Я обратил внимание на то, что педагоги с первого класса учат, чтобы все аккуратно выписывали буквы так, как это показано на доске, точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и прочие законы чистописания. И хотя всех учат одинаково, ко всем предъявляют одни и те же требования, почерк у всех детей разный. Меня это заинтересовало, зависит ли почерк от нашего темперамента.
Вложение | Размер |
---|---|
pocherk_i_temperament_cheloveka_issledovatelskaya_rabota.docx | 89.21 КБ |
pocherk_i_temperament_issledovatelskaya_rabota.pptx | 437.06 КБ |
Школьная научно-практическая конференция
«Почерк и темперамент человека»
Автор: Рифиниус
Степан Андреевич
ученик 4 «Б» класса
МБОУ Гимназии № 2
Руководитель: Иванова
Оксана Владимировна
г. Заозерный
2013 г.
Содержание
1 Введение …………………………………………………………… 3
2. Теоретическая часть……………………………………………...4
2.1. Наука, изучающая почерк человека………………………….4
2.2 Темперамент, виды темперамента…………………………….4
2.3 Что такое почерк …………………………………………………6
3. Практическая часть……………………………………………….7
3.1 Исследование почерка…………………………………………..7
4. Заключение………………………………………………………...10
Введение
Актуальность. Несмотря на то, что сейчас большинство документов выполняется при помощи компьютеров и принтеров, роль почерковедческих знаний так же велика, как и прежде. Документы удостоверяются подписями, в договорах и доверенностях встречаются рукописные записи. Экспертиза устанавливает подлинность подписи лица под документом.
Я обратил внимание на то, что педагоги с первого класса учат, чтобы все аккуратно выписывали буквы так, как это показано на доске, точно соблюдая расстояние между буквами, наклоны и прочие законы чистописания. И хотя всех учат одинаково, ко всем предъявляют одни и те же требования, почерк у всех детей разный. Меня это заинтересовало, зависит ли почерк от нашего темперамента.
Тема исследовательской работы: почерк и темперамент человека.
Цель исследовательской работы: выяснить, можно ли по почерку определить темперамент человека.
Задачи исследования:
Объект исследования: учащиеся класса
Предмет исследования: почерк учащихся
Методы исследования:
Гипотеза: предполагаю, что по почерку человека можно определить его темперамент.
2. Теоретическая часть
2.1. Наука, изучающая почерк человека
По данной теме из литературы я узнал много интересного .
Графология – учение о почерке как отражении свойств характера и психических состояний человека. (С.И. Ожегов)
По мнению графологов, поскольку не существует двух одинаковых почерков, почерк должен быть такой же формой проявления личности, как голос или выражение лица.
Хотя предположения о связи почерка с индивидуальными особенностями душевной жизни высказывались еще в античности, первая подробная работа, исследующая связь почерка и личности, была написана итальянским врачом Камилло Бальди (1622).
Отцом современной графологии принято считать аббата Жана Ипполита Мишона (1807-1881), который собирал и каталогизировал специфические особенности почерка и пытался установить строгие соответствия между ними и личностными качествами.
В начале XX века центр графологических исследований переместился из Франции в Германию. Вильгельм Прейер, профессор физиологии из Йены, обнаружил, что пациенты, из-за травмы, лишившиеся рук, при письме с помощью рта или пальцев ног выводят буквы так же, как ранее писали рукой; таким образом, «почерк руки» оказался на самом деле «почерком мозга».
2.2 Темперамент, виды темперамента
Темперамент – совокупность индивидуальных психических свойств человека, характеризующих степень его возбудимости и проявляющихся в его отношении к окружающей действительности, в силе чувств, поведении.
Различают 4 типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Следует учитывать, что часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темпераменты в «чистом» виде встречаются относительно редко.
Сангвиник - темперамент, характеризующийся живостью, легкой возбудимостью, быстрой сменой эмоций.
Повышенная активность, возбудимость. Живо и с большим энтузиазмом откликается на всё, привлекшее его внимание. Живая мимика и выразительные движения. По его лицу легко угадать, каково его настроение, каково его отношение к предмету или человеку. Быстро сосредоточивает внимание, при выполнении какого-либо дела работает быстро, может долго работать, не утомляясь, энергично принимается за новое дело. Быстрота ума, находчивость. Чувства, настроения, интересы и стремления очень изменчивы. Он легко сходится с новыми людьми. Легко привыкает к новым требованиям и обстановке. Азартен, склонен к риску. Может быть лидером и вести за собой, умеет увлекать других своими идеями. Не всегда чувствителен к переживаниям и проблемам окружающих, хорошо справляется лишь с той работой, которая для него интересна и важна. Не всегда ответственно выполняет то, что ему не очень нужно или неинтересно.
