Творческая работа о Сергие Радонежском
Вложение | Размер |
---|---|
konkursnoe_sochinenie.docx | 31.3 КБ |
Отечество моё! Россия!
В тебе дух старины живёт.
И ни одна ещё стихия
Не победила твой народ.
Из тьмы веков ты восставала
И становилась всё сильней.
Святая Русь – твоё начало,
И преподобный Сергий в ней.
С давних времён на Руси существовали люди, которые бескорыстно помогали другим, не требуя ничего взамен, совершали подвиги во имя мира и добра, защищали Родину и с мечом в руках, и с добрым напутствием на устах. Их причисляли к лику святых. Жизнь русских святых — это пример высокого служения добру, Родине, справедливости. Святые Иоанн Кронштадтский, Пётр и Феврония Муромские, Александр Невский, Андрей Первозванный, Антоний Великий, Сергий Радонежский помогали людям, служа добром и правдою, совершали подвиги во имя Отечества.
В 2014 году в России будет широко отмечаться юбилей Преподобного Сергия Радонежского — событие общегосударственного значения, соответствующего масштабу этой личности и ее роли в судьбе нашего государства. Преподобный Сергий - основатель Свято-Троицкой Сергиевой Лавры, ставшей духовным и культурным центром Московских земель, учитель многих прославившихся русских святых, основавших впоследствии на Руси более ста пятидесяти монастырей, наставник русских князей. И это лишь небольшая часть из списка великих дел преподобного Сергия. До сих пор русские православные люди молятся святому Сергию Радонежскому о себе и о России, просят помощи и заступничества: «Преподобие отче Сергие, моли Бога о нас».
Выдающийся русский историк В.О.Ключевский сказал, , что личность Сергия со временем превратилась «в народную идею, а само дело его из исторического факта стало практической заповедью, заветом, тем, что мы привыкли называть идеалом». В чём подвиг Сергея Радонежского, почему Преподобный Сергий является святым заступником и подвижником земли русской, как пришёл он к Богу – вопросы, ответы на которые должен знать каждый русский человек, свято храня историю своего народа и передавая её из поколения в поколение.
В четырнадцатом веке на Руси появляется новый вид религиозного подвижничества – пустынножительство, уход от мира в «пустыню», уединенное, удалённое от людских поселений место. По словам религиозного мыслителя Г.П.Федотова, «главою и учителем нового пустынножительственного иночества был бесспорно Преподобный Сергий, величайший из святых Древней Руси».
Происходил Преподобный Сергий из знатного рода. Родители его, Кирилл и Мария, принадлежали к ростовским боярам и жили в своём поместье недалеко от Ростова, где отец состоял на службе у князя. Супруги строго соблюдали церковные обычаи, любили храм Божий, заботились о странниках и убогих. Бог даровал им трех сыновей: Стефана, Варфоломея и Петра. Варфоломей – это имя будущего святого Сергия. Он рос задумчивым, тихим послушным мальчиком. С другими детьми не очень-то играл, всё о чём-то думал. Мать часто заставала его на молитве. Да так он уходил в молитву, что ничего вокруг не замечал.
Вскоре отец Варфоломея со всей семьёй переехал в город Радонеж. Два старших брата женились и обзавелись семьями, а Варфоломей стал просить у родителей отпустить его в монастырь. Задумался Кирилл: «Молод сынок за подвиги браться. Пусть возле нас побудет, возмужает». И решили бояре остаток жизни в монастыре провести, неподалёку от Радонежа, в местечке Хотьково, а Варфоломея попросили послужить им до конца жизни, а там делать, что Бог велит! Не перечил сын, послушно отправился вслед за родителями в Хотьково. Там тихо проходила жизнь этих прекрасных людей, и они были счастливы. Вдали от забот и тревог, в постоянном общении с Богом – на церковной службе, и с ними рядом любящий Варфоломей. Когда родители скончались, двадцатилетний юноша, оставив свою часть наследства брату Петру, стал просить самого старшего Стефана вместе искать уединённое место для монашеской жизни. Стефан к этому времени овдовел и тоже хотел стать монахом. Они ушли в Радонежский лес на гору Маковку, где построили себе хижину, сложили деревянную церковь во имя Святой Троицы и стали жить в полном уединении.
