Данный очерк посвящён выдающемуся нижегородскому архитектору Александру Евгеньевичу Харитонову, создавшему нижегородскую архитектурную школу. Ученицы, писавшие очерк, провели большую поисковую работу, встречались и беседовали с людьми, знавшими архитектора и даже ездили в город Дзержинск, на родину архитектора. Данный очерк занял 1 место в городском конкурсе "Выдающиеся нижегородцы - история их открытий, изобретений и инноваций".
Вложение | Размер |
---|---|
8_klass_-_mousosh_no_24_-2_variant_-_ocherk_o_kharitonove.doc | 79.5 КБ |
Городской конкурс
«Выдающиеся нижегородцы – истории их открытий, изобретений, инноваций»
Очерк
«АХ! Александр Харитонов»
(выдающийся нижегородский архитектор)
Выполнили:
Рыжкова Евгения
Мочалова Оксана
Соколова Даша
поисковая группа
8 класса
МОУ СОШ № 24
Советского района
Руководитель:
Янкавцева
Юлия Александровна
учитель истории
высшей категории
МОУ СОШ № 24
Серова Ольга Юрьевна
Заведующая библиотечным
Центром «Слово»
Нижний Новгород
2009
«Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра»
Эти слова английского писателя и теоретика искусства Джона Рескина очень точно характеризуют жизнь и творчество выдающегося нижегородского архитектора Александра Евгеньевича Харитонова.
Время, когда Харитонов был не только творческим лидером нижегородских архитекторов, но и занимал пост главного архитектора Нижнего Новгорода, называют «блестящим». За это время наш город превратился в архитектурную столицу России. Нижний Новгород перестают называть «серым», «безликим», «унылым» городом. А его архитектуру – «однообразной» и «застарелой». Александр Харитонов имел замечательные профессиональные способности, которые умел сочетать с напряженной работой руководителя мастерской, проектного института, целого города. Он был требователен сначала к себе, а потом и к другим.
Родился Александр Евгеньевич 18 февраля 1951 года в городе Дзержинске Горьковской области, в семье служащих. С детства с любовью занимался рисованием, окончил с отличием художественную школу. Тяга к искусству привела его на архитектурный факультет ГИСИ. Здесь он познакомился со своим сокурсником Евгением Пестовым, и со студенческой скамьи началась их дружба, которая переросла в последующие годы в творческое содружество. Александр Харитонов через всю свою жизнь пронёс любовь к искусству и живописи. Он всегда с увлечением писал этюды. Отличное владение акварелью и гуашью позволяло ему во время отдыха и путешествий рисовать пейзажи, делать зарисовки и привозить серии живописных работ. Живописное дарование, несомненно, помогало ему и при работе над архитектурными проектами.
Ветеран ГИСИ (ныне ННГАСУ) доктор философских наук, один из видных специалистов по эстетике в России профессор Лев Зеленов вспоминал: «Сашу Харитонова я знал с сентября 1969 года, когда он, как студент архитектурного факультета, на моих лекциях и семинарах по эстетике заявил себя как лидер. Поражали в нём творческое, нестандартное мышление, способность по-новому, оригинально посмотреть на любую проблему, гражданская смелость в отстаивании своих позиций. Ребята в группе любили его не только за высокую профессиональную культуру в области рисунка, живописи, архитектуры, но и за бескорыстную готовность помочь каждому. Он знал цену себе, но вел себя скромно. Все это делало его лидером и душой любой компании. Я уже на втором курсе при всех сказал ему, что именно он по праву будет главным архитектором города. И Харитонов стал им. Да, еще каким главным архитектором! Он внедрил важный принцип - бережно относиться к застройке старой части Нижнего Новгорода».
Работая в проектном институте “Горьковгражданпроект”, Харитонов и Пестов первыми, вслед за своими учителями С. Тимофеевым и Б. Нелюбиным, выступили против упрощенчества архитектуры. Начиная с середины 80-х годов, на ежегодных смотрах-конкурсах творчества молодых архитекторов России, а затем и всесоюзных конкурсах появлялись проекты Александра Харитонова, высокий уровень которых сразу привлекал к ним внимание. Именно многочисленные конкурсы 80-90-х и вывели Харитонова в лидеры нижегородской архитектуры. «Коробки строить мы больше не будем». «Строительство типовых зданий противоестественно. Если говорить о центре города, то здесь будут реализовываться только индивидуальные проекты – красивые, отвечающие значению центра». «Мы стараемся смотреть на город синтетическим взглядом и учитывать все элементы прошлого и настоящего. Необходимо сохранить исторический образ и структуру города и преобразовать его в современный город», - говорил Александр Евгеньевич. Среди построек этого периода, учитывающих историческую среду старого города, - гостиница Октябрьская на Верхне - Волжской набережной, которая стала первым современным зданием в почти завершённом ансамбле знаменитой набережной и была удостоена Серебряной медали Академии художеств СССР; реконструкция фасада Дома Актёра на улице Пискунова; реконструкция старого ТЮЗА под Театр Комедии на улице Грузинской.
