Вложение | Размер |
---|---|
chelovek_interesnoy_sudby.docx | 39.42 КБ |
Муниципальное образовательное учреждение «Луховский лицей»
Исследовательская работа
«Человек интересной судьбы»
Автор: Иванова Екатерина – 10 класс
Руководитель:
Каргина Лилия Владимировна,
педагог-организатор лицея
Саранск 2012 год
Актуальность исследовательской работы
Современный мир полон серьезных проблем, различных противоречий. Мы пережили эпоху распада Советского Союза, эпоху перестройки, вступаем в стадию стабильности. На этом фоне произошли большие изменения и в области идеологического воспитания подрастающего поколения. Наблюдается падение духовно-нравственных ценностей, душевная опустошенность, рост преступности, жестокость, неуверенность в завтрашнем дне.
Образовавшийся вакуум в системе воспитания стал заполняться ориентацией на западные ценности, а не на ценности национальной культуры. Эстетические вкусы и предпочтения молодежи формируются главным образом средствами телевидения, музыкой «диско» и др. Эти вкусы и ценности поддерживаются периодической печатью, современным массовым искусством, оказывающим деморализирующее и дегуманизирующее воздействие.
В начале третьего тысячелетия молодежь вновь находится в поиске общественного идеала и путей его достижения. Многие утвердились во мнении, что высшими ценностями в мире являются человеческая жизнь, достоинство человека. Вне памяти, вне традиции истории и культуры нет личности.
Истинное искусство, сохраняя бережно историю и культуру, при умелом соприкосновении с ним открывает свой особый путь к истине. От интеллекта и глубины культуры человека зависит умение в столь сложное время происходящих в стране глобальных перемен научиться беречь, развивать духовные традиции многонациональной России.
В связи с этим, можно судить о значимости и важности исследовательской работы на тему «Человек интересной судьбы». Яркая жизнь скромного директора школы, неутомимого труженика способствует воспитанию человека доброго, светлого, способного противостоять злу.
Актуальность проблемы, помня о том, какую роль в воспитании молодежи играли также музеи во все времена, очевидна. Одна из главных задач литературно-исторического музея заключается в том, чтобы юные души прикоснулись к своим истокам, почувствовали не только генетическую, но и психологическую связь поколений, свою ответственность за сохранение и умножение добрых традиций, обычаев. Необходимо возрождать прошлое, ибо без прошлого нет настоящего.
Цель работы.
Проследить судьбу интересного человека Котлова А.А. через судьбу живых свидетелей и участников событий при создании музея Русской поэзии Сергея Есенина.
Задачи исследования.
1. Осветить жизнь и творчество А.А. Котлова.
2. Вклад Алексея Котлова в развитие русской литературы и искусства.
3.Восстановление музея Русской поэзии, способствующего нравственному, патриотическому воспитанию молодого поколения.
Объект исследования.
Процесс влияния творчества Котлова А.А. на воспитание подрастающего поколения.
Предмет исследования.
Жизнь и творчество А.А. Котлова.
Гипотеза.
Исследовательская работа выступает эффективным средством воспитания подрастающего поколения, если:
- жизнь и творчество Котлова А.А. получит признание в социуме Республики и Региона;
- будет способствовать восстановлению музея Русской поэзии в п. Луховке.
Методы исследования.
- анализ научно-популярной, художественной литературы и материалов периодической печати;
- изучение архивных документов семьи и экспонатов Республиканского музея;
- проведение интервью, бесед, анкетирования соратников, коллег, учеников, родственников.
Ожидаемые результаты.
1. Оформление музея Русской поэзии на территории п. Луховка;
2. Присвоение одной из улиц в п. Луховка, в районе новостройки, имени Котлова А.А.
3. Повышение интереса молодого поколения к творчеству С. Есенина и воспитание любви к Русской литературе.
Человек интересной судьбы.
Природой дарована нам
недолгая жизнь,
но память о прекрасно
прожитой жизни вечна.
