Данная работа была создана в рамках городского конкурса "Моя семья в истории страны". Ученица написала о реликвии своей семьи, которая хранится у прабабушки.Это - зыбка-колыбель, в которой качали маленьких детей семьи Егоровых. Работа ученицы была высоко оценена жюри конкурса - 1 место в городском и 1 место в областном конкурсах.
Вложение | Размер |
---|---|
egorova_k._-_shk._no_24.doc | 71.5 КБ |
«На городской конкурс «Моя семья в истории страны - 2012»
Номинация – «Семейная реликвия»
«Зыбка - колыбель»
Конкурсант – Егорова Екатерина Игоревна
МБОУ СОШ № 24, 5 «А» класс
Руководитель – Янкавцева Юлия Александровна
учитель истории МБОУ СОШ № 24
603122, Нижний Новгород, ул. Богородского д.5/1 кв.6
дом. тел.417-24-40
Моя прабабушка Надежда Ивановна Егорова живёт в Рязанской области, в деревне Савостьяново. Ей 85 лет. Я и моя сестра Настя каждое лето приезжаем к ней в гости. Мы любим её деревенский дом, где есть русская печка, большой стол, широкие крепкие лавки, красивые вышитые занавески на окнах. Прабабушка рассказывает нам много разных сказок и поверий. Слушать её очень интересно. Но ещё интереснее – обследовать старый чердак в доме. Обычно на чердаке хранятся разные вещи и предметы, старые сундуки и мебель. Там мы с сестрой нашли в коробке какой-то предмет. Мне стало интересно узнать, что это такое? Я уговорила дедушку достать его с чердака и показать его прабабушке.
Прабабушка посмеялась надо мной и сказала: «Ты что, Катенька, не помнишь? Это зыбка или люлька для качания грудных малышей. И тебя в ней качали, когда ты была совсем маленькой». Прабабушка мне рассказала, что такие слова, как зыбка, люлька, качка, колыска означают колыбель. Раньше семьи были большие и все, кто в такой зыбке спал, вырастали здоровые и сильные. В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если её еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному. Прабабушка сказала, что зыбка-колыбель – это наша семейная реликвия. Эта зыбка принадлежала ещё моей прапрабабушке и перешла потом к моей прабабушке. Моя прабабушка Надежда Ивановна в ней качала моего дедушку, а дедушка с бабушкой качали моего папу. И нас маленьких качала прабабушка в этой люльке и моих двоюродных братьев и сестёр. Прабабушка сказала, что в этой люльке качали и растили восемь младенцев. Прабабушка бережёт и хранит зыбку, и просила нас с сестрой хранить её дальше.
Как же крепилась зыбка в доме? Прабабушка показала мне в большой комнате кольцо, которое крепко-накрепко вбито в бревно, служащее опорой для потолочных досок. К этому кольцу крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка.
Наша зыбка была сделана прадедушкой из холстины, закреплённой на деревянной рамке. По углам рамки находятся кольца, к ним привязываются верёвки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины. Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки.
Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу, к тому же, существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые. Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.
Прабабушка рассказала мне, что люльки изготавливались из самых разнообразных материалов: дерева, коры, ивовых прутьев. Что выбирался материал для будущей зыбки ответственно. Это не должна была быть осина, так как считалось, что это дерево привлекает нечистую силу. Поэтому применяли в большей степени камыш, лубок, сосновую дранку и кору липы. Ещё нужно было приготовить полог на зыбку, что также было очень важным делом. Полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. Прабабушка рассказала нам о том, что её подруга в 40-е годы XX века сделала полог для зыбки из бабушкиного сарафана. Время тогда было трудное, послевоенное. Ткани не было. Пришлось пустить на полог для зыбки сарафан.
Ещё к зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты. Прабабушка говорит, что ребенок спал в зыбке до полугода или года, а некоторые дети и дольше.