Не было вблизи их обители человеческого жилья, не пролегала мимо проезжая дорога, никто не навещал их и не приносил пищи. Дни их проходили в трудах и молитве. Стефан не смог вынести всех тягостей и ушел в один из московских монастырей. Сергий остался один. Один… « В старом тулупчике, в потертой шапочке, работал он с восхода до захода солнца». Спасение находил не только в посте, в одиночестве, в молитве, но и в труде. Господь послал его трудиться сюда. Надо было вырубить поляну, вырвать корни, сгладить землю к весне. Тяжело. Но в душе – счастье без меры, к чему с детства стремилась душа его: весна, радость, потому что служит Богу.
Житие Преподобного Сергия Радонежского рассказывает о том, что изведал он одиночество, нашествия демонов, пытавшихся изгнать его оттуда, и злобу лесных зверей. Но с Божьей помощью, с молитвою всё превозмог молодой отшельник. Одиночество забывалось за ежедневной работой (нужно было заготовлять на зиму дрова, возделывать огород), « демоны, бессильные противостоять молитве, со срамом удалились, а дикие звери почуяли, что отшельник им не враг, перестали бояться и досаждать ему». Сергий убедился, что подвиг пустынножительства ему по силам. И только через семь лет был проведён обряд пострига молодого подвижника в монашеский чин и дано новое монашеское имя Сергий. Было ему в то время 23 года. Первое, что сделал преподобный Сергий, - изменил отношение к монашескому подвигу. В сознании большинства мирян того времени постриг был спасителен сам по себе и приравнивался к Крещению - человек принимал постриг, и уже считался стопроцентно спасенным, свободным от прежних грехов. Народ настолько очерствел душой за годы монголо-татарского ига , что заботы о Вечности в то время мало кого интересовали. Каждый стремился просто выжить, даже не задумываясь о чем-то более возвышенном. Если же и находились люди, желающие стать на путь монашеского подвига, то они проходили его самостоятельно, вне монастырей, кто как мог. Ведь старцы, которые могли бы передать свой опыт, погибли, а книги, излагающие правила монашеского жития, безвозвратно сгорели в огне пожарищ…
Между тем по окрестным деревням стали говорить о молодом отшельнике. Многие люди приходили к нему за советом и молитвой:
В стенах обители святой,
Под кровом кельи убогой,
Спасался старец жизни строгой,
Каких немного под луной.
Хотя он скрылся от людей,
Служить желая только Богу, –
Но каждый знал к нему дорогу,
Кто о душе радел своей.
Некоторые оставались с ним, построив себе возле церкви деревянные кельи. Все они молились, работали и постились. Но больше всех трудился преподобный Сергий. Три или четыре кельи были построены им для пришедших своими руками. Он рубил дрова и разносил по кельям, пек хлебы, варил еду, шил обувь и одежду, воду в двух вёдрах на своих плечах носил на гору и ставил у кельи каждого.
Собравшиеся около него монахи упрашивали Сергия стать их игуменом и священником. Он долго отказывался и пошёл за советом к епископу Афанасию. Тот посвятил Сергия в священники и поставил игуменом этого маленького монастыря. Став старшим, Сергий ничем не переменил своей жизни, а только ещё больше стал трудиться для всех…
Прошло четыре десятка лет. Не узнать убогой маленькой церковки в лесной чаще. Слава о духовных подвигах и чудотворениях Сергия день ото дня распространялась. В Сергиеву обитель стало стекаться множество народа. Не только простолюдины, но и князья, и вельможи приходили просить духовного совета и молитв Преподобного:
Батюшка, благословите!
Уделите мне мгновенье!
Вдохновите, окрылите –
Одолели искушенья!
Осветите сумрак ночи
Светом пастырского слова –
Только вам я верю, отче,
Вам, священники Христовы!
