Фото1 |
Задайте себе вопрос: умеете ли вы вести себя с людьми, быть приятными в общении? Соблюдаете ли правила поведения дома, в гостях, на улице, в театре, на вечеринке? Ведь каждый круг общения требует соблюдения своих правил. Воспитанному человеку легче добиться успеха, сделать карьеру, потому что он прекрасно впишется в любое общество. Поэтому постарайтесь не пренебрегать уроками хорошего тона, которые позволят вам чувствовать себя свободно в любой ситуации.Человек живет в обществе, поэтому он должен уметь общаться с другими людьми, а общение подразумевает умение вести беседу. Этому искусству как правильно вести беседу можно и нужно учиться.
Вложение | Размер |
---|---|
Риторика | 451.04 КБ |
Побеседуем о беседе
(исследовательская работа)
Выполнила: Кирилина Екатерина,
ученица7 А класса
МБОУ «СОШ № 59»
Руководитель: Кирилина Н. И.,
учитель русского
языка
Барнаул
2014
Содержание
Введение
Слово держать - не по ветерью бежать
Русская пословица
Задайте себе вопрос: умеете ли вы вести себя с людьми, быть приятными в общении? Соблюдаете ли правила поведения дома, в гостях, на улице, в театре, на вечеринке? Ведь каждый круг общения требует соблюдения своих правил. Воспитанному человеку легче добиться успеха, сделать карьеру, потому что он прекрасно впишется в любое общество. Поэтому постарайтесь не пренебрегать уроками хорошего тона, которые позволят вам чувствовать себя свободно в любой ситуации.Человек живет в обществе, поэтому он должен уметь общаться с другими людьми, а общение подразумевает умение вести беседу. Этому искусству как правильно вести беседу можно и нужно учиться.
Умение вести беседу включает в себя и тон разговора, и его содержание, и манеру говорить, такт и умение спорить, а также – молчать… Но обо всём по порядку.
Всегда ли мы умеем правильно разговаривать? Не ощущаем ли мы порой, что очень устали от общения с конкретным человеком и, более того, испытываем неудовлетворение от состоявшегося разговора. Зачастую это происходит потому, что мы недостаточно уважаем своего собеседника. Все люди разные, и наша ошибка заключается в том, что мы часто забываем об этом и практически со всеми беседуем одинаково.
Четко определить содержание беседы, придерживаться соответствующей формы — одно из проявлений вежливости общения, а также важное условие того, чтобы беседа имела успех.
Любая беседа начинается со встречи, поэтому, естественно, первые слова — это слова приветствия (об этом мы рассказывали в предыдущей исследовательской работе). Самый распространенный вопрос, который следует далее, — это: “Как поживаете” или “Как дела?”. Затем обычно идут более конкретные вопросы. Хотя в последнее время существует мнение, что такие вопросы бестактны, так как объективно ответить на них объективно не представляется возможным.
Вежливые люди во время беседы не говорят вещах, которые могут неприятно задеть собеседника. Не спрашивают о том, о чем он не хочет говорить. Не расхваливают себя и не осуждают других, не обсуждают чужие проблемы, если только не намереваются их решить. Беседа бывает плодотворна, когда собеседники умеют слушать друг друга. Научиться правильно слушать намного труднее, чем научиться правильно говорить. Мудрый человек умеет быть красноречивым и в молчании. Как правило, такой человек имеет богатое воображение. С этим человеком всем хочется общаться, так как люди склонны больше говорить, чем слушать. Терпеливые слушатели встречаются гораздо реже, чем красноречивые говоруны.
Почему мне стала интересна эта тема? Во-первых, общение – это неотъемлемая часть нашей жизни, а во-вторых, в школьной жизни бесконфликтное общение, умение вести беседу – это проблема…
Возникает проблема: умеем ли мы вести беседу по всем правилам
Объект исследования: беседа
Предмет исследования: основные правила беседы
Цель работы: исследовать основные законы и правила ведения беседы и выяснить, знают ли современные школьники правила беседы
Задачи: - изучить литературу по теме
- исследовать конфликтные ситуации в классе
- провести опрос учащихся нашей школы
- по результатам опроса оформить выводы исследования;
Гипотеза: я предполагаю, что хорошее знание правил беседы поможет избежать конфликтных ситуаций во время общения между одноклассниками (и в любых жизненных ситуациях)
Методы: м. анализа документов
м. наблюдения
м. анкетирования
Практическая значимость работы:
- формирование интереса школьников к культуре ведения беседы;
- возможность использования материала для проведения тематических
классных часов
- информационный, просветительский материал, а также дополнительный
материал для внеклассной работы и на занятиях по риторике
Глава I
Как правильно построить беседу
Беседу следует вести так,
чтобы собеседников из врагов
делать друзьями, а не друзей - врагами.