В 1990-е годы XX века архитекторы Нижнего Новгорода сумели покончить с унылым однообразием архитектуры. Они избрали свой путь – путь возрождения образной, выразительной архитектуры, разнообразной, разноликой и интересной. Нижегородские архитекторы словно прислушались к мудрым словам Н. Гоголя, писавшего в 1830-х годах: «Город должен состоять из разнообразных масс, если хотим, чтобы он доставлял удовольствие взорам. Пусть как можно реже дома сливаются в одну ровную однообразную стену. Пусть разных родов башни как можно чаще разнообразят улицы…»
В 1990-е годы в Нижнем Новгороде сложилась своеобразная архитектурная школа, в основном из талантливых выпускников архитектурного факультета ННГАСУ. Большая заслуга Александра Харитонова в том, что он объединил архитекторов в единое творческое содружество. Он смог превратить Нижний в первую и единственную зону свободного архитектурного творчества. Идеи преобразования города, возвращения в него «Архитектуры» с большой буквы стали главными в то время.
В 1992 году Александр Евгеньевич создал и возглавил творческую мастерскую, которая с сентября 1993 года стала называться «Харитонов & Пестов». Евгению Пестову Александр Евгеньевич очень доверял. Пестов был генератором всех творческих идей, а Александр Харитонов отличным организатором. Одновременно с созданием творческой мастерской Александр Харитонов стал главным архитектором Нижнего Новгорода. Свобода творчества этих лет привела к взлету архитектурной фантазии. Харитонов и Пестов тонко чувствовали связи истории и современности. Их произведения - результат их поисков архитектуры созвучной и времени и месту.
Среди шедевров Харитонова – банк «Гарантия», жилой дом «Пила» на улице Славянской, здание фирмы «Линдек», жилой дом на улице Студёной и Новой, жилой дом на Большой Покровской – дом «Куча», административное здание отделения Пенсионного фонда Российской Федерации по Нижегородской области (фактически вторая очередь банка «Гарантия») и многие другие здания. Первое здание, ставшее более чем нижегородским событием и заработавшее первую архитектурную Госпремию, - банк "Гарантия". Оно было построено в 1995 году по проекту Харитонова (в соавторстве с Евгением Пестовым). В то время банки и прокуратуры строились примерно в едином ключе - подавлять и даже устрашать. На этом фоне "Гарантия" выглядит сказочным домиком-сундучком. Льющиеся изгибы стиля модерн, изразцы, узорчатая арка над главным входом, жар-птицы, круглые окошки, словно девичьи зеркальца. И тут же - "минаретная" башня, да еще увенчанная чем-то вроде "летающей тарелки". Слишком эмоционально открытое здание. Харитонов, как вспоминают его друзья, любил обозначать эстетическую законченность словом "вкусно". "Гарантия" так и просилась в торт.
В конце 1990-х годов в нижегородской архитектуре наметился новый поворот, связанный с отказом от историзма в его внешних проявлениях в сторону авангарда и новейшего модернизма. Если первая очередь банка была адаптирована к историческому окружению, то вторая очередь банка «Гарантия», получившая вторую архитектурную Госпремию, обладает совершенно новым обликом, лишённым исторических ассоциаций. Здание выходит на бровку Почаинского оврага, бывшего русла речки Почайны и, подобно огромному кораблю, устремляется в долгое плавание – XXI век.
Но жизнь Александра Харитонова трагически оборвалась 26 июня 1999 года, в автомобильной катастрофе. Ему было только 48 лет!
Прощание с Александром Евгеньевичем состоялось в Доме архитектора. На площади Минина прошёл траурный митинг. Сотни горожан пришли проститься с ним, оплакивая и сожалея о самом выдающемся нижегородце конца ХХ века. Александр Харитонов был похоронен на старом Красном городском кладбище.
Спустя пять лет после гибели Александра Евгеньевича в городе Дзержинске состоялось открытие мемориальной доски, посвящённой архитектору А. Е. Харитонову. Доска установлена на дом №19 по улице Грибоедова, где прошло его детство. Инициаторами этого выступили бывшие одноклассники и друзья архитектора, их поддержала городская Дума Дзержинска.