Ему не было равных в строгом посте и горячей молитве. Его чистота и святость еще при жизни поражали монахов, которые искали руководства Преподобного. И он по смирению и христианской любви к людям не мог им отказать. Так и была постепенно основана Троице-Сергиева лавра — святая обитель, выстоявшая во времена самых тяжких гонений на Церковь …
Богом данная слава святого игумена дошла и до константинопольского патриарха Филофея, который прислал ему крест, наградил благословенной грамотой и посоветовал преподобному Сергию « устроить общежительный монастырь». С Божией Помощью радонежский чудотворец исполнил пожелание Патриарха, но вместе с Благодатию Божией нашли на него и серьезные искушения. Монахи, ранее преклонявшиеся перед подвижничеством наставника, внезапно стали роптать на слишком строгие порядки, как только он потребовал того же усердия и от них.
Смиренный отец оставил монастырь, чтобы положить конец "бунту", — и кто знает, каких слез и боли это ему стоило? Ведь правду говорят — чем чище человек, тем проще его ранить… Но справедливость Господа быстро восторжествовала: проходит немного времени — и братия уже умоляет святителя Алексия Московского, близкого друга преподобного, уговорить батюшку вернуться… Конечно же, отец Сергий простил согрешивших и возвратился. Ведь святые не умеют обижаться.
Благодаря авторитету подвижника и его делам, направленным на созидание государства и распространение христианского учения, Троицкий монастырь становится для русских людей образцом духовно-нравственного возрождения, центром формирования национального самосознания. Учеников и последователей Сергия становилось всё больше.
Его чудеса, сотворенные и для отдельного человека, и для всего Отечества, можно долго описывать. Подражая святому апостолу Петру и Самому Христу, он воскрешает отрока — сына безутешной вдовы, исцеляет множество болящих, благословляет благоверного князя Дмитрия Донского на противостояние Орде — и помогает ему одержать победу.
Преподобный никогда не был политиком, он был учителем духовным, утешителем, миротворцем. Он выступил в защиту единой государственной власти. В набирающем силу Московском княжестве - культурном центре русских земель - Преподобный увидел главный оплот единения основных политических и нравственных сил всего народонаселения Руси. Подвижник, пострадавший от произвола москвичей в юные годы, теперь твердо вставал на сторону Москвы - носительницы нарождающейся национальной идеи. Он убеждал князей объединиться и подчиниться воле Москвы. "В любви и единении – наша сила", – говорил Преподобный. Однако время для московского князя Дмитрия было опасное. Хан Мамай решил покончить с непокорным Дмитрием и, стремясь сокрушить могущество Москвы, двинул на Русь свои войска. Одна из важнейших задач хана состояла в уничтожении Православия - духовного оплота русского народа. Князь Дмитрий с другими князьями и воеводами едет за благословением в Лавру. Преподобный Сергий, бывший духовником князя Дмитрия Донского, сыграл немалую роль в подготовке к Куликовской битве. Он помогал объединению русских земель: примирил рязанского князя с московским, а Нижегородское княжество, захотевшее отделиться, отлучил от Церкви. Испугавшись Божьего наказания, нижегородский князь бежал, и его подданные присягнули на верность московскому великому князю. Под знаменами Дмитрия сплотились княжеские дружины и народные ополчения из Владимирского, Ярославского, Ростовского, Костромского, Муромского и других княжеств. Никогда на Руси не собиралось такого огромного войска (100-150 тысяч воинов). Перед битвой Сергий благословил князя крестом и окропил святой водой. Великий князь попросил у преподобного Сергия двух его монахов, которые в миру принадлежали к воинскому сословию и были богатырями. Сергий возложил на богатырей схимы с нашитыми на них крестами, и заповедал им "крепко бороться по Христе на врагов его". Их присутствие в одеждах схимников в войске Дмитрия придавало походу дух великого святого дела.
По легенде, Сергий сказал князю: "Не страшись! Ты победишь!" Всё время, пока продолжалась битва, Сергий усердно молился.
