Русской литературе присуща такая черта, как изучение вечных проблем и вечных образов. Таким вечным типом, на наш взгляд, является Хлестаков, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». И изучение, и «примеривание на себя» главных черт характера данного персонажа считаем актуальным в любое время.
Вложение | Размер |
---|---|
kamnev_egor.doc | 58 КБ |
Муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 91» МО «Котлас»
Школьная учебно-практическая конференция
«ШАГ В НАУКУ»
Секция литературоведение.
Актуальность образа Хлестакова
из комедии Н.В.Гоголя «Ревизор».
Камнев Егор Олегович,
ученик 8 класса
МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 91»
Руководитель: Дурапова
Ольга Александровна,
учитель русского языка
и литературы
МОУ «Средняя
общеобразовательная
школа № 91»
Котлас, 2013 г.
Содержание.
Введение 3
Глава 1. Загадка Хлестакова. 4
Глава 2. Хлестаков во сне Городничего. 4
Глава 3. Почему Хлестакова принимают за ревизора. 5
Глава 4. Основные черты Хлестакова в характере современного человека. 8
Заключение. 9
Список литературы. 10
Введение.
Русской литературе присуща такая черта, как изучение вечных проблем и вечных образов. Таким вечным типом, на наш взгляд, является Хлестаков, герой комедии Н.В.Гоголя «Ревизор». И изучение, и «примеривание на себя» главных черт характера данного персонажа считаем актуальным в любое время.
Объект исследования – образ Хлестакова.
Предмет исследования – основные черты характера Хлестакова.
Цель нашей работы - не изучение образа Хлестакова как части художественного целого комедии Гоголя, а выявление ключевых черт его характера, которые живут в любом современном человеке.
Задачи:
Гипотеза: Образ Хлестакова очень актуален в современном обществе, и такое качество, как стремление выдать себя за более значимую особу, чем ты есть на самом деле присуще большинству современных людей.
Глава 1. Загадка Хлестакова.
Гоголь считал Хлестакова центральным персонажем комедии. Хлестаков — «столичная штучка», представитель той дворянской молодежи, которая наводняла петербургские канцелярии и департаменты, с полным пренебрежением относясь к своим обязанностям, видя в службе лишь возможность быстрой карьеры. В «Замечаниях для господ актёров» Гоголя о Хлестакове: «Один из тех людей, которых в канцеляриях называют пустейшими».
Одна из загадок «Ревизора» - почему глупый и простодушный Хлестаков водит за нос по-своему умного и опытного в делах Городничего, почему простодушный, ветреный, внешне не значительный Хлестаков водит за нос всех, с кем его сталкивает судьба.
Глава 2. Хлестаков во сне Городничего.
Ещё перед получением известия о приезде ревизора, Городничему снится сон, в котором являются ему две крысы.
Вот как о символике крыс в славянской народной традиции пишет современный культоролог: «Мыши и крысы наделены дьявольскими свойствами. Согласно кашубской легенде, дьявол сотворил крысу». А поляки Люблинского воеводства воспринимали крысу как воплощение дьявола, называют её злым духом и даже крестятся при виде её.
Отдельные черты крысы мы можем видеть в высказываниях Осипа о Хлестакове: «…профинтил дорогою денежки, голубчик, теперь сидит и хвост подвернул, и не горячится…», Добчинского: «…и глаза такие быстрые, как зверьки, так в смущение даже приводят…». Городничий, после предложения Хлестакова дочери, с изумлением говорит Анне Андреевне: «Тебе и во сне не снилось, с каким дьяволом породнилась».
Крысой, дьяволом, чёртом является Хлестаков в городе мошенников, взяточников. Именно «чёртом» называет Городничий неожиданно прибывшего ревизора, и Хлестаков «чёртом» мечтает вернуться домой: «…а хорошо бы, чёрт побери, приехать домой в карете, подкатить этаким чёртом к какому-нибудь соседу-помещику…». В высказывании Хлестакова о самом себе появляется слово «крыса» во второй раз: «Я только на две минуты захожу в департамент, с тем только, чтобы сказать: «Это вот так, а это вот так! А там уж чиновник для письма, этакая крыса, пером только тр, тр … пошёл писать»,- эта фраза находится в центре, в фокусе всего произведения. Хлестаков в пьесе будучи сам крысой, видит свинью, крысу в других чиновниках.
Городничий в слуге Хлестакова Осипе, увидит «друга»: в словах Городничего в десятом явлении третьего действия появляется слово «друг». Только так теперь обращается к слуге того, у которого в передней «графы и князья толпятся и жужжат там, как шмели», кто «департаментом управлял», перед кем «всё дрожит и трясётся, как лист». Из этого всего выходит, что две «чёрные, неестественной величины» крысы – это Хлестаков и Городничий, главные герои комедии Гоголя
Понятие революции, логики, внутреннего развития к Хлестакову неприменимы, хотя он и находится в постоянном движении.
