Межпредметный исследовательский среднесрочный проект по окружающему миру «Загадки о профессиях профессора Всезнайкина - Загадайкина».
Цели и задачи, решаемые в работе над проектом.
1. Познакомить с народными и авторскими загадками, с их классификацией.
2. Учить отгадывать загадки.
3. Учить сочинять загадки, пользуясь опорами.
4. Развивать мыслительные способности, речь, память.
5. Развивать творческие способности, аккуратность, навыки обращения с ножницами, клеем.
6. Воспитывать любовь к родному языку.
7. Формировать предметных (окружающий мир и литературное чтение) и межпредметные УУД
8. Учить систематизировать профессии по отраслям экономики.
Этапы работы над проектом.
1. Выбор темы проекта.
Детям рассказывается, откуда пришли к нам загадки (Приложение 1), предлагается загадка, которую они не могут отгадать (проблема). Решением проблемы будет знакомство со способами отгадывания загадок.
2. Выдвижение первоначальных идей.
- Нужно узнать как можно больше загадок, их классификацию.
- Нужно научиться выделять, указанные в загадке признаки неизвестного объекта (производить анализ).
- Нужно научиться сопоставлять и объединять эти признаки (производить синтез).
- Нужно научиться формулировать вывод (отгадать загадку).
- Нужно научиться сочинять загадки.
- Нужно научиться использовать загадки в играх.
3. Выдвижение лучшей идеи: изготовить игру – лото «Загадки о профессиях». Деление на группы.
1 группа – профессии работников транспорта
2 группа – профессии работников образования, науки, культуры и искусства
3 группа – профессии работников здравоохранения и социальных услуг
4 группа – профессии работников строительства
5 группа – профессии работников сельского хозяйства, лесоводства и рыбоводства
6 группа - профессии работников сферы обслуживания
7 группа – профессии и специальности работников промышленности
8 группа – профессии и специальности работников торговли
9 группа – профессии работников информации и связи
4. Планирование проектной деятельности по изготовлению игры.
- Сколько карточек будет в лото? (Знакомство с играми « лото»).
- Какие профессии для сочинения загадок выберем для нашего лото? (Знакомство с классификацией профессий (Приложение 2).
- Как будет выглядеть карточка? (Дети предлагают свои варианты оформления, рисуют отгадки в 2 экземплярах, печатают отгадки, приклеивают на цветной картон. Каждая группа оформляет одну карточку на выбранную тему).
- Как будет выглядеть коробка для игры? (Дети предлагают свои варианты, помогают учителю в оформлении).
- Как оформить загадки? (Печатают загадки и приклеивают к картинкам с обратной стороны).
Игра – лото «Загадки о профессиях» готова.
Проводится занятие по обучению способам отгадывания загадок, составление памятки. (Приложение 3)
Проводится занятие по обучению сочинению загадок, используя опоры. (Приложение 4)
5. Организация экскурсий
1 группа – пожарная часть
2 группа - драмтеатр
3 группа – медпункт
4 группа – цех обработки древесины
5 группа – краеведческий музей (беседа о лесе и лесном хозяйстве)
6 группа – парикмахерская
7 группа – швейное предприятие
8 группа – магазин
9 группа – почта
6. Оценка и самооценка проекта.
Игровые карточки выставляются для просмотра и оценивания.
Первая пробная игра. Обнаружение и исправление ошибок.
Рефлексия.
7. Презентация проекта.
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 63 КБ |
![]() | 12.28 КБ |
![]() | 2.66 МБ |
Межпредметный исследовательский среднесрочный проект по окружающему миру «Загадки о профессиях профессора Всезнайкина - Загадайкина».
Цели и задачи, решаемые в работе над проектом.
Этапы работы над проектом.
Детям рассказывается, откуда пришли к нам загадки (Приложение 1), предлагается загадка, которую они не могут отгадать (проблема). Решением проблемы будет знакомство со способами отгадывания загадок.
- Нужно узнать как можно больше загадок, их классификацию.
- Нужно научиться выделять, указанные в загадке признаки неизвестного объекта (производить анализ).
