В данной работе ученица рассказывает об истории своей семьи и о том, как по ней можно проследить историю страны. Очень интересны судьбы родственников.
Вложение | Размер |
---|---|
basurova_rita_-_sudba_semi_v_istorii_strany.doc | 74 КБ |
ГОРОДСКОЙ КОНКУРС
«МОЯ СЕМЬЯ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»
НОМИНАЦИЯ «СУДЬБА СЕМЬИ В ИСТОРИИ СТРАНЫ»
«Корни моей семьи»
ВЫПОЛНИЛА:
БАСУРОВА РИТА
УЧЕНИЦА 8 КЛАССА
МОУ СОШ № 24
РУКОВОДИТЕЛЬ:
ЯНКАВЦЕВА
ЮЛИЯ АЛЕКСАНДРОВНА
УЧИТЕЛЬ ИСТОРИИ
ВЫСШЕЙ КАТЕГОРИИ
МОУ СОШ № 24
СОВЕТСКОГО РАЙОНА
Нижний Новгород
2009
Введение
Сегодня очень много говорят о патриотизме, т.е. о любви к Родине. Именно это чувство сегодня может и должно стать тем стержнем, вокруг которого формируются мнения, убеждения, позиции, стремления многих людей, их готовность и способность к активным действиям на благо Отечества. Говорить о любви к Родине можно много, но положение изменится только тогда, когда люди будут чувствовать реальную связь с историей страны, знать прошлое своей семьи, отношение своих предков к жизни, к Родине. Размышляя над этим, я задавала себе вопросы:
- Что я знаю о своей семье?
- Как связана её история с историей России?
- Что интересного связано с жизнью моих предков?
Я решила ближе познакомиться с историей своей семьи. Так родилась идея этой исследовательской работы. Это только начало. В этом году я собирала сведения о моих родственниках по отцовской линии, какова их судьба, как история моей семьи отражается в истории России.
Задачи:
- сбор сведений о жизни моих предков по отцовской линии через общение с живыми свидетелями истории, знакомство с сохранившимися вещественными источниками;
- сопоставление истории семьи и истории страны.
Мои корни
Из бесчисленного множества профессий, знакомых человечеству, можно насчитать лишь десяток тех, которые выбирают по призванию, по велению сердца. Врач, художник, музыкант, учитель. Верность избранному пути одна из составляющих профессионализма, мастерства. Могу с уверенностью утверждать, что моя прабабушка по отцовской линии Анастасия Григорьевна Капицына, учитель с 37 – летним стажем и директор школы с 30- летним стажем, и есть такой профессионал. И судьба у неё и у всей семьи уникальна. Вся её жизнь и жизнь её семьи была связана с Косинской школой, которой 29 ноября 2008 года исполнилось 100 лет.
Кроме того, что моя прабабушка и мой прадедушка были учителями, родились в один год и имели одинаковые отчества, если проследить жизненный путь их детей, то можно заметить, что все дети и даже внуки Михаила Григорьевича и Анастасии Григорьевны в той или иной мере были связаны с преподавательской деятельностью.
Моя прабабушка Анастасия Григорьевна была родом из деревни Теньки Юрьев-Польского района Владимирской области. Бабушка рассказывает о том, что сейчас, наверное, этой деревни уже не существует, т.к. когда они там были последний раз, оставались жилыми только два дома.
Анастасия Григорьевна родилась в очень бедной семье. Ее детство было трудным. Жизнь крестьянская была тяжелой. Её отец (мой прапрадедушка) Зиновьев Григорий Андреевич умер рано от туберкулёза лёгких, который в те годы был неизлечим. От туберкулёза лёгких умерла и младшая дочь Григория Андреевича Александра. Мать Анастасии Григорьевны (моя прапрабабушка), Зиновьева Татьяна Ивановна, не смогла получить образование в силу тяжёлых жизненных обстоятельств. Она была самоучкой, простой труженицей, в 20-30-е годы работала на фабрике.