Цицерон
Патриотическое воспитание основывается на исторической памяти нашего народа, что позволяет сохранить преемственность поколений, верность заветам отцов, честь и достоинство. Велика роль исторической памяти. «Память противостоит уничтожающей силе времени. Благодаря ей, прошедшее входит в настоящее, а будущее как бы угадывается настоящим, соединенным с прошлым», - верно и точно определил Д. С. Лихачев взаимосвязь времен посредством исторической памяти.
Владеть ею – значит сохранять преемственность поколений, проникнуть в глубину народной мудрости, духовного величия и героических свершений, познать загадочность русской души, воспитать и приумножить наследие предков.
Историю делают люди, подчас простые и незаметные. Мы много знаем об известных личностях прошлого и знаменитых современниках, но ведь и рядом с нами порой живут люди с интересной и сложной судьбой, много пережившие и немало сделавшие для общества. Без этих людей история того или иного народа становится бессмысленной. Причем им не обязательно совершать громкие деяния – им достаточно жить и своей жизнью вносить смысл в бег времени, а своей святостью освещать души людей. [8]
Жил, трудился в небольшом поселке, пригороде Саранска, интересный, умный и добрый человек, заслуженный учитель школ Мордовии, ветеран войны и труда Алексей Александрович Котлов, который внес значительный вклад в развитие науки и культуры Мордовии. Ещё в конце шестидесятых годов, когда Алексей Александрович был директором Луховской средней школы, он создал уникальный музей Русской поэзии.
Жизнь и творчество Алексея Александровича Котлова стали предметом нашего исследования. Любая судьба неразрывно связана с судьбой страны, с ее историей, поэтому главной целью работы стала задача проследить эту связь через судьбы живых свидетелей и участников событий, сделать все возможное, чтобы то, что они хранят в памяти, было зафиксировано, стало историческим документом.
Родился Алексей Александрович в семье парикмахера и модистки головных уборов в городе Саранске в 1919 году 16 февраля. Детство его проходило на тихой зелёной улочке Кавказской, 3. Родители души не чаяли в своем единственном сыне. А он был любознательным, пытливым. В 1936 году закончил десять классов средней школы № 9. Еще в школе он познакомился со стихами Сергея Александровича Есенина, которые пленили его на всю жизнь.
В тридцатые годы Сергей Есенин был запрещенным поэтом, его не изучали в школе и не издавали сборники с его стихами.
В 1938 году Котлов Алексей Александрович поступил в пединститут на филологический факультет. Здесь он пропагандирует своего любимого поэта. Вскоре о его пристрастии к поэзии Сергея Есенина стало известно институтскому начальству. Алексея Котлова хотели исключить из числа студентов, но за него заступился ректор института. Его строго предупредили. Занятие любимым делом он не бросил, только стал более осмотрительным.
Перед войной у него была уже обширная Есениниана. Одна из комнат в его квартире была сплошь уставлена книжными шкафами с многочисленными экспонатами и напоминала своеобразный литературный музей. Все это Алексей Александрович собрал в течение многих лет настойчивых поисков и стараний или приобрел за большие деньги у букинистов.
В 1941, когда началась Великая Отечественная война, Алексей Александрович ушел добровольцем на фронт защищать свою Родину.
Он окончил Подольское артиллерийское училище. Ему было присвоено звание лейтенанта. Воевал он под Москвой и Сталинградом.
Сколько испытал этот юноша - воин! И боль поражений, и потерю товарищей. Под Сталинградом с большими потерями вышли из окружения. В этом бою он тяжело был ранен, лишился глаза. Демобилизован был в апреле 1944 года. Он был награжден орденами Красного Знамени, Красной Звезды, медалями «За оборону Москвы» и «За оборону Сталинграда».
Алексея Александровича Котлова и на передовой сопровождал великий лирик России, вдохновлявший наших воинов сражаться до последней капли крови за свободу Родины. На фронтовых дорогах неизменным спутником его была книга со стихами любимого поэта.
После войны вместе с семьей Алексей Александрович едет на Урал. Там он работает в качестве инспектора железнодорожных школ. В 1958-71 годах Алексей Александрович учитель русского языка и литературы, а потом и директор Луховской средней школы Октябрьского района города Саранска.
