Рассказ об истории храма Рождества Христова в Перле Вейсе
Вложение | Размер |
---|---|
khram_v_dushe_-_khram_na_zemle.doc | 94.5 КБ |
2
Содержание
V. Приложение.
3
Жизнь истинная есть только та,
которая продолжает жизнь прошедшую,
содействует благу жизни современной
и благу жизни будущей.
Л. Н. Толстой.
1.1. Родина... В толковом словаре Ожегова и Шведовой слово «Родина» -отечество, родная страна. А что Родина для меня? Как выразить чувство Родины словами? Это то, что не высказать, это то, что живет внутри нас, в наших сердцах, и чем взрослее мы, тем глубже это чувство. Родина... Это то, без чего нельзя жить, о чем тоскуют, что видят во снах. Она вливается в душу солнцем, родным небом и непогодами, родной речью. Вяжет с собою могилами. Родина... Россия... Мать... Для меня - это слова-синонимы. Они неразделимы в своем единстве. Родина - одна, как и Россия, и Мать. Чувство Родины не покидает нас. Где бы мы не были, куда бы не забросила судьба, как бы не сложилась жизнь - Родина, родительский дом всегда будут для нас самыми дорогими и самыми светлыми. С чего начинается Родина? Для меня это крошечный уголок России в Самарской области - село Малое Ибряйкино. Здесь все, что мне очень дорого: моя семья, одноклассники, с которыми я вместе уже 11-ый год, первая учительница... Это то, что запомнится навсегда: деревья в саду, пруд, прохладный оранжевый рассвет и парной багровый закат. Это Новый год, это Дни рождения, это школьные каникулы, это соседский мальчишка Печников Лешка.
Проходят годы, меняемся мы, меняется все вокруг, грядут перемены. Наше время - это время экологического, политического, а главное -духовного кризиса. Нужно бы остановиться, задуматься. Куда мы идем? Неясность цели рождает неясность пути. Какая идея сейчас у нашего государства? В чем нуждается страна сейчас? Конечно же, в духовном возрождении.
4
Значительная роль в этом, как свидетельствует история, принадлежит религии. Для России - это, прежде всего, православие. Нет России без Православия - об этом напомнил и Президент России В. В. Путин во время посещения Валаама.
Православие - это наш русский национальный идеал. Известный философ В. Соловьев говорил: «Обыкновенно народ, желая похвалить свою национальность, в самой этой похвале выражает свой национальный идеал, то, что для него лучше всего, чего он более всего желает. Так француз говорит о прекрасной Франции и о французской славе, англичанин с любовью говорит - старая Англия, немец с гордостью говорит - немецкая верность. Что же говорит русский народ, чем он хвалит Россию? Русский человек не называет Россию прекрасной или старой, он не говорит о русской славе или о русской честности и верности. Русский человек ничего такого не говорит, и, желая выразить свои лучшие чувства к Родине, говорит только о «Святой Руси». [4, стр. 366] И это неслучайно. Русская нация начала интенсивно формироваться с принятием христианства, и Русская идея возникает одновременно с этим поворотным историческим событием. Раскрывая ее смысл, И. Ильин пришел к следующему заключению: «Это есть идея православного христианства. Россия восприняла свое национальное задание тысячу лет тому назад от христианства: осуществить свою национальную, земную культуру, проникнутую христианским духом любви и созерцания, свободы и предметности. Этой идее будет верна и грядущая Россия». [8] Русь выделена из мира, избрана для особо великой цели хранения и распространения истины веры.
Много испытаний выпало на долю России, но она всегда поднималась. Патриотизм, самоотверженность генетически заложены в русском человеке. Но сейчас враг невидим. Россия больна изнутри. Мы, россияне, всегда отличались силой высокого духа. Надо выстоять и теперь. Вера нужна как сила, чтобы победить зло, чтобы возродить патриотические чувства в
5
молодом поколении. «Слова, непостигаемые ведением, делаются понятными для нас при помощи веры. Для духовных тайн, которые выше ведения и которых не ощущают ни телесные чувства, ни разум, Бог дал нам веру».
(Преподобный Исаак Сирин). [4, стр. 148] Я считаю, что сейчас своевременно идет обращение к вере.
Мне кажется, невозможно вычеркнуть то, чем жива душа человека. Я уверена, что возрождение храмов будет способствовать и возрождению веры, а значит, и духовно - нравственному возрождению.