Анастасия Григорьевна рассказывала, что даже не смогла вовремя пойти в школу учиться, т.к. взрослые оставляли её сидеть с больной бабушкой, пока сами уходили на работу. Но она очень хотела учиться, была способной девочкой. Всегда потом отлично училась и успешно окончила педагогическое училище в городе Юрьев – Польском, в 1935 году. После окончания училища она была направлена в Косинскую семилетнюю школу, где сначала в течение двух лет работала учителем начальных классов. А потом преподавала в той же школе русский язык, литературу и историю в 5-7 классах.
Косинская начальная школа была деревянной и одноэтажной. В ней работали две учительницы в 1-3 и 2-4 классах. Дети разного возраста учились вместе, в одной комнате. Для учащихся 5-7 классов неподалеку находилась другая школа – большая, деревянная, с печным отоплением.
В 1943 году Анастасия Григорьевна была назначена директором этой школы. Ее семья (она и дети) жила при школе. Слева по коридору была комната прабабушки с кухней, а справа - класс. В годы Великой Отечественной войны работать было трудно, тем более, что у Анастасии Григорьевны уже было двое детей. Но желание учиться не пропало. Уже после окончания войны Анастасия Григорьевна поступила учиться заочно в Ивановский педагогический институт, который закончила в 1952 году. Прабабушка вспоминала, что на летнюю сессию в 1949 году она вынуждена была ехать с грудным младшим сыном Михаилом, а няней была старшая дочь Маргарита.
О прадедушке, Михаиле Григорьевиче Капицыне, я нашла немного сведений. Его семья переехала в начале 20-х годов XX века из Саратовской области в учхоз «14 лет Октября» Юрьев-Польского района Владимирской области. В семье было четверо детей: Михаил, Пётр, Мария и Екатерина. После 30-х годов (отец моего прадедушки) Григорий Парамонович успешно работал бригадиром-овощеводом в учхозе, выращивал овощи, клубнику, кустарники: смородину, малину, крыжовник. Учхоз – это учебное, подопытное хозяйство Ивановского сельскохозяйственного института. Учхоз в то время сотрудничал с Московской Тимирязевской академией.
В 1940 году мой прадедушка окончил экстерном, за три года вместо четырёх, Ярославский педагогический институт, и его направили на работу в Коссинскую школу учителем естествознания и химии. Здесь они и познакомились с Анастасией Григорьевной и вскоре поженились. Прадедушка проработал в школе немного, где-то полгода. Перед началом Великой Отечественной войны прадедушку призвали в армию, на курсы подготовки стрелков - радистов для бомбардировщиков. До января 1944 года он служил в авиации на Дальнем Востоке, затем был направлен на Западный фронт. Связь с семьёй прадедушка поддерживал через письма, они были полны желания вернуться домой, любовью к супруге, к детям. «Добрый день, дорогая супруга Асенька и дорогие дочки Риточка и Томочка! Шлю вам сердечный привет и желаю вам всего хорошего. Как хотел бы увидеть вас. Шлю вам фотографию. Прошу не взыскивать, фотография самодеятельная. С приветом. 7 ноября 1942 года».
У прабабушки сохранились фотографии с фронта, подписанные прадедушкой. Давайте прочтём их: «Шлю привет неизменной супруге Асеньке, дочкам Риточке и Томочке от супруга и папы Михаила Григорьевича Капицына, авиатора. 1942 год. 28 мая. Приморский край».
«На долгую память незабвенной подруге Асе от Миши. 7 апреля 1941 года, город Спасск – Дальний».
«На долгую, добрую и неизгладимую память любимой Асеньке от Михаила и лётного экипажа самолёта № 8. Со мной стоит лётчик Коля Плаксин, сидит штурман Вася Наумов. Иркутск. 14 июля 1943 года».
