Исследовательская работа ученицы посвящена истории старинной деревни, расположенной далеко на крайнем севере. Проведено глубокое гуманитарное исследование истории святой реликвии. В ходе исследования использованы методы анкетирование, опрос жителей, работа с архивными документами. На основании собранных сведений авторы работы рисуют историю деревни и её жителей. В работе представлены приложения.
Вложение | Размер |
---|---|
issledovatelskaya_rabota_po_kraevedeniyu.doc | 667 КБ |
Региональный этап межрегиональной олимпиады по краеведению и родным языкам
в номинации «КРАЕВЕДЕНИЕ»
Исследовательская работа
на тему
«Заветы старины глубокой. История святой реликвии.»
Выполнила:
Михеева Наталия Петровна, ученица 9 класса
Муниципального бюджетного
образовательного учреждения
Заполярного района
« Средняя общеобразовательная школа с. Ома»
Руководитель:
Болтовская
Людмила Владимировна,
учитель физики, директор
МБОУ «СОШ с. Ома»
г. Салехард
2012
1 | Введение…………………………………………….. | 2 |
2. | Обетная икона Святого Николая Чудотворца. История реликвии………………………………….. | 3 |
3. | Обряд «Ношение иконы Святого Николая Чудотворца вокруг носа»………………………….. | 4 |
5. | Заключение………………………………………….. | 6 |
6. | Литература…………………………………………… | 7 |
7. | Приложения………………………………………….. | 8 |
Введение.
На дворе - XXI техногенный, стремительный век. Но есть на земле такие уголки, где история расставила свои вехи, чтобы в гонке за мегабайтами информации и новыми технологиями мы хоть иногда затормаживали свой бег, могли передохнуть, набраться силы и духовной крепости, оставленной нам нашими предками, чтобы мы не утратили свой самобытный дух, стержень, который определяет принадлежность человека к своему роду, культуре, стране.
Наша родная деревня Вижас , одна из старых деревень русского севера. В ней скрыты тайны и загадки прошлого, легенды и поверья, передаваемые из поколения в поколение.
Двигаясь по центральной улице деревни, любой путник отметит одну из её достопримечательностей – восьмиконечный староверческий крест, воздвигнутый возле старого, полуразрушенного дома. Такие памятники всегда вызывают особый интерес, так как за этим символом обязательно скрыта какая-то история. Это и есть те вехи истории, которые возвращают нас к памяти предков. Нам, коренным жителям Вижаса, известно, что крест знаменует особое место, место хранения реликвии.
В своей работе мы хотим рассказать о реликвии, памятнике материальной и духовной культуры, являющейся оберегом всей деревни. Такой истинной реликвией, является обетная Икона Святого Николая Чудотворца. Эта икона почитается многими поколениями жителей нашей деревни .
Нынешние жители деревни хорошо знают, что это не простая икона, но совсем не знают, как возродить к жизни, хранить и чтить сей памятник. Поэтому темой нашего исследования мы выбрали историю Иконы Святого Николая Чудотворца, реликвии и оберега д. Вижас.
По поручению жителей деревни мы должны:
Собрать сведения о древней реликвии, установить, как и когда Икона появилась в деревне, описать обычаи и обряды, проводимые с иконой.
Поставленная цель определила ряд задач, для решения которых мы отправились в экспедицию в деревню Вижас, где провели опрос среди жителей, собрали информацию о тех, кто уже давно не живёт в Вижасе, но неравнодушен к судьбе и истории деревни, созваниваемся и переписываемся с ними.
Наша поездка дала нам массу интересной информации. Изучив полученную информацию, мы выдвинули свои гипотезы об истории реликвии и происхождении обрядов и постарались их обосновать в своей работе.
1. Обетная икона Святого Николая Чудотворца.
Побывав в деревне Вижас, мы выяснили, что сегодня Обетная икона Святого Николая Чудотворца, хранится в семье Михеевой Тамары Елиферовны.
Узнали, что Икона эта имеет древнюю историю, насчитывающую, наверное, не одну сотню лет.
Прослеживая «жизнь» иконы с сегодняшнего дня назад, в прошлое, нам удалось установить, что самой древней хранительницей иконы в памяти сегодняшних жителей деревни была Манефа Екимовна, бабушка Тамары Елиферовны. Икона хранилась в доме Манефы Екимовны до тех пор, пока партийные работники не стали делать замечания её сыну-коммунисту Владимиру. Тогда Манефа Екимовна отдала икону Елиферу, старшему сыну, жившему в другом, отдельном доме. Просила потом передать крестнику Аркадию. Но после смерти Елифера Степановича икона так и осталась в его опустевшем, ветхом доме. Совсем недавно, в 2009 г, Тамара Елиферовна прибрала её и унесла к себе домой – это достоверно известные факты.