1.2. Цель моей работы: внести свой посильный вклад в то, чтобы в каждом из нас проявился заложенный образ Божий. Это так просто и так сложно. Вот почему я хочу рассказать историю строительства храма в нашей волости, в селе Перле-Вейсе, и о людях, которые сыграли ведущую роль в этом благородном деле. Нужно, чтобы это знали не только нынешнее, но и будущие поколения. Я надеюсь, что моя работа послужит основой для дальнейших исследований. Это мой шаг к возрождению, хотя и небольшой.
Идею написать о строительстве храма Рождества Христова подала директор нашего Похвистневского краеведческого музея Потапова Татьяна Петровна, отметив, что это событие еще никем не исследовалось. Когда мы с Надеждой Васильевной, моим руководителем, встретились с теми, кто непосредственно осуществлял руководство строительством, и узнали о роли Назейкина Анатолия Георгиевича — Почетного Земляка Земли Похвистневской, мы окончательно убедились в верности нашего выбора.
Для написания работы мне необходимо было найти и изучить литературу по православной тематике, встретиться с непосредственными участниками описываемых событий, чтобы получить от них информацию, которую невозможно найти в других источниках.
6
также книга Нуждина Л.Г. о Назейкине А. Г. «Анатолий Назейкин - поиск пути праведного». Встретиться лично с Анатолием Георгиевичем мне не привелось, т. к. живет он в Москве. Возможности же отправиться в далекое путешествие не было: и дорого, и времени слишком мало. Мне пришлось
довольствоваться лишь тем, что написано другим автором, который, естественно, ставил свои задачи при написании книги. В ней Нуждин Л.Г. рассказывает о жизненном и трудовом пути Назейкина А.Г., характеризуя его как безусловного лидера, стремится показать богатство его внутреннего содержания, его духовность и подлинную человеческую красоту, высокую гражданственность. При написании работы мною также использовались данные, собранные Потаповой Татьяной Петровной, о первом храме Рождества Христова в селе Большое Ибряйкино (Рождественское).
7
2.1. Как же возникла идея о строительстве храма? Об этом я узнала из рассказа Ольги Алексеевны: «В 1993 году проезжал игумен (ныне архимандрит) Константин по нашей волости. При въезде в село Перле-Вейсе, около старого здания школы, он остановился и сказал: «Здесь раньше был храм. На этом месте должна стоять часовня». С этого дня все и началось». [5]
Здесь уместна историческая справка. Из «Очерков истории Похвистневского района» Ендураева В. А. известно, что первый храм в Ибряйкино был построен в XVIII веке. Более подробные сведения о нем имеются в статье Потаповой Т.П. «Храм села Старое Ибряйкино». [3] Я узнала, что первое здание церкви было построено в 1773 году под наблюдением священников из с. Аманак и г. Бугуруслан. (См. Приложение 1) Храм был посвящен Рождеству Христову, и село стало называться Рождественское.
В 1871 году стараниями прихожан была построена заново деревянная церковь с такою же колокольнею. При церкви имелось 55 десятин пахотной и лесной земли.
По данным Татьяны Петровны, в начале XX века службу вел Степанов Федор, 1868 года рождения, окончивший Симбирскую церковно-приходскую чувашскую школу. Прибыл он из с. Стюхино. Отец Феодор заведовал и церковно-приходекой школой в Ибряйкино. В 1910 году был награжден набедренником и серебряной медалью «За усердие».
В период коллективизации село распалось на несколько сельскохозяйственных поселков - Перле - Вейсе, Ясная Поляна, Ягана Ту, Журавлиха, Мартыновка, Волчьи Ямы, Рябиновка. Название Большое или Старое Ибряйкино исчезло, как и Рождественское. Церковь в 1926 году уже не функционировала, а через 10 лет был проведен сельский сход, на котором при большинстве голосов (74 %) проголосовали за закрытие храма и слом. Верующим предложено было ходить в церковь с. Нуштайкино
8
Бугурусланского района в 3-х км. Строительный материал было решено передать на постройку Дома колхозника в райцентр.
Житель села, Данилов Иван снял крест с купола. Среди церковных трофеев захватил домой и гроб Господень, которому определил место в сарае для хозяйственных нужд. Как-то после очередной попойки он выгнал из дома жену и повесился. Остались сиротами трое детей. На могиле Данилова до сих пор, говорят, стоит крест с купола церкви.
