Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов и ко многим из них ему нужно и придется приспосабливаться. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Вложение | Размер |
---|---|
kruzina_darya_gbou_no4.docx | 36.34 КБ |
X ТЕРРИТОРИАЛЬНАЯ УЧЕБНО-ИССЛЕДОВАТЕЛЬСКАЯ
КОНФЕРЕНЦИЯ УЧАЩИХСЯ
СЕКЦИЯ “Психология ”
«Психологическая адаптация подростков в социальной среде»
Научную работу
выполнила ученица
ГБОУ ООШ №4
8 « Б » класса
Крузина Дарья
Руководитель
Козлова Екатерина
Александровна
учитель истории и
обществознания
г. Новокуйбышевск
2014 год
1.Содержание..…………………………………………………………….стр.2
2.Введение……………………………………………………………………стр.3
3.Актуальность темы…………………………………………………..стр.4
4. Основная тема…………………………………………………………стр. 5
ВВЕДЕНИЕ.
Социальная адаптация личности является актуальной проблемой на протяжении всего развития общества, так как человек вынужден жить в мире, состоящем из других индивидов и ко многим из них ему нужно и придется приспосабливаться. При этом он взаимодействует как с отдельными представителями общества, так и с группами людей. И для того, чтобы это взаимодействие было успешным, человек должен знать и учитывать цели и нормы, принятые в данном обществе, выполнять определённые существующие правила, находить эффективные варианты поведения.
Уметь приспосабливаться к условиям социальной среды необходимо человеку любого возраста. Возрастные особенности подростка часто усложняют его адаптацию в различных социальных условиях. Кроме того, адаптироваться ему необходимо не только к относительно стабильному взрослому миру, но и к тому промежуточному сообществу, представленному подростками и старшими школьниками, нормы и ценности которого достаточно изменчивы. Многие подростки нуждаются в помощи при адаптации не только к новому социальному окружению, но и к прежнему окружению, которое представлено набором других социальных ролей.
Каждому этапу человеческой жизни присущи свои, определенные черты. Человек растет, взрослеет, совершенствуется его психология и физиология. Любой период жизни человека важен, но возраст между 12 и 15 годами признается наиболее трудным в становлении личности. У физиологов существует такое понятие, как адаптация. Оно характеризует способность организма приспосабливаться к внешним и внутренним воздействиям. Адаптация-это свойство всех живых организмов, присуще оно и человеку. Позже этот термин стал использоваться более широко. В психологии появилось определение социально-психологической адаптации. У подростков социальная адаптация играет важную роль в формировании
характера и воспитании личности.
Глава 1. Многие философы указывали на то, что социальная адаптация может быть гармоничной или искаженной в зависимости от качеств личности и условий жизнедеятельности человека.
Основные характеристики социальной адаптации мы находим еще у Платона, Аристотеля, Гегеля, Фейербаха. Занимали они и философов более позднего времени – Ф. Ницше, У. Джеймса, Т. Парсонса и др.
Одним из первых, кто стал изучать проблему функционирования живого организма как целостной системы, был французский физиолог К. Бернар.
Начиная с работ К. Бернара, адаптация рассматривается как совокупность динамичных образований, как соотношение между неравновесными системами.
Все частные стремления по отношению к общей внутренней предустановленной цели оцениваются как адаптивные и неадаптивные. Понятия «адаптивность — неадаптивность» раскрываются как тенденции функционирования целеустремленной системы и определяются соответствием — несоответствием между ее целями и достигнутыми результатами.
Адаптивность выражается в согласовании цели и результатов усилий по ее достижению.
Неадаптивность состоит в том, что между целью и результатом активности индивида складываются противоположные отношения: намерение не совпадает с деянием, замысел с выполнением, побуждение к действию — с его итогами. Идея несовпадения цели и результата является определяющей характеристикой неадаптивности.
4
Глава 2.
Я в ходе данной исследовательской работы проводила несколько анкет на установление школьной адаптации учащихся. В данном исследовании принимали участие, в качестве испытуемых 45 подростков 13-14 лет учащиеся 7-х классов. Это ученики двух параллельных классов. Среди которых 19 мальчиков и 26 девочек. В большинстве, за исключением трех, обучались с первого класса вместе. Большинство из них живут в одном районе и часто общаются между собой и вне школы. Практически все подростки из полных и благополучных семей, родители уделяют детям достаточно внимания и принимают участие в их воспитании.
По данным анкетирования было выявлено, что из 19 мальчиков имеют высокую школьную адаптацию всего 6 мальчиков, у 9 отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма адаптации) иу 3 положительное отношение к школе, но отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень адаптации). И у 1 негативное отношение к школе (школьная дезадаптация).
У девушек из 26 испытуемых 18 имеют высокую школьную и учебную адаптацию, у 6 средняя норма адаптации и всего у двоих положительное отношение к школе, но отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень адаптации).
Из данных исследований мы можем сделать выводы: во-первых, формирование себя как личности, формирование отношения к себе как к школьнику лучше прослеживается у девочек, потому что у большинства анкетируемых девушек выявлена высокая школьная адаптация.