Алексей Александрович Котлов был прекрасным педагогом, заслуженным учителем Мордовии и страстным пропагандистом поэтического искусства, всего прекрасного. Вместе с учащимися этот удивительный человек посадил фруктовый сад, чудеснее которого ничего не было в поселке Луховке. Весной школа утопала в буйном цветении вишен и яблонь. Юннаты проводили большую опытническую работу. Не случайно в 1966 году за достигнутые производственные показатели Луховская средняя школа была занесена в Книгу Почета Всероссийского конкурса на лучшую постановку в школах и внешкольных учреждениях РСФСР опытнической работы по сельскому хозяйству.
Учительница Зубанкова В. Н. вспоминает: «Алексей Александрович был чутким и мудрым наставником. Много внимания уделял трудовому воспитанию. Учил добру и справедливости. И сам всегда был образцом честности и порядочности».
Выпускница школы, ныне заместитель директора Луховского лицея Лазарева Л.Н. с чувством глубокой благодарности вспоминает, как интересно и увлекательно проводил Алексей Александрович уроки литературы.
Но главным «детищем» Алексея Александровича был музей Русской поэзии.
Изучению, исследованию жизни, творчества Сергея Есенина, собиранию материала о нем, редких экспонатов Алексей Александрович посвятил большую часть своей жизни. Он сумел увлечь и учащихся этой кропотливой и трудной работой, они стали его первыми помощниками. Ребята под руководством Алексея Александровича устанавливали связь с людьми, знавшими поэта, с писателями, художниками, композиторами, с литературными музеями. По крупице собирались тысячи писем есениноведов, современников, родственников и друзей поэта, прижизненные издания произведений Сергея Есенина, образцы его послевоенных изданий на многих языках. Имелось почти всё, что публиковалось о поэте: монографии, статьи периодической печати, более десятка нигде не публикованных мемуаров современников.
А какая богатейшая иконография!
Это – портреты, фотографии, скульптуры, киноленты, диапозитивы. И среди них есть уникальные экспонаты, как, например, мозаичный портрет Сергея Есенина. Когда Алексей Александрович Котлов работал на Урале, у него был очень талантливый ученик Иван Старцев, который впоследствии стал художником. Связь между учителем и учеником не прерывалась долгие годы . Иван Старцев очень хорошо знал об увлеченной работе Алексея Александровича над Есенинианой. И вот однажды из далекого Урала приезжает к своему учителю художник Старцев Иван. Он дарит уважаемому учителю мозаичный портрет Сергея Есенина. [9]
Среди наиболее ценных экспонатов музея - гипсовая маска с лица Сергея Есенина, сделанная после смерти поэта, таких масок в стране было всего три.
Старейший учитель школы Артемьева В.И. вспоминает:
«Самым значительным исследованием Алексея Александровича является «Свод библиографических данных о жизни и деятельности Сергея Александровича Есенина». Для этого научного труда – аннотированного справочника о Сергее Александровиче Есенине - он начал собирать материалы ещё в студенческие годы. До последнего времени продолжал эту работу Алексей Александрович, расширяя библиографическую картотеку, которая насчитывала свыше пяти тысяч изданий.
Десятки лет настойчивого, кропотливого труда отдано этой объёмной рукописи, в которой около тысячи машинописных страниц. Один экземпляр отдан в дар музею - усадьбе Сергея Александровича Есенина в селе Константиново. И этим и другим пользуются как бесценным материалом ученые, студенты, поклонники есенинского таланта».
Свою огромную любовь к творчеству замечательного русского лирика Алексей Александрович передавал своим питомцам. В школе часто проводились литературные вечера, встречи с писателями, артистами. Частым гостем музея был А. Вагнер, есениновед, актер горьковского театра.
«Затаив дыхание, мы слушали в исполнении замечательного актера стихи любимого поэта», - вспоминает выпускница Лисенкова Г.И.