Ещё в нашей семье хранится фотография прадедушки и прабабушки из далёкого 1942 года, когда он приехал на побывку после ранения. Это очень трогательная фотография и последняя, когда они вместе: Анастасия и Михаил. Они держатся за руки. Как нежно Михаил Григорьевич смотрит на свою супругу. Как смущена Анастасия Григорьевна. Фотограф сумел передать и любовь, и внимание, и надежду на будущее. Но прадедушка не вернулся с войны. Анастасия Григорьевна получила извещение о том, что Капицын Михаил Григорьевич вместе со всем экипажем пропал без вести 25 февраля 1945 года. Больше мы о прадедушке ничего не знаем.
Моя прабабушка воспитала четверых детей: Маргариту Михайловну, Тамару Михайловну, Вадима Михайловича и Михаила Григорьевича.
Маргарита Михайловна закончила с отличием мехмат МГУ, училась в аспирантуре, защитила диссертацию, преподавала на курсах программирования. После второго курса она участвовала в выступлении на Всемирном фестивале молодежи и студентов в 1958 году, а после третьего курса летом ездила со студенческим отрядом на целину.
Моя бабушка Тамара Михайловна работала немного преподавателем математики, физики, черчения в 1959 году в Коссинской школе и в школе села Варварино. Затем она училась в МГУ, но заканчивала ГГУ имени Лобачевского, факультет вычислительной математики и кибернетики в 1965-1966 годах. Дальше бабушка работала в физико–техническом институте, в НИИ механики математиком-вычислителем.
Вадим Михайлович, как и сёстры, учился в МГУ на мехмате, защитил диссертацию, преподавал на подготовительных курсах математику. Вадим Михайлович в молодости увлекался фотографией. В нашей семье хранится фотография моей прабабушки 1956 года, сделанная любительским фотоаппаратом. Вадим Михайлович сделал фотографию своей матери за работой дома.
Младший сын Анастасии Григорьевны - Михаил Григорьевич – окончил технологический институт мясо - молочной промышленности. Сейчас живёт и работает начальником цеха на заводе в городе Коврове.
Прабабушка продолжала жить и работать в селе Коссинском, ушла на пенсию в 1972, вынужденно, чтобы помочь старшей дочери растить сына, пока Маргарита Михайловна работала над диссертацией.
За свою работу Анастасия Григорьевна имела много благодарностей, звание «Отличник просвещения», 4 правительственных награды: медали «За доблестный труд», «За труд в Великую Отечественную войну» и медали к юбилейным датам победы. Бабушка рассказывала, что Анастасия Григорьевна неизменно много лет подряд избиралась депутатом сельского Совета. Односельчане обращались к ней по разным вопросам: помогала семьям в житейских вопросах, мирила семейные пары, помогала с разделом имущества, устраивала одиноких людей в дома престарелых.
Мой дедушка, Басуров Адольф Тимофеевич, родился в селе Коссинском, как и моя бабушка. После окончания средней школы в городе Юрьев-Польском Владимирской области, он закончил техникум в городе Кольчугине по специальности автомеханика в 1961 году. В октябре 1961 года они с бабушкой поженились, а через месяц дедушка был призван в ряды Советской Армии на три года, а бабушка перевелась из МГУ на дневное отделение ГГУ имени Лобачевского на мехмат, а в 1963 году - на новый факультет - ВМК.
В 1954 году началось освоение целинных земель. Оно стало одним из главных направлений политики партии. На целину направлялись лучшие специалисты в области сельского хозяйства, туда ехали десятки тысяч патриотически настроенных молодых людей. В течение пяти лет было освоено 42 млн. га целинных и залежных земель на северо-западе Казахстана. Это позволило в короткие сроки улучшить положение дел с продовольствием в стране.
На втором году службы в армии моего деда на летний период направили на целину, за что ему вручили медаль «За освоение целинных и залежных земель». После службы он приехал в город Горький, так как бабушка в это время училась на четвёртом курсе Горьковского государственного университета. С 1964 года дедушка живёт в городе Горьком. Здесь закончил заочно Политехнический институт, работал в Областном Автоуправлении на разных должностях. Сейчас дедушка на пенсии, но продолжает трудиться.