В повседневной жизни мы постоянно с кем-то беседуем: с друзьями, близкими, коллегами или клиентами. Но успешно построить диалог невозможно, не принимая во внимание эффективные способы ведения беседы.
- Извиняюсь!
К сожалению, нам нередко приходится слышать такую форму обращения перед началом беседы. Речевой этикет и культура общения - не слишком популярные понятия в современном мире. Один посчитает их чересчур декоративными или старомодными, другой и вовсе затруднится ответить на вопрос, какие формы речевого этикета встречаются в повседневной жизни и как нужно вести беседу.
Между тем, этикет речевого общения играет важнейшую роль для успешной деятельности человека в обществе, его личностного и профессионального роста, построения крепких семейных и дружеских отношений.
Речевым этикетом называют систему требований (правил, норм), которые разъясняют нам, каким образом следует устанавливать, поддерживать и прерывать контакт с другим человеком в определённой ситуации. Нормы речевого этикета весьма разнообразны, в каждой стране присутствуют свои особенности культуры общения.
Может показаться странным, зачем нужно разрабатывать специальные правила общения, а затем придерживаться их или нарушать. И всё же речевой этикет тесно связан с практикой общения, его элементы присутствуют в каждом разговоре. Соблюдение правил речевого этикета поможет грамотно донести свои мысли до собеседника, быстрей достигнуть с ним взаимопонимания.
Овладение этикетом речевого общения требует получения знаний в области различных гуманитарных дисциплин: лингвистики, психологии, истории культуры и многих других. Для более успешного освоения навыков культуры общения используют такое понятие, какформулы речевого этикета.
Формулы речевого этикета
Базовые формулы речевого этикета усваиваются в раннем возрасте, когда родители учат ребёнка здороваться, говорить спасибо, просить прощения за проделки. С возрастом человек узнаёт всё больше тонкостей в общении, осваивает различные стили речи и поведения. Умение правильно оценить ситуацию, завести и поддержать беседу с незнакомым человеком, грамотно изложить свои мысли, отличает человека высокой культуры, образованного и интеллигентного.
Формулы речевого этикета - это определённые слова, фразы и устойчивые выражения, применяемые для трёх стадий ведения беседы:
Начало беседы и её завершение
Любаябеседа, как правило, начинается с приветствия, оно может быть вербальным и невербальным. Очередность приветствия также имеет значение, младший первым приветствует старшего, мужчина - женщину, молодая девушка - взрослого мужчину, младший по должности - старшего. Перечислим в таблице основные формы приветствия собеседника:
Формы приветствия в речевом этикете | |
Форма приветствия | Пример |
Пожелание здоровья | Здравствуйте! |
Указание на время встречи | Добрый день! |
Эмоциональные пожелания | Очень рад! |
Уважительная форма | Моё почтение! |
Специфическая форма | Здравия желаю! |
В завершение беседы используют формулы прекращения общения, расставания. Эти формулы выражаются в виде пожеланий (всего хорошего, всего доброго, до свидания), надежд о дальнейших встречах (до завтра, надеюсь на скорую встречу, созвонимся), либо сомнений в дальнейших встречах (прощайте, не поминайте лихом).
Основная часть разговора
Вслед за приветствием начинается беседа.
Речевой этикет предусматривает три основных типа ситуаций, в которых применяются различные речевые формулы общения: торжественная, скорбная и рабочая ситуации. Первые фразы, произнесенные после приветствия, называют зачином разговора. Нередки ситуации, когда основная часть беседы состоит только из зачина и следующего за ним окончания разговора.
Торжественная атмосфера, приближение важного события предполагают использование речевых оборотов в форме приглашения или поздравления. Обстановка при этом может быть как официальной, так и неофициальной, и от обстановки зависит, какие формулы речевого этикета будут использованы в беседе.
Примеры приглашений и поздравлений в речевом этикете | |
Приглашение | Поздравление |
Позвольте вас пригласить | Разрешите вас поздравить |
Приходите, будем рады | Примите наши поздравления |
Приглашаю вас | От имени коллектива поздравляем |
Могу ли я пригласить вас | От всей души поздравляю |
В повседневности, рабочая обстановка также требует применения формул речевого этикета. Блестящее или, наоборот, ненадлежащее выполнение поручаемых заданий может стать поводом для вынесения благодарности или порицания. При выполнении распоряжений сотруднику может понадобиться совет, для чего будет необходимо обратиться с просьбой к коллеге, к учителю, к товарищу и тд. Также возникает необходимость одобрить чужое предложение, дать разрешение на выполнение или мотивированный отказ.