По воспоминаниям экскурсовода Мельниковой Н. И. в уникальном школьном музее побывали многие учителя и учащиеся саранских школ, учебных заведений Мордовии, а также студенты и преподаватели Мордовского пединститута, государственного университета и гости из разных городов страны.
Книга отзывов хранит имена посетителей:
«Сегодня мы прикоснулись к жизни великого русского поэта и запомнили этот день как праздник». Земляки Шолохова.
«Хотелось, чтоб как можно больше людей встречалось с русским поэтом. Большое спасибо создателю музея, страстному почитателю таланта С. Есенина А. А. Котлову». Учителя из города Саратова.
Особое внимание в есениноведении А. А. Котлов уделял теме «Есенин и Мордовия». С жизнью мордовского народа Сергей Есенин был знаком ещё в пору своего ученичества. Юный поэт проявил особый интерес к быту, языку и фольклору талантливого мордовского народа. В стихотворении «В том краю, где желтая крапива…» он пишет:
Затерялась Русь в Мордве и Чуде,
Нипочем ей страх…[5]
А в 1917 году, ещё до революции, у поэта появляется уважительно любовное упоминание о мордве:
Край мой! Любимая Русь и Мордва!
Притчею мглы ты, как прежде жила…
Нежно под трепетом ангельских крыл
Звонят кресты безымянных могил. [5]
О пребывании Сергея Есенина на территории современной Мордовии архивы, к сожалению, молчат. Но старожилы рассказывают о кратком пребывании поэта в 1921 году в железнодорожном узле Рузаевка. Они утверждают, что поэт побывал в депо, на вокзале, отправил в Москву телеграмму, охотно вступал в разговоры с местными жителями, рабочими и служащими, интересовался событиями 1905 года в Рузаевке, местами, где бывал Пугачев. [4]
Эти рассказы не были документально оформлены, но вероятность их очевидна.
В течение всей сознательной жизни Алексей Александрович вел обширную переписку с людьми, интересующимися поэзией Сергея Есенина. Как вспоминают его коллеги, на столе у него всегда лежало много писем из различных государственных архивов и писателей различных поколений.
Алексей Александрович Котлов ежедневно получал ответы на свои письма. Переписка помогла ему приобрести монографии, иконы, фотографии, редкие экземпляры стихов поэта, статьи периодические печати. Им собрано более десятка нигде не опубликованных мемуаров современников Сергея Александровича Есенина.
Сейчас вся переписка собрана в папки, подшита и составляет сотни страниц.
Изучая эти материалы, мы заинтересовались одним сообщением.
Летом 1972 года в газете «Советская Мордовия» вышло сообщение о том, что Луховский музей Русской поэзии стал обладателем забытой статьи великого поэта «Ярославны плачут». Она представляла собой небольшой критический обзор стихотворений, написанных поэтами - женщинами и явившимися откликам на первую мировую войну. [2]
После сообщения газеты о забытой статье Сергея Есенина он стал получать много писем от собирателей и исследователей есенинского наследства. Большая часть писем, поступавших всю осень 1972 года, содержала осуждение за эту публикацию, за её несерьёзность, поспешность, за отсутствие доказательств о том, что статья «Ярославны плачут» принадлежит перу Сергея Есенина.
Одобрение пришло от современника Сергея Есенина писателя В. И. Ардова, с которым Алексей Александрович Котлов состоял в многолетней переписке, он убеждал, что эта статья принадлежит перу Сергея Есенина: в них его лексика, интонация, манера разговора, его настроение.
Вслед за этим письмом пришло такое же хорошее письмо от кандидата филологических наук, заведующего кафедрой советской литературы Шадринского пединститута Тимофеева Вячеслава Павлиновича.
И только три года спустя, после того как в Мордовии был найден адрес забытого произведения великого поэта, статья «Ярославны плачут» была атрибутирована сразу двумя учеными литераторами - исследователями творчества Сергея Есенина - С. Кошечкиным, В. Вдовиным. Итак, авторство забытой статьи Есенина было доказано. [6;7]
Интересно и своеобразно отобразилась есенинская тема в произведениях графики малых форм – экслибрисах.
