Работа представлена на конкурс "Открытых уроков "Мир без нацизма", организованных Российским отделением Международного правозащитного движения "Мир без нацизма" совместно с Фондом поддержки общественных инициатив " Нет нацизму", Русской школьной библиотечной ассоциацией и НП "Мультимедиа".
Вложение | Размер |
---|---|
Эссе | 32 КБ |
« Что для меня агрессия, ненависть и вражда в современном обществе?»
Человечество на протяжении всей истории стремилось понять смысл своего существования на Земле, свое предназначение и высокую цель. Эти духовные поиски были неразрывно связаны с нравственными понятиями и принципами, на которые ориентировалось общественное мнение. Однако при смене исторических эпох понятия о добре и зле, чести и бесчестии, справедливости и несправедливости изменялись, наполняясь новым содержанием. Между тем в современном мире проблема насилия является ключевой, волнующей человеческое общество. Страшный опыт самых разнообразных форм насилия накопило человечество в ХХ веке. Проявлений насилия в мире очень много. В узком смысле насилие воспринимается в сознании человека как насилие физическое – убийство, пытка, ограбление... В широком смысле насилие охватывает любые проявления ущемления физических и моральных возможностей человека. Некоторые ученые относят к насилию и страх, порожденный военным противостоянием и возможностью военного столкновения, и стремление тоталитарной власти к формированию людей-автоматов, попрание свобод, жестокость к детям в семье…
В ХХ веке заявил о себе в полную силу терроризм, ставший, по сути, международным явлением. В целях устрашения населения, нарушения стабильности и порядка, подрыва позиций правительства террористы обращают свои действия против ни в чем не повинных граждан: взрывают жилые дома, вокзалы, торговые комплексы, поезда, организуют захват заложников. Но у терроризма есть еще и «мина длительного замедленного действия»- это разжигание межнациональной розни, расизма, национализма. Я так считаю, потому что терроризм порождает страх. Страх вызывает у людей желание объединиться. Возникает вопрос - против кого? Против угрозы терроризма? Правильно, но слишком туманно и неконкретно. Какое лицо у терроризма - определить сложно. Зато просто и легко определить его по национальному признаку. Правда? Но так ли это?
Я считаю, национализм одним из ярчайших проявлений насилия, угрожающего человечеству. От вспышек национализма не может защитить ни одна из религий или идеологий. Эти вспышки возникают повсеместно – и в промышленно развитых капиталистических странах, и в странах социализма, и в развивающихся странах. Что же такое национализм? Национализм представляет собой искаженное общественное сознание, искаженное мировоззрение. При этом он противоположен национальному самосознанию. Он враждебен культуре и культурному достоянию других народов. Этому сознанию присуще крайне упрощенное, черно-белое видение мира как арены борьбы добра и зла. Правильным считается то, что отвечает интересам данной группы, а человек, отличающийся по своим взглядам, обычаям, образу жизни, заранее рассматривается как потенциальный враг. Максим Горький писал: «Человек – это звучит гордо!» О любом ли человеке можно так сказать? Можно ли гордиться трусом, который в спину бросил снежок и убежал. Бросил что-то в прохожего и скрылся? Это хулиганство. Мелкое. А что отличает терроризм от мелкого хулиганства? То, что это посягательство на сотни и тысячи людей. Это тяжелое бесчеловечное преступление. А в основе его - та же трусость, те же методы – «тайком». Можно ли с гордостью говорить о группе молодчиков, нападающих на одного студента – чужестранца? А ведь все это делают люди. Да нет, не люди – «человекообразные». Человек – это звучит гордо тогда, когда это личность, сильная личность. Но это не физическая сила, а иная. Проявление агрессии, посягательство на чужую жизнь, свободу, ущемление прав других людей – это проявление слабости. Д. С.Лихачев писал: «Национализм – это проявление слабости нации, а не ее силы. Заражаются национализмом по большей части слабые народы, пытающиеся сохранить себя с помощью националистических чувств и идеологии. Но великий народ, народ со своей большой культурой, со своими национальными традициями обязан быть добрым. Не обязательно сильный народ многочисленен, а слабый малочисленен. Дело не в числе людей, принадлежащих данному народу, а в уверенности и стойкости его национальных традиций.» Человек, которому чужды агрессивность и социальная зависть, не испытывающий ненависти и страха, с высокой нравственностью и культурой, не восприимчив к призывам избивать, громить, разрушать. Особенностью современного мира является его целостность. Границы мира стали более свободными. Отношения - более взаимосвязанными. Человечество обязано научиться жить в интернационализирующемся, взаимопроникающем мире, доминантой которого являются общечеловеческие интересы. Именно тогда у мира есть реальный шанс стать ненасильственным. В истории человечества немного книг, которым были бы свойственны вневременность и глобальность. Такой книгой стала Библия. Она написана более чем 2 тысячи лет назад, но ее содержание близко и понятно нам, людям конца ХХ века. Любовь долготерпит, милосердствует, любовь не завидует, любовь не превозносится, не гордится. Не бесчинствует, не ищет своего не раздражается, не мыслит зла; Не радуется неправде, а сорадуется истине; Все покрывает, всему верит, всего надеется, все переносит. Любовь никогда не перестает, хотя и пророчества прекратятся, и языки умолкнут, и знание упразднится. Мне очень хочется верить, что такое светлое, доброе, всеобъемлющее и всемогущее чувство, как любовь, поможет миру воплотить мечту о ненасильственном мире в реальность.
Лесная сказка о том, как согреться холодной осенью
Гораздо больше риска в приобретении знаний, чем в покупке съестного
Заколдованная буква
Волшебная фортепианная музыка
Астрономический календарь. Январь, 2019 год