В-вторых,
Каждый год детства подростничества и юности – это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки. Находясь в некоторой среде-семье, образовательном учреждении, компании сверстников – ребенок как бы «заглатывает» те нормы, ценности, устои, которые преобладают, главенствуют, а затем он постепенно перерабатывает их в свой личный опыт и жизненные цели. Но всё очень непросто. Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время главное - не жить как все, быть непохожим на других. Сложная спираль социально-психологического развития должна привести к социальной зрелости личности – состоянию типического и индивидуального в человеке. Но случается это не быстро и не всегда, потому что подросток не всегда хорошо адаптирован в своей социальной среде и в некоторых случаях это мешает ему в становлении личности.
6
В связи с широкой трактовкой понятия «адаптация» различают несколько ее видов: физиологическую, психофизиологическую, психическую, социальную. Применительно к процессу социальной реабилитации наибольший интерес представляют психическая, социально-психологическая и социальная адаптации.
Психическая адаптация выражается в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среде.
Социально-психологическая адаптация — это оптимизация взаимоотношений личности и группы, сближение целей их деятельности, ценностных ориентации, усвоение индивидом норм и традиций групп, вхождение в их ролевую структуру.
Социальная адаптация — это постоянный процесс активного приспособления индивида к условиям социальной среды.
Названные типы адаптации, хотя и имеют свои специфические особенности, проявляются как единое целое, в едином процессе приспособления ребенка к новым ситуациям жизни.
Этапы социально-психологического развития жестко к возрасту не привязаны. Хотя есть несомненная связь между социальной зрелостью и уровнем развития интеллекта. Каждый год детства, подростничества и юности - это не только новый шаг в психическом развитии, становлении личности, формировании психических функций и интеллектуальных возможностей, но это еще и ступень социального становления, расширения и качественного изменения социально-психологических возможностей человека. Социально-психологическое развитие - это процесс усвоения человеком доступного ему на данный момент социального опыта; творческая переработка последнего в личный опыт, во внутренние социальные ценности и установки.
Подростковый возраст, возносящий ребенка наивысшую, из доступных ему, ступень интеллектуального развития, наиболее богат и драматичен с точки зрения социально-психологического развития. Но и задолго до него ребенок вступает в активное взаимодействие с миром ценностей и норм.
Процесс социальной адаптации подростка проходит в определенных условиях. Главные из них – семья, школа, компания сверстников, занятия в различных спортивных секциях и кружках. Находясь в некоторой среде - семье, образовательном учреждении, компании сверстников - ребенок как бы «заглатывает» те нормы, ценности, устои, которые преобладают, главенствуют, а затем он постепенно перерабатывает их в свой личный опыт и жизненные цели. Но все очень непросто. Процессы «поглощения» и переработки социального опыта разнесены во времени. Есть целые этапы жизни, когда ребенок руководствуется в основном усвоенным, но не переработанным опытом, то есть живет чужим умом. В другие периоды жизни идет бурный процесс переработки, осмысления опыта: в это время.
Исследования внутреннего мира подростков показывают, что одна из самых серьезных проблем адаптации
среднего школьного возраста несогласованность убеждений, моральных идей и понятий, с одной стороны, с поступками, действиями, поведением, с другой.
8
Заключение.
В данной работе мной была изучена социальная адаптация подростков.
Данная работа направлена на решение весьма актуальной практической проблемы, социальной по своей значимости и масштабам и психологической по содержанию, - проблемы социальной адаптации подростков и старшеклассников.
Также мы выяснили, на какие группы делится социальная адаптации – это физиологическая, психофизиологическая, психическая и социальная, с последней мы познакомились более углубленно.
В данной работе я постаралась открыть все трудностиадаптации подростков в социальной среде, потому что подростковый возраст самый трудный, насыщенный разнообразными изменениями человека, как и внешне, так ивнутренне возраст.
Человек – существо социальное. С первых дней своей жизни онокружен себе подобными, включен в разного рода социальные взаимодействия. Будучи частью социума, человек приобретает определенный субъективный опыт, который становится частью его личности.
Понятие «адаптация» (от латинского слова adapto — приспособляю) — это приспособление организма к внешним условиям. В современной социальной психологии данное понятие трактуется широко.
Социальная адаптация в широком смысле слова означает соответствие, согласие, согласованность человека с окружающим миром. Социально-адаптированный человек в состояниивыполнять необходимые социальные роли и функции, он имеетустойчивые связи с окружающими, у него есть навыкиобщественного сосуществования в данной среде.
9
Список литературы.
1. Александровская, Э.М. Социально-психологические критерии адаптации к школе / Э.М.Александровская // Школа и психическое здоровье учащихся. – М., 1988.
2. Безруких, М.М. Ребёнок идёт в школу / М.М.Безруких, С.П.Ефимова. – М., 2000.
3. Баевский, Р.М. Оценка адаптационных возможностей организма и риска заболеваний / Р.М.Баевский. – М., 1997.
4. Браслав, Г.М. Эмоциональные особенности формирования личности в детстве / Г.М. Браслав. – М., 1990.