И в музее Русской поэзии большое место среди графических работ, посвященных Сергею Есенину, занимали изящные миниатюры, выполненные художниками различных городов нашей Родины: М. А. Паньковым, К. С. Копыловым, К. Козловским. По природе своего дарования украинский художник Козловский - лирик. С большим мастерством передает он в книжной графике певучую лиричность своего родного края. В его книжных знаках тема русской природы звучит своеобразно и проникновенно. В экслибрисе для книг Николая Ховрякова Константин Козловский как бы иллюстрирует есенинское стихотворение «Проплясал, проплакал дождь весенний …». В миниатюре, выполненной для книголюба и собирателя есенинианы из города Барановичи В. К. Поликарпова, также звучит мотив весеннего дождя. Известный художник С. В. Кукуруза, побывавший в гостях в музее, оставил памятный подарок - экслибрис, который напоминает эмблему клуба любителей экслибриса.
Этот клуб возглавлял долгое время Алексей Александрович Котлов. Среди учащихся нашлись художники, которые изготовили множество экслибрисов по различным произведениям поэта (Зубанков П. М, Котлов С. А.). Многие из экслибрисов принадлежат С. Чепанову, который ездил с ними в Москву на литературный праздник.
Хочется остановиться у знака, выполненного художником Ванеевым из Серпухова, где Сергей Есенин изображен рядом с нашим земляком скульптором Степаном Дмитриевичем Эрьзей у контура карты Мордовии.
Друг Сергея Есенина, поэт Рюрик Ивцев, увидел работу А. Ванеева, заинтересовался ею и много рассказал о дружбе Сергея Есенина со Степаном Эрьзей. [3]
Вспоминает учительница Абросимова Е. М, работавшая вместе с Алексеем Александровичем: «А какую большую работу проводили члены клуба Русской поэзии по разгадке происхождения «Предполагаемого» текста X главы романа Александра Сергеевича Пушкина «Евгений Онегин». Десятилетиями пушкиноведы занимались поисковой работой недостающей X главы. Сколько людей посвятили себя этому интересному делу.
Однажды в Московской области, будучи в поездке по литературным местам, Алексей Александрович вместе с ребятами познакомились с интересным человеком, краеведом Подмосковья Моченовым. Он в свою очередь передал им любопытную рукопись, в заголовке её значилось: «Полный текст X главы «Евгения Онегина» Александра Сергеевича Пушкина, которую он получил от умершего к тому времени профессора Казарина, утверждавшего, что это и есть доподлинный текст утраченной X главы.
Рукопись в 1969 году была опубликована в газете «Красное знамя» и привлекла внимание пушкинистов, вызвала много споров и толков.
Ребята начали длительный и интересный поиск по разгадке тайны «предполагаемого текста». Были написаны письма знатокам пушкинского творчества Александру Трифоновичу Твардовскому, В. Рождественскому, С. Гейченко и многим другим. Постепенно истина прояснялась, и все убедились в имитации, довольно талантливой. Узнали и имя фальсификатора. Им оказался журналист конца двадцатых и начала тридцатых годов некто Альшиц. Пусть даже это не Пушкин. И все равно значение публикации было злободневно».
Рассказывает участница Пушкинского праздника в Ленинграде в 1974 году Завьялова Л.И., ныне специалист сельского хозяйства:
«Вся эта история заставила нас, членов клуба «Любителей русской словесности» обратиться к исследованию языка произведений Александра Сергеевича Пушкина и убедиться в том, что язык великого поэта - это язык нашей эпохи.
Были взяты четыре тома «Словаря Пушкина». В сочинениях великого поэта учтено 544777 словоупотреблений, которые выражены 21197 словами, употребленными поэтом в разной частотности. Выбирались слова, которые Пушкин употреблял часто, оказывалось, что эти слова так же часто употребляются и в современном литературном языке. Таких слов поэта более 13 тысяч.