Примеры просьб и советов в речевом этикете | |
Просьба | Совет |
Сделайте одолжение, выполните... | Позвольте вам дать совет |
Если вас не затруднит, ... | Разрешите предложить вам |
Не сочтите за труд, пожалуйста, ... | Вам лучше поступить таким образом |
Могу ли я попросить вас | Я бы хотел предложить вам |
Убедительно прошу вас | Я посоветовал бы вам |
Просьба должна быть предельно вежливой по форме (но без заискивания) и понятной адресату, обращение с просьбой - деликатным. При обращении с просьбой желательной избегать отрицательной формы, использовать утвердительную. Совет надо давать некатегорично, обращение с советом будет побуждением к действию, если он дан в нейтральной, деликатной форме.
Примеры согласия и отказа в речевом этикете | |
Согласие | Отказ |
Сейчас будет сделано | Я не в силах помочь вам |
Пожалуйста, не возражаю | Я не могу выполнить вашу просьбу |
Готов вас выслушать | Сейчас это невозможно |
Поступайте, как сочтёте нужным | Я вынужден отказать вам |
За выполнение просьбы, оказание услуги, полезный совет принято выражать собеседнику благодарность. Также важным элементом в речевом этикете является комплимент. Он может употребляться в начале, середине и по завершении беседы. Тактичный и вовремя сказанный, он поднимает настроение собеседника, располагает к более открытой беседе. Комплимент полезен и приятен, но только если это искренний комплимент, сказанный с естественной эмоциональной окраской.
Примеры благодарности и комплиментов в речевом этикете | |
Благодарность | Комплимент |
Позвольте выразить благодарность | Вы прекрасно выглядите |
Фирма выражает благодарность сотрудникам | Вы так сообразительны |
Я вам очень благодарен за... | Вы прекрасный собеседник |
Большое вам спасибо | Вы отличный организатор |
Ситуации речевого этикета
Ключевую роль в культуре беседы играет понятие ситуация. Действительно, в зависимости от ситуации, наша беседа может значительно изменяться. При этом ситуации общения могут характеризоваться самыми разными обстоятельствами, например:
Речевой этикет ориентирован прежде всего на адресата - человека, к которому обращаются, но также учитывается личность говорящего. Учёт личности собеседников реализован на принципе двух форм обращения - на Ты и на Вы. Первая форма указывает на неформальный характер общения, вторая - на уважение и большую формальность в беседе.
Общение в определённом месте может требовать от участника специфических правил речевого этикета, установленных для этого места.
Точно также, в зависимости от темы беседы, времени, мотива или цели общения, мы применяем разные разговорные приёмы. Темой для беседы могут стать радостные или печальные события, время общения может располагать к тому, чтобы быть кратким или многословным. Мотивы и цели проявляются в необходимости оказать знак уважения, выразить доброжелательное отношение или благодарность собеседнику, сделать предложение, обратиться за просьбой или советом, а то и решить конфликтную ситуацию.[1]
Глава II
Условия бесконфликтной беседы
Только умея слушать и отвечать можно
быть хорошим собеседником.
Искусству вести беседу в обществе, несомненно, можно научиться, для этого надо лишь вырабатывать в себе необходимые навыки, подобно тому, как овладевали ораторским искусством античные ораторы. Это вовсе не значит, что встречи с друзьями должны превращаться в состязания в ораторском искусстве.
В искусстве разговора нужно упражняться, не впадая в болтливость, нужно уметь ориентироваться в темах разговора, нужно приноравливаться к человеку, и только после долгого опыта можно видеть свой успех в этом.
Слово – достаточно сильное средство. Поэтому не стоит хватать собеседника за руку, хлопать по плечу. Нужно учиться привлекать внимание словами, а не жестами. Чрезмерная жестикуляция смешна.
Не стоит добиваться внимания собеседников криком. Великие ораторы древности начинали свое выступление шепотом, тем самым, заставляя зрителей прислушиваться к каждому слову, и добивались таким образом всеобщего внимания и восхищения. Выступая в такой манере, Вы придадите Вашей речи больше веса.
Если вы хотите, чтобы беседа с объектом вашего интереса прошла на должном уровне, следует учесть следующие психологические особенности человека:
– любой человек нуждается в положительных эмоциях;
– любому человеку приятно ощущение собственной значимости, и он рад слышать подтверждение этому;
– любому человеку льстит одобрение и похвалы в его адрес;
– любой человек любит говорить о своём хобби;
– любой человек любит говорить о том, чем он гордится;
– любой человек любит говорить о том, в чём он достиг каких-либо успехов.