Священники Степановы - Федор и Александр (отец и сын) были арестованы, а затем расстреляны в 1937-1938 годах. Они внесены в мартиролог новомучеников и исповедников Самарского края. [3]
На основании этих данных можно сделать вывод, почему возникла идея о строительстве часовни именно в Перле - Вейсе: здесь была освященная в течение полутора столетия земля. И, по мнению о. Николая, глубоко символично, что строительство и первого храма, и нынешнего велось аманакскими священниками.
2.2. В газете «Благовест» появилась статья, в которой говорилось, что Владыка дал благословение на сооружение крестов на месте разрушенных храмов. Тогда и было решено построить часовню. Средств не было, начали с нуля. Место под часовню было заросшее кленами. Нашлись добровольцы, жители волости, совсем молодые люди (в том числе учащиеся школы), которые без всякой техники, вручную, бесплатно расчистили место под фундамент. Работа, надо сказать, нешуточная-, я видела эти заросли за оградой храма. Была сделана планировка места строительства. Был заложен фундамент под часовню.
С благословения о. Николая летом 2003 года ездили в Самару, в Епархиальное Управление к Владыке. Высокопреосвященнейшего Сергия, Архиепископа Самарского и Сызранского, не было. Беседовали с его секретарем о. Виктором (Ушатовым). Он объяснил, что в данное время
9
Владыка не благословляет строительство часовни, надо строить церкви, пусть маленькие, но церкви, где служится Святая Литургия.
Пришлось разравнивать фундамент и копать новый - под храм. Архимандрит Константин предложил сделать больше алтарную часть. В
конце июля 2003 года стали рубить сруб на церковь. Глубокой осенью закончили заливать фундамент. До этого, перед праздником Казанской иконы Божьей Матери, было освящение котлована. В основании фундамента, где алтарная часть, с северной стороны, в углу, заложен камешек от святого источника Табынской Божьей Матери, что в Уфимской Епархии. Камешек дала раба Божья Надежда (Назейкина Н.П.). В середине декабря сруб перенесли на готовый фундамент, временно покрыли крышу рубероидом.
В 2004 году полным ходом шли строительные и отделочные работы: крыли железом крышу, поднимали купола с крестами, обкладывали блоками сруб, стелили полы, потолки, установили иконостас. (См. Приложение 2) Первый водосвятный молебен был отслужен зимой, на Крещение Господне, 19 января 2005 года. Служба шла в холодном храме. (См. Приложение 3)
В 2005 году построили крыльцо, закончили сварочные работы по звоннице (См. Приложение 4), залили территорию вокруг церкви, выложили столбы из красного кирпича для церковной ограды, выкопали колодец (См. Приложение 5), закончили заливку фундамента под сторожку.
Батюшка Николай с первых дней на организации строительства: поиск спонсоров, контроль над ведением строительных работ, поиск мастеров -все под его руководством. Сам и нашел мастеров («золотые руки») из старинного села Пилюгино Бугурусланского района Оренбургской области, которые вручную росписью по дереву украсили иконостас. Надо отметить, что многие организации района и области с трогательной отзывчивостью отнеслись к просьбе о помощи. Как говорится, кто чем. С миру по нитке: кто материалом, а кто деньгами. Спасибо им большое и низкий поклон. В основном же
10
строительство велось на средства, предоставленные Назейкиным А. Г. (См. Приложение 6)
Строительство продолжается. В перспективе предполагается установить колокол на звоннице, построить сторожку для насельников, которые бы присматривали за храмом и территорией, прилегающей к нему, заложить фруктовый сад на месте нынешних зарослей за оградой храма. Непременно, по мнению о. Николая, необходимо обустроить и источник, что находится у поселка Ясная Поляна. О. Николай вспоминает, что, когда впервые приехал к нему, он увидел чудо: при его подходе к старому срубу, вода в нем стала подниматься, бурлить. Это натолкнуло о. Николая на мысль о необходимости обустройства Святого источника. Я уверена, что все задуманное непременно исполнится. Ведь за дело взялись люди с чистыми помыслами, которые думают не только о спасении своей души, но о спасении всей России. Повествуя о строительстве храма, нельзя не рассказать и о людях, которые приложили к этому немалую толику своих трудов. Как они оказались вместе, что свело их к одному делу?
2.3. С о. Николаем я беседовала после службы в храме Рождества Христова. (См. Приложение 7) И хотя он в такие дни бывает с четырех часов утра на ногах (ведет службу в четырех храмах в течение дня), он уделил необходимое время и дал свое благословение на эту исследовательскую работу. Конечно, мне интересно было узнать, как пришел о. Николай к решению стать священником, что этому способствовало?