Холерик – темперамент, характеризующийся быстротой действий, быстрой сменой и силой эмоций.
Бывает несдержан, нетерпелив, вспыльчив, но так же легко отходит и забывает об обидах. Устойчивость стремлений и интересов, большая настойчивость, высокая ответственность, переживает за результаты и последствия своих действий, не любит расстраивать окружающих. Общителен, открыт, умеет сопереживать, сочувствовать, энергичный, работоспособный, быстро переключается с одного дела на другое, но не всегда внимателен и организован. Тревожен, беспокоен, не всегда чётко определяет приоритеты.
Флегматик – темперамент, характеризующийся уравновешенностью в сочетании с вялой реакцией и медлительностью в волевых проявлениях.
Мало эмоционален. Трудно рассмешить, разгневать или опечатать. Когда все смеются по какому-либо поводу, остаётся невозмутимым. При больших неприятностях остаётся спокойным. Мимика и движения не выразительны. Энергичен, отличается терпеливостью, выдержкой, самообладанием. Медленный темп движений и речи, ненаходчив. Медленно сосредоточивает внимание. С трудом переключает внимание, приспосабливается к новой обстановке и перестраивает навыки и привычки. С трудом сходится с новыми людьми и откликается на внешние впечатления.
Меланхолик - темперамент, характеризующийся слабой возбудимостью, глубиной и длительностью эмоций.
Повышенная чувствительность, незначительный повод может вызвать слёзы на глазах. Чрезмерно обидчив, раним, мнителен. Мимика и движения не выразительны. Голос тихий. Плачет и смеётся тихо. Пониженная активность. Нерешителен, не уверен в себе, робок, малейшая трудность заставляет опускать руки, неэнергичен, ненастойчив, легко утомляется и мало работоспособен. Легко отвлекаемое и неустойчивое внимание. Медленный психический темп. Обиды носит в себе, фиксируется на ошибках и неудачах.
2.3 Что такое почерк
Почерк – манера писать, характер начертаний букв в письме. Индивидуальная манера, характерные черты.
Каждый из нас обладает не только уникальной внешностью, своим характером, темпераментом, голосом, но и имеет свой собственный почерк. Почерк любого человека характеризует его своеобразный внутренний мир, особенности темперамента и даже настроения.
У каждого человека есть свой стиль жизни, свои устои. Изначально, во время становления характера человека, устанавливается и почерк.
Почерк окончательно формируется уже в старших классах школы. С течением времени он может изменяться лишь в деталях, основные же его признаки останутся у человека на всю жизнь.
Даже если мы попытаемся изменить свой почерк, опытный эксперт, сличив наш измененный и обычный почерк, легко найдет его общие элементы и выявит писавшего.
В мире не существует двух одинаковых почерков, так же как и одинаковых характеров. Даже если на первый взгляд, кажется, что почерки и характеры людей похожи как две капли воды, на самом деле это не так, они индивидуальны.
3. Практическая часть.
3.1 Исследование почерка
В исследовании приняли 7 человек учащихся 4 класса. Всем испытуемым было предложено написать на не разлинованном листе бумаги небольшой текст. Потом я провел графологический анализ почерков, где постарался наиболее точно определить личностные качества, темперамент испытуемых.
