Представлена исследовательская работа по изучению истории родного села
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 111.5 КБ |
НАУЧНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА НА ТЕМУ:
«История села Мордовское Давыдово»
Выполнила:
ученица 3 класса Д
МОУ «СОШ № 24»
Еремина Виктория Николаевна
Научный руководитель:
учитель начальных классов
МОУ «СОШ № 24»
Гончарова Эльвира Наильевна
Саранск – 2012
ПЛАН
I. Введение.
Зачем нужно знать историю – таким вопросом задаются многие школьники, когда им задают домашние задания, устраивают контрольные и ставят не всегда хорошие отметки. История рассказывает о былом, а значит, ее события уже не актуальны, — так скажут многие мои одноклассники — и будут ошибаться. Потому что, наверное, нет более значительной науки, чем история. Кто-то из великих исторических деятелей как-то сказал, нет будущего у той страны, которая не изучает уроки своего прошлого, потому что история имеет тенденцию повторяться. Я полностью согласна с этим высказыванием.
Край родной… Как много эти два слова говорят сердцу каждого из нас. И счастлив человек, сохранивший любовь к родной стороне на протяжении всей своей жизни.
Но мало любить свой край, надо ещё хорошо знать историю маленькой родины. Я согласна с писателем А. М. Горьким: «Чем лучше мы будем знать прошлое, тем легче, тем более глубоко и радостно поймём великое значение творимого нами настоящего».
Знание истории родного края своего народа, его культуры поможет в дальнейшем с уважением и интересом относиться к культурным традициям других народов.
В каждом населенном пункте есть свои особенности исторического развития, специфические черты культуры и природы, составляющие тот феномен, который формирует в каждом человеке интерес и привязанность к родному краю, его патриотические чувства.
Мною было проведено исследование истории родного села.
Мордовское Давыдово (э. Давыдвеле, Дауд веле) — село, центр сельской администрации в Кочкуровском районе. Население 283 чел. (2001), в основном мордва-эрзя.
Расположено на р. Умыс, в 50 км от города Саранска. Название-антропоним: от имени основателя населенного пункта Давыда; в переписи мордвы Алатырского уезда (1624) упоминается крещёный мордвин из Темниковского уезда Давыд Покаин. Определение «Мордовское» свидетельствует об этнической принадлежности жителей. Существуют народное название села — Умыска, Умыский (гидронимы). Имелась церковь. В 1930 г. в Мордовском Давыдове было 254 двора (1 344 чел.); создан колхоз «Правда», с 1996 г. — СХПК «Сурские зори». В современном селе — средняя школа, филиал центральной районной библиотеки, Дом культуры, магазин, медпункт; памятник воинам, погибшим в годы Великой Отечественной войны. Мордовское Давыдово — родина заслуженной артистки МАССР М. Е. Матезиус. В Мордовско-Давыдовскую сельскую администрацию входит с. Русское Давыдово (244 чел.; на территории села — РСУ).
Вопрос о происхождении родного села, истории родного края достаточно актуален. Отсюда у меня возникла идея изучить историю родных мест.
Тема исследовательской работы: «История села Мордовское Давыдово».
Объект: село Мордовское Давыдово.
Предмет исследования: история села.
Цель: изучить историю села Мордовское Давыдово.
Гипотеза: мы увидим, что история родного края это:
- достояние и достоинство целой республики;
- незримая связь со многими поколениями.
Для достижения этой цели были поставлены следующие задачи:
3. показать значение изучения данной темы.
Методы:
Исследование включает в себя 3 этапа:
II. Теоретическая часть.
Наш путь лежит на юго-восток от Саранска, в Кочкуровский район, в село Мордовское Давыдово. Места эти славятся своей красотой. «Кто хоть раз побывал здесь, навсегда полюбит этот край, - писал известный ученый и краевед, знаток достопримечательностей Мордовии, профессор И.Д.Воронин. – Здесь и многоцветные луга, и разнолесье…Могучие зелёные дубы сменяются кипенно-белой березой или коричнево-красной сосной. Цветастые клены, белая черёмуха весной, всегда по-своему красивые рябиновые и калиновые кустарники – всё это обильно представлено в растительном мире Присурья». В пойме Суры много живописных озер, стариц. Зимой всё укрыто льдом и снегом. Белым-белы и лесистые взгорья, которые тянутся на много километров слева от дороги. Летом здесь приволье для любителей ягод и грибов, пойма Суры – царство рыболовов. В этих местах можно встретить лося, кабана, есть цапли, бобры.