Затем были взяты слова, которые в сочинениях поэта употреблены всего по одному разу, и оказалось, что они в нашем современном языке употребляются совсем не редко. Вот некоторые из этих слов: вдохновенно, горестно, горделиво, увлечься, кропотливый и другие.
Было замечено всего 8 слов, которые у Пушкина употребляются в сочинениях довольно часто, а в современном языке – изредка: царский, величество, ворота, государыня, графиня, бал, дама, слуга. Но это вполне объяснимо историческими изменениями. А подавляющее большинство из всех 21197 слов пушкинского словаря являются активными в современном нашем литературном языке».
В своем музее Алексей Александрович Котлов сосредоточил не только Есенинские экспонаты. В нем было много посвящений крупнейшему советскому поэту Александру Трифоновичу Твардовскому. Алексей Александрович Котлов познакомился с Твардовским ещё на фронте, это знакомство в дальнейшем переросло в творческую дружбу поэта и педагога - литератора, которая продолжалась много лет. [1]
В разделе, в посвященном Александру Трифоновичу Твардовскому, много фотографий поэта, есть среди них и мало известные, и совсем не знакомые читателям снимки. На них изображены Александр Твардовский и Константин Симонов, Николай Тихонов, Алексей Толстой, молодые поэты прошлых лет. А на одном снимке запечатлены поэт и Юрии Гагарин….
Дружба Алексея Александровича Котлова и Александра Трифоновича Твардовского была не случайной. Видный советский поэт много времени уделял проблемам преподавания литературы в средней школе, советовался с Алексеем Александровичем Котловым как опытным и знающим словесником по многим актуальным вопросам. В 1960 году в Москве проходил Всероссийский съезд учителей. Выступая на нем, Александр Твардовский говорил: «Я переписываюсь с учителем Луховской средней школы, под Саранском, в Мордовии, Алексеем Александровичем Котловым, и совсем недавно он мне написал о том как его выпускники работают на колхозных полях, как они посменно группами и, видимо имея некоторый заработок, отправляются в культурно - литературные походы. Вот нынешним летом они едут в Ульяновск, потом - в Болдино, потом - в Ясную Поляну. Я не говорю, что он бог весть что придумал, но это придумал он, влюбленный в своё дело сердцем, и это очень хорошо. Ведь мы имеем дело с нашей сменой, с тем, что составит и ум, и талант, и великую силу и славу нашего будущего общества». [6]
Высказывания поэтом о дружбе с Алексеем Александровичем Котловым можно подчеркнуть не только в хрестоматиях. В музее хранится целая папка с письмами и телеграммами Александра Трифоновича Твардовского.
Перелистаем некоторые из них. Телеграмма поэта от 12 сентября 1970 года: «Очень благодарю за плоды садов Мордовии, рад Вашему выздоровлению, дорогой друг». А вот более ранняя, датированная 28 апреля 1969 года: «С праздником Первомая, дорогие друзья Котловы! Желаю здоровья всякого благополучия в праздники и будни (особенно). Ваш А. Твардовский». [5]
Будучи редактором журнала «Новый мир», Александр Трифонович Твардовский советовался с педагогом относительно публикации в журнале некоторых материалов, в частности, статьи А. Лебедева «Школьная эстетика». Об этом свидетельствует письма Александра Трифоновича Твардовского, относящиеся к марту 1967 года: «Дорогой друг Алексей Александрович! Спасибо за книгу и милое Ваше письмо. Напрасно Вы, между прочим, прибедняетесь, оговариваясь относительно «некомпетентности» своих суждений в стихах. Я бы сказал, что они, наоборот, высказывают большое понимание и вкус, например, то, что Вы заметили разночтение концов стихотворения «Я знаю, никакой моей вины» в «Новом мире» и в «Правде» - свидетельство очень острого чуткого уха…».
Алексей Трифонович Твардовский оказал содействие в организации ремонта старого здания Луховской средней школы, живо интересовался перестройкой школьного преподавания, присылал книги и фотографии.
Луховский музей Русской поэзии был достоянием не только многочисленных любителей отечественной литературы, но и самых простых обыкновенных людей. Он помогал узнать и полюбить русскую литературу, войти в большой и светлый мир прекрасного.