Вот другая версия истории. Её, как официальную, рассказал нам племянник Елифера Степановича, Михеев Леонид Владимирович: Тамара Елиферовна получила эту икону от своего отца Елифера Степановича Михеева (1900-1960). Он же получил её от своего отца Степана Дмитриевича Михеева. В семье Степана Дмитриевича было три сына : Николай, Владимир, старший - Елифер. Отец Елифера в свою очередь получил икону от своего отца – Дмитрия Кузьмича Михеева. В семье икона передавалась старшему сыну. Так как у Елифера Степановича сыновей не было, икона перешла к его дочери - Тамаре Елиферовне.
Учитывая, что традиции в старину соблюдались строго, мы можем предположить путь наследования иконы по генеалогическому древу, составленному по мужской линии до 1722 г. В известных нам источниках – это самая ранняя дата, связанная с историей д. Вижас.
Из книг Н.А.Окладникова мы узнали, что первопоселенцами по реке Вижас были мезенские старообрядцы. В первой половине 18в. здесь находился старообрядческий скит, который в январе 1744года был разгромлен правительственной карательной экспедицией, специально направленной сюда из Архангельска».[1] После разгромления старообрядческого скита иконы были собраны по часовням, разбросанным по всему побережью Белого и Баренцева морей.
Жители деревни в своих домах и по сей день хранят старые семейные иконы, доставшиеся им от родителей. Многие из них были привезены, по рассказам старожилов, из разрушенных часовен, расположенных по побережью Чешской Губы. Возможно и большая обетная Икона Святого Николая Чудотворца так же привезена из старой часовни, куда она попала из разрушенного старообрядческого скита.
Возможны и другие версии её происхождения. Вот ещё одна из них.
Возвращаясь к первой истории, можно предположить, что это икона, которой благословляли молодых на свадьбе и давали икону новой семье. Иконы для этих случаев привозили, покупая их в г.Мезени, но учитывая статус описываемой Иконы, мы склоняемся ко второй версии.
Таким образом, установить возраст иконы и её происхождение достоверно нам не удалось. По приблизительным оценкам, обоснованным в этой части работы, можно сказать - это древняя Икона, пришедшая к нам из старообрядческого скита. Возраст Иконы составляет примерно 300 лет.
2. Обряд «Ношение иконы Святого Николая Чудотворца вокруг носа».
Сегодня Тамара Елиферовна хранит Икону в своём доме, скрытую от людей. Её муж, Гурьян Григорьевич, не поощряет и не одобряет открытое её почитание и только в большие праздники или по просьбе жителей Икону достают и ставят в красный угол.
Икона имеет внушительный размер. Она так и называется Большая Икона Святого Николая Чудотворца, и, по версии Тамары Елиферовны, потому и почитается больше других.
Самым большим праздником, когда особо почитается Икона, является 9 августа - день, считающийся обетным, праздничным в д. Вижас, день почитания Иконы и праздник деревни, называемый Николаев День. В этот день Тамара Елиферовна зажигает перед Иконой свечи.
С иконой Святого Николая Чудотворца связана старинная традиция деревни Вижас. Все старожилы описывают обычай, существовавший в деревне до 50-ых годов XX века - «Ношение иконы Святого Николая Чудотворца вокруг носа».
В доме Манефы Екимовны и её мужа Степана Дмитриевича Михеевых икона хранилась до 1955 г. Все жители деревни в трудные минуты жизни, в болезнях обращались к иконе и давали обет – «ходили овещаться». Просили у иконы защиты и покровительства.
Согласно обычаям, наиболее почитаемые места отмечались у староверов деревянными крестами. Потому возле дома, где хранилась святыня, стоял большой лиственничный крест. Дом располагался на угоре, на возвышенном берегу реки. Крест стоял перед домом. На фотографии деревни 1930-ых годов его можно увидеть.
9 августа, в Николаев День, Икону выносили из дома. Возле креста устанавливали стол покрытый «пеленами». Все жители деревни празднично одетые, собирались возле креста.
