Краткий исторический очерк о создании, развитии хутора Рябовского. В работе освещена хронология хутора от образования до настоящего времени
Вложение | Размер |
---|---|
очерк о хуторе Рябовском | 20.61 КБ |
ОЧЕРК О РОДНОМ ХУТОРЕ
Родина! Отечество святое!
Перелески. Рощи. Берега.
Поле от пшеницы золотое
Голубые от луны стога
Сладкий запах скошенного сена.
Разговор в деревне нараспев.
Где звезда на ставенку присела
До земли чуть-чуть не долетев
Родина! Земля отцов и дедов!
Мы влюбились в эти клевера
Родниковой свежести отведав
С краюшка звенящего ведра
Я не знаю автора этих строк, но они мне близки и понятны, потому что в них я вижу свой родной казачий край, свой хуторок, затерянный в степях между Доном и Хопром на грани областей: Волгоградской, Ростовской и Воронежской. Я люблю свою Рябовку и приглашаю читателей окунуться в историческое прошлое моего родного хутора.
Ранней весной 1740г. Казак Степан Рябов с братом Николаем, жители станицы Зотовской, решили начать новую жизнь на новых землях. Они ни раз бывали раньше в бескрайней степной дали на запад от станицы, пасли здесь табуны лошадей, охотились. Им нравилась маленькая, но полноводная речка Едовля, в которой было изобилие рыбы, широкая балка с глубокими бараками в небольших лесочках. Целинные степи с высокими травами, лазоревыми цветами манили к себе людей отважных. Братья Рябовы построили себе жильё в этих глухих местах. Известно место, где был первый дом Рябовых. Это, возле моста, через речку Едовлю при въезде в пятое отделение ООО «Дальний».
Трудно было первым поселенцам.
Хутор назвали Рябовым или Рябовским по имени основателей. В наши дни в хуторе проживает немало жителей с фамилией Рябовы. В 1795 году в хуторе было пять дворов.
В этом же году по Хопру и Дону свирепствовала холера, от которой почти все жители хутора умерли. Те, кто остались живы, не покинули эти места.
В 1837 году в хуторе было уже 33 двора по обеим берегам речки. Видимо в это время хутор стал делиться на две части: Верховские и Низовские. Это было связано с течением Едовли и делило хутор примерно пополам.
В каждом хозяйстве были лошади, коровы, рабочие волы, домашняя птица. Вокруг хат были фруктовые сады. Огороды сажали по берегам речки Едовли. Плодородные земли давали хорошие урожаи пшеницы, ячменя, проса.
Хутор относился к Зотовскому юрту, в который входили Скулябный, Трехложанский, Кругловка, а также хутора, которых сейчас нет – это Лобачи, Митенский, Фролов. Адрес нашего хутора в это время был таков: область Войска Донского, Хоперский округ, Зотовский юрт, х. Рябовский.
В 1866 г. в хуторе построили Троицкую церковь: церковный приход был немалый, приходили жители хуторов: Рябовского, Политовского, Малинова, Холомкина, Грушева, Арепьева.
Церковь была просторная и красивая, вокруг росли фруктовые деревья: вишни, груши.
Стояла она на плацу и была огорожена. Она имела четыре колокола.
Когда мела пурга, над хутором и далеко по окрестностям разносился колокольный звон, это караульный бил в колокола, чтобы не заблудились те, кто в пути. Отбивали также часы, звали колокола к обедне. Здание церкви в настоящее время не сохранилось, но зато на этом месте построена новая церковь святой Троицы. Все вопросы жизни хутора решались на казачьем кругу. В хуторе его называли сбором. «Все на сбор» - объявляли иногда после обедни в церкви. На сборе принимали участие взрослые мужчины.
Они делили выпаса, землю, выбирали атаманов и решали другие вопросы. Многие десятилетия атаманами были выходцы из семьи Рябовых, последним атаманом в хуторе был Иван Рябов, избранный в 1910 году.
В 1898 г. в хуторе открылась церковно-приходская школа, в которой училось тридцать мальчиков ежегодно. К 1910 году в хуторе было построено новое здание школы на средства местного крупного скототорговца Михаила Андреевича Рябенко. Учителя в это время были урядник К. Ф. Привалов и священник М. И. Гончаров.