С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут свое начало в язычестве: для спокойного сна ребёнка в зыбку было принято класть полено. При этом приговаривали: «Спи так же крепко, как эта деревяшка». На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, люльку вешали возле икон, под охрану святых. Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без нее он беззащитен. Особенно вне родного дома и возле порога.
Прабабушка рассказала нам смешную историю о том, как она отучала от люльки своего маленького сына (моего дедушку). Это было не простым делом, и прабабушка пошла на хитрость. Её брат нарядился в тулуп мехом наверх и приделал себе мочальную бороду. Он вбежал в дом, схватил люльку и убежал. А удивлённому ребёнку (моему дедушке) прабабушка объяснила, что это «Бука» унёс зыбку в лес, «свою дитятку «зыбать».
Зыбка - это колыбель, созданная с любовью для самых сладких снов младенца. Все зыбки такие разные по виду и исполнению имели общее назначение – заботу и любовь о подрастающем человечке. Я совсем по-другому теперь смотрю на нашу семейную реликвию - зыбку – колыбель. Ведь меня тоже в ней качали совсем маленькой, любили и заботились обо мне. Я не забуду рассказов о ней моей прабабушки. Я обязательно сохраню зыбку для своих детей. Возможно, я не буду их качать в ней. Но я сохраню её как память о моей прабабушке и о моей семье.
Колыбель (зыбка, качка, колыска, люлька, пебей) известна большинству народов мира. Изготавливались люльки из самых разнообразных материалов: дерева (долблёные, дощатые люльки), ивовых прутьев, ротанга, кожи, коры, веревок (люльки-гамаки). Существуют колыбели на опоре-качалке и подвесные. Разновидность колыбели — коляска.
В царских колыбелях постели и перины набивались лебяжьим пухом. Внутри колыбели размещали маленькие иконки или кресты.
Зы́бка — в восточнославянских языках диалектное или областное название люльки (кроватки, подвешиваемой к потолку) для качания грудных малышей.
Лёгкая зыбка (кузовок), сплетённая из сосновых дранок, подвешивалась на черёмуховых дужках к очепу и имела подножку для качания. Очеп — это гибкая жердь, прикреплённая к потолочной матице. На хорошем очепе зыбка колебалась довольно сильно, иногда на сажень от пола. Может быть, такое качание от самого дня рождения с последующим качанием накачелях и вырабатывало особую закалку: моряки, выходцы из крестьян, весьма редко были подвержены морской болезни. Позже вместо очепа стали пользоваться пружиной. Современные колыбели чаще всего делают из лозы, древесины и даже из пластмассы.
Семьи были большие и все в такой зыбке спали – выросли здоровые и сильные.
Рассказ нашей бабушки: Наш папа делал ее из березовых жердей. Обтягивал тканью. В потолке было кольцо, в него продевалась длинная упругая березовая жердь, на ней как на пружине качалась колыбель. Потом появились в продаже пружины, и последний ребенок в зыбке качался уже на ней.
Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от ее углов отходили веревки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины.
Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка.
Колыбель — чудо из глубины веков, созданное с любовью для самых сладких снов младенца.
И сто лет, и много веков назад сидела мать у детской кроватки и пела песню-оберег своему ненаглядному крохе.
В многовековой истории детских колыбелей заключен колоссальный пласт народной культуры и верований.
Можно без преувеличения сказать, что из люлек, зыбок, колысок, качалок, баюколок, плетенных или выдолбленных, подвесных или «ванек-встанек» вышла вся Россия.
Все они такие разные по исполнению и виду имели общее назначение — пестование подрастающего человечка.
У многих народностей существовало древнее поверье: нельзя было ломать, жечь или удлинять колыбельку, это могло сократить жизнь малыша.
В каждой семье имелась своя счастливая люлька, а если еще не было, то изготавливалась она с молитвами и любовью. А затем передавалась от поколения к поколению: как только малыш подрастал, он уступал место новорожденному.
