Каков род, таков и приплод.
Пословица.
На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой - на бабушку? Почему о родственниках говорят: «Похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле? Меня тоже заинтересовал этот вопрос. Поиск ответа побудил меня обратиться к энциклопедиям, справочникам, словарям, где я смог найти нужные сведения. Пополнить мой интеллектуальный багаж в частности, помог также опрос жителей станицы Журавской и, моих одноклассников. Думаю, эта информация станет для вас интересной и полезной.
Материал проекта «Почему я похож на своих родителей?» можно использовать на уроках кубановедения при изучении следующих разделов: в 1-м классе - «Я и моя семья», во 2-м классе - «Труд и быт жителей Кубани», на дополнительных занятиях в классах казачьей направленности, во время проведения внеклассных мероприятий. Многие ребята пополнят «семейным» материалом мою мини-энциклопедию «Кто на кого похож».
Вложение | Размер |
---|---|
tekst_raboty.docx | 30.98 КБ |
Лукашова Светлана Ивановна
МОБУ СОШ № 14
Краснодарский край
Кореновский район
станица Журавская
учитель начальных классов
Конкурс научных проектов школьников
в рамках краевой научно-практической конференции "Эврика, ЮНИОР"
Малой академии наук учащихся Кубани
"Мой первый учебно-исследовательский проект"
Почему я похож на своих родителей?
(гуманитарное направление)
Рублевский Даниил Александрович,
Краснодарский край, Кореновский район,
станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная
школа №14 , 2 класс
Научный руководитель:
Лукашова Светлана Ивановна
учитель начальных классов,
МОБУ «СОШ №14»
МО Кореновский район
Кореновск
2013
"Мой первый учебно-исследовательский проект"
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Оглавление
Введение……………………………………………………………………..…..……2
1.Генетика. Общие сведения.…………………………………….…………….…..3
1.1. Генетика - наука о законах наследственности и изменчивости
организмов…………………………………………………………………….……….3
1.2. История развития генетики……………………………………..……….……….4
2. Почему же мы похожи на своих родителей………………………………….....7
3. Традиции нашей семьи……………………………………………………............8
Заключение……………………………………………………………….……………9
Список литературы…………………………………………………..………...........11
Приложения…………………………………………………………….………….....12
2
"Мой первый учебно-исследовательский проект"
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Введение
Каков род, таков и приплод.
Пословица.
На кого ты похож? Почему один человек похож на отца, а другой - на бабушку? Почему о родственниках говорят: «Похожи как две капли воды»? А чем похожи все люди на Земле? Меня тоже заинтересовал этот вопрос. Поиск ответа побудил меня обратиться к энциклопедиям, справочникам, словарям, где я смог найти нужные сведения. Пополнить мой интеллектуальный багаж в частности, помог также опрос жителей станицы Журавской и, моих одноклассников. Думаю, эта информация станет для вас интересной и полезной.
Материал проекта «Почему я похож на своих родителей?» можно использовать на уроках кубановедения при изучении следующих разделов: в 1-м классе - «Я и моя семья», во 2-м классе - «Труд и быт жителей Кубани», на дополнительных занятиях в классах казачьей направленности, во время проведения внеклассных мероприятий. Многие ребята пополнят «семейным» материалом мою мини-энциклопедию «Кто на кого похож».
3
"Мой первый учебно-исследовательский проект"
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
1.Генетика. Общие сведения.
1.1. Генетика - наука о законах наследственности и изменчивости организмов
Согласно законам наследования все основные признаки и свойства организмов контролируются и определяются единицами наследственной информации - генами. Предметом исследования генетики служит природа материальных носителей наследственности, механизмы их проявления, изменения и воспроизведения, возможные пути и методы их искусственного синтеза, формирование сложных свойств и признаков целостного организма, взаимосвязь наследственности и изменчивости, отбора и эволюции. Изучение наследственности и изменчивости методами генетики осуществляется на всех уровнях организации живой материи: молекулярном, клеточном, на уровне целостного организма и популяции (совокупности особей одного вида, длительно занимающей определенное пространство и воспроизводящей себя во многих поколениях).
Генетика [4] (отгреч. genesis - происхождение) - наука о законах наследственности и изменчивости организмов и методах управления ими.
Наследственность [6] — способность организмов передавать свои признаки и особенности развития потомству. Благодаря этой способности все живые существа сохраняют в своих потомках характерные черты вида.
4
1.2. История развития генетики
Различные представления о наследственности и изменчивости высказывались еще античными философами и врачами. В большинстве своем эти представления были ошибочными, но иногда среди них появлялись и гениальные догадки. Так, римский философ и поэт Лукреций Кар писал в своей знаменитой поэме «О природе вещей» о «первоначалах», определяющих передачу из поколения в поколение признаков от предков к потомкам, о происходящем при этом случайном комбинировании этих признаков, отрицал возможность изменения наследственных признаков под влиянием внешних условий.
