Работа написана на снове местного материала, который мжно дополнять.
Вложение | Размер |
---|---|
tselina.docx | 36.22 КБ |
МБОУ «Солоновская средняя общеобразовательная школа им. Матренина А.П.»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«СОЛОНОВКА В ГОДЫ ОСВОЕНИЯ ЦЕЛИНЫ»
Выполнила ученица 7 класса
Борисенко Татьяна
Руководитель
Шлегель Г.А.
Солоновка
2014
Оглавление.
1.Введение. Актуальность темы.
1.1.Цель исследования.
1.2. Задачи исследования.
1.3. Методы исследования.
1.4. Краткий обзор литературы и источников.
1.5. Степень изученности темы.
2. Развитие сельского хозяйства в Солоновке в годы освоения целины.
2.1.Участники освоения целины в нашем селе.
2.2.Развитие земледелия в 1954- 56 годах.
2.3. Развитие животноводства в 1954-56 годах.
2.4. Результаты работы колхозников.
3. Заключение. Выводы. Перспективы работы.
Всему начало - плуг и борозда.
Поскольку борозда под вешним небом
Имеет свойство обернуться хлебом.
Не забывай об этом никогда:
Всему начало –
Плуг и борозда.
( Сергей Викулов)
В 2014 году в нашей стране и в Алтайском крае отмечается 60-летие освоения целинных и залежных земель. Из «Словаря русского языка» С. Ожегова я узнала, что целина – это никогда не паханная, а также много лет не подвергавшаяся обработке земля.
Сельское хозяйство не удовлетворяло потребности в продуктах питания и промышленном сырье, необходимо было улучшить положение с производством зерна. На Пленуме ЦК КПСС 1954 года было принято решение значительно и быстро расширить посевные площади за счет освоения целинных земель и залежей на востоке страны, в том числе на Алтае. На помощь местным механизаторам поднимать целину в край приехали 50 тысяч юношей и девушек более чем из 40 областей, краев и республик. Первый в стране эшелон целинников – это были москвичи – прибыл именно на Алтай.
Я никогда не слышала об этих событиях, поэтому решила узнать о жизни села в те годы.
Цель: Собрать сведения о жизни и работе жителей села в годы освоения целины.
Задачи: 1.Познакомиться с литературой о целине в библиотеках села.
2. Изучить материалы краеведческого музея школы по данной теме.
3. Побеседовать со старожилами о жизни села в 1954 – 56 годах.
В библиотеках села сохранились книги о целине, изданные в 80-х годах 20 века. В них собраны статьи, очерки о людях, работавших в годы освоения целины. Главные события проходили в Кулундинской, Рубцовской степи. В книге «Подвиг на целине», выпущенной в 1964 году к 10-летию освоения целины, я прочитала, что « опыт совхозов «Алтайский» и «Белокурихинский» убеждает в неисчерпаемых богатствах целины», «совхоз «Путь Ленина» Смоленского управления получил от 2178 овцематок 2226 ягнят». Хозяйство нашего села было в составе совхоза «Путь Ленина» с 1957 года, овцеводство относилось именно к Солоновке.
Прочитав историю села, изучив материалы музея, я узнала, что воспоминаний о распашке целины нет. Сохранились записи Голубева Николая Алексеевича о работе колхозников в целинные годы.
Из опросов старожилов я узнала, что в колхозах Солоновки в то время работала бригада москвичей-механизаторов вместе с солоновцами Кашкаровым Алексеем Романовичем и Медведевым Петром Фадеевичем. Руководил целинной бригадой москвич Бойцов. Все москвичи после освоения целины уехали, а Бойцов остался, так как женился здесь. Вернулись из Бийска с семьями на освоение целины Черданцев Григорий Иванович и Большаков Ефим Тимофеевич.
Распаханы были 3 тысячи гектаров целинных земель, расположенных за рекой Камышенкой. До Великой Отечественной войны там стояла ферма, были выпаса и сеяли травы на сено, разделив поля на семь колхозов, существовавших в Солоновке. Во время освоения целины образовали совхоз «Хлеборобный», эти земли позже отдали отделению «Урожайное». В начале 70-х годов в Солоновке не хватало кормов и выпасов из-за интенсивного развития животноводства, а в отделении «Урожайное» было достаточно площадей, поэтому директор совхоза Чехов В.В. договорился о возврате этих земель в совхоз «Солоновский».
На распашке целины трудились с полным напряжением сил, настойчиво преодолевая трудности. Трактор в ту пору производил на деревенских жителей большее впечатление, чем сегодня запуск космических кораблей. Тракторов с каждым годом становилось все больше и больше. Сначала были колесные тракторы, затем отечественные ДТ-54. Когда случались поломки, тракторы долго простаивали. Ремонт - трудоемкое дело, грязь, мазут.