№ | Признак | Пример, описание | Ф.И |
Наклон букв | |||
Косой наклон (А) | эмоциональность, сердечность, способность к сочувствию, логичность в действиях и поступках | Юрк И., Рифиниус С., Деревнин Ж., Глушков Н., Холкин Ж., | |
Лежащий наклон (Б) | невоздержанность, вспыльчивость, сентиментальность | Каримов А. | |
Вертикальный почерк (Д) | сильная воля, самообладание, сдержанность, нравственность, уравновешенность | Тимофеев С. | |
Нажим на ручку | Сильный нажим | решительность, энергичность, интерес к новому окружению, активность, идеализм и материализм одновременно, работают с людьми | Глушков Н., Холкин Ж. |
Средний нажим | уравновешенность, спокойствие, целеустремленность, предсказуемость, обдуманность действий и поступков | Рифиниус С., Деревнин Ж., Каримов А., Тимофеев С. | |
Слабый нажим | чувствительность, творческая направленность, идеализация других, тонкий вкус, нерешительность, склонность к рефлексии | Юрк И., | |
Направление строк | Прямые строки | уравновешенность, сдержанность, последовательность, логика, целеустремленность, самообладание, дисциплинированность, любовь к порядку | - |
Поднимаю-щиеся вверх строки | эмоциональность, уверенность, инициативность, оптимистичность, стремление к успеху, оптимистический, честолюбивый, восторженный, энергичный и беспокойный по природе | Каримов А | |
Строки, уходящие вниз | пассивность, замкнутость, медлительность, склонность к «затягиванию». Неуверенный в себе человек, поддающийся влиянию со стороны. Легко расстраивается из-за неприятностей. При появлении препятствий легко падает духом. Или упадок самочувствия пишущего. | Глушков Н., Рифиниус С., Юрк И. | |
Волнистая строка | гибкость, дипломатичность, мягкость | Тимофеев С., Деревнин Ж., Холкин Ж. | |
Поля | Очень широкие поля | щедрость, гордость, хвастовство, расточительность, оригинальность, любовь к роскоши, изысканные привычки и манеры | Юрк И., Каримов А., Холкин Ж., |
Широкие поля | уверенность, деятельность, «широкая натура» | Тимофеев С., Деревнин Ж., Глушков Н. | |
Средние или узкие поля | скромность, деловитость, бережливость | - | |
Поля отсутствуют | естественность, непосредственность, мелочность, скупость | Рифиниус С. | |
Расстояние между строками словами | Небольшое | бережливый человек | Глушков Н., Холкин Ж., Тимофеев С., Деревнин Ж., Каримов А. |
Большие пробелы | щедрость, расточительность | Юрк И., Рифиниус С. | |
Форма букв, почерка | Закруглен-ные буквы | доброта, отзывчивость, склонность к сотрудничеству, пассивность, ожидание инициативы от других, согласие с мнением большинства | Юрк И., Рифиниус С., Каримов А., Глушков Н. |
Угловатые буквы | независимость, критичный ум, работоспособность, склонность составлять и осуществлять собственные планы, независимость суждений и мнений, упрямство, неуступчивость, требовательность, резкость | Тимофеев С., Холкин Ж., Деревнин Ж. | |
Каллиграфи-ческий почерк | дисциплинированность, аккуратность, несамостоятельность | - | |
Размер букв | Крупный почерк (6-7 мм и более ) | Общительность, склонность к широкому кругу контактов, ум, уверенность в себе, активность | Рифиниус С., Юрк И. |
Средний размер букв (4-5 мм) | не может быть самостоятельным критерием (характерен для большинства) | Тимофеев С., Холкин Ж., Деревнин Ж. Каримов А., Глушков Н. | |
Мелкий почерк (до 3 мм) | способность к концентрации внимания, сдержанность, замкнутость, скрытность | - |
Сопоставил анализ почерка с типами темперамента.
№ | Ф.И | Тип темперамента |
1 | Глушков Никита | меланхолик |
2 | Деревнин Женя | меланхолик |
3 | Каримов Артем | сангвиник |
4 | Рифиниус Степан | меланхолик |
5 | Тимофеев Саша | холерик |
6 | Юрк Илья | холерик |
7 | Холкин Женя | холерик |
Сравнил свои результаты с результатами школьного психолога. Школьный психолог проводила тест Г. Айзенка, на определение темперамента этих же учеников. Надо помнить, что обычно темперамент человека представляет собой смесь двух, а то и трех темпераментов. Тест помогает определить, какого из всех четырех темпераментов у человека больше. (Приложение № 1).
Далее я сопоставил результаты графологического анализа и результаты теста с особенностями типа темперамента испытуемых (Приложение № 2). В ходе исследования выяснил, что данные анализа почерка совпали с результатом теста на определение темперамента у 72% экспериментальной группы людей (7 человек). 2 человека (28%) вызвали сомнения с результатами теста Айзенка. Это доказывает, что темпераменты в «чистом» виде встречаются относительно редко.