Поэтому в любой беседе с человеком, который вам интересен:
– найдите и подчеркните что-то общее между вами;
– сделайте ему комплимент;
– покажите свой интерес к волнующим его темам;
– ваш голос должен быть приятным и соответствовать мимике и жестам;
– ваш голос должен быть достаточно эмоционален;
– избегайте монотонного голоса;
– избегайте слишком быстрой или замедленной речи;
– умейте слушать, не перебивайте собеседника;
– задавайте уточняющие вопросы;
– реагируйте на сказанное одобряющими, восхищёнными возгласами, всем вашим видом показывая крайнюю заинтересованность темой разговора;
– сопровождайте слушание внимательной позой, кивками головы, мимикой.[7]
Для начала беседы следует установить доверительные отношения, запомнив имя партнёра по общению, делая ему даже самые незначительные комплименты и проявляя любезность. Это произведёт хорошее впечатление и будет способствовать дальнейшему развитию беседы.
Прежде всего, в разговоре нужно избегать крикливого «Я». Входить в интересы других и скрывать собственную личность - это особое достоинство каждого разговора.
Хороший тон требует, чтоб мы избегали таких разговоров, которые неприятны собеседнику или которые приводят его в уныние.
Чтобы понравиться обществу, следует выбирать такие темы для разговора, которые вашему собеседнику ближе и которые его более интересуют. К неприятным членам общества принадлежат лица, имеющие привычку быть всем недовольными, во всем находить дурную сторону. Однако, действительно хорошо воспитанный человек, имеющий опыт общения и такта, всегда скромен в своих требованиях, а в осуждениях незаносчив и благодушен.
Слово - это сила, которая может обратиться против вас самих. Прежде чем осудить ближнего своего, нужно подумать об этом. Не будьте завистливы. Не завидуйте открыто, так как собственное положение ваше от этого нисколько не улучшится.
Говорить с кем-либо на незнакомом остальному обществу языке весьма неприлично.Каждое слово в разговоре должно быть отчетливо, ясно собеседнику. Если слушающий вашу речь должен прерывать вас с просьбой повторить какое-либо слово, то собеседник скоро может утратить интерес к общению с вами.
Речь должна быть не слишком громка, иначе тем самым вы можете поставить себя в неловкое положение. Следует проявить любезность и деликатность в том случае, если в ваш разговор вмешался третий оппонент, а тема разговора сугубо интимна.
Никогда не следует показывать вида, что разговор вам скучен или вас утомляет или что вы бы хотели беседовать с другими, не нужно смотреть в другую сторону во время разговора и вертеть в руках то, что попадет в руки, смотреть на часы.
В разговоре не стоит превозносить и преувеличивать свою деятельность, свои исследования, свои владения, хвастать своим кругом знакомств или упоминать имя какого-либо известного человека - такие фразы дают рассказчику право на получение свидетельства об убогости его ума.
Некрасиво перебивать, когда кто-нибудь говорит, особенно если это человек преклонного возраста. Не следует подсказывать слова рассказчику, заканчивать за него фразу и тем более вслух исправлять стилистические ошибки. Чужим детям можно сделать замечание, однако не в присутствии их родителей. Не исправляйте чье-либо неправильно произнесенное иностранное слово.
Полезно учиться не только говорить, но и слушать. А это не значит просто молчать. Нельзя смотреть на собеседника «пустыми глазами», в которых отражаются собственные заботы. В то время, когда кто-нибудь говорит с вами, некрасиво рыться в сумке, обшаривать собственные карманы, поглядывать на телевизор, в зеркало. Следует смотреть на собеседника заинтересованно и время от времени вставлять какие-либо замечания как свидетельство того, что вы понимаете, о чем идет речь. Если рассказ вы уже один раз слышали, лучше сразу заметить: «Знаю, слышал», чем потом в нетерпении прерывать на полуслове. Вежливый человек редко прерывает чужой рассказ, даже если слышал его добрую сотню раз.[6]
Для удачной беседы важны и так называемые «технические параметры». Дистанция общения во время беседы должна быть:
– для интимного разговора – до 0,5 метра;
– для дружеского разговора – от 0,5 до 1,2
метра;
– для разговора с малознакомым человеком –
от 1 до 3 метров.
Женщины выбирают для общения более близкую дистанцию, мужчины – подальше. Лучший контакт между собеседниками и более непринуждённое общение получается тогда, когда они сидят не рядом и не напротив друг друга, а немного под углом друг к другу. При этом под наибольшим психологическим воздействием будет тот, кто сидит справа от вас.
Не следует скрещивать руки на груди и класть ногу на ногу, так как эти закрытые позы препятствуют доверительному разговору. Не следует также разваливаться в кресле и закидывать руки за голову. Лучше принять свободную, непринуждённую позу внимания.
Жесты должны быть открытыми. Жестикулировать следует в районе пояса открытыми ладонями в сторону собеседника. Ладони не должны быть сжаты в кулаки.