Однако подлинно научное познание наследственности и изменчивости началось лишь спустя много столетий, когда было накоплено множество точных сведений о наследовании различных признаков у растений, животных и человека. Число таких наблюдений, проведенных преимущественно практиками-растениеводами и животноводами, особенно возросло в период с середины XVIII до середины XIX века.
Тем не менее, четких представлений о закономерностях наследования и наследственности вплоть до конца XIX века не было за одним существенным исключением. Этим исключением была замечательная работа Г. Менделя, установившего в опытах по гибридизации сортов гороха важнейшие законы наследования признаков, которые впоследствии легли в основу генетики.
Грегор Мендель [6] (1822–1884):
австрийский естествоиспытатель, монах, основоположник учения о наследственности;
1865 г. «Опыты над растительными гибридами»;
создал научные принципы описания и исследования гибридов и их потомства;
разработал и применил алгебраическую систему символов и обозначений признаков;
сформулировал основные законы наследования признаков в ряду поколений, позволяющие делать предсказания;
высказал идею существования наследственных задатков (или генов, как их потом стали называть).
Однако работа Г. Менделя (доложена им в 1865 году на заседании общества естествоиспытателей г. Брюнн и напечатана на следующий год в трудах этого общества
5
не была оценена современниками и, оставаясь забытой 35 лет, не повлияла нараспространенные в XIX веке представления о наследственности и изменчивости.
Датой рождения генетики принято считать 1900 год, когда три ботаника – Г. де Фриз (Голландия), К. Корренс (Германия) и Э. Чермак (Австрия), проводившие опыты по гибридизации растений, натолкнулись независимо друг от друга на забытую работу Г. Менделя. Они были поражены сходством его результатов с полученными ими, оценили глубину, точность и значение сделанных им выводов и опубликовали свои данные, показав, что полностью подтверждают заключения Менделя. Дальнейшее развитие генетики связано с рядом этапов, каждый из которых характеризовался преобладающими в то время направлениями исследований.
Название «генетика» развивающейся науке дал в 1906 году английский ученый У. Бэтсон, а вскоре сложились и такие важные генетические понятия, как ген, генотип, фенотип, которые были предложены в 1909 году датским генетиком В. Иогансеном. («Ген – это просто короткое и удобное слово, которое легко сочетается с другими»).
Следующий этап развития науки связан с именем Томаса Моргана (1866–1945г.г.). Именно он со своими учениками, изучая наследственность у маленькой плодовой мушки дрозофилы, открыли ряд закономерностей, известных в биологии как хромосомная теория наследственности. Генетические работы школы Моргана показали возможность строить карты хромосом с указанием точного расположения различных генов. На основе этой теории был выяснен и доказан хромосомный механизм определения пола. Хромосомная теория наследственности была крупнейшим достижением развития генетики и во многом определила путь дальнейших генетических исследований.
Следующее событие в истории генетики – открытие нарушений структуры гена или мутаций (Г. де Фриз), и первых химических мутагенов (в 1930-х годах в СССР). Надо отметить, что в первой половине XX века молодая наука нашла много сторонников среди советских ученых. Выдающийся вклад в генетику внесли работы Н. К. Кольцова, С. С. Четверикова, А. С. Серебровского и др. Хотелось бы остановиться подробнее на работах Н.И.Вавилова (1887–1943г.г.) – генетика, растениевода, географа, организатора и первого директора (до 1940 г.) Института генетики АН СССР. Он со своей школой открыли закон гомологических рядов (о генетической близости родственных групп растений) и создали учение о многообразии культурных растений и центрах их происхождений, собрав в экспедициях огромную коллекцию диких и культурных форм растений, важных для человечества.
6
С середины 1930-х годов, и особенно после сессии ВАСХНИЛ в 1948 году, в советской генетике возобладали антинаучные взгляды Т. Д. Лысенко (безосновательно названные им
«мичуринским учением»), что до 1965 года остановило ее развитие и привело к уничтожению крупных генетических школ.
Быстрое развитие генетики в этот период за рубежом, особенно молекулярной генетики во 2-й половине XX в., позволило раскрыть структуру генетического материала, понять механизм его работы.
Итак, проследим основные открытия в генетике на протяжении столетия.
1935 – экспериментальное определение размеров гена
1953 – структурная модель ДНК
1961 – расшифровка генетического кода
1962 – первое клонирование лягушки
1969 – химическим путем синтезирован первый ген
1972 – рождение генной инженерии
1977 – расшифрован первый ген человека
1980 – получена первая трансгенная мышь
1988 – создан проект «Геном человека»
1995 – становление геномики как раздела генетики
1997 – клонировали овцу Долли
1999 – клонировали мышь и корову
2000 год – геном человека прочитан.
7
2. Почему же мы похожи на своих родителей
Итак, мы уже знаем, что гены несут в себе всю информацию о человеке: от его пола до цвета глаз. При этом ребенок несет в себе как отцовские гены, так и материнские. Чьи гены более ярко выражены, на того он и будет больше похож. А сочетание этих генов иногда может дать человеку совершенно новые свойства. Недаром народная мудрость гласит: «Сын мой, а ум у него свой».