Дмитрий Донской одержал великую победу над Мамаем. Мужество и героизм русских людей развеяли господствующее ранее представление о непобедимости татар. После длительного периода исторических неудач и унижений Русь обрела уверенность и могущество. Духовное пробуждение русского народа, осознавшего себя самостоятельной нацией, научившегося творить, стало возможным благодаря подвигу преподобного Сергия, сумевшего своим личным примером вдохновить соотечественников на созидание Родины.
Слава о святом Сергии разнеслась по всей Руси. Московский митрополит решил назначить его епископом и завещать ему митрополичий престол, но Сергий отказался. Однако его нравственное влияние на жизнь общества, в том числе и государственных деятелей, было чрезвычайно велико. Через многие столетия слышим мы тихие слова батюшки: «Внимайте себе, братие. Прежде имейте страх Божий, чистоту душевную и любовь нелицемерную…»
Преподобный имел дар чудотворения, пророчества, утешения и назидания, совета и разума духовного. Сергий Радонежский не только духовно, но и ратно спас нашу страну во время нашествия польского войска. Поляки, соблазнённые рассказами о несмертных сокровищах лавры, возмечтали завладеть ими. Они предложили сдаться, но получили отказ.
Осада длилась 16 месяцев. Всё испробовали поляки: и непрерывный обстрел, когда вражеские пушки 40 дней осыпали защитников лавры ядрами, и подкопы с намерением взорвать стену, и общую хитрость, и измену. Всё было напрасно. В монастырских церквях служились молебны, вокруг стен шли крестные ходы, священники кропили защитников святой водой. Преподобный Сергий не оставил родную обитель своею благодатною помощью: не раз он являлся защитникам монастыря, укреплял их дух. Осада была выдержана. Враги с позором отступили от стен лавры. Выстояла лавра – выстояла Россия.
За полгода до смерти Преподобный уже знал о ней, собрал всех учеников, отдал распоряжения, а сам начал безмолвствовать.
Покорный высшему небесному веленью,
Он на стезю безмолвия вступил
И подвиг свой великий довершил,
Исполненный глубокого значенья.
Вскоре святой Сергий заболел и умер.
Призвал Господь избранного раба
В небесные и вечные селенья;
Исполнил он свое предназначенье;
Окончилась великая борьба!
По приданию, лицо умершего Преподобного Сергия просияло, и от тела его распространилось необыкновенное благоухание. Через 32 года мощи святого Сергия были открыты совершенно нетленными и даже одежда не предалась тлению.
Перед кончиной он оставил братьям такое завещание: строго хранить чистоту православной веры, сохранять единомыслие, чистоту душевную и телесную, любовь нелицемерную, удаляться от злых желаний, воздерживаться в пище и питии, смирять свою гордыню, проявлять милосердие.
55 лет пробыл святой Сергий в монастыре, спасая своими молитвами приходящих к нему; и после его кончины чудеса и помощь его не прекратились. В нём имеет русский народ и теперь молитвенника и заступника за нас, призывающих и чтящих его святую память.
Уж шесть столетий вереницей
В обитель Сергия идут
И пред святой его гробницей
Поклоны ревностно кладут.
И преподобный выручает
Из всех напастей и невзгод.
Большую радость получает
У раки страждущий народ.
Через пятьсот лет после смерти Сергия Радонежского историк В.О.Ключевский так определили его значение для русского народа: «При имени преподобного Сергия народ вспоминает своё нравственное возрождение (…) и затвержевает правило, что политическая крепость прочна только тогда, когда держится на силе нравственной. Это возрождение и это правило – самые драгоценные вклады преподобного Сергия, (…) положенные в живую душу народа».
Без Бога нация – толпа,
Объединённая пороком,
Или слепа, или глупа,
Иль, что ещё страшней, жестока.
И пусть на трон взойдёт любой,
Глаголющий высоким слогом,
Толпа останется толпой,
Пока не обратится к Богу!
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Апаринская средняя общеобразовательная школа
Работу выполнила
Сазонова Алина
Серебряное копытце
Интервью с космонавтом Антоном Шкаплеровым
Военная хитрость
Сладость для сердца
Анатолий Кузнецов. Как мы с Сашкой закалялись