная среда; кружок «Министерства СМИ – школьная газета» и воспитательная среда; кружок «Министерства СМИ – школьная газета» и социум.
Уровни реализации проекта.
Школьный: МОСШ п. Лыхма
Муниципальный: Белоярский район.
Социальные партнеры и персонал проекта:
Администрация сельского поселения Лыхма
Бобровское ЛПУ МГ
Комитет молодежи Бобровского ЛПУ МГ.
1.7 Апробация проекта:
1.7.1 О планах работы творческой группы и первых результатах участники проектной группы рассказали на родительском собрании, которое состоялось 06.09.2013 г. года (Протокол собрания №1 от 06 сентября 2013 года).
1.7.2 Информация о проекте была освещена в телеэфире поселка Лыхма, размещена на сайте МОСШ п. Лыхма.
1.7.3 Выпуск газеты 1 раз в четверть и ее распространение среди жителей поселка.
2. ОПИСАНИЕ ПРОЕКТА
2.1 Сроки и этапы реализации проекта
1. 1 этап – (предварительный январь 2013 года) Разработка положения «О школьной газете», создание команды единомышленников.
Чтобы издавать и распространять газету, прежде всего, нужна крепкая команда.
В редакционную коллегию входят учащиеся 5-11-х классов. Все поручения распределяются на добровольной основе, являются сменными в течение творческого процесса.
Учредителем газеты является администрация школы.
Распределение редакционных обязанностей:
1. Педагогические кадры (куратор проекта школьной газеты).
2. Главный редактор .
3. Дизайнер (проводит практическую работу по созданию макета газеты согласно теме выпуска; принимает подготовленные корреспондентами материалы, осуществляет подбор иллюстраций (фото, рисунки, графики, схемы); осуществляет тиражирование газеты на бумажных и электронных носителях).
4. Журналисты (корреспонденты, ребята любящие и умеющие писать статьи).
5. Фотокорреспонденты (учащиеся, увлекающиеся фотографией и умеющие работать с цифровым фотоаппаратом).
6. Корректоры (учащиеся, хорошо знающие русский язык, учителя русского языка).
7. Верстальщики (учащиеся, умеющие работать на компьютере).
2.2 2 этап – (экспериментальный февраль – май 2013 года) разработка и внедрение плана работы редколлегии.
1. Организационно-подготовительный.
- Провести учредительное собрание для создания журналистского объединения; разработать и создать структуру редакции школьного СМИ;
- Формирование групп учащихся, выбор заместителей главного редактора.
- Составление плана работы (составление тематики газет на год).
- Формулирование вопросов для исследований.
- Подбор информационный ресурсов для проекта.
- Создание дидактических материалов (словарь понятий, игры по журналистике, таблицы (классификация жанров журналистики, информационные жанры), таблицы для заполнения исследования в группах, критерии оценивания (презентации), списка рекомендуемых ресурсов)
-Организация мозгового штурма, в результате которого определяются направления поисковой деятельности учащихся.
2. Обучающий
-Введение в проблематику проекта с помощью вводной презентации учителя.
-Краткое изложение сведений о газетах, видах, их назначении.
- Демонстрация прошлых школьной газеты.
- Выявление предварительных знаний детей по теме проекта.
- Изучение методов сбора и обработки информации.
- Определение групп по интересам.
- Определение этапов работы над номером газеты.
- Знакомство с критериями оценки работ.
- Разработать положение о школьной газете; выбрать название газеты.
- Организовать обучающие занятия:
а) информационные технологии, работа с компьютерными программами:
б) работа с техникой: цифровым фотоаппаратом, сканером, компьютером;
в) русский язык и литература, культура речи;
г) основы журналистики.
-Предоставить возможность начинающим журналистам пользоваться по мере необходимости компьютером, сканером, цифровым фотоаппаратом для набора, редактирования материалов, подготовки материалов, подготовки фотографии, для дальнейшей их обработки и верстки газеты.
3 . Исследовательский.