Создатель музея Котлов А. А. был сердцем чистой и светлой духовной культуры поселка. Именно такими людьми держится и движется мир.
Жизнь А. А. Котлова убеждает нас в том, что понятия честь, порядочность, преданность не являются чисто теоретическими. Оказывается, что рядом с нами жили и живут люди, для которых эти понятия являются основными критериями всех поступков, нравственными ориентирами в нашем сложном мире.
Алексей Александрович Котлов жил для людей, и односельчане и воспитанники с благодарностью вспоминают этого человека.
Для достижения поставленной цели нами были использованы следующие методы: анализ литературы (газетные статьи, брошюры и книги) по затронутой проблеме; беседы с людьми, знающими и помнящими Алексея Александровича Котлова; знакомство и изучение материалов и экспонатов из личного архива Алексея Александровича Котлова. Автор не претендует на точное освещение жизни и творчества Алексея Александровича Котлова, но сочтет свою задачу выполненной, если данная работа побудит к возрождению и дальнейшему изучению жизни и творчества этого незаурядного человека, сыгравшего заметную роль в общественно - политической и духовной жизни мордовского края. А восстановление музея поэзии на территории поселка Луховка будет данью памяти Котлову Алексею Александровичу.
Строя день сегодняшний, подготавливая день завтрашний, наше общество идет по нелегкому пути. Чтобы обрести новые силы для улучшения жизни, необходимо вглядеться в прошлое. Вот почему так мощно звучал и звучит мотив исторической памяти.
Литература
1. С.А. Есенин. Собрание сочинений. Библиотека «Огонек». Издательство «Правда». Напечатаны стихи о Мордовии «В том краю, где желтая трава …», «Край мой! Любимая Русь и Мордва».
2. Газета «Правда», 1988г. «Эта улица мне знакома». Газета «Советская литература», 1990г. «Неизвестный Есенин».
3. Персидские мотивы, В. Белоусов. Издательство «Знание», Москва, 1968. Книга знакомит читателей с наиболее значительными явлениями в области советской литературы и искусства. В ней рассказывается о мотивах, побудивших С. Есенина написать цикл стихотворений «Персидские мотивы», о встрече поэта с армянской учительницей Шаганэ Тертерян.
4.Белоусов В. Кто была Шаганэ? Учительская газета. М., 1965, №79
5.Собрание сочинений. А.Т. Твардовского. Москва, «Художественная литература» В 6 томе 1983 г. опубликованы письма А.Т. Твардовского А.А. Котлову.
6.Том 5, Речь Твардовского на Всероссийском съезде учителей, упоминается о переписке поэта с Котловым А.А.
7.Есенин и Мордовия. А.А. Котлов. Саранск, 1977.
8.О есенинских чтениях в честь 80летия со дня рождения С.А. Есенина, проводимых Московским университетом им. Н.В. Ломоносова. Всеобщий интерес вызвала выставка книжных знаков (экслибрисов) из Мордовии.
9. Друг Есенина, известный поэт Рюрик Ивнев, заинтересовался графической миниатюрой художника А.И. Ванеева, на которой Есенин был изображен с Эрьзей (скульптором).
10.Газета «Советская Мордовия», 1979. «Есенин и Мордовский край»
11.Газета «Неделя» 1980. Публикует не печатавшееся ранее письмо поэта и заметки профессора И. Эвентова.
12.Газета «Октябрьская новь», №18, Саранск, 2000. Статья о Котлове А.А., участнике Великой Отечественной войны.
13.Газета «Известия Мордовии», 1983 г. Воспоминания Е.Ф. Хахлевой (работника сельской библиотеки) о Котлове А.А.
14.Газета «Республика Молодая», 1989. Журналист Ю. Сеничев о творчестве Котлова А.А.
Развешиваем детские рисунки дома
Акварельный мастер-класс "Прощание с детством"
Сказка "12 месяцев". История и современность
Рисуем акварельное мороженое
Сила слова