Презентация на тему "Как в хореографическом искусстве отразились особенности эпохи барокко»
Вложение | Размер |
---|---|
epokha_barokko.doc | 621.5 КБ |
Учебно-исследовательская конференция обучающихся
Дворца творчества детей и молодежи
Тема: «Как в хореографическом искусстве отразились
особенности эпохи барокко»
Юровская Валерия
11 лет
Хореографическая студия "Звездный дождь"
Руководитель-куратор:
Черных Елена Геннадьевна
г. Братск, 2012/2013 учебный год
Оглавление:
Введение
Каждый танец «родился» в определенную историческую эпоху и отличается друг от друга. С давних пор танец был непосредственно связан с различными сторонами быта и трудовой деятельности людей. В танцах, плясках и хороводных действах находили выражение разнообразные душевные состояния человека: радостные, печальные, интимные, лирические и празднично-торжественные. Танец – это искусство пластических и ритмических движений тела. В наш бурный и стремительный век сочетаются самые разнообразные танцы. Сначала танцевали гавоты, менуэты. Затем вальсы, польки, мазурки. В начале ХХ века пришли чарльстоны, фокстроты, танго. За ними – рок–н–рол, твист, шейк. При этом танцы и пляски непременно были связаны с определенной культурой исполнения, манерой поведения в том или ином танцевальном жанре. По мере развития танцевальной культуры исполнительский стиль все более усложнялся. Эволюция танца от народно-бытового к современным танцевальным спектаклям естественно проходила благодаря изменению культурного сознания различных слоев общества. И чем ярче, разностороннее жизнь и национальный характер народа, тем многообразнее его культура, в том числе и танцевальная.
Занимаясь хореографией, мы разучиваем разнообразные танцы, которые отличаются друг от друга характером, манерой исполнения, разнообразием движений и очень кратко знакомимся с их происхождением. Многие историко-бытовые танцы появились в эпоху Барокко. Поэтому захотелось узнать, что повлияло на развитие танцевальной культуры этой эпохи, стиля и связанной с ним манеры исполнения танцев.
Тема моей исследовательской работы: «Как в хореографическом искусстве отразились особенности эпохи барокко».
Цель: Проанализировать эпоху барокко, изучить все особенности этой эпохи, которые относятся к танцевальной культуре.
Задачи:
1. Изучить литературу.
2. Систематизировать полученные знания.
3. Проанализировать танцы эпохи барокко.
4. Определить влияние на развитие хореографического искусства данной эпохи.
Гипотеза: Если я изучу особенности эпохи барокко, то смогу проанализировать влияние этой эпохи на хореографическое искусство.
За основу исследования взято изучение и анализ литературы по развитию эпохи барокко. Работая над темой, я столкнулась с проблемой: литературы по этой теме очень мало. Пользуясь энциклопедиями, я получила сведения об общей характеристике эпохи барокко. В книге «Классический танец. История и современность», автор Л.Д. Блок, собраны работы написанные в 1930-х годах о возникновении и развитии техники классического танца, как определенной системы, сложившейся в результате громадного профессионального труда многих поколений людей, стремившихся добиться наибольшей выразительности движений человеческого тела. Самый интересный материал собран в книге М. Васильевой-Рождественской и отличается, прежде всего, тем, что в ней большое внимание уделяется происхождению историко-бытового танца и даются сведения о вариантах многих бытовых танцев.
В своей работе я использовала теоретические методы исследования: поиск информации в разных источниках, анализ всей информации. Обращалась за консультацией к работнику библиотеки ДТДиМ.
Основная часть
Особенности эпохи барокко
Барокко (итал . barocco — «странный», «причудливый»; порт. perola barroca — «жемчужина неправильной формы») — характеристика европейской культуры конца XVI—XVIII веков, центром которой была Франция. Стиль барокко зародился в XVI—XVII веках в итальянских городах: Риме, Мантуе, Венеции, Флоренции и распространился в большинстве европейских стран в архитектуре, живописи, декоративно-прикладном искусстве. Именно эпоху барокко принято считать началом триумфального шествия «западной цивилизации».
Эпоха барокко порождает огромное количество развлечений ради развлечений: вместо паломничеств — променад (прогулки в парке); вместо рыцарских турниров — «карусели» (прогулки на лошадях) и карточные игры; вместо мистерий — театр и бал-маскарады.