В центре стоял общественный амбар. На сборе решали, кому оказать помощь.
Как правило, зерно выдавали погорельцам, тем, кому не хватало семян для посева.
В хуторе проходили общественные работы по ремонту дорог, мостов, чистке колодцев.
Тогда хутор делился на четыре части и жители приводили свои отведенные кварталы в порядок.
В это время в хуторе были две частные лавки.
Лавка Ростофорычева, сейчас здание почти разрушено.
А вот лавка Вениамина Васильевича (фамилия неизвестна) хорошо сохранилась.
Это большой дом с «верхами» и «низами». В подвале была лавка и склад. Наверху жила семья. Сейчас это здание пустует.
Многие хуторяне строили дома, хозяйственные постройки навека. Так, дом хуторянина Георгия Кирсановича Покручина, построенный в 1896 году прекрасно служит людям и сейчас, сохранилось восемь каменных ступенек, терраса, резные ставни. Есть и другие дома, где порожки сделаны из больших каменных плит. В хуторе к началу XX века было четыре ветряка, так называли ветряные мельницы. Строили мельницы пришлые люди. Казаки мастерских не имели. Старые люди говорят, что мастеровые приходили со стороны.
Казаки занимались землепашеством, скотоводством. Главное их занятие было военное дело. Каждый казак, годный по здоровью к строевой службе, на своей лошади со своим обмундированием и снаряжением служил царю и Отечеству.
Рябовцы участвовали во всех крупных военных компаниях и войнах
Так в крымскую войну 1853-1856 гг. один хуторянин был награжден медалью, которая хранится в музее г. Ростова. Фамилия героя пока не установлена. За огромную честь почитали казаки служить в Атаманском полку в Петербурге в личной гвардии самого царевича. Атаманец – Казак редкого подбора – плечист, статен, красив лицом, высок.
Атаманцы были все как на подбор. Одного роста в голубой форме на рыжих лысых лошадях. Строй атаманцев был очень красив. Будто по одной линеечке были одеты фуражки казаков, сидевших на своих лошадях в строю.
Старики помнят атаманцев-хуторян – Сафронова Ивана Карповича, Узельщикова.
Всем известны строгие, и даже суровые нравы в воспитании подрастающих казачат. Мальчишек, которые «наделали беды», залезли в сад, огород, вызывали на сбор вместе с отцом, а если жив дед, то с дедом. И дед или отец секли собственного внука или сына в присутствии старых казаков, те строго следили, чтобы мальца не жалели, в обратном случае, розга могла достаться и отцу.
Воровства в хуторе не было, дома, как правило, не запирались. Вечерами над хутором звенели казачьи песни, слышался смех. Это молодежь собиралась на «улицу». Низовские собирались возле Митревых (дом сохранился), верховские – возле Рябовых (дом сохранился).
Часто собиралась «общая улица». Молодежь играла в «горелки», танцевала под гармонь, заводила знакомства. Но иногда такая улица заканчивалась самыми настоящими «кулачными боями» между низовскими и верховскими, в которых иногда участвовали и взрослые женатые мужчины.
Накануне первой мировой войны в хуторе стали проводиться весенние и осенние базары, которые славились на всю округу. Торговали в основном скотом.
Грянула первая мировая война, на фронт ушло более 100 молодых казаков.
Приближался 1917 год, который круто изменил жизнь хутора.
Революция! О ней в хуторе узнали от фронтовиков, среди которых были и революционно настроенные казаки. При поддержке бедноты был создан ревком, возглавил его казак Петр Рябов. В хуторе установилась Советская власть. Эпидемия тифа в 1918-1919 г. косила людей.
Через хутор проходили белые, красные, все перемешалось, шла гражданская война.
В 1919 г. вспыхнуло Вешенское восстание. Вешенцы засылали по хуторам казаков, чтобы расширить восстание против большевиков. Были они и в Рябовке. Некоторые старики вспоминали, что они агитировали за Советскую власть, но без коммунистов. Однако, казаки-фронтовики, отказались присоединиться к восстанию и создали свой отряд самообороны, в который было зачислено 250 человек. И вновь братоубийственная война. В ходе которой, сотня раскололась. Горели хутора, расстрелы, мародерство. Земля отцов стонала.