Икону «несли вокруг носа». Нос образован изгибом реки Вижас, вдоль носа и расположена деревня. Маршрут шествия пролегал через болотистую, клочковатую местность – калтус, выходил к реке далеко за деревней, а затем шёл вдоль берега реки, вокруг носа, по лугу, служившему пастбищем. Протяжённость маршрута составляла примерно 5 км.
Мужчины несли Икону через калтус. На пастбище Икону встречали все жители деревни, и на этом участке несли женщины и девушки. Навстречу процессии бежали дети и обязательно пробегали под иконой. Чтоб было здоровье, удача, чтоб Никола оберегал.
Совершив обход, икону приносили к кресту, где снова устанавливали на столе, обряженную в пелена. Старые люди молились, «овещались Николе».
Каково назначение обряда «ношение Иконы вокруг носа»? Откуда пошла такая традиция? Однозначно никто не даёт ответа, но все сходятся во мнении - это обряд оберега деревни. Так просили покровительства у Святого Николая Чудотворца.
По воспоминаниям жителей последний раз носили икону в 1951 или 1954 году. Во время войны жизнь была очень тяжёлая. Все мужчины ушли на фронт, работы было очень много, поэтому Икону в праздник не всегда носили, некому было, но постоянно обращались о заступничестве и обереге.
В конце 40-ых, начале 50-ых годов в деревне случился сильный падёж скота. После войны, из-за недостатка рабочей силы, не урожайности года, не было заготовлено достаточно корма для животных. Животные погибали от голода и болезней. Вот тогда снова понесли Икону вокруг носа, просили уберечь, защитить, спасти скот. Падёж прекратился. После этого таких сложных годов, не было.
Итак, оветная икона Святого Николая Чудотворца - большая святыня, защитница деревни и её жителей. К иконе и в последующие годы обращались жители со своими бедами и радостями « овещались иконе»– обещали вознаграждение за помощь.
Обеты, даваемые иконе – тайна тех, кто к ней обращался. Хранители Иконы не называют людей и события, связанные с личной жизнью жителей, а вот о том, что икона оберегала деревню, знают многие.
Заключение.
Наша работа по сбору сведений нашла живой отклик у жителей деревни Вижас.
В ходе исследования общими усилиями: жителей деревни, учёных-краеведов нам удалось решить поставленные задачи, собрать информацию о событиях, факты из жизни, узнать историю, выдвинуть и обосновать версию о происхождении иконы.
Мы убеждены, что наша работа – это не только способ сохранить историю материального объекта, это сохранение духовного наследия, укрепление нити, связующей прошлое, настоящее, будущее, потому что без знаний своей истории нет будущего. В заветах старины глубокой скрыты важные знания, мудрость предков, духовная сила нынешних и будущих поколений.
Литература и использованные источники.
Приложения.
Приложение №1. Икона «Святитель Николай Чудотворец» .
В центре иконы изображена поясная фигура святителя Николая с крестчатым омофором на плечах; в левой руке он держит закрытое Евангелие, подложенное краем омофора, а правой — благословляет двумя перстами, направленными почти горизонтально (старое перстосложение).
Вокруг головы Николы изображается круглый нимб, символ святости Поле нимба гладкое, плавно углублено к контуру головы, слева и справа от святителя расположена надпись: СТЫИ НИ… ЧУ… .
По обе стороны от Николы — небольшие полуфигуры Христа и Богородицы, протягивающие ему Евангелие и омофор;
Никола изображён с головным убором —епископской митрой. В народе такое изображение называют «Никола-зимний».
Поле иконы заполнено растительным орнаментом.Оклад иконы медный
Киотная, размер иконы с окладом и рамой 53x49 см, начало ХVIII в. Д. Вижас, НАО, Архангельской области.
Приложение №2. Ветвь генеалогического древа жителей д. Вижас по мужской линии. Род Михеева Степана Дмитриевича.[2]
Приложение №3 . Дом Елифера и Николая Степановичей. Старинный «оветный» крест.
[1] Окладников, Н.А., Канинская и Тиманская тундры XVII начала XXвв.- Архангельск:ОАО «ИПП «Правда Севера», 2006. С.57.
Выписки из фондов ГААО:
ГЛАВА ТРЕТЬЯ, в которой Пух и Пятачок отправились на охоту и чуть-чуть не поймали Буку
Астрономический календарь. Октябрь, 2018
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Гном Гномыч и Изюмка. Агнеш Балинт
Аэродинамика и воздушный шарик