Работа по группам. Распределение журналистских заданий. Сбор информации, а именно:
1. Самостоятельный поиск информации.
2. Работа с печатными материалами.
3. Сохранение результатов в формате Word .
4. Выводы по работе.
5. Взаимооценка работ друг у друга.
- Создание макета газеты, обсуждение единого дизайна.
- Оформление номера газеты.
4. Итоговый.
1. Презентация результатов проекта: издание ученических газет, участие в конкурсах и фестивалях.
2. Подведение общих итогов – презентация с фотографиями учеников, выполняющих задачи проекта, для итогового обзора на стенде разместить фото-материалы работы учеников над проектом.
Каждый номер газеты представляет своего рода задачу, связанную с необходимостью раскрыть определенную тему. Тема позволяет объединить статьи учащихся общей идеей, а их работу сделать направленной.
Газета не является политической и не пропагандирует взгляды каких-либо партий, религиозные воззрения. Издание отражает события, явления, мнения с точки зрения общечеловеческих ценностей: мира, добра, толерантности, здорового образа жизни и т.д. Недопустимо использование ненормативной лексики. Статьи должны носить жизнеутверждающий, оптимистичный характер.
Примерный перечень тем выпусков газет:
1. Знакомство (с начальными классами, с классами среднего звена, со старшими классами, направлениями работы: спортивной деятельностью, экологическим движением, и т.д.; с работниками газеты (они могут написать свои биографии с долей юмора, вымысла).
2. Подготовка к празднику.
Можно включить все праздники, которые волнуют и отмечаются в школе, городе, стране.
3. Глобальные проблемы современности (СПИД, наркомания, экология, отсутствие толерантности в обществе и т.д.).
4. В мире интересного (открытия, исследования, исторические справки).
2.3 3 этап – (заключительный сентябрь – октябрь 2013 года) Верстка газеты (создание первой полосы, журналистские жанры, современный дизайн газеты, принципы верстки).
"Что разместить в начале выпуска?", "Чем мы собираемся открыть номер?" Ответы будут различаться в зависимости от направленности издания. Можно придерживаться разных критериев в выборе: дать приоритет самой "свежей" (т.е. самой последней) информации; вывести на первый план какое-то особо драматичное и яркое событие; рассказать о решении администрации. Заголовок первой полосы имеет фундаментальное значение: он должен привлечь внимание читателя и возбудить у него желание прочесть статью. Иллюстрации (фотографии, рисунки) и цвет - дополнительные элементы, усиливающие притягательность заголовка. Первая полоса газеты - это ее витрина.
Верстка остальных частей газеты: материалы распределяются по темам (репортажи, поэзия, читательская почта, школьная жизнь и т.п.). Для каждой страницы определяется иерархия: более значимые материалы размещаются наверху, а фотографии, разного рода обрамления и украшения, шрифтовые сочетания должны придать всем частям газеты гармоничную форму, приятную для глаз.
Каждая статья также имеет свою структуру: заголовок, а иногда и дополнительные подзаголовки; "шапку", дающую в несколько строк основное содержание для беглого ознакомления; "атаку", т.е. первую ударную фразу, призванную удивить, потрясти, привлечь внимание, возбудить желание продолжить чтение; вставки, назначение которых - поддерживать интерес читателя, вести его дальше; ну и, конечно, концовку - яркую заключительную часть.
3. МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИНЦИПЫ ПРОЕКТА
- личностно – ориентированный подход учитывает особенности учащихся, способствует обучению свободно и творчески мыслить;
- коммуникативная направленность даёт учащимся возможность общаться в процессе создания, выпуска и реализации газеты;
- деятельный характер обучения позволяет работать индивидуально, в парах, группах;
- взаимосвязанное обучение написанию заметок и статей, подготовке постоянных рублик, разделов, тематических выпусков газет;
- поэтапность обучения от простого к сложному способствует свободному владению письменной речью при создании заметок, статей.
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ.