- Нужно научиться сопоставлять и объединять эти признаки (производить синтез).
- Нужно научиться формулировать вывод (отгадать загадку).
- Нужно научиться сочинять загадки.
- Нужно научиться использовать загадки в играх.
3. Выдвижение лучшей идеи: изготовить игру – лото «Загадки о профессиях». Деление на группы.
1 группа – профессии работников транспорта
2 группа – профессии работников образования, науки, культуры и искусства
3 группа – профессии работников здравоохранения и социальных услуг
4 группа – профессии работников строительства
5 группа – профессии работников сельского хозяйства, лесоводства и рыбоводства
6 группа - профессии работников сферы обслуживания
7 группа – профессии и специальности работников промышленности
8 группа – профессии и специальности работников торговли
9 группа – профессии работников информации и связи
- Сколько карточек будет в лото? (Знакомство с играми « лото»).
- Какие профессии для сочинения загадок выберем для нашего лото? (Знакомство с классификацией профессий (Приложение 2).
- Как будет выглядеть карточка? (Дети предлагают свои варианты оформления, рисуют отгадки в 2 экземплярах, печатают отгадки, приклеивают на цветной картон. Каждая группа оформляет одну карточку на выбранную тему).
- Как будет выглядеть коробка для игры? (Дети предлагают свои варианты, помогают учителю в оформлении).
- Как оформить загадки? (Печатают загадки и приклеивают к картинкам с обратной стороны).
Игра – лото «Загадки о профессиях» готова.
Проводится занятие по обучению способам отгадывания загадок, составление памятки. (Приложение 3)
Проводится занятие по обучению сочинению загадок, используя опоры. (Приложение 4)
1 группа – пожарная часть
2 группа - драмтеатр
3 группа – медпункт
4 группа – цех обработки древесины
5 группа – краеведческий музей (беседа о лесе и лесном хозяйстве)
6 группа – парикмахерская
7 группа – швейное предприятие
8 группа – магазин
9 группа – почта
Игровые карточки выставляются для просмотра и оценивания.
Первая пробная игра. Обнаружение и исправление ошибок.
Рефлексия.
Урок - презентация проекта «Загадки профессора Загадайкина».
Дети сидят за партами по группам.
Учитель. Мы с вами долго работали над проектом «Загадки о профессиях профессора Всезнайкина - Загадайкина»: узнали, какие бывают загадки, их историю, учились их отгадывать и сочинять, активно знакомились с разными профессиями , ходили на экскурсии. Итогом проекта стала красивая и умная игра, которую мы назвали «Загадки о профессиях». Пришло время познакомить всех с нашим проектом.
Дети читают стихотворение «Кем хотите стать вы, дети?»
Отчёты групп
Работу над проектом мы начали с просмотра интереснейшего мультфильма «Как появились разные профессии», разделились на 9 групп по отраслям экономики и, получив маршрутные листы, стали изучать профессии своей группы, сочинять о них загадки и изготавливать игру.
В медпункте гимназии мы бываем часто, но не всегда замечаем то, что нам показали во время экскурсии. Мы увидели гардеробное помещение, и профилактическое отделение. На стенах рассматривали плакаты о здоровье. Фельдшер Татьяна Ивановна рассказала нам о медицинских специальностях. Их очень много. Мы узнали кто такие фармацевты, педиатры, окулисты, стоматологи, реаниматологи, рентгенологи, кардиологи и другие. Нам очень понравилось в медкадбинете. По совету фельдшера гимназии, мы обязательно будем соблюдать правила здорового образа жизни.
Мы были на экскурсии в магазине «Стрекоза». Нам показали чёрный ход, кладовку, торговый зал, кассовый аппарат, на котором пробивают чеки. Этот магазин торгует товарами повседневного спроса: посудой, парфюмерией, канцтоварами. Есть отдел для мальчиков и для девочек. Мама Сони Крыжевич — менеджер этого магазина. Но ей приходится иногда работать и кассиром, и продавцом.