В 2003 году родилась идея присуждения архитектурной награды «Кентавр» лучшим главным архитекторам России. Положение о награде "Кентавр" было разработано в 2005 году. Первое вручение состоялось в Нижнем Новгороде. В числе награждённых – Александр Харитонов – посмертно.
Существует стипендия имени архитектора А. Е. Харитонова на факультете архитектуры и градостроительства. Студенты 4, 5 и 6 курсов являются лауреатами этой стипендии. Кроме того, обсуждается проект о том, чтобы назвать улицу или бульвар именем архитектора.
Александр Харитонов был самым выдающимся нижегородским архитектором конца XX века. Став лидером и стратегом, он по-новому организовал всю архитектурную деятельность. Его признавали единственным российским архитектором, приблизившимся к статусу звезды в западном смысле слова, а в посмертной статье газеты "Коммерсант" его назвали "лучшим архитектором России".
«Когда соединились любовь и мастерство, можно ожидать шедевра» - такими шедеврами Александра Харитонова украшены улицы нашего города. И нижегородцы, проходя мимо великолепных зданий великолепного архитектора, восторженно произносят: «АХ! Александр Харитонов!»
Большие слова благодарности хочется выразить друзьям и знакомым, лично знавшим Александра Евгеньевича, за предоставленные материалы и фотографии из своих семейных архивов: М. М. Мальеву, Т. Ф. Пустовую.
Список литературы:
Этапы работы поисковой группы 8 «Б» класса МОУСОШ № 24:
Приложение:
Главный архитектор проектного института, создатель творческой архитектурной мастерской, главный архитектор Нижнего Новгорода, дважды лауреат Государственной премии РФ, многократный дипломант профессиональных конкурсов, член-корреспондент, а с 1998 действительный член Российской академии архитектуры и строительных наук, профессор кафедры архитектурного проектирования Нижегородской Государственной архитектурно - строительной Академии…
Харитонова нередко обвиняли в том, что он упускал из виду градостроительную стратегию. Строил дома, а не ансамбли. Но, как главный архитектор города, он не допускал строительства "времянок" - ни в центре, ни на окраине, - и не поддавался искушению скороспелых социальных программ. Его здания построены действительно на века - нечего переделывать.
18.05.2005г.
Трое архитекторов Нижегородской области получили награду "Кентавр"
Вручение архитектурной награды профессиональных архитекторов "Кентавр" состоялось в ресторане отеля "Центральный" Нижнего Новгорода в понедельник, 16 мая. Об этом сообщила журналистам член Экспертного совета по строительству, архитектуре и стройиндустрии Комитета Государственной Думы по промышленности, строительству и наукоемким технологиям Елена Косоренкова на пресс-конференции, посвященной итогам заседания Совета главных архитекторов РФ.
Этой наградой профессиональных архитекторов может быть удостоены главные архитекторы за высокие достижения в области архитектуры и градостроения, проработавшие на этой должности более 20 лет, а также выдающиеся российские и иностранные деятели за вклад в архитектуру и градостроительство, и "вообще те, кто развивает архитектуру".
В Нижнем Новгороде состоялось первое вручение "Кентавра". Награду получили пять человек. В числе награжденных были и представители Нижегородской области. Это бывший главный архитектор Нижнего Новгорода Александр Харитонов (посмертно), главный архитектор г. Саров Станислав Пилипенко, главный архитектор г. Богородска Валентина Кабатова. "Кентавр" так же получили главный архитектор г. Омск Альберт Каримов и главный архитектор г. Железноводск Леонид Осипов.
Как сообщалось ранее, идея о создании архитектурной награды "Кентавр" возникла два года назад, во время заседания Совета в Ростове-на-Дону. Положение о награде "Кентавр" было разработано в 2005 году. Награда представляет собой бронзовую статуэтку Кентавра высотой 33 см, размещенную на мраморной коринфской колонне зеленого цвета. Образ Кентавра выбран не случайно и оправданно, поскольку главный архитектор – это с одной стороны творческий человек, а с другой – чиновник.
Кроме награды "Кентавр" деятелям российского градостроения были вручены почетные знаки "Кентавр", которые вручаются главным архитекторам российских городов, находящимся на этой "расстрельной" должности от пяти и более лет.
Муравьиная кухня
Снегири и коты
Проказы старухи-зимы
Как нарисовать лимон акварелью
Ах эта снежная зима