Мой папа, Басуров Владимир Адольфович, работает в Нижегородском государственном университете, он доцент кафедры экологии, руководитель межфакультетского отделения «Безопасность жизнедеятельности», кандидат наук. А мама Анна Владимировна, врач-педиатр. Ещё у меня есть младшая сестра Маша. Моя тётя, Ольга Адольфовна Чернова, тоже закончила ГГУ имени Лобачевского, факультет ВМК. У неё тоже двое детей. Мои двоюродные сёстры Настя и Даша.
Для нашей семьи прабабушка Анастасия Григорьевна была не просто прабабушкой, родным человеком. Она была источником тепла, мудрости, опорой и советчиком во всех делах и начинаниях. Всю свою жизнь, посвятив людям, она наполнила смыслом и жизнь своих детей, внуков и правнуков, помогла им понять своё предназначение на земле.
Как писал русский учёный, мыслитель П. Флоренский: «Жизненная задача всякого – познать строение и форму своего рода, его задачу, закон его роста. А на фоне всего этого – познать собственное своё место в роде и собственную свою задачу, свою – как члена рода, как органа высшего целого. Только при этом родовом самопознании возможно сознательное отношение к жизни своего народа и к истории человечества».
Заключение
Начиная работу, я ставила перед собой цель: узнать историю моей семьи по отцовской линии и выяснить, как история моей семьи отражается в истории России.
Собирая информацию о семье, я общалась с родственниками, особенно с бабушкой, Басуровой Тамарой Михайловной, познакомилась с сохранившимися вещественными источниками: фотографиями, письмами, орденами и медалями. Трудности состояли в том, что те, кто знает историю семьи, уходят из жизни и уносят с собой эти знания.
Рассматривая историю моей семьи по отцовской линии, я выделила пять поколений: Зиновьевы (конец 19 века), Капицыны (начало и вторая половина 20 века), Басуровы (вторая половина 20 – начало 21 века) – три поколения.
Рассматривая основные вехи истории России, можно сделать вывод о том, что моя семья являлась непосредственным участником многих из них: Первой мировой войны, коллективизации, культурной революции, Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., освоения целинных и залежных земель, и других событий.
Мой прапрадедушка, Максимов Сергей Лукьянович был участником первой мировой войны. Григорий Парамонович Капицын (другой мой прапрадедушка) успешно работал долгие годы в учхозе «14 лет Октября». Когда началась культурная революция, прабабушка и прадедушка получили среднее, а потом и высшее образование, работали учителями в сельской школе.
Великая Отечественная война тоже оставила свой след: в 1945 году пропал без вести мой прадедушка Капицын Михаил Григорьевич (остались только фронтовые фотографии, да письма прадедушки).
Во время войны и женщины не сидели, сложа руки - работали в тылу, воспитывали детей. Моя прабабушка Капицына Анастасия Григорьевна получила четыре правительственных награды: медали «За доблестный труд», «За труд в Великую Отечественную войну» и медали к юбилейным датам победы.
Наступили трудовые будни. Поднятие целины тоже отмечено заслугами. Мой дедушка Басуров Адольф Тимофеевич был награждён медалью «За освоение целинных и залежных земель». Сестра бабушки, Маргарита Михайловна Капицына, тоже трудилась на целине.
Кроме того, что моя прабабушка и мой прадедушка были учителями, и прабабушка всю жизнь проработала в Косинской школе, если проследить жизненный путь их детей, то можно увидеть, что все дети и даже внуки Михаила Григорьевича и Анастасии Григорьевны в той или иной мере были связаны с преподавательской деятельностью.
На этих примерах можно сделать вывод о том, что история моей семьи уникальна и отражается в истории России.
Для меня эта работа была очень важна, ведь мне удалось прикоснуться к прошлому. Мне ещё многое предстоит узнать об истории моей семьи. Но я поняла, что надо помнить о своих корнях. Они питают и защищают в жизни, дают ощущение жизненной устойчивости, открывают новые грани в смысле жизни.
Список литературы:
Кто должен измениться?
Три коробки с орехами
Снежный всадник
Где спят снеговики?
Н. Гумилёв. Жираф