Если вы хотите понравиться собеседнику, то, когда говорите, смотрите ему в левый глаз. Но не более 10 секунд при непринуждённом разговоре. Помните, что на подсознательном уровне взгляд сверху вниз воспринимается как взгляд подчиняющий, взгляд лидера. И наоборот, взгляд снизу вверх – это взгляд подчинения, робости. При произнесении более значимых фраз или заключительной фразы смотрите в глаза вашему собеседнику, это оставит глубокий след в его подсознании. Если вы будете следовать данным рекомендациям, то и вы, и ваш собеседник будете довольны приятной беседой.[7]
Глава III
Как добиться бесконфликтного общения в классе
Дабы в беседе быть приятным,
приноравливайся к характеру и
уму собеседника.
Умение поддержать беседу – ценное качество, которое помогает человеку находить друзей и единомышленников. Оно может пригодиться не только в быту, но и на рабочем месте, особенно, если ваша профессия предполагает работу с людьми. Это настоящее искусство, которому даже обучают на специальных тренингах, но общие принципы вы можете изучить и самостоятельно.
Конфликты в общении в человеческом общении неминуемы, однако случаются они чаще, чем нам того хотелось бы. Зачастую мы провоцируем конфликт, сами того не желая. А ведь многих конфликтов можно избежать, если знать основные правила бесконфликтного общения.
Конфликт возникает в том случае, если у участников общения возниклипротиворечия во взглядах, целях, интересах. Вместо того чтобы попытаться прийти к согласию, каждая из сторон упорно стоит на своем. Если поведение сторон выходит за рамки допустимых норм, возникает конфликт. Так получилось и в нашем 7 А классе. Ситуация нарастала как снежный ком – и всё из-за того, что вовремя не произошла необходимая беседа между одноклассниками.
Конфликт может быть и конструктивным, если обе стороны работают над его разрешением. Однако многие конфликты деструктивны и не приносят никакой пользы. Таких конфликтов стоит избегать, для этого следует знать основныеправила поведения, которые помогут предотвратить конфликт:
Правила бесконфликтного общения
произошла - скорее помирись.
Конфликтоген — это слово, действие или бездействие, которое способно привести к конфликту. Конфликтоген — это необязательно прямое оскорбление; порой безобидное, на ваш взгляд, высказывание может заставить собеседника «взорваться». В роли конфликтогена может выступать интонация, выражение лица — в общем, те вещи, которые мы не всегда контролируем. Поэтому старайтесь при общении ставить себя на место собеседника: подумайте, что в вашем поведении может его задеть.
Не отвечайте конфликтогеном на конфликтоген
Нет никакой гарантии, что ваш собеседник будет следовать предыдущему правилу. Вы не можете контролировать поведение второго участника общения, но свое поведение вы контролировать способны. Постарайтесь не реагировать импульсивно на обидные высказывания, жесты, поступки. Конечно, это не значит, что нужно позволять собеседнику садиться вам на шею. Но и на провокации поддаваться не нужно, будьте спокойны. Кроме того, важно помнить, что собеседник не всегда осознает, что та или иная фраза и поступок может быть конфликтогеном лично для вас.
Можно рассмотреть влияние конфликтогенов на примере стихотворения «Вовочка и Славочка» Г. Остера.
Сидит Славочка на заборике,
А под ним на скамеечке Боренька.
Боренька взял тетрадочку,
Написал: «Дурачок ты, Славочка»
Вынул Славочка карандашише,
Написал в тетрадь: «Ты- дурачище!»
Борище взял тетрадище,
Да как треснет по лбищу Славищу.
Славище взял скамеище,
Да как треснет Борищу в шеищу.
Плачет Славочка под забориком,
Под скамеечкой плачет Боренька.
Часто люди, использующие конфликтогены, не замечают этого. А окружающие отвечают агрессией. Есть несколько вариантов высказываний, которые легко вызывают гнев и провоцируют конфликт. Это такие высказывания, как:
Проявляйте внимание к собеседнику
Каждый сосредоточен только на себе и на своих словах, как глухарь на току. По сути, участники конфликта не ведут диалог — они обмениваются монологами, которые даже не слушают. Чтобы избежать конфликта, нужно всегда слушать собеседника; вы не обязаны сразу же принимать его точку зрения, но выслушать его необходимо. Разумеется, это требование касается вас обоих: тактично дайте собеседнику понять, что вы тоже хотите быть выслушанным.
Критикуйте правильно
Часто причиной конфликта становится несправедливая или некорректно высказанная критика. Для многих людей критика (даже мягкая и справедливая) является конфликтогеном, поэтому критиковать нужно осторожнее. Во-первых, критикуя, никогда не следует обвинять и унижать собеседника. Критика должна быть направлена на какой-то конкретный поступок, а не на личность вашего оппонента. Во-вторых, критикуя, не обобщайте, избегайте фраз по типу «ты всегда...», «ты никогда...». В общем, будьте вежливы и тактичны, не говорите собеседнику того, чего не хотели бы услышать в свой адрес.