Глава 3. Почему Хлестакова принимают за ревизора.
Сила Гоголя в том, что он делает всё, чтобы Хлестакова было как можно труднее принять за ревизора. Он демонстративно опрокидывает все мотивировки. Ревизором Хлестакова сделали Городничий и его окружение. Только страх может оправдать стол стремительную ошибку.
Городничий был напуган, объят страхом, с той минуты, как только получил письмо от своего приятеля, извещавшего о возможности прибытия ревизора, чувство тревоги не покидало Сквозника-Дмухановского. Во втором действии, являясь к Хлестакову, то есть к мнимому ревизору, Городничий смотрит на него «в испуге», «выпучив глаза». Когда Хлестаков кричит на Сквозника-Дмухановского, он вытягивается и дрожит «всем телом». В третьем действии, внимая хвастливым речам Хлестакова, «Городничий и прочие чиновники трясутся от страха». В конце этой сцены Городничий почти не в состоянии говорить. «А ва-ва-ва… ва», - бормочет он, желая сказать: «Ваше превосходительство». Страх Сквозника-Дмухановского – это прежде всего страх дурной совести, страх перед возможным наказанием или, точнее говоря, расправой. Действительно, «инкогнито проклятое» сильно тревожило Городничего. Судя по всему, это для него в новинку. Хотя перед нами человек бывалый с жизненным опытом, умный по-своему. А Хлестаков – человек, который не только не способен к каким-либо обдуманным действиям, но который даже речью своей не управляет, даже внимания не может остановить на определённом предмете… Да мог ли такой человек устоять перед Городничим? Однако у Хлестакова оказались свои, неожиданные преимущества.
Хлестаков понимает Городничего по-своему. В демонстративной заботе Городничего он видит угрозу, а угроза побуждает его к оправданию, даже к самообороне: дескать, его морят голодом, чай пахнет рыбой, а ни чаем, за что же ему терпеть такое…
Но с точки зрения Городничего, именно так должен вести себя подосланный чиновник. Поэтому оправдываться теперь начинает он сам и предлагает переехать с ним на другую квартиру.
Хлестаков вновь понимает этот шаг по-своему: «Я знаю, что значит на другую квартиру: то есть в тюрьму». И вновь страх побуждает его к самообороне, даже к нападению, даже к истерическим угрозам: «Да какое вы имеете право? Да как смеете?.. Да вот я… Я служу в Петербурге. Я, я, я…».
Но для Городничего это была вполне естественная реакция ревизора. Ибо она означала, что ревизор уже всё знает, уже достаточно выведал и высмотрел.
Уразуметь всё это и свести воедино Хлестакову не было никакой возможности, в чём он чистосердечно признался: «Я не знаю, однако ж, зачем вы говорите о злодеях и о какой-то унтер-офицерской вдове… Унтер-офицерская жена совсем другое, а вы меня не сможете высечь. До этого вам далеко… Я заплачу, заплачу деньги, но у меня их теперь нет!..» Городничий понял это упоминание о деньгах, такое понятное и обнадёживающее! Оно, казалось ему, открывает реальный путь спасения, предсказываемый ревизором. Хлестаков, разумеется, берёт взятку: отчего же не взять, если у него такая нужда в деньгах и если добрый Городничий желает помочь ему? Берёт с такой естественностью, с таким сознанием своей правоты, даже с таким оттенком признательности, которые к лицу настоящему ревизору.
Ничего не было для Хлестакова проще, чем соответствовать роли, ожидаемой от него Городничим. Ведь, не будучи ревизором, не собираясь себя за него выдавать и не подозревая даже – до самого отъезда, - что его принимают за кого-то другого, Хлестаков с полной естественностью соблюдал «тайну» инкогнито. Не намереваясь никого инспектировать и ревизовать, он с полным чистосердечием, без всякой задней мысли принимал разнообразные приглашения Городничего. Чистосердечие Хлестакова обмануло Сквозника-Дмухановского. Возникла непредусмотренная ситуация, к которой Городничий не был готов, и которая сбила его с толку. Страх и «инкогнито проклятое», конечно, содействовали обману Городничего, но они не имели бы таких последствий, не будь Хлестаков Хлестаковым. Ничтожнейший Хлестаков, именно в силу своего простодушия, с блеском отыграл ту роль, которую от него требовала обстановка, - роль хитрого и знающего себе цену ревизора.