3. Мы любим смотреть телевизор, слушать радио, погружаться в Интернет. Так мы получаем информацию. Где мы посылаем и получаем посылки, бандероли, покупаем открытки, конверты, газеты, журналы? Конечно на почте. Там побывала группа «Юные почтальоны» и познакомилась с профессиями и специальностями работников информации и связи.
На почте с раннего утра всегда много народа. Кто -то получает посылку, кто — то оформляет подписку на любимую газету, кто — то пришёл за пенсией. Пять операторов обслуживали посетителей. Мы долго рассматривали витрины, на которых стояли красивые открытки и журналы для продажи. Сейчас в любом почтовом отделении стоят компьютеры с выходом в Интернет, и каждый за плату может получить нужную информацию. На втором этаже находится музей почты, но нам сказали, что мы ещё маленькие, а вот когда будем в 5 классе, то нас обязательно там примут.
Салон, где мы были, называется «Ретро — мотив». Нас проводили в комнату для маникура и педикюра, показали солярий, зал, где делают стрижки. Мы посидели в удобных креслах и нам, девочкам, даже сделали причёски. Парикмахеры в этом салоне очень доброжелательны и терпеливы. Мы вернулись красивые и довольные.
5. У каждой семьи есть автомобиль, а может и не один. Профессий людей, которые работают на транспорте очень много, ведь мы ездим, плаваем, летаем на различных транспортных средствах. А ведь есть ещё и специальный транспорт: машины скорой помощи, пожарные машины и другие автомобили. Группа «Юные водители» познакомилась с профессиями работников транспорта. Давайте узнаем, где они побывали.
Мы были на экскурсии в пожарной части и подробно познакомились с профессией пожарного.Там стоят пять пожарных машин: в одной — порошок, чтобы тушить сооружения, которые находятся под током, в другую вмещается 8 тонн воды, в третьей — и вода и пена, а четвёртая с лестницей. Пожарная форма весит до 5 кг. Самая тяжёлая — каска. Чтобы вызвать на пожар нужно позвонить о1 с домашнего телефона, а с мобильного МТС — 010. Будьте осторожны с огнём.
6. Всё ли вы знаете про людей, профессии которых очень творческие: актёры, учителя, учёные, художники? Это особые люди: целеустремлённые, талантливые, умные. Ребята из группы «Юные творцы» побывали за кулисами драмтеатра. Давайте услышим, что им там рассказали и показали.
Сначала мы были в зрительном зале, на сцене и на балконе, а потом нас провели за сцену и мы увидели комнаты, где работают костюмеры (они шьют костюмы для актёров), гримёры (они накладывают грим), реквизиторы и декораторы (они отвечают за реквизит и декорации на сцене). Нам даже дали потрогать некоторые ненастоящие предметы, так похожие на настоящие. Нам было очень интересно.
7. «Юные строители» знакомились с профессиями и специальностями работников строительства. Чтобы здание построить должен архитектор его придумать, каменщик и бетонщик построить, плотник и столяр занимаются деревянными деталями, стекольщик вставляет окна, кровельщик возводит крышу, печник кладёт печь, а маляр и штукатур выполняют внутренние работы. Продолжать можно долго. Послушаем же ребят: где они были и что видели.
Мы были в цехе обработки древесины и видели различные станки, на которых работают столяры и плотники. Они обрабатывают доски и делают из них рамы, двери, мебель, кормушки для птиц. Работа у них очень пыльная и шумная, но интересная. Надо соблюдать осторожность, так как пилы в станках очень большие и опасные.
8. Хотели ли вы побывать на заводе или на фабрике? А вот ребята из группы «Юные мастера», когда знакомились с профессиями и специальностями работников промышленности, были на швейном предприятии. Давайте их послушаем.
Мы ходили на экскурсию на швейное предприятие, где шьют бронежилеты для полицейских из сверхпрочной ткани. Когда мы вошли, то попали в очень большой цех со множеством швейных машин. За каждой сидит швея и выполняет свою операцию. Нам показали машину, которая отмеряет и отрезает застёжки — липучки, пистолет, который выдувает мел. Нам очень понравилось на экскурсии.