Будьте настроены позитивно
Не нужно заранее настраивать себя против собеседника и ожидать конфликта. Будьте позитивны и доброжелательны, постарайтесь заранее сгладить возможные острые углы. Похвалите партнера, сделайте ему комплимент, улыбнитесь, в конце концов. Никто не говорит, что нужно «подлизываться» к собеседнику- просто заранее настройтесь на позитив вместо негатива. Основой конструктивного бесконфликтного общения является уважение к собеседнику. Он может вам не нравиться, но это не значит, что он не заслуживает вашего уважения.
Разумеется, можно сформулировать еще больше правил бесконфликтного взаимодействия, но все они сводятся к тому, что нужно уважать собеседника и прислушиваться к нему. [8]
Среди обучающихся 7 и 8 классов мы провели опрос с целью выяснить, знают ли ребята,
что такое бесконфликтное общение и представляют ли основные правила ведения беседы.
Вопросы анкеты
VI. Что такое (по-вашему) – конфликтогены, выберите подходящие варианты:
V.Умеете ли Вы общаться без конфликтов:
Вопросы анкеты вызвали неподдельный интерес у обучающихся, ребята изъявили желание побольше узнать о бесконфликтном общении. А мы, проанализировав результаты анкеты, можем сделать следующие выводы:
который, по вашему мнению, не относится к
бесконфликтному общению) 67%
ведения беседы) 58%
3.Вопрос (Что по-вашему мешает ведению беседы, общению) 80%
4.Вопрос (Что такое по-вашему – конфликтогены,
выберите подходящие варианты) 45%
5.Вопрос (Как по-вашему, умеете ли Вы общаться без конфликтов) 50%
6.Вопрос (Хотите ли Вы узнать правила ведения беседы и
бесконфликтного общения) 70%
Общение очень важная составляющая школьной жизни, жизни класса, к сожалению, не всегда удаётся общаться без конфликтов. Ребята эту проблему видят и осознают. Особенно девочки хотят научиться бесконфликтному общению, поэтому в нашем классе мы с классным руководителем решили провести цикл классных часов «Как научиться вести беседу и общаться без конфликтов» с разными игровыми упражнениями и тестами.
В результате реализации задуманного будут совершенствоваться коммуникативные навыкиобучающихсянашего класса, ведь все любят играть; будет создана благоприятная атмосфера для сплочения классного коллектива; сформируется положительное отношение друг к другу и умение общаться так, чтобы общение приносило радость; мы научимся устранять психологические барьеры, ограничивающие эффективность общения. У ребят сформируются навыки совместной деятельности. Мы научимся задумываться над своими поступками, научимся жить в коллективе, учитывая интересы и возможности окружающих. Это нам так необходимо…
Заключение
Сейчас искусство ведениябеседы частично утратило свою ценность, а жаль: чем лучше оба собеседника умеют вести разговор, тем легче им достичь взаимопонимания.
О том, как вести разговор, написаны целые книги, поэтому очень сложно рассказать о ведении беседы в одной небольшой работе, но все же мы попробовали выделить хотя бы основные моменты, которые помогут нам в том случае, если будет сложно найти контакт с собеседником.
Умение вести беседу- это, прежде всего, умение дать своему собеседнику те сведения, которые он хочет услышать, и, в то же время, получить информацию, которая интересует вас. Такая беседа похожа на игру в большой теннис двух равносильных партнеров, чьей задачей является отбить мячик и не дать ему упасть.
Любая беседа — это обмен мыслями и, вопреки мнению некоторых, она не предназначена для демонстрации остроумия или красноречия. Умение вести беседу искусство, хотя и своеобразное.
В искусстве беседы нужно постоянно упражняться, уметь ориентироваться в темах разговора, приноравливаться к собеседнику и только после долгого опыта можно видеть свой успех в этом. Конечно, идеального собеседника, скорее всего, не существует. Но всегда есть к чему стремиться — умение слушать и чувство меры — всегда были спутниками хорошего собеседника.
Список использованных источников:
1. Бут-Гусаим Е.В. Бесконфликтное общение: сущность понятия, структурные компоненты (статья)http://edu.grsu.by/alternant/?p=514
2. Владимир Даль. Толковый словарь живого великорусского языка.
В 4 т. – М., 1955
3. Мрясова Светлана Дмитриевна Разработка классного часа «Правила
4. Морина Наталья Николаевна «Секреты бесконфликтного общения» https://www.google.ru/url?sa=t&rct=j&q=&esrc=s&source=web&cd=13&ved=0CDgQFjACOAo&url=http%3A%2F%2Fstavgymn24.ru%2Fftpgetfile.php%3Fid%3D91&ei=VON0UtLiKdTU4QTT0oCYBw&usg=AFQjCNG13C9I0EprWVC2javQT50hJYiYdA&sig2=aY4xE2dBsoiUNfp6HVaaWQ&bvm=bv.55819444,d.bGE&cad=rjt
5. http://homeclass.ru/raznoe/rechevoy-etiket.html (материалы Онлайн
Энциклопедии и Библиотеки РГИУ)[09.03.14]
6. http://www.etiket.ru/contact/talk.html [28.02.14]
7.http://shkolazhizni.ru/archive/0/n-57426/[01.03.14]
8. http://anydaylife.com/post/630[03.03.14.]