Зыбка, изготовленная из прочного дерева, могла прослужить 200 лет. На ней писали год рождения ребенка, таких надписей можно обнаружить на музейных экспонатах до шести и более.
Если позволяли средства, зыбка заказывалась хорошему мастеру с добрым сердцем. Он творил люльку с умением и благословясь.
Люди победнее мастерили колыбельки сами. Если семья хотела, чтобы детей было много, то муж уходил в лес и отыскивал там дерево, которое достойно стать люлькой для продолжателей его рода.
Выбирался материал для будущей зыбки ответственно: это не должна была быть осина. Считалось, что это дерево привлекает нечистую силу, ребенок в такой колыбельке умрет. Применяли камыш, лубок. В Новгороде найдены лубяные зыбки XI века, что говорит о долговечности этого материала. Еще использовали сосновую дранку и кору липы.
Матери готовили полог на зыбку, что также было очень важным моментом:
полог защищал не только от комаров, мух и света, но и от злых сил. Ткань подбиралась красивая или вышивалась вручную и обшивалась кружевами. В бедной семье пологом мог стать старый бабушкин сарафан.
На дно зыбки стелилась солома, покрывалась ветошью или старой одеждой. В богатых семьях изготавливалась перина для младенца, набиваемая лебяжьим пухом.
К зыбке крепились различные яркие вещички — разноцветные лоскуточки ткани, расписные ложечки. Внутрь помещали маленькие иконки и кресты.
У бедных крестьян погремушкой мог послужить высушенный бычий пузырь с зерном внутри. Такая погремушка издавала мягкие звуки, не гремела. Соска делалась из рога коровы, на него натягивали коровий сосок. Еще один вариант соски: смоченный в сладкой водичке хлеб заворачивался в тряпочку.
Только в полете растет человек.
Главным достоинством люлек, зыбок являлась возможность их подвешивания не только в доме, но и в поле и в лесу. В Сибири сохранилось выражение «детей растить на березе», что значит в подвешенной люльке.
Подвешивалась зыбка за подтопком, в задней части избы. В матицу (бревно, служащее опорой для потолочных досок) крепко-накрепко вбивалось кольцо, к которому крепили качок — виток прочной толстой проволоки. На виток подвешивалась зыбка: от ее углов отходили веревки, сходившиеся на определенной высоте в петлю, которая надевалась на нижний крючок пружины.
Вот такая простая система обеспечивала качание колыбельки при оттягивании вниз рукой или ногой специального ремешка.
Управлять зыбкой или «рулить», как говорили в народе, было целым искусством: при резких движениях нового качка зыбка резко подпрыгивала, и ребенок мог вылететь наружу. Качок, вынянчивший несколько поколений детей, обеспечивал ровные и спокойные движения.
Состоятельные семьи для “зыбания” (укачивания) своего дитяти нанимали нянек из бедных крестьян. Это обычно были девочки семи – восьми лет, среди которых попадались «славные пестуньи» — талантливые нянечки, способные быстро угомонить заигравшегося или капризничающего ребенка.
Подвешивание колыбели к потолку было не случайным: у потолка скапливался самый теплый воздух, что обеспечивало обогрев малышу, к тому же, существовало поверье, что небесные силы охраняют приподнятого над полом ребенка, так он лучше растет и накапливает жизненную энергию. Пол воспринимался границей между миром людей и миром, где обитает нечисть: души умерших, привидения, домовые.
Чтобы защитить от них ребенка, под люльку клали разные колющие предметы: ножи, ножницы или гребень.
Качать пустую зыбку строго-настрого возбранялось, считалось, что ребеночек в ней не сможет спокойно спать. Эта примета сохранилась до наших дней в отношении кроватки или коляски.
С зыбками связано много поверий и обрядов, многие из которых берут свое начало в язычестве:
• Для спокойного сна чада в зыбку было принято класть полено. При этом приговаривали: «Спи так же крепко, как эта деревяшка».