9. Как вы думаете, леса растут сами? А за птицами, рыбами и зверями нужно присматривать? Есть люди, профессией которых и считается разведение и уход за животными и растениями. Во время проекта ребята группы «Юные фермеры» узнали о профессиях работников сельского хозяйства, рыбоводства, пчеловодства, звероводства.О своей экскурсии в краеведческий музей расскажет группа «Юные фермеры».
В музее нам рассказали о большом лесном хозяйстве. Севернее Пскова располагаются таёжные леса, а южнее, где мы с вами живём, смешанные. Много людей заняты в лесном хозяйстве: лесники и лесничие, егеря, охотоведы, лесоводы, лесопатологи (это те, кто лечит лес от болезней). Лес — это огромное царство животных и растений. В музее выставлены самые известные экземпляры. В Псковской области много заповедников, где работают экологи. Они охраняют и изучают редкие виды растений и животных. Нам так понравилась экскурсия, что даже не хотелось уходить.
В класс входит профессор Загадайкин.
Профессор. Здравствуйте, девчонки!
Здравствуйте, мальчишки!
Обо мне, наверное, вы слышали, детишки?
Я загадки собираю,
Детям я их все читаю.
А зовут меня Всезнайкин
Профессор Загадайкин.
У меня загадок столько,
Сколько звёзд на небе.
Темы разные у них:
Вещи, птицы, мебель,
Фрукты, овощи, цветы,
Звери, ягоды, грибы…
Этих тем не перечесть,
И о профессиях там есть.
Есть загадки русские
(Краткие, народные).
Есть литературные
(Авторские, модные).
Чтоб загадку отгадать,
Нужно «голову ломать».
Ты её анализируй,
Придёт время – синтезируй.
Делай вывод поскорей,
Раньше всех других детей.
Знаю я, что вы загадки
Сочиняли тоже.
Кто же первый не боится
И её изложит?
Дети читают загадки собственного сочинения. Присутствующие отгадывают. Учитель помогает.
Профессор. Знаю я, что вы игру
Сделали, ребятки.
Пришло время доставать
О профессиях загадки!
Профессор Загадайкин проводит игру. Он раздаёт игровые карточки, достаёт из бумажного портфеля по – очереди таблички с загадками и читает их. Дети отгадывают и накрывают этими табличками отгадки на своих игральных картах. Если кто – то не отгадал, табличка с загадкой откладывается. Выигрывает тот, кто первый закрыл свою игральную карту. В конце игры отгадывают отложенные загадки.
Профессор. Очень я доволен вами,
Милые детишки!
На прощанье подарю
Обложку для книжки!
Вручаются подарки. Дети благодарят. Профессор машет рукой и уходит.
Учитель. Запомнился наш проект?
Рефлексия.
Дети обводят ладошку. Большой палец – что понравилось.
Указательный – что надо запомнить. Средний – что узнал самое важное. Безымянный – чему я научился (тема урока). Мизинец – для чего это надо знать.
Приложение 1.
Откуда в нашей речи появилась загадка?
Наши далёкие предки активно пользовались иносказательной речью. Начало 11 века. Князь Ярослав готовится к битве против Святополка. Но надо вызнать, каковы силы противника. Ярослав посылает в стан Святополка лазутчика, который встречается с разведчиком. Между ними происходит разговор, переданный Новгородской летописью. Лазутчик спрашивает: «Что ты тому велиши творити? Мёду мало варено, а дружины много». А разведчик отвечает: «Рцы Ярославу тако: да ещё мёду мало, а дружины много, да к вечеру дати». И понял Ярослав, что надо выступать в ночь.
Тайная речь использовалась не только на войне, но и в повседневной жизни, например, между невесткой и свекровью. А всё для того, чтобы умершие предки не поняли , что в доме поселился чужой человек, и не причинили зла. Вот осколки такой речи: «Ягольник яруя; двухвостка, возьми цупызник да уцупызни его!» Перевод несложен: « Горшок кипит; невестка, возьми ухват да выстави его!»