Территория села находится в лесостепной зоне. Основные лесные массивы представлены сосновыми и широколиственными породами (дуб, липа, береза), которые расположены на древних террасах вдоль реки Сура. Степная растительность представлена широким разнотравием, сохранилась лишь по оврагам и балкам.
На территории земель Мордовского Давыдова находится заказник, организованный в 1972 году на террасах и пойме Суры. Здесь обитают бобры, выхухоли, лоси, кабаны, зайцы-беляки, лисицы, водоплавающая дичь, кулики, гнездятся хищные птицы.
Родники издавна пользовались почитанием у многих народов. У древней мордвы источник был неотъемлемым элементом святилища. С приходом христианства роль родников несколько трансформировалась: возле них появились кресты, часовни, но суть осталась прежней.
Источники питают местные реки. В с.Мордовское Давыдово имеется один родник Карго лисьма, сток в р.Умыс. Испокон веков местные бабушки ходят молиться на родник, особенно в засушливые годы. Ходят самые старые, в национальных костюмах, с определенными молитвами.
На территории села имеется много небольших озер, самое большое –Глухое. Озеро достигает глубины 7 метров.Очень вытянуто в дину. Здесь круглый год рыбачат.
Но самое большое водное богатство в с.Мордовское Давыдово – река Сура. Сура—правый приток Волги, одна из наиболее живописных рек Приволжской возвышенности. Здесь Сура спокойная, хотя и быстрая. Левый берег преимущественно низкий, пойменный, правый—более крутой, обрывистый, высота его ближе к устью увеличивается. Безлесные участки чередуются с хорошими, в основном лиственными, лесами. Сура энергично перемещает свое русло по долине. После каждого половодья появляются новые мели, песчаные острова, косы, образуются старицы. Пойма реки Сура широкая. Пониженные участки заболочены и кочковаты, более возвышенные сухие и представляют собой хорошие сенокосы и пастбища.
III. Практическая часть.
Село Морд. Давыдово расположено в живописной местности на речке Умыс, которая является правым притоком р.Суры. На территории расположены два селения: Мордовское Давыдово и Русское Давыдово.
Богатые земли издавна привлекали внимание и являлись точкой соприкосновения мокши, живущей в междуречьях Суры и Иссы, с эрзей.
Основание села произошло в середине 17 века. По преданию, земля села Морд.Давыдово, принадлежала одному из помещиков, который закупил крестьян-мокшан из Темниковского уезда. И название села связано с именем первонаселенца, крещеным мордвином Давыдом Покаином. Существует и народное название села — Умыска, Умыский.
По переписи 17 века деревня состояла из 68 дворов Саранского уезда. Примерно к концу 17 века в деревне была построена церковь. Здесь же было расположено кладбище.
По данным 1863 года в «Списке населённых мест Симбирской губернии» Давыдово-село имело 85 дворов (примерно 700 чел.) Карсунского уезда.
Со временем церковь стала приходить в негодность, и к концу 19 века на территории современной школы была построена новая церковь. К этому моменту село успело по численности дворов увеличиться в несколько раз, поэтому кладбище оказалось в центре села, вскоре оно было перенесено в другое место.
К 1930 г. в Мордовском Давыдове было 254 двора (1 344 чел.). В селе была своя мельница. Она работала до 1980-х годов.
Создается колхоз «Правда» (1933г.). Он образовался на базе объединения мелких единоличных хозяйств. С 1996 г. — СХПК «Сурские зори».
Байгушкин Василий Андреевич вложил много сил в организацию колхоза. Соколов Иван Петрович несколько лет возглавлял колхоз. При нем колхоз достиг высоких результатов – стал «миллионером». Была построена свиноферма, открыта конюшня, сформирована молочная ферма с 6-ю дойными стадами, телятник, комплекс по откорму крупного рогатого скота. Построены зернохранилища, новый ток.
В 1950-х годах строится клуб в центре села. А в 70-х – мебельная фабрика.