9. http://aphorism-list.com/t.php?page=beseda&tkt=beseda афоризмы, цитаты, пословицы
[05.03.14]
ПРИЛОЖЕНИЕ
Игровые упражнения и задания
для классных часов
«Бесконфликтное общение»
Игровой тренинг «Звездочки и созвездия»
Учитель. Представим себе, что все мы – отдельные звездочки. Звезды могут объединяться в созвездия. Число звездочек в созвездии может быть разное. По хлопку, как только я назову число, вы объединитесь в созвездия по три человека. Объединяться в созвездия можно по-разному: прикасаясь, друг к другу руками, ладонями, плечами, и т.д.
(Подбирается число так, чтобы никто не оставался лишним. Например, если в классе 20 человек, то учитель называет числа 2, 4, 5, 10. Звучит веселая музыка, проводится игра. После нескольких попыток объединения игра завершается. )
Учитель. Как сейчас мы объединялись в разные созвездия, так и все люди живут, существуют в разных группах, общностях. У каждого из вас есть семья со своими традициями, укладом, со своими семейными ценностями и праздниками. Как вы думаете, а в какие еще общности вы входите?
Ученики. Класс, школа, друзья, кружки и секции…
Учитель. В каждой такой группе нас объединяют общие интересы, ценности. Каждое объединение по-своему ценно и значимо для нас. Но каждый человек неповторим, и у каждого из нас есть свои отличительные черты, свои личные особенности, свой характер, свой темперамент. Давайте поиграем в игру. Каждый из вас встаёт и называет свою отличительную черту, начиная со слов: « Я отличаюсь от других людей тем…» (Проводится игра)
Молодцы! И что же мы можем сказать?
Ученики. Все мы разные, многим отличаемся друг от друга.
Ситуации:
- будете плакать;
- ударите его;
- сделаете ему замечание;
- не скажите ничего;
- пожалуетесь учителю.
Ученики. Сделаю ему замечание.
- будете плакать;
- продолжите играть;
- начнёте злиться;
- ничего не скажете.
Ученики. Продолжу играть.
- толкнете и отнимите ластик;
- ударите и отнимите;
- отнимите ластик и возьмете его карандаш в отместку;
- скажите учительнице;
- попросите вернуть ластик, и если он не вернет, то скажите учительнице.
Ученики. Попрошу вернуть ластик.
Учитель. Молодцы, вы правильно поступили. Запомните: никогда не надо ябедничать: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения. Если будет плохо, не спешите обвинять в этом других. Учитесь терпеть неприятности.(На доске появляется 5-е правило:«Никогда никому не завидуй и не ябедничай: ябеда озлобляет людей и разрушает их отношения»).
Игра «Трио»
Учитель. Всегда ли можно договориться друг с другом? Может ли конфликт быть неизбежен? Игра «Трио» поможет нам в этом разобраться.(Необходимые материалы: две пустые коробки из-под обуви.)
Учитель. Я приготовила для вас сложную задачу, решая которую, вы можете показать, насколько хорошо вы взаимодействуете друг с другом. Мне понадобится три участника. Они должны встать в одну шеренгу плечо к плечу. Тот, кто стоит посередине, ставит свои ноги в две пустые коробки. В одну коробку – левую ногу, в другую – правую ногу. Двое других ребят ставят по одной ноге в те же коробки: стоящий справа ставит левую ногу рядом с правой ногой того, кто в центре, а стоящий слева ставит правую ногу в одну коробку с его левой ногой. Теперь все трое должны попробовать пройти несколько метров. При желании вы можете поменяться местами и обсудить друг с другом, как вам лучше поступить, чтобы ваша маленькая команда могла лучше справиться с заданием
Учитель. Что мешало, а что помогало проходить дистанцию?
Ученики. В начале игры было трудно потому, что каждый выполнял движение сам по себе.Чтобы шагать дружно и не падать, нужно договориться.
Учитель. Договариваться между собой не всегда бывает легко. Часто люди не хотят уступать друг другу, настаивают на своем. Именно поэтому могут возникать ссоры и даже конфликты. Вспомните, какие конфликтные ситуации произошли в вашей жизни и как вы поступали: решали вопрос мирно или нет? (Ответы учащихся)
Учитель.Разрешение конфликта – дело творческое: необходимо учесть все компоненты сложившейся ситуации. Давайте посмотрим сказку « Две козы» и подумаем, почему героям удалось избежать ссоры. (Инсценировка).