4. Заключение
Из изученной мною литературы я узнал много полезного и интересного о темпераменте человека. Узнал, что различают 4 типа темперамента: сангвинический, меланхолический, холерический и флегматический. Следует учитывать, что часто в темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов. Темпераменты в «чистом» виде встречаются относительно редко.
Почерк любого человека характеризует его своеобразный внутренний мир, особенности темперамента и даже настроение.
С течением времени почерк может изменяться лишь в деталях, основные же его признаки останутся у человека на всю жизнь. В мире не существует двух одинаковых почерков.
Проводя графологический анализ почерка учащихся, определяя тип темперамента, необходимо учитывать состояние здоровья человека.
Проведенный мною графологический анализ почерка 7 человек показал, что почерк совпадает с темпераментом человека, поэтому он у всех людей разный.
Гипотеза о том, что по почерку человека можно определить его темперамент, подтвердилась. Для подтверждения можно использовать и психологические тесты.
Цель исследовательской работы достигнута.
Список используемой литературы
Список использованных источников информации
Приложение № 1
Результаты теста Айзенка
№ | Ф.И | Тип темперамента по тесту Айзенка |
1 | Глушков Никита | Холерик-меланхолик |
2 | Деревнин Женя | Меланхолик-холерик |
3 | Каримов Артем | Сангвиник |
4 | Рифиниус Степан | Меланхолик |
5 | Тимофеев Саша | Холерик |
6 | Юрк Илья | Холерик |
7 | Холкин Женя | Холерик |
Приложение № 2
Сопоставление результата графологического анализа и результата теста
№ | Ф.И | Определение типа темперамента по почерку | Определение типа темперамента по тесту Г Айзенка | Совпадение типов темперамента |
1 | Глушков Никита | Холерик | Холерик-меланхолик | ? |
2 | Деревнин Женя | Меланхолик | Меланхолик-холерик | ? |
3 | Каримов Артем | Сангвиник | Сангвиник | + |
4 | Рифиниус Степан | Меланхолик | Меланхолик | + |
5 | Тимофеев Саша | Холерик | Холерик | + |
6 | Юрк Илья | Холерик | Холерик | + |
7 | Холкин Женя | Холерик | Холерик | + |
Слайд 1
Тема исследовательской работы « « Почерк и темперамент человека » Автор: Рифиниус Степан Андреевич ученик 4 «Б» класса МБОУ Гимназии № 2Слайд 2
Цель исследовательской работы: выяснить, можно ли по почерку определить темперамент человека. Задачи исследования: Узнать, какая наука изучает почерк человека. Узнать, что такое темперамент, виды темперамента. Выяснить, что такое почерк. Провести анализ почерка детей в классе. Сравнить анализ почерка детей с выводами школьного психолога. Сделать выводы.
Слайд 3
Предмет исследования: почерк учащихся Методы исследования: Подумать самостоятельно. Изучить литературу по теме. Спросить у других людей. Провести анализ почерка. Обобщение результатов исследования. Гипотеза : предполагаю, что по почерку человека можно определить его темперамент.
Слайд 4
Результаты исследования 4 типа темперамента: сангвинический; меланхолический; холерический; флегматический. В темпераменте человека соединяются черты разных темпераментов.
Слайд 5
Почерк любого человека характеризует его своеобразный внутренний мир, особенности темперамента и даже настроение. С течением времени почерк может изменяться лишь в деталях, основные же его признаки останутся у человека на всю жизнь. В мире не существует двух одинаковых почерков.
Слайд 6
Сопоставление результата графологического анализа и результата теста № Ф.И Определение типа темперамента по почерку Определение типа темперамента по тесту Г Айзенка Совпадение типов темперамента 1 Глушков Никита Холерик Холерик-меланхолик ? 2 Деревнин Женя Меланхолик Меланхолик-холерик ? 3 Каримов Артем Сангвиник Сангвиник + 4 Рифиниус Степан Меланхолик Меланхолик + 5 Тимофеев Саша Холерик Холерик + 6 Юрк Илья Холерик Холерик + 7 Холкин Женя Холерик Холерик +
Слайд 7
Спасибо за внимание!
10 зимних мастер-классов для детей по рисованию
Щелкунчик
Украшаем стену пушистыми кисточками и помпончиками
Под парусами
Ледяная внучка