Нужно ли в школах вводить должность уполномоченного по правам ребёнка, омбудсмена?
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_anar.docx | 19.62 КБ |
ombudsmen.pptx | 1.92 МБ |
Исследовательская работа по теме:
Школьный омбудсмен – необходим ли он в моей школе?
В современной школе часто возникают конфликтные ситуации между учениками, учителями, родителями. Я узнал, что в других странах и даже в некоторых городах России в школах работают уполномоченные по правам ребёнка (омбудсмены) и решил исследовать проблему:
Необходим ли омбудсмен в моей школе?
Известно, что права ребенка определены Конвенцией ООН о правах ребенка, Конституцией РФ и другими законодательными актами. На практике не всегда эти права соблюдаются, и мы сталкиваемся с насилием в семье, психологическим давлением, конфликтами между учеником и учителем, учителем и родителями в школе. Именно потому необходим человек, который ежедневно будет помогать детям в решении вопросов взаимодействия со всеми участниками образовательного процесса с правовой точки зрения.
Цель моей работы: выяснить, необходим ли нашей школе омбудсмен.
Задачи:
1.изучить литературу, интернет ресурсы по данной теме.
2.провести анкетирование школьников и учителей.
3.взять интервью у компетентных лиц в нашем городе.
4.на основе изученного определить степень необходимости омбудсмена в нашей школе.
Объект исследования - деятельность омбудсмена
Предмет исследования - степень необходимости омбудсмена в нашей школе
гипотеза
Предположим, что для защиты прав обучающихся в нашей школе необходим омбудсмен.
Методы:
1.сбор информации в литературе, СМИ, Интернете.
2.анкетирование;
3. интервью
4.систематизация полученных знаний.
Из литературы и Интернет ресурсов, я узнал, что омбудсмен- (в буквальном переводе «человек справедливости») – уполномоченный по правам человека – появился в Швеции в 1807 году. В 90-х годах 20 века эта должность возникла в России:
Уполномоченный по правам человека в РФ - Лукин Владимир Петрович
Уполномоченный по правам ребёнка в РФ- Астахов Павел Алексеевич
Уполномоченный по правам ребёнка в школе - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей.
Омбудсмен занимается правовым воспитанием и профилактикой правонарушений.
Приоритетным направлением деятельности Уполномоченного является защита прав детей.
Уполномоченный по правам в школе должен быть:
•Нейтральным - он не должен иметь личный заинтересованности в результате рассмотрения жалобы или расследования.
•Независимым - никто не указывает, как он должен работать с жалобами, как их обследовать и что рекомендовать.
•Неформальным - омбудсмен не является частью какой-либо официальной процедуры рассмотрения жалобы.
•Пользующимся доверием - избирается большинством, все вопросы
разбираются конфиденциально.
Это может быть любой человек, достигший 18 лет, в том числе из родительской общественности.
В своей работе опирается на законы и правовые документы: слайд, не читать
Всеобщая декларация прав человека;
Конвенция ООН о правах ребенка;
Конституция РФ
Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ.
Федеральный закон об образовании
Закон об образовании РФ;
Семейный кодекс РФ;
Трудовой кодекс РФ;
Санитарные нормы для школ;
Устав школы;
Правила школьной жизни
Но еще я узнал, что на эти же документы опираются все работники школы.
2. Я решил провести анкету среди учеников 7-классов с целью выявления уровня знаний по данному вопросу.
Участвовало 55 человек.
На вопрос : Знаете ли вы кто такой омбудсмен?
Большинство детей ответили: нет
На вопрос: Известны ли вам случаи нарушения прав ребенка в нашей школе?
Большинство ответили утвердительно.
На вопрос: Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка в нашей школе?
Оказалось, что обучающиеся плохо знают правовые документы в школе: Устав школы, Правила поведения для учащихся.Уровень правовой культуры низкий
Нужен ли в школе омбудсмен- защитник по правам детей?
Большинство детей хотели бы , чтобы в школе работал омбудсмен.
Я провёл анкетирование среди учителей, чтобы узнать их точку зрения по данной теме.
Участвовало- 24 чел
На вопрос : Знаете ли вы кто такой омбудсмен?
Большинство учителей ответили: нет
На вопрос : Нужен ли в школе омбудсмен- защитник по правам детей?
Большинство ответили отрицательно.
На вопрос: Нарушаются ли права учителей в нашей школе?
Большинство ответили утвердительно.
По результатам анкетирования я сделал вывод, что отношение к должности омбудсмена у обучающихся и учителей разное.
Я решил обратиться к опыту тех стран, где должность омбудсмена существует давно. Результаты оказались для меня совершенно неожиданными. Дело в том, что права ребенка зачастую заменены вседозволенностью. В Америке, например, ситуация с дисциплиной зашла в тупик, в результате чего резко снизилось качество образования. Результаты контрольных работ и экзаменов показали, что 70 процентов детей по окончании четвертого класса не обладают элементарными навыками чтения. Международные тесты по математике показали, что выпускники американских школ отстают в знаниях от учащихся слаборазвитых стран. Ситуация была названа президентом США "катастрофической".
Оказывается, все дело в неправильном понимании понятия «Правовая культура». Часто под ней понимают знание только своих прав. На самом же деле правовая культура включает в себя и обязанности.
В России сейчас начинается работа по введению должности омбудсмена в школы.
И я решил обратиться с проблемным вопросом к компетентным людям нашего города.
На сайте администрации города я разместил вопрос для Игоря Викторовича Леонова. Ответа, к сожалению пока не получил.
Марина Александровна Джафадова, капитан полиции, инспектор ОпДН, осуществляет взаимодействие с нашей школой, пояснила мне, что за соблюдением прав ребёнка в школе следят заместитель директора по воспитательной работе, педагог-психолог, социальный педагог. Эти педагоги работают в связке, в команде и совместно могут квалифицированно разрешить любую конфликтную ситуацию между учителями, детьми и родителями. У ребёнка есть выбор, к кому обратится со своей проблемой. Омбудсмен, работая в одиночку, не всегда сможет принять правильное решение так, как это сделает команда профессионалов.
После разговора с М.А. я задумался, а если на должность омбудсмена будет избран человек не вполне квалифицированный в правовых и психологических вопросах, сможет ли он правильно разрешить конфликтную ситуацию?
Скрипкина Елена Юрьевна, методист Управления образования рассказала мне, что правовой основы для деятельности школьных омбудсменов нет. Отсутствуют нормативные документы, регламентирующие деятельность омбудсменов. Нет таких вузов, которые готовили бы этих специалистов. А есть ли тогда смысл вводить данную должность в школе?
Еще Е.Ю. сказала, что если в школе хорошая атмосфера, нет серьезных конфликтов учителей с учениками, или они разрешаются при помощи тех специлистов, которые имеются, то в данной должности нет необходимости.
Недавно в школе проводился мониторинг удовлетворённости учеников и родителей, который является ежегодным. Он показывает отношение участников учебного процесса к школе. И я подумал, что если в школе часто бывают конфликтные ситуации, то мониторинг покажет низкий уровень удовлетворенности.
Я обратился к Донцовой Анне Анатольевне, чтобы узнать результаты мониторингов. Выяснилось, что результаты мониторинга стабильно ежегодно показывают хороший уровень удовлетворённости учеников и родителей образовательным учреждением.
Таким образом, я сделал вывод, что в нашей школе нет необходимости в должности уполномоченного по правам ребёнка (омбудсмена), т.к.:
-обучающиеся и их родители довольны качеством школьной жизни.
-В школе есть должностные лица, способные решить конфликтную ситуацию.
Итак, моя гипотеза не подтвердилась.
Цель работы достигнута.
Слайд 1
МОУ «СОШ №19» Школьный омбудсмен – необходим ли он в моей школе? Выполнил: Ширинов Анар,7 «Б» Научный руководитель: Глайборода Анжелика Алексеевна г.Ухта,2013Слайд 2
Цель : выяснить необходим ли нашей школе омбудсмен. Задачи: 1.изучить литературу, интернет ресурсы по данной теме. 2.провести анкетирование школьников и учителей. 3 .взять интервью у компетентных лиц в нашем городе. 4 .на основе изученного определить степень необходимости омбудсмена в нашей школе.
Слайд 3
Объект исследования - деятельность омбудсмена. Предмет исследования – степень необходимости данной должности в нашей школе.
Слайд 4
Гипотеза : Предположим ,что для защиты прав обучающихся в нашей школе необходим омбудсмен.
Слайд 5
Методы : 1.сбор информации в литературе, СМИ, Интернете. 2.анкетирование; 3. интервью 4.систематизация полученных знаний.
Слайд 6
Омбудсмен – уполномоченный по правам человека – появился в Швеции в 1807 году. Уполномоченный Уполномоченный по правам человека по правам ребёнка Лукин Владимир Петрович Астахов Павел Алексеевич
Слайд 7
Уполномоченный по правам ребёнка в школе - это неофициальное лицо, которое разбирает конфликтные ситуации, отслеживает соблюдение законных прав и интересов учащихся, учителей и родителей.
Слайд 8
Уполномоченный по правам в школе должен быть: Нейтральным - он не должен иметь личный заинтересованности в результате рассмотрения жалобы или расследования. Независимым - никто не указывает, как он должен работать с жалобами. Неформальным - омбудсмен не является частью какой-либо официальной процедуры рассмотрения жалобы. Пользующимся доверием - избирается большинством, все вопросы разбираются конфиденциально.
Слайд 9
Нормативно-правовая база: Всеобщая декларация прав человека; Конвенция ООН о правах ребенка; Конституция РФ Федеральный закон "Об основных гарантиях прав ребенка в РФ. Федеральный закон об образовании Закон об образовании РФ; Семейный кодекс РФ; Трудовой кодекс РФ; Санитарные нормы для школ; Устав школы; Правила школьной жизни
Слайд 10
Знаете ли вы кто такой омбудсмен? Вывод: Большинство детей не знает об этой должности.
Слайд 11
Известны ли вам случаи нарушения прав ребенка в нашей школе? Делаю вывод ,что в школе есть случаи нарушения прав ребёнка.
Слайд 12
Знаете ли вы, где зафиксированы права ребенка в нашей школе? Уровень правовой культуры обучающихся низкий.
Слайд 13
Нужен ли в школе омбудсмен- защитник по правам детей? Вывод: Большинство детей хотели бы , чтобы в школе работал омбудсмен.
Слайд 14
Знаете ли вы кто такой омбудсмен? Вывод: Большинство учителей не знает об этой должности.
Слайд 15
Нужен ли в школе омбудсмен- защитник по правам детей? Большинство учителей не считают , что в нашей школе необходима должность омбудсмена.
Слайд 16
Нарушаются ли права учителей в нашей школе? Я сделал вывод, что в школе есть случаи нарушения прав учителя.
Слайд 17
Свой проблемный вопрос я отправил на сайт администрации города И.В.Леонову.
Слайд 18
М. А. Джафадова , инспектор ОпДН : « За соблюдением прав ребёнка в школе следит команда квалифицированных педагогов: заместитель директора по воспитательной работе, педагог- психолог, социальный педагог. заместитель директора по воспитательной работе Терешина В.В. социальный педагог Ветров В.А. Психолог Хороброва Т.В
Слайд 19
Скрипкина Е.Ю, методист Управления образования «Правовой основы для деятельности школьных омбудсменов нет. Если в школе хорошая атмосфера, нет серьезных конфликтов учителей с учениками, или они решаются специалистами школы, то в данной должности необходимости нет.
Слайд 20
Мониторинг удовлетворённости учеников и родителей деятельностью образовательного учреждения стабильно показывает хороший уровень . Заместитель директора по воспитательной работе Донцова А.А.
Слайд 21
Вывод: В нашей школе нет необходимости в работе уполномоченного по правам ребёнка (омбудсмена), т.к. обучающиеся и их родители довольны качеством школьной жизни. В школе много специалистов, способных решить конфликтную ситуацию. Моя гипотеза не подтвердилась. Цель работы достигнута.
Слайд 22
Спасибо за внимание! Желаем всем бесконфликтного общения !
Рисуем ветку берёзы сухой пастелью
Весёлая кукушка
Карандаши в пакете
Астрономы получили первое изображение черной дыры
Как нарисовать лимон акварелью