5. Венгер, Л.А. Готов ли Ваш ребёнок к школе? / Л.А.Венгер, Л.А.Венгер. – М., 1994.
6. Ветрова, В.В. Уроки психологического здоровья / В.В.Ветрова. – М., 2000
7. Гиппенрейтер, Ю.Б. Общаться с ребёнком. Как? / Ю.Б.Гиппенрейтер. – М., 1997.
8. Диагностика школьнойдезадаптации / под ред. С.А.Беличевой и др. – М., 1993.
9. Захаров, А.И. Как преодолеть отклонения в поведении ребёнка / А.И.Захаров. – М., 1989.
10. Клюева, Н.В. Учим детей общению / Н.В.Клюева. – Ярославль, 1997.
11. Маркова, А.К. Формирование мотивов учения / А.К.Маркова, Г.А.Матис. – М., 1990.
10
Приложения.
Анкета № 1.
Здравствуйте! Мы просим Вас принять участие в социологическом опросе, результаты которого будут использованы в учебной исследовательской работе.
1. Чем, по-вашему, является молодёжная культура? Сформулируйте свою точку зрения.
2. Что из жанров культуры более всего востребовано молодёжью (возможно несколько вариантов ответа):
А) эстрадные песни
Б) комиксы
В) журналы
Г) граффити
Д) классическая музыка
Е) театральные постановки
Ж) современные фильмы (фантастика, блокбастеры)
3. Согласны ли вы с тем, что молодёжная культура отличается от культуры российского общества в целом:
А) да, полностью
Б) да, частично
В) нет
Г) затрудняюсь ответить
А) да
Б) нет
В) затрудняюсь ответить
5. Назовите произведения молодёжной культуры, достойные называться классическими
__________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________
А) да
Б) нет
В) иногда
8. Как,по-вашему, государство относится к молодёжной культуре:
А) поддерживает
Б) устраивает на неё гонения
В) не замечает, относится равнодушно
Ваш возраст: _______
Пол:
А) мужской
Б) женский
Спасибо за участие!
Анкета № 2.
Здравствуйте! Мы просим Вас принять участие в социологическом опросе, результаты которого будут использованы в учебной исследовательской работе.
Анкета для определения школьной адаптации.
1. | Тебе нравится в школе? | да; |
2. | Утром ты всегда с радостью идёшь в школу или тебе часто хочется остаться дома? | иду с радостью; |
3. | Если бы учитель сказал, что завтра в школу не обязательно приходить всем ученикам, ты пошёл бы или остался дома? | пошёл бы в школу; |
4. | Тебе нравится, когда отменяются какие-нибудь уроки? | не нравится; |
5. | Ты хотел бы, чтобы тебе не задавали никаких домашних заданий? | не хотел бы; |
6. | Ты хотел бы, чтобы в школе остались одни перемены? | нет; |
7. | Ты часто рассказываешь о школе своим родителям и друзьям? | часто; |
8. | Ты хотел бы, чтобы у тебя был другой, менее строгий учитель? | мне нравится наш учитель; |
9. | У тебя в классе много друзей? | много; |
10. | Тебе нравятся твои одноклассники? | нравятся; |
Анализ результатов. За каждый первый ответ – 3 балла, за промежуточный – 1 балл, последний – 0 баллов.
Максимальная оценка – 30 баллов. Чем выше балл, тем выше школьная адаптация.
25 – 30 баллов: сформировано отношение к себе как к школьнику, высокая учебная адаптация.
20 – 24 балла: отношение к себе как к школьнику практически сформировано (средняя норма адаптация).
15 – 19 баллов: положительное отношение к школе, но школа привлекает больше внеучебными сторонами (внешняя адаптация).
10 – 14 баллов: отношение к себе как к школьнику не сформировано (низкий уровень адаптации).
Ниже 10 баллов: негативное отношение к школе (школьнаядезадаптация).
Анкета № 3
Здравствуйте! Мы просим Вас принять участие в социологическом опросе, результаты которого будут использованы в учебной исследовательской работе.
Анкета «Моя семья»
1.У вас полня или неполная семья?
а) Полная
б) Неполная
в) Сирота (дет. Дом)
2.Как вы оцениваете отношение родителей к вам?
а) Хорошее (доброта, забота, понимание)
б) Плохое (негативное, не понимание)
в) Очень плохое (Жестокость, агрессия)
г) Другое (напиши)_________________________________________
3.Что вы обычно делаете, если произошел конфликт с родителями или вы столкнулись с их непониманием?
а) Плачешь, прячась в укромный угол.
б) Будете отстаивать свою точку зрения.
в) Будете жаловаться кому-либо, ища решения проблемы.
4.Чем вы занимаетесь во внеурочное время? (Может быть несколько вариантов ответов)
а) Секции, кружки
б) Компьютер (игры, соц. сети)
в) Компьютер (учебные цели)
г) Ничем
д) Другое (напиши)______________________________________________
5.Сколько друзей вы имеете в своем классе?
а) 1
б) 2
в) 4
г)5 и более
Как напиться обезьяне?
У меня в портфеле
Воздух - музыкант
Лист Мёбиуса
И тут появился изобретатель