Но вот закончилась гражданская война, надо было налаживать жизнь и жить дальше. В 1924 г. создается партячейка, появились первые комсомольцы, они основали общество «Долой неграмотность», ставили пьесы в здании бывшей церкви, которую переделали в клуб и библиотеку. Колокола были сняты.
В 1927 г. в хуторе проживало 1080 человек (самое большое количество за всю историю). Налаживалась жизнь, увеличивалась запашка земли, росло поголовье скота. Но грянула коллективизация.
В 1929 г. Был образован колхоз им. Сталина. Зажиточных казаков и тех, кто не хотел вступать в колхоз, выселяли в Сибирь, и таких семей было 46.
В 1932 г. в колхозе появились первые тракторы. В 1936 г. – комбайны, 1937 г. – первая грузовая машина – водитель А. А. Лисин.
В этом же году формируется Рябовская МТС – директор И. А. Горюнов. Появилось электричество, радио, киноустановка. Открыта семилетняя школа.
Наступил 1941 год.
И вновь война - Великая Отечественная. Казаки ушли на фронт. Геройски сражались они за Родину. Многие служили в легендарном пятом Донской гвардии кавалерийском корпусе. Это Н. И. Привалов – комиссар корпуса, отец и сын Рябовы - Михаил Михайлович и Василий Михайлович. В 1944 г. их фотография украсила первую обложку журнала «Огонек». А в 1945 г.. отец и сын стали участниками исторического парада Победы в Москве на Красной площади. Отгремели залпы Победы. Более двухсот рябовцев отдали свои жизни, защищая Родину.
Наш хутор не был в оккупации. В 1942 г. фронт проходил буквально в 50 км, но враг был остановлен на берегу р. Дон в районе Базки Ростовской области. А в хуторе в это время был развернут госпиталь №2410, в который привозили раненых бойцов с Дона. Навсегда остались лежать в Рябовской земле 68 бойцов и командиров, умерших от ран. Мы, ученики Рябовской школы, ухаживаем за братскими могилами, приносим сюда цветы.
Закончилась война, залечивались раны, укреплялась экономика. На базе МТС в 1957 г. был создан мощный совхоз «Дальний». В хуторе с 1959 г. стала работать десятилетняя школа.
1991 г. – И вновь ветром перемен повеяло над хутором.
Жители хутора впервые избирали президента России. Распался СССР.
Совхоз «Дальний» преобразован в акционерное общество.
В 1993 г. – Указом Президента была ликвидирована Советская власть, был распущен и Рябовский Совет.
2000 г. – хутору 260 лет. Проживает 980 человек. Перестроечные года постепенно уходят в прошлое.
2003 г. – В нашем хуторе великая радость. Природный газ пришел в дома. Много сил и средств вложили жители Рябовки, чтобы в их домах зажегся «голубой огонек».
2006 г. – На месте, где была старая церковь, заложен фундамент нового здания церкви св. Троицы.
А в 2010 г. состоялось торжественное открытие новой церкви. Это было на Троицу, в престольный праздник нашего хутора.
В конце сентября этого года наш хутор посетил Его Преосвященство епископ Урюпинский и Новоаннинский Елисей. В церкви прошла праздничная литургия.
Я отпросилась у директора школы с уроков и пошла в церковь. Все, что я увидела и услышала, потрясло мою душу, оставило неизгладимый след. И даже ночью, когда я уснула, мне снилась праздничная литургия, слышался голос Его Преосвященства. И сейчас я смотрю на мир другими глазами.
На литургии были дети начальных классов нашей школы, которые буквально впитывали все происходящее.
Живут в генетической памяти традиции, обычаи наших дедов. И мы, молодое поколение, хотим, чтобы в нашей реальной жизни, заповеди казачьей жизни, вера православная были восстановлены и стали нормой нашей жизни.
Рисуем кактусы акварелью
Военная хитрость
Как зима кончилась
Ворона
Три загадки Солнца