Компьютеры
Принтер
Сканер
Цифровой фотоаппарат
Интернет
Школьный сайт
1.Ахмадулина Е.В. Краткий курс теории журналистики. Учебное пособие. М.: ИКЦ «МарТ»; Ростовн/Д: Издательский центр «МарТ», 2006. – 272с. (Серия Филология и журналистика»)
2.Блокнот журналиста. Составители: Хлебников И.Н., Шигурова К.С., Дедов А.Н., Волкова В.К. Курган: Молодежное информационное агентство «МИА – Пресс» Курганской областной молодежной общественной организации «XXI век», 2006.
3.Концова В.В. Детское объединение «Пресс-центр» // Классный руководитель 2003 - №3 – с. 64 – 72.
4.Носова М.А. Положение о школьном творческом объединении редакции газеты «Мухомор» // Классный руководитель 2002 - №4 – с. 118 – 120.
5.Пресс-клуб и школьная газета: занятия, тренинги, портфолио / авт.-сост. Н.В. Кашлева. – Волгоград: Учитель, 2009. – 154 с.: ил.
6.Цветкова И.В. Как создать программу воспитательной работы: Метод. Пособие/ И.В. Цветкова. – М.: Просвещение, 2006
7.Швец Ф. Создание школьной газеты. Практическая деятельность как фактор развивающего обучения.// Школьный психолог. 2003 - №25-26 – с.20-21
6. ПРИЛОЖЕНИЯ
6.1 Пример продукта проектной деятельности учащихся (выпуск школьной газеты №1 «Здравствуй школа»
6.2 Положения «О школьной газете»
УТВЕРЖДЕНО приказом директора школы от 29.08.2013 г. №279 ПРИНЯТО на педагогическом Совете школы. Протокол № 9 от 29.08.2013г.
| ||||
Белоярский район Ханты-Мансийский автономный округ – Югра Муниципальное автономное образовательное учреждение Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа П.Лыхма» (МОСШ № 1 г. Белоярский) | ||||
(МОСШ п.Лыхма) | ||||
ПОЛОЖЕНИЕ | ||||
| ||||
02.09.2013 г. | № | |||
П.Лыхма | ||||
О школьной газете
1. Общие положения.
1.1. Настоящее положение является документом, регулирующим выпуск школьной газеты «Школьный глашатай» Муниципального автономного образовательного учреждения Белоярского района «Общеобразовательная средняя (полная) школа» (далее – Школа) разработано в соответствии с Законом №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Законом №436-ФЗ от 29 декабря 2010 г. "О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию", Указом Президента Российской Федерации от 01.06.2012 №761 "О национальной стратегии действий в интересах детей на 2012 - 2017 годы", Типовым положением об общеобразовательном учреждении, другими нормативными правовыми актами, действующими в сфере образования
1.2. Школьная газета «Школьный глашатай» является средством массовой информации в МОСШ п. Лыхма
1.3. Основной целью выпуска школьной газеты является постоянное информирование читателей о жизни школы.
1.2. Газета школы является просветительским, информационно-аналитическим, публицистическим, художественным печатным изданием.
1.3. Газета является печатным органом, выражающим мнение учеников, родителей и
преподавателей школы.
1.4. Газета школы «Школьный глашатай» - добровольная организация, в состав которой могут войти учащиеся 5-11-х классов, а также работники школы и родители, чьи жизненные принципы не расходятся с целями и задачами объединения.
2. Основные цели и задачи.
2.1. Цель: Воспитание творческих, всесторонне развитых, активных, социально зрелых личностей. Журналистская деятельность имеет огромное практическое и профориентационное значение для учащихся школы, способствует умению находить в жизни нравственные ориентиры, развитие творческих способностей участников образовательного процесса, формирование у них твердой жизненной позиции, патриотизма и веры в себя.
2.2. Задачи:
2.2.1. Предоставить каждому возможность для самореализации.
2.2.2. Повысить интерес читателей к делам и проблемам школы и дать им возможность искать пути их решения.
2.2.3. Информировать о планируемых школьных и внешкольных мероприятиях.