Если сравнить мамины детские фотографии с моими [Приложение I], можно увидеть, что мы с ней похожи как две капли воды. У нас одинаковый овал лица, разрез и цвет глаз, вьющиеся русые волосы, маленький нос, светлая кожа. Значит, в моей наследственности ярче проявились именно её гены.
8
3. Традиции нашей семьи
Какова хата, таков и тын, каков отец, таков и сын.
Пословица.
От своих родителей ребенок может наследовать и их особенности поведения, склонности, талант, увлечения, черты характера. Часто бывает так, что сын выбирает, наследует ту же профессию, что и отец, потому что она ему нравится и подходит больше всех остальных. Таким образом складываются профессиональные династии, рабочих, врачей, учителей, инженеров.
В нашей семье стало традицией делать поделки своими руками. Интересуясь историй своего рода, я выяснил, что мои пращуры занимались рукоделием. Бабушка и прабабушка любили вышивать. Они были также прекрасными цветоводами. Мама замечательный декоратор. Идеи поделок для школьных выставок принадлежат ей. На фотографиях представлены мои работы [Приложение II]. Поделка «Рождественский ангел» удостоена награды в муниципальном конкурсе детского творчества «Новогодняя фантазия» [Приложение III].
Ещё от мамы я унаследовал способность хорошо учиться, так как интеллект передаётся по женской линии. Из дисциплин я отдаю предпочтение гуманитарным наукам, что меня тоже сближает с матерью.
Хотя я внешне похож на неё, от папы я перенял увлечение спортом. Отец занимается профессиональным гиревым спортом [Приложение V].
Подтверждением его достижений являются почетные грамоты и дипломы [Приложение VI]. Фотографии папы неоднократно печатались в газете «Кореновские вести». Имя папы внесено в Почётную книгу «Золотая молодёжь Муниципального образования Кореновский район» [Приложение VII].
Я тоже занимаюсь спортом, посещаю секцию футбола. К спорту приобщаем и маму. В прошлом году наша семья участвовала в конкурсе «Папа, мама, я – спортивная семья!», где заняла 1 место [Приложение VIII].
9
"Мой первый учебно-исследовательский проект"
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Заключение
Каков корень, таков и отпрыск.
Пословица.
Историю генетики можно изучать бесконечно. В своей работе я постарался объяснить, что передается по наследству, а какие качества человек приобретает сам.
Задачи, поставленные мною, частично решены: история наследственности не может не волновать человека. Расширив свои познания в области генетики, я надеюсь, что помог и вам узнать много интересного о наследственности.
Я провёл опрос среди жителей станицы Журавской. Своим респондентам задал 3 вопроса:
1. Что такое генетика?
2. Что вы знаете о наследственности?
3. На кого вы похожи?
Вот каким получился результат:
1. Чаще всего говорят: это наука - 30%;
затрудняются ответить - 31%
2. Внешний вид, черты характера, болезни
передаются по наследству - 50%
3. Похожи: на маму - 40%;
на папу - 41%;
на бабушку - 12%;
на дедушку - 7%
10
Опрос показал, что не все люди, к сожалению, интересуются своей наследственностью.
Подводя итог, хочу сказать: важно, чтобы мы перенимали лучшие качества от своих предков и передавали их будущему поколению [Приложение IX], не теряя при этом своей индивидуальности [Приложение X].
11
"Мой первый учебно-исследовательский проект"
Рублевский Даниил Александрович
Краснодарский край, Кореновский район, станица Журавская
МОБУ средняя общеобразовательная школа №14 , 2 класс
ПОЧЕМУ Я ПОХОЖ НА СВОИХ РОДИТЕЛЕЙ?
(гуманитарное направление)
Научный руководитель: Лукашова Светлана Ивановна, учитель начальных классов
МОБУ СОШ № 14 МО Кореновский район
Список литературы
1.Асанов, А.Ю. Основы генетики и наследственные нарушения развития у детей: учебное пособие / А.Ю. Асанов, Н.С. Демикова, С.А. Морозов, А.Ю. Асанов. – М.: Академия, 2003. - 224с.
2. Газета «Кореновские вести», 2012-2013г.
3. Гончаров О.В. « Генетика. Задачи» - С.: «Лицей», 2005. - 352с.
4.Ожегов С.И., Н.Ю.Шведова. / Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Института русского языка им.В.В.Виноградова. - 4-е изд., дополненное. - М.: ООО «А темп», 2010. - 944с.
5. Современная энциклопедия. 2000г.
6. Ушаков Д.Н. Толковый словарь русского языка.- М.: Астрель, АСТ, 2007. - 912с.
7. Фогель Ф., Мотульски А. Генетика человека (в 3 томах) - М.: «Мир», 1990. - 312+384+368 с.
В Китае испытали "автобус будущего"
Браво, Феликс!
Сказка об одной Тайне
Сверчок
Снежная сказка