Эпоха барокко отвергает традиции и авторитеты как суеверия и предрассудки. Истинно все то, что «ясно и отчётливо» мыслится или имеет математическое выражение, заявляет философ Декарт. Поэтому барокко — это ещё век Разума и Просвещения. Не случайно слово «барокко» иногда возводят к обозначению одного из видов умозаключений в средневековой логике — к barocco. В Версале появляется первый европейский парк, где идея леса выражена предельно математически: липовые аллеи и каналы словно вычерчены по линейке, а деревья подстрижены на манер стереометрических фигур. Впервые одетые в униформу армии эпохи барокко большое внимание уделяют «муштре» — геометрической правильности построений на плацу. Барокко, тяготевшее к торжественному «большому стилю», в то же время отразило представления о сложности, многообразии, изменчивости мира. Барокко свойственны контрастность, напряжённость, динамичность образов, аффектация (аффектация от лат. Affectati, искусственное возбуждение, неестественность в жестах, манерах, излишняя приподнятость речи) [1], стремление к величию и пышности, к совмещению реальности и иллюзии, к слиянию искусств (городские и дворцово-парковые ансамбли, опера, культовая музыка, оратория); одновременно — тенденция к автономии отдельных жанров (кончерто гроссо, соната, сюита в инструментальной музыке).
Барочная мода
Мода эпохи барокко соответствует во Франции периоду правления Людовика XIV, второй половине 17 века. Это время абсолютизма. Париж - центр европейской культуры.
Увлечение женского общества литературой, искусством, философией оказали влияние на формирование внешнего облика женщины середины эпохи. В то время многие мануфактуры стали производить большое количество предметов роскоши: шелковых тканей (бархат, атлас, тафта, парча), кружев, лент, шелковых чулок, перчаток, ювелирных украшений. При дворе царили строгий этикет, сложный церемониал. Костюм был подчинен этикету.
Франция была законодателем моды в Европе, поэтому в других странах быстро переняли французскую моду. Это был век, когда в Европе установилась общая мода, а национальные особенности отошли на задний план или сохранились в народном крестьянском костюме.
Костюму были характерны чопорность, пышность, изобилие украшений. Идеалом мужчины был Людовик XIV, "король-солнце", искусный наездник, танцор, стрелок. Он был низок ростом, поэтому носил высокие каблуки. Он один имел право носить красные каблуки.
Женское платье было в отличие от платья предыдущего периода, не на каркасе, а на подкладке из китового уса. Оно было уже, плавно расширялось к низу, сзади носили шлейф. Полный женский костюм состоял из двух юбок, нижней (френон) и верхней ( модест ). Первая - светлая, вторая - более темная. Нижняя юбка была видна, верхняя расходилась в стороны от нижней части лифа. По сторонам юбку украшали драпировки. Драпировки были также и по краю декольте. Декольте было широким, открывало плечи. Талия - узкая, под платьем носили корсет.
Если при Людовике XIII женщины носили мужские шляпы (они тогда заимствовали у мужчин много элементов костюма), то сейчас в моду вошли прически, легкие косынки или чепчики. В 1660-е годы модны были прически манчини и севинье, по имени племянницы кардинала Мазарини, в которую король был в юности влюблен, и по имени знаменитой писательницы. Позже в моду вошла прическа фонтанж, по имени одной из любовниц короля. Это высокая прическа, из множества локонов.
Мужчины носили пышные парики, высоко торчащие вверх, и низко распускавшиеся по плечам. Парики вошли в обиход еще при Людовике XIII, который был лыс. Теперь они стали намного пышнее. Шляпы в 1660-е годы были широкополые с высокой тульей. В конце века их сменила треуголка, которая осталась популярной и в следующем, 18 веке.
В моду также вошли зонтики, у женщин - муфты, веера. Без меры использовалась косметика. Появились мушки, лица и парики пудрили для белизны, а черная мушка создавала контраст. Парики были так сильно напудрены, что шляпы тогда часто носили в руках. Как мужчины, так и женщины, носили трости. Перевязь (бандульера), на которой носили шпаги, вошла в моду еще в предыдущую эпоху. Еще раньше шпаги носили на портупее, тонком ремешке, пристегнутом к поясному ремню. Перевязь была прежде кожаной, теперь ее делали также из муара. Приложение 1.