• На люльке писали заговор: «Будиха, не буди мальчишку Миху». Будихой назывался злой дух, который не давал малышу спать. Чтобы Будиха не беспокоил младенца, для него оставляли угощения, а люльку вешали подле икон, под охрану святых.
• У русского народа была вера в то, что младенец, смеющийся во сне, видит райские благоухающие и волшебные сады. Поэтому колыбели старались украсить царскими птичками, причудливыми цветами и деревцами. В изголовье рисовали лучистое красно солнышко, в ногах — ясный месяц и звезды.
• В ногах вырезался крест. Это значило, что все люди ходят под Богом. Детей не клали в колыбель до крещения в церкви.
• Если ребенок умирал, его колыбельку оставляли в лесу под кедром, деревом мертвых, чтобы уставший в дороге умерший мог прилечь в колыбель и отдохнуть.
• Если младенец благополучно вырастал из колыбельки, то она считалась счастливой и хранилась для следующих деток. Когда же счастливая колыбелька ветшала, ее уносили в лес и подвешивали на дерево жизни — березу.
• Для неспокойного малыша были свои приметы и заговоры:
o Клали в люльку полено со словами: «Расти, чадо спокойным, как это полено!»
o Выносили капризника на крыльцо на вечерней зорьке и говорили: «Заря-заряница, красна девица, забери бессонницу-неугомонницу, дай на сон-упокой».
o Бабушка брала золу на палец из печи и рисовала на лбу малыша крестики-заметинки, а сама приговаривала: «Спи, дитя, не плачь, испеку тебе калач! Спи-ка не реви, испеку тебе я три! Семечком помажу. А тебе не покажу. Будешь умничкой, засыпай и не плачь…»
• Младенца до года не принято было показывать чужим людям, поэтому колыбельку покрывали пологом.
• Колыбелька была неизменным спутником и оберегом для грудного младенца. Считалось, что без нее он беззащитен. Особенно вне родного дома и возле порога. Выносили и заносили люльку только головой вперед.
• Не следовало колыбельку с ребенком передавать через порог, оставлять в пустом доме или без присмотра на улице. Злые духи могли подменить ребенка на своего детеныша.
Колыбельный век заканчивался для малыша, как только его отнимали от груди, или когда в семье случалось новое пополнение. Кормление грудным молоком продолжалось до двух и более лет.
Отучить малыша от уютной зыбки было делом не простым. Для этого прибегали к разным хитростям: наряжали мужика «Букой» в вывернутый мехом наверх тулуп, приделывали мочальную бороду, в руки давали клюку. Он вбегал в горницу и, схватив люльку, уносил ее прочь. А удивленному ребенку объясняли: «Бука унес зыбку в лес свою дитятку «зыбать». Обычно такой прием действовал безотказно.
Стихи Марины Цветаевой:
Дети — это взгляды глазок боязливых,
Ножек шаловливых по паркету стук,
Дети — это солнце в пасмурных мотивах,
Целый мир гипотез радостных наук.
Вечный беспорядок в золоте колечек,
Ласковых словечек шепот в полусне,
Мирные картинки птичек и овечек,
Что в уютной детской дремлют на стене.
Дети — это вечер, вечер на диване,
Сквозь окно, в тумане, блестки фонарей,
Мерный голос сказки о царе Салтане,
О русалках-сестрах сказочных морей.
Дети — это отдых, миг покоя краткий,
Богу у кроватки трепетный обет,
Дети — это мира нежные загадки,
И в самих загадках кроется ответ!
Д.С.Лихачёв. Письма о добром и прекрасном: МОЛОДОСТЬ – ВСЯ ЖИЗНЬ
Снеговик
Свадьба в Малиновке
Павел Петрович Бажов. Хрупкая веточка
За еду птицы готовы собирать мусор