Урок чтения и развития речи в 1 классе коррекционной школы VIII вида. В образовательном процессе учитывается внутриклассная дифференциация учащихся по В.В.Воронковой.
Вложение | Размер |
---|---|
урок чтения в 1 классе: звук и буква Д. | 23.13 КБ |
Урок чтения и развития речи
в 1 классе С(К)ОУ VIII вида.
Тема: Звук и буква Д.
Тип: Урок - путешествие. Изучение нового материала.
Цель: Научить воспитанников выделять звук Д в речи, выучить написание, прочтение буквы Д, слогов, слов с изученной буквой.
Задачи:
Образовательные:
1.Формирование фонетико-фонематического восприятия.
2. Формирование слухового восприятия речевых звуков, их воспроизведение.
3. Развитие грамматического строя речи.
4.Формирование понятия о словах-действиях.
5.Составление рассказа по картинкам.
Коррекционные:
1.Развитие общей, мелкой и артикуляционной моторики.
2.Расширение словаря, развитие связной речи.
3.Развитие пространственных ориентаций.
4.Развитие зрительного восприятия и узнавания буквы.
5.Коррекция мышления на основе упражнений
6.Формирование умения образовывать существительные при помощи образования уменьшительно-ласкательных суффиксов.
Воспитательные:
1. Развитие социально значимых навыков.
2.Воспитание базовых эмоций личности.
3.Воспитание правил поведения в обществе.
4.Воспитание интереса к учению.
Методы: Словесные, наглядные, практические.
Приёмы: Классифицирования, выделение.
Дополнительные материалы взяты из Интернет сайтов.
Оборудование: Картинки, разрезная и магнитная азбука, зеркала для каждого ученика, карточки с заданиями, кукла Даша, схемы предложений, дудки, Домик по принципу доски Сегена, домики для «расселения» букв (красный и синий), сигнальные символы - буквы, мультимедийная доска, магнитофон, сюрприз - конфеты.
Этапы занятия: | Содержание: | Ожидаемый результат: |
1.Организация. | 1.Психологический настрой на работу. 2.Определить первый звук в словах 3.Артикуляционная гимнастика | Положительная мотивация на выполнение поставленных задач. Знание и выделение первого звука в заданных словах. Выполнение упражнений для развития артикуляционной моторики |
2.Знакомство со звуком Д. | 1. Путешествие с девочкой Дашей 2.Знакомство со звуком Д. 3.Речевая зарядка. 4.Игровой момент. | Развитие общей моторики Дифференциация право - лево. Элементы культурного поведения. Составление рассказа по картинкам. Выделение звука в словах. Четкое повторение слогов. Придумывание слов на изучаемый звук. |
3.Знакомство с буквой Д. | 1.Характеристика звука. 2.Развитие воображения. 3.Поиск сигнальных символов. 4.Игровой момент. 5.Работа с магнитной и разрезной азбуками. 6. Работа с пластилином. | Описание детьми звука, положение языка, губ. Обозначение согласности звука. Составление предложения. Нахождение сигнальных символов. Устное словообразование. Составление слогов, слов с изученной буквой. Лепка изучаемой буквы. |
4.Логоритмика | 1. «Дождик». | Развитие общей моторики. Выполнение упражнений в заданном ритме. |
5.Закрепление | 1.Определение звука с помощью музыкальных инструментов. 2.Закрепление звука в произношении. 3.Работа с карточками. 4.Игровой момент. 5.Составление предложений. | Распознавание изучаемого звука в словах. Четкое проговаривание слов в скороговорке. Прочтение слогов, слов по индивидуальным карточкам. Образование слов - действий. Умение использовать полученные знания. |
6.Итог | 1.Рефлексия. 2.Сюрприз. | 1.Осмысленная и чувственная оценка. 1.Элементы культурного поведения. |
Урок чтения и развития речи.
Звук и буква Д.
1.Организационный момент:
Настрой на работу
Сядет тот, кто назовёт первый звук в словах, которые я назову: шум, усы, лиса, нора, машина, осень, кошка, радуга, …
Для того, чтобы мы правильно произносили все звуки сделаем зарядку для языка.
Артикуляционная гимнастика:
Взяли зеркала и выполняем упражнения за мной, по подражанию: «Хоботок», «Качели», «Маляр», «Жало».
2. Основная часть:
Знакомство с новым материалом.
Сегодня к нам пришла девочка Даша (кукла) и зовёт к себе в гости. Пойдем в гости к Даше ребята?
Ответы детей.
Смена динамических поз по методике В.Ф.Базарного.