В древности загадки являлись средством обучения. В некоторых деревнях в одной из изб проходили «вечера загадок». Начинали их загадывать тогда, когда засыпала природа, считалось, что загадки имели свойство влиять на окружающую среду.
В ряде сказок герой становится богатым или даже царём благодаря отгаданным загадкам. Умение отгадывать загадки всегда было признаком зрелости. Жениху и его друзьям на свадьбе и по сей день принято загадывать загадки.
О том, что могло случиться с людьми, не понимающими иносказательную речь, поведала древнерусская летопись «Повесть временных лет». Княгиня Ольга решила отомстить древлянам, убившим её мужа князя Игоря. Она велела послам древлян оказать «почести» и приказала принести их к ней прямо в ладье, на которой те приплыли. Заранее она приказала вырыть на теремном дворе яму очень глубокую. «Хороша ли вам честь?»- спросила Ольга. Ничего не подозревали древляне и были рады такому приёму. Их же, как несли в ладье, так и бросили в яму, и закопали. Это была первая месть за смерть мужа. Древляне не знали, что ладья использовалась у киевлян в похоронном обряде.
Загадки в современной речи занимают не столь важное место, как было в древности, но их роль остаётся весьма значимой.
Приложение 2.
Классификация загадок.
Загадка – это краткое описание предмета или явления, часто в поэтической форме, заключающее в себе замысловатую задачу в виде явного или скрытого вопроса.
Народные загадки должны были сохраняться в памяти народа, поэтому они очень краткие.
Махнула птица крылом и покрыла весь свет одним пером.
Литературные или авторские загадки могут давать развёрнутое описание с указанием многочисленных признаков, используя художественные средства. Нередко это стихотворения из нескольких строк.
Есть, ребята, у меня два серебряных коня.
Езжу сразу на обоих. Что за кони у меня? Е. Благинина.
Тематика загадок.
1 группа – профессии работников транспорта
2 группа – профессии работников образования, науки, культуры и искусства
3 группа – профессии работников здравоохранения и социальных услуг
4 группа – профессии работников строительства
5 группа – профессии работников сельского хозяйства, лесоводства и рыбоводства
6 группа - профессии работников сферы обслуживания
7 группа – профессии и специальности работников промышленности
8 группа – профессии и специальности работников торговли
9 группа – профессии работников информации и связи
Приложение 3.
Способы отгадывания загадок.
Загадка представляет собой логическую задачу. Отгадать загадку – значит найти решение задачи, ответить на скрытый или явный вопрос, т. е. совершить сложную мыслительную операцию в определённой последовательности:
Памятка для ребёнка, отгадывающего загадку.
Приложение 4.
Обучение сочинению загадок.
Т. Н. Лобнина, автор книги «Рюкзачок с загадками» предлагает таблицу –опору, при помощи которой ребёнок сам может составить задачу о конкретном предмете, отвечая на вопросы. Вот пример.
Туча.
Какая?
| На что (кого) похожа? | Что делает? | Чем отличается? |
Белая Чёрная Лёгкая Величественная Страшная | Как вата Как ночь Как пух Как гора Как темнота Как корабль Как самолёт Как дым | Плывёт Летит Закрывает солнце Слёзы льёт | В руки не возьмёшь При ясном солнце Высоко в небе Движется Быстро исчезает Да не по волнам Да беззвучно Да глаза не ест Да не всхлипывает |
Могут получиться следующие загадки:
Плывёт, как корабль, но не по волнам. Белая, как вата.
Летит, как самолёт, но бесшумно. Чёрная, как ночь.
Закрывает солнце, как дым, но глаза не ест. Мягкая, как подушка.
Плачет, но не всхлипывает. Лёгкая, как пух.
Маршрутный лист
Группа «Юные водители»
1. Совершить экскурсию в пожарную часть.
2. Найти сведения о профессиях и специальностях работников транспорта.
3. Подготовить письменное сообщение о результатах своей работы.
4. Изготовить карту с картинками «Профессии работников транспорта» и 6 карточек с загадками для игры «Лото».