Хлестаков потому и обманул городничего, что… не собирался его обманывать. Потому вёл себя хитрее, что был простодушнее. Сила страха – «сила всеобщего страха», как говорил Гоголь, - сыграла не последнюю роль в этом поражении. Страх подготовил Городничего и других чиновников к самообману.
Вот эмоциональная сцена вранья. После посещения богоугодного заведения, где был предложен великолепный завтрак, Хлестакову созданы все условия, чтобы раскрыть всё то, что томилось в его душе, рисовалось в мечтах. Это послужило основной безоговорочной веры чиновников и Городничего во враньё Хлестакова. А врёт Хлестаков о желанном пределе всех стремлений чиновников: иметь власть, известность, деньги, не прилагая никаких усилий.
Уже в первой же сцене в гостинице Хлестаков раскрывает ничтожество своей мелкой душонки, свои честолюбивые мечты, свое стремление к внешнему шику, к роскошной видимости, прикрывающей его пустоту и ничтожество. Герой сочетает в себе тщеславие с невежеством, глупость с наглостью и жаждой «покрасоваться», блеснуть. Самая характерная черта его, по выражению Гоголя, заключается в стремлении «сыграть роль чином повыше своего собственного».
Комизм сцен вранья Хлестакова в том, что его «безудержный полет» сталкивается с бедностью воображения: суп, хоть и «на пароходе приехал из Парижа», но подается на стол в кастрюльке; арбуз при неимоверности своей цены — «в семьсот рублей» — все-таки всего лишь арбуз; квартира Хлестакова фантастична только по цене, но вполне вписывается в средний чиновничий быт — «три комнаты этакие хорошие». С другой стороны, перевоплощения Хлестакова предельно удалены от его реальной жизни и являют, в его понимании, высшую ступень: не просто военный — главнокомандующий, не просто известный писатель — друг Пушкина, не просто важный чиновник — директор департамента. И все это вранье от страстного стремления избавиться от себя.
Основа вранья Хлестакова – бесконечное презрение к самому себе. Враньё потому и опьяняет Хлестакова, что в вымышленном мире он может перестать быть самим собой, отделаться от себя, стать другим, потому что сам-то он глубоко убеждён в том, что подлинно интересен может быть только «он», а не «я». Это придаёт вранью Хлестакова болезненный характер самоутверждения. Он превозносит себя потому, что втайне полон к себе презрения.
Еще одна яркая черта Хлестакова — короткая память, делающая его, в частности, не способным к сложным расчетам корыстолюбия и придающая ему те «чистосердечие и простоту», о которых Гоголь напоминал актерам как об основных чертах личности героя. В момент опьянения Хлестаков окончательно теряет всякую память и словно рассыпается «на отдельные образы, каждый из которых никак не соотносится с другими: «Я, признаюсь, литературой существую... Один раз я даже управлял департаментом... Меня сам государственный совет боится. Да что в самом деле. Я такой!.. Меня завтра же произведут сейчас в фельдмарш...». Хлестаков, бесспорно, одарен талантом подражательности. Но мгновенно приобретенное столь же мгновенно теряется, не оставляя и следа. В итоге, уснув очень важным лицом, он просыпается снова ничтожным чиновником и «пустейшим малым».
Глава 4. Основные черты Хлестакова в характере современного человека.
Итак, мы выявили следующие черты характера Хлестакова:
1.Стремление выдать себя за более значимое лицо, чем на самом деле.
2.Глупость.
3.Хвастовство.
4.Короткая память.
5.Враньё.
6.Простодушие.
7.Внутренняя пустота.
Какие из них присущи современному человеку? Чтобы ответить на этот вопрос, мы обратились к восьмиклассникам нашей школы и попросили их выделить те черты характера (из перечисленных выше) которые, на их взгляд, присущи большинству современных людей.
Вот такие результаты у нас получились:
1.Хвастовство – 20 человек.
2.Глупость – 16 человек.
3.Внутренняя пустота – 16 человек.
4. Стремление выдать себя за более значимое лицо, чем на самом деле – 12 человек.
5.Враньё – 8 человек.
6.Простодушие – 6 человек.
7.Внутренняя пустота – 2 человека.
Заключение.
Таким образом, мы проанализировали образ Хлестакова, выделили такие черты его характера, как стремление выдать себя за более значимое лицо, чем на самом деле, глупость, хвастовство, короткая память, врун, простодушие, внутренняя пустота. Проведя опрос мы выяснили, что образ Хлестакова очень актуален в современном мире, особенно такие качества, как глупость, хвастовство и постоянное враньё требуют осуждения и осмеяния.
Акварельные гвоздики
Загадка Бабы-Яги
Белый лист
Компас своими руками
В поисках капитана Гранта