2.2.4. Освещать события, происходящие в школе, районе, городе, стране, мире с позиции значимости для учащихся школы.
2.2.5. Поднимать вопросы, интересующие учащихся, учителей, родителей.
2.2.6. Проводить мероприятия, направленные на исследование вопросов, интересующих читателей, а также на выяснение мнений по освещаемым вопросам.
2.2.7. Публиковать статьи, стихи, рассказы и т.п. учащихся, учителей, родителей.
2.2.8. Повышать информационную культуру участников образовательного процесса.
2.2.9. Привлечение школьников для ознакомления и получения первоначальных навыков и умений в журналистской деятельности.
2.2.10. Проведение культурно-просветительской, научно-исследовательской и физкультурно-оздоровительной работы.
2.2.11. Предоставление молодежи возможности самостоятельно осуществлять свои идеи, а также защита интересов молодежи.
2.2.12. Организация содержательного досуга детей, воспитанию гражданственности, гуманизма, патриотизма.
2.2.13. стимулирование инициативы и творчества учащихся, направленных на моральное и духовное воспитание подрастающего, гармонично развитого поколения.
2.2.14. Стимулирование родительской ответственности в опросах реализации учебно-воспитательного процесса;
2.2.15. создание условий для сотрудничества «Школы – семьи»
3. Организация деятельности и порядок издания школьной газеты.
3.1. Учредителем газеты является администрация школы.
3.2. Главный редактор газеты несет ответственность за содержание газеты, соблюдение сроков её выхода в печать.
3.4. Редакционный совет – это специальные корреспонденты, которые готовят материалы к публикации в газете, отвечают за достоверность собранной информации.
3.5. Ежегодно состав редсовета обновляется, выбирается Председатель. Заместитель председателя и ответственный секретарь редакционного совета среди учеников школы.
3.6. Заметки в газету могут подавать желающие из числа учеников и их родителей, учителей и других работников школы.
3.7. Выпуск газеты осуществляется один раз в месяц в течении календарного года.
3.8. Газета предоставляет информацию, отражающую важные события из жизни страны, города, района, школы.
3.9. Отдельные номера газеты могут иметь тематическую направленность.
3.10. Газета выходит на 4 – 6 полосах один раз в четверть и отражает тематику газеты по основным рубрикам.
4. Состав и функции членов школьной газеты.
4.1. Во главе газеты стоит Редакционный совет, которым руководит Главный редактор, заместитель главного редактора.
4.2. Редакционный совет:
4.2.1. утверждает концепцию газеты, её дизайн и направленность;
4.2.2. осуществляет общее руководство изданием номеров газеты;
4.2.3. утверждает предлагаемые в газету статьи, рисунки и фотоматериалы;
4.4.4. выносит замечания авторам газеты.
4.3. Учащиеся, осуществляющие непосредственную работу над газетой, образуют Редакционную коллегию.
4.4 . Члены редколлегии:
4.4.1. разрабатывают концепцию, направленность и дизайн газеты;
4.4.2. обсуждают содержание номеров газеты, предлагаемые публикации;
4.4.3. готовят статьи, рисунки и фотографии в газету, работают над её оформлением.
4.5. В редколлегию принимаются ученики школы, делегированные для участия в издании газеты «Школьный глашатай» своим классным коллективом либо по своему желанию.
4.6. Ученик школы может быть исключен из редколлегии по причине:
4.6.1. собственного желания;
4.6.2. перехода в другое образовательное учреждение (школу, профессиональный колледж, академический лицей);
4.6.3. выезд за пределы города, республики;
4.6.4. нарушение Устава школы настоящего Положения, Устава Редакционного совета.
5. Заключение.
. Данное Положение принимается на собрании Редакционного совета газеты. Согласованный экземпляр Положения подписывается Учредителем (директором школы).
Сказка "Узнай-зеркала"
Девятая загадочная планета Солнечной системы
Сладость для сердца
Рисуют дети водопад
Про пингвинов