5. Отрепетировать выступление группы.
Маршрутный лист
Группа «Юные творцы»
1. Совершить экскурсию в Драмтеатр.
2. Найти сведения о профессиях и специальностях работников образования, науки, культуры и искусства.
3. Подготовить письменное сообщение о результатах своей работы.
4. Изготовить карту с картинками «Профессии работников образования, науки, культуры и искусства» и 6 карточек с загадками для игры «Лото».
5. Отрепетировать выступление группы.
Маршрутный лист
Группа «Юные врачеватели»
1. Совершить экскурсию в медпункт гимназии.
2. Найти сведения о профессиях и специальностях работников здравоохранения и социальных услуг.
3. Подготовить письменное сообщение о результатах своей работы.
4. Изготовить карту с картинками «Профессии работников здравоохранения и социальных услуг» и 6 карточек с загадками для игры «Лото».
5. Отрепетировать выступление группы.
Маршрутный лист
Группа «Юные строители»
1. Совершить экскурсию в цех обработки древесины.
2. Найти сведения о профессиях и специальностях работников строительства.
3. Подготовить письменное сообщение о результатах своей работы.
4. Изготовить карту с картинками «Профессии работников строительства» и 6 карточек с загадками для игры «Лото».
5. Отрепетировать выступление группы.
Маршрутный лист
Группа «Юные фермеры»
1. Совершить экскурсию в краеведческий музей.
2. Найти сведения о профессиях и специальностях работников сельского хозяйства, лесоводства, звероводства, рыбоводства и пчеловодства.
3. Подготовить письменное сообщение о результатах своей работы.
4. Изготовить карту с картинками «Профессии работников сельского хозяйства, лесоводства, звероводства, рыбоводства и пчеловодства» и 6 карточек с загадками для игры «Лото».
5. Отрепетировать выступление группы.
Маршрутный лист
Группа «Юные визажисты»
1. Совершить экскурсию в парикмахерскую.
2. Найти сведения о профессиях и специальностях работников сферы обслуживания.
3. Подготовить письменное сообщение о результатах своей работы.
4. Изготовить карту с картинками «Профессии работников сферы обслуживания» и 6 карточек с загадками для игры «Лото».
5. Отрепетировать выступление группы.
Маршрутный лист
Группа «Юные мастера»
1. Совершить экскурсию на швейное предприятие.
2. Найти сведения о профессиях и специальностях работников промышленности.
3. Подготовить письменное сообщение о результатах своей работы.
4. Изготовить карту с картинками «Профессии работников промышленности» и 6 карточек с загадками для игры «Лото».
5. Отрепетировать выступление группы.
Маршрутный лист
Группа «Юные продавцы»
1. Совершить экскурсию в магазин.
2. Найти сведения о профессиях и специальностях работников торговли.
3. Подготовить письменное сообщение о результатах своей работы.
4. Изготовить карту с картинками «Профессии работников торговли» и 6 карточек с загадками для игры «Лото».
5. Отрепетировать выступление группы.
Маршрутный лист
Группа «Юные почтальоны»
1. Совершить экскурсию на почту.
2. Найти сведения о профессиях и специальностях работников информации и связи.
3. Подготовить письменное сообщение о результатах своей работы.
4. Изготовить карту с картинками «Профессии работников информации и связи» и 6 карточек с загадками для игры «Лото».
5. Отрепетировать выступление группы.
Слайд 1
Наши экскурсииСлайд 2
Экскурсия в медпункт гимназии
Слайд 4
Экскурсия в магазин
Слайд 7
Экскурсия на почту
Слайд 9
Экскурсия в парикмахерскую
Слайд 11
Экскурсия в пожарную часть
Слайд 14
Экскурсия в театр
Слайд 16
Экскурсия в цех обработки древесины
Слайд 19
Экскурсия на швейное предприятие
Слайд 23
Экскурсия в краеведческий музей
Слайд 31
Спасибо за внимание!
Нора Аргунова. Щенята
Неньютоновская жидкость
Как нарисовать портрет?
Алые паруса
Хитрость Дидоны