О. Николай (Петров Николай Александрович) родился 19 марта 1974 года в городе Боровичи Новгородской области. В этом городе было 12 церквей и один монастырь. Монастырь был посвящен Святому Якову Боровическому — отроку 12 лет. Этот монастырь во время войны не был взят немцами, так как во время немецкого наступления его обошли крестным ходом с мощами святого. Его отец, Александр Яковлевич Петров, был певчим в хоре при церкви Святой мученицы Параскевы. Мать, Вера
11
Дмитриевна, была псаломщицей в той же церкви. Старшая сестра, Нина, до сих пор поет в хоре в церкви.
Свое восьмилетнее образование о. Николай получил в школе № 7 города Боровичи. В течение 8 лет он занимался в художественной школе искусств, а затем поступил в иконописную школу Московской духовной семинарии в Сергиевом Посаде, где обучался 3 года. Наверное, неслучайно юноша избрал стезю духовного пастыря. И домашняя обстановка, и особенности города, где он родился, повлияли на это решение. В 1992 году о. Николай окончил иконописную школу, а через год женился на матушке Любови Николаевне Пыжиковой, после чего был возведен в сан.
Первое время семья проживала в Тверской области, откуда родом была матушка. По совету отца Любови Николаевны, Николая Александровича, в 1996 году семья перебралась в село Старый Аманак, где храма до этого времени не было. Первоначально церковь была в свободном доме. В 1998 году под руководством о. Николая началось строительство церкви в честь Богоявления. Отсутствие опыта в значительной степени заменялось энергией и стремлением внести свой вклад в дело духовного возрождения народа. С честью выдержал он это испытание: в 1999 году храм был построен. Его приезжал освящать Владыка Сергий. Успех окрылил молодого священника. С новыми силами он взялся за строительство храмов в других селах, в том числе и в Перле - Вейсе. В заключение своего рассказа об о. Николае, мне хотелось бы пожелать ему и в дальнейшей его деятельности на этом поприще столько же энергии и веры в успех своего дела, а также доброй воли, чем он полон сейчас. Воистину, не оскудевает рука дающего!
12
может осилить один, даже очень сильный человек. И поэтому заслуги церковного старосты не подлежат сомнению.
Катаева (Седелкина) Ольга Алексеевна, уроженка села Перле - Вейсе, родилась в 1962 году. В 1978 году окончила 8 классов в Старо-Ибряйкинской восьмилетней школе. Затем два года училась в Мало-Ибряйкинской средней школе. В 1980 году поступила в Похвистневское медицинское училище, где получила специальность медицинской сестры. С 1982 по 1996 годы работала в Похвистневской Центральной райбольнице. Обычная биография рядового труженика...
Но в 1996 году в жизни Ольги Алексеевны произошли перемены. Однажды она увидела загадочный сон: в небе над домом, где родилась, она увидела Божью Матерь, которая держала на руках младенца Иисуса и, глядя на нее, укоризненно качала головой. Этот сон заставил Ольгу Алексеевну по-другому взглянуть на мир и на свое место в нем. В какой-то момент она поняла, что ее дело - дело служения Богу. Поэтому, когда игумен Константин предложил ей работу при храме, она, не раздумывая, согласилась. Вот так она оказалась на службе при Богородично - Табынском храме. На прежней работе были очень удивлены таким решением: ведь настали нелегкие времена - стало трудно найти работу вообще. А тут она отказывалась от работы по специальности, где накопила уже немалый опыт и заработала признание коллег и руководства, и бралась за совершенно новое и незнакомое ей дело. Было чему удивляться! А когда стало известно о возможности возведения храма на ее родине, она решила трудиться с о. Николаем при Храме Рождества Христова.
13
Закончив 8 классов средней школы, Анатолий Назейкин уехал в областной центр Самару (тогда Куйбышев). Ему хотелось скорее «встать на ноги», найти свое место в жизни, зарабатывать на свою жизнь и помогать семье. Таков был неписаный закон в семье Назейкиных.
Успешно окончив железнодорожное училище ГПТУ-28, он получил диплом помощника машиниста локомотива и аттестат о среднем образовании. В 18 лет Анатолий начал свою трудовую деятельность в локомотивном депо г. Красноярска. В 1965 году он поступает на заочно-вечернее отделение Новосибирского института инженеров
железнодорожного транспорта, а затем переводится на очное отделение Омского института железнодорожного транспорта. (См. Приложение 11) В 1966 году его приняли кандидатом в члены КПСС. И все годы пребывания в рядах КПСС А. Г. Назейкин очень гордился тем, что в партию он пришел по рекомендации рабочих людей, машинистов.