Две козы
На узенькой горной тропинке встретились две козы. Налево – гора, как стена, направо – глубокая пропасть. Задумались козы: как тут быть?
Одна коза легла и плотно прижалась к земле. А другая осторожно через неё перешла. И обе остались целы.
Учитель. Как козам удалось избежать конфликта?
Ученики. Козы не стали ссориться и совершать необдуманных поступков.
Учитель. Наши герои смогли договориться. Такой путь решения конфликта, с помощью уступок друг другу, называется компромиссом.
Некоторые считают, что предложить помириться первым – значит проявить слабость характера. А как вы думаете? (Можно выслушать ситуации из жизни учащихся, когда им удалось разрешать конфликт с помощью взаимных уступок, путем компромисса.)
А как вы думаете, что ещё помогает разрешить конфликт?
Ученики. Нужно уступать друг другу.
Учитель. Правильно, уступка - один из способов выхода из конфликта.
Учитель. А еще помогает разрешить конфликт шутка и юмор. Следующая сценка продемонстрирует нам, как можно с помощью шутки выйти из конфликтной ситуации.
Сценка «Зеркало»
Роли исполняют учащиеся
Автор. Жил-был один носорог. Он имел привычку обзываться и над всеми издеваться.
Носорог (Верблюду) Горбун! Горбун!
Верблюд. Это я горбун? Да будь у меня на спине три горба, я был бы ещё красивей!
Носорог (Слону). Эй, толстокожий! Где у тебя нос, а где хвост? Что-то я не разберу.
Слон. И чего это он ко мне пристает? Хоботом своим я доволен, и он совсем не похож на хвост!
Носорог (Жирафу).Дяденька, достань воробушка!
Жираф. Сам-то больно хорош!
Автор. Однажды друзья раздобыли где-то зеркало и стали искать Носорога. А тот как раз к Страусу приставал.
Носорог (Страусу).Эй, ты, недощипанный! Голоногий! Летать не умеешь, а птицей называешься!
Верблюд (Носорогу).Послушай, друг! Неужели ты сам себя красивым считаешь и выше всех ставишь?
Носорог. Конечно! Кто же в этом сомневается?!
Слон. Ну, тогда посмотри на себя. (Подает Носорогу зеркало)
Носорог. Ха-ха-ха! Хо-хо-хо! Что за уродина на меня смотрит? Что у неё на носу! Хо-хо-хо! Ха-ха-ха!
Автор. И пока он смеялся, глядя на себя в зеркало. Слон, Жираф, Верблюд и Страус поняли, что Носорог просто глуп, как пробка. И они перестали обижаться.
Учитель. Правильно ли вел себя носорог? Почему?
Ученики. Носорог вел себянеправильно. Нельзя издеваться, смеяться и обижать других людей.
Учитель. Правильно, нужно относиться к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе. Это одно из самых главных правил человеческого общения. (На доске появляется правило:«Главное – относись к людям так, как ты хочешь, чтобы относились к тебе»).
Упражнение-диагностика «Картинки»
Каждому ребенку раздается лист А 4 и цветные карандаши. За несколько минут необходимо нарисовать картину «Каким я вижу наш класс». Художественные способности здесь не важны, главное – то, каким дети видят свой класс, какие образы у вас возникают. На создание картин дается 10 минут.
Когда картины готовы, каждый по очереди будет презентовать свой рисунок, рассказывая, почему именно таким он получился, что на нем изображено.
Вопросы:
♦ Насколько совпадает ваше представление о классе с представлениями других?
♦ С чем вы согласны, а с чем нет?
♦ Что показалось неожиданным?
Упражнение «Ласковое имя»
Каждому ребёнку предлагается назвать ласково соседа, сидящего справа, который непременно должен поблагодарить говорящего, сказав “спасибо”. Упражнение выполняется по кругу.
Учитель. У нас у всех есть любимое занятие или увлечение, которым мы занимаемся в свободное время. Сейчас каждый из вас расскажет нам о нём, но не словами, а жестами.
Упражнение « Моё любимое занятие»
Каждый из ребят, по очереди, выходит в центр круга и без слов с помощью жестов показывает своё любимое занятие, хобби, вид спорта. Все угадывают, когда желающие выскажутся, ведущий говорит правильный ответ.
Вопросы:
♦ У кого самое необычное увлечение?
♦ Как помогают увлечения в жизни, какие качества они развивают
♦ У кого самое необычное увлечение?
(Подробнее остановиться на совместных увлечениях, командных видах спорта. Подвести к мысли, что вместе можно достигнуть больших успехов, чем одному.)
Несчастный Андрей
Зимний лес в вашем доме
На берегу Байкала
И тут появился изобретатель
Извержение вулкана