Вновь отстроенная церковь просуществовала недолго, в начале 30-х годов 20 века церковь была разрушена.
При церкви была открыта церковно-приходская школа, которая своим возникновением обязана земской реформе 2-й половины 19 века. Но в селе число грамотных людей было незначительным. Преподавание, как правило, велось самим батюшкой. Положение в сфере образования частично изменяется в начале 20-о века, после Октябрьских событий 1917 года. На образование наконец-то было обращено внимание.
В июле 1930 года ЦКВКП(б) приняло постановление «О всеобщем обязательном начальном обучении». Это способствовало быстрому развитию образования в селе. До этого момента в селе имелась деревянная школа. Но вместить всех учащихся было невозможно, поэтому уже до 30-х годов 20 века началась подготовка к строительству нового здания школы более большого размера. Новую школу было запланировано построить на территории церкви. Пока школу строили, дети размещались в разных помещениях. В 20-е годы использовали сторожку при церкви, а в 30-е годы, когда началась коллективизация сельского хозяйства, учеников стали размещать в домах, оставленных кулаками.
Школа в эти годы давала только начальное образование, для продолжения учебы, ученики ходили в соседнее село Сабаево, где была семилетняя школа. В школах не хватало учителей, и часто их заменяли жители села, знавшие грамоту.
Большую роль в образовании сельских детей сыграли церковные служители. К сожалению, имен всех батюшек установить не удалось, но один из них, отец Александр, живший в селе в 20-е годы, многое сделал в области образования. Занимался не только обучением детей, но и подучивал грамоте сельскую молодежь, которая в дальнейшем также способствовала распространению грамоты в селе. К концу 20-х годов в село был направлен директором школы Сиванькаев Василий Захарович – уроженец села Мурань. Проработал он недолго, но при нем было начато строительство новой школы. Дети по-прежнему не помещались, поэтому было принято решение распустить детей, учившихся в 1-м классе, и оставить только 2,3,4 классы.
Строительство школы велось несколько лет. Не хватало техники, не было тракторов, машин. Сосновый лес вывозили зимой из Соколовского леса на лошадях через Суру. И только летом артельная бригада начала рубить сруб. Сруб был срублен за два лета и поставлен на фундамент, но завершения стройки было ещё далеко. Нужен был материал для кровли крыши. Полностью эта проблема была решена только в 1932 году, когда была отстроена и открыта новая одноэтажная школа, где размещалась 14 классных комнат и учительская.
С каждым годом количество детей увеличивалось, в школе к 1970 году насчитывалось 360 учеников. Было построено дополнительно кирпичное здание, где размещались два класса, но и этого оказалось недостаточно. Учеба была организована в две смены. В школе не было спортивного зала, библиотеки, других помещений. В связи с этим, было принято решение начать строительство новой школы.
Школа была открыта в 1975 году. Это было кирпичное двухэтажное здание, со спортивным залом, библиотекой, пионерской комнатой.
Из стен школы вышли ученики, которые стали впоследствии учеными: Сиванькаев А.Н.- доктор биологических наук; Пивцайкин Ф.И. - доктор биологических наук. Князькин В.Н. – закончил военное училище, потом военную академию в Москве – генерал. Елорутин Г.Н. – полковник милиции, занимал должность заместителя министра юстиции Мордовии. Дурнов Н.И. – полковник авиации. Пискаев Н.И. – заслуженный артист Мордовской АССР. Минзулина М.Е. – артистка драм театра Мордовии.
IV. Заключение
И в заключении я хочу сказать - изучение истории родного края очень важно для понимания его настоящего.
Всякий человек должен знать историю родного края. Это - непреложное утверждение, которое редко кто решится оспорить. Тем более, что давно известна не пустая фраза - без истории нет будущего.
Историю родного края не только необходимо знать, но и горячо любить.
История раскрывает нам целый огромный мир событий, поучительных историй, исторических личностей и судеб. Изучать обычаи, нравы, порядки различных культур захватывающе интересно. Ведь современная история формируется именно на событиях прошлого, современные традиции уходят своими корнями в исторический опыт.
V. Список литературы.
Загадочная система из шести экзопланет
Голубая лягушка
Иван Васильевич меняет профессию
Вокруг света за 80 дней
Пейзаж