Барочный танец
Барочный танец по своему характеру – сценический, точнее, барочный стиль танца тяготеет к сцене. Первыми барочными танцами были показательные танцы одной пары перед королём. Для этих танцев характерны, во-первых, сложность (в течение одного танца фигуры практически не повторялись), во-вторых – симметрия, т. е. зеркальность (в отличие от ренессанса, в котором зеркальной могла быть схема танца, но не движения, т. к. танцоры идут с одной ноги). В- третьих, появляется различия в исполнении мужской и женской партий (в определённом месте танца мужчина может сделать купе, чтобы поменять ногу). Эпоха барокко набирает силу к середине XVII века, появляется такая форма аристократического времяпровождения, как балы, на которых танцевали сначала медленную торжественную павану, затем более подвижную гальярду, которые затем сменялись курантой и бранлем, а еще позднее - аллемандой и курантой. Время идет, меняется мода на танцы. В моду входит менуэт, который настолько оказался по вкусу аристократической (да и не только аристократической) публике, что последующие сто лет могут смело именоваться эпохой менуэта. В то время не принято было заниматься спортом, и танцы становятся чуть-ли не единственным каналом высвобождения телесной энергии в условиях постоянного стеснения тела, он единственное, что компенсирует жесткую церемонность предписываемых движений в отличие от народного бытового танца. К 17 веку отрыв аристократии от крестьянской среды достигает апогея. В танцах аристократов пропадает естественность движений; наоборот, они все больше подчиняются законам "искусственной" (в смысле неестественной) красоты. Придворный бальный танец достигает высочайшего уровня сложности, становится профессиональным искусством и получает название "балета". Балеты-маскарады начала 17 века делились на две части: сценическое действие, в котором танец иллюстрировал стихи, и бал с танцами, в котором принимали участие все зрители. Король Людовик сам устраивал балеты, балеты-маскарады, в которых и солировал. В "Королевском балете Ночи" король Франции, подобно ночному солнцу, проходил страстной путь взросления и созревания, чтобы в конце воссиять на небосклоне своего государства в качестве Короля-солнце.
1661г. - открытие Королевской Академии танца в Париже. Именно в это время появляются законы, или как их называют, позиции постановки рук и ног (на взгляд обывателя совершенно неестественные), регламентация движений корпуса - словом все то, что вошло в классический балет. Все это было бы совершенно непонятно, если не знать, какие представления о красоте, в частности о красоте линий, существовали на балах в 17 веке. Понятия "красоты" и "стиля" как бы объединяются, потому что в красоте нет природных законов, которые были свойственны античности. Понимание красоты в эту эпоху имеет на себе отсвет противостояния эпохе Возрождения с ее спокойной, пропорциональностью и гармоничностью. Искусство эпохи барокко возводит в культ искусство кривой линии, но не всякой кривой, а закругленной, вызывающей в памяти изменчивость волны или, прихотливого восточного орнамента. Классическим искусством балета мы обязаны именно эпохе Барокко.
Кроме балета существовал при королевском дворе придворный театр. В нем основное место занимала опера, в которой обязательно присутствовали и танцевальные сцены. В опере массовые танцевальные сцены использовались так же, как в античности – хор (хору назначалась определенная роль, например, облака, а в барочной опере танцовщицы представляли собой, например, тени умерших). Опера в барокко тоже представляла собой нечто особое. Её сюжет был античный, но характер исполнения – барочный. Т. е. в центре внимания стояло не действие, а чувства героев (любовь, страдания).
Чтобы понять технику исполнения барочного танца, нужно обратить внимание на архитектуру, скульптуру, гравюру. Для скульптуры (Бернини) и живописи (П. П. Рубенс, А. Ван Дейк во Фландрии) характерны эффективные декоративные композиции, парадные портреты. В то время вообще шло быстрое развитие науки, и человек часто вступал в отношения с природой, с природными стихиями, неконтролируемыми явлениями (ставил эксперименты, проводил опыты). Это чувствуется и в музыке, где стиль барокко отличает, с одной стороны, стремление к глубокому отображению внутреннего мира человека, к драматизму и синтезу искусств (опера, оратория, кантата, пассион), с другой – к освобождению от союза со словом (развитие инструментальных жанров).
Танцы эпохи барокко
Аллеманда (музыкальный размер 2/4 –> 4/4). Аллеманда – старинный танец в умеренном темпе и четном размере (чаще всего 4/4), с плавной, закругленной мелодикой. Принадлежит к парным массовым (хороводным), «низким» (бес прыжковым) танцам. Как бытовой и придворный танец появилась в Англии, Франции и Нидерландах в XVI веке; к этому времени относятся и самые ранние сохранившиеся записи и издания. Преобразовываясь и совершенствуясь, просуществовала вместе с менуэтом весь 18 век. В ней впервые появляется свобода рук – положение рук наверху, до этого руки во время танцев держали вдоль тела. «В XVII веке аллеманда вошла в сольную (лютневую, клавирную) и оркестровую сюиту в качестве обязательной 1-й части. Утратив песенно-танцевальные черты, она стала торжественной вступительной пьесой в медленном темпе, часто с затактом и полифонизированным, т.е. многоголосным складом. В 30-е годы XVIII века вышла из употребления».
Менуэт – «танец королей и король танцев» – так говорили в один голос историки этого танца. «Кто хорошо танцует менуэт, то всё делает хорошо» – так говаривали современники.
Основной чертой исполнения менуэта является чрезвычайная церемонность, чопорность и торжественность. Шаг менуэта очень плавный, каждое движение вытекает из предыдущего без всякого перерыва. Достичь этого не так просто, поэтому танцевальному искусству учились долго; один поклон менуэта мог разучиваться месяцами.
Сарабанда. «Поначалу это был народный танец живого, озорного, темпераментного характера, аккомпанементом которому служили кастаньеты, гитара, удары барабана. Его исполняли только женщины под песни, считавшиеся неприличными. «Танец-песня sarabanda, писали о нем современники, неприличен, по словам и отвратителен по движениям». Балетмейстер Карло Блазис в одном из своих трудов так описывает сарабанду: «В этом танце каждый выбирает себе даму, к которой он неравнодушен. Музыка дает сигнал, и двое влюбленных исполняют танец, благородный, мерный, впрочем, важность этого танца нисколько не мешает удовольствию, а скромность придает ему еще больше грациозности; взоры всех с удовольствием следят за танцующими, которые исполняют различные фигуры, выражают своим движением все фазисы любви». [2]
Заключение
Таким образом, культура барокко занимает огромное историческое пространство: рубеж XVI-XVIIвв - XVIIIв. Его появление было исторически закономерным процессом, подготовленным всем предшествующим развитием. Неодинаково находил свое претворение стиль в различных странах, выявляя их национальные особенности. В то же время имел общие черты, типичные для всего европейского искусства и для всей европейской культуры: церковный догматизм, приведший к усилению религиозности; увеличение роли государства, светскости, борьба двух начал; повышенная эмоциональность, театральность, преувеличенность всего; динамика, импульсивность; декоративность, живописность, излишество элементов. Основание в 1661 году «Академии танца» в Париже, сыграло большую роль в развитии историко-бытового танца и хореографии в целом: канонизация танцевальных форм, особенности композиционного построения бытовых танцев, появление выворотности в ногах, развитие парного сольного бытового танца, появление мелких движений, низких прыжков, усложнение движений рук, обращение известных композиторов XVII века к танцевальным формам.
Бальный этикет того времени так же повлиял на стиль, и манеру исполнения танцев у женщин: горделивая осанка, умение держать платье, навыки обращения с платком и т.д.
У мужчин: гордая и уверенная осанка (мужчина-воин), навыки владения шляпой, плащом и т.д. Зависимость манеры исполнения танцев XVII века (плавность, мягкость, изысканность, манерность движений) от художественного стиля барокко – пышность, вычурность, галантность и т.д.
Увлечение женского общества литературой, искусством, философией повлияло на формирование внешнего облика женщины середины эпохи. В связи с этим бытовой костюм так же нашел свое отражение в исполнении танцев. Зарождается синтетический характер театрального действия, идет зарождение оперы. Танец находит отражение в музыке, драме, опере, как средство образной характеристики персонажа. Появляется дивертисментный танец, действенный танец.
Эпоха барокко - одна из наиболее интересных эпох в истории мировой культуры. Она отличается своим драматизмом, интенсивностью, динамикой, контрастностью и, в то же время, гармонией, цельностью, единством. В тоже время, барокко подготовило новую эпоху - эпохе Просвещения. Искусство этого стиля живет, развивается вплоть до наших дней.
Список литературы
Приложение 1.
Как нарисовать ветку ели?
Музыка космоса
Чем пахнут ремёсла? Джанни Родари
Композитор Алексей Рыбников
Извержение вулкана