Все встали и пойдём к Даше в гости. Идем по широкой дороге (шаги на месте) (Слайд 1), затем дорога становится узкой и извилистой (к носку одной ноги подставляем пятку другой ноги, заплетаем ноги)(Слайд 2). Услышали тук - тук, это стучит дятел (подняли голову вверх) (Слайд 3), помахали ему рукой и пошли дальше. На дороге лежит дерево надо его переступить и идти дальше (шаги на месте высоко поднимая колени) (Слайд 4). Идём дальше посмотрели направо и увидели доброго дедушку (Слайд 5). Поздороваемся с ним и пойдём дальше (кивок головой). Посмотрели налево и увидели большой дуб (Слайд 6). В дороге нас застал небольшой дождик (Слайд 7) и мы спрятались под дубом.
Мы подошли к дому Даши (Слайд 8) поднимаемся по ступенькам. Открываем дверь и заходим в дом. Садимся на мягкий диван (Слайд 9).
А теперь давайте с помощью картинок вспомним наш путь.
Р.р.: Дети рассказывают дорогу по картинкам и по наводящим вопросам учителя.
Какой звук мы слышим в начале слова, называя слова на картинках?
Ответы детей.
Выделить первый звук в словах: Дом, дым, дорога, друг, дружба, доброта, девочка, дедушка, дочка, дождь, …
Речевая зарядка:
Учитель говорит набор слогов, затем хором повторяют ученики.
Да - до - ду, ди - до - да, ды - ду - до.
Р.р.: Игра «Придумай слова на букву Д».
Характеристика звука Д. «Заселение» буквы в синий домик.
Со звуком Д мы познакомились, а теперь познакомимся с буквой Д.
Картинка с буквой Д на доске (Слайд 10).
На что похожа буква Д?
Ответы детей.
Поиск сигнальных символов по методике В.Ф.Базарного.
Игра «Найти букву Д» в классе.
Учащиеся, которые обучаются по индивидуальной программе – игра «Домик» по принципу доски Сегена.
Первыми ищут букву дети, которые определены в 4 группу по возможностям обучения по В.В.Воронковой.
Вторыми ищут букву в классе учащиеся - 3 группы.
Третьи – учащиеся 2 группы.
Последними – учащиеся 1 группы.
Р.р.: Игра «Скажи ласково».
Дом - домик, дождь - дождик, дым - дымок, день - денёк, друг - дружок.
Послушаем дождик и выполним задание. Аудиозапись «Дождь».
1 группа Выкладывание слов на магнитной доске - на партах слова «дом», «дома», «сад», «сады».
2 группа Выкладывание слов на магнитной доске - на партах слова «дом», «сад».
3 группа Составление слогов ДА, ДУ.
4 группа Штриховка буквы Д.
Индивид. программа Выкладывание из пластилина буквы Д по контуру.
Дождик
Майский вдруг закапал дождь. | Дети ритмично щелкают пальцами рук. Ритмично притопывают. Ритмично потирают ладонь о ладонь. Ритмично потирают ладонями о колени. Ритмично стучат указательным пальцем одной руки о ладонь другой. |
4. Закрепление.
Игра «Услышь звук».
Учитель называет слова, учащиеся если слышат звук Д в слове, дудят в дудку.
Словарный материал: Дудка, книга, дружба, пол, дым, пила, дождь, дыни, сад, холод, город.
Проговаривание скороговорки на букву Д:
Дятел дерево долбит, целый день кору дробит.
Работа с карточками.
1 группа Прочтение слов на карточках: вода, город, огород, дорога.
2 группа Прочтение слов на карточках: дом, дым, сад, дуб
3 группа Прочтение слогов на карточках: да, до, ду, ды, ди, ад, уд, ид.
4 группа Прочтение слогов, слов на карточках.
Индивид. программа Обведение печатной буквы Д по пунктиру.
Игра « Что умеет делать буква «Д»: думать, драться, дрожать, дышать, давать, делить, …
Ученики или учитель называют действие и выполняют его.
Составление предложений со словами «Дом», «Дудка» по схеме предложенной учителем.
1 группа Самостоятельное составление предложений.
2 группа Составление предложений с помощью учителя.
3 группа Составление предложенийвместе с учителем.
4 группа Повтор составленных предложений.
Индивид. программа Повторение предложений, слов за учителем.
5. Итог урока.
Какую букву мы сегодня выучили?
Ответы детей.
Кто нам в этом помог?
Ответы детей.
Вам понравилось ходить в гости?
Ответы детей.
Что скажем Даше?
Ответы детей.
Даша тоже очень рада знакомству с вами ребята. Она обещает ещё прийти к вам в гости или пригласить вас к себе. Даше очень понравилось, как вы активно работали на уроке, внимательно слушали и выполняли задания её и учителя.
Даша хочет порадовать вас сюрпризом:
Даша раздаёт конфеты.
Спасибо Даше за увлекательную, поучительную прогулку и сюрприз.
Солнечная система. Взгляд со стороны
"Разделите так, как делили работу..."
Белый лист
Л. Нечаев. Яма
Как напиться обезьяне?