11 лет своей жизни А. Назейкин прожил в общежитиях. Это, по мнению Л. Г. Нуждина то, что оставляет у человека след на всю жизнь, формирует в нем коллективизм, умаляет эгоистические наклонности, воспитывает дисциплину, прививает открытость, учит скромности, бережливости, честности. Мне же кажется, что эти черты характера сформировались, прежде всего, под влиянием его семьи, где каждый знал свои обязанности и чувствовал ответственность за всю семью.
После третьего курса его утвердили командиром студенческого отряда. Так Анатолий Назейкин впервые в своей жизни стал руководителем со всей мерой ответственности. После блестящей защиты дипломной работы его уговаривали остаться в институте, заниматься наукой, преподавательской деятельностью. Он не согласился и вернулся в Красноярский край, в свое локомотивное депо. Здесь Анатолия назначили на должность мастера по ремонту электровозов переменного тока, затем перевили на должность инженера ПТО локомотивного депо. Вскоре его избирают секретарем
14
комитета комсомола локомотивного депо, а позднее секретарем комитета ВЛКСМ Красноярского отделения железной дороги и членом бюро Октябрьского РК ВЛКСМ города.
В марте 1972 года Анатолия Назейкина переводят на работу в Красноярский горком комсомола. (См. Приложение 12) Три года Анатолий был командиром городского студенческого отряда. Тогда он был награжден медалью за освоение целинных земель. Это была первая награда в его жизни, и потому она до сих пор ему дорога.
Вскоре Анатолия направляют на должность главного инженера Красноярского прижелезнодорожного почтамта. Ему доверили самый запущенный участок, и он с честью прошел это испытание, кардинально перестроив и почтамт, и его работу. Почтамт стал одним из образцовых.
В 1972 году произошли изменения в личной жизни Анатолия Георгиевича, он женился на Никифоровой Лидии Ивановне. (См. Приложение 13) Для него лидия Ивановна была надежным другом, женой, которая всегда понимала, поддерживала, помогала ему. Между ними было что-то большее, чем любовь. Когда в 2000 году ее не стало, наступил самый тяжелый период в его жизни. И только работа помогла ему справиться с этим горем. Анатолий Георгиевич говорит: «Эту красивую, милую, умную женщину послал мне Бог, не знаю, чем зваслужил такую его милость, но он вознаградил меня. Бог у меня ее и забрал. Царствие ей небесное. Боль об ее утрате никогда не пройдет в моей душе. Но светлая память о Лидии Ивановне, моя искренняя благодарность ей за те счастливые 309 лет, которые она мне подарила, помогают мне легче пережить горе». [1, стр.133]
В 1978 году Анатолия Назейкина избирают председателем крайкома профсоюза работников связи. В октябре 1990 года на съезде профсоюза работников связи страны Анатолий Георгиевич Назейкин был избран председателем ЦК профсоюза. Из Красноярского края, ставшего для него второй родиной, пришлось уехать. Напзейкин А.Г. Занимает пост
15
председателя Общероссийского профсоюза работников связи РФ. (См. Приложение 14), члена исполкома ФНПР, члена исполкома Всемирного Международного объединения профсоюзов.
Когда на 26 марта 2000 года были назначены выборы президента РФ, к Назейкину А.Г. Обратились с просьбой активисты Общероссийской общественной организации безработных «Круг», чтобы Анатолий Георгиевич дал свое согласие на выдвижение его кандидатуры в Президенты РФ. (См. Приложение 15) В ходе предвыборной кампании были обозначены позиции организации, что вошло в программу действий В.В. Путина. Поэтому Назейкин А.Г. Снял свою кандидатуру и стал доверенным лицом
кандидата в Президенты РФ В. В. Путина, одержавшего убедительную победу. Свое отношение к этому Назейкин выразил таким образом: «Когда Владимир Владимирович победил в первом туре, я был горд, что имел к этому определенное отношение». [1, стр.205]
Велико было потрясение Анатолия Георгиевича от краха КПСС, в рядах которой он находился около 30 лет. 12 лет А. Г. Назейкин не состоял ни в одной политической партии. В сентябре 2002 года он стал членом партии «Единая Россия». Решающим фактором стало то, что «Единая Россия» объявила своим программным лозунгом поддержку политики Президента РФ В. В. Путина. Неудивительно, что Анатолий Георгиевич немало сделал, чтобы Путин В. В. был избран Президентом и на второй срок.
Анатолий Георгиевич не сторонник радикализма. Свою позицию он объяснил так: «В ядерном государстве нельзя допустить ни революции, ни гражданской войны, ни социального взрыва, способного перерасти в бунт, чем история России так богата. Надо искать и находить мирные возможности обеспечения достойной жизни каждому, кто носит гордое имя гражданина Российской Федерации, кто живет и трудится на необъятных просторах нашей России!». [1, стр.266] Для него это - путь праведный, которым он намерен следовать и в дальнейшем.
16
Сейчас Анатолий Георгиевич проживает с семьей в Москве. Человек достиг больших вершин. Но вот он пример бескорыстия и патриотизма, присущего нашему русскому человеку! Анатолий Георгиевич не забыл своей малой Родины: он поддерживает связь с администрацией г. Похвистнево (См. Приложение 16) и его жителями. Осенью 2005 года директор Похвистневского краеведческого музея Потапова Т. П. встретилась с ним в Москве. Татьяна Петровна привезла из Москвы интересные фотографии и для нашего школьного музея, за что мы ей очень благодарны. (См. Приложение 17, 18, 19) В январе 2006 года Анатолию Георгиевичу был вручен орден Святого Владимира. Так РПЦ оценила его вклад в дело церковного строительства. (См. Приложение 20)
17
3. Наверное, каждый из нас в какой-то период жизни задает себе вопрос: кто я? Зачем я пришел в этот мир? Что будет после меня? Частичный ответ на эти вопросы мы получаем на уроках в школе: мы - часть Вселенной, часть единого целого.
Я уверена, что ничего случайного нет. Любой человек пришел в этот мир с определенной задачей. Задача эта - усовершенствоваться. И сам жизненный процесс, и родившийся на свет человек должны становиться лучше.
В своей работе я рассказала о трех личностях, таких разных, которых объединило одно общее дело - созидание. Они начали с созидания своей души. И одухотворенные их души пришли к тому, что настало время собирать камни и слагать из них православные, некогда поруганные храмы. Можно сказать, что они вместе или в отдельности выполнили какую-то часть задачи, определенной им. Для моей Родины, для моих односельчан это, несомненно, оставит свой след. Им будут благодарны наши дети и дети наших детей, потому что они внесли свой вклад в большое и нужное сейчас дело. Моя же скромная лепта заключается в том, чтобы назвать их достойные имена, рассказать об этих людях и их делах другим, и этим самым, может быть, убедить кого-то в том, что начинать возрождение своей Родины нужно с духовного возрождения своей собственной души.
В процессе работы я не пожалела о том, что выбрала эту тему. Я встретилась с людьми глубоко верующими, которые видят свой путь служения людям в том, чтобы «зажечь» их верой. При посещении храма я увидела, что число прихожан увеличивается и, что особенно радует - среди них есть и молодые люди, и учащиеся школы, в том числе мои одноклассники. Это вселяет веру в то, что Россия возродится, возродится с верой, верой в высшем понимании этого слова. Чем раньше мы придем в храм Божий, тем раньше наступит наше духовное возрождение.
18
Мне бы хотелось, чтобы моя работа стала частью будущей истории нашего поселения и оставила добрый след в памяти земляков.
19
Источники
1. Лев Нуждин. Анатолий Назейкин - поиск пути праведного. - М: Олимпия Пресс, 2003., стр. 133, 205, 266.
2. И. Т. Фролов. Перспективы человека. Изд. 2-е, перераб. и доп. -М.: Политиздат, 1983.
3. Т. П. Потапова. Храм села Старое Ибряйкино. - Газета «Новозаветный ковчег», № 26, 2004, стр. 12.
4. «Ладомир»: Книга для чтения по православной культуре. / Авторы-.сост. А. Е. Шишкин и Н. П. Шишкина. - Самара: ООО «ИЦ «Книга», 2003, стр. 148, 366.
5. Интервью с Кашаевой Ольгой Алексеевной.
6. Интервью с Петровым Николаем Александровичем.
7. Материалы в помощь участнику конкурса «Человек в истории. Россия - XX век». Сост. И. Л. Щербакова. Авторы: В. Ф. Козлов, Я.
8. Леонтьев, И. Л. Щербакова. - Москва: «Мемориал», 2005. 8. Евгений Троицкий. Национальное задание России.
9. Газета «Русский Дом», №9, 2005.
Что такое музыка?
Шум и человек
Огонь фламенко
Снежная зима. Рисуем акварелью и гуашью
Швейня