Работать трактористом или комбайнером было престижно. Они получали хорошую зарплату, им выдавали заработанный хлеб зерном, мукой. Механизаторы были уважаемыми людьми на селе. Тяга молодежи к технике была огромна, многие шли сначала работать прицепщиками. Из числа прицепщиков отбирали ребят и посылали учиться на курсах механизаторов. В уборку часть механизаторов пересаживалась на комбайны. Целинники, механизаторы - трудяги. Целина была испытанием для каждого. Изо дня в день пахота, обед, пахота, ужин… Все выдержать помогала молодость.
На помощь в уборке урожая приезжали студенты, например, Терентьева Александра Михайловна по комсомольской путевке ездила по колхозам, работала на токах. В Солоновке в 1956-57 годах школа имела статус средней, до этого и после – восьмилетняя. По направлению приехали на работу в эти годы учителя - москвички Ирина Дмитриевна Акунина (географ) и Юлия Михайловна Вавилова.
Терентьев Михаил Семенович после обучения в ФЗО в Хабаровске, отслужив в армии, вернулся в 1956 году, строил Заготзерно в Сычевке. С ним работал Медведев Петр Фадеевич.
В 1954-1955 гг. освоено 3 тыс. га целинных и залежных земель; проведено землеустройство; построено два механизированных тока, два скотных двора на 300 скотомест, телятник и свинарник; клуб в пос. Красный Городок; работало две пилорамы; освоено производство кирпича. В гараже насчитывалось грузовых и две легковых автомашины. Из года в год повышалась урожайность зерновых и технических культур. На шестой год после укрупнения мелких колхозов, в 1956 г., со всей площади зерновых в 7 тыс. га было собрано на круг по 20 ц с каждого гектара. В соревновании колхозов района по урожайности «Путь к коммунизму» занял первое место и выполнил два плана хлебосдачи, засыпав в закрома Родины 65 тыс. ц добротного зерна. Доход артели составил 11 млн. руб.
В конечном итоге возросла производительность труда. Поднялся жизненный уровень народа, резко улучшилось его материальное благосостояние. Перед реорганизацией колхоза в совхоз (с 1956 г. по 1966 год в составе «Путь Ленина») на трудодень члены артели получили по 11 руб. и 2 кг хлеба. В целом, по хозяйству было выдано колхозникам 10 тыс. ц зерна и с учетом премиальных за технические культуры 7 млн. руб. деньгами.
Родина высоко оценила труд хлеборобов. В соответствии с Указом Президиума Верховного Совета СССР от 20 октября 1956 г. было награждено медалью «За освоение целинных и залежных земель» 147 человек. Среди них Князева Мария Михайловна 1923 года рождения. Она была учетчиком полеводческой бригады в колхозе «Путь к коммунизму», награждена за участие в организации полевых работ на целине. Медалью была награждена Большакова Ефросинья Макеевна (1906-1983),работавшая на полях. Такие же награды у Терентьева Михаила Семеновича и Терентьевой Александры Михайловны. Большинство награжденных – трактористы. Многих нет в живых. Есипов Иван Михайлович (1937-1999)сел за рычаги трактора после службы в армии.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 11 января 1957 г. за получение высоких урожаев зерновых и технических культур получили высшую правительственную награду Орден Ленина:
Косых Семен Митрофанович – бригадир тракторной бригады №16;
Голубев Николай Алексеевич – председатель колхоза «Путь к коммунизму»;
Соколов Виктор Кузьмич – председатель колхоза «Пролетарий».
Орденом Трудового Красного Знамени:
Рехтин Ефим Григорьевич – бригадир тракторной бригады №15;
Лаврентьев Николай Тимофеевич – бригадир полеводческой бригады;
Черданцев Григорий Иванович – бригадир полеводческой бригады,
Алмаев Григорий Федорович – бригадир по строительству ГЭС.
Черданцев Геннадий Петрович – шофер колхоза,
Дорофеева Матрена Васильевна – звеньевая по техническим культурам,
Фефелова А.Е. – звеньевая по техническим культурам.
Орденом «Знак Почета»:
Ендовицкий Яков Ефимович – секретарь парторганизации колхоза.
Выводы:1. Тема целины недостаточно описана в современной литературе.
2. Молодежь мало знает о работе крестьян в 50-60-е годы 20 века, о своих предках, живших в селе.
В экономическом и социальном развитии Алтайского края сегодня много проблем, их переживают такие же села, как и наше. Опыт целины нужно использовать для подъема сельского хозяйства. Решение современных задач невозможно без технического обновления производства, без повышения престижа крестьянского труда, без восстановления и развития чувства патриотизма и гордости за наш хлеборобный Алтай. Именно такие чувства помогли первоцелинникам начать и продолжить дело подъема алтайской целины. За что им низкий поклон и глубокая благодарность потомков.
Список литературы.
МБОУ «Солоновская СОШ им. Матренина А.П.»
ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ РАБОТА
«БЕССМЕРТНЫЙ ПОЛК АЛТАЯ»
Выполнил ученик 10 класса
Рева Кирилл
Руководитель
Шлегель Г.А.
Солоновка
2014
Оглавление.
А) Цель исследования
Б) Задачи исследования.
В) Краткий обзор литературы и источников.
Г) Степень изученности темы.
70 лет прошло со времени великого сражения нашего народа с фашистскими захватчиками. В нашем селе ушли из жизни все очевидцы Великой Отечественной войны. Их анкеты и воспоминания хранятся в музее. В каждой семье берегут память о родственниках, завоевавших Победу. Хочется, чтобы молодое поколение было достойно своих предков и хранило о них добрую память.
Цель моей работы: Показать необходимость увековечивания памяти об участии земляков в Великой Отечественной войне.
Задачи:
9660 жителей Смоленского района сражались на всех фронтах Великой Отечественной. О боевом пути смоленцев собраны воспоминания в книгах Михаила Петровича Папина. Из Солоновки 600 земляков встали в строй защитников Отечества. Своими руками, своей кровью, своей жизнью они добивались Победы! Необходимо сохранить память о событиях грозного времени.
Отличившиеся в боях награждены высокими правительственными наградами.
Герои Советского Союза:
Свистов Павел Дмитриевич-орден Ленина, медаль «Золотая Звезда».
Фефелов Яков Филиппович - орден Ленина, медаль «Золотая Звезда».
Краснознаменцы:
Иванников Ульян Васильевич - орден Боевого Красного Знамени, Красной Звезды.
Матренин Александр Павлович - орден Боевого Красного Знамени, Отечественной войны 1 степени, Красной Звезды.
Рехтин Феноген Трифонович – орден Боевого Красного Знамени.
Наши земляки участвовали во всех основных сражениях, стояли насмерть в обороне городов-героев, освобождали европейские страны, дошли до Берлина.
Список литературы.
1.Папин М.П. Память о боях и походах. Смоленское, 2013.
2. Папин М.П. Память о боях и походах. Смоленское,2014.
3.Шлегель Г.А. И ы отсюда родом… Издательский Дом «Бия», Бийск, 2009.
Учащиеся школы провели исследования своих родословных, нашли и оформили фотографии для участия в акции «Бессмертный полк». 9 мая 2013 года многие односельчане пришли с портретами родственников - участников войны. Собран материал о вернувшихся с полей сражений, необходимо продолжить поисковую работу для сбора сведений о погибших и пропавших без вести. Раньше у памятников собирались ветераны войны, сейчас их детей становится все меньше. Пришло время внукам встать в строй у обелисков с портретом солдата, защитившего нашу землю от фашизма. Каждый из них шел на смерть со словами «За Родину!» Есть долг чести и памяти.
МБОУ «Солоновская сош им. Матренина А.П.»
Исследовательская работа
«УДИВИТЕЛЬНОЕ РЯДОМ»
Выполнила ученица 7 класса
Березикова Анастасия
Руководитель
Шлегель Г.А.
Солоновка
2014
Оглавление
А) радуга;
Б) град.
5.Человек и природа:
А) исчезновение реки.
6. Вывод.
Явлениями природы называют все изменения, которые происходят в природе. С давних пор исследование явлений природы было одной из важных сторон деятельности человека. Сначала от этого зависела его жизнь. Людям нужно было уберечься от наводнений, ураганов, молний, использовать полезные свойства природы. Изучая явления , происходящие в природе, человек научился учитывать их в повседневной жизни.
Электрические явления наблюдаются в воздухе, организме человека и животных. Звуковые явления широко используются человеком, например, гидролокатор. Действие некоторых приборов основано на световых явлениях (телескоп). Химические явления человек научился использовать давно. Еще первобытные люди согревались у костра и варили себе пищу. Знания о биологических явлениях, сезонных и суточных изменениях нужны в сельском хозяйстве, медицине, в разных сферах деятельности людей.
Человек - часть природы, он стремится познать мир, наблюдая, накапливая знания, чтобы вмешательство в природу не нанесло вреда, чтобы сохранить окружающий мир.
Цель работы: привлечь внимание к уникальным явлениям.
Задачи: 1. Провести наблюдения и зафиксировать редкие и интересные явления. Проанализировать данные фенологических наблюдений краеведческого музея.
2.Найти в литературе объяснение этих явлений и применить к условиям нашей местности.
3. Обратить внимание окружающих на охрану природы родного края.
Познавая мир, человек открывает законы природы. Свои знания он выражает в науке, искусстве. Окрестности Солоновки интересны для наблюдений природы, созерцаний и создания художественных произведений. Отдых на природе восстанавливает силы, вдохновляет на творчество. Условия для развития познавательного туризма, мастерских художников.
Ель
Плавает ли канцелярская скрепка?
Астрономический календарь. Январь, 2019 год
Прекрасная арфа